Лев Мадорский: Атеист становится ортодоксом

 341 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Зависть — тёмное чувство. Но когда вспоминаю про Гюнтера и Ренату, а, точнее, про Моисея и Сарру, то ловлю себя на том, что завидую им. Не потому, что они стали ультраортодоксами, а потому что живут как им нравится. У меня так не получалось всю жизнь. Что-то всё время мешало. У них получилось…

Атеист становится ортодоксом

(Невыдуманная история)

Лев Мадорский

Лев Мадорский

Даже не ортодоксом, а ультраортодоксом. То есть человеком ведущим строго еврейский образ жизни. С пейсами, нитями цицит, кашрутом, ежедневным изучением Торы и другими атрибутами глубоко верующего иудея. Атрибутами, которые перенесены из далёкого прошлого в 21 век и сохранились в неприкосновенности, пожалуй, только в Израиле, в США и вдруг появились в небольшом, я бы сказал, единичном экземпляре в Германии. Да и то лишь на некоторое время. Возможны ли такие метамарфозы? Я бы сказал, маловероятны, если бы перед глазами не было живого примера…

Атеист — ультраортодокс

В этой истории удивителен не только сам факт превращения, но и сопутствующие ему обстоятельтва. Во-первых, атеист (а, точнее, атеисты — муж и жена) были не евреями, (назовём их Гюнтер и Рената Шмидт), а немцами. Во-вторых, дед со стороны Гюнтера был членом NSDAP, работал в Гестапо, ненавидел евреев, был после войны осуждён на пожизненное и умер в тюрьме.

Я познакомился с Гюнтером и Ренатой в еврейской общине Дрездена, где более 2-х лет работал музыкантом. Гюнтер был сантехник. Рената — учительница младших классов. Они тогда ещё не приняли гиюр, но приходили каждый Шаббат вместе с молодым кантором (Ашер, 20 лет) из Израиля, которому сдавали комнату. Их постоянные приходы вызывали у членов общины всевозможные толки. Некоторые даже говорили, что необычные гости были специально направлены в общину чтобы за нами шпионить. Другие выдвигали версию, что Гюнтер и Рената искупают грехи своих отцов или дедов, которые замешаны в нацистских преступлениях. Эта версия казалась более правдоподбной. Во всяком случае, в Израиле живут около 300 принявших гиюр немцев, отцы и деды которых имели отношение к нацистской партии. В том числе, правнук брата Гитлера и внук брата Геринга.

Как-то кантор решил выступить на Рош-Ха-Шана с концертом. Несколько песен на идиш, несколько на иврите. Мы репетировали в общине и после репетиции я спросил Ашера (он прилично говорил по-немецки) что привело супругов Шмидт в иудаизм. Он рассказал, что у Гюнтера и Ренаты с еврейством всё серьёзно: они учат иврит, купили для соблюдения кашрута второй холодильник, меняют квартиру ближе к общине, чтобы ходить пешком на Шаббат.

— Но почему? Почему? — удивлялся я. — Этого кантор не знал.

Я сам делал первые шаги в религии и мне был интересен ответ на вопрос. Решил поговорить с Ренатой и Гюнтером напрямую и пригласил их вечером на ужин. Жена была против такого разговора

— Вера в Бога, — сказала она, — дело интимное. Им, скорее всего, будут неприятны твои вопросы.

— Но они же могут не отвечать,— возражал я.

— Только не затевай разговор при мне. Когда уйду, спрашивай о чём хочешь. Хоть о происхождении жизни на Земле.

После ужина женщины ушли в другую комнату, мы остались с Гюнтером и я набрался смелости, а, может быть, правильней сказать наглости.

— У тебя была религиозная семья?

— Нет. Я вырос в ГДР. Родители были коммунисты и атеисты. В общем, всё как у вас в Союзе: пионеры, комсомольцы, опиум для народа и т.п.

— А у Ренаты?

— Абсолютно то же самое.

— Но что же случилось? Почему вы поверили в Бога и, главное, почему ходите не в церковь, а в синагогу?

Гюнтер помолчал. Неожиданно встал из-за стола, походил по комнате, снова сел.

— Это, наверно, странно, Лев, но я как-то даже не задумывался о том, как всё началось. Теперь понимаю. Всё дело, наверно, в канторе. Ты знаешь — у нас нет детей. Был мальчик, но умер в два года. Когда молодой человек у нас поселился, то мы стали относиться к нему как к сыну. Всё, что он делал, стало для нас важным. Наш постоялец читал религиозные книги на иврите и мы стали изучать иврит. Рената предложила: «Не будем с кантора брать плату за комнату, но попросим давать нам уроки иврита». Я согласился. Теперь почти каждый вечер мы учим иврит. Постепенно уроки стали сопровождаться уроками иудаизма. Так мы поверили в Бога. Летом Ашер собирается в Израиль и мы хотим поехать вместе с ним и принять ортодоксальный гиюр. Как раз у жены в школе летом каникулы.

И ещё Гюнтер рассказал удивительную историю, подвинувшую их к вере.

— Мы решили делать тфилин. Вы, Лев, я думаю, знаете. Евреи должны делать этот обряд ежедневно. Но необходимо специальное приспособление. Это две чёрные коробочки, в которых находятся свитки со словами из Торы. Одна часть надеватся на голову. Другая завязывается на руку. Ашер посоветовал выписать из Израиля. Стоили коробочки 900 евро. Как назло, как раз в это время я потерял работу и мы купили новую машину в кредит. Короче, денег не было. И вдруг Рената купила билетик лотореи за 10 евро. Никогда не покупала, а тут как будто что-то подтолкнуло её купить. И случилось невероятное. Билетик выиграл. И не просто выиграл, а выиграл точно 900 евро. Не больше не меньше. Мы восприняли это как знак. Как поддержку Всевышнего.

Я регулярно в шаббат общался с супругами Шмидт на Богослужении и был поражён, когда увидел, что однажды они начали читать молитвенник не на немецком, а на иврите. Летом кантор, Рената и Гюнтер на три недели улетели в Израиль. Когда вернулись, супруги Шмидт вступили в общину. Теперь они стали евреями с новыми именами — Сарра и Моисей. Если еврейство оценивать не по родителям, а по соблюдению заповедей и приобщению к еврейскому образу жизни, то они были значительно большими евреями чем я, еврей по матери.

Прошло полгода и я узнал, что Ашер уезжает в Израиль. На его место приезжает другой кантор. Тоже из Израиля. Однажды после шаббата Гюнтер и Рената подошли ко мне:

— Хотим попрощаться. Мы уезжаем вместе с Ашером. Но не как туристы, а навсегда. Теперь будем жить в Израиля.

Мы обнялись…

Примерно через год община Дрездена переслала в общину Магдебурга, куда мы переехали, письмо от супругов Шмидт. Они писали, что живут в Иерусалиме, в религиозном районе. Недалеко от места, где живёт Ашер. Приглашали в гости. В том же году я прилетел в Израиль. Встреча с ними стала для меня очередным потрясением. Я приехал на такси к Стене Плача, где мы договорились встретиться, а потом прогуляться по городу, и сначала не узнал Гюнтера и Ренату. Они были одеты как ультраортодоксы. Особенно Гюнтер. Чёрный костюм, чёрная шляпа, цицит, пейсы. Всё как положено.

— В Германии, — сказал он, — мы бы не смогли ходить в одежде, которая отвечает нашей вере.

Это так. В Германии евреи, выходя из синагоги снимают кипу. Кругом мусульмане и носить кипу небезопасно.

— Ну как вам такая жизнь?— спросил я.

Ответил за обоих Гюнтер:

— Хорошо. Очень хорошо. Когда веришь в Бога, когда выполняешь Его заповеди, то жить легко и радостно.

Зависть — тёмное чувство. Но когда вспоминаю про Гюнтера и Ренату, а, точнее, про Моисея и Сарру, то ловлю себя на том, что завидую им. Не потому, что они стали ультраортодоксами, а потому что живут как им нравится. У меня так не получалось всю жизнь. Что-то всё время мешало. Предрассудки, мнительность, мнение окружающих, боязнь «что скажет Марья Алексевна». У них получилось…

В Израиле 1.5 млн. ультраортодоксов
Print Friendly, PDF & Email

40 комментариев к «Лев Мадорский: Атеист становится ортодоксом»

  1. «А.ГОРДОН Германия: взгляд постороннего еврея»
    Называть иммигрантов из Советского союза, приехавших в Германию благодаря записи «еврей» в советском паспорте, советскими евреями не корректно и не удачно. Корректное название для этих иммигрантов: русские полного или частичного иудейского происхождения. Но происхождение не делает индивида принадлежащим к религиозной группе или к национальности. Такая принадлежность является продуктом воспитания. В Советском союзе иудейского воспитания и образования не было, иудаизм был подавлен, людей иудейского происхождения назвали евреями, но воспитали в рамках нерелигиозной русской традиции. Иммигранты, зарегистрированные как евреи, воспользовавшись шансом, предостваленным им немецкой политикой, приехали в Германию не с целью приобщиться к иудейским традициям, а в надежде на лучшую жизнь в благоустроенной стране. Они вряд ли в видимой перспективе пополнят иудейскую общину Германии. Именно иудейскую, а не еврейскую, ибо еврейской общины в Германии нет, а есть только иудейская.

    1. Именно иудейскую, а не еврейскую, ибо еврейской общины в Германии нет, а есть только иудейская.
      —————————-
      Я бы, уважаемый Банчуков, разделил Ваш коммент на несколько частей. Была ли колбасная составляющая в еврейской иммиграции в Германию ? Безусловно. Есть ли будущее у еврейской общины? Нет. Её ждёт ассимиляция. Что же касается тезиса, вынесенного сверху. То я с ним не согласен. Иудейской и общины в Германии нет. Есть светская, уменьшающаяся, как шагреневая кожа. Она построена не на религии ( религиозных евреев из бывшего Союза можно посчитать по пальцам) , а на потребности общения в самом что ни на есть светском ключе.

  2. ЧТО СКАЖЕТЕ НА ЭТО, НЕПОСТОРОННИЕ ЕВРЕИ ГЕРМАНИИ?
    ***********************************
    А.ГОРДОН
    Германия: взгляд постороннего еврея
    05.11.20210
    (фрагмент статьи)
    НЕМЕЦКИЕ ЕВРЕИ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
    Я много раз выступал в немецких еврейских общинах с лекциями об Израиле и презентациями книг. Когда я писал о немецких евреях прошлого, я поневоле сравнивал их с немецкими евреями настоящего, в основном выходцами из СССР. В отличие от своих предшественников, немцев по языку и культуре, родившихся и выросших в Германии, советские евреи в Германии – иностранцы. Их дети – гибриды, не евреи и не немцы, даже при отличном знании немецкого языка. Они ищут себя в удобной, благополучной и чужой стране. У исчезнувших евреев Германии были глубокие корни в своей стране, но их вырвали из нее с корнями. Они так и не стали «своими». Дети сегодняшних советских евреев, обладатели немецких паспортов, не имеют корней в стране, гражданами которой они являются, но жаждут, как и их предшественники, укорениться в Германии. У них нет той интимной, уникальной связи со страной, которая была у немецких евреев до Холокоста. Они теряются в идентификации, блуждают среди церквей, к которым не имеют отношения, проходят мимо еврейских кладбищ, на которых захоронены не их семьи, читают повести и стихи о любви и родине, написанные далекими от них по духу людьми. Они – поколение пустыни в стране обильных дождей, больших рек и красивых озер. Германские власти делают вид, что хотят возродить еврейскую общину. Им известно, что привезенные ими евреи мыслят, чувствуют, живут образами, понятиями, способами, заимствованными из советской жизни, а их дети далеки от еврейских общин, в которых родители говорят и думают по-русски. Советские евреи, населяющие еврейские общины Германии, которые смотрят на своих детей, осознают, что еврейская жизнь в Германии окончилась. Жизнь эта окончилась намного раньше – с исчезновением старой общины в 30-40-х годах прошлого столетия. У сегодняшних евреев нет прошлого, немецкого прошлого, на котором строится традиция и зиждется продолжение национальной жизни. Советские евреи мало знают о своих предшественниках, плохо говорят, пишут и читают на их языке, и используют Германию как удобное жилище с мягким климатом, из которого доступна Европа и в котором можно рядиться в евреев, отдаляясь от своего народа в детях и внуках. Германия, с которой были кровно и духовно связаны герои моих книг, –чуждая для советских евреев страна.

    Фрагмент из новой книги, пятого тома пенталогии историко-биографических очерков «Безродные патриоты», «Коренные чужаки», «Урожденные иноземцы», «Посторонние» и «Своя Инострания»; приобретение книг возможно по адресу: algor.goral@gmail.com; до публикации пятого тома другие его фрагменты вышли в свет на английском языке в журналах США и Канады)

    1. Советские евреи, населяющие еврейские общины Германии, которые смотрят на своих детей, осознают, что еврейская жизнь в Германии окончилась
      —————-
      Поддерживаю оценку Александра.

  3. “Атеист становится ортодоксом” (Лев Мадорский)
    ***
    Да в принципе ничего странного. Можно найте не меньше, а то и больше случаев обратного — ортодокс становится … ну если и не убежденным атеистом (хотя и такое бывает), то т.н. светским верующим или агностиком наверняка. Возможно, тут даже присутствует, как Лев пишет, и чувство зависти — у некоторых атеистов в неспособности быть глубоко погруженными в веру, в исполнение заповедей и религиозных ритуалов ортодоксами, а у некоторых ортодоксов, соответственно, быть свободными от всего вышеназванного атеистами. В конце концов у каждого свой выбор, как в знаменитом стихе Юрия Левитанского:

    “Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу …
    «…»
    Каждый выбирает для себя.
    Выбираю тоже — как умею.
    Ни к кому претензий не имею.
    Каждый выбирает для себя.”.

    К этому можно только добавить, что каждый выбирает себе и то место, ту среду, в которой ему лучше и уютней всего быть. Пока такое право выбора где и с кем быть существует и является неотьемлемой частью демократического общества, значит дела наши неплохи.
    ***
    Притча о храме и баре

    Человек пришёл в храм. Ещё перед входом, будучи в раздумиях о своих делах, он забыл выключить телефон, который во время молитвы резко зазвонил у него в кармане. Священник, прервав служение, строго отчитал его. Люди, которые молились, гневно смотрели в его сторону и упрекали ему после молитвы за то, что он нарушил их сакральную тишину. Всю дорогу домой его жена злобно и ворчливо выговаривала ему за его невнимательность и что теперь будут о них сплетничать прихожане! На лице человека можно было увидеть стыд, растерянность и унижение.

    После этого случая человека никогда больше не видели в храме.
    Тогда, после возвращения домой, в тот же вечер он пошёл в бар. Мужчина всё ещё был в уныний после испытанного, нервничал и его руки дрожали. Случайно задев рукой, он опрокинул рюмку и разлил свой напиток. Заметивший это официант извинился, дал ему салфетку, чтобы вытереться, а сам заново накрыл на стол. Подошедший уборщик аккуратно вытер облитый пол. Управляющая бара улыбаясь предложила ему другой напиток за счёт заведения. При этом она сказала: «Не беспокойтесь, мужчина. Все делают ошибки».
    С этого дня он ходил в бар каждый вечер.

    1. Притча о храме и баре
      ——————-
      Мораль притчи не очевидна. Я понимаю так: Человек выбирает ту линию поведения, ту жену, того друга, тот образ жизни, где ему комфортней, приятней, спокойней. В нашем случае в среде ультраортодоксов или в окружении атеистов…

    2. BORIS — 2021-11-06 13:14:
      =====
      Согласен с Вами, уважаемый коллега!
      Достаточно часто говорено от том, что величие и сила Израиля (промышленная, военная, хозяйственная и даже политическая) создана ТРУДОМ тысяч политиков, учёных, работнков всех отраслей. Бесспорно, что вера была прекрасным подспорьем для многих, м.б. даже для подавляющего большинства, но никогда не решающей силой.

      1. Soplemennik:
        “Достаточно часто говорено от том, что величие и сила Израиля (промышленная, военная, хозяйственная и даже политическая) создана ТРУДОМ тысяч политиков, учёных, работнков всех отраслей. Бесспорно, что вера была прекрасным подспорьем для многих, м.б. даже для подавляющего большинства, но никогда не решающей силой.”
        ***
        Да, уважаемый Soplemennik, мне тоже сопоставление учеников ешив и колелей с учеными, якобы пишущими никчемные статьи за гранты, подчеркивая равнозначность и равноценность обеих, показалось сильно притянутым за уши.

  4. Отзыв по почте от М.Ф.
    mark fuxВчера, 8:54
    Кому: вам
    1.Относительно вашей статьи. Вера — дело интимное и не терпит суеты, а тем более гласности, как формы привлечения внимания к себе и своим убеждениям, как метода агитации в любой форме.
    В этом плане я бы посоветовал вам обратить внимание на поиски истины у Ю. Дегена, С. Рон Мория. И конечно воздержался бы от принятия всерьез того о чем вещает Б. Камянов который уже дошел до того, что разделил евреев по сортам.
    Вам известна израильская частушка конца прошлого века:
    «Встретил я Камянова
    Трезвого, не пьяного.
    Трезвого? Не пьяного!?
    Значит не Камянова.»
    2. Будем ждать вас. Замечательно! Постараюсь уделить вам внимание. Мои координаты вам известны.

  5. «… ловлю себя на том, что завидую им. Не потому, что они стали ультраортодоксами, а потому что живут как им нравится. …»
    =====
    Такая жизнь будет ПОЛНОСТЬЮ нравиться (на уровне, что таким действительно стоит завидовать) только если у человека есть ВРОЖДЁННАЯ СКЛОННОСТЬ полностью посвятить себя изучению некого знания — и по абстрактности и сложности «Тора» (это включает Талмуд и многое другое) принципиально похожа на математику, теоретическую физику, философию, психологию и т.д.

    Такой ВРОЖДЁННОЙ СКЛОННОСТИ точно нет у минимум 3/4 евреев, хоть светских, хоть харедим. А приобрести её чрезвычайно сложно, на это способно гораздо меньше 1% людей. Так что уже только из-за этой причины ультраортодоксы как правило живут НЕ так, как им ПОЛНОСТЬЮ нравиться — хотя в среднем, в здоровых общинах они по-моему действительно чуть более счастливые люди из-за поддержки своей социальной среды.

    Немного спекуляции: мне кажется, что если бы Лев Мадорский родился бы ультраортодоксом, то он бы скорее посвятил себя музыке, чем изучению Торы — и продолжал бы комплексовать по этому поводу 🙂
    А это неверно. Как сказал еврейский праведник раби Зюся из Аниполя (пересказ по памяти): «в будущем мире меня не спросят, почему я был плох как Моше-рабейну. Меня спросят, почему я был плох как раби Зюся.»

    1. Немного спекуляции: мне кажется, что если бы Лев Мадорский родился бы ультраортодоксом, то он бы скорее посвятил себя музыке, чем изучению Торы — и продолжал бы комплексовать по этому поводу
      ————————
      Затрудняюсь проследить за ходом Вашей мысли, Бенни. Я, действительно, комплесую, но не потому что не стал ультраортодоксом, а потому что не мог никогда или почти никогда позволить себе жить так, как хочется. Всё время действовал с оглядкой: что скажут близкие, окружающие, учителя, ученики. Завидую тем, кто в силах отбросить условности и говорит что думает и живёт как ему хочется. Так жить могут единицы, но Гюнтер и Рената ( Сарра и Моисей) сумели…

      1. Лев Мадорский: » … Завидую тем, кто в силах отбросить условности и говорит что думает и живёт как ему хочется. …»
        =====
        Ваше мнение понятно.

        По-моему часть таких людей это действительно сильные люди — и Бог даёт им испытания по их силам, не меньше. Ближе к концу их жизни им нередко таки можно позавидовать. Другая часть таких людей очень глупо хочет «съесть пирожок так, чтобы он остался целеньким». Потом таким не позавидуешь.

        Спасибо Вам за интересную статью, долгих и полноценных лет жизни — а также решительности и нерешительности в правильных ситуациях.
        Последняя часто защищает нас от собственных утопических фантазий и от переоценки своих сил.

        1. а также решительности и нерешительности в правильных ситуациях.
          Последняя часто защищает нас от собственных утопических фантазий и от переоценки своих сил
          —————————
          Большое спасибо, Бенни, за интересный отзыв и, особенно, за мудрое пожелание, вынесенное сверху

    2. “Такой ВРОЖДЁННОЙ СКЛОННОСТИ точно нет у минимум 3/4 евреев, хоть светских, хоть харедим. А приобрести её чрезвычайно сложно, на это способно гораздо меньше 1% людей. ”
      ***
      Любопытное замечание. Тогда получается что из примерно 140 000 нынешних иешиботников в Израиле, врожденная склонность к изучению Торы присутствует меньше чем у 1 400. Возникает резонный вопрос, чем же тогда заняты остальные 138 600 молодых людей, не имеющих склонность к длительному и кропотливому изучению материала, который “по абстрактности и сложности принципиально похож на математику, теоретическую физику, философию, психологию и т.д.”?

      1. BORIS:
        1) «… Тогда получается что из примерно 140 000 нынешних иешиботников в Израиле, врожденная склонность к изучению Торы присутствует меньше чем у 1 400. …»
        =======
        Ешиботники (вернее ученики колеллей для семейных мужчин) это примерно половина семейных мужчин харедим, так что получается примерно 30~50%, а не Ваш 1%.

        2) «… Возникает резонный вопрос, чем же тогда заняты остальные …? …»
        =======
        Как это чем? Создают социальную среду, в которой вырастают немногие мудрецы Торы.
        Это даже лучше, чем в современной науке, где ещё больший % ученных осваивают гранты и пишут никому не нужные статьи, даже если на них и ссылаются. И это я про точные науки, с гуманитариями всё гораздо хуже.

        1. “Ешиботники (вернее ученики колеллей для семейных мужчин) это примерно половина семейных мужчин харедим, так что получается примерно 30~50%” (Benny B)

          Так примерно 30% или примерно 50%?
          ***
          “Как это чем? Создают социальную среду, в которой вырастают немногие мудрецы Торы. Это даже лучше, чем в современной науке, где ещё больший % ученных осваивают гранты и пишут никому не нужные статьи, даже если на них и ссылаются.” (Benny B)

          Не уверен насчет большего % ученных в Израиле (т.е. больше чем 140 000?), которые “осваивают гранты и пишут никому не нужные статьи” (встречный вопрос: А какие статьи пишут ученики колелей?). Есть ли у Вас конкретная информация по поводу цифр и процентов? Более 140 тысяч ученных в маленьком Израиле, пишущих всего лишь никому ненужные статьи за гранты (т.е. они на полном содержании г-ва?)! — трудно в такое поверить.

  6. Кошмарный снимок! «В Китае не может существовать большого различия между рабством и свободой, так как перед системой все равны, т. е. все одинаково бесправны» (Гегель. Философия истории). По словам Маркса, это было «рабство по убеждению»:
    жэнь — человек, жэньмэнь — люди, народ…
    Каждый — лишь часть целого, и только.

    1. Русское слово «люди» имеет ивритский корень «лд» от слова «лейда» — рождение (иврит) , «люди» значит «рожденные». Почти как в китайском. «Смотри в корень»

    2. Кошмарный снимок! «В Китае не может существовать большого различия между рабством и свободой, так как перед системой все равны, т. е. все одинаково бесправны»
      ————————-
      Для Вас, Маркс, как атеиста, как и для меня верующего, но сомневаюегося, на ходится в этой толпе ультраортодоксов, кошмар. Но для самих ультраортодоксов, я уверен ( как и для моих героев) это радость, погружение в нирвану, путь к Богу.

  7. Сонласен, Анатолий! Но согласитесь, что когда взрослый человек, тем более, немец ( немцы не так легко делают резкие повороты) это удивительно. Почти невероятно…

      1. А куда еще поворачивать, они же в «центре» , нЕМЦы. (Иврит).
        ——————
        Что это значит, Евгений, на иврите?

  8. Невыдуманные истории…

    Собрав былое из кусков,
    Жизнь новую прожил,
    Когда из правды лоскутков
    Лжи одеяло сшил…

    1. Собрав былое из кусков,
      Жизнь новую прожил,
      Когда из правды лоскутков
      Лжи одеяло сшил…
      —————————
      Если Вы намекаете, что я всё это придумал, то Вы не правы. Почти ничего в этой истории не придумал. Кроме мелочей…

      1. Отнюдь. Все ваши истории — это как раз «лоскутки правды». По-моему, я очень понятно это написал. А всё весте — это… «одеяло лжи, но ведь, это у любого так…

        1. . Все ваши истории — это как раз «лоскутки правды»
          ——————
          Всю правду в одной истории и даже в сотне историй охватить невозможно. Также невозможно увидеть ночью всё небо сразу. Жизнь тоже из «лоскутков»

          1. Лев, вы првратили диалог в старый анекдот про двух глухих, один из которых идёт на рыбалку:
            «- Привет! Ты рубы идёшь ловить?
            -Нет! Я рыбу иду ловить.
            — А-а-а-а… Я думал ты рыбу идёшь ловить»
            🙂

  9. Картинка, дорогой Лев, картинка… и как Вы ее только выбрали? Не иначе, с подвохом.)
    Говорят, картина, увиденная собственными глазами, стоит тысячи слов. И картина, которую Вы выбрали, перечеркивает напрочь все, что Вы написали. Этой толпе счастливых и радостных нужно позавидовать черной (ну, разумеется, черной) завистью? Я думаю не надо объяснять…

    1. картина, которую Вы выбрали, перечеркивает напрочь все, что Вы написали. Этой толпе счастливых и радостных нужно позавидовать черной (ну, разумеется, черной) завистью? Я думаю не надо объяснять…
      ———————
      А я думаю, дорогой ЕвгенийВ, что объяснения не помешают. Человек обычно завидует тому, что не имеет ( не может), Я бы не смог посвятить жизнь изуению Торы, выполнчть большинство мицвот, в корне изменить себя, как это сделали мои герои. А Вы бы смогли?

      1. Тут правильнее было бы спросить: «А вы бы хотели?»
        Например, я бы… не хотел 🙂

        1. Тут правильнее было бы спросить: «А вы бы хотели?»
          Например, я бы… не хотел
          —————
          Мне кажетсяЮ Цви Бен-Дов, что в данной ситуации » могу и хочу» почти синонимы. Потому что вести еврейский образ жизни екверующий человек просто не сможет. А для глубоко верующего это легко и приятно.

          1. Дорогой Лев!
            Ваше утверждение «вести еврейский образ жизни неверующий человек просто не сможет» противоречит не только центральному тезису моей статьи «Верующие и религиозные» (https://club.berkovich-zametki.com/?p=65635) об ортогональности понятий «верующие» и «соблюдающие», но и многочисленным фактам, подтверждающим этот тезис.
            Я лично знаком с множеством не только “масортим”, но и «соблюдающих», в.т.ч. даже харедим (по инерции, из-за приспособленчества, из-за социального давления, из уважения к родителям, по недоумию) — неверующих, или по крайней мере не заморачивающихся вопросами о сути веры в Б-га.
            Если моего свидетельского показания недостаточно, то вот ещё:
            Александра Лукаш, Ynet|, Опубликовано: 05.11.21, 13:39:
            «Шломо (имя изменено) живет в двух параллельных мирах. Внешне он выглядит и ведет себя, как обычный ортодоксальный мужчина (хареди). Но в глубине души он атеист, не верящий в Бога. Свою вторую ипостась он скрывает от домочадцев. Шломо — один из множества харедим, кто разочаровался в религии, но не находит в себе силы покинуть ортодоксальную общину. Эти люди не готовы терять семьи и разрывать отношения с близкими. Они просто смирились с фактом, что до конца дней будут вести двойную жизнь. О таких людях рассказывает в пятницу, 5 ноября, сайт Ynet».

          2. Ваше утверждение «вести еврейский образ жизни неверующий человек просто не сможет» противоречит не только центральному тезису моей статьи «Верующие и религиозные» (https://club.berkovich-zametki.com/?p=65635) об ортогональности понятий «верующие» и «соблюдающие», но и многочисленным фактам, подтверждающим этот тезис.
            ———————
            Спасибо, дорогой Юрий, за интересный коммент. Вы, как израильтянин, приводите, реальные факты, перед которыми теряют вес мои доводы, основанные на здравом смысле и привычных представлениях. Но, согласитесь, что неверующему человеку вести строго еврейский образ жизни чрезвычайно трудно. Должны быть какие-то серьёзные причины , которые его к этому подталкивают. О некоторых Вы написали: сохранить семью, сохранить друзей-ультраортодоксов, уважение окружающих и другие из этого ряда

      2. Тут правильнее было бы спросить: «А вы бы хотели?»
        Например, я бы… не хотел 🙂

      3. Короткий ответ — нет, не смог бы, потому что не хочу. А не хочу по двум причинам — потому что это нерационально (лишено смысла в отсутствие веры) и затратно по времени. Вы же знаете, сколько нужно молиться — три раза в день: шахарит (с накладыванием тфилина), минха, маарив, плюс благословения перед и после трапезы. Плюс специальные молитвы. Плюс уроки Торы. Плюс невозможность никуда поехать по субботам и заботиться о кашруте за границей. (Плюс коробочки с кожаным ремешком за 900УЕ…, плюс шапки и парики жене за 1000УЕ 😉 но это уже шутка)
        Более длинный ответ — во-первых, я могу посетить синагогу и принять участие в молитве в исключительных случаях. Например, когда друг или сотрудники просят меня присоединиться к миньяну. Но я чувствую себя там крайне неуютно, потому что почти ничего не понимаю и только механически говорю «Амен» со всеми. Я слышу длинный перечень просьб — «дай…дай…дай», — обращенных к Богу. Вообще, когда сразу много людей, вроде бы разумных, вокруг тебя делают нечто крайне нерациональное, закрадывается мысль о массовом сумасшествии, и возникает глубокая убежденность в том, что тебя лично Бог сотворил не для этого… Но! Есть одно но:
        Если я увижу, что иудаизм умирает, что синагоги пустеют, что никто не учит Тору, то я стану поддерживать синагоги и традиции иудаизма, просто как культурное наследие своего народа. Как я при этом буду относиться к Богу — моя проблема. Как написал Галич: «не зови меня… я и сам приду». Но до этого, слава Ему, далеко

        1. Дорогой Евгений! Молиться без веры не только нерационально, но и аморально. Но некоторые вещи приходится делать из уважения к верующим (а может из белой зависти?) в качестве традиции. Об этом и написал Лев.

          1. А как Вы, уважаемый Михаил, отнесетесь к молящемуся агностику? Тут в параллельной ветке мне напомнили, что есть еще такая самоидентификация — агностик. Я-то считаю агностиков в принципе неверующими людьми. Вы говорите, молитва без Веры аморальна…
            Так как нам относиться к человеку, рассуждающему так: Бог то ли есть, то ли нет, но помолюсь-ка я НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ? Вреда от молитвы все равно не будет, даже если Бога нет, а если он вдруг есть — будет польза. Простим ему? Слаб ведь человек.
            Помните анекдот:
            Один человек пришел к приятелю, и увидел, что тот на входную дверь повесил подкову. Он приятелю говорит: «ты же не веришь в приметы!». А тот ему отвечает: «О да, конечно! Но, знаешь, мне сказали, что подкова помогает и тем, кто не верит»)))

            И есть еще вариант Жванецкого. Умнейшего и остроумнейшего человека. Он всю жизнь не тратил времени на молитвы и все эти религиозные глупости, а писал свои чудесные, мудрые рассказы и шутки (и очень правильно делал, по-моему). А когда был уже на пороге смерти, рраз — одел кипу, позвал раввина, наложил тфилин, помолился, и ушел как положено настоящему иудею. Умнейший человек, Михаил Михайлович! И потом в Раю, я уверен, что все еврейские души только выиграют от того, что с ними рядом будет такой острослов и философ. Перефразируя Жванецкого:
            «Какому нормальному и нерелигиозному человеку придет в голову перед смертью молиться… Нормальному не придет, а умному — придёт!»

        2. Короткий ответ — нет, не смог бы, потому что не хочу. А не хочу по двум причинам — потому что это нерационально (лишено смысла в отсутствие веры) и затратно по времени
          ———————-
          Согласен, Евгений, с Михаилом Поляк, что молиться кому -то в угоду ( например, чтобы понравиться раввину или общинному лидеру) это не только нерационально, но и аморально. Особенно, если вы в общине работаете.

  10. Автор рассказывает историю про атеиста ставшего ортодоксом. По-моему более типичной была бы история о том как ортодокс становится атеистом.
    Интересно что в одних случаях, люди, чтобы «…жить, как им нравится…» приходят к Вере,а в других случаях, — наоборот, уходят от Веры.
    Таковы загадки человеческой души. Одни чувствуют себя свободными, когда не нужно думать, как и что нужно делать (как в армии, например), а другие — когда, как раз,нужно думать самому, что и как делать. Иначе говоря, и те и другие видят разные смыслы в жизни. И то и другое — вполне нормально. Поэтому и жить и общаться интересно. Да будет так!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *