Эдуард Гетманский: Ex libris. Известные люди о евреях — 5

 406 total views (from 2022/01/01),  3 views today

Кочинские евреи — старейшая еврейская община в Азии. Po преданию, первые евреи попали в портовый город Коччи в штате Керала ещё в середине I тысячелетия до н.э. Ряд источников говорит, что евреи обосновались в Индии уже при царе Соломоне. Однако по-настоящему мощная волна евреев хлынула после разрушения Второго Храма.

Ex libris
Известные люди о евреях

Часть пятая

(Наполеон I Бонапарт, Максимильен Робеспьер, Джавахарлал Неру,
Густав Майринк, Генри Миллер, Альберт Эйнштейн, Джон Голсуорси)

Эдуард Гетманский

Эдуард Гетманский

Само понятие избранности еврейского народа впервые было озвучено примерно за 1300 лет до нашей эры (через 500 лет со времен Авраама) на горе Синай Моисеем, передавшим слова Бога:

«Так молви Дому Иакова, и скажи сынам Израиля… Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов» (Исход, глава 19:3-6).

В глазах антисемитски настроенной части общественности богоизбранность евреев выражается в их пренебрежительном и высокомерном отношении к другим народам, в привилегированном обладании правами и возможностями, которые не даны простому смертному. Это чушь несусветная. Богоизбранность евреев в их обязанностях, а не в правах. В одном из документов Всемирного Совета Церквей протестантских общин за 1988 год сказано, что Завет между Богом и еврейским народом остается в силе. Антисемитизм, как и любые учения, подвергающие осуждению иудаизм, должны быть отвергнуты

На книжном знаке («Ex libris Greg Getmansky») художника В. Чекарькова изображён Наполеон I Бонапарт и приведены его слова «Обращение с евреями в любой стране термометр её цивилизованности». Наполеон I Бонапарт (1769-1821) — император французов (1804-1814 и 1815 годах), полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства, один из наиболее выдающихся деятелей в истории. Наполеон Бонапарт не встречал евреев ни в детстве на Корсике, ни в отрочестве во Франции. Его первое соприкосновение с организованной еврейской общиной состоялось в городе Анкона, взятой им 9 февраля 1797 года во время первой итальянской кампании. Будучи во многих отношениях продолжателем традиций Великой французской революции конца XVIII века, Наполеон понимал, что бесправное положение евреев — препятствие для торжества ее идеалов, и использовал лозунг еврейской эмансипации как одно из средств достижения своих глобальных геополитических целей. Хотя сообщение правительственной газеты «Монитор» (май 1799 года) о манифесте Наполеона с обещанием восстановить еврейское государство, его столицу Иерусалим и Иерусалимский храм вызывает сомнения, оно, по-видимому, опиралось на устные заявления, которые Наполеон сопровождал призывом к евреям стать под его знамена. Этот призыв не встретил отклика в еврейских массах, несмотря на то, что раввин Иерусалима А. Леви приветствовал обещания Наполеона и призывал евреев молиться за их осуществление.

Наполеон во всех завоеванных им европейских странах декларировал принцип еврейской эмансипации, благодаря чему еврейское население этих стран смотрело на него как на освободителя. Нередко еврейскую эмансипацию провозглашали даже в тех странах, которые находились в состоянии войны с Францией, чтобы умалить в глазах местных евреев славу Наполеона как их исключительного защитника. Так, в частности, произошло в Пруссии, где 11 марта 1811 года был принят закон о предоставлении евреям равных с остальными гражданами прав (отменен в 1815 году, почти сразу после окончательного падения Наполеона). С другой стороны, важные последствия имели начинания Наполеона по отношению к евреям, предпринимаемые с 1806 года во Франции. Наполеон ясно дал понять, что намеревается ввести ограничительные законы против евреев. В этот период Наполеон сам выступил с несколькими антиеврейскими речами, поощрив шумную антисемитскую кампанию, участники которой требовали отмены принятых в годы революции законов о предоставлении евреям полных гражданских прав. Наполеон не только приобрел репутацию лучшего друга евреев в глазах христианского населения европейских стран, но и сами евреи в большинстве случаев воспринимали эти шаги с энтузиазмом. В честь Наполеона сочинялись гимны, нередко исполнявшиеся в синагогах. Легенду о Наполеоне как освободителе и благодетеле еврейского народа не поколебала даже такая резко антиеврейская мера, как его декрет от 17 марта 1808 года, по которому евреям (за исключением живущих в департаментах Жиронда и Ланд) запрещалось в течение десяти лет заниматься рядом профессий, селиться в некоторых департаментах, а в ряде случаев и требовать выплаты долгов. В 1812 году была отменена статья декрета, запрещающая евреям выставлять замену для отбывания воинской повинности. Декрет оставался в силе и после падения Наполеона и перестал действовать только по истечении десятилетнего срока (в 1818 году). Постепенно Наполеон освободил большинство департаментов от действия этого декрета. Несомненно, что и после Наполеона страны Западной и частично Центральной Европы уже не могли вернуть евреев к прежнему совершенно бесправному положению.

Вместе с тем, реформы Наполеона поставили перед евреями в самой острой форме проблему сохранения своего национального лица и своей национально-культурной самобытности в условиях все возрастающих возможностей участия в гражданской, культурной и политической жизни народов, среди которых они жили. Попытки решения этой проблемы, вызвавшие острые споры и раскол среди европейского еврейства, оказались в значительной степени тщетными. Евреи, решившие воспользоваться открывшимися благодаря политике Наполеона возможностями, логикой вещей принуждались либо к ассимиляции, либо к такой глубокой реформе иудаизма, которая была связана с утратой большей части национальных традиций и обычаев. Позиция Наполеона не осталась незамеченной и в России, где обсуждался вопрос, не следует ли принять какие-либо особые меры, чтобы избежать перехода русских евреев на сторону Наполеона в случае войны с Францией. В результате этого обсуждения было отложено исполнение принятого незадолго перед этим закона о поголовном выселении евреев из сел и деревень. Во время русско-французской войны 1812 года евреи активно помогали русской армии. Хотя еврейское население не отбывало в то время воинской повинности, в русской армии были евреи-добровольцы. Их использовали для сбора разведывательных данных, для поддержания связи между русскими войсками, в качестве проводников.

Глава хасидов Хабада Шнеур Залман еще в 1800 году выступивший с пророчеством о поражении и гибели Наполеона, призывал своих приверженцев помогать русским войскам. Последовавшие этому призыву трое евреев из Борисова были использованы французской контрразведкой для дезинформации русской армии и повешены по приказу русского адмирала Чичагова. Император Александр I повелел 29 июня 1814 года выразить еврейским кагалам (община евреев) «свое милостивейшее расположение». Во Франции усиленно циркулировали слухи, будто бы Наполеон обещал евреям вернуть Иерусалим. Сам император подобные утверждения категорически опровергал. Он неоднократно заявлял, что никогда не имел намерений завоевать государство для евреев. Хотя и всегда относился к ним вполне лояльно. Корсиканец не забывает ни добра, ни зла. Таким был и Наполеон; и не исключена возможность, что симпатию Бонапарта к евреям можно объяснить и тем, что где-то в его подсознании сохранилась память о том, что в свое время мэр города Аячио еврей Жан Жером Леви спрятал его в своем доме от преследовавших приверженцев Паскаля Паоли, и тем самым спас его. «Я всегда хотел видеть евреев равноправными подданными, какими являются остальные народы моей империи. Я желаю, чтобы к евреям относились как к братьям, как если бы все мы являлись частью иудаизма. Это было бы выгодно и для Франции, потому что евреи иммигрировали бы в нашу страну со своим богатством. Если бы не мое падение, большинство европейских евреев переселились бы во Францию, где их ждали бы свобода, равенство и братство». Придя к власти, Наполеон сделал евреев полноправными подданными своей империи не ради выгоды — евреи не имели никакого политического веса.

Ex libris журналиста Гирша Манич») украшает портрет Максимильена Робеспьера, на знаке начертан его афоризм «Недостатки евреев коренятся в той степени унижения, которую Вы и м навязывали» Максимильен (Максимилиан) Мари Изидор де Робеспьер (1758-1794) — французский революционер, один из наиболее известных и влиятельных политических деятелей Великой французской революции. Робеспьер Максимильен — одна из противоречивейших фигур истории Нового Времени. Для кого-то он — жестокий фанатик, а для кого-то — убеждённый борец за свободу французской нации. В 1792 году монархия во Франции пала, и государство стало республикой. В то время когда решалась судьба Людовика XVI, Робеспьер чётко обозначил свою позицию по этому вопросу, заявив, что смерть короля необходима для всеобщего блага. В январе 1793 года Людовик XVI был казнён, хотя многие депутаты выступали против этого. Вся власть перешла Конвенту — собранию депутатов, разделённых на три группы: радикальных якобинцев, умеренных жирондистов и «болото» — неопределившееся большинство, которое примыкало то к левым, то к правым. Сразу после образования конвента, ключевую роль в нём стала играть Жиронда. Выступая за права и свободы человека, жирондисты всё же представляли, в первую очередь, интересы крупной буржуазии, поэтому партия не встретила поддержки у широкой общественности. Якобинцы во главе с Робеспьером, к тому моменту возглавившему партию, предпринимали всё возможное для свержения жирондистов. Демократическая программа якобинцев привлекла к ним санкюлотов (городскую бедноту) и Парижскую коммуну — важный орган самоуправления того времени. Благодаря этой поддержке 31 мая — 2 июня 1793 года, успешно прошло организованное Робеспьером восстание против Жиронды. Фактически это означало переход власти в руки якобинцев. Летом 1794 года Робеспьер добился от Конвента принятия «Закона о революционном трибунале», что упрощало следственные действия и ликвидировало институт судебной защиты. Иудаизм во Франции стал, как писал эльзасский депутат Швендт своим избирателям, «не более, чем название отдельной религии».

Однако в Эльзасе, особенно в Бас-Рейне, реакционеры не прекращали своих агитаций, а евреи были жертвами дискриминации. Во время Эпохи террора в Бордо еврейские банкиры, скомпрометированные в деле жирондистов, должны были платить значительные штрафы или бежать, чтобы спасти свою жизнь, в то время как другие еврейские банкиры (49 согласно Еврейской энциклопедии) были заключены в тюрьму в Париже в качестве подозреваемых, а девять из них были казнены. Указ о конвенции, в соответствии с которой католическая вера был аннулирована и заменена поклонением Разуму, был применён провинциальными клубами, особенно со стороны немецких районов, к еврейской религии. Некоторые синагоги были разграблены, а мэры нескольких восточных городов (Страсбург, Труа и т.д.) запретили празднование субботы (для применения десятидневной недели).

Вскоре необходимость в «твёрдой руке» Робеспьера автоматически отпала. При Конвенте возникла группа заговорщиков, многие из которых были крупными коррупционерами и поэтому опасались скорой казни. 27 июля 1794 года на заседании Конвента они обвинили Робеспьера в узурпации власти. Испуганные депутаты, много месяцев жившие в страхе, практически единогласно поддержали опалу Максимильена Робеспьера. Любые попытки оправдаться были проигнорированы, и Робеспьер был арестован прямо на заседании вместе со своими ближайшими сторонниками. Уже на следующий день они были казнены, несмотря на попытку Парижской коммуны поднять восстание и освободить лидера революции Максимильена Робеспьера.

На книжном знаке «Ex libris дантиста Джоли Эрк» приведён афоризм Джавахарлала Неру: «Евреи были и остаются очень своеобразным и удивительно упорным народом». Джавахарлал Неру (1889-1964) — премьер-министр и министр иностранных дел Республики Индия в 1947-1964 годах. Джавахарлал Неру вошел в историю как один из самых ярких и прогрессивных политических деятелей Азии. Его по праву называют «строителем новой Индии», человеком, который сумел превратить страну, не имеющую опыта строительства государственности, в одну из самых мощных держав, играющую значительную роль в мировой политике. Многие государства южной и восточной Азии на разных этапах своей истории были домом для процветающих еврейских общин. На территории Индии с древнейших времён проживало несколько еврейских общин. Среди них — банэ-исраэль, обитающие в Мумбаи (Бомбее) и окрестностях, и на протяжении веков занятые в сельском хозяйстве; кочинские евреи на юге Малабарского побережья; багдади, занимавшиеся коммерцией в торговых центрах, прежде всего, в порту Сурат в Гуджарате. Имеются в Индии и потомки иудействующих: бней-менаше на востоке страны, и бней-эфраим в штате Андхра-Прадеш. Ни у одной из групп евреев в Индии не сложился собственный еврейский язык или хотя бы заметно отличающийся диалект. Еврейским алфавитом ограниченно пользовались лишь багдадские евреи для своего еврейско-арабского диалекта. Ни кочинские евреи, ни Бней-Исраэль не использовали еврейского письма.

Кочинские евреи — старейшая еврейская община в Азии. Согласно преданию, первые евреи попали в портовый город Коччи, что в штате Керала, ещё в середине первого тысячелетия до нашей эры. Ряд источников говорит, что евреи обосновались в Индии уже при царе Соломоне. Однако по-настоящему мощная волна евреев хлынула в Коччи вскоре после разрушения Второго Храма. Римский поэт Клавдиан (лат. Claudius Claudianus) во второй половине IV в. писал, что «берега Индии украшаются (пестрят) еврейскими парусами». На новом месте евреи занялись такой традиционной для Индии деятельностью, как торговля тиком, слоновой костью, специями, а также — павлинами. Когда Марко Поло путешествовал по Индии в 1293 году, он описал в своих дневниках встречу с процветающей еврейской общиной, живущей на юго-западном побережье Индии. До сегодняшнего дня община хранит тысячелетние медные пластины, на которых выгравированы привилегии, дарованные местным князем лидеру общины Рабану Иосифу. Когда в 1400-ых годах еврейской общине угрожали расправой жители Саудовской Аравии и португальские захватчики, махараджа (индийский князь; наивысший титул, почитаемый каждым индийцем) близлежащего города Кочин приютил беженцев и даже построил для них красивую синагогу рядом с городским индусским храмом. Вскоре один из кварталов Кочина превратился в известный «Еврейский город», а великолепная синагога — с голубым и белым китайским мрамором на полу и хрустальным светильником из Голландии — стала самой популярной достопримечательностью, «Молитвенным домом» евреев Кочина. У общины были обширные торговые связи, благодаря которым в 1686 году из Голландии в Кочин были доставлены свитки Торы, молитвенники и другие религиозные предметы. Местные иудеи были на седьмом небе от счастья; в честь такого события они объявили этот день праздничным. В 2002 году многие из индийских общин объединились в «Еврейский конгресс Индии», который в том же году присоединился к Евроазиатскому Еврейскому конгрессу.

Исторически между индусами и евреями сложились добрые отношения. Они были тесными в том числе и на дружеском уровне. Веками лелеемая евреями мечта о возвращении в Сион, отраженная в молитвах и песнях индийских евреев, вдруг обрела реальность, и к середине 1980-х практически вся община переместилась в Израиль. Этому, конечно, поспособствовали проведенная индийскими властями национализация предприятий и земельных участков, принадлежащих кочинским евреям, отмена привилегий, в том числе и права не работать по субботам, а также осязаемое взаимное притяжение Индии и арабского мира. В Израиле индийских евреев, помимо обычных трудностей адаптации к жизни в новой стране, ждала ещё и проблема сохранения собственной идентичности и традиций своей общины. Однако никто из них в переезде не раскаивается, и главное, что их сейчас беспокоит — судьба знаменитой синагоги Парадези, символа многовековой истории кочинских евреев. Синагога была построена ещё в 1568 году. В её постройке участвовали сефардские евреи — Сэмюэль Кастиэля, Дэвид Belila, и Джозеф Леви. Приблизительно 30 тысяч индийских евреев уехали в 1948 году в Израиль. В 1999 году евреев в Индии было около 4,2 тысяч человек. Большинство из них жили в Бомбее и в его пригороде Тхане. Основной еврейской организацией в Индии является Совет индийских евреев, созданный в 1978 году. Функционируют Сионистская ассоциация, Бней-Брит, общество Биккур-холим, еврейский клуб в Бомбее и другие. Действуют 18 синагог, большинство из них расположены в Бомбее. В этом городе ученики посещают три еврейские школы, Приблизительно 80 тысяч евреев Индии, сохранив свои индийские обычаи, живут в Израиле. Израильские города Димона и Ашдод по праву называются «Малой Индией», там часто можно услышать индийскую речь.

На книжном знаке (Ex libris Виктория Гетманская») приведён афоризм Густава Майринка «Загадочные плоды созревают на иудейском древе». Майринк Густав (настоящее имя Густав Мейер) (1868-1932) — австрийский писатель, драматург, переводчик и банкир. Майринк тесно связан с еврейской культурой — благодаря не только многонациональной культуре Праги начала прошлого столетия, но и увлечению еврейской мистикой. Каббалистические мотивы присутствуют во многих произведениях писателя, но больше всего внимания «еврейской» теме уделено в «Големе» (1915). Этот роман принёс Густаву Майринку всемирную славу, стал одним из первых бестселлеров XX века. Основа сюжета романа — легенда об иудейском раввине, который создал живое существо под названием Голем из глины и оживил его каббалистским заклятьем. Эта древняя легенда в романе — лишь канва, по которой Майринк плетет сюжет, показывая жизнь не только пражского гетто, но и духовное состояние всего окружающего мира.

На экслибрисе («EL Фаины Гольдшмидт») приведены слова Генри Миллера «Если Вы попали в беду, первым делом обращайтесь к евреям». Генри Валентайн Миллер (1891-1980) — одна из самых неоднозначных фигур американской литера­туры. Он до сих пор остается культовым писателем, при этом не став класси­ком. Он снискал славу скандального повествователя эротических сцен и автобиографичных пороков. Его наиболее характерные работы такого рода — это «Тропик Рака», «Черная весна», «Тропик Козерога» и трилогия «Розовое Распятие». Книги писателя десятки лет находились под запретом, цензура лютовала в судебных тяжбах. Критики видели в романах Миллера только чернуху и распущенность. Он оказал влияние на многих писателей, в том числе Ричарда Бротигана, Джека Керуака, Нормана Мейлера, Филипа Рота, Кормака Маккарти, Пол Теру и Эрика Джонг.

«Ex libris памяти ленинградских библиофилов Бориса и Марии Баркан» украшает портрет Альберта Эйнштейна. Он был великим учёным, но в шутку называл себя еврейским святым. На антисемитизм он, взглянул сквозь призму физики… Однажды Эйнштейн сказал советскому режиссёру Михоэлсу, что не может быть, чтоб в СССР не было антисемитизма: «В отличие от Вас, я физик. И знаю, что каждый предмет имеет свою тень. — Антисемитизм — тень еврейского народа…». О существовании этой самой «тени» еврей Альберт Эйнштейн узнал довольно рано. Характерной чертой еврейской традиции является высочайшее уважение ко всем формам интеллектуальной деятельности и духовных устремлений. Альберт Эйнштейн (1879-1955) — величайший гений современности, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года. Еврейское происхождение и взгляды человека, категорически не принимающего нацизм, стали причинами вынужденного отъезда Эйнштейна из Германии. Ученые-антисемиты, критикуя теорию относительности, буквально изгоняли Эйнштейна из научной среды. Чем яростней разворачивалась против него кампания антисемитизма, тем выше он ценил свое еврейство. Потрясенный фашизацией Европы, Эйнштейн выступает еще более решительным защитником своих еврейских братьев и сестер. Нацисты даже обещали крупное вознаграждение в 50000 марок за убийство ученого. Когда же он в 1933 году бежал в Америку, были вне себя от ярости, что Эйнштейн стал вне зоны их досягаемости. В 1947 году гениальный физик приветствовал создание Израиля. При этом он надеялся на дружеское решение Палестинской проблемы, веря в то, что евреи и арабы смогут найти общий язык.

Как истинный сын еврейского народа он завещал свои рукописи, записи, письма Еврейскому университету в Иерусалиме — первому высшему учебному заведению современного Израиля. Этому вузу также принадлежит право на коммерческое использование имени ученого и его образа. Хотя еврейство Эйнштейна почти наверняка сыграло огромную роль в его биографии, под конец жизни он стал возражать против того, чтоб его причисляли как к этой, так и к любой другой национальной культуре. Он объяснял немецкому математику Адольфу Кнесеру: «По рождению я еврей, по паспорту швейцарец, а по сути своей — человек и только человек, без всякой привязки к какому-либо государству или национальности». Но Эйнштейн в тоже время с гордостью говорил: «Я счастлив быть частицей еврейского народа». Завершая свой жизненный путь, Альберт Эйнштейн указал, что истинными идеалами, которые освещали его путь и придавали ему мужество и смелость, были истина, красота и добро.

Джон Голсуорси писал в книжном знаке («Ex libris Янкель Корн»): «Еврей всегда выйдет в люди, если он настоящий еврей». Продолжение этой цитаты Голсуорси из его книги «Сага о Форсайтах»: «Почему польским и русским евреям не так легко выйти в люди — это у них на лицах написано, слишком в них много славянской или монгольской крови. Чистокровный еврей, как я, всегда выбьется». Голсуорси останется в истории литературы как писатель, беспощадно разоблачивший институт собственности и его губительное влияние на общество в целом и человеческую личность в нем. Джон Голсуорси (1867-1933) — английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе (1932). В своем творчестве он выступал за многие реформы, включая реформу судебной системы, борьбу за права женщин, борьбу за права животных и противостояние цензуре. Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборников поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Эдуард Гетманский: Ex libris. Известные люди о евреях — 5

  1. «Само понятие избранности еврейского народа впервые было озвучено примерно за 1300 лет до нашей эры (через 500 лет со времен Авраама)».
    Подавляющее большинство первобытных народов именуют себя (каждый на своём языке) — «люди». До наших дней такое сохранилось у айнов, нивхов, саамов, у десятков коренных населенцев Австралии и обеих Америк, даже у вполне соврененных цыган — ромэ. Тогда как все прочие — раклы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *