Софья Рон-Мория: Кальфон и приманка. Авторский перевод с иврита

Loading

Брошенная в запале фраза лидера Ликуда знаменует собой конец эпохи. Сегодня на наших глазах распадается союз религиозных сионистов и Ликуда. Прежний Нетаниягу умел совладать с Бараком, с Ольмертом, с Бужи Герцогом, обвести вокруг пальца Ганца. Нынешний — не может справиться с депутатом Кальфоном.

Кальфон и приманка

(“Едиот Ахронот”, 11.11.2021)

Авторский перевод с иврита Софьи Рон-Мория

Софья Рон-МорияВ июле 13-го года раввин Шалом Коэн, глава Совета Мудрецов Торы партии ШАС, назвал тех, кто носит вязаные кипы, «амалекитянами».

На этой неделе глава оппозиции Биньямин Нетаниягу сказал в ходе встречи с депутатом кнессета Кальфоном, что у религиозных сионистов «большое сердце, но маленький мозг». Причина для обоих высказываний та же: политический союз религиозных сионистов с партией Яира Лапида. Только вот за эти восемь лет многое изменилось на нашей политической карте вообще и в Ликуде — в частности. Летом 2013–го Нетаниягу выступал в роли ответственного взрослого. На этой неделе он взял на себя роль Шалома Коэна, которого прозвали «бранящийся раввин».

Расстояние в восемь световых лет.

Еще до выборов Нетаниягу открыл сезон охоты на потенциальных дезертиров. Обещал поймать и привести двоих, троих, нет, больше. В конце концов гора родила Амихая Шикли.

В канун голосования по бюджету Нетаниягу попытки возобновил. В кнессет по норвежскому закону попали новые, необстрелянные депутаты. Разве устоит такой салага, когда блестящий политик с многолетним опытом предложит ему наживку?

И на тебе — Йом Тов Кальфон (от Ямины) наживку глотать отказался.

Нетаниягу наживку Кальфону предложил — шитую на живую нитку. Пост министра от Ликуда? Да еще на две каденции?

Во-первых, поддался бы Кальфон на уговоры и проголосовал против правительства — если бы правительство пало, он по тому же норвежскому закону попросту вернулся бы домой. Во-вторых, кто сказал, что следующую коалицию сформировал бы Ликуд? В-третьих, допустим, что так. А кто сказал, что коалицию Ликуда сформировал бы Нетаниягу? И вишенка на торте — с каких пор Нетаниягу выполняет свои политические обещания? Тем более, что очередь уже занимал Шикли.

Не нужно быть адвокатом, чтобы понять — приманка эта попросту фикция. А Кальфон еще и адвокат.

И Нетаниягу сорвался. И сказал то, что сказал. Не про самого Кальфона сказал, про весь сектор. Не случайно.

Брошенная в запале фраза лидера Ликуда знаменует собой конец эпохи.

В начале 80-х распался исторический союз МАПАЙ и МАФДАЛа. МАПАЙ к тому времени превратилась в партию Авода, в которой дули новые ветры. Авода и хотела бы сохранить союз с МАФДАЛом, но это было уже невозможно: партия стала последовательной противницей поселений в Иудее, Самарии и Газе. А поселения эти — плоть от плоти религиозного сионизма. МАФДАЛ не могла совместить несовместимое.

Сегодня на наших глазах распадается союз религиозных сионистов и Ликуда.

Когда после выборов 19–го (первых) Нетаниягу создал блок, в котором определяющее слово в вопросах религии и государства принадлежало ультраортодоксальным партиям, он отвернулся от национально-религиозного сектора. Вопросы гиюра, кашрута, шабата, возможность определять повестку дня в вопросах религии и общества, — это жизненные вопросы для религиозного сионизма. Диалог со светскими израильтянами или упорные попытки диктата? Общее публичное пространство или затворничество? Маршрут Габизон-Мейдан или Дери-Лицман?

Когда-то давным-давно Шуламит Алони сказала, что ради мира она наденет штраймл. Нетаниягу, когда он еще был ответственным взрослым, менял состав коалиций и в противостоянии штраймла и вязаной кипы маневрировал. В последние годы новые ветры подули в Ликуде. Нетаниягу четко и однозначно выбрал штраймл. А теперь он сердится и удивляется, а куда же делась вязаная кипа.

Как в прошлом Авода, Ликуд изменился, и эти изменения разрушают союз Ликуда с религиозными сионистами. Имеется в виду сектор, а не присвоившая себе это название партия Смотрича.

Сегодня Нетаниягу ищет дезертиров в секторе, от которого отвернулся сам. Бегает за совсем еще новеньким молодым депутатом, но и тот не заглатывает наживку.

Прежний Нетаниягу умел совладать с Бараком, с Ольмертом, с Бужи Герцогом, обвести вокруг пальца Ганца.

Нынешний — не может справиться с депутатом Кальфоном.

Print Friendly, PDF & Email

25 комментариев для “Софья Рон-Мория: Кальфон и приманка. Авторский перевод с иврита

  1. «Сегодня на наших глазах распадается союз религиозных сионистов и Ликуда».

    Что-то не пойму. Кальфон же в «Ямине», а не в «Ционут га-датит». При чём здесь «распад союза».
    Ликуд и «Ционут га-датит» свой союз сохраняют.

    А разрыв между «Яминой» и «Ликудом» произошёл гораздо раньше и не из-за того, что Биби не сумел сагитировать Кальфона, а из-за того, что «Ямина» присоединилась к лево-арабскому блоку, якобы пытаясь сдвинуть этот блок вправо, т.е. по направлению к центру.

  2. Уважаемый Юрий, мир полон неожиданностей!
    Иногда даже «безграмотный и невежественный полуаноним» способен на «грамотные и чётко сформулированные комментарии».

    Прочитав ваш гневный и строго обоснованный ответ, решил что на таком уровне ответить не получиться, а продолжать демонстрировать невежество не хотелось. Поэтому отвечать не стал — ничего личного.
    Однако вижу Вы настаиваете. Ну что же, давайте попробую «среагировать». Заранее прошу пощадить бедного еврея и не «забивать» его до смерти. Так же предупреждаю, в случае вашего полного интеллектуального преимущества, сразу сбегу без ответа — не жалуйтесь потом.

    Как мне помнится, в начале необходимо согласие в предмете дискуссии и терминологии.
    Предметом, как мне видится, является влияние религиозных сионистов на формирование правящих коалиций в Израиле.
    Под «религиозными сионистами» и «вязанными кипами» я подразумеваю людей, а не партии.
    Приведу в качестве примера итоги последних выборов в поселениях за зеленой чертой (за исключением ультра религиозных поселений).

    17.9% ямина + 2.9% кахол лаван + 5.9% еш атид + 4.8% тиква хадаша = 31.4%
    https://www.idi.org.il/articles/34261

    Т.о 31.4% митнахалим проголосовали за партии которые составляют нынешнюю коалицию (с мерец, авода, абас и т.д).

    Сразу сообщаю, что я в курсе что не все поселенцы религиозные сионисты, а так же далеко не все религиозные сионисты — поселенцы.
    Тем не менее, считаю жителей поселений достаточно представительной выборкой религиозных сионистов.

    Вы согласны с предметом и терминологией?

    1. «Предметом, как мне видится, является влияние религиозных сионистов на формирование правящих коалиций в Израиле».
      Если Вы имеете в виду, что Вы так определили предмет дискуссии, то моё согласие не требуется. Это Ваше полное право. Но если Вы полагаете, что это — предмет обсуждаемой статьи, то позволю себе не согласиться.
      С терминологией всё в порядке. С методологией — не совсем. Для того, чтобы выборка религиозных сионистов была действительно представительной, следовало исключить не только ультра-религиозные города Модиин Илит и Бейтар Илит, но и ультра-религиозное поселение Имануэль, а также города Маале Адумим и Ариэль, и поселения Гиват Зеев, Бейт Арье, Альфей Менаше, Оранит, Шаарей Тиква, Нили, Наама (и, возможно, я забыл упомянуть ещё пару нерелигиозных поселений).

  3. Я уж заподозрил было, что на Портале появился новый ангажированный пропагандист и фальсификатор, некий Александр. Оказалось — нет, просто демонстрирующий безграмотность и невежество полуаноним, неспособный членораздельно сформулировать свои мысли. Чего только стоят следующие перлы:
    «Моледет, Тхия и Цомет тоже электорат Шаса. Во всём виноваты продажные харидим. Желаю чтобы все!
    Кстати, завтра Берёта с Сааром тоже окажется «смешно» называть сионистами. А кто же тогда за них голосовал? Автор обсуждаемой статьи.
    61 Рабин имел за счёт без харидим и шаса.
    Что то там про соринку в глазе припоминаете?»

    И, как многие подобные ему, обвиняет других в своих грехах: «не давайте фактам мешать Вашим убеждениям». Впрочем, он настолько зациклен на своих убеждениях, что факты до него просто не доходят. Во всяком случае, он на них не реагирует.

    Интересно, что под тем же именем появляются грамотные и чётко сформулированные комментарии, вроде:
    «Можно рассматривать религию как абсолютную и статичную истину указывающую правильный путь. А можно видеть в религии необходимый для каждого инструмент, помогающий в поиске правильного пути.
    В первом случае, догмы преобладают над здравым смыслом. Во втором, наоборот здравый смысл над догмами. В обеих точках зрения есть крайности. Надо стараться их избегать»
    .
    Неужели это тот же Александр?

  4. Впечатляет глубокое историческое исследование отношений Ликуда и религиозных сионистов.
    Особенно это «Сегодня на наших глазах распадается союз религиозных сионистов и Ликуда.»
    Существовало ли хотя бы одно правительство Ликуда, которое бы не разрушили религиозные сионисты или отпочковавшиеся от них спины? Ладно, до 80 х не считается, но потом?
    С середины 80 х до 92 они навязывали Переса Шамиру. В 92 сбросили Шамира, получили Рабина.
    В 99 помогли завалить первое правительство Нетаниягу, получили Барака.
    В 21 ом продинамили Нетаниягу вновь. Шахматная двухходовка: что получим на этот раз? (Ответ очевиден — «маленький мозг» это лучше чем вообще без)

    1. «С середины 80 х до 92 они навязывали Переса Шамиру».
      Ложь!
      Выборы в кнессет 11-го созыва проходили более чем на год раньше, чем должен был закончиться срок полномочий предыдущего состава израильского парламента (планируемой датой выборов было 5 ноября 1985 года). Досрочные выборы были вызваны сочетанием ряда причин. Премьер-министр Менахем Бегин добровольно ушёл в отставку. Экономика страны переживала тяжёлый кризис: рынок ценных бумаг рухнул, несколько банков объявили о банкротстве, национальная валюта стремительно теряла в цене. На муниципальных выборах 1983 года блок «Маарах», потерявший власть в 1977 году, добился успеха, и его лидер Шимон Перес полагал, что сможет повторить это достижение и на выборах в кнессет. В этих условиях «Маарах» развернул активную деятельность с целью добиться досрочных выборов. На голосовании в марте 1984 года эта инициатива собрала большинство голосов депутатов кнессета: вотум недоверия правительству Ицхака Шамира получил 61 голос «за» при 59 «против» благодаря поддержке небольшой сефардской партии «ТАМИ» во главе с Аароном Абухацирой и двух независимых депутатов.
      «ТАМИ» — религиозные сионисты? (Это по поводу «Существовало ли хотя бы одно правительство Ликуда, которое бы не разрушили религиозные сионисты или отпочковавшиеся от них спины? Ладно, до 80 х не считается, но потом?») Даже сам Абухацира недостоин этого титула, хоть он действительно отпочковался от МАФДАЛ. А двое других — Фуад бен-Элиезер и Шломо Амар — вообще не религиозные. Фуад впоследствии докатился до Рабочей партии (Авода) и даже стал её председателем.
      Результаты выборов 1984 г.:
      Право-религиозный лагерь: Ликуд — 41, Тхия – 5, МАФДАЛ (Национально-религиозная партия) – 4, Мораша – 2, Ках – 1, ШАС – 4, Агудат Исраэль -2. Итого 59.
      Выходцы из право-религиозного лагеря: ТАМИ – 1 (Абухацира), Омец – 1 («очень правый» и очень светский Игаль Гурвиц), Яхад – 3.
      Вместе — устойчивое большинство, 64. Но:
      1. Шамир категорически отказался от какого-либо сотрудничества с Меиром Каhанэ. Осталось 63.
      2. Эзер Вайцман, супер-ястреб до 1978 г. и министр обороны в первом правительстве Бегина, завершил свою трансформацию в голубя и преподнёс свои 3 мандата Пересу. Осталось 60.
      3. Гурвиц сказал своё решающее слово в пользу Переса. Спасибо хоть, что ультимативно потребовал ПНЕ и ротацию в 1986 г. Что и произошло.
      В 1988 г. устойчивое большинство право-религиозного лагеря составляло 65 мандатов. Но Шамир предпочёл продолжение ПНЕ выполнению договора с партией «Тхия». «А договор, — сказал он проф. Ювалю Нееману, — повесьте на гвоздик».
      Таковы факты.
      «В 92 [религиозные сионисты] сбросили Шамира, получили Рабина».
      Чушь!
      Шамира сбросили Тхия (представительство религиозных сионистов во всех органах движения Тхия составляло 30-35%, и, по общему мнению, было сильно завышенным по сравнению с электоральным вкладом этого сектора), Моледет (вполне светская) и Цомет (совершенно светская и даже несколько анти-религиозная; кстати, цифра «25% избирателей Цомета «вязанные кипы»» приводимая Александром в другом комментарии, ни на чём не основана, а попросту высосана им из пальца).
      А получили Рабина потому, что лидер Моледет Ганди [генерал в отставке Рехав’ам Зеэви] торпедировал все усилия партии Тхия объединиться с Моледет, что привело к потери парламентского большинства правого лагеря несмотря на большинство голосов избирателей, и как следствие — к трагедии Осло.
      Таковы факты.
      «В 99 [религиозные сионисты] помогли завалить первое правительство Нетаниягу, получили Барака».
      Выражаясь языком самого Александра, «помогли» — это «трактовка». А по факту 32-мандатную фракцию Ликуд-Гешер-Цомет во главе с Нетанияhу покинули в1997-1999 гг. 13 депутатов. Они и завалили первое правительство Нетанияhу.
      С такими «глубокими историческими познаниями» Александру стоило бы воздержаться от сарказма. А может, это не невежество, а неуклюжий пропагандистский трюк и откровенная сознательная фальсификация фактов?

      1. Вот вот. Тами не в счет. Моледет, Тхия и Цомет тоже электорат Шаса. Во всём виноваты продажные харидим. Желаю чтобы все!

        1. Кстати, завтра Берёта с Сааром тоже окажется «смешно» называть сионистами. А кто же тогда за них голосовал? Автор обсуждаемой статьи.

  5. Все это игры межвыберья, Тот сказал, этот ответил — суета. Десять раз все переменится до следующих выборов. Де-факто Ликуд давно прогнулся под штраймлы, но Н. уйдет и кто знает куда он повернется?

  6. По-моему партия Смотрича не просто отказывается защищать интересы сектора вязаных кипот в их противостоянии сектору харедим. Проблема НЕ в узко-секторальных разборках относительно мелких секторов общества, а в большом споре государство-образующих секторов израильского общества вокруг замены де-факто отмирающего «статус кво» Бен Гуриона: за или против компромисса Габизон-Медан.

    Теперь это «против» стало консенсусом любого правительства Нетаниягу, что создаст серьёзную грызню всех главных секторов израильского общества. Если бы не это правительство Беннет-Лапид-РААМ, то в такой ситуации политический союз Ликуда Нетаниягу с харедим (ШАС и ЯТ) и с хардаль Смотрича гарантирует ещё несколько выборов дважды в год: секторального большинства у них нет — а при секторальной грызне у них не будет политического большинства.

    А потом будет или коалиция Ликуда с РААМ (последствия этого будут гораздо хуже последствий 2005 года) — или полная победа левых в союзе с арабскими партиями — или развал государства Израиль — или БОЛЬШАЯ война с арабами, почуявшим глубину раскола между евреями.

  7. Голосовал за «Моледет», потом за Мафдаль, а теперь за кого же голосовать, а Софья? Неужели Вы в серьез считаете, что «Ямина» представляет религиозных сионистов?

    1. Ну, лично я голосовала за Тиква Хадаша. Ямина, кстати, не МАФДАЛ. К сожалению, МАФДАЛа больше нет. Я сама выбираю из тех партий, что не являются противницами «вязаного» сектора. К сожалению, Ликуд больше не может считаться таковой

  8. Софа, Вы не опровергаете сказанное мной об оппортунизме Бенета с компанией и его кооперации с террористами.

    1. Зачем? Я отвечаю по теме статьи. А политические декларации мне не очень интересно обсуждать 🙂

    2. А лучше ответьте по теме на мой ответ на ваш комментарий про партию
      Смотрича. Вот как вы считаете, Боря , чью позицию занимает партия Смотрича с споре между ультраортодоксами и вязаными кипами? Только не говорите мне, что такого спора нет — мало того, что он идёт давно, в последние годы он ещё и обострился

      1. Позвольте мне ответить. Это не важно. А важно то что в следующих правительствах ( после Н) ультраортодоксы будет иметь полное моральное право идти в коалицию с Мерец, авода, Лапид и т.п. И у меня есть ощущение, что этим правом они воспользуются. И тогда будет вновь — ой вей, все пропало. И начало этому процессу Вы уже положили.

        1. Александр: … важно то что в следующих правительствах ( после Н) ультраортодоксы будет иметь полное моральное право идти в коалицию с Мерец, авода, Лапид и т.п. ….
          ========
          Даже при Нетаниягу у харедим не было никаких моральных обязательств к светским традиционалистам Ликуда. Был бизнес: харедим помогали ликудникам против левых, а СОЗДАВШИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ликудники помогали харедим против религиозных сионистов. Весь бизнес держался на способности ликудников создавать правительство.

  9. «Во-первых, поддался бы Кальфон на уговоры и проголосовал против правительства — если бы правительство пало, он по тому же норвежскому закону попросту вернулся бы домой. Во-вторых, кто сказал, что следующую коалицию сформировал бы Ликуд? В-третьих, допустим, что так. А кто сказал, что коалицию Ликуда сформировал бы Нетаниягу? И вишенка на торте — с каких пор Нетаниягу выполняет свои политические обещания? Тем более, что очередь уже занимал Шикли.»

    В сущности, написанное г-жой Рон-Мория, уже одно это — обвинение всей системе, где места в парламенте могут т.с. попросту продаваться… О выходе из такого положения я писал — о категорическом отделении (как это везде в цивилизованном мире) «церкви» от государства, о том, как это относительно безболезненно сделать; писал об изменении отношения к палестинцам (и как это сделать — несмотря на упущенные полстолетия), о решении вопроса с Иерусалимом — абсолютно безопасном и экономически выгодном (!) для государства… О многом писал. Всё это активно читается (сужу по входам), но есть замечательная привычка — не отзываться на то, что может вызвать неодобрение окружающего сообщества.
    Вот и я сейчас не повторяю своих предложений.
    Хотя само это положение — «послебибистое» — всё-таки шаг, или два шага, — в нужном направлении.

    1. /*———- О выходе из такого положения я писал — о категорическом отделении (как это везде в цивилизованном мире) «церкви» от государства————-*/
      Есть только маленькая загвоздка. У нас не церковь…

      1. Если раввины — от главных до поместных — получают зарплату от государства, то у нас таки церковь.

        1. Социальное государство оказывает гражданам-налогоплательщикам услуги, в том числе культурные и религиозные.
          Но церкви всех агрессивных религий и идеологий надо таки отделить от государства. В первую очередь это окопавшиеся в университетах и в гос.бюрократии церкви религии «изменения климата» и идеологии «суверен это бюрократия и судейские — а не граждане, через выбранных ими политиков».

    2. Маркс Тартаковский.: … О выходе из такого положения я писал …
      =====
      Грета Тунберг пишет ещё грандиознее: израильтяне вместе с палестинцами должны бороться против «изменения климата». Она знает, какими эти народы ДОЛЖНЫ БЫТЬ — а какие они на самом деле (и почему?) ей так же абсолютно НЕ важно, как и Вам.

  10. Не стоит надеяться братцы,
    Что слепят из грязи героя —
    Желания могут… сбИваться,
    А это чревато порою…

  11. Софа, партия Смотрича не присвоила себе название религиозных сионистов — именно она сохранила право на это название, а не оппортунист Бенет с компанией тех, кто пытается реформировать ортодоксальный иудаизм и ради свержения премьер-министра скооперировался с арабскими террористами.

    1. Разумеется, присвоила.
      Она не представляет мейнстрим религиозных сионистов, а лишь крайний фланг- хардаль. И, что ещё более существенно, она не защищает интересы сектора вязаных кипот , а полностью уступает в противостоянии ультраортодоксального и «вязаного» сектора требованиям ультраортодоксов , признавая за ними старшинство . То есть это партия, отказывающаяся защищать интересы сектора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.