Эдуард Гетманский: Ex libris. Известные люди о евреях — 6

 327 total views (from 2022/01/01),  5 views today

Ортодоксальный раввин, крупнейший законодательный авторитет Йосеф-Шалом Эльяшив был одним из тех, кто определял духовную жизнь еврейского народа в конце XX начале XXI веков сказал о раввине Зильбере, что «в своем поколении он был одним из тридцати шести праведников, на которых держится мир».

Ex libris
Известные люди о евреях

Часть шестая

(Лео Бэк, Адин Штейнзальц, Принс Дерек, Владимир Соловьёв,
Макс Нордау, Антон Карташов, Ицхак Зильбер)

Эдуард Гетманский

Эдуард ГетманскийЕвреи с библейских времён обладали обострённым национально-религиозным самосознанием. Евреи — народ скиталец. С момента первого изгнания из Страны евреи теряют свою территорию, язык и отчасти культуру, что, должно было привести к постепенному растворению еврейского народа в среде окружающих народов. Однако еврейский народ существует до сих пор, сохраняя веру и неповторимую самобытность, несмотря на неоднократные попытки тотального уничтожения и принудительной ассимиляции. Традиционный иудаизм считает причины такой сохранности исключительно духовными. Без иврита нет иудаизма, без иудаизма нет еврейского народа.

На («EL Hevit Svet») приведены слова Лео Бэка «Все религии — это попытка выразить невыразимое. Каждая новая религия создаёт тут свой язык». Лео Бэк (нем. Leo Baeck) (1873-1956) — еврейский теолог, раввин и глава еврейской общины Германии в период нацизма и Холокоста, потомок династии моравских раввинов, лидер прогрессивного иудаизма. Прогрессивный иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и, иногда, новое содержание, не затрагивающее, однако, основ. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению религиозных обрядов и индивидуальному осмыслению их в соответствии с реалиями современного мира. Широкая известность к Бэку пришла после выхода в 1905 году его книги «Сущность иудаизма». В трактовке Бэка иудаизм представал не как нечто застывшее, не как сумма окаменевших законов и ритуалов, а как динамичное, развивающееся вероучение, как непрерывное Откровение, которое раскрывается человеку в раввинистическом толковании Торы, основанном на человеческом опыте. Лео Бэк служил лидером реформистского иудаизма в своей родной стране и на международном уровне, а позже представлял всех немецких евреев в нацистскую эпоху. Вплоть до его депортации многочисленные американские учреждения предлагали ему помочь избежать войны и иммигрировать в США. Лео Бэк отказался покинуть свое сообщество и отклонил предложения. После Второй мировой войны он поселился в Лондоне, Великобритания, где служил председателем Всемирного союза прогрессивного иудаизма. В 1955 году был основан Институт Лео Бэка для изучения истории и культуры немецкоязычных евреев, и Бек был первый международный президент этого института.

На книжном знаке («Ex libris историка книжных знаков E.D.G.») приведены слова раввина Адина Штейнзальца «С исконно еврейской точки зрения, еврейский народ является не народом в точном смысле этого слова, а семьёй». Штейнзальц, Адин (ивр. ‏שטיינזלץ‏‎ עדין‏) (1937-2020) — израильский раввин, комментатор и переводчик Талмуда, религиозный мыслитель, педагог и общественный деятель. Лауреат Государственной премии Израиля за 1988 год. Знакомиться с еврейской религиозной традицией и источниками Штейнзальц начал еще в детстве, занимаясь с частным учителем; самостоятельно приобрел глубокие познания в различных областях талмудической и раввинистической литературы, каббалы. В 1965 году Штейнзальц основал Израильский институт талмудических публикаций и начал свою монументальную работу над переводами и комментариями к Талмуду, в частности перевод на современный иврит, английский, русский и некоторые другие языки. Издания Талмуда Штейнзальца включают в себя перевод с арамейского, на котором по большей части он написан, и всесторонний комментарий. Штейнзальц закончил работу над своим ивритским изданием Вавилонского Талмуда в ноябре 2010 года. Издание Талмуда Штейнзальца пользуется популярностью по всему миру. На настоящий момент общий тираж изданий на разных языках насчитывает более двух миллионов томов. Данные издания Талмуда сделали его доступным для изучения тысячам желающих, в то время как ранее он был доступен только узкому кругу людей изучающих Тору на серьёзном уровне. Книга Штейнзальца по Каббале «Роза о тринадцати лепестках» впервые была опубликована в 1980 году и издана на 8 языках. В целом Штейнзальц является автором более 60 книг, которые были переведены более чем на 100 языков и продавались огромными тиражами в разных странах мира, и сотен статей на различные темы, включая Талмуд, еврейскую мистику, еврейскую философию, социологию и философию. Среди всех своих книг Штейнзальц, Адин больше всего ценил одну — «Основы учения Христова». Это книга, которая подробнейшим образом рассматривает 6 основ учения Иисуса Христа, перечисленных в Послании к Евреям (6 глава).

На книжном знаке («EL E.D.G.») художник нарисовал портрет Дерека Принса и привёл его слова: «Моим главным сокровищем в жизни это моя Библия и ею я должен еврейскому народу». Петр Принц Дерек Воган (1915-2003) — американский проповедник, известный толкователь Библии, он являлся одним из ведущих комментаторов Библии XX столетия. В своих проповедях Дерек учил, что Божье благословение невозможно заработать, соблюдая разного рода религиозные предписания, или обряды, так как оно уже доступно каждому верующему благодаря жертвенной смерти Иисуса Христа на кресте. Альтернативой соблюдению религиозных правил и предписаний, как верил Дерек Принс, является знание Божьей воли для своей жизни и её исполнение. Составленное Дереком «Пособие для самостоятельного изучения Библии», изданное в 1965 году, помогло многим христианам по всему миру утвердиться и укрепиться в вере. Оно было переведено, как минимум, на 26 языков и используется, пожалуй, больше, чем остальные книги Дерека. Ясное и последовательное изложение материала делает это пособие доступным и понятным для людей разных культур и народностей, таких как китайцы, африканцы, монголы, латиноамериканцы, индонезийцы и русские. Дерек говорил:

«Я вырос в Англии и никогда не был антисемитом… Мы в невосполнимом долгу перед евреями. Если бы не они, у Церкви не было бы ни патриархов, ни пророков, ни апостолов, ни Библии, ни Спасителя».

Само по себе то, что Дерек жил в Иерусалиме и разделял с израильским народом все скорби и лишения повседневной жизни, свидетельствует о его вере в исполнение библейских пророчеств. Своим первоочередным призванием он считал ходатайство перед Богом об исполнении Его обещания принести спасение на Ближний Восток евреям, мусульманам и номинальным христианам.

На книжном знаке («Ex libris памяти историка Нины Толстой») художник Владимир Чекарьков нарисовал портрет Владимира Соловьёва, приведя его слова:

«Если Христос не Бог, то иудеи не бог более виновны, чем эллины, убившие Сократа. Если же мы признаем Христа Богом, то и в иудеях должно признать народ богорождающий».

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) — русский религиозный мыслитель, поэт и публицист, литературный критик. Он стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, Семёна Франка, а также на творчество поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Блока и других. Отношение Соловьева к евреям было последовательным выражением его христианского универсализма, этических принципов, предписывающих любить все народы, как свой собственный. Соловьев читал Библию и Талмуд в оригинале, занимался еврейской историей и литературой, изучал книги о талмудической письменности. В своей работе «Еврейство и христианский вопрос» В. Соловьёв писал: «Говорят о еврейском вопросе; но в сущности все дело сводится к одному факту, вызывающему вопрос не о еврействе, а о самом христианском мире…

Главный интерес в современной Европе — это деньги; евреи мастера денежного дела, естественно, что они господа в современной Европе. После многовекового антагонизма христианский мир и иудейство сошлись наконец в одном общем интересе, в одной общей страсти к деньгам. Но и тут между ними оказалось важное различие в пользу иудейства и, к стыду мнимохристианской Европы, различие, в силу которого деньги освобождают и возвеличивают иудеев, а нас связывают и унижают. Дело в том, что евреи привязаны к деньгам вовсе не ради одной их материальной пользы, а потому, что находят в них ныне главное орудие для торжества и славы Израиля, т. е, по их воззрению, для торжества дела Божия на земле. Ведь кроме страсти к деньгам у евреев есть и другая еще особенность: крепкое единство всех их во имя общей веры и общего закона. Только благодаря этому и деньги идут им впрок: когда богатеет и возвеличивается какой-нибудь иудей — богатеет и возвеличивается все иудейство, весь дом Израилев. Между тем, просвещенная Европа возлюбила деньги не как средство для какой-нибудь общей высокой цели, а единственно ради тех материальных благ, которые доставляются деньгами каждому их обладателю в отдельности. И вот мы видим, что просвещенная Европа служит деньгам, тогда как иудейство заставляет служить себе и деньги и преданную деньгам Европу. Владимир Соловьёв считал, что «по отношению к иудейству христианский мир в массе своей обнаружил доселе или ревность не по разуму или дряхлый и бессильный индифферентизм… Иудеи, говорит Соловьев, всегда относились к христианам согласно предписаниям своей религии, по-иудейски; христиане же доселе не научились относиться к иудеям по-христиански.

Чтобы понять евреев, по мнению Соловьева, надо ответить на три очевидных факта. Первый факт тот, что Христос по Матери своей был иудеем и христианство вышло из иудейства; второй факт тот, что большая часть иудейского народа отвергла Христа и заняла решительно враждебное положение относительно христианства; третий факт тот, что главная масса еврейского народа и религиозный центр новейшего иудейства находятся не в Западной Европе, а в двух славянских странах — России и Польше… Пренебрегать иудейством — безумно; браниться с иудеями бесполезно; лучше понять иудейство, хотя это труднее… Евреи прежде всего отличаются глубокой религиозностью, преданностью Богу своему до полного самопожертвования. Это народ закона и пророков, мучеников и апостолов. Во-вторых, евреи отличаются крайним развитием самочувствия, самосознания и самодеятельности. Наконец, третья отличительная черта евреев — их крайний материализм… Таким образом, характер этого удивительного народа обнаруживает одинаково и силу Божественного начала в религии Израиля и силу человеческого самоутверждения в национальной, семейной и личной жизни евреев и, наконец, силу материального элемента, окрашивающего собою все их мысли и дела. Но каким же способом в одной живой индивидуальности совмещаются эти противоборствующие между собой стихии?

Евреи, по мнению Соловьева, представляли наиболее подходящую среду для воплощения Божьего слова. Договор или завет Бога с Израилем составляет средоточие еврейской религии. Явление единственное во всемирной истории, ибо ни у какого другого народа религия не принимала этой формы союза между Богом и человеком как двумя существами, хотя и неравносильными, но нравственно однородными… Истинный Бог, избравший Израиля и избранный им, есть Бог Святой. Это соединение глубочайшей веры в Бога с высочайшим напряжением человеческой энергии сохранилось и в позднейшем иудействе. Отвержение евреями Иисуса представлялось Соловьеву величайшей трагедией, предопределившей всю будущую историю еврейского народа, однако философ возлагал вину за упорное неприятие евреями христианства не на евреев, а на самих христиан. Крепко веруя в Бога, Израиль привлек к себе богоявления и откровения; веря также и в себя… Соловьев писал: «Ясно, что еврейство видит в христианском мире только то, что ему на деле показывают именующие себя христианами, и было бы слишком странною фантазией ожидать, что евреи массами и по искреннему религиозному убеждению будут обращаться в христианство как в религию любви под шум еврейских погромов и под «христианские» крики: «Смерть жидам! бей жидов!». Просвещенная Европа установила в социальной экономике безбожные и бесчеловечные принципы, а потом пеняет на евреев за то, что они следуют этим принципам… В большой статье «Талмуд и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и Германии» (1886) Соловьев решительно отверг утверждение антисемитов, будто приверженность евреев к Талмуду, питающая их обособленность, служит препятствием для предоставления им гражданского и общественного равноправия.

Соловьев отрицал какое-либо принципиальное противоречие между этическими принципами Талмуда и Нового завета. Он отмечал, что лишь благодаря Талмуду еврейство сумело сохраниться как нация. Соловьев снова и снова возвращался к мысли о причинах необычайной жизнеспособности еврейского народа, о смысле еврейской истории, который позволяет понять или угадать и смысл истории всего человечества. В статье «Когда жили еврейские пророки» (1896) Соловьев усматривает «отличие еврейской религии от всех других не в отвлеченной идее монотеизма, но в живом сознании и чувстве того, что национальный Бог Израиля есть Бог всемирный, Бог силы и правды. Это высшее религиозное сознание, согласно Соловьеву, есть сознание пророческое, которое, предваряя будущее, даст людям нравственные силы для приближения и осуществления этого идеального будущего. Дела евреев не хуже наших дел, и не нам обвинять их. Разве только в том они виноваты, что остаются евреями, сохраняют свое обособление. Они народ дела. До конца жизни Соловьев сохранял страстный интерес к судьбе еврейского народа, искреннюю любовь к нему и веру в его будущее. Он был почетным членом Общества для распространения просвещения между евреями в России. Соловьев написал рецензию на книгу С.Я. Диминского «Евреи, их вероучение и нравоучение» (1891), содержательную статью «Каббала» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, предисловие к статье Д. Гинцбурга «Каббала, мистическая философия евреев» в журнале «Вопросы философии и психологии» (1896). На смертном одре Соловьев молился за еврейский народ и читал псалом на иврите. Смерть Соловьева вызвала глубокое горе всего русского еврейства. В синагогах читались молитвы за упокой души Соловьева — одного из «праведников народов мира».

Портрет Макса Нордау украшает книжный знак («EL программиста Хаима Неймана»). На этой графической миниатюре приведён его афоризм: «Евреи добиваются превосходства лишь потому, что им отказано в равенстве». Макс Нордау (англ. Max Nordau, ивр. מקס נורדאו) (1849-1923) — еврейский философ, писатель, публицист и общественный деятель, один из основателей Сионистской организации. В 1874 году он изменил свою фамилию (Симха Меер) Зюдфельд (южное поле) на Нордау (северная долина). Его обращение к сионизму было спровоцировано делом Дрейфуса (судебный процесс в декабре 1894 года во Франции). После знакомства с основателем Всемирной сионистской организации Теодором Герцлем в 1892 году Макс Нордау стал пламенным сторонником идеи сионизма и стал участвовать в сионистском движении. Он создал настоящую сионистскую идеологию, способствовавшую пробуждению еврейского национального сознания. Макс Нордау стал одним из ранних лидеров еврейского национального движения. Был вице-председателем на первых шести Сионистских конгрессах, а с 7-го по 10-й — их председателем. На 2-м Сионистском конгрессе выступил по адресу противников сионизма: «Мы отвергаем с насмешкой и презрением звание партии; сионисты — не партия, это — само еврейство. Все, что есть жизненного в еврействе, что представляет из себя еврейский идеал, мужество и способность прогрессировать, — есть сионизм. Напротив, все те, кто хорошо себя чувствует в рабстве, презрении, те, которые желают скорой смерти еврейству, все они или стоят совершенно в стороне, или же яростно борются против нас. Сионисты имеют право сказать: в нашем лагере — Израиль; вы же, все остальные, — праздные члены». Он выступал в защиту политического сионизма Герцля, против идеи культурного сионизма еврейского писателя-публициста и философа Ахад-ха-А́ма и поддержал план Уганды (программа, в 1903 году предложенная британским правительством сионистскому движению и предполагавшая создание на территории современной Кении еврейского государства с названием Уганда (но не на территории современного государства с таким названием), как временное решение.

В 1898 году на сионистском конгрессе Нордау предложил термин «Мускулистый иудаизм» с целью преодолеть стереотип в отношении евреев. «Ни для одной расы, ни для одного народа физическая культура не имеет столь важного воспитательного значения, как для нас, евреев. Она поможет нам выпрямиться как в физическом, так и в духовном смысле». Сионизм открывал потрясающие перспективы для развития расы, поощряя возвращение к земледельческому труду, спорт и телесное самосовершенствование в атмосфере свободы на родине предков. Еврейский вопрос никогда не был чужд Нордау. Уже в «Обычной лжи» он резко порицал антисемитизм, видел в нем один из симптомов болезни века. С точки зрения Нордау ненависть к евреям не породила ничего нового, она лишь пробудила дремлющую совесть существующей расы и вернула ей ощущение собственной уникальности. Сочувственно отнесся Макс Нордау к идее Владимира Жаботинского о создании Еврейского легиона, но полагал, что сионистское движение должно оставаться нейтральным, так как сионисты есть среди граждан обеих воюющих сторон. В 1919 году, когда волна еврейских погромов прокатилась по Украине и другим частям бывшей Российской империи, Нордау настаивал на немедленном переселении 600 тысяч евреев в Эрец-Исраэль («план Нордау»), но руководство Сионистской организации отклонило это предложение как якобы «нереальное». Как писатель М. Нордау написал про евреев драму «Doktor Kohn» («Доктор Кон»). Герой драмы, ученый математик, упрекает немцев за то, что они лишают евреев их прирожденной натуры, внушают им другую, а потом дают чувствовать, что она только маска, делающая евреев смешными.

Евреи должны попытаться стать национально настроенными в еврейском духе людьми: «Мы будем искать для себя отечества, а что касается языка, то нам стоит только припомнить наш забытый». Нордау выступал против смешения с христианками не из-за еврейства по матери, а из-за того, что христиане враждебны евреям. В 1883 году он выпустил книгу «Обычная ложь культурного человечества», в которой подверг резкой критике религию, разложение и гнет монархических и аристократических режимов Так, в своей книге «Entartung» («Вырождение») Нордау предостерегал мир от таких опасностей, как модернистское искусство, гомосексуализм и душевные заболевания; все это им связывалось с физическим расовым вырождением. Идеи Нордау были далеки от толерантности, напротив он приводил аргументы в пользу расизма. Макс Нордау писал: «Низшая раса скоро погибнет совсем. Я не вижу для неё ни какого спасения. Смерть, на которую осуждены дети природы, вовсе не мучительна». Современная наука не признает деления на низшие и высшие расы. Публикации Макса Нордау были восприняты неоднозначно и в течение многих лет после их появления служили темой острой дискуссии между сторонниками и противниками идей Нордау. Его самые известные работы — «Традиционная ложь нашей цивилизации» (1883), «Парадоксы» (1896) и «Упадочничество» (1895). Умер Макс Нордау в 1923 году в Париже, останки в 1926 году были перевезены в Израиль и похоронены на Старом кладбище в Тель-Авиве.

Портрет последнего обер-прокурора Святейшего Синода А.В. Карташова дан на книжном знаке («Ex libris профессора Зиновия Брусиловского»). На нём же воспроизведён афоризм Антона Карташова — «Еврейство есть великая мировая нация». Антон Владимирович Карташов (1875-1960) — российский богослов, историк церкви, обер-прокурор Святейшего Синода (июль-август 1917), министр исповеданий Временного правительства (1917). После октябрьской революции 1917 года был арестован. Отбыв трехмесячное заключение, жил на нелегальном положении в Москве. В 1918 году основал Православное «Братство Св. Софии», в которое входили представители духовенства и церковной интеллигенции. В январе 1919 года выехал из России в Эстонию. В правительстве Николая Юденича занимал пост министра исповеданий. В 1920 году переехал во Францию. В Париже был образован Свято-Сергиевский Богословский институт. Со временем это учебное заведение обрело широкую известность. Антон Карташов, занимая должность профессора, посвятил институту 35 лет свой жизни. Здесь он преподавал Историю Церкви, Ветхий Завет, еврейский язык. Известен еврейский афоризм историка Российской православной церкви Карташова:

«Евреев ненавидят за их достоинства, а не за их пороки».

Экслибрис «Библиотека Марка и Сони Липовских», созданный тульским графиком Владимиром Чекарьковым в своей композиции включает портрет раввина Ицхака Зильбера и его афоризм «Антисемитизм — это кнут в руке Всевышнего, кнут, которым Г-сподь наказывает нас за грехи». Раввин Ицхак Зильбер (1917-2004) — духовный лидер русскоязычной еврейской общины Земли Израиля, основатель движения «Толдот Йешурун» за возвращение русскоязычных евреев Израиля к иудаизму и его духовный руководитель. Происходил из потомственной раввинской семьи. Раввин Ицхак Зильбер с 15 лет уже давал уроки Торы в Казани, несмотря на то, что это было запрещено. Занятия проходили «в обстановке строжайшей секретности», поскольку ЧК и Евсекция преследовали за преподавание еврейской традиции. В 1935 году поступил в казанский Химико-технологический институт, а спустя год перевелся на физико-математический факультет Казанского университета, где специализировался в области высшей алгебры и теории чисел. В течение всего университетского периода не прерывал углубленного изучения Торы. Раввин Ицхак Зильбер вспоминал: «Мудрость, заключенная в еврейской религии, приводила меня в восторг; сухие, казалось бы, законы ритуального убоя скота, правила кашрута, чистоты семейной жизни раскрывали передо мной свою вечную нравственную суть. … Глубокие знания еврейских мудрецов в области анатомии, физиологии, медицины, изложенные в Талмуде, были для меня неоспоримым свидетельством Божественного происхождения Устной Торы».

Зимой 1941 года, с отличием закончив университет, начал преподавать математику в селе Столбищи под Казанью. В 1942 году ему удалось вернуться в Казань, где он преподавал в ряде школ, техникумов и вузов. В те же годы он написал серьезную работу по теории чисел и собирался «послать ее самому Альберту Эйнштейну». Но затем он пришел к выводу, что, чем большего признания он достигнет в качестве ученого-математика, тем сложнее ему будет вырваться из Советского Союза — и он «приказал себе не трогать больше эту тему». По шабатам он давал уроки в синагоге, приближая людей к Торе. «Я чувствовал, что за мной следят, — вспоминал он, — что власти знают о том, что я преподаю Тору, но не мог вести себя по другому». В 1951 году раввин Ицхак Зильбер был арестован по сфабрикованному «экономическому» обвинению и заключен в лагерь. И в заключении он стремился строго соблюдать все законы еврейской жизни. В Пурим 1953 года в лагере стало известно об опасной болезни Сталина. «Как только я узнал о болезни Сталина, — вспоминал раввин Ицхак Зильбер, — я начал читать Теилим (Псалмы царя Давида — Э. Г.), чтобы ему поскорее пришел конец. … Я читал их трое суток подряд, день и ночь: бегая с водой, убирая территорию, сидя в бараке. Перестал, когда услышал, что его уже нет». Весной 1953 года, вскоре после смерти «вождя народов», раввин Ицхак Зильбер вышел на свободу по «сталинской амнистии» и вернулся в Казань, где вновь стал преподавать математику в школе рабочей молодежи. В 1956 году раввин Ицхак Зильбер подал первое прошение о выезде в Израиль, которое было отклонено. В течение последующих четырех лет он ежегодно подавал новые прошения.

Зимой 1960 года на инспирированном КГБ собрании общественности было принято решение «хлопотать перед правительством о лишении Исаака Яковлевича и Гиты Вениаминовны Зильбер родительских прав». Им было предъявлено обвинение в том, что они «отравляют все детство несчастных детей: не дают им мяса, не разрешают писать в шабат», а «перед едой заставляют бубнить какие-то молитвы». В качестве первого наказания его изгнали с работы. Вскоре после этого он перешел на нелегальное положение и, бежав в Ташкент, сумел перевезти туда семью. В Ташкенте он работал в строительной конторе, а затем в картонажном цехе, отдавая половину, а то и три четверти своей зарплаты за то, чтобы не работать в шаббат. Зимой 1972 года раввин Ицхак Зильбер получил разрешение властей на выезд, и двадцать третьего швата этого года вступил на Землю Израиля. Раввин Ицхак Зильбер был шокирован увиденным — люди повсеместно нарушали Шаббат. Он вспоминал, что когда он приехал в Иерусалим, не было ни одного еврея из России, который учил бы Тору. В 1991 году вышла в свет его книга «Пламя не спалит тебя», посвященная исполнению пророчеств Торы. В этой книге, написанной живым и образным языком, вскрываются законы, управляющие еврейской историей. Раввин Ицхак Зильбер помог сотням женщин из Росcии в получении разводных документов — гетов. Он сам отправлялся в далекие поездки, разыскивая пропавших мужей по всему миру. В 2000 году раввин Ицхак Зильбер основал общественную организацию «Толдот Йешурун», которая помогла сотням и сотням репатриантов из бывшего СССР вернуться к Традиции. Во многих случаях раввин Ицхак Зильбер выручал людей из беды и своей молитвой, оказывающей ощутимое воздействие на реальность. Книги раввина Ицхака Зильбера — «Пламя не спалит тебя», «Я принадлежу моему другу», «Чтобы ты остался евреем» и «Беседы о Торе» стали настольными книгами для сотен тысяч русских евреев. Ортодоксальный раввин, крупнейший законодательный авторитет Йосеф-Шалом Эльяшив был одним из тех, кто определял духовную жизнь еврейского народа в конце XX начале XXI веков сказал о раввине Зильбере, что «в своем поколении он был одним из тридцати шести праведников, на которых держится мир».

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Эдуард Гетманский: Ex libris. Известные люди о евреях — 6

  1. В синагогах читались молитвы за упокой души Соловьева — одного из «праведников народов мира».
    Раввин Ицхак Зильбер был шокирован увиденным — люди повсеместно нарушали Шаббат. Он вспоминал, что когда он приехал в Иерусалим, не было ни одного еврея из России, который учил бы Тору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *