Лев Мадорский: Одесса там больше не живёт

 6,948 total views (from 2022/01/01),  4 views today

При этом, как ни удивительно, всенародная слава соседствовала у Михаила Михайловича с полуподпольными выступлениями. Что-то вроде В. Высоцкого. Потому что невозможно было в советские, идеологизированные времена открыто критиковать власть и, одновременно, быть официально разрешённым.

Одесса там больше не живёт

Лев Мадорский

Лев МадорскийБыл в России невероятный город. Единственный в своём роде. В этом городе всё было перемешано в мажорном ключе: мягкий, солнечный климат, близость моря, удачное сочетание народов, деловая предприимчивость и, конечно же, юмор. Можно сказать без преувеличения, что Одесса была мировая столица юмора.

Одним из ярких компонентов города были евреи. Их шуточки, их акцент: «Я имею вам кое-что сказать…», их лёгкость общения создавали особый язык, который лингвисты даже называют одесским языком. Евреи придавали (к сожалению, повторяю, есть основания писать в прошедшем времени) этому городу особое очарование, особый шарм. Я встречал одесситов и в Москве, и в Германии, и в Израиле, и в Нью-Йорке. Они в 21 веке разъехались по всему миру. Их невозможно перепутать с жителями других городов. Научиться говорить на одесском языке, если не родился в Одессе, не так-то просто.

Сцена из фильма «Ликвидация»
Сцена из фильма «Ликвидация»

 

Немного истории

Одесса (название от греческого города Ордессос) была основана в конце 18 века по предложению А. Суворова после победной русско-турецкой войны. Тогда же евреи получили здесь право на жительство. Из 783-х первых жителей города евреев было 240. Т.е., примерно, одна треть. Город строился под руководством героя войны легендарного адмирала И. Дерибаса: «На Дерибасовской открылася пивная…» и к концу 19 века Одесса уже стала четвёртым по величине городом в Российской империи после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы. Примерно треть жителей по-прежнему составляли евреи.

Во главе Одессы в разные годы стояли разные правители. При Ришелье приезжие иностранцы называли город, не объясняя причин, «республикой жуликов». Не оттуда ли появился Остап, турецко-подданный? В правление Ришелье от чумы умер каждый восьмой житель города. При Ланжероне получили активное развитие торговые отношения. При графе Воронцове численность населения увеличилась от 35 до 90 тысяч (треть евреи). При Строганове во время Крымской войны (1853-86 гг.) город подвергся морской осаде. В течение 19 века, несмотря на значительное количество иудеев, Одесса часто подвергалась Погромам. Только в Погром 1905 года было убито более 400 евреев.

Особенно быстро закрутился калейдоскоп смены власти После Февральской и Октябрьской революций: независимая советская республика, немцы и австрийцы, Центральная Рада, Украина, Петлюра, белогвардейцы, французы, атаман Григорьев, и, наконец, начиная с февраля 20 года — Советская власть. В тот год, как бы поддерживая новую власть, даже картинно проехались по городу в канотье и тельняшках бандиты Мишки Япончика.

Известные евреи Одессы

Таких, если даже не учитывать того же Мишку или Соньку Золотую ручку, было на протяжении истории Одессы очень много. Перечислю вне хронологии некоторых, наиболее известных.

Вольф (Владимир) Жаботинский — один из лидеров и основателей сионистского движения. Во время Первой Мировой создал Еврейский легион, а также основал военизированные организации «Бейтар» и «Иргун». Из его изречений мне больше всего по душе: «В качестве одного из первых условий равноправия, требуем признать за нами право иметь своих мерзавцев, точно так же, как имеют их и другие народы».

Леонид (Лазарь) Утёсов (Вайсбейн) любимый, советский певец. Посвятил жизнь эстраде, театру, кино. Основатель джаза Утёсова. Сыграл главную роль в кинокомедии «Весёлые ребята», где принимал участие также его джаз.

Михаил Жванецкий
Лучший российско-еврейский сатирик 20 века, которого нам сегодня очень не хватает, тоже родился и провёл детство и молодые годы в этом удивительном, причерноморском городе. Долгие годы концертировал вместе с одесситами Карцевым и Ильченко, а позже с блестящими экспромтами-ответами как «Дежурный по стране», которого евреи любовно называли «Дежурный ребе».

При этом, как ни удивительно, всенародная слава соседствовала у Михаила Михайловича с полуподпольными выступлениями. Что-то вроде В. Высоцкого. Потому что невозможно было в советские, идеологизированные времена открыто критиковать власть и, одновременно, быть официально разрешённым.

Давид Курлянд
Не могу не вспомнить и легендарного одессита, который стал прототипом сотрудника уголовного розыска Одессы послевоенного времени Давида Гоцмана (боевого офицера во время ВОВ) в полюбившемся нам фильме «Ликвидация».

Мои знакомые одесситы

«Школа имени мене»

Из Одессы вышло немало великих музыкантов, особенно скрипачей. Почти все они ученики Петра Абрамовича Столярского и учились в школе его имени. Или как говорил сам Пётр Абрамович на «одесском» языке: «Школа имени мене». Такое имя школе ещё при жизни Столярского пожелал дать сам «Великий друг детей» (как говорил Пётр Абрамович («шишка из Москвы»), когда в 1938 на Международном конкурсе скрипачей им. Изаи в Брюсселе случилось невероятное: все первые четыре места завоевали советские музыканты: Давид Ойстрах, Елизавета Гиллельс, Борис Гольдштейн, Михаил Фихтенгольц. И все ученики педагога этой школы. Страна известная на Западе, как страна Гулага, страна нарушения прав человека, неожиданно приобрела благодаря чуду-педагогу из Одессы новый имидж.

В годы обучения в институте им. Гнесиных я был знаком с бывшим одесситом, лауреатом того брюссельского конкурса, профессором Михаилом Фихтенгольцом. Конечно, где профессор и где студент. Но я подружился с его дочкой-однокурсницей, бывал в их доме и часто расспрашивал Михаила Изральевича о его учителе. То что он рассказал, меня поразило. Такое могло случиться только в Одессе. Пётр Абрамович садился у песочницы, где играли дети, наблюдал за ними и иногда предлагал испуганной мамаше: «Я Столярский. Приводите ребёнка в мою музыкальную школу. Я сделаю из него скрипача». Цепочка замкнулась: удивительный город — удивительные люди — удивительные судьбы. В рамках статьи уместно упомянуть, что и гениальный учитель и гениальные ученики были евреи.

Второй Столярский

В семидесятые годы я познакомился с другим удивительным одесситом, которого можно назвать вторым Столярским. Я работал учителем в московской музыкальной школы. Был заведующим струнным отделом. Однажды после уроков ко мне в класс заглянул средних лет мужчина в потрёпанной куртке и с порога заговорил почти по-одесски, — Могу я Вам кое-что сказать и кое-что показать». — Заходите, — удивился я такому вступлению. Мужчина вошёл не один, а с тремя детьми — мальчиком лет восьми и двумя девочками постарше. Все со скрипками.

Мужчина представился, — Лазарь Абрамович, учитель по скрипке. У Вас найдётся пару минут? — Да. — Поиграй, Машенька». Одна из девочек достала скрипку и сыграла «Цыганские напевы» Сарасате. Пьесу высокой технической трудности. Сыграла ярко, свободно, что называется, по-взрослому. Потом с таким же блеском играли другие дети.

Такого я не ожидал. Это был уровень не обычной музыкальной школы, а, в лучшем случае, ЦМШ (центральной музыкальной школы при консерватории для одарённых детей). Но особенно невероятной показалась мне история, которую потом (ребята вышли в коридор) рассказал Лазарь Абрамович.

— Я окончил три курса одесского музыкального Училища. Потом случилась беда. — Мужчина показал левую руку, на которой не хватало фаланги среднего пальца и добавил, улыбаясь, — не режь огурцы слишком быстро. Так что диплома, как Вы понимаете, не получил и переехал в Подмосковье, где уже почти 10 лет живу в маленьком доме (осталось от мамы) и учу детей частным образом на скрипке. На это и живу. Можно на такие деньги жить? —спросил он как-то по-одесски. — Нет, конечно. Но, как видите, живу.

— Мне, Лазарь Абрамович, очень понравилось, как играют Ваши ученики. Очень. Но зачем Вы мне их показали? — спросил я. — Что я могу для Вас сделать? — Я бы хотел работать педагогом в этой музыкальной школе. Вы не могли ли порекомендовать меня директору? — Почему именно в этой? — Потому что она ближе всего к станции по Киевской железной дороге, где я живу. — Хорошо. Подождите с детьми здесь. Я попробую.

К счастью, директор была на месте. — Как Вы себе это представляете, Лев Рувимович? — взволнованно, со всей силой армянского темперамента обрушилась она на меня. — При первой же проверке будет уволен не только Ваш протеже, но и я сама!»— Мне нечего было ей возразить.

Заключение

Так как, всё-таки, получилось, что исчезла та Одесса, которая была не только столицей юмора, но и родиной многих талантливых музыкантов, писателей, артистов, художников, комиков? Куда исчезли одесские дворики с развешанным бельём, запахом жареной рыбы, бегающими детьми, мужчинами играющими в домино и криками женщин с балконов: «Моня, сейчас я тебе сделаю скандал и всем будет весело». Куда исчезли со знаменитого Привоза фразы типа: «Помидоры уже хорошие, или позже дешевле будут?». Или диалоги у сапожника: «Ну и на когда Вам нужны эти туфли?»— «На уже».

Недавно побывавшая в Одессе приятельница из Москвы (не еврейка), которая и в доперестроечные времена часто бывала в городе у Чёрного моря, подтвердила, что это сегодня другой город. Одесский язык на исходе, евреев почти не видно. Исчезла, ранее формирующая город, особая одесская изюминка. Одесса превратилась в обычный российский город. Печально… Что же делать? Можно ли вернуть Одессу? Думаю, можно. Каким образом? Верните в Одессу ту треть еврейского населения, которая присутствовала в ней все долгие годы её истории. Как написал в замечательном стихотворении «Верните в Россию евреев», которое привожу полностью, замечательный поэт Исай Шпицер:

К властям: «Проявите усилье,
Немедля, как можно скорее,
Верните евреев в Россию,
Верните России евреев!

 Зовите, покуда не поздно,
На русском ли, иль на иврите.
Верните нам «жидо-масонов»
И всех «сионистов» верните.

Пусть даже они на Гаити
 И сделались черными кожей.
«Космополитов» верните,
«Врачей-отравителей» тоже…

Верните ученых, поэтов,
Артистов, кудесников смеха.
И всем объясните при этом —
Отныне они не помеха.

Напротив, нам больше и не с кем
 Россию тащить из болота.
Что им, с головой их еврейской,
На всех у нас хватит работы.

Когда же Россия воспрянет
 С их помощью, станет всесильной,
Тогда сможем мы, как и ране,
Спасать от евреев Россию.

Print Friendly, PDF & Email

61 комментарий к «Лев Мадорский: Одесса там больше не живёт»

  1. «Одесса превратилась в обычный российский город»

    Мы были в Одессе в 2016 году. Город цвел, он стал намного красивее советской Одессы. И со спецификой там было всё в порядке. И в еврейском театре на Нежинской шел спектакль «Бычки в томате», который привёл нас в восторг.
    И на концерте в Зелёном Театре, где выступал Феликс Шиндер, весь зал пел вместе с ним «Гефилте Фиш» и танцевал «Семь Сорок».
    Одесской специфики по сравнению с СССР стало не меньше, а намного больше. В СССР её стыдливо прятали.
    А последние годы она расцветает. Вернее, расцветала до 24 февраля.
    Фильм «Ликвидация» это ложь, это представление москвичей об Одессе и одесситах, в том числе об одесском языке. Ну не надо писать мосвкичам об Одессе, это у них получается намного хуже, чем писать с видом знатока, о Бангла Деш или об австралийских аборигенах. Пишите лучше об аборигенах, только не об Одессе.

    Но это всё не так важно. Важно другое: Как можно было в 2022-м году, за несколько недель до нападения орков, назвать Одессу «обычным российским городом.»
    Сейчас, когда орки хотят сделать Одессу, Николаев, Херсон, Харьков «обычными российскими городами», правда до основания разрушенными, российскими бомбами и ракетами, такое писать?

    1. Как можно было в 2022-м году, за несколько недель до нападения орков, назвать Одессу «обычным российским городом.»
      ——————-
      Отвечу вопросом на вопрос. Как можно было, Дан, представить в декабре 2021 года, когда писалась заметка, что через два месяца случится такое? Невозможно. А в отношении Одессы у меня другие сведения от посетивших город. В 2019 году. И от старого одессита, живущего в Германии.

    1. Спасибо, Адольф за стихотворение и ссылку. Буду заглядывать на Ваш сайт

    2. Льву Мадорскому . Огромное спасибо за путешествие в прошлую Одессу! Видно жизнь и людей этого города к сожалению не вернуть. И ваш оптимизм возродить эту Одессу, уже не возможно, точно так же как не возможно дважды родиться одному и тому же человеку. Рождение еврейского Одесского юмора возможно единожды. Никакой возврат евреев не возможно создать бывший колорит. Те евреи которые разбросаны по всему миру, не в состоянии обладать Одесским языком, Одесским юмором, Одесскими взаимоотношениями. Да и ситуация отношений между людьми не складывается к тому, что бы былa возможность возродить бывшую Одессу. Но зато, как в литературе, так и в сердцах многих людей, Одесская история жизни Одесситов останется на многие века и станет материалом изучения в будущем. Очень печально, что такое происходит в жизни!

  2. Уважаемые читатели этой статьи!
    Обратите внимание:
    В приведённом автором Львом Мадорским моём стихотворении «Верните евреев!» допущено искажение последней строки.
    Следует читать: «Спасать от евреев Россию!»
    Исай Шпицер

    1. Большое спасибо дорогой Исай за поправку и за стихотворение. Здоровья Вам и радости в Новом году !

      1. Спасибо, Лев, за пожелания!
        Но Вы, как автор материала, должны это несоответствие исправить.
        Если Вы не в состоянии это сделать, попросите Берковича. Это в его силах.

  3. Не знаю, где живёт Одесса,
    И как теперь живёт Ростов —
    Державу разодрали бесы,
    Как только проржавел остов…

    1. пришёл черёд последних тостов,
      но тамада уже готов
      и говорит по-русски «остов»
      взамен нерусского «остов».

      скорее это — по-одесски,
      на первый и на пятый взгляд,
      поскольку пьют там неподеццки
      и не по-русски говорят.

      1. По-русски, безусловно, «Остов»,
        Но как зарифмовать Ростов?
        Как оказалось это просто —
        Он проржавел — и стал остОв…
        🙂

      2. Я читал, Л.С. и Цви Бен-Дов, что выражение Одесса-мама, Ростов -папа очень давно было в ходу у урок, которые считали оба города столицами криминального мира.

      3. к проблемам нашим языковым
        грязь пристаёт и льёт вода,
        их Бархударовым с Крючковым
        неплохо смазать иногда.

        Чай не на киче сроки чалим,
        чтоб обрести в душе покой
        слова промойте Розенталем
        и Френкелем (он под рукой).
        —————-
        Мне Л.С.2 стали любопытными загадочные фамилии в Ваших четверостишиях. Оказывается все они авторы школьных учебников по русскому языку. Теперь буду знать, что при их помощи можно решить любую проблему. Особенно актуально для детей русскоязычных родителей живущих в Германии. У них с языком большие проблемы. Сужу по ученикам и по внукам

        1. Ну, те-то, может, и авторы, а вот Виктор Френкель он наш, тутошний, родной.
          Может здесь следить за правильностью языка под ником В.Ф. Всегда строг, но справедлив.
          Мне было бы приятно, чтобы В.Ф. сделал мне замечание, даже сознательно ошибку хотел сделать, да рука не поднялась.
          А вот народ обижался порой, а зря, лучше бы авторов перечитали.

          1. вот Виктор Френкель он наш, тутошний, родной.
            Может здесь следить за правильностью языка под ником В.Ф. Всегда строг, но справедлив.
            —————
            Виктора знаю. Он большой молодец.

        2. Лев, SMS-поколение просто гуглит: слово + ударение, слово + правописание, слово + знаки препинания — весьма эффективно.

          1. Лев, SMS-поколение просто гуглит: слово + ударение, слово + правописание, слово + знаки препинания — весьма эффективно
            ——————
            В Германии, Цви Бен-Дов, я веду музыку в русскоязычной организации «Теремок», где 468 учеников. Подавляющее большинство ( есть ещё живопись, театр) учит исчезающий в другой стране русский язык. Преподаватели-профи и требуют на контрольных чтобы убрали смартфоны и решали проблемы без помощи нажатия кнопки. Это расценивается как списывание.-

          2. Так я не контрольные имел в виду, а каждодневные «стычки» нашей мОлодежи и пОдростков с языком, который забыли даже на Родине 🙂

    2. «Державу разодрали бесы»
      Это прекрасно, что разодрали державу- тюрьму. И процесс еще идет. Эта держава создана путем захвата соседей мечом

      1. Так и бесы, увы, не лучше оказались. А тот, что теперь самым большим обломком правит и его «младший брат» — хоть ничего и раздирали, но ещё хуже тех, кто разодрал.

        1. Ну, как сказать, кто будет хуже:
          что старший брат, что младший брат
          всё на обсценном говорят
          и заикаются к тому же..

          1. Узнаем — скоро заваруха
            Мы в балаган приглашены,
            Где промывают (через ухо)
            Мозги пропитые страны…
            🙂

    3. к проблемам нашим языковым
      грязь пристаёт и льёт вода,
      их Бархударовым с Крючковым
      неплохо смазать иногда.

      Чай не на киче сроки чалим,
      чтоб обрести в душе покой
      слова промойте Розенталем
      и Френкелем (он под рукой).

      1. Я вижу что-то вас задело,
        Хоть и не понимаю, что,
        Но не «моё собачье дело»
        И тема тоже не про то…

        1. это к «Где промывают (через ухо)»

          у вас в стакане, что ли сухо,
          или просто после перепоя,
          что стали делать через ухо,
          хотя всегда — через другое…

          1. Вам если не всегда понятно —
            Молчать не стОит о проблеме,
            Есть и на солнце тоже пятна —
            В конце-концов всё лечит время…

          2. Очень, Л.С. 2 и Цви Бен-Дов , нравится Ваш экспромтовый, рифмованный диалог. Я бы хотел так ответить, но нет таланта.

          3. Лев, вы — исключение из правил 🙂
            Однажды в одной антисемитской группе я решил, что буду отвечать на все комменты исключительно в стихотворной форме — через два дня подобных упражнений меня возненавидели даже анти-антисемиты 🙁
            Народ стих@@вых дискутантов недолюбливает — и, кстати, есть за что. 🙂

          4. Народ стих@@вых дискутантов недолюбливает — и, кстати, есть за что.
            ——————-
            Допускаю, Цви Бен-Дов, вариант, когда рифмованный коммент уводит от темы или когда за рифмой теряется суть, но не у Вас. Ваши стихи , как правило, в тему и никогда не обидны. Хотя, конечно, в антисемитской группе дискутантов всё может( должно) быть по другому.

  4. О смешанном характере одесского языка говорит и имя великого комбинатора, турецко-подданного: Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, хоть есть множество спекуляций о том, что все это перекрученные еврейские имена. Думаю, это не так. Турецко-подданный — это еврей, собравшийся перебраться в тогдашнюю Палестину. Для этого надо было принять турецкое гражданство. Турецко-подданные в Одессе были, а в Палестину плыли из Одессы. Сделать это было легче, чем выехать из СССР.

  5. Лев, дополню Вас. Одесса, конечно, это не только евреи. А одесский язык- это не только от евреев. У нас в США живет очень много бывших одесситов. (Все , как один утверждают, что бывших одесситов не бывает). Недавно писал статью об Одессе для местной газеты в соавторстве с одесской журналисткой. Вот несколько фактов: именно одесситы первыми массово начали выезд из СССР. Именно одесситы организовали сегодняшний Брайтон Бич в Нью-Йорке — самый русскоязычный район в мире (кроме Израиля). Евреи в Одессе есть. Их немало даже в мэрии Одессы. Одесса не превратилась в российский город, это украинский город, и не увидел, что одесситы просятся в Россию. Одесса чтит евреев и зовет их обратно. В прошлом году мэр Одессы и Посол Израиля открыли настенную картину Зееву Жаботинскому. Правда, дом при этом забыли отремонтировать. Привоз процветает. Ходит одесский трамвай. И самое главное: евреи в какой-то мере возвращаются в Одессу. Я лично знаком с семьей верующих евреев , переехавших из США в Одессу. Но это редкость, а вот израильтяне скупают недвижимость Одессы массово, как, впрочем, и Киева. У Одессы есть будущее. И у евреев Одессы есть будущее. Советую всем найти в Интернете песню Киры Кафт «Зачем уехали евреи?»

    1. израильтяне скупают недвижимость Одессы массово, как, впрочем, и Киева. У Одессы есть будущее. И у евреев Одессы есть будущее. Советую всем найти в Интернете песню Киры Кафт «Зачем уехали евреи?» https://www.youtube.com/watch?v=Ex_T3LuA8Ms
      ———————-
      Большое спасибо дорогой Анатолий, С за ссылку на песню по теме ( с одесским акцентом и выдержанную в клезмер стиле) и отличный коммент. Радует Ваш оптимистический взгляд на будущее старой Одессы, хотя сегодня возвращение евреев вызывает сомнение. В Германии тоже , как я уже писал ниже, достаточно много бывших одесситов, хотя,уверен, меньше, чем в Нью-Йорке. С Новым годом !

      1. Лева, из той самой одесской, колоритной разговорной речи в этой песне одно слово «идиёт», больше нет. Про Бусю ты только Локшину не скажи, а то у него целая теория как его таланту завидовали Рихтер с Дорлиак и за это они его травили и куда-то там не пускали

        1. целая теория как его таланту завидовали Рихтер с Дорлиак и за это они его травили и куда-то там не пускали
          ——————
          Я слышал Бусю-Бориса только, когда ему было за 50. В молодом возрасте не слышал. Но сомневаюсь, чтобы сильный скрипач мог так слабо игрвть в зрелом возрасте и чтобы его таланту завидовал Рихтер.

  6. Я, уже не помню где, читал, что маленький вундеркинд Буся Гольдштейн удостоился подарка от самого товарища Сталина, это была скрипка работы Страдивари. Растроганный Буся был так взволнован, что умудрился забыть эту скрипку в трамвае, когда он ехал домой из Кремля. Доложили Сталину, он распорядился. Скрипка была найдена в тот же день и возвращена Бусе.

    1. маленький вундеркинд Буся Гольдштейн удостоился подарка от самого товарища Сталина, это была скрипка работы Страдивари. Растроганный Буся был так взволнован, что умудрился забыть эту скрипку в трамвае, когда он ехал домой из Кремля. Доложили Сталину, он распорядился. Скрипка была найдена в тот же день и возвращена Бусе.
      ——————
      Из вундеркинда вырос ( так тоже бывает) обычный, средний скрипач. В конце 80-х Борис уезжал в Мюнхен на ПМЖ и выступил перед педагогами ДМШ, где я работал. Кто-то спросил про этот случай. Борис сказал, что Сталин не вмешивался, так как сам водитель трамвая сообщил о забытой скрипке. И скрипка, если не ошибаюсь, была Гварнери

        1. Буся в зрелом возрасте средний скрипач? Интересная точка зрения!
          ————————
          Перед отъездом а Мюнхен на ПМЖ Борис выступил в нашей муз школе, рассказл почему он уезжает и сыграл концерт Вивальди. Сыграл очень средненько…

        2. Это не первый текст Л. Мадорского, в котором он отзывается о Бусе Гольдштейне, как о среднем скрипаче. Возникает вопрос, если Борис Гольдштейн – средний скрипач, то какого же уровня были заведующие струнными отделениями муз школы? Да, и я бы посоветовала автору всё же брать в кавычки информацию, взятую из интервью и Википедии.

          1. Спасибо, Зоя, что вспомнили старый текст. В отношении Бориса Гольдштейна я бы Вас поддержал, если бы не услышал. Да и согласно статистике, значительный процент вундеркиндов с годами теряют свой дар.

      1. Нелестная оценка мастерства взрослого Буси Гольдштейна мне кажется ошибочной. Полагаю, что уважаемому Л.М. стоит прочитать статью Артура Штильмана («Еврейская старина» №7(43). Там, кстати, промелькнула любопытная деталь, касающаяся нашего уважаемого гроссмейстера.

  7. «…к концу 19 века Одесса уже стала четвёртым по величине городом в Российской империи после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы. »
    ——————————————————
    Неужели Одесса была тогда больше Киева?

    1. «…к концу 19 века Одесса уже стала четвёртым по величине городом в Российской империи после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы. »
      ——————————————————
      Неужели Одесса была тогда больше Киева?
      ———————
      Выходит так, В.Ф. Сведения из Вики

  8. Конечно, Лева, заслуга евреев в происхождении одесского характера и языка очень велика. Но мне кажется, что все-таки главное — это мультикультурализм: смешение русских, евреев (идишских), украинцев, болгар, греков и вообще разных европейцев. Все же это был практически единственный в России торгово-промышленный город, в котором не было типичной для коренной России «ордынщины» (рабского мышления).

    1. все-таки главное — это мультикультурализм: смешение русских, евреев (идишских), украинцев, болгар, греков и вообще разных европейцев. Все же это был практически единственный в России торгово-промышленный город, в котором не было типичной для коренной России «ордынщины» (рабского мышления).
      ————————

      Это,Михаил, любопытная гипотеза. И, всё-таки, доминирующую роль, в специфичном языке, юморе, челоческих отношениях Одессы в смешении народов сыграли евреи. Об этом убндительно говорит хотя бы то, что с уходом идн вся специфика Одессы сошла на нет. Что касается «ордынщины» ( Россия платит дань татаро-монголам ), которая не захватила город у моря, то ёё влияние , на мой взгляд, в противопоставлении Россия-Одесса минимально. Слишком много прошло времени . Но гипотеза, повторяю, интересная…

  9. Не раз отдыхал в Одессе с товарищами в середине 80 х годов. Облазили весь город и Привоз, но не заметили нигде и не у кого особого языка и своеобразного мышления. А ведь хотели! Боюсь уважаемый автор слегка фантазирует!

    1. Боюсь уважаемый автор слегка фантазирует!
      ——————————
      Может я и фантазирую, Евгений, но не коренной одессит Жванецкий, который сказал в одном из интервью: «Одесса здесь больше не живёт». А это диалоги с одесского Привоза. Тоже не выдуманные, а списанные с натуры:
      http://odesskiy.com/chisto-odesskiy-yumor/dialogi-na-odesskom-privoze.html

  10. Лев, вот вам очередное «старьё» в тему — кстати, навеяно фильмами Парфёнова о евреях:

    Зря уйти евреев попросили,
    Пламя стать своими затушив,
    Выдрав с мясом Душу у России —
    Жить она не сможет без Души…

    1. Зря уйти евреев попросили,
      Пламя стать своими затушив,
      Выдрав с мясом Душу у России —
      Жить она не сможет без Души…
      ———————
      Отлично, Цви Бен-Дов. Пора уже издавать Ваше «старьё». Вы правы: в евреях всегда горело пламя- стать своими.

  11. Нет, дорогой Лев, Одесса жива, только она теперь в другом месте:
    Маленькая Одесса
    Волны эмиграции назывались: первая, вторая и третья.
    Когда Брежнев распахнул двери, евреи поехали.
    Многие — в наш район Лос-Анджелеса.
    Теперь здесь много маленьких магазинчиков:
    магазин посуды, магазин модных кроссовок…
    Старые евреи везут тележки с покупками.
    Они все время говорят о потерях, своей печали,
    раздумьях об оставленном доме — тоска, депрессия…
    Часто звучат латинские названия трав,
    произраставших только в Сибири,
    в Украине или на их покинутом дачном участке.
    А их дети, родившиеся здесь,
    увозят в своих фургонах мебель
    и новые телевизоры с плоским экраном.
    Все это вещи, без которых они не могут жить
    в домах в пригороде долины Сан-Фернандо.
    Иногда они приезжают в отпуск.

    Уже через поколение будут забыты
    их старые праздники: День Советской Армии,
    День Победы, 7 ноября,
    хотя иногда они вспоминают Йом Кипур и Песах.
    Американский отпуск похож на русский:
    солнце, пляж, подарки.
    Столы родителей ломятся от продуктов их детства:
    пельмени, салат оливье, соленая вяленая рыба.
    Где эти деликатесы можно будет найти потом,
    когда старые фасады магазинов исчезнут
    и будут заменены балками нового фермерского дома?
    Как будто в действительности их можно будет купить
    только по очень большим ценам.
    К.Д.

    1. Одесса жива, только она теперь в другом месте:
      Маленькая Одесса
      —————
      С Новым годом, дорогой Ефим! Давно не пересекались. Я согласен. Сегодня осколки Одессы раззлетелись по всей планете. В том числе в Германии, особенно, в Берлине, неожиданно возникают российские магазинчики с одесской начинкой . Не столько в смысле товаров, сколько в смысле языка и приколов. В клубе бардовской песни, который я вёл до мировой напасти, был одессит-гитарист, который вкусно пел одесский репертуар от Мурки до «на Дерибассовской»

  12. Ради справедливости хочу отметить, что так называемый одесский язык во многих случаях схож с болгарским, например, при употреблении предлогов: «за» вместо «об» или других каких. Это закономерно, поскольку основание Одессы совпала с обменом Екатериной мусульманского населения завоеванных территорий на христианское, в частности, турки выпустили несколько десятков тысяч болгар и греков, которые расселились по Новороссии. А рядом с ними — приглашенные немецкие колонисты.

  13. Лева, вы уже сделали скандал и сейчас вам будет весело. «Одесский язык на исходе, евреев почти не видно. Исчезла, ранее формирующая город, особая одесская изюминка. Одесса превратилась в обычный РОССИЙСКИЙ город».
    Еще у меня вопрос: почему армянская директорша забоялась взять на работу талантливого педагога? За что её в 70-х могли уволить? Понятно, что есть штатное, что нет у неё полномочий, но попытаться, показать учеников начальству, попросить хоть полставки она могла?

    1. Одесса превратилась в обычный РОССИЙСКИЙ город».
      Еще у меня вопрос: почему армянская директорша забоялась взять на работу талантливого педагога? За что её в 70-х могли уволить? Понятно, что есть штатное, что нет у неё полномочий, но попытаться, показать учеников начальству, попросить хоть полставки она могла?
      ————————
      Да, Гриша, по первому пункту согласен. «Ошибка вышла. Молчит наука. Хотели кока, а съели Кука» Украинцы могут мне сделать весело

      Что касается армянской директорши, то тут всё так и было. Директорша постоянно жила в страхе проверок… Отговаривала меня идти к директору и коллега: «Лёва, ты подумал, как мы будет бледно выглядеть на фоне этого гения-самоучки»

  14. С одной стороны, постоянная одесская константа автора- треть евреев среди одесситов- явное преувеличение. Согласно статистике ещё задолго до повальной эмиграции , скажем, до войны они составляли не более 10-12 % населения.
    С другой стороны, это преувеличение играет таки в пользу автора, поскольку как в живописи, чем ярче краска, тем ее меньше нужно. Но суть — исчезновение старой Одессы схвачена точно.
    Правда такое исчезновение относится и к другим городам России, таким, как Петербург (Ленинград) и Москва. Такую же озабоченность старожилов я слышал и в Екатеринбурге, Воронеже и Суздале.
    Особенно это было заметно после революции и после войны 1941 — 1945 г.г., — когда существенно менялось население.
    Понятно, что оценить это явление можно по-разному, в зависимости от мировоззрения наблюдателя: стакан наполовину пуст или наполовину полон.
    И, напоследок, краски Одессы от Жванецкого:
    «В Одессе: «По чём помидоры?» — спрашивают на Привозе. «Прошу шесть, отдам за пять». — «Ну тогда куплю за четыре, держи три».
    » – Чего это они всю Одессу перекопали? – Метро ищут».
    «В Одессе быстроподнятое не считается упавшим».

    1. Правда такое исчезновение относится и к другим городам России, таким, как Петербург (Ленинград) и Москва
      ———————-
      В столицах, конечно, стало меньше евреев, но только в Одессе их резкое уменьшение так изменило характер, менталистет, язык города… В Москве я такого эффекта от отъезда евреев не почувствовал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *