Леонид Климович: Золотая клетка

Loading

Леонид Климович

Золотая клетка

Преуспевающий 35-летний брокер Роджер Тэйлор приехал в небольшой захолустный городок N в Южной Англии в связи со вступлением в наследство умершего дядюшки. Наследство оказалось несколько меньшим, чем Роджер ожидал, и это раздосадовало его. Он быстро оформил бумаги и собрался уехать, но дилижанс в Лондон отправлялся только в середине следующего дня. Роджеру нужно было придумать, чем занять себя до отъезда.

Хозяин небольшой убогой гостиницы, куда заглянул Роджер, рассказал ему, что уже не один год состоятельные молодые джентльмены из Англии и Уэльса приезжают в этот городок, чтобы принять участие в необычной азартной игре под названием «Загадка двух костей». Ее проводит богач Уайлдер в своем родовом замке, который возвышается в паре миль к югу от городка.

От нечего делать Роджер отправился к замку. Слуга, будто ожидавший его прихода, открыл парадную дверь и проводил Роджера в кабинет администратора игры. Им оказалась 35-40-летняя красивая женщина с высокими скулами и большими, но немного колючими глазами. Она предложила Роджеру сесть и протянула ему большой лист бумаги, на котором красовалась Программа проводимого в замке мероприятия. Вот ее содержание.

«Мероприятие начинается в 18 часов вечера обедом в главном зале замка. Стоимость билета — 500 фунтов.

Условия и порядок проведения мероприятия

 В 20 часов все участники собираются в гостиной. Администратор вызывает очередного участника и ведет его в зал башни, где и проходит игра.

Минимальная продолжительность игры одного участника — три минуты. Если участник хочет играть более этого времени, то вместе с билетом на игру он должен купить от 1 до 10 дополнительных минут. Каждая минута стоит 200 фунтов.

По завершении игры в гостиной администратор объявляет участникам результаты игрового вечера и вручает призы. Участнику, набравшему в игре больше очков, чем другие игроки, администратор вручает утешительный приз — стоимость билета и стоимость купленных им минут. Тому, кто набрал максимально возможное количество очков, администратор вручает главный приз — 20 тысяч фунтов.

Затем игроки отправляются в спальные апартаменты.

После завтрака гости покидают замок.

Суть и детали игры администратор объясняет участнику непосредственно в игровом зале.

Разгадка игры и максимально возможное количество очков, которое можно набрать, участникам не сообщаются».

Роджер купил билет, оплатил две дополнительных минуты игры и покинул замок.

Около шести вечера он постучал в парадную дверь замка. Слуга, мельком взглянув на билет, проводил его в главный зал. Обед был превосходным. К восьми часам все игроки собрались в гостиной. Роджеру показалось, что он был единственным, кто пришел сюда в первый раз. Большинство джентльменов испытывало радостное возбуждение, другие выглядели сосредоточенными. Все они, без сомнения, не оставляли надежд разгадать «загадку двух костей». Администратор появлялась в гостиной, называла имя очередного игрока и уходила с ним в башню. Через 10-15 минут они возвращались в гостиную, и женщина уводила следующего игрока.

Через полтора часа пришла очередь Роджера. Войдя в игровой зал, он увидел два шнура, свешивавшихся из-под высокого шпиля башни. На них — примерно на уровне глаз — висели два кубика. Это были большие, размером с теннисный мяч, игральные кости. Расстояние между кубиками составляло 25-35 см, и оба находились в 30-40 см от большого, вертикально стоявшего зеркала, в котором они отлично отражались. Грани обоих кубиков имели классическую разметку — от 1 до 6 очков. Большие настенные часы громко отсчитывали минуты.

Встав около зеркала, женщина объяснила суть игры: 

«Не трогая кубиков, найдите точку наблюдения, из которой — впрямую и в отражении от зеркала — вы одновременно увидите максимальное, на ваш взгляд, количество очков на гранях обоих кубиков.

Очки на тех гранях, которые вы видите дважды — впрямую и в отражении, — засчитываются только один раз. Например, если вы видите четыре грани — 6, 4, 6 и 3, то очки 6-очковой грани, которую вы видите дважды, учитываются только один раз, и вы набираете всего 6 + 4 + 3 = 13 очков.

Увидеть одновременно все грани обоих кубиков невозможно, поэтому максимальная сумма набранных очков меньше 42.

Набранную на двух кубиках сумму очков вы сообщаете мне, и я записываю ее. Если сумма большая, я занимаю вашу позицию и проверяю получаемый результат.

По истечении заказанного вами времени звучит гонг, и мы немедленно покидаем игровой зал».

Закончив пояснения, администратор пожелала ему удачи и изящно, нога на ногу, устроилась в стоявшем неподалеку от зеркала кресле. Ее глаза уже не казались Роджеру колючими.

Он вступил в игру, имея в распоряжении 5 минут. Брокер наудачу выбрал правый кубик и сосредоточился только на нем. Меняя свою позицию, он раз за разом получал в поле зрения две грани с шестью очками — будто кто-то издевался над ним. «Верно говорят, что зеркало — дар сатаны», — подумал брокер. Лишь на исходе третьей минуты Роджер нашел позицию, из которой, используя зеркало, он увидел все грани кубика, то есть набрал 21 очко. Он на мгновение перевел дух и из этой позиции устремил взгляд на левый кубик. С учетом отражений в зеркале Роджер увидел только четыре его грани. Это дало ему еще 9 очков, и в сумме у него получилось 30 очков. Он сообщил эту сумму администратору. В оставшееся время Роджер нашел другую позицию, из которой увидел, используя зеркало, все грани второго кубика (21 очко) и только четыре грани первого кубика (это дало ему еще 10 очков). В сумме получилось 31 очко. Едва он сообщил администратору эту сумму, прозвучал удар гонга, и Роджер покинул зал башни.

Примерно через час в гостиной администратор объявила результаты игрового вечера. Юноша с всклокоченными волосами и горящим взором, набравший 33 очка, под вялые аплодисменты игроков получил утешительный приз. Затем разочарованные джентльмены в сопровождении слуг стали расходиться по своим апартаментам.

Роджер долго не мог заснуть, анализируя свои впечатления. Он был уверен, что за 5 минут игры второй кубик немного повернулся на шнуре, а первый остался неподвижным. Неудача задела самолюбие брокера, и он решил задержаться в городке на один день, чтобы разгадать загадку.

Утром, задолго до приглашения на завтрак, Роджер отправился в прогулку по замку. Ему не терпелось узнать, как подвешены кубики. Случай быстро представился. Разбитной слуга, отправив ловким движением в карман протянутую Роджером 50-фунтовую банкноту, охотно проводил джентльмена на верхушку башни, чтобы тот мог «обозреть окрестности».

Подъем по невзрачной винтовой лестнице не доставил Роджеру никакого удовольствия — неоштукатуренные заплесневелые стены наводили уныние, а ступени были необычно крутыми. Достигнув помещения под самой верхушкой шпиля, Роджер бросил рассеянный взгляд на панораму. Изумрудные поля, перемежавшиеся рощами, представляли изумительную картину, но брокер сосредоточил внимание на механизме подвеса шнуров. Первый шнур крепился к одной из трех шестерен. По набору шестерен Роджер понял, что этот шнур, а, следовательно, и подвешенный на нем кубик могут поворачиваться. На рабочей шестерне мелом было написано 13, и брокер предположил, что кубик делал полный оборот за 13 минут. На двух других шестернях стояли числа 16 и 20. Второй шнур был закреплен намертво, следовательно, висевший на нем кубик вращаться не мог. Увлеченный исследованием механизма, Роджер не заметил, что слуга исподволь наблюдал за ним.

После завтрака Роджер покинул замок, заглянул в гостиницу, а затем отправился на прогулку по городку. Его не оставляли мысли о кубиках. Он пришел к выводу, что за 4-5 минут игры имеется очень мало шансов одновременно увидеть грани вращающегося кубика с шестью и пятью очками, и выработал стратегию на предстоящую игру: купить 10 дополнительных минут игры; быстро найти позицию, из которой видны все грани неподвижного кубика — это сразу давало ему 21 очко; из этой позиции почти 13 минут внимательно следить за вращающимся кубиком, чтобы гарантированно зафиксировать момент, когда в поле зрения одновременно попадут «богатые очками» грани — это еще дало бы от 16 до 18 очков.

Неожиданно Роджер услышал хорошо знакомые сочные звуки — так теннисная ракетка ударяет по мячу. Он огляделся и за аккуратно подстриженными кустами увидел грунтовой теннисный корт. Роджер подошел вплотную к ограждению и стал следить за игрой. Усатый мужчина средних лет в белых брюках и белой рубашке с закатанными по локоть рукавами аккуратно и технично набрасывал мячи стройной даме в длинном белом платье и без шляпки. Это была администратор. Она неспешно и очень изящно подбегала к удобным мячам и уверенно отбивала их на сторону партнера. Один из ее ударов оказался очень удачным — мяч попал в угол площадки, и партнер не смог его отразить. Роджер неожиданно для себя зааплодировал. Женщина взглянула на него, кивнула и чуть улыбнулась ему. После этого ее внимание рассеялось, и она несколько мячей подряд отправила в сетку. Это рассердило ее. Она сказала партнеру, что устала, и позвала человека в крагах и высоких ботинках, который проводил ее к открытому экипажу.

К шести часам Роджер уже был в замке, но увидеть женщину ему не довелось. У немногословного лысого господина, исполнявшего на сей раз обязанности администратора, он купил билет и оплатил 10 дополнительных минут игры. После обеда этот же господин проводил Роджера из гостиной в игровой зал. Брокер быстро нашел точку, из которой вчера увидел все 6 граней неподвижного правого кубика, и впился глазами во второй кубик. У него в запасе было почти 13 минут, и он предвкушал успех. Но второй кубик вращался гораздо медленнее, чем прошлой ночью, и Роджер так и не дождался момента, когда можно было бы одновременно увидеть набор граней, дающих хотя бы 16 очков. В итоге он набрал на этом кубике всего 12 очков, а в сумме получил только 33 очка.

Роджер был потрясен — все его расчеты и ожидания рухнули. Забравшись под одеяло в постели своего номера, он снова и снова пытался понять, где ошибся. Но ничего путного в голову не приходило. Зато перед глазами то и дело появлялась красивая женщина в белом платье и с длинными развевающимися волосами. Она улыбалась и изящно отбивала один мяч за другим.

Сквозь дрему Роджеру почудился звук поворачивающейся дверной ручки. Он сбросил с себя одеяло, сел на кровати, с трудом нашел ногами шлепанцы и, набросив гостиничный халат на плечи, вышел в коридор. В нем было темно, только в дальнем его конце светил настенный канделябр. Роджер постоял в нерешительности на пороге и услышал слева от себя у стены коридора неровное дыхание.

Утром, едва Роджер закончил завтрак в главном зале замка, к нему подошла женщина-администратор и с чуть виноватой улыбкой попросила его следовать за ней в кабинет хозяина замка. Через пару минут они вошли в обставленную в викторианском стиле роскошную библиотеку с камином и большим дубовым столом. За ним в кресле сидел старый седой джентльмен в дорогом халате и читал какой-то документ. Он кивком предложил Роджеру занять кресло по другую сторону стола. Роджер сел. Администратор села на стул неподалеку. Дочитав документ, хозяин замка отложил его в сторону и скрипучим недовольным голосом проговорил: «Сударь, вы, я вижу, разочарованы своими результатами. Напрасно. Вы были близки к успеху. Я даже был вынужден немного скорректировать условия игры, что выглядит не по-джентльменски. Но вы сами вынудили меня к этому — вы позволили себе шпионить в моем доме. Кстати, вот ваша банкнота — мои слуги преданы мне. По крайней мере, они оценивают меня выше, чем в 50 фунтов». Поморщившись, он перевел взгляд на лежавшую на краю стола банкноту. Затем с некоторым превосходством взглянул на Роджера и кивнул ему еще раз, давая понять, что аудиенция окончена. Роджер встал, поклонился и, сдерживая гнев, покинул кабинет.

Полчаса спустя он вышел из парадной двери замка и направился к городу. Было прохладное ясное утро. Когда Роджер уже входил в городок, он услышал сзади нараставший треск — его догонял открытый экипаж. Через полминуты авто поравнялось с Роджером и, убавив треск, остановилось. Рядом с водителем сидела администратор в темном дорожном платье и в шляпке. Брокер подошел к ней и поцеловал протянутую руку. Женщина смотрела на него с какой-то детской открытостью. Затем очень торопливо, будто боялась, что передумает, произнесла: «Вы можете увезти меня отсюда?». Роджер немного помедлил и тихо произнес: «Я женат, у меня есть сын». Глаза женщины мгновенно погасли. Делано спокойно она сказала «Прощайте» и кивнула водителю. Экипаж загрохотал и стал разворачиваться.

Покачиваясь в скрипучем дилижансе, брокер возвращался к событиям двух последних суток. Чем больше он думал о них, тем меньше видел в происшедшем мистики и тем больше они представлялись ему грустным приключением.

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Леонид Климович: Золотая клетка

  1. Браво, Климович! Новелла прямо как сонет. В том смысле, что автор, как и его герой — хозяин замка, в качестве ключевого приема применили мошенничество. Написанные мелом на шестернях времена оборота и позволение посетителю пройти туда — это слишком нарочито. Впрочем, аналогичные «прегрешения» были и у Конан Дойля в его рассказах о Шерлоке Холмсе, что не снижает их ценности (то есть, несколько, конечно, снижает, но не так чтоб очень). Неплохой сонет! Не оставляет ощущение, что где-то что-то подобное я уже читал. Твори! Прекрасные это все-таки порывы. Приятель твоей молодости, надеюсь, догадаешься, кто.

  2. Сначала я прочёл Ваш рассказ. Затем с раздражением посмотрел на Вашу фотографию. С Фотографии на меня взглянул симпатичный дядька — много приятнее, чем его собственный рассказ. Раздражение прошло. Но недоумение осталось. Как и всякий читатель, я ожидаю получить от чтения удовольствие или пользу. Ваш рассказ поначалу замахнулся на оба этих удовольствия. Я уже внутренне потирал руки — сейчас герой раскусит головоломку в замке. И научит меня, как ещё можно в Вегасе выиграть у тамошнего жулья.
    Я, кстати, после ряда проигрышей в Вегасе вспомнил откуда я родом, засел за карты месяца на два. Понял как они там жульничают. Построил систему игры рассчитанную на их жульничество(никакие математические и прочие логические системы никогда не помогут выиграть у жулья). И прокатился по Стрипу(врядли кто поверит)выставив подряд шесть казино на общую сумму 2200 долларов. Т.е. после первого же выигрыша в несколько сот долларов я вставал из-за стола и делал жулью гуд бай. Наверно мне опять не поверят, но когда дилер начинал мне проигрывать, а речь то шла всего о трёхстах -четырёхстах долларов, у всех дилеров без исключения лицо искажалось звериной злобой. Проигрывать они там не привыкли. Они начинали говорить мне гадости, швыряли по столу проигранные фишки, брызгали от раздражения и растерянности слюной. Надсмотрщик, что следит, чтоб посетители не выигрывали, а дилеры не воровали, начинал отвлекать меня, задавать кучу вопросов(верно полагая, что я «счётчик» — игрок считающий выходящие из колоды карты. Он ошибался. Карты конечно считать я умею. Но моя система была рассчитана не на числа, а на жульничество казино). История эта кончилась плохо. В следущий раз я приехал в Вегас с пятью тысячами долларов. Они меня в казино сразу узнали. И подставили под стол со «сделанной колодой»(карты в колоде сложены в определённом порядке). В течение десяти минут я спустил все пять тысяч. Было конечно очень обидно. И денег жаль. Но разве даже стотысячный проигрыш мог бы сравниться по эмоциям с тем восторгом, что я испытывал делая на Стрипе одно казино за другим? В особенности учитывая, что они годами тренируют дилеров ловкости рук, чтоб выставлять клиентов из денег. Чему же может научить рассказ Климовича? Игре ума? Непонятно — какой. Получить удовольствие от соперживания приключениям героя? Но каким именно? Романтическим? Авантюрным? О чём и, вообще, зачем этот рассказ? Может весь рассказ был рассчитан на получение читателем удовольствия от вкусного обеда в замке? Но автор не дал читателю ничего даже понюхать.

  3. Говорят, что когда молодой композитор Исаак Шварц опоздал на полчаса на встречу с уже немолодым поэтом Михаилом Светловым, последний с оттенком зависти заметил: «Были когда-то и мы Исаками»… Большинству из нас наша собственная дизнь кажется серой и пресной. Покажите нам нашу…нашу жизнь, говорим мы художникам слова. И когда мы получае то, то что хотели, читать это нам неинтересно…
    Неотрываясь, буквально смакуя каждое слово, я прочитал всю новеллу. И встертил не тот конец, который ожидал. Это говорит о высоком мастерстве автора. Спасибо!
    А клетка , видать, не очень золотая, раз хозяин соорудил игорный притон, да при этом еще мошенничал, что бы не платить призовые.

Обсуждение закрыто.