Эдуард Гетманский: Ex libris. Известные люди о евреях — 9

Loading

Обама сказал: «США поддерживают Израиль, потому что это отвечает фундаментальным интересам нашей безопасности. Это делает нас обоих более сильными, более процветающими, а мир в целом — лучше. Я с уверенностью объявляю, что наш союз вечен. Он навсегда»

Ex libris. Известные люди о евреях — 9

(Мориц Сафир, Эрих Мария Ремарк, Публий Тацит, Леон Блуа, Поль Сартр, Барак Хусейн Обама, Сальвадор Дали)

Эдуард Гетманский

«Когда у дурака нет никакого дела, он становится антисемитом». Эти слова принадлежат Моисею Сафиру и начертаны они на («EL Ольги Волковой»). Поэт Саша Чёрный в эмиграции нередко вспоминал эти слова Морица Готлиба Сафира. Саша Чёрный довольно резко высказывался на тему приступов антисемитизма в России: «Отчего же из ста юдофобов, полсотни мерзавцев, полсотни ослов?». Мориц Готлиб Сафир (нем. Moritz Gottlieb Saphir) (17951858) — австрийский писатель-сатирик и журналист еврейского происхождения. Венгерский еврей по происхождению, он стал известен сборником «Poetische Erstlinge» (Пешт, 1821). Еврейский вопрос был одним из самых больных и животрепещущих вопросов, будораживших все слои общества. Остроумные и едкие статьи в венской «B a uerle’s Theaterzeitung» доставили ему такие неприятности, что он вынужден был оставить Вену; та же участь постигла его в Берлине и Мюнхене. Одно время он жил в Париже, вместе с Гейне и Берне, затем опять в Мюнхене и Вене, где читал юмористические лекции и издавал журнал «Der Humorist». Литературное значение Моисея Сафира, несмотря на громкую славу, некогда окружавшую его имя, невелико. Сафир — хороший лирик и талантливый повествователь, оставивший в своих многочисленных рассказах обширную и удачную галерею типов старой Вены, подчас мягко освещенных настоящим глубоким юмором.

На книжном знаке («EL Eduard Getmansky») художник Владимир Чекарьков дал портрет Э.М.Ремарка и привёл его афоризм: «Евреи не мстительный народ, они для этого слишком культурны и интеллектуальны».        Эрих Мария Ремарк (нем. Erich Maria Remarque, при рождении Эрих Пауль Ремарк, Erich Paul Remark) (18981970) — немецкий писатель XX века, представитель «потерянного поколения». Это группа «рассерженных молодых людей», прошедших ужасы Первой мировой войны (и увидевших послевоенный мир вовсе не таким, каким он виделся из окопов) и написавших свои первые книги, которые вызвали шок у западной публики. К таким писателям, наряду с Ремарком, относились Ричард Олдингтон, Джон Дос Пассос, Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд. В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга, Томаса Манна, Фёдора Достоевского, Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте. Ремарка призвали в армию 21 ноября 1916 года, а 17 июня 1917 года направили на Западный фронт. 31 июля 1917 года он был ранен в левую ногу, правую руку и шею осколками гранаты. Остаток войны провёл в военных госпиталях Германии. Гитлер, который высказался о Ремарке как о «французском еврее Крамере». Сам же писатель позднее отвечал: «Я не был ни евреем, ни левым. Я был воинствующим пацифистом». Заслуга Ремарка — не только обогащение мировой литературы. Он сделал намного больше: напомнил нам о том, кто мы есть, и рассказал, во что может превратить человека война.

На книжном знаке («Ex libris магистра экономики Григория Гетманского») изображён древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит. На графической миниатюре начертано: «Евреи верят в единое божественное начало, постигаемое только разумом, высшее, вечное, непреходящее, не поддающееся изображению, и считают безумцами всех, кто делает себе богов из тлена, по человеческому образу и подобию». Публий (или Гай) Корнелий Тацит (лат. Publius Cornelius Tacitus, или Gaius Cornelius Tacitus) (середина 50-х — ок. 120 года) — древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, автор трёх небольших сочинений («Агрикола», «Германия», «Диалог об ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»). Публий (или Гай) Корнелий Тацит в целом отрицательно относится к цивилизованным народам Средиземноморья — народам Римской империи и её соседям: по его мнению, арабы и армяне вероломны, греки ненадёжны, раболепны и чванливы, евреи полны предрассудков, парфяне хвастливы и высокомерны. При этом прохладное отношение историка к евреям основывается не столько на неприятии самих иудейских обычаев, сколько на прозелитизме (от греч. προσήλυτος — «обращённый, нашедший своё место») — стремление обратить других в свою веру). Поэтому, по словам российского историка Александра Грушевого, взгляды Тацита «не имеют ничего общего с антисемитизмом». Израильский историк Цви Явец предполагает, что Тацит мог уравновесить свою оценку евреев каким-нибудь положительным комментарием, но намеренно не сделал этого. Израильский историк также предполагает, что Тацит мог целенаправленно создавать отрицательный образ евреев для обоснования политической экспансии Рима в Восточном Средиземноморье. Другие учёные видят в описании евреев проявление античной традиции познания своего народа (то есть римлян) через описание варваров.

На книжном знаке («EL профессора Ефима Шаина») нарисован портрет Леона Блуа и приведён его афоризм: «как выразить чудовищность оскорбления и кощунства, которое представляет собой унижение еврейской расы?») Среди всех критиков буржуазного образа жизни, самым ярким и непримиримым был Леон Блуа (фр. Lеon Bloy) (18461917) — французский писатель, эссеист, мыслитель и ревностный католик. Его называли пророком, рыцарем, палачом и ненормальным. Ненавидели, презирали и восхищались. Увольняли с работы, высмеивали и пытались не замечать. Но ему была неважна вся эта суета, он считал себя воином Христовым и каждый день выходил на бой в своих статьях, романах и дневниках. Погружаясь в нищету, он обличал богатство и культ денег. И если другие критики буржуазного строя доставляли неудобство лишь уколами и ссадинами, то Блуа заживо сдирал кожу, и как чулок выворачивал ее наизнанку. Он был памфлетистом в самом огненном смысле этого слова. Его тексты прожигали железобетон устоявшихся норм и пронзали каменные глыбы безверия. Он был абсолютно честен, неподкупен и бескомпромиссен. И благодаря этим, крайне редким, качествам — неудобен. Слухи о такой позиции Блуа распространялись и, со временем, его вообще перестали брать на какую-либо работу. Просто не хотели связываться и считали юродивым. Те, кого он обличал и ругал, не могли ему этого простить, а обличал и ругал он практически всех. Язык у Леона Блуа отличался предельной откровенностью и глубиной. Метафизические откровения смешивались в его текстах с высочайшей поэзией образов и обильно приправлялись отборными ругательствами. Несопоставимые жанры оказывались в его речах выверенной гармонией. Его почти площадная брань, на грани богохульства, соседствовала с личными мистическими откровениями, близкими к экстазам святых. Его тексты исходили из самых глубин души, прорывались наружу и пришпиливали человеческие пороки к позорному столбу. В тяжелые времена безработицы и нищеты Блуа непрестанно занимался литературной деятельностью. В общей сложности он написал два романа и огромное число эссе. Но главным трудом его жизни был многотомный дневник, отражающий самые потаенные и искренние мысли автора.В центре композиции книжного знака («Ex libris доктора Аллы Алексеенковой») портрет Жанна-Поля Сартра и его цитата: «Антисемит хочет сконцентрировать всё зло мира в евреях». Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre) (19051980) — французский философ, писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался. Он был одним один из лидеров европейской философии середины ХХ века, выразителем взглядов европейских интеллектуалов на протяжении многих десятилетий. Сартр много писал о евреях. Он считал, что Холокост и Вторая мировая война заставили западноевропейское общество усомниться не только в торжестве либеральных ценностей, но и в своем праве на единую, универсальную «истину». По Сартру «Еврейский вопрос порожден антисемитизмом, следовательно, для его решения нужно подавить этот антисемитизм…Антисемитизм — не еврейская проблема: это наша проблема. Поскольку мы не несём прямой вины за него, мы тоже можем стать его жертвами, и нужно быть слепыми, чтобы не видеть, что это в первую очередь наше дело. Не евреи должны первыми создавать лигу борьбы с антисемитизмом, а мы… Мы солидарны с евреями потому, что антисемитизм ведет нас кратчайшим путем к национал-социализму. И потом, если мы не уважаем личность исраэлита, — кто станет уважать нас?.. Быть евреем — значит быть вброшенным в еврейство и оставленным там на произвол судьбы; это значит — в то же время — быть ответственным в своём существе и своим существом за судьбу и за самое природу еврейского народа…

Дело иудеев будет выиграно, если только их друзья вооружаться для их защиты хотя бы малой толикой той страсти и последовательности, с какими их враги стараются погубить их. Для этого нужно показать каждому, что судьба евреев -это его судьба. Ни один француз не будет свободен до тех пор, пока еврей не сможет пользоваться всеми своими правами. Ни один француз не будет в безопасности до тех пор, пока хоть один еврей — и во Франции, и во всем мире — должен опасаться за свою жизнь». «Размышления о еврейском вопросе» Сартра — попытка выявить механизмы ненависти. Сартр определяет здесь расизм как боязнь ответственности за собственную жизнь. Антисемитизм — это «страсть»: предубеждение, которое невозможно подтвердить фактами. То есть — «криводушие». Такое неприятие определенного сообщества подобно некоей скрывающей свое имя тревоге. Антисемит выдает свою боязнь углубиться в потаенные уголки своего сознания. Вместо того чтобы «выйти из самого себя», он по малодушию предпочитает спрятаться в ловушке радушной и внешней для него реальности. Я также назвал бы антисемитизм снобизмом для бедных. В самом деле, большинство наших богатых скорее используют антисемитские страсти, чем предаются им: у них есть занятия поинтереснее. Антисемитизм распространен в основном среди представителей средних классов — и именно потому, что они не владеют ни дворцами, ни домами, ни землей, а только наличными деньгами и какими-нибудь ценными бумагами. Мы начинаем понимать, что антисемитизм — не просто «мнение» о евреях, антисемитизм захватывает всю личность антисемита целиком. Антисемитизм не ограничивается только исполнением моральных и политических директив, он заключает в себе и образ мышления, и концепцию мира. В еврее, говорит антисемит, плохо все, в нем все еврейское. Чем больше у евреев достоинств — тем они опаснее».«Ex libris кандидата исторических наук A.E..G.» выполнил тульский художник Владимир Чекарьков, на нём изображён 44 президент США Барак Обама и приведены его слова «История американских евреев — важнейшая глава американской истории». Барак Хуссейн Обама II (англ. Barack Hussein Obama II) (род. 4 августа 1961 года), Лауреат Нобелевской премии мира 2009 года. Был впервые избран в ноябре 2008 года, переизбран на второй президентский срок в 2012 году. Первый афроамериканец, выдвинутый на пост президента США. Сам Барак Обама — нееврей, однако его отец был женат на еврейке, которая является матерью единокровного брата Барака Обамы, которого зовут Марк Обама-Нденсандьо. Каперс Фанни, двоюродный брат Мишель Обамы, жены Барака Обамы, прошёл гиюр и стал раввином. Впрочем, не будучи евреем, Обама давал понять, что в какой-то степени всё же чувствует себя евреем. А весной 2009 года Барак Обама организовал празднование еврейской Пасхи — Песах (с ритуальной трапезой седер) — в Белом доме, что произошло впервые, как уверяют его помощники. На мероприятии было чтение Пасхальной агады — сборника молитв и комментариев к Торе, связанных с темой празднования Песаха и Исхода евреев из Египта. Это обязательная ритуальная часть седера. На столе выставлялись символические блюда, в том числе маца, горькая и тёртая зелень. В США прокомментировали этот шаг Обамы — «устроив первый президентский седер в американской истории, Обама показал, что его связывают глубокие личные отношения с еврейской общиной. Вне всяких сомнений, Обама — истинный друг еврейской общины…».

Обама сказал: «США поддерживают Израиль, потому что это отвечает фундаментальным интересам нашей безопасности. Это делает нас обоих более сильными, более процветающими, а мир в целом — лучше. Я с уверенностью объявляю, что наш союз вечен. Он навсегда». Обама увеличил американскую военную помощь Израилю до 3,8 миллиардов долларов в год. «От пагубной экономической политики Обамы американские евреи страдают так же, как все остальные, — написала Washington Times в редакционной статье, — и плачевное состояние экономики бьет по еврейской общине так же, как везде. Удивительно, что его поддержка евреями по-прежнему выше средней». К тому же несправедливо считать, будто судьба Израиля волнует в США только евреев. В целом американцы признают, что еврейское государство — самый на­дежный и преданный наш союзник на Ближнем Востоке, уже не говоря, что там это единственное демократическое и цивилизованное государство. Как и Соединенные Штаты, Израиль — страна иммигрантов. «Мы более сильная и более надёжная страна, потому что здесь живёт множество евреев со всего мира, для которых Америка стала родным домом».В книжном знаке «EL по еврейской литературе Эд. Гетманского» изображён Сальвадор Дали и начертан его афоризм: «Пока вы с непоколебимой верой молитесь, как и ваши предки, я хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу». Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь) (кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol) (19041989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Сальвадора Дали называют самым необычным художником XX века. Его талант был несомненным, а эпатажные поступки заставляли окружающих думать, что у этого человека не все в порядке с головой. На протяжении всей своей жизни художник вел дневники, которые стали доступными читающей публике только после его кончины. Но даже эти записи не могут дать четкий ответ, кем же на самом деле был Сальвадор Дали — странным, но чрезвычайно талантливым художником-сюрреалистом или великим мистификатором. Первые работы молодого художника показали, что его мало интересует академическая живопись. Зато Дали старательно осваивал технику письма импрессионистов, кубистов, пуантилистов. Он учился в Мадридской Академии художеств, но заносчивость и высокомерие Дали не позволили ему получить полноценное образование. Для Дали нет никаких авторитетов, он ведет себя вызывающе по отношению к студентам и преподавателям. Эпатажное поведение, отсутствие академического образования не стали помехой на пути талантливого художника. Через несколько лет он приобрел мировую известность. К творчеству всемирно известного художника Сальвадора Дали относятся по-разному. Кого-то привлекает его экспрессивность и непредсказуемость. Кто-то — не приемлет его бросающийся в глаза эпатаж… Для сюрреализма, основоположником которого был гениальный испанский художник, характерна непредсказуемость. Это качество делало захватывающими все его работы. Дали с симпатией относился к евреям, и написал множество картин и зарисовок на тему Ветхого завета, истории евреев и возрождения Израиля. Происхождение, религиозные воззрения и политические взгляды Дали были весьма далеки от иудаизма.

Вектор его политических пристрастий, на которые всегда влияла супруга художника Гала, был направлен вправо, в противоположную от коммунистов и революционеров сторону. Дали сказал: «Вы, еврейский народ, избранные сыны Авраама, Ицхака и Яакова. Для вашей решимости поддерживать традиции, для радости освящения ваших празднеств я создал эту менору и «Стену Плача». В течение почти тридцати лет — в его творчестве важнейшее место занимала еврейская тема, жизнь, культура, история, и традиции. На первый взгляд, это странно — учитывая то, что происхождение, условия жизни художника, его порой даже слишком ни от кого не зависимые убеждения были весьма отдаленными от иудаизма. Результат этого периода, необычно долгого для непостоянного, часто меняющего свои пристрастия художника — довольно большое количество «еврейских» работ. Тайна Сальвадора Дали, связанная с еврейским периодом, возможно, приоткроется, если обратить внимание на даты, ознаменовавшие это его увлечение, и сопоставить их с событиями, которые происходили тогда. 1948 год — дата образования государства Израиль. В том же году, Сальвадор Дали после долгих скитаний по миру навсегда возвращается в родную Испанию. В этом же году заявляет о своей независимости и государственности страна, которой пока еще на то время предстояло многое пережить, преодолеть и доказать — Израиль. Не исключено, что это событие, которое наложилось на личные переживания художника и на его необычное восприятие действительности, откликнулось целой вехой в творчестве Дали — необычайно интересной и самобытной. Это тот самый «еврейский» период. Этот период творчества Сальвадора представлен множеством работ, среди которых — цветная и черно-белая графика, скульптура, живопись, и даже предметы монументального искусства. Особенностью творчества Сальвадора Дали является нереальный мир всего происходящего на его картинах, фантасмагория искаженной действительности, больше похожей на сон и мир фантазий. Работы «еврейского периода» — абсолютно другие. Они поражают лаконичностью форм, отсутствием эпатажа, отсутствием ужасающих монстров и чудищ, характерных для его широко известных публике произведений и даже своей некоторой реалистичностью. В этих его полотнах осталась характерная для Дали эмоциональность, но исчезли причудливые искажения.

Наиболее известным образцом творчества Дали этого периода является серия из 25 литографий «Алия», созданная в 1968 году, которую открывает рисунок юноши с откинутой курчавой головой, торс которого обвит флагом Израиля. Среди работ этой серии драматические сцены Холокоста. Еврей, разбирающий письмена Торы. Корабль под флагом с шестиконечной звездой, прибывающий к берегу Земли Израиля. Битва на Иерусалимском холме. Провозглашение декларации создания Израиля в 1948 году и размытый портрет Давида Бен-Гуриона. Торговец произведениями искусства Хилель Филип, которому принадлежит один из наборов эстампов цикла работ Дали «Алия, возрождение Израиля», отметил: «На этих картинах — вся еврейская история, все мечты нашего народа за 2000 лет». Манера написания картин этой серии стала больше напоминать импрессионизм. Татьяна Аххо считает, что «эти картины Сальвадора наполнены чувством глубокого лиризма, любви и сопричастности к судьбе еврейского народа, пониманием и сопереживанием его бедам. В них есть все: от радости строительства дома на вновь обретенной своей земле, радости ежедневного труда и жизни на Родине до проблем репатриации, необходимости с оружием в руках защищать свою землю и свободу, до трагедии Шоа». В 1971 году Дали создает цикл гравюр под названием «Песнь песней», где обращается к тематике древней истории, и иногда — к техникам старых мастеров. Гравюры из этого цикла представляют собой портрет царя Соломона. В 1973 году увидел мир цикл из 13 многоцветных гравюр-акварелей «Двенадцать колен народа Израиля». Этот цикл посвящен важной дате — 25 годам со дня основания государства Израиль.

В цикле «Наши пророки», созданном в 1975 году, Дали вновь обращается к библейским сюжетам: Моисей со скрижалями; Саул в золотой короне; Ноев ковчег; Соломон в длинных ниспадающих одеждах; Адам и Ева, протягивающая руку к яблоку — дару змея-искусителя. Этот цикл выполнен в похожей технике. Одна из наиболее интересных работ художника в этом цикле — рельеф «Моисей и монотеизм» и рисунки на эту тему, навеянные творчеством Зигмунда Фрейда. Сальвадор Дали рассматривал психоанализ Фрейда как одну из основ сюрреализма. В образе Моисея он прослеживал связь между иудаизмом и христианством, считая этого пророка не евреем. В рисунках подчёркивается египетское происхождение Моисея. Очень интересен его «портрет», написанный чёрной тушью. Своё восхищение творческими гениями еврейского народа и государства Израиль Дали выразил в гравюрных портретах Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Моше Даяна и Давида Бен Гуриона. У Стены Плача в Иерусалиме повесили крупнейшую в мире мезузу работы Сальвадора Дали. Мезузу пожертвовал миллионер Шмуэль Флатто-Шарон. Это одна из трех мезуз работы Дали. Бронзовая «Менора Мира» высотой в 5 метров, установленная в 1998 году на входе в аэропорт имени Бен-Гуриона, — также творение Сальвадора Дали! В кинематографе Дали сыграл Эдриен Броуди (в фильме «Полночь в Париже» режиссёра Вуди Аллена). Будучи также гениальным писателем, он впоследствии рассказал об этом в своем дневнике так: «Тебе, народ Израиля, тебе, избранный народ, вам, сыновья Авраама, Ицхака и Яакова… я посвятил эту Менору и «Стену Плача». Молитесь во славу Всевышнего… Хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу».

По мнению Татьяны Тахо «Творчество Сальвадора Дали — пожалуй, один из очень редких, но ярких примеров, когда художник нееврейского происхождения выразил свои любовь и восхищение еврейским народом вообще и Израилем в частности, еврейскими историей, традициями, культурой, и вообще всем тем, что и является еврейским миром». Великий художник обратился с такими словами к евреям: «Вы, еврейский народ, избранный из многих, сыны Авраама, Ицхака и Яакова! Для вашей решимости поддерживать традиции, для радости освящения ваших празднеств я создал эту Менору и «Стену Плача». Пока вы с непоколебимой верой молитесь, как и ваши предки, я хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу».

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.