Кинорецепт от Бориса Бермана «Суд над чикагской семеркой» («The Trial of the Chicago 7», 2020).

Loading

Но, к сожалению, это, прошу прощения за резкость, не кино, а скорее радиоспектакль. Бесконечные разговоры, перебиваемые флэшбэками, затем то, что зовётся «процедуралом», но, увы, безо всякого драйва.

Кинорецепт от Бориса Бермана

«Суд над чикагской семеркой» («The Trial of the Chicago 7», 2020).

Я не в тренде. Прочитал уже немало восторженных откликов о фильме Аарона Соркина, но — не могу разделить этих восторгов. Мне фильм не показался интересным. Не мое это кино.

Для тех, кто не в теме.

59-летний Аарон Соркин — один из самых выдающихся американских кинодраматургов. За сценарий к «Социальной сети» Дэвида Финчера он был удостоен Оскара, Золотого глобуса и премии BAFTA. Соркин написал сценарии ко многим замечательным фильмам и к таким сериалам, как «Западное крыло» и «Служба новостей».

«Суд над Чикагской семеркой» — это его вторая режиссерская работа (первую — «Большая игра» — я пока не видел). В этой картине рассказывается о процессе над семью участниками демонстраций против войны во Вьетнаме, которые проходили в Чикаго в 1968 году. Процесс вошёл в историю, как отвратительное по своей предвзятости судилище: члены «семерки» не были связаны между собой, но обвинению было выгодно представить их в качестве организованной группы, а судья не скрывал, что обвинительный приговор предрешён… Более того, во время суда выяснилось, что в ряды протестующих были внедрены сотрудники полиции; они вели наблюдение и зачастую выступали как провокаторы.

В общем, все это в подробностях описано в разных источниках и всё это мы видим в картине Соркина.

Но, к сожалению, это, прошу прощения за резкость, не кино, а скорее радиоспектакль. Бесконечные разговоры, перебиваемые флэшбэками, затем то, что зовётся «процедуралом», но, увы, безо всякого драйва.

Вы мне скажете, что «Социальная сеть» — это тоже разговоры, разговоры, разговоры. Да, всё так. Но там был режиссёр по имени Дэвид Финчер, и разговоры искрили, в них была борьба характеров, и актерам было что играть.

В «Семерке» собран мощнейший состав (три обладателя Оскара, два лауреата Эмми, один победитель и два номинанта Золотого глобуса), но смотреть на их игру неинтересно, совсем неинтересно. Такое ощущение, что именитые артисты вышли не на съемочную площадку, а на гала-представление, где каждый работает на себя и непременно в том образе, которого достаточно для эстрадного «антре», но никак не для создания полнокровного характера. Примерно так работает здесь Эдди Редмэйн и особенно — Саша Барон Коэн. Если бы я не видел этих артистов в других фильмах, не знал бы о их выдающихся способностях к перевоплощению, я бы, наверное, не был так огорчён их работой под руководством Соркина.

Может, он спал на площадке или ему такой работы в пол-ноги было достаточно? Не знаю…

Единственный, кому режиссура Соркина не помешала, это Майкл Китон. У него пара небольших эпизодов (он играет Рэмси Кларка, генерального прокурора во времена президента Джонсона), но как сильно они сыграны, какой интереснейший характер предстаёт на экране. Пластика, манера речи, взгляд — это какой-то уникальный часовой механизм, где все шестеренки и колесики подобраны с невероятной точностью.

Но Китон, к сожалению, лишь исключение.

Актуальность содержания фильма Соркина — несомненна. В том числе и для российского зрителя (Чикагский процесс рождает немало ассоциаций). Но особенно, я думаю, фильм Соркина актуален для зрителя американского: не забудем, что вышел он на Netflix в преддверии президентских выборов. Всё так. Однако актуальность не конвертировалась, как мне кажется, в художественную достоверность. «Суд над Чикагской семёркой» — это своего рода прокламация.

И как тут не вспомнить слова Ленина Владимира Ильича о романе Горького «Мать» — про книгу нужную и очень своевременную…

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.