Эдуард Гетманский: Ex libris. Известные люди о евреях — 13

Loading

Профессор общей истории Тель-Авивского университета Шломо Занд в своей книге «Кто и как изобрел Страну Израиля» пишет: «Разумеется, такая политическая позиция не непременно превращает Бальфура первых годов XX века в лютого юдофоба». Премьер-министр Бальфур поддержал «полусионистский» проект переселения евреев в Уганду. Сионистский конгресс этот план отверг.

Ex libris. Известные люди о евреях — 13

(Джон Адамс, Леон Блюм, Артур Джеймс Бальфур, Голда Меир, Анна Франк)

Эдуард Гетманский

«Ex libris памяти Даниила и Зинаиды Гетманских» выполнил тульский график В.Н.Чекарьков. На нём изображён портрет Джона Адамса и начертан его афоризм «Евреи сделали для воспитания людей больше, чем любая другая нация». Джон Адамс (англ. John Adams) (1735-1826) — американский политик, один из отцов-основателей США, 2-й президент США (1797-1801), участник Войны за независимость в Северной Америке (1775-1783). Джон Адамс сказал в 1806 году: «Я действительно хочу, чтобы еврейский народ вернулся в Иудею в качестве независимой нации, ибо я верю, что как только евреи восстановят независимость в вопросах правления и освободятся от угнетения, они очень скоро избавятся от некоторых неприятных особенностей своего характера…Я утверждаю, что евреи сделали больше для человеческой цивилизации чем любая другая нация на земле. Даже если бы я был атеистом и верил в слепую судьбу, то всё равно я бы верил в то, что этой судьбе было угодно, что бы именно евреи были избраны для хранения и передачи всему человечеству идеи о высшем разуме, могучем и мудром, правящим вселенной, что является великой основой всей морали, и как следствие всей цивилизации…Они (евреи) самая прекрасная нация когда либо населявшая эту Землю. Римляне с их империей являлись не более чем мыльным пузырем по сравнению с евреями. Они дали религию трем четвертям человечества, и повлияли на события истории, больше и лучше, чем любая другая нация, древняя или современная». (Письмо Джона Адамса ван дер Кемпу, 1808). Адамс поддерживал евреев, возвращающихся в Святую Землю, чтобы они могли обратиться к унитарианству (одна из форм маргинального протестантизма). Это направление в протестантизме, отвергающее догмат о «триединстве» Бога, экс-президент Адамс принял после отставки. По мнению историка Джонатана Сарны, то, что Адамс писал в письмах не имеет ничего общего с сионизмом. «Во-первых, понятия «сионизм» ещё не существовало, и Теодор Герцль еще не родился, во-вторых, Адамс не рассматривал возвращение в Сион как проявление национализма». Профессор иудаики Мичиганского университета Карл Гольдман, считает, что «Подобно большинству американцев-христиан его времени, проявлявших дружеский интерес к евреям, Джон Адамс имел романтические представления о своих еврейских современниках, видя в них живое воплощение среды, из которой вышел Иисус.

Адамс был заинтересован в распространении идеалов Просвещения, и его мнение о евреях не было основано на презрении, неуважении или в тайном желании их окрестить. Вера в миссию евреев, приносящих идеи Западного просвещения в «Сирию, Иудею и Иерусалим», предвосхищает современный сионизм и противоречит евангелической мечте о возвращении евреев в Сион как прелюдии к вознесению». По словам историка Сарны, в желании Адамса увидеть возвращение евреев в Израиль не было ничего необычного. Однако он был слишком конкретен относительно желаемого результата такого возвращения. «Мечта Адамса, что евреи станут «либеральными христианами-унитаристами», конечно, необычна, но в его надежде, что евреи обратятся в христианство, ничего необычного не было. Сегодня многие евангельски христиане верят, что Иисус вернется, как только все евреи вернутся в Сион и восстановят Храм». Для Адамса Библия была пожизненным путеводителем. Он писал в 1811 году сыну Куинси — будущему президенту, что Библия содержит способ «сделаться мудрее и добродетельнее». Джон Адам к этому добавил, что он круглый год читает Библию для непрерывного самосовершенствования. Второй президент молодого государства Соединенные Штаты Америки прожил долгую жизнь, 91 год отвела ему судьба. Джон Адамс скончался в день 50-летия принятия «Джон Адамс скончался на руках сына Томаса и его жены 4 июля 1826 года, в день 50-летия принятия «Декларации независимости».

Книжный знак («Ex libris бухгалтера P.G.G.») нарисовал тульский художник Владимир Чекарьков. На нём нарисован Леон Блюм и начертан его афоризм: «Я всегда знал, что еврей может быть только евреем, открыто и гордо провозглашающим свою принадлежность к своей расе и вере». Андре Леон Блюм (фр. André Léon Blum) (1872-1950) — французский политик, первый социалист и еврей во главе французского правительства. Родился Леон в богатой, еврейской, соблюдающей традиции, семье, изучал юриспрунденцию в Сорбонне, которую окончил с отличием. Под влиянием дела Дрейфуса, как и многие французские евреи, заинтересовался политикой; вскоре он уже активный участник социалистического движения, последователь и поклонник Жана Жореса и после убийства Жореса в 1914 году стал его преемником. В 1902 году вступил в Социалистическую партию. В 1919 году был избран депутатом Национального собрания от Парижа. Интересно, что Блюм сочетал свой французский патриотизм с симпатиями к сионизму. По приглашению Хаима Вейцмана в 1929 году Леон Блюм стал членом Еврейского агентства. В 1932 году он разработал социалистическую программу пацифизма, национализации французской промышленности и мер по борьбе с безработицей. В 1936 году один из организаторов антифашистского Народного фронта, одержавшего победу на всеобщих парламентских выборах. Правительство Блюма приняло пакет важных социальных законов: оно окончательно утвердило 40-часовую рабочую неделю, ввело оплачиваемый отпуск для рабочих, уравняло арабов в Алжире в правах с французами и пр. В 1937 из-за противоречий внутри коалиции по вопросу поддержки испанских республиканцев в Гражданской войне в Испании Блюм ушёл в отставку; весной следующего года он вновь был назначен премьером, но не смог сформировать правительство.

В 1940 году он отказался покинуть республику (хотя, как еврей и социалист, обрекал себя на репрессии при немецкой оккупации). После падения Франции правительство Виши признало его виновником войны и отдало под суд. Выступая перед трибуналом, Блюм защищал свою честь социалиста и еврея: «Я не думаю, что вы можете устранить евреев из французской истории и общественной жизни. Мы разделяем и твердо отстаиваем демократические и республиканские идеалы нашей страны со времен революции 1789 года. От своего наследия мы, французские евреи, отказываться не собираемся». Бывшего премьер-министра Леона Блюма отправили в концлагерь Бухенвальд, где он находился в течение двух лет в заключении. В мае 1945 года американские войска его освободили. Франция и международное рабочее движение с энтузиазмом приветствовали возвращение Блюма. Он вновь появился на политической арене и вел переговоры с США о предоставлении Франции кредитов для восстановления разрушенной войной экономики. Блюм вернулся во Францию и вошёл во временное правительство де Голля. В конце 1946 года кратковременно возглавил государство и правительство. Был также представителем Франции в ЮНЕСКО. В 1947 году, когда на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций решался вопрос о будущем Эрец-Исраэль, мнение Блюма сыграло существенную роль в принятии правительством Франции решения голосовать за резолюцию о разделе Палестины и создание в ней еврейского государства. Блюм был убежден — несмотря на дело Дрейфуса и политику правительства Виши, — что евреи, как и любая другая этническая группа, могут быть полноценными французами. Премьер-министр Франции Манюэль Вальс, заявил в ходе митинга против антисемитизма: «Если евреи покинут нашу страну, Франция не будет больше Францией. Проект под названием «Французская Республика» в этом случае придется признать провалом». Политическую активность Леон Блюм сохранял до самой смерти в 1950 году.

Графическую миниатюру («Книга историка и коллекционера Ex libris E.D.G») нарисовал тульский график В.Н.Чекарьков. На знаке начертан афоризм Артура Бальфура «Трём евреям современное человечество обязано самыми значительными своими достижениями — французскому еврею философу Бергсону, немецкому еврею Эйнштейну и австрийскому еврею Фрейду» и нарисован его портрет»). Артур Джеймс Бальфур, 1-й граф Бальфур (англ. Arthur James Balfour, 1st Earl of Balfour) 1848-1930) — британский государственный деятель, в 1902 году сменивший своего дядю, маркиза Солсбери в качестве 50-го премьер-министра Великобритании. В годы Первой мировой войны (1916-1919) занимал пост министра иностранных дел, затем пост лорда-председателя Совета (1919-1922, 1925-1929). В 1921-1928 годах он был президентом Британской академии. Лорд Артур Джеймс Бальфур в общей сложности провёл на вершине британского политического олимпа почти полвека. В 1922 году он стал рыцарем ордена Подвязки и получил титул графа Бальфурского. В конце XIX — начале XX века главной проблемой Британии и других стран Западной Европы были евреи-мигранты. С 1881 года по 1905 год в Британию прибыло около ста тысяч «восточных» евреев. Приток русских евреев, достигший внушительных размеров, резко изменил облик еврейской общины и отношение к ней в обществе. В Лондоне, где осела большая часть беженцев, особенно в старых кварталах Ист-Энда, еврейское население увеличилось в три раза. В остальной части страны окрепли старые общины и появились новые. В результате деятельности русских беженцев был дан значительный толчок производству в стране дешевой одежды, обуви, мебели. Мигранты вызывали недовольство, поскольку удешевляли рабочую силу, разоряли своей конкуренцией и более низкими ценами мелкие бизнесы. В 1902 году, когда Бальфур возглавил правительство, была создана особая Королевская комиссия, задачей которой было упорядочение вышедшей из-под контроля эмиграции евреев из России. Бальфур начал свои взаимоотношения с евреями, которых он называл «еврейской расой», с ряда абсолютно юдофобских высказываний и с политических шагов, которые были призваны закрыть от еврейских мигрантов Британию.

Профессор общей истории Тель-Авивского университета Шломо Занд в своей книге «Кто и как изобрел Страну Израиля» пишет: «Разумеется, такая политическая позиция не непременно превращает Бальфура первых годов XX века в лютого юдофоба». Премьер-министр Бальфур поддержал «полусионистский» проект переселения евреев в Уганду. Сионистский конгресс этот план отверг. Один из основателей Всемирной Сионистской организации Макс Нордау предсказал «будущую мировую войну», в результате которой Англия передаст сионистам Палестину. Так оно и получилось. В 1904 году консервативное правительство А.Бальфура внесло в парламент законопроект, ограничивающий иммиграцию в Великобританию и направленный главным образом против массовой иммиграции евреев, вызвавший резкую критику Черчилля. В любой стране, куда массово направлялись евреи, наблюдался всплеск антисемитизма. Поводы были разные. Бальфур говорил о евреях, что они не готовы к интеграции в британское общество. И едва ли когда-нибудь будут готовы вписаться в британский стиль жизни и ведения дел. Он заявлял, что еврейские эмигранты вступают в брак исключительно между собой. Что они слушаются своих раввинов более, чем законов и правил страны, которая их принимает. Бальфур никогда особенно не ненавидел евреев, хотя существуют свидетельства, указывающие, что он им отнюдь не симпатизировал. Прежде всего он не хотел, чтобы в самой Британии их стало слишком много». В 1906 году британский премьер-министр Артур Джеймс Бальфур, встретился с будущим первым президентом государства Израиль Хаимом Вейцманом и воодушевился предложением отдать евреям Палестину, которая ему в то время вовсе не принадлежала и которую трудно было, без войны, отобрать у её законных владельцев.

Правительство Бальфура в 1905 году приняло «Акт об Иммиграции», который если не останавливал, то сильно затруднял еврейское проникновение на территорию Соединенного Королевства. По модели этого закона в 1924 году Конгресс США принял Иммиграционный закон Джонсона-Рида, который впервые устанавливали квоты на въезд в Америку. Именно эти два антииммиграционных закона несут ответственность за то, что многим пытавшимся бежать от устроенного Гитлером геноцида европейского еврейства некуда было податься. С другой стороны, именно это законодательство повернула часть евреев в сторону Палестины. В январе 1917 года, в ответ на просьбу Британской еврейской ассамблеи, воспользоваться статусом союзника и вступиться за евреев Российской империи, чье положение во время Первой мировой войны еще ухудшилось, Бальфур заявил представителям организации, что действия преследователей евреев вполне обоснованы, поскольку евреи очень хитрые, шустрые и пробивные люди. «Куда ни сунься в Восточной Европе, выясняется, что еврей тем или иным образом преуспевает, и к этому следует добавить, что он принадлежит к особой расе и исповедует религию, являющуюся объектом ненависти для всех, кто его окружает» — сказал Бальфур. И добавил, что поскольку количество евреев в Восточной Европе измеряется миллионами, а они еще постоянно размножаются, вполне можно понять желание их прижать. Наиболее важное дело Бальфура было сделано по предложению сионистских лидеров Хаима Вейцмана и Нахума Соколова. Он написал барону Ротшильду письмо, содержавшее так называемую Декларацию Бальфура. При этом Бальфур не изменил своего отношения к евреям. Декларация Бальфура (англ. Balfour Declaration, ивр. הצהרת בלפור) — официальное письмо датированное 2 ноября 1917 года, от министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура к главе английской ветви еврейской банкирской семьи, представителю еврейской общины Великобритании барону Ротшильду, для передачи Сионистской федерации Великобритании.

Это было заявление о доброжелательном отношении Великобритании к сионистским устремлениям евреев, обещавшее британскую помощь сионистскиим усилиям основать дом для мирового еврейства в Палестине, что дало толчок к созданию государства Израиль. В декларации Бальфур писал: ««Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа, и приложит все усилия для содействия достижению этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране». Текст декларации Бальфура не содержит упоминания Иерусалима и границ Палестины, которая в те годы не являлась самостоятельной политической, административной или географической единицей. Эта неопределенность стала в дальнейшем источником разночтений в трактовках декларации. По словам премьер-министра Соединенного Королевства (1916-1922) Ллойд Джорджа, «…декларация Бальфура не является простым актом милосердия. Следует понять, что речь идет о сделке в обмен… на поддержку евреями всего мира дела союзников» «Декларация Бальфура» была опубликована в том же номере газеты «Таймс», где было опубликовано сообщение об Октябрьской революции. Принятие декларации привело к значительному росту иммиграции евреев. За период с 1919 по 1921 год в Палестину прибыло свыше 18 тыс. еврейских иммигрантов. 24 апреля 1920 года на конференции в Сан-Ремо «Декларация Бальфура» была утверждена союзниками как основа послевоенного урегулирования в Палестине, а 24 июля 1922 года включена в текст мандата Великобритании на управление Палестиной, утверждённого «Лигой наций». В 1945 году, когда вместо «Лиги Наций» была создана Организация Объединённых Наций, в её устав вводится статья о сохранении в силе всех мандатов «Лиги Наций». Этот принцип был подтверждён и Гаагским международным судом. Таким образом, «Декларация Бальфура» продолжила своё действие и после образования ООН. В честь лорда Бальфура названы улицы в Тель-Авиве, Иерусалиме и других города Израиля.

На книжном знаке («Ex libris Виктории Гетманской») художника Чекарькова изображена Голда Меир и приведён её афоризм: «Пессимизм — это роскошь, которую евреи не могут себе позволит». Голда Меир (ивр. ‏גולדה מאיר‏‎), фамилия по мужу — Меерсон (ивр. ‏מאירסון‏‎), урождённая Мабович (ивр. ‏מבוביץ׳‏‎) (1898-1978) — израильский политический и государственный деятель, 5-й премьер-министр Израиля, министр внутренних дел Израиля, министр иностранных дел Израиля, министр труда и социального обеспечения Израиля. Израильский журналист, историк и писатель Владимир Фромер пишет о Голде Меир: «Голда Меир была настоящим политическим лидером. Она могла приспособиться к любой ситуации. Она заключала политические блоки с несимпатичными ей людьми и, если этого требовала политическая реальность, рвала отношения с теми, с кем ее связывала многолетняя дружба. Она без колебаний принимала ответственность за решения, от которых зависела судьба государства. Она могла быть жестокой и гибкой. Она всем пожертвовала для политической карьеры. Даже семьей». Рассказывает няня Техила Шапиро: «Есть женщины, о которых поляки говорят: она стоит греха. Такой женщиной была Голда. В ней было так много шарма, обаяния, вкуса. И, конечно, были романы». 14 мая 1948 года Голда была в числе 38 человек, подписавших Декларацию независимости Израиля, Она пишет в своих воспоминаниях: «Государство Израиль! Глаза мои наполнились слезами, руки дрожали. Мы добились. Мы сделали еврейское государство реальностью, — и я, Голда Мабович-Меерсон, дожила до этого дня. Что бы ни случилось, какую бы цену ни пришлось за это заплатить, мы воссоздали Еврейскую Родину. Долгое изгнание кончилось».

На следующий день Израиль подвергся нападению со стороны соединённых армий Египта, Сирии, Ливана, Иордании и Ирака. Начался второй этап арабо-израильской войны (1947-1949). Голда Меир пользовалась огромной популярностью среди евреев диаспоры. Посол Израиля в СССР Голда Меир прибыла в Москву 3 сентября 1948 года. В день еврейского Нового года, она посетила московскую синагогу. И тут произошло неожиданное. Тысячи советских евреев, заполнили до отказа тихую московскую улицу. Они плакали и целовали Голде руки и платье. Сталин расценил все это как политическую провокацию, что привело к усилению репрессивных мер против советских евреев. Этому способствовала и встреча Голды Меир с женой министра иностранных дел СССР Молотова Полиной Жемчужиной. Голда Меир не говорила по-русски, о чём она сама писала в своих воспоминаниях «Моя жизнь». На приёме в Кремле супруга В.М.Молотова, Полина Жемчужина, обратилась к ней на идиш со словами: «Я еврейская дочь». Жена Молотова изъявила желание познакомиться с детьми посла, расспрашивала о кибуцах. На прощание она произнесла фразу, которую Голда запомнила навсегда: «Если у вас все пойдет хорошо, то хорошо будет и всем евреям в мире». Через несколько недель после этой беседы Полина Молотова была арестована по обвинению в государственной измене и отправлена в ссылку, где оставалась до 1953 года. Все в Израиле признали неоспоримое лидерство Голды Меир. Она стала премьер-министром Израиля после смерти Леви Эшколя. Её правление было омрачено распрями внутри правящей коалиции, серьёзными разногласиями и спорами, работой над стратегическими ошибками правительства.

Владимир Фромер писал о Голде Меир «Эта женщина, не ведавшая сомнений, колебаний, нерешительности, несла в себе заряд волевой энергии, и создавалось впечатление, что она знает скрытую от других истину и не может ошибаться. Политические единомышленники с радостью переложили на ее плечи ответственность за судьбоносные решения, и она принимала их, не дрогнув, руководствуясь житейской мудростью и прославленной интуицией. Да и народ верил ей. Создавалось впечатление, что ничего не может случиться, пока эта матрона заботливо оберегает своих детей. Голда Меир, не знавшая такого понятия, как семья, влюбленная в политические идеалы, настолько занятая возрождением еврейской государственности, что забросила собственных детей, в политической жизни больше, чем кто-либо другой, нуждалась в теплоте и привязанности. Ей хотелось, чтобы ее окружала благоприятная среда, состоящая из преданных людей, воздерживающихся от любой критики. И чтобы все они ловили каждое ее слово». «Будет сделано, госпожа государство», — отвечал на ее указания ее министр просвещения Залман Аран. Профсоюзный босс Ицхак Бен-Аарон именовал ее «королевой Викторией». На вопрос, как она выносит все перегрузки в своей работе, а позже и болезни, она отвечала «Пост премьер-министра излечивает от всех болезней». В тяжёлые дни войны Судного дня члены её кабинета министров не выдерживали нервного напряжения, Голда Меир была спокойной и уверенной в себе. Пришло время и первая леди государства сняла корону с усталой головы. Она оставила лидерство своему преемнику израильскому политическому и военному деятелю Ицхаку Рабину.

На книжном знаке «Ex libris магистра экономики G.Getmanskу» изображена Анна Франк и приведен её афоризм «За всё, что делает христианин, он отвечает лично. За всё, что делает еврей, отвечают все евреи». Анна Франк (1929-1945) — еврейская девочка, автор дневника, написанного по-голландски, и ставшая символом жертв Холокоста. Ненависть к евреям и неблагоприятная экономическая ситуация вынуждает родителей Анны Отто и Эдит Франк переехать в Амстердам. Отто учреждает там компанию «Опекта» по торговле пектином для приготовления джема. До 6 лет Анна Франк посещала детский сад, потом пошла в 1-й класс школы Монтессори, в которой училась до шестого класса. Анна легко осваивается в новой стране. Она учит язык, обретает друзей и ходит в голландскую школу. Девочка с ранних лет проявляла талант к литературе и языкам, и учителя обожали ее. Отец Анны пытался получить визы для своей семьи, чтобы переехать в США или на Кубу. Выдали только одну визу — на отца, но и её отменили. 1 сентября 1939 года, когда Анне исполняется 10 лет, нацистская Германия совершает вторжение в Польшу: начинается Вторая мировая война. Вскоре после этого, 10 мая 1940 года, немцы оккупируют Нидерланды. Голландская армия сдается через пять дней. Оккупанты принимают многочисленные законы и распоряжения, усложняющие евреям жизнь. В частности, евреям запрещается посещать парки, кинотеатры и магазины. Анна все реже выходит на улицу. Ее отец теряет свое предприятие, поскольку евреям больше не разрешается иметь собственный бизнес. Все еврейские дети, в том числе и Анна, обязаны ходить в отдельную еврейскую школу. Нацисты вводят все новые и новые ограничивающие меры. Евреи должны носить на одежде желтую шестиконечную звезду, и ходят слухи о том, что всем евреям придется покинуть Голландию.

Когда 5 июля 1942 года Марго получает повестку в трудовой лагерь в нацистской Германии, ее родители подозревают неладное. Они не верят в то, что речь идет о работе, и принимают решение спрятаться в убежище, чтобы избежать преследований. В июле 1942 года, с началом депортации евреев из Голландии, семья Франк — отец, мать, старшая сестра Марго и сама Анна спрятались в помещении предприятия отца на улице Принсенхрахт, 263 (ныне музей Анны Франк) вместе с еще четырьмя евреями. В этом убежище они скрывались до 1944 года. 12 июня 1942 стала вести дневник, адресованной вымышленной подруге Китти, и названный «Het Achterhuis» («В заднем доме», «В заднем флигеле»). Уже 19 ноября 1942 она отмечала: «Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи… Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось — старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход». Положении семьи всё ухудшалось, что отражалось в записи дневника, что арестованы Б. и Д. за незаконную торговлю продуктовыми карточками. Историки полагают, что за этими инициалами скрывались имена Мартина Брауэра и Петера Даацелаара, сотрудников фирмы Opekta, которая принадлежала Отто Франку, отцу Анны: «Б. и Д. арестовали, и теперь у нас нет карточек», — написала Анна 14 марта 1944 года. Эта запись свидетельствуют о том, что семья Франк питалась с помощью незаконно полученных продуктовых карточек. Последняя запись датирована 1 августа 1944 года. В убежище нелегалы прятались 25 месяцев. 4 августа 1944 Франк и остальные жившие в убежище были схвачены голландской полицией и гестаповцами во главе с Карлом Зильбербауэром, выделявшийся жестокостью даже в своей организации. До сих пор неизвестно, как полиция узнала о секретном убежище.

Все восемь человек были арестованы и четыре дня содержались в тюрьме на улице Ветерингсханс, после чего депортированы в транзитный лагерь Вестерборк, в сентябре — в Освенцим-Биркенау. В конце октября того же года Анну и ее сестру перевели в Берген-Бельзен. В период вспыхнувшей в концлагере зимой 1945 эпидемии тифа погибло 20 тысяч человек, в том числе обе сестры Франк. Погибла в Освенциме и мать Анны. Выживший отец, обнаружившей в оставленных вещах дневник дочери. Сохранившиеся дневниковые записи Анны поразили Отто до глубины души. Оказывается, его дочь мечтала стать писательницей или журналисткой и хотела издать свои рассказы о жизни в убежище. Друзья Отто убеждают его опубликовать дневник, и 25 июня 1947 года «Убежище» издается тиражом в 3000 экземпляров. И это было только начало, книга была переведена на 70 языков и служит материалом для фильмов и спектаклей. После войны Отто Франк вернулся в Амстердам, а в 1953 году переехал в Базель (Швейцария). Умер он в 1980 году. Отрицатели Холокоста утверждали, что дневник написала не Анна, а её отец. Были проведены серьёзные исследования по определении достоверности дневника Анны Франк. В 1980-е годы было проведено стопроцентное изучение стилистики, подчерка, чернил и бумаги дневника, сверены факты, упомянутые в тексте, что позволило однозначно установить его подлинность. Дневник еврейской девочки Анны Франк стали убийственным документом, обличающим нацизм.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Эдуард Гетманский: Ex libris. Известные люди о евреях — 13

  1. В галуте (волею Господней)
    Мы жили сотни тысяч дней —
    Есть, те кто хвалит нас сегодня
    И ненавидит тем сильней…

Добавить комментарий для Zvi Ben-Dov Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.