Сёма Давидович: Разные корни

Loading

Для чего я это всё написал? Только не для того, чтобы опровергнуть колоссальную роль «русских» олим. Просто  не верно писать «хотя» перед перечислением всех, строивших, и построивших!, страну. «Хотя» получилось противопоставлением внесших «совершенно особый вклад в создание, защиту и процветание еврейского государства» всем остальным, «тоже принявшим участие» в этом строительстве. Не было и нет «совершенно особых». Вклад алии из Румынии, Польши, Германии в период до создания Еврейского государства не меньше вклада алии из России. Все они строили и меняли облик страны.

Разные корни

Сёма Давидович

Написать эту коротенькую статью меня спровоцировало «Послесловие» «РУССКИЕ КОРНИ ИЗРАИЛЯ» Владимира Янкелевича к фундаментальной и содержательной работе Бориса Тененбаума «Холм Весны» и спасибо ему за это. В принципе почти всё написанное в этом «Предисловии» верно и возражений встретить не может.

Но я не просто так написал «почти».

Вот эта одна фраза в самом начале и спровоцировала меня:

И, хотя Страну строили все, выходцы из России и Марокко, Германии и Йемена, со всех концов земли, и каждый привнес что‑то свое, а идею о своей стране выдвинул Теодор Герцль, венский литератор, совершенно особый вклад в создание, защиту и процветание еврейского государства, как показано в книге, внесли именно российские евреи.

Точнее даже не вся фраза, а выделенное мною.

Прежде всего не могу согласиться, что в отношении Теодора Герцля главное, что:
Теодор Герцль «выдвинул идею о своей стране» — идею сионизма!

Эта идея возникла раньше 1896 года, года, когда Герцль опубликовал свою знаменитую работу «Еврейское государство», а сам термин «сионизм» ввёл в обращение за 6 лет до опубликования этой работы и за 7 лет до Первого Сионистского конгресса в Базеле, Натан Бирнбаум, который, между прочим, родился в Вене. А организация «Билу», целью которой было заселение Эрец Исраэл, возникла в начале 80-х годов XIX века, примерно тогда же, когда возникла «Ховивей Цион», о которой написано в Послесловии.

Герцль не просто «выдвинул идею о своей еврейской стране», суть идеи сионизма, он стал основателем политического сионизма.

Впрочем, лучше я процитирую Хаима Вейцмана. Я уже приводил эту цитату в статье «МАЛЬЧИК ИЗ МОТЕЛЕ. Хаим Вейцман: российский еврей, британский поданный, лидер сионизма, «Старый Доктор», что опубликована в том же номере «Заметок», но повторю её, уж больно к месту она здесь оказалась.

Вейцман пишет: «… эффект, произведенный «Еврейским государством», был огромен. Нас увлекли не столько идеи, сколько стоявшая за ними личность. Она казалась воплощением мужества, ясности ума и решимости. Привлекало то, что этот западный еврей обращался к нам, свободный от наших собственных предрассудков. …Сама по себе эта брошюра была бы недолговечной сенсацией. Великим имя Герцля сделала его деятельность как создателя Сионистского конгресса и человека, преподавшего своим соратникам образец мужества и преданности делу» … «В принципе, в этой брошюре не было ни одной идеи, которая была бы для нас открытием; то, что так напугало еврейскую буржуазию и вызвало негодование раввинов на Западе, давно уже было само собой разумеющимся в нашей сионистской концепции.» (Выделено мною)

Великим достижением Герцля стало не выдвижение идеи создания своей еврейской страны, пока «Национального очага», а не государства (хотя Герцль и записал в дневнике: «В Базеле я основал еврейское государство»), а тем, что благодаря его деятельности сионизм, политический сионизм, стал объектом и субъектом большой политики. Уже через 6 лет после Первого Сионистского конгресса в Базеле британское правительство впервые официально обратилось к сионистскому движению как политическому субъекту с предложением «Плана Уганды». Кстати Макс Нордау, который упомянут в Послесловии наряду с Герцлем, был ярым сторонником этого плана и в него даже стреляли из-за его стремления организовать еврейскую «ночлежку» в Уганде.

А сам Хаим Вейцман, одновременно и соратник, и оппозиционер Герцля, стал одним из ведущих сионистских лидеров, когда предложил свою теорию «сионизма синтеза»: «Надо заниматься как политической, так и практической деятельностью: практичность сионизма была тезисом, политический сионизм был антитезисом, а сионизм должен стать их синтезом.«

Теперь о практической деятельности.

В Послесловии рассказано абсолютно верно о колоссальной роли первопроходцев — олим из России, точнее из Российской империи, в рождении Нового Ишува — олим Первой и Второй алии, алии в те времена, когда Палестина была захудалым, отсталым уголком Османской империи. Статистики, по крайней мере такой, с точностью до одного человека, которая была во времена Британского мандата, при османах не было, но общепринято, что численность Первой алии 1882-1903 годов составила 25-35 тысяч, Второй 1904-1914 годов, около 35 тысяч. Сколько вернулось тоже точно никто не знает, ясно только, что много. Бен Гурион, к примеру, называл цифру в 90% йериды Второй алии.

Строили те, кто пустил корни. Наверняка большинство из них приехали из Российской империи. Впрочем, по какой графе провести Бен Гуриона, родившегося в Плоньске, Царство Польское и дезертировавшего из царской армии? (По крайней мере в Послесловии в число русских строителей Израиля он не включён, впрочем, как и его идеологический противник Жаботинский. А включённый в список Вейцман поселился в Палестине только где-то в начале 30-х годов.) Между прочим из первых трёх поселений, основанных во время Первой алии: Ришон леЦион, Зихрон Яков и Рош Пина только Ришон леЦион был основан олимами «русскими». Зихрон Яков и Рош Пина были основаны приехавшими из Румынии.

И ни один из этих корней не сохранился бы в почве Палестины, если бы эта не слишком благодатная почва щедро не удобрялась бы деньгами барона Ротшильда, еврея французского.

А российский инженер Пинхас (Пётр Моисеевич) Рутенберг не смог бы построить первую электростанцию в Палестине, если бы концессию на её строительство не пробил бы министр колоний Его Величества Уинстон Черчилль.

Дальше. Строительство страны не окончилось с первыми двумя волнами алии. Наоборот, оно только начиналось. За период между 2-мя Мировыми войнами на берега Палестины накатилось три волны алии:

3-я алия, 1919-24 годы, в основном из Восточной Европы, численность около 35 тысяч;
4-я алия, 1924 –31 годы, также в основном из Восточной Европы (её иногда называют «алиёй Грабского» по имени польского премьер министра и министра финансов, введшего высокие налоги, что подтолкнуло многих польских евреев к отъезду), но также из Азии и Африки, численность около 70 тысяч, из которых вернулось назад около 20 тысяч;
5-я алия, 1930- 39 годы (окончилась с началом 2МВ), в основном из Европы, немного из Азии. Её пик пришёлся на 1933-35 годы — приход к власти Гитлера, численность около 180 тысяч. Её иногда называют «алия йеки» и о них на сайте была моя статья «ЙЕККЕ. ЕВРЕИ БЕН ЙЕХУДА ШТРАССЕ».

Я уже написал, что во времена британского Мандата статистика была на высоте.

Вот таблица, в которой приведено соотношение числа олим по странам исхода[1] в период 1922 — 1944 годы.Честно говоря я был очень удивлён, обнаружив, что в 20-е годы алия из России, то есть уже из СССР, составила 20%! (Из Польши — 46%). Наверное объясняется тем, что из 35 тысяч приехавших в Третью алию, 1918-1923 гг., 43% составили олимы из России. Да и потом, в период НЭПа выехать из СССР ещё было можно.

Но в следующие предвоенные годы алия из СССР практически прекратилась.

О послевоенном периоде и говорить нечего. Была не очень значительная по размерам алия в 70-80-е годы — 33 тысячи[2],но она принципиально облик страны не изменила.

Изменила этот облик алия конца 80-х — 90-х годов, начавшаяся после того, как Америка закрылась, а СССР — потом Российская Федерация — открылись.

Но только ли к лучшему, как частенько утверждают интересанты как внутри алии, так и снаружи, изменяла и изменила страну алия из России?

Вот пример: Палестина, 1920 год. Мандат на Палестину ещё не утверждён Лигой Наций, но первый британский Верховный комиссар Герберт Самуэль (Herbert Samuel), между прочим английский еврей, уже управляет страной. 7 ноября «другие евреи», «мопсим» — члены «мифлегет поалим социалистим — Социалистическая рабочая партия, предшественница Компартии Палестины, (их в шутку называли «мопсим»), расклеили в Яффо и Тел Авиве плакаты с призывом ко всем трудящимся Палестины принять участие в революции, не иметь больше ничего общего с «рабами британского штыка», отпраздновать 7 ноября, годовщину установления советской власти в России, и устроить забастовку. Плакат завершился следующими призывами: «Да здравствует Пролетарский Интернационал 7 ноября. Да здравствует Российская Советская Республика. Да здравствует Коммунистический Третий Интернационал. Да здравствует Социалистическая Палестина».«[3]

А ведь «мопсим» — это тоже были «русскоязычные», как теперь принято говорить, олимы.

Прошло 100 лет.

Вспомните статьи доктора Елены Римон, грозой, с громом и молнией, обрушившейся некоторое время назад на наши головы, и как любая гроза, быстро отшумевшая. Вспомните, какие примеры отношения «новых русскоязычных израильтян» к Израилю и израильтянам она приводила. Другое дело, что она неверно, без всяких доказательств, связывала это отношение с национальной идентичностью объектов исследования. Но это к теме статьи отношения не имеет.

Для чего я это всё написал? Только не для того, чтобы опровергнуть колоссальную роль «русских» олим. Просто мне показалось, что не верно писать «хотя» перед перечислением всех, строивших, и построивших!, страну. «Хотя» получилось противопоставлением внесших «совершенно особый вклад в создание, защиту и процветание еврейского государства» всем остальным, «тоже принявшим участие» в этом строительстве.

Не было и нет «совершенно особых».

Вклад алии из Румынии, Польши, Германии в период до создания Еврейского государства не меньше вклада алии из России. Все они строили и меняли облик страны. Вспомните хотя бы, как изменили её, и изменили однозначно к лучшему — тут сомнений нет — те «смешные йекке»!

А как изменили страну, уже ставшею Израилем, в 50-е — 60-е годы алия из стран Магриба!

Примечания:

[1] British Mandate: A Survey of Palestine, prepared by the British Mandate for UN prior to proposing the 1947 partition plan

[2] Марк ТОЛЬЦ Постсоветские евреи в современном мире

[3] Report by the Commission of Inquiry

 

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Сёма Давидович: Разные корни

  1. Маленькое замечаньице. Да евреи из различных стран внесли свой вклад и с этим никто не будет спорить. Вопрос-во что они внесли свой вклад? Названия улиц и площадей в любом израильском городе свидетельствует о неоценимом вкладе евреев-выходцев из Российской империи в борьбу за само создание государства и в то, что оно устояло в войне за независимость. Мне было бы любопытно узнать во что конкретно, кроме увеличения численности населения, внесла алия из стран Востока и Африки.

    1. Уважаемый Влад, я ведь написал:
      «А как изменили страну, уже ставшею Израилем, в 50-е — 60-е годы алия из стран Магриба!»
      Вы не согласны, что изменили?
      Ну а вклад в развитии нашей культуры и нашего транспорта нашим будущим ПМ (если сбудеться её желание) г-жи Мири Регев обсуждению ИМХО не подлежит.
      А если серьёзно.
      Я общался со многими или приехавшими из стран Магриба или их детьми.
      Мне симпатичных было не меньше, чем среди приехавших из бывшего СССР.
      Хотя культурный код у нас конечно разный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.