Аркадий Гайсинский: Евреи и варяги

Loading

Я являюсь убеждённым (и кажется единственным) сторонником того мнения, что та торговая организацию, которую история знает как «Радания», затем стала партнёрским союзом еврейских купцов с воинами русами и должна именоваться «Радания-Русь». Образование этого союза следует объяснять с точки зрения исторической(житейской) логики

Евреи и варяги

Аркадий Гайсинский

Один из наиболее последовательных и объективных российских историков Иван Забелин так определил основу понимания истории:

 «История наука не точная, не математика. Она подвижна и изменчива, как сама жизнь. Основания ее познаний сбивчивы от множества противоречивых свидетельств; неустойчивы по невозможности отыскать в них точную, решительную, несомненную истину. История трудится над таким материалом, который весь состоит только из дел и идей человеческой жизни. А жизнь, и тем более прожитая — существо неуловимое. Ее понимать и объяснять возможно только положениями и отношениями той же самой жизни».[1]

 1

« Радхониты, или раданиты (ивр. ‏רדהנים (radhanim)араб. الرذنية ар-разанийа) — странствующие еврейские купцы, которые на протяжении раннего Средневековья контролировали торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы»[2]

 Экономисты утверждают, что любая крупная производственная или торговая организация (тем более, монополия) не может существовать, не имея опоры на государство. Но не будем забывать, что те, кто «на протяжении раннего Средневековья контролировали торговлю между исламским Востоком и христианской Европой» были представителями того народа, который уже не менее 1000 лет своего государства не имел, поэтому выскажу (или присоединюсь) к тому мнению, что образование Хазарского каганата было стимулировано евреями, обретшими в нём забытое чувство защищённости и возможность реализации своих способностей.

 А это в свою очередь предполагает значительную демографическую концентрацию евреев на территории каганата и их участие в его управлении. О весомости этого «участия» достаточно красноречиво говорят те факты, что в Раннем Средневековье Хазарский каганат признан наиболее влиятельным государством Восточной Европы, а его государственной религией стал иудаизм. Экономическую основу авторитарности Хазарского кагагата обеспечили значительные поступления в казну от торговых прибылей и таможеных пошлин, следствием чего стало разнонаправленное усиление мощи государства.

 2

 Мои попытки доказать важный вклад еврейских купцов –раданитов в историю хотя бы Европы, встречают небезосновательное, на первый взгляд, возражение, что таковой вклад не был столь значительным, поскольку не оставил о себе почти никаких следов. Действительно, письменные свидетельства о раданитах единичны и упоминаются только в арабских исторических документах, но нужно иметь ввиду, что мы имеем дело не с политическими метаморфозами государств и народов, отражёнными в множествах документов, написанных придворными летописцами, но только лишь с деятельностью торговой организации, главными документами которой были(говоря современным языком) бухгалтерские книги, содержащие, главным образом, цифры сравнения дебита с кредитом. Понятно, что необходимость в сохранности таких книг была кратковременной.

Поэтому поиск свидетельств деятельности раданитов будем искать в самой специфике и сути их деятельности, ничем не отличающейся от современных торговых организаций.

 Управленческий центр компании находился на берегу пролива между Чёрным и Азовским морями в городе Тмутаракани, известном более в арабских источниках как Самкерш-еврей.

 :Арабский географ ибн аль — Факих в «Книге стран», написанной в начале 10в., рассказывает о пути купеческих судов через Боспорский пролив:

 «…Затем они идут по морю к Самкершу —Еврею (Samkerš al-Jahudi) после чего они обращаются к Славонии…»[3]

 Топоним Самкерш упомянут и в той части ответного письма хазарского кагана Иосифа кордовскому министру Хасдаю ибн Шапруту, где Иосиф описывает географическое положение Хазарского каганата

 2

Я являюсь убеждённым (и кажется единственным) сторонником того мнения, что та торговая организацию, которую история знает как «Радания», затем стала партнёрским союзом еврейских купцов с воинами русами и должна именоваться «Радания-Русь». Образование этого союза следует объяснять с точки зрения исторической(житейской) логики. Начнём с того, что росы были также обитателями Таманского полуострова и ближайшими соседями Самкерша — еврея:

 «Рус-это остров, который лежит в море.И этот остров три дня пути на три дня пути и весь в деревьях.И леса и земли его имеют много влаги».[4]

Сейчас то, что «Остров русов» — это территории северной половины Таманского полуострова — считается доказанным. А тот важный в пользу этого доказательства аргумент, что главный город «Острова Русов» назывался «Русия» и находился на Таманском полуострове, упоминает арабский путешественник ал-Идриси:

 «От города Матраха до города ар-Русийа 27 миль[5]

«Матраха» — это Тмутаракань(Самкерш-еврей), таманское местоположение которой не вызывает сомнений.

 Превращение созданного евреями Хазарского каганата торговой компании в международную торговую монополю произошло далеко не сразу: для этого понадобились даже не годы, а десятилетия. А поскольку доставка товаров водным путём была и остаётся многим выгоднее, чем сухопутным, а компания процветала — появилась необходимость в постоянном, а не в наёмном флоте, что давало и упомянутую выгоду. и большую надёжность доставки товаров по назначению.

 Росы стали идеальными партнёрами еврейских купцов, потому что имели важное для их деятельности преимущество: росы были не только профессиональными воинами, но и прекрасными мореходами « росы все набеги совершают на кораблях», А евреи были богатыми и, что не менее важно, постоянными заказчиками охранных и военных услуг, какие оказывали им росы, получавшие, очевидно, в начале договорную плату, а затем и твёрдый процент от прибылей. Из наёмников воины — росы превратились в равноправных компаньёнов купцов.

 «Арабский Геродот» аль-Масу́ди ( первая половина 10в)., писал в своей книге «Золотые копи или россыпи самоцветов»(перевод Б.Заходера):

 «Русы — многочисленный народ, подразделяющийся на различные разряды; среди них — один разряд, называемый раданиты; они наиболее многочисленны и ходят по торговым делам в Андалус, Византию, Константинополь и к хазарам»[6].

 Несомненно, что аль — Масуди поведал о единой торговой организации, в которой участвовали и евреи, и русы.

 3

 Уже говорилось о том, что раданиты не оставили документальных следов своей деятельности и что таковые нужно искать в самой специфике и сути существования торговой монополии

Во все времена торговые организации устраивали и устраивают свои базы в местах наибольшего благоприятствования главной цели своей деятельности: получения максимальной прибыли при наименьших затратах. Такие базы называются «фактории»:

 «Факто́рия, Торговый пост (фр. factorie) — торговое поселение (пост), образованное иностранными (чаще всего европейскими) купцами на территории другого государства или колонии»[7]

К базам прокладывали торговые пути, а сами базы превращались в станции и населённые пункты. С течением времени по различным причинам одни селения исчезали или останавливались в развитии — другие превратились в крупные города и стали центрами областей и даже государств.

На территории Европы доказуемо существование следующих факторий , образованных торгово-военным союзом «Радания-Русь»:

 Киевская Русь(Самбат)

 Приильменская Русь

 Придунайская Русь

 Франкская Русь (Артания).

 Варяжская Русь

Несомненно, что фактории компании «Радания–Русь» имелись не только в европейских странах, но и на территориях других государств, через которые проходили торговые маршруты создателей первой в истории постоянной торговой сети, простиравшейся от Китая и Индии до Западной Европы.

 4

И теперь возможно подойти к теме, заданной заглавием этой статьи и выяснить( хотя бы в первом приближении): как и почему монах Киевского Печерского монастыря, автор «Повести временных лет» Нестор «пересёкся» с еврейскими купцами.

 В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля»

 Один Бог знает сколько споров и взаимных упрёков и какие многие тысячи страниц породил приведенный отрывок уже потому, что народ или племя «варяги, называвшиеся русью» фигурирует только в «ПВЛ» — более нигде. Также только в «ПВЛ» Балтийское море называется Варяжским. В конце-концов итог дискуссиям о начале российской государственности подвёл академик российской истории Борис Рыбаков:

 «Высказано предположение, что Синеуса и Трувора не существовало, а летописец буквально передал слова старошведского языка «sune hus» и «thru varing»,означавших «с родом своим» и «верной дружиной».Это предполагает существование документа на старошведском языке.В летопись попал перевод какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а новгородец, плохо знавший шведский, принял традиционное окружение конунга за имена его братье .Достоверность легенды и,в частности, её географической части не велика»[8].

 Об этом же пишет известный лингвист и историк Дмитрий .Лихачёв в предисловии к одной из гумилёвских книг: «Нестору-летописцу Л.Н. Гумилёв отказывает в доверии, опираясь на работу А.А. Шахматова и автора этих строк»[9].

 Но, заметим, что Б. Рыбаков обвиняет летописца лишь косвенно: ну не придумал же Нестор варягов-русь — ведь речь идёт не о легенде или мифе, но о каком-то скандинавском документе на старошведском языке, который, неправильно перевели. И вот что примечательно: директор Института истории был прав, хотя не знал (или делал вид, что не знает), как было на самом деле с этим самым «призванием варяг».

 5

 Дальнейшие рассуждения следует предварить следующими примечаниями

 Первое примечание

Связано с торговой факторией, основанной союзом «Радания-Русь» на севере Скандинавии на побережье Варангер-фьорда и поэтому называемой «Варяжской». Казалось бы, о какой фактории, расположенной у Полярного круга, может идти речь? Но выясняется, что Вара́нгер-фьорд был и остаётся далеко не таким уж и непригодным для обитания местом:

«Вара́нгерфьорд, также Варя́жский зали́в и Варенский залив (норв.Varangerfjord) — залив в Баренцевом море. Образует хорошие гавани. Благодаря Гольфстриму залив замерзает только в самые суровые зимы.]. Богат рыбой. По берегу находятся рудниковые месторождения с преобладанием свинца и цинка»[10]

«Vadsо — небольшой норвежский торговый городок на северном берегу Варангер-фиорда. под широтой 70°5′ и долготой 0°34′. Благодаря прикрытию с севера гористым Варяжским полуостровом, с юга — маленьким скалистым островком, который дает спокойный рейд, благодаря также вечному незамерзанию Варангера, т. е. возможности постоянного судоходства. Средняя температура лета здесь 8°., а зимы около —10°.; морозы более 10° редки»[11].

 Там, где имеется возможность получения прибыли — эта возможность будет обязательно использована: таков непреложный закон (говоря современным языком) бизнеса. А Вара́нгерфьорд такую возможность обеспечивал:

 во-первых, являлся узловой базой для освоения богатых пушниной территорий Севера Европы и затем доставки товаров удобным морским путём в Средиземное море и далее на южные и юго-восточные рынки;

 во-вторых, уже сам по себе тот факт, что на берегу Вара́нгерфьорда «находятся рудниковые месторождения с преобладанием свинца и цинка» делали эти территории предметом торгового интереса — тем более, что месторождения находились вблизи стоянок судов.

 Второе примечание

Почему фактории компании «Радания-Русь» в истории сохранились под названиями «Русь» при том, что и её функциональной основой были всё-таки купцы.? Тем более, что в вышеприведенном сообщении Масуди — о единении евреев и русов в рамках торговой монополии, её купеческое подразделение названо «наиболее многочисленным»

 Но Масуди вряд ли был знаком с организационной структурой торгового союза: русы, конечно же, превосходили числом «раданитов». Вполне понятно, что для для охраны караванных путей, мест отдыха, волоков, не говоря уже о факториях, требовалось больше воинов, чем купцов, хотя очевидно также и то, что в случае необходимости за оружие брались все. Разумеется, купцы обращали на себя преимущественное внимание в местах торговли, но на всём протяжении торговых путей «на виду» были русы, постоянно находившиеся с купцами и остававшиеся в узловых точках караванных путей «после купцов». Основную численность факторий составляли русы — показательно сообщение Идриси:

 «Шумен[12] — многолюдный город, в котором есть русская управа (контора). Это цветущий город, в нём многолюдные базары и изобилие природных богатств.Он расположен на горе»[13].

Поскольку Таманская Русь имела в своей организационной основе военную структуру, особенностью которой была строгая дисциплина, то для сотрудничества с купцами отбирались проверенные и умелые воины. Одним из важных требований отбора была необходимость постоянного проживания русов там, где приобретались ,сохранялись и реализовывались товары — это обстоятельство обнаруживает свидетельства обитания русов вдали от берегов Тавриды. Несомненно, что фактории компании «Радания–Русь» имелись не только в европейских странах, но и на территориях других государств, через которые проходили торговые маршруты создателей первой в истории постоянной торговой сети, простиравшейся от Китая и Индии до Западной Европы..

 6

Я считаю, что основой того сказания которое была известно летописцу и которое он «приспособил» к истории руси, стали такие исторические реалии:

 На севере нынешней Норвегии на берегу Варангерфиорда в Раннем Средневековье находилась фактория торгово-военного союза «Радания-Русь Численность русов в этой фактории была значительной, поскольку фактория располагала большим флотом,обеспечивающим приобретение купцами товаров у жителей северных побережий Европы, а затем и доставку по месту назначения. Достаточно большим было и количество воинов охранявших саму факторию.

Факторию называли «варяжской» по названию местности, в которой она находилась (подобно Поднепровской или Приильменской), а её обитателей — варягами. Варяжские русы — потомки таманских русов жили здесь уже на протяжении нескольких поколений и считали этот суровый край своей родиной.

 Ко времени описываемых событий торговая деятельность союза пошла на спад из-за арабских завоеваний, перекрывших главные караванные пути; понятно и то, что завоеватели отдавали предпочтение своему торговому сословию. Варяжская фактория потеряла своё изначальное значение: купцы ушли, а жившие там русы остались «не у дел». Каким же «новым делом» занялись исконные мореходы и умелые воины? Ответ на этот вопрос однозначен — тем, чем и занимались ранее: предоставлением военных и охранных услуг, а теперь (свободные от каких-либо партнёрских обязательств) ещё набегами и разбоем.

Варяжская фактория, конечно же, была хорошо известна народам северо-запада Восточной Европы, в числе которых были и племена чудь, словене, меря, кривичи — об этом говорится в летописном рассказе, начинающимся сообщением о даннических отношениях между этими племенами и «варягами из заморья».

 «В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей».

 Неизвестно, когда начались и как долго продолжались даннические отношения, но эти отношения не имели силовой основы: ничего не говорится о столкновениях между варягами и племенами, но рассказ ограничивается словом «изгнали», то есть «отказались от услуг».

 «В 862 г. «изгнали варяг за море и не дали им дани».

Значит чудь, словене, кривичи и весь платили дань не какому-то подчинившему их народу, но тем, чья деятельность на территориях племён способствовала соблюдению здесь порядка. Но, разуверившись в возможности дальнейшего безконфликтного самостоятельного существования, племена вновь обратились к варягам-руси: «Приходите княжить и владеть нами»:

 «Правитель чужого происхождения в силу своей нейтральности был полезен для поддержания единства; судя по летописям, подобная ситуация сложилась на севере, где трения между словенами и соседними племенами были поводом для призвания чужеземцев».[14]

 7

 Народы Западной и Центральной Европы своих восточных соседей традиционно считали во всех смыслах продолжателями скифов, а русов называли «таврическими скифами». Выбор князем Владимиром Святославичем и принятие в конце 10в. Киевской Русью христианства в качестве государственной религии стало объективным свидетельством её европейской идентификации — тем более, что земли за восточными границами Киевской Руси принадлежали в основном враждебным кочевым народам. Иными словами, «скифское» происхождение для потомков Рюрика выглядело (скажем так) не престижным.

 Возможно, что ещё князь Ярослав Владимирович, прозванный «Мудрым», задумывался над тем, чтобы направить историю Руси в «нужное русло» — именно он первым из киевских правителей «пробил окно в Европу», установив дружеские отношение со Швецией, Византией и Римской империей..

 Не будем забывать, что матерью следующих Великих князей: Изяслава Ярославича и Всеволода Ярославича была норвежская принцесса Ингегерда, а матерью Святополка Изяславича — Гертруда Польская, женщина весьма образованная — (в Польше её считают старейшим писателем, чьё имя сохранилось).

 Во все времена известно понятие «запрещённая информация» — правители решают: что народу знать не нужно. Такие решения касаются самых различных сторон существования государства, но отношение к определённым фактам его истории занимают не последнее место: государство защищает ту историю, которую оно считает правильной».

В данном случае речь идёт о решении вести начало российской государственности от варяг-скадинавов, а не от таврических  росов и несомненно то, что летопись появилась на свет в результате чёткого указания: откуда должна «пойти Русская земля». На упоминание «Тарической Руси» был наложен строгий запрет, соблюдаемый до сего дня

 Нестору пришлось приспосабливаться к «директивам» -отсюда множественные неувязки и нестыковки в описании образования Российского государства от момента призвания варяг до времени крещения Руси.

 Чем завершились старания ( вынужденные) летописателя — известно:

 «Первые сомнения в правдивости изложенных в «ПВЛ» событий содержатся в «Истории государства Российского», написанной Н. М. Карамзиным…. Известный российский источниковед М. Д. Приселков отзывался о Повести временных лет, как об «искусственном и малонадежном» историческом источнике»[15].

 .А поскольку главный документ образования Российской государственности противоречит исторической логике, его нужно было защищать и до сего дня защищают от посягательств со стороны искателей истины (одним из таких «искателей» был и А.С. Пушкин — за что, очевидно, и пострадал).

То, почему «ПВЛ» названа ««искусственным и малонадежным историческим источником» — оставим на совести многих её комментаторов, но именно факт «призвания» русов — варяг Нестор не придумал и во избежание недоразумений подчеркнул:

 «И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь»,

то бишь варяг-руси «за морем» не осталось и нечего там их искать

 К тому времени, когда происходили события, описанные в скандинавском сказании, использованном Нестором в «Повести временных лет» — Киев, ставший продолжением таможенного пункта — крепости Самбат, уже давно существововал.

 Своё краткое обращение[16] к одному из эпизодов, практически, забытой истории раданитов завершаю напоминанием:

 « В исторической литературе высказываются догадки о том, что именно раданитам Европа обязана знакомством с такими изобретениями, как арабские цифры и китайская бумага. После исчезновения раданитов торговля по Шёлковому пути заглохла, а из рациона европейцев на несколько столетий пропали восточные пряности»[17]

Примечания:

[1] И.Е.Забелин «История русской жизни с древнейших времён

[2] Википедия.Раданиты

 [3] Цит по Б.А.Рыбаков.Киевская Русь и русские княжества12 — 13вв.Наука.Москва.1982.с.335.

[4] Цит. По Б.А.Рыбаков.Киевская Русь и русские княжества 12 — 3вв.Наука.М.1982.с.343

[5] В.А.Захаров. «Тмутаракань и «Слово о полку Игореве». В сб.Слово о полку Игореве.Компл.исслед. М.Наука.1988.с.215.

[6] Б.Н.Заходер.Каспийский свод сведений о Восточной Европе.М.1962.

[7] Википедия.Фактории.

[8] Б.Н.Рыбаков.Киевская Русь и русские княжества.Наука.М 1982.с.298

[9] Л.Н.Гумилёв.Древняя Русь и Великая степь.Мысль.Москва.1989.с.9.

[10] Википедия.Варангефьорд.

[11]Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

[12] Город в Дунайской Руси

[13] Цит.по Б.Рыбаков.Ук.соч.с.180.

[14] Х.Ловмяньский

[15] Википедия

[16] Гараздо более подробней в моей книге «Радания-Русь.Упражнения в исторической логике».

[17] Раданиты.Википедия

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Аркадий Гайсинский: Евреи и варяги

  1. Этот текст выглядит примерно как попытка некоторых современных афроамериканцев доказать, что ими была основана египетская цивилизация, о чем в интернете даже есть популярный мем «WE WUZ KANGZ.» Вот это абсолютно один-в-один, только с нюансами, конечно. «Мы таки были и русскими!»

  2. Весьма правдоподобно и интересно. В связи с этим можно еще попытаться пролить свет на происхождение Змиевых Валов. Единственное, что обычно смущае непритязательного читателя это пвая мысль — ну вот, опять все от евреев))) Но ведь вы не нарочно)))

    1. Уважаемый Олег!
      А мы , давайте, не будем смущаться: не всё «от евреев», но многое и существенное.

Добавить комментарий для Олег Кац Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.