Начал смотреть «Белый тигр» не без вопроса: где я и где индийское кино? Но уже спустя пару минут вопрос исчез. Темпераментная режиссура Бахрани вела за собой. Это раз. Нетуристическая Индия, показанная в «Белом тигре», впечатляет. Это два. Причём, особо впечатлительные, я уверен, будут отводить глаза от экрана. И, конечно же, актеры. Не известные мне прежде, а посему особенно интересные.
Кинорецепт от Бориса Бермана «БЕЛЫЙ ТИГР» (“The White Tiger”»)
Борис Берман
Смотрю потихоньку номинантов Оскара. Кое-что видел прежде и даже писал здесь. Кое о чем и писать не хочется (знаю, что, если это расхваленный фильм, то, скажи я слово поперёк, заработает вентилятор известно с чем).
Короче: фильм «БЕЛЫЙ ТИГР» ( “The White Tiger”, Индия/США, показывает Netflix) числится в списке номинантов за «лучший адаптированный сценарий». В основе картины одноимённый роман 47-летнего индийского писателя Аравинда Адиги, удостоенный Букеровской премии в 2008 году.
Действие фильма происходит в 2010 году.
Это история Балрама, юноши из низшей касты, мечтавшего стать слугой, а точнее шофёром, у кого-нибудь из богачей, принадлежащих к высшей касте.
Мечта сбылась.
Но постепенно выясняется, что Белый Тигр ( так назвали Балрама ещё в детстве — за пытливый ум и незаурядные способности к учебе) начинает задумываться над тем, почему и, главное, как — богатые богатеют. Балрам возит своего хозяина (интеллигентного, приятного в общении Ашока, который учился в Америке и всячески дистанцируется от диких нравов своих родственников) по разным правительственным учреждениям. В руках у хозяина красная кожаная сумка, в ней деньги, много денег. Это взятки, их Ашок даёт чиновникам, а взамен получает преференции для своего бизнеса.
Чаще всего молчаливый шофёр Балрам видит, как содержимое красной сумки переходит в руки тех, кто окружает некую даму, которая зовётся «Самой большой социалисткой»; эта женщина, как гласят ее предвыборные плакаты, борется с эксплуататорами за права обездоленных…
Словом, Балрам приходит к тому, что зовётся экспроприацией экспроприированного.
А путь за обладание красной сумкой не обойдётся без крови.
Если вы видели фильм «Паразиты», у вас — судя по моему описанию «Белого тигра» — может создаться ощущение, что это индийский парафраз на темы южнокорейской картины.
Но это не так.
Во-первых, «Паразиты» пронизаны иронией (пусть горькой, но — иронией). В «Белом тигре» всё серьезно; не угрюмо, не назидательно, но — серьезно.
Во-вторых, богатые в «Паразитах» показаны с нескрываемым состраданием (что до некоторой степени и обьясняет феноменальный успех фильма Пон Джун-хо: в кино ходят не бедные, а богатые, они узнаЮт себя в обманутых героях картины). Авторы «Белого тигра» лишили богатых сострадания: это алчные и грубые существа; пусть они и обитают в роскошных современных домах, их дремучие нравы не могут не вызвать омерзения. И даже Ашок, воспитанный в традициях американских университетов и поначалу просивший Балрама не относится к нему, как к хозяину, со временем становится почти таким же, как его отец и старший брат…
Но при всей такой черно-белой детерминированности я бы не сказал, что «Белый тигр» — это прокламация.
46-летний режиссёр и сценарист Рамин Бахрани излагает историю с той мерой психологизма, которая прокламации не свойственна. Он подробно, не обходя острых углов, исследует характер главного героя, его путь от нищеты — не скажу, что к богатству, но — к финансовой обеспеченности. Он показывает, что обретает герой, и какую цену ему приходится платить за эти обретения…
Я уже сказал, что «Белый тигр» номинирован на Оскар за лучший адаптированный сценарий. Но будь моя воля, я бы номинировал за лучшую мужскую роль 26-летнего Адарша Гурава. Прекрасный актёр. Он играет своего Балрама, его трагическую, в сущности, эволюцию — с дерзкой отвагой; в его игре постоянные переходы от одного настроения к другому. И за всеми этими метаморфозами необычайно интересно смотреть.
Балрам — это Башмачкин, превратившийся на наших глазах в Раскольникова.
Начал смотреть «Белый тигр» не без вопроса: где я и где индийское кино? Но уже спустя пару минут вопрос исчез. Темпераментная режиссура Бахрани вела за собой. Это раз.
Нетуристическая Индия, показанная в «Белом тигре», впечатляет. Это два. Причём, особо впечатлительные, я уверен, будут отводить глаза от экрана.
И, конечно же, актеры. Не известные мне прежде, а посему особенно интересные.
Хотелось чего-то нового, не замыленного. И «Белый тигр» дал такую возможность.