Да, во многих текстах о «Титане», прочитанных мною уже после просмотра (и вам советую не читать рецензий ДО: они изобилуют спойлерами, лишающими удовольствия от этой захватывающей сказки) авторы осуждают режиссёра за «смакование жестокости» и упрекают во вторичности, поминая при этом фильмы Кроненберга… Я, признаться, Кроненберга не вспомнил ни разу. Всплыли два других имени, и я назову их для того лишь, чтоб вы понимали, чего вам ждать.
Кинорецепт от Бориса Бермана
Два фильма
Борис Берман
Вынужден признаться: я слеп и бездушен; в фильме Леоса Каракса «Аннетт» не увидел и не почувствовал ничего такого, что заставило многих моих коллег говорить об этой картине, как о шедевре.
Кино удручающей скуки.
Ребус, который и разгадывать нет никакой охоты. Зло должно быть (иначе сюжет не клеится). Точка. И оно должно быть наказано. Точка.
Если вам сказали, что это мюзикл, вас ввели в заблуждение. Просто в фильме постоянно, как в опере, поют. Герой Адама Драйвера поёт даже тогда, когда делает куннилингус героине Марион Котийяр. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что в некоторые краткие моменты этого эпизода вокал прерывается: идёт музыкальный проигрыш. Зато Марион Котийяр поёт и тогда, когда писает в клозете. Ну, прямо как Бабичев в «Зависти» Олеши.
В общем, всё это было бы смешно, если б не было так тоскливо.
Ну, а если вы всё же решите составить собственное мнение об «Аннетт», как честный человек обязан предупредить: вам предстоит испытание длиною в 2 часа 21 минуту.
Я выдержал. Но с большим трудом.
Посмотрел «Титан», удостоенный в этом году «Золотой пальмовой ветви» в Канне.
Это, на мой взгляд, выдающееся кино.
Давно я не испытывал такого вовлечения в кинематографическое действо, такого — не побоюсь этого слова — наслаждения от мастерства режиссуры.
Почему я притормозил перед словом «наслаждение»? Да потому что сюжет о молодой женщине, которой в детстве (после автомобильной аварии) вживили в голову титановую пластину, — этот сюжет от эпизода к эпизоду становится не только притягательнее, но и страшнее.
Какое уж тут наслаждение?
И было несколько моментов, когда я говорил себе: это ж кино, старина, чего бояться? Не закрывай глаза, смотри на экран…
И я смотрел. И наслаждался — тем, с какой безукоризненной точностью 37-летняя Жюлия Дюкурно складывает на экране свою историю.
Историю о разрушении стереотипов. О жестокости как о способе защитить себя в этом мире. О поиске любви наконец. И о ее обретении.
Да, во многих текстах о «Титане», прочитанных мною уже после просмотра (и вам советую не читать рецензий ДО: они изобилуют спойлерами, лишающими удовольствия от этой захватывающей сказки) авторы осуждают режиссёра за «смакование жестокости» и упрекают во вторичности, поминая при этом фильмы Кроненберга… Я, признаться, Кроненберга не вспомнил ни разу. Всплыли два других имени, и я назову их для того лишь, чтоб вы понимали, чего вам ждать.
В «Титане» есть лихость Тарантино и простодушие Альмодовара.
Хотя (не исключаю) услышь это сама Дюкурно, она бы рассмеялась мне в лицо либо пригрозила какой-нибудь изощренной местью из арсенала своей героини.
Резюме. Этот фильм не для вас, если:
а) вы ждёте от кино исключительно развлечения;
б) вы очень впечатлительны, и у вас слабые нервы;
в) вас вводят в краску сексуальные девиации;
г) вам необходима мораль/вывод/, начертанная на лбу героини крупными буквами.
Ну, а если вам хочется интересного кино, «Титан» вас ждёт. Билеты продаются.
- PS. На сеансе в Авиапарке в зале было 6 человек. На сороковой примерно минуте двое зрителей покинули просмотр.
Словом, есть шанс оказаться в числе избранных.
Шутка.