Итак, пророк проводит чёткое разграничение между произволом и капризами индивидов и железной закономерностью исторических процессов. Отдельный индивид не в состоянии изменить предначертаний Всевышнего, что бы он ни вытворял. Эта идея, в бесчисленном множестве сменявших друг друга риторических обличий, становится одним из центральных лейтмотивов историософской мысли на последующие два с половиной тысячелетия, и мы, выходцы из СССР, имели несчастье очень близко с ней познакомиться в её позднейшем изводе.
Афтара Субботы Пара
(Йехэзкэл 36:16-38) (Недельный раздел Шемини)
Михаил Ривкин
За некоторое время до наступления Пэсаха мы читает во всех синагогах четыре особых афторы, связанных, так или иначе, с эти праздником. Вот третья из них, Афтара Пара.
В этом пророчестве мировоззрение пророка Йехэзкэла, первую очередь — его этическое мировоззрение, выражено полно и ясно. Даже после того, как был разрушен Храм и соплеменники пророка были изгнаны, мы не встречаем в словах Йехэзкэла ожидаемых ноток жалости и милосердия к несчастному и отвергнутому народу. Пророк не желает отступать ни на волосок от раз навсегда установленного им абсолютного этического эталона. Изгнанный народ, осквернённый народ, который понёс суровое наказание, и впредь не вправе поступать, как ему угодно. Йехэкэл видел, что вавилонские изгнанники нисколько не исправились, не отвратились от скверны, и что они продолжают грешить точно так же, как грешили и их предки. И в первую очередь возмущён Йехэзкэл осквернением Имени, которое они сплошь и рядом совершают публично и всенародно. И эту, новую в ту пору нравственную ценность, запрет осквернения Имени, пророк настойчиво подчёркивает, выделяет и заостряет, обращаясь к соплеменникам:
Сын человеческий (бен ‘адам)! Дом Йисраэйля, обитавшие в земле своей, осквернили ее путем своим и деяниями своими, — как нечистота нидды (женщины в нечистоте ее), был путь их предо Мной, И излил Я гнев Свой на них за ту кровь, что пролили они на эту землю, и (за то, что) деяниями своими осквернили ее. И разбросал Я их среди народов, и рассеяны были они среди стран; по пути их и по деяниям их Я осудил их. И пришли они к народам, к которым пришли они (изгнаны были), и оскверняли имя святое Мое, (ибо) говорили о них: «Народ Г-сподень они, и из земли Его вышли!» (Йехэзкэл 36:17-20)
«самообозначением бен ‘адам Йехезкеэл выражал сущностное двуединство своего осмысления себя как пророка, который, с одной стороны, как «сын человека» остается человеком, совершающим чисто человеческие действия: «И ты, сын человека, возьми острый нож, бритву брадобрея, возьми и води ею по голове твоей и по бороде твоей» (5:1), а с другой стороны, наделен особой приобщенностью к Богу, что доказывают такие слова: «И сказал Он мне: сын человека, все слова Мои, что Я скажу тебе, прими сердцем своим и услышь слухом своим» (3:10)»[i]
И в этом особом качестве приобщённости, близости, проникновения в замысел Всевышнего пророк стремится понять, как же будут развиваться события в дальнейшем, какие исторические тенденции Всевышний будет поощрять и стимулировать, а какие — тормозить и сдерживать, какова внутренняя логика Творца, та логика, которая определит судьбы народов на века вперёд:
Посему скажи дому Йисраэйля: тaк сказал Г-сподь Б-г: не ради вас свершаю (это), дом Йисраэйля, но ради имени святого Моего, которое осквернили вы среди народов, к которым пришли. (36:22)
Хотя Всевышний действует исключительно «ради имени святого Моего», хотя судьба отвергнутых изгнанников не является главным предметом Его забот, результат получается очень даже неплохим для этих самых изгнанников: они, рано или поздно, будут собраны воедино, более того, их душевный склад, их «сердце», т.е. их моральные представления, кардинально изменятся:
И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей; и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас. И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти. И дух Мой Я вложу в вас; и сделаю, что законам Моим следовать будете и уставы Мои соблюдать будете и поступать по ним. И поселитесь на земле, которую дал Я отцам вашим; и будете Мне народом, и Я буду вам Б-гом (Йехэзкэл 36:24-28)
Читая эти слова, мы сразу вспоминаем, что пророк Йирмейа высказывал уже похожие идеи, более того, выражал их с помощью сходного образного строя, изображая сущностный внутренний сдвиг.
А такой союз, какой заключу Я с домом Йисраэйлевым после тех дней: — сказал Г-сподь, — вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Б-гом, а они будут Мне народом. И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый — брата своего, говоря: «познайте Г-спода», ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, — сказал Г-сподь, — потому что прощу Я вину их я не буду больше помнить греха их. (Йирмейа 31:32-33)
Но эта идея выражена у того и другого пророка как часть общего мировоззрения, и потому, при всей внешней риторической близости, Йирмейа и Йехэзкэл говорят, на самом деле, о разном и по-разному. На это обратил внимание современный исследователь Йехезкэла рав Амнон Базак:
«Йирмейа говорит о том, что Г-сподь глубоко запечатлеет Тору в сердцах дома Израиля, до такой степени глубоко, что не будет нужды учить друг друга, ибо все «будут знать Меня». Йехэзкэд описывает куда более радикальные изменения: кажется, что сама возможность свободного выбора будет начисто изъята из сердец Сынов Израиля.
Этот феномен принудительного раскаяния не может не вызвать удивления. \…\ Налицо чёткое разграничение между отдельными людьми и нардом. Отдельным людям навеки гарантирована возможность по своему усмотрению, и тем самым влиять на свою судьбу. Но судьбы народа целиком в руце Г-спода, а раз так, то и принудительное раскаяние в конце концов неизбежно»[ii]
Итак, пророк проводит чёткое разграничение между произволом и капризами индивидов и железной закономерностью исторических процессов. Отдельный индивид не в состоянии изменить предначертаний Всевышнего, что бы он ни вытворял. Эта идея, в бесчисленном множестве сменявших друг друга риторических обличий, становится одним из центральных лейтмотивов историософской мысли на последующие два с половиной тысячелетия, и мы, выходцы из СССР, имели несчастье очень близко с ней познакомиться в её позднейшем изводе.
Примечания:
[i] [i] И. П. Вейнберг Введение в ТАНАХ Пророки Гешарим Иерусалим 5765 Мосты культуры М 2005 стр. 84
[ii]418-419 אמנון בזק יחזקאל הנביא שהיה בן אדםירושלים 2021 עמ’