Я вспоминаю, что мой тесть, Пётр Ефимович Герберт, весьма разумный человек, окончивший в 1932 году Жмеринский химический техникум по специальности механик-химик-технолог и работавший в конце 1960-х годов начальником строительного треста в Дзержинске, будучи членом партии, обосновывал мне, почему нельзя построить коммунизм на примере моего сына, когда ему было года два: «Видишь, Яша, его ведь никто не учил, а он тянет к себе игрушку и говорит: моя».
О русофилах и русофобах
Яков Шульман
Недавно ещё раз убедился в справедливости слов Федора Ивановича Тютчева (1803—1873):
«Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,—…» (27 февраля 1869 года, Петербург).
4 апреля 2022 года слушал на «Радио России» передачу, которую вёл Дмитрий Кононыхин. Он по будням проводит просветительские передачи на различные темы, приглашая высококвалифицированных экспертов. Передача называлась: «О русофилах и русофобах», а экспертом была доктор исторических наук, профессор Московского государственного педагогического университета (ранее МГПИ), фамилию, имя и отчество которой я не запомнил.
Она отвечала на вопросы Дмитрия Кононыхина об отношениях Запада и России. В передаче почему-то разговор, в основном, шёл о русофобах. Эксперт говорила о том, что отношения Запада к России менялось в различные времена. Вспомнила о французской королеве, Анне, дочери Ярослава Мудрого. Напомнила о том, что после смерти Петра Первого было опубликовано якобы его политическое завещание, в котором он призывал к расширению пределов Российской империи. Это вызвало негативное отношение к России на Западе. Она сказала, что сейчас доказано, что это завещание—подделка, но не сказала, чьих рук это дело.
На мой взгляд, это естественно, что отношения между странами меняются в различные времена. Ведь и отношения между людьми меняются со временем и, как говорили мудрые люди: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Перемены часто связаны с объективными причинами.
В своём рассказе она упомянула о негативных отношениях к России на Западе (в частности, в Западной Европе) в 1831, 1853—1854 и 1863 годах, в периоды восстания в Польше, Крымской войны и повторного восстания в Польше соответственно.
Много внимания было уделено Франции. Я узнал о французском историке и публицисте Жюле Мишле (1798—1874). Вспоминала и о книге, о России, маркиза де Кюстина. Говорила о том, что, в связи с польскими восстаниями, Мишле сделал несколько негативных публикаций о России и русских людях. Он писал о русских «как скотах-варварах, недостойных общения с европейскими народами».
Если я правильно понял из передачи то, по мнению Мишле, тремя основными причинами, препятствующими развитию русского народа в то время являлись: самодержавие, православие и крепостное право. Думаю, что это весьма разумное мнение.
После передачи решил посмотреть в Википедии, что написано о Жюле Мишле. Оказалось, что в 1871 году он писал о России как об «азиатской стране, чистота крови которой была подпорчена немецкой бюрократией». Узнал, что в 1965 году в Москве была издана его книга «Народ». Прочитав о чём была, изданная в 1848 году во Франции, его книга “Le Peuple”, я был крайне удивлён и подумал: с какими же купюрами была издана эта книга на русском языке в Советском Союзе.
В книге “Le Peuple” он выступал решительным противником социализма. По мнению Мишле, социализм желает уничтожения частной собственности, а жизненный и нравственный идеалы народа, то есть крестьянства, является обладание частной собственностью, своим куском, своим полем.
В праве на частную собственность Жюль Мишле был солидарен с английским философом Джоном Локком (1632—1704). Приведу три высказывания Джона Локка, помогающие, в какой-то мере понять его взгляды:
- «Люди, живущие вместе в соответствии с разумом, без обычного превосходства одних над другими и с правом судить друг друга, и представляют собою, собственно, естественное состояние».
- «Для того, чтобы понять право политической власти и установить её происхождение, мы должны рассмотреть такое состояние для людей естественно, то есть состояние абсолютной свободы, чтобы направлять свои действия и распоряжаться своей собственностью и личностью по своему усмотрению в рамках естественного закона, не спрашивая разрешения и не завися от чьей-либо воли».
- «Главной и основной целью людей, объединяющихся в государстве и подчиняющих себя власти правительства, является сохранение своей собственности, чему в естественном состоянии недостаёт многого».
Во втором из «Двух трактатов о правлении» Джон Локк излагал в общих чертах теорию естественных прав. Он утверждал, что у человека имеются три естественных права: право на жизнь, право на свободу и право на собственность.
В своей книге «Философия. Руководство для начинающих» Дженни Тейчман и Кэтрин Эванс (перевод с английского издан в Москве издательством «Весь Мир» в 1998 году) пишут, что Томас Джефферсон заменил третье естественное право по Джону Локку в Декларации независимости США, принятой 4 июля 1776 года, правом на счастье. В Декларации, принятой единогласно Вторым Континентальным конгрессом в Филадельфии, штат Пенсильвания, британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании.
Эксперт также говорила, что французский писатель Виктор Гюго (1802—1885) [писатель и драматург, политический и общественный деятель Франции, сенатор Франции, автор широко известных романов: «Собор Парижской Богоматери» (впервые опубликован в 1831 году), «Отверженные» (впервые опубликован в 1862 году) и «Человек, который смеётся» (впервые опубликован в 1869 году)], весьма негативно относился к царской России. Прочитал также в Википедии, что в 1845 году Виктор Гюго получил звание пэра, а в 1846—1848 годах защищал в палате пэров интересы Польши. В Википедии он представлен как Виктор Мари Гюго.
На мой взгляд, такие передачи используются государством в пропагандистских целях, заставляя человека путать два понятия: отношение к государству и отношение к человеку. Каждый человек индивидуален, и судить по одному человеку по множеству людей невозможно. Также как религии, говоря о человеколюбии, каждая занимается разделением людей для сохранения своей паствы, также и государство, говоря в подконтрольных своих СМИ о «фобах» и «филах», занимается демагогией, отвлекая людей от более насущных проблем.
Напомню слова Петра Аркадьевича Столыпина (1862—1911): «Нельзя создать правовое государство, не имея независимого гражданина».
Я вспоминаю, что мой тесть, Пётр Ефимович Герберт, весьма разумный человек, окончивший в 1932 году Жмеринский химический техникум по специальности механик-химик-технолог и работавший в конце 1960-х годов начальником строительного треста в Дзержинске, будучи членом партии, обосновывал мне, почему нельзя построить коммунизм на примере моего сына, когда ему было года два: «Видишь, Яша, его ведь никто не учил, а он тянет к себе игрушку и говорит: моя».
Закончу это небольшое эссе словами римского императора Марка Аврелия Антонина (121—180): «Произвол порождает ненависть, бессовестность и лицемерие».
«Также как религии, говоря о человеколюбии, каждая занимается разделением людей для сохранения своей паствы, также и государство, говоря в подконтрольных своих СМИ о «фобах» и «филах», занимается демагогией, отвлекая людей от более насущных проблем».
:::::::::::
Для логической полноты картины автор, наверное, отказывается и о такой демагогии, «отвлекающей от более насущных проблем», как антисемитизм, равно и от таких понятий как «русофобия» и «юдофобия», годятся только франкофилы и англофилы…
Автор объяснит, конечно, как после разделов Польши именовались части, доставшиеся Пруссии и Австровенгрии?.. Император всероссийский именовался также «…король польский, великий князь финляндский» и т.д. — т.е. так у поляков именовалась их вотчина под управлением российского наместника… Затруднительными стали бесконечные свары между вельможными шляхтичами — и это, конечно, большое неудобство.