Представьте себе только: фашистские полчища рвутся к Москве, трудно под Ленинградом, впереди ещё вся война, а поэт видит, поэт предчувствует победу: «Вспомним, как на запад шли по Украине…» Да, такая песня людям была нужна, словно воздух. И нашёлся человек, который сделал эти стихи песней.
ПЕСНИ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ
Лев Сидоровский
Продолжение. Начало
«ВСПОМНЮ Я ПЕХОТУ, И РОДНУЮ РОТУ…»
КОГДА-ТО Илья Френкель выпустил сборник стихов, предисловие к которому написал Константин Симонов. Есть там, в частности, такие строки: «В годы войны, которую поэт от первого до последнего дня прошёл в рядах армии, не было такого фронта, на котором бы не пели песню Ильи Френкеля «Давай закурим». Я и сегодня, более чем через двадцать лет после войны, не могу без волнения слушать её замечательные слова, которые мог написать только человек, по-настоящему знающий, что такое война и что такое солдатская жизнь на войне…»
***
А О ТОМ, как родилась эта песня, рассказал мне мой старший и многолетний друг, писатель, поэт, знаменитый фельетонист времён «оттепели» Леонид Лиходеев, который тогда, в октябре сорок первого, работал в Каменске, в редакции газеты Южного фронта «Во славу Родины». Рядом с ним были Илья Френкель, Владимир Поляков (будущий главный автор программ Аркадия Райкина), Борис Горбатов… Странная, непутёвая в тот год стояла зима на Южном фронте — то мороз с жуткой метелью, то оттепель с грязью по колено… В одну из таких ночей Френкель разбудил Полякова: «Ну-ка послушай, старик…» И начал читать:
«Тёплый ветер дует. Развезло дороги.
И на Южном фронте оттепель опять.
Тает снег в Ростове, тает в Таганроге…
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…»
«Илюша, друг, это же изумительно!» — Поляков крепко обнял автора. На шум собрались все газетчики. Виновник ночного переполоха вытащил из-под кровати двухрядку, подал текст песни Полякову и заиграл…
«Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить.
Вспомню я пехоту, и родную роту,
И тебя — за то, что ты дал мне закурить.
Давай закурим, товарищ, по одной,
Давай закурим, товарищ мой!..»
Утро наступило незаметно. В секретариате редакции, в типографии, в столовой многие уже напевали:
«Давай закурим, товарищ, по одной,
Давай закурим, товарищ мой…»
Причём пели совсем не тот мотив, который известен сейчас. Мелодия вообще как-то постоянно изменялась, но исполнителей и слушателей это мало смущало. А слова нравились всем — наверное, потому что в них звучала сокровенная мечта:
«А когда фашистов не будет и в помине,
И к своим любимым мы придём опять…
Вспомним, как на запад шли по Украине…
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать!..»
Представьте себе только: фашистские полчища рвутся к Москве, трудно под Ленинградом, впереди ещё вся война, а поэт видит, поэт предчувствует победу: «Вспомним, как на запад шли по Украине…» Да, такая песня людям была нужна, словно воздух. И нашёлся человек, который сделал эти стихи песней.
Когда в политотделе 18-й армии их показали Модесту Табачникову, композитор сразу же сел за пианино. Он спешил написать музыку, как спешат доставить артиллеристам снаряды, зная, что они на исходе…
Наутро в политотделе армии состоялось прослушивание новорожденной песни. Все сидели, как завороженные: для каждого в ней было что-то очень родное… «Нас опять Одесса встретит как хозяев, звёзды Черноморья будут нам сиять…» — эти строчки Табачников пропел с закрытыми глазами: он родился и жил в Одессе, в несравненной Одессе, где сейчас хозяйничали гитлеровские бандиты. Он учился в Одесской консерватории, участвовал в обороне города и пережил горечь расставания с ним… И когда замер последний аккорд, кто-то чуть слышно отозвался:
«Давай закурим, товарищ по одной,
Давай закурим, товарищ мой…»
И полетела песня — к пехотинцам и артиллеристам, к танкистам и кавалеристам, к морякам и лётчикам… А в концерте на сцене каменского Дома культуры первым «Давай закурим» исполнил солист ансамбля Южного фронта Аркадий Воронцов. Когда же Табачникову представился случай на день приехать в Москву, он разыскал Клавдию Ивановну Шульженко и подарил… эту песню.
«Нас опять Одесса встретит как хозяев,
Звёзды Черноморья будут нам сиять.
Славную Каховку, город Николаев,
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…»
Она все годы была в репертуаре певицы. Но ещё важнее, что негромкая эта песня надёжно сохранилась в сердцах тех, кто потом, в сорок третьем, действительно, «на запад шёл по Украине», кто освобождал и «славную Каховку», и «город Николаев», кого встретила, как хозяев, Одесса… На многотрудных дорогах войны сумели люди сберечь песню, и сегодня снова напоминает нам её милый мотив «об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах», обо всём том, о чём забывать мы права не имеем…
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Песни хорошие, а люди, скажем, … не всегда и поэтому:
Недолго по сердцам ютилась,
Чего-то от людей ждала —
Но в душах места не хватило,
И в песни Доброта ушла…
Konstantin:
23.05.2022 в 12:44 «Бесконечные потоки лжи о той войне и бесконечная мерзость и преступность этой войны, сделали слова этих песен никчёмным мусором.»(конец цитаты).
Лихо! А у ветеранов Второй мировой Вы решили не спрашивать?
Или они тоже для Вас «никчемный мусор»?
Кстати, — вопрос достаточно серьезный в свете модных ныне тенденций отмены всего и вся.
Можно ( а главное — стоит ли? ) отменять объективные исторические факты (и их свидетельства в виде произведений культуры) в угоду субъективным сиюминутным хотелкам пусть даже и выдающихся (на нынешний момент полит-личностей)?
М.б. оставить свершившуюся историю (как результат) в покое, а творящуюся политику (процесс) в её бесконечных (в т.ч. и явно перверсивных проявлениях) отдать на откуп политикам (в т.ч. и явно перверсивным)?
Я лично уверен — не стоит «копать отсюда и до обеда», смешивая процессы с результатами.
В конце концов — история всё поставит на свое место.
Автору статьи — спасибо за память и интересное изложение неизвестных исторических фактов.
Такие вот шутки шутит история — все повторяется, но наизнанку.
«Представьте себе только: фашистские полчища рвутся к Москве…»
Представьте себе только: рашистские полчища рвутся к Киеву
Лев Сидоровский Вы с какой планеты сами то будите ?
После Бучи и Гостомеля, после гниющих трупов в Мариуполе, бомбардировок Харькова и Одессы кому сегодня нужен этот лубок советского разлива?
это мёртвые песни мёртвого мира !
«Представьте себе только: фашистские полчища рвутся к Москве»
Представьте себе только: рашистские полчища рвутся к Киеву
————————————————————————————————————
Товарищ Сидоровский Вы с какой планеты будите? подумайте как сегодня это звучит :
«Вспомним, как на запад шли по Украине…»
«Нас опять Одесса встретит как хозяев, звёзды Черноморья будут нам сиять…»
после Бучи и Гaстомеля, после ракетами по Одессе, после стёртого Мариуполя и бoмбёжке мариупольских детей эти песенки мертвы, как и их создатели.
Бесконечные потоки лжи о той войне и бесконечная мерзость и преступность этой войны, сделали слова этих песен никчёмным мусором.