Лев Сидоровский: ПЕСНИ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ

Loading

Вот такая получилась схема: во вторую строфу вставля­лась строка о вступлении в Брянск, в третью — в Гомель, а кончались стихи строфой про Минскую улицу, про то, что впе­реди дорога на Минск. Очень, в общем, немудрёный текст…

ПЕСНИ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ

Лев Сидоровский

Продолжение. Начало

 Глава 16-я  

«БРЯНСКАЯ УЛИЦА НА ЗАПАД НАС ВЕДЁТ…»

РОЖДЕНИЕ этой песни удивительно: сам автор, поэт Евге­ний Долматовский как-то на страницах журнала «Вопросы лите­ратуры» признался, что некоторые строки тут непосредственно автору и не принадлежат…

Представь себе, дорогой читатель, маленький городок, одну из окраинных его улочек. Если, к примеру, улочка назы­вается Рязанской, то она наверняка выводит на шоссе, стремя­щееся к Рязани. И никогда ведь не поименуют улицу Киевской, если она расположена поперек киевского направления. Впрочем, в больших городах — то же самое: например, наш Московский прос­пект выводит жителей Питера на дорогу к столице, и открыва­ется с той стороны Москва проспектом Ленинградским…

Так вот, вспоминал Долматовский, когда после Курской битвы наши войска стали стремительно продвигаться на запад, названия улиц, по которым они проходили, покидая освобождённые города, вдруг становились символическими, указующими, призы­вающими. И вот уже какая-нибудь не мощёная и совсем не широ­кая Глуховская улица в маленьком районном городке нацеливала наступающие войска на освобождение города Глухова, неожидан­но сливаясь с приказом высшего командования, со строками призывов фронтовой газеты.

Фронт, к которому был приписан поэт, к осени сорок третьего стал довольно широк: левым крылом охватывал Украи­ну, правым — Белоруссию. Стремительно менялись города, а с ними — указующие улицы. В освобождённом Гомеле ноябрьским днем Долматовский написал стихотворение «Улицы-дороги»:

«С боем взяли мы Орёл,
Город весь прошли,
Улицы последней
Название нашли:

Брянская улица на запад нас ведёт,
Значит — в Брянск дорога,
Значит — в Брянск дорога.
Вперёд!..»

Вот такая получилась схема: во вторую строфу вставля­лась строка о вступлении в Брянск, в третью — в Гомель, а кончались стихи строфой про Минскую улицу, про то, что впе­реди дорога на Минск. Очень, в общем, немудрёный текст…

Напечатав его во фронтовой газете «Красная Армия», по­эт, к великой своей радости, уже через несколько дней узнал, что «песня-схема» «взята на вооружение». В соответствии с предполагавшимся путём того или иного полка либо дивизии и отталкиваясь от названий улиц, которые выводили бойцов на запад из очередного освобождённого города, запевалы сами придумывали марш-речитатив и довольно лихо под него вышаги­вали. Сколько там упоминалось улиц!..

Но мелодии точной не было. Тогда Долматовский отправил стихи в Москву, верному своему другу Марку Фрадкину. Ответа от композитора сразу не последовало. И вдруг спустя время, пожалуй, целый год прошёл, поэт слышит по радио голос Леонида Утёсо­ва, исполняющего песню на слова вроде бы его, но не совсем. И название новое — «Дорога на Берлин»:

«С боем взяли мы Орёл,
Город весь прошли
И последней улицы название прочли.
А название такое,

Право слово, боевое:
Брянская улица по городу идёт, –
Значит, нам туда дорога,
Значит, нам туда дорога,
Брянская улица на запад нас ведёт!..»
 

Да, текст песни несколько видоизменился, поскольку со­ответствовал последним сводкам Совинформбюро. Ещё появилась некая скороговорка: «А название такое, право слово, боевое». А в самом конце Леонид Осипович уже безо всякого аккомпане­мента зычно призывал: «На Берлин!»

 А вот что рассказывал об этом сам Леонид Осипович:

 — Песню «Улицы-дороги» я пел с большим удовольствием, она всегда имела успех. Одна беда: скоро стала стареть. Ведь кончалась призывом: «Вперёд, на Минск!» А в июле 1944-го столица советской Белоруссии была уже освобождена. Советские воины шли дальше, на запад. И я стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшава и так далее, а заканчивал словами — «На Берлин!». Песня снова стала злободневной. Думаю, что автор на меня за это не обиделся…

 Так песня, рождённая на фронте и уже чуть подзабытая, прилетев по радио из Москвы, вновь стала среди солдат очень популярной, — что называется, по второму разу.

Долматовский признавался: «Я всегда тяжело переживаю, если в мою песню кем-либо и пусть с самыми лучшими намерени­ями добавляется хоть полсловечка. Но с «Дорогой на Берлин» я ничего не мог поделать: Московское радио, Фрадкин, Утёсов были далеко, и всё-таки появилась первая песня с указанием конечной цели нашего похода…»

Правда, в одном куплете Утёсов чёткую схему песни нарушил:

 «С боем взяли мы Варшаву,
  Город весь прошли –
Улиц не нашли…»

Потому что не уничтоженных полностью гитлеровцами улиц в мятежной, гордой Варшаве, действительно, уже не было: одни руины…

Да, песня звала нашего солдата в фашистское логово. И он вошёл туда. И поднял над рейхстагом Знамя Победы!

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Лев Сидоровский: ПЕСНИ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ

  1. Уважаемый Автор!
    Вы делаете замечательное дело. Есть такое понятие Культура. Она включает в себя музыкальную её составляющую, поэтическую, историческую…
    А есть понятие обозначенное словом бескультурье. Примечательны три первые буквы в нем….
    «Не обращайте вниманья, Маэстро, не убирайте ладони со лба….»
    Булат Шалвович Окуджава…

    1. Вы говорите только от своего имени. На самом деле — автор — высокий профессионал своего дела, а все его тексты замечательны.

Добавить комментарий для Е.Л. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.