Феликс Аранович: ОДНАЖДЫ В ПРОСТРАНСТВЕ

 239 total views (from 2022/01/01),  4 views today

Прошло ещё несколько десятков лет и недовольный чем-то Навуходоносор снова вводит свои войска в Иерусалим, и 2587 лет тому назад до основания разрушает Храм, а священников и городскую знать угоняет в плен в Вавилон.

ОДНАЖДЫ В ПРОСТРАНСТВЕ

Исторически-футуристическая повесть[1]

Феликс Аранович

Продолжение. Начало

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, начало длинного вечера

Эпоха Голоцен, конец бронзового века / железный век

Ближний и Средний Восток

Дух Яхве

Рассказ о вере иудеев мы могли бы начать со времени 2500-2600 лет тому назад, когда было записано свидетельство Моисеево — его Пятикнижие.

Но мы начнем его снова с напоминания о событиях времен более 6 тыс. лет тому назад, с напоминания о том, что в Месопотамии было тогда два культурных царства — Шумерское с городом Ур и Аккадское с городом Вавилон. Оба царства в период 4.4-4.3 т. лет тому назад были объединены в королевстве, управляемом из Аккада, с населением, большую часть которого составляли аккадцы — древние семиты, говорившие и писавшие на древнесемитском языке. На этом языке ими была записана на глиняных табличках и история творения мира, и история творения человека, и история потопа… Так ведь эти же события подобным же образом описаны и в свидетельстве Моисеева!? — Да! — Только и не хватает в вере у иудеев из Месопотамии Египетского плена и Исхода!

О Египте, о рабстве и об Исходе речь нужно начать издалека.

Начнём с того, что, говоря о населении Аккадского царства, мы определяли аккадцев как «древних семитов».

Однако, лишь несколько столетий спустя после времён Аккадского королевства произошли события, связанные с каким-то другим древнесемитским народом из тех же мест, который был неизвестен, пока не появился в Египте, (или тем же самым народом, только названным египтянами по-своему — «Гиксосами»?). Так или иначе, будем называть их Гиксосами, пока пользуемся данными о них, полученными от египетских историков.

В Египет они пришли завоевателями из Ханаана около 3,8 тыс. лет тому назад, быстро овладели территорией на северо-восточном берегу Нила от дельты до его средней части и 3782 года тому назад установили там царство со столицей в городе Аварис.

Они царствовали там около 100 лет, после чего были изгнаны восставшими египтянами.

Вообще, у евреев и египтян ещё с до фараоновских времён сложились тесные отношения без взаимных симпатий. Долгое время в основе их было деловое сотрудничество. Да и постоянное переселение на эти земли было частым явлением. Ханаанян привлекал Нил — он был великолепной торговой магистралью, а его дельта — плодородной кормилицей. Однако, восточные соседи оплатили своё частое присутствие в этих землях значительным культурным следом. Крупнейший Египетский археолог, потративший всю жизнь на изучение египетского настенного наследия, Генри Бристед, сказал даже: «Семиты сыграли критическую роль в формировании Египтян как цивилизации». (Примеры заимствований включают в себя новые методы в обработке бронзы и керамики, новые музыкальные инструменты, новые виды животных и сельскохозяйственных культур, а в военном деле — колесницы, шлемы, составные луки.)

Да, мы знаем много фактов и легенд об успехах семитов в Египте.

Теперь поищем факты рабства.

Да, от египетских историков мы знаем, что 1-й фараон 18-й династии Яхмос во время восстания против Гиксосов разрушил их столицу в Египте — город Аварис, обратил в рабство весь её народ, а Гиксосов погнал дальше до южных районов Ханаана и взял в плен и увел к себе в рабство много и Гиксосов, и Ханаанян.

Настенные рисунки так же запечатлели использование рабочих на тяжелых работах. (Но не на строительстве пирамид! Ученые пришли к выводу, что строители на этих рисунках — не рабы.)

Открыв здесь Пятикнижие, допустим, что среди египетских рабов из Ханаана оказались и потомки семейства Иакова, которых Иосиф в пору своего величия поместил на постоянное жительство в земле Гесем. Земля эта на севере от Авариса была как-раз на пути армии египтян, победоносно шествующих на Ханаан. А египтяне обращали в рабов всех с отвоёванных земель.

На волне недовольства египтян чужеземцами указом нового фараона Рамсеса 2-го порабощённым женщинам рожать было запрещено…

В таких условиях родился Моисей и только чудом его жизнь была сохранена. А когда он вырос, то собрал вокруг себя «около 600000 пеших мужчин, не считая детей» и под покровом ночи вывел их из Египта, но не прямо в Ханаан, а через Синайскую пустыню…

И вот там, в пустыне, когда был раскинут на отдых лагерь у подножия горы Синай, Бог Яхве явился голосом и, призвав Моисея подняться в гору, объявил ему для передачи народу свои обещания в обмен на принятие заветов и законов, которые Он провозгласил. Он велел Моисею сделать две каменные скрижали и собственным пальцем начертал на них 10 главных заповедей. С «сияющим лицом» и этими каменными скрижалями в руках спустился Моисей с горы, сделал себе памятный свиток о всём, что заповедал через него Бог и пересказал всё народу…

Но до исторической бумажной книги отсюда — ещё долгий путь. Её можно сделать только на своей земле. А свой очаг ещё только обещан…

Вот беглое описание пути к нему.

Обещанную землю, — землю Ханаанскую сначала нужно было ещё подчинить кровопролитными войнами с многочисленными племенами её населявшими. Потом, под властью царя Саула, нужно было создать с нуля саму государственность. Этот процесс завершил сменивший Саула царь Давид. Он завоевывает столицу иевусеев Иерусалим и торжественно переносит туда Ковчег Завета со скрижалями (он оставался их хранилищем и после смерти Моисея), где помещает его в специально предназначенную для него скинию и начинает подготовку к строительству первого Иерусалимского Храма. После себя Давид назначает царём своего сына Соломона, который около 930 г. до н.э. завершил строительство и перенёс в него и Ковчег Завета с каменными скрижалями и свитки Моисея, — так называемую «Книгу Закона».

К этому времени в первом еврейском государстве уже успел произойти идеологический раскол, который привёл к образованию двух государств, Северного и Южного. Храм оказался в Северном еврейском государстве, — Самарии. Там и, по всей видимости, тогда священники Храма уже начали работу над записями Закона.

Но если и были какие-то знаки этой работы, то громко они прозвучали только где-то между 2750 и 2722 годами тому назад, когда появился трубадур от закона, пронесенном евреями в золочёном сундуке на длинных шестах через пустыню и войну и привнесенном в эту землю. Имя этого трубадура — Пророк Осия.

Однако смысл пророчеств Осии, хоть книга его проповедей и вошла в будущую Библию, едва ли раскрывал тогда подробности самого Закона. Он только был гневным обвинением народу в том, что, уже поклявшись у подножия горы Синай молиться только Яхве, они теперь почти скатились в многобожество. Он обещал народу жестокую кару за грехи, но обещал также и милостивое прощение бога Яхве, которое народ добудет покаянием.

Наказание не замедлило наступить: Еврейское царство было завоёвано Ассирийским царём Навуходоносором, а Храм был сильно повреждён и разграблен. Однако, платя дань Ассирии, Иудея-Южное царство сохранило свою государственность, и в пору царствования потомка царя Давида — Иосии (не путать с пророком Осией!) в Храме начался ремонт. Во время этого ремонта некто Хелкия 2622 года тому назад обнаружил потерянную в хаосе разгромленного Храма «Книгу Закона». Он передал её Иосии и свиток записей Моисея станет вскоре главным источником для создания пятой книги Пятикнижия Моисеева — Второзакония.

Прошло ещё несколько десятков лет и недовольный чем-то Навуходоносор снова вводит свои войска в Иерусалим, и 2587 лет тому назад до основания разрушает Храм, а священников и городскую знать угоняет в плен в Вавилон.

Однако, группа храмовых мудрецов, в числе которых были и такие исторически реальные фигуры, как Иосия, Езра и Неемия, продолжали начатую в Иерусалимском храме работу по записи всего, что накопилось в памяти народа начиная с шумерских мифов, созданных 5500 лет тому назад, и продолжая продвигаться сквозь память поколений о странствиях выходцев из шумерского города Ур и «перешедших реку», сквозь странствия их через Ханаан в Египет, и испытавших там и успех, и рабство племя кочевников, получивших сначала закон и только потом обрётших территорию, чтобы наконец осесть на ней, — начали записывать всё это, пропуская бережно сохранённый материал через собственную мудрость и божественный дар.

А потом Персидский царь Кир Великий завоевал Вавилон и по его указу о возвращении 2539 лет тому назад («Манифест Кира») большая часть священников вернулась в Иерусалим.

Первыми из них были пророки Езра и Неемия. Они немедленно занялись восстановлением Храма, что было включено в тот же указ на удивление благородного (или дальновидного) царя Кира.

Тогда только Пятикнижие начало двигаться к своему завершению.

История этой главы была изложена мной с такими подробностями по той причине, что сам закон этот содержал невиданную до того по своей обширности описательно-историческую часть и потому, что эта историческая часть в нем неразрывно связана с самим законом.

А Закон был логичен и лёгок к исполнению и суть его была выпукло повторена в виде 10 главных заповедей.

Десять заповедей (Второзаконие. 5:6-21) —

  1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
  4. Соблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
  5. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

И ещё потому эта история была так подробно изложена, что она стала бетонным фундаментом двух других главных современных религий, подчинивших себе 32% населения Земли.

Но не сразу…

Через Иерусалим прокатывались завоеватели. После Вавилонян и Персов в 319 г. до н.э. пришли под руководством Александра Великого Греки. Под их владычеством он оставался, пока внутри Сирии шла внутренняя борьба. Эта борьба была прервана только тем, что возвысившийся Рим в 63 г. до н.э. ввёл Сирию в границы своей республики. Теперь земля Израиля стала вассалом Рима.

Рим тоже поступил с покорёнными демократично (или практично?): поставив над ними своих наместников — прокураторов, он заставил евреев платить дань, но оставил им их духовные структуры.

И быть бы иудаизму только внутренней религией евреев, которую они научились хранить в любых условиях и под любым господством, если бы ранее ею не заинтересовались греки. В 250 г. до н.э. они сделали очень глубокий перевод Пятикнижия, для которого привлекли 70 переводчиков. Перевод этот стал классическим, ибо, согласно легенде, его посчитали законченным только тогда, когда совпали переводы всех 70 толковников.

Но и этого оказалось бы недостаточно, если бы не ещё одно обстоятельство…

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, вечер

Эпоха Голоцен. Римский период

Ближний Восток

Яхве и Иисус

Первый шаг, который вывел еврейскую религию из статуса внутренней, не желая того сделали сами евреи.

Уже в самом Пятикнижии появился пророк Даниил, о котором ничего не известно и который своими пугающими предсказаниями предвосхитил будущие Евангельские Откровения Иоанна Богослова.

Далее, незадолго до того, как уже ослабевшая власть Ассирии, была ещё более подорвана еврейским восстанием Хасмонеев, где-то в первой четверти 2-го века до новой эры в Иудее возникла еретическая секта ессеев, насчитывающая около 4000 человек. Почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегая встречи с соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали из себя строго замкнутый орден. Они жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; других принимали в своё сообщество только после трёхлетнего испытания.

Очевидно, именно эта Кумранская община ессеев оставила о себе память в так называемых Свитках Мёртвого моря, или Кумранских рукописях.

Новым в их Законе был далеко не только обет безбрачия. Новым было и то, что, хотя свитки и содержат многочисленные копии вошедших в их Закон книг Библейского пророка Даниила, именно тема конца мира в его пророчествах оказалась им так близка, что они сделали на ней акцент и в других своих рукописях. Есть в этих рукописях и то, что совсем не соответствовало духу Второзакония: там борьба ангелов, борьба Сынов Света с Сынами Тьмы и, наконец, вместо данного Моисею обещания, что Он выберет из людей на Земле Проповедников, в уста которых вложит Свои слова, вместо этих обещаний, неоднократно повторённых во Второзаконии и подтверждённых включением в еврейскую Библию книги Пророков, — вместо этого — божественный приход мессии, который принесёт на Землю век совершенства и очищения…

Внутри ещё только готовящегося бумажного издания еврейского Закона сами евреи уже готовили создание к нему надстройки.

Предполагается, что Иоанн Креститель (Предтеча) был одним из ессейских проповедников.

Как свидетельствует Евангелист Иоанн Богослов, именно Иоанн Креститель крестил Иисуса в Иордане, ещё раньше предсказав его скорое рождение и роль создателя надстройки, сделавшей религию евреев универсальной: «…ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».

И действительно в царствование Ирода где-то между 4 г. до н.э. и 39 г. н.э. В Нижней Галилее, в захолустном городе Назарет в семье Иосифа и Марии родился мальчик Иешуа… — таково должно было бы быть начало истории происхождения Христианства с человеческим стержнем в ней.

Таким я принимаю его здесь и продолжаю, опираясь на библейские свидетельства… Семья жила по еврейским законам и на восьмой день после рождения он был обрезан и получил имя Иисус (Лука 2,21).

Каждый год в праздник Пасхи родители Его совершали паломничество в Иерусалим, пышно отмечаемый в Храме и вокруг него.

«И когда он был двенадцати, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Лука 2,42). Вернувшись домой, они обнаружили, что оставили в Иерусалиме мальчика и только через 3 дня, вернувшись туда, нашли его в храме в толпе учителей, слушающего их и задающего им вопросы.

Очень скоро он сам стал знатоком Закона, но там и сям ощутил несогласие с его строгостями. Когда он стал делиться своими мыслями с теми немногими, кто решился слушать его речи, попахивающие ересью, он укрепился в убеждении, что в состоянии расширить свою аудиторию, ибо «ересью» в его мыслях по существу было только то, что он со своей мягкой душой обращался не вообще к людям, а более к тем, кто обойдён богатством и силой: к нищим, больным, детям. Среди таких людей он чувствовал себя удобно. Поэтому и женщина, которую он приблизил, была падшей.

И среди таких людей образовался у него круг верных учеников, которые стали странствовать по Галилее вместе с ним. Он уже полностью укрепился в вере в себя и в своё высокое предназначение, чему, конечно, способствовало подобострастное восхищение, которым окружили его ученики. Это они подсказали ему мысль о том, что он есть машиах из дома Давида, явившийся освободить Израиль и вернуть ему его величие…

Тут я должен признаться, что после Ренана не нашел лучшей книги, утверждающей человеческий стержень Христианства, чем роман израильского классика Амос Оз ’а «Иуда», в котором он отбрасывает широко принятую негативную характеристику Иуды Искариота.

Он говорит об Иуде, как о пророке, который более других был духовно близок Иисусу и более других хотел успеха проповедуемых Иисусом идей. Поэтому — ещё несколько слов об Иуде Искариоте.

Да, Иуда составлял исключение в окружении других пророков: он был здоровым и состоятельным. Родом он был не из Галилеи, как большинство других пророков, а из Иудеи, из Иерихона. Он вырос в состоятельной семье и умел обращаться с деньгами; и там, где апостолы нашли его, ища человека, чтобы управлять их финансами, он оказался потому, что искал в этом районе работу. Но его близкое знакомство с Иисусом быстро перешло в обожание, причём основа его была истинно религиозной, чему немало способствовало то обстоятельство, что и его родители, и он сам не чужды были взглядам Ессеев.

В то время, когда Иуда стал двенадцатым апостолом, Иисус уже сам (но не без помощи всего своего окружения) верил в то, что узами родства он связан не только с царём Давидом, но и с самим Господом Богом. Проповеди его осмелели настолько, что спускаться с ними в Иудею, где главенствовали фарисеи, дорожащие каждой буквой писанного Закона, Иисус боялся. Он знал, что своими проповедям в Иерусалиме он вызовет осуждение еврейского духовного суда — Синедриона и смуту в толпе, которая вызовет резкие действия Римской власти. Всё это требовало готовности к смерти, к чему Иисус готов не был, если бы… не вера в него Иуды.

Иуда видел величие Иисуса в его идеях. Он понимал, что чудеса, которые демонстрировал Иисус нужны, но нужны только для распространения его идей через веру в их божественную природу.

Но он понимал, что тех его чудес, которые поражали толпы в Галилее, недостаточно, чтобы убедить в их божественной природе стоящие на стороне фарисеев толпы в Иерусалиме.

И, допуская трагический конец похода в Иерусалим — римскую смерть Иисуса на кресте, он верил, ВЕРИЛ! что Бог, Отец Его поможет Сыну на глазах у народа сойти с креста живым и невредимым. И тогда только все увидят Его Божественность.

Его проповеди станут новой религией и Законом, и наступит Совершенный Век.

И он подтолкнул Иисуса к решению войти в Иерусалим, войти в Храм в дни, когда он 21 год тому назад впервые вошел в него 12-летним мальчиком. В дни огромного стечения народа, в дни праздника Пасхи вошел Он туда, нисколько не поступаясь смелостью своих проповедей и поведения.

Он вошел, и трагическая развязка наступила…

Он не сошел с креста, Он умер в муках, как обычный смертный.

Совершенный Век не наступил.

Убитый крахом своей веры в Иисуса, униженный стыдом за свою роль раба его, которую он сам на себя взял при Его жизни, а прежде всего, чувствуя отчаяние от того, что именно себя чувствовал виновным в смерти человека, которого так искренне боготворил, Иуда повесился.

…Но позднее раскаяние толпы, открывшей с помощью его учеников глаза на то, что наказание Его было незаслуженно, что Закон он уважал и Яхве чтил, а проповедовал только добрые деяния; наконец разъяснение учеников ещё и того важного обстоятельства, что Он — Сын Бога жертвенной смертью своей искупил все наши мелкие грехи и не нужно более приносить жертвы Богу!..

C осознанием всего этого и с какой-то ролью в этом учений ессейской общины новая религия — христианство родилась.

Большинство первых христиан были этнически евреями, и не сразу христианство получило идентичность, отличную от иудаизма. Но вскоре и Рим нашел удобство в принятии его, чуть изменив его одежды. В средние века христианство уже проникло как государственная религия и в Северную Европу и Россию.

Охватив 32% населения Земли, сейчас христианство заняло первое место среди мировых вер.

Может быть, не последнюю роль в его популярности сыграло то, что, снабдив бестелесный иудейский Закон человеческим наконечником, именно этим наконечником он стал легче проникать в любое, даже тёмное, сознание.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, поздний вечер

Конец эпохи Голоцен, железный век,

новая история. Ближний и Средний Восток

Аллах и Мухаммед

Другая надстройка над иудаизмом, возникшая также вокруг человеческого стержня, — ислам, стала второй по популярности верой. Она родилась значительно позже иудаизма, и хотя и не в нём, но её историю нужно начинать с него, ибо именно там библейский Авраам произвел библейского Измаила от библейской арабской рабыни Агарь. Но мы бы не начинали эту историю из библейских глубин, если бы не нашли «жидовский след» и в новой истории.

Заранее напомним, что мы рассказываем об арабах не во времена расцвета их богатой культуры, а во времена, когда их место в культуре мира стало весьма скромным. И в довершение этой незадачи, организованные действия их воинственных религиозных фанатов сильно повредили репутации веры, от имени которой они выступают.

НО!.. В наших рассказах о верах нет места для оценок их качеств! Мы просто беспристрастно вспоминаем истории возникновения главных религий, которые возникли у людей уже после того, как в шестой день творения они были созданы очень простодушными, сознательно лишенными Творцом всяких фантазий и религий и даже без понимания своей наготы.

Итак, Иосиф Флавий говорит, что в начале новой эры потомки Измаила наполняли всю область от Евфрата до Красного моря, называвшейся царством Набатеев. Местные арабы жили там племенами, ещё не вполне перешли от кочевой жизни к оседлости, и младенчество их цивилизации относится только к периоду с 1-го до 5-го века новой эры.

У них не было единой веры и разные племена свободно выбирали себе богов.

Вспомним, что в это самое время римское господство над Иудеей выгнало из неё массу беженцев, большая часть которых нашла убежище именно в этих землях, — в Аравии. Как всегда, свою Книгу они несли с собой и только для себя. Но они не могли не проявить своё присутствие тем, что, будучи уже специалистами в строительстве, нашли у арабов, только переходивших от кочевой жизни к оседлой, работу в создании городов. Но присутствие евреев проявлялось не только в руководстве строительством, но и в распространении ремесел, и в насаждении финиковых пальм, и даже в участии в боевых действиях по защите арабских поселений от вражеских вторжений.

Вместе с уважением и дружелюбием к евреям у арабов рос интерес к их вере. Идея единобожия уже раньше начала проникать в арабские племена. В племени Бану Ханифа, например, верили, что они потомки Авраама, и своё происхождение относили к Измаилу.

А в 569 году новой эры в Мекке родился Мухаммед. Его отец, возможно, был из племени Бану Ханифа, так как в семье заметны следы его идей. Умер отец перед самым рождением сына, и по традиции до 5 лет Мухаммед воспитывался у бедуинов. В подростковом возрасте один христианский монах предсказал ему путь пророка.

И в 40 лет он стал пророком, но по вере арабов не просто пророком, а тем «последним пророком», которому в течении 23-х лет, вплоть до смерти в 632 г. н.э. постепенно открывался Коран. И передавая другим то, что открывалось ему, он передал учение потомству и после смерти, подобно Иисусу, хотя Мухаммед умирал не на кресте, а в своём доме на руках у жены Аиши, его сразу перевели в разряд полубога.

Мухаммед проповедовал от имени верховного бога доисламской Аравии — Аллаха, поэтому после его смерти в молитвах Аллах провозглашается единственным богом, но вслед за его именем обязательно называется имя Мухаммеда, как его пророка.

В христианстве личность проповедника, казалось бы, более призрачная, полностью заслонила бога и именно к ней направляют свои молитвы христиане. Но в христианстве есть драматическая история с мучительной смертью проповедника на кресте. Смертью, которой искуплены все человеческие грехи, Он заслужил этим не только вознесение, но и перевод из разряда пророков, минуя разряд полубогов сразу в разряд богов.

Что же позволило вознестись Мухаммеду без всяких страданий?

Разные характеры — разные жизненные истории. Иисус рисуется кротким. Он лишен агрессивности. Он исцеляет и учит любить. Он может взорваться словом, иногда даже жестом, но не больше.

Совсем другой характер был у Мухаммеда, сына едва осевших пустынных кочевников. Другой характер и у народа, в котором он родился и который его вознёс.

Но, по порядку.

Начав обращать своё послание к жителям своего города — жителям Мекки, он не был особенно успешным. В большой степени только потому, что не так просто вообще признают люди духовное превосходство над собой. Особенно, если знают человека с детства. Имея это в виду, можно даже сказать, что Мухамеду удалось больше, чем многим другим проповедникам удавалось в городах их рождения.

Его проповеди единобожия и необходимости замаливать свои грехи перед угрозой конца мира не несли в себе по существу ничего, что было бы новым в то время. Они основывались на иудаизме и христианстве и специфически арабским в них было едва лишь не только требование молиться пять раз в день и то, что имя Мухаммеда как посланника бога было включено в молитву уже при его жизни.

Тем не менее появились прямые враги. Во-первых, он сразу создал их из глав и прихожан городского храма тем, что в соответствии с иудейской составляющей своих проповедей он яростно атаковал идолов, заполнявших меккийский храм.

А затем ополчились на него и городские богачи, почувствовав угрозу привычному рабовладельческому укладу из-за успеха его проповедей среди бедноты.

И потратив почти десять лет на попытки обратить Мекку, Мухаммед с небольшой группой последователей бежал из неё, подобно Иисусу, который оставил Вифлеем с ещё меньшим числом последователей.

Теперь для проповедей он выбрал Медину. Расчёт его был основан на том, что там было особенно большое скопление евреев. Три еврейских колена фактически управляли городом, и идея единобожия была уже не новой для города.

Его вера зиждилась на их учении. Он учил, что Ислам не его изобретение, что «Ислам есть религия Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса». (Сура ХЫ11, 11).

Таким образом, он совсем не без оснований полагал, что, слегка переориентируя свои проповеди он легко конвертирует эту группу. Стремясь доказать, что его приход упомянут в еврейских источниках он и его сопровождение даже стали молиться на Иерусалим и отмечать Йом Киппур, а запрет на свинину уже был и раньше частью мусульманской традиции.

Но уже через несколько лет, объявив себя новым главой города, он увидел, что несмотря на его старания в качестве проповедника от их бога эти евреи не примут его точно так же, как они не приняли Иисуса.

Разозлившись на них, он немедленно заменил Йом Киппур Рамаданом с его более строгим ритуалом признания греховности, а молиться они стали теперь на Мекку.

Но этого было бы недостаточно для достижения его масштабной цели, если бы тут не сказался его характер, резко отличный от характера Иисуса: Мухаммед не был кроток и любвеобилен. Убеждая в своей связи с богом, он не исцелял больных и не утешал страждущих. В нём текла кровь кочевника, промышлявшего набегами, и она взыграла. (Хотя желающие могут найти здесь аналогию не с кочевниками, а с американскими кандидатами в президенты, озабоченными добычей средств для своих избирательных компаний.)

Так или иначе, но в марте 624 года божий пророк собрал из горожан Медины небольшое войско и совершил с ним набег на торговый верблюжий караван из Мекки. Он умело организовал и провёл свой набег, который стал победоносным и принёс большую добычу. Эта добыча, которую он поделил не только с участниками, но и с некоторыми горожанами, лучше слов убедила всех, что бог на стороне Мухаммеда. Урок, который преподала победа, для понимания арабов был прост: молитесь единому богу Аллаху, как учит Мухаммед, и богатая добыча вам будет обеспечена. Резонанс его славы не только переломил его личную судьбу, но оказался судьбоносным для нации. С этого времени Мухаммед твёрдо установил себя в неведомой до тех пор комбинации и духовного, и военного лидера. Сочетая эти две роли, он теперь успешно проводил распространение новой веры среди всего арабского населения, одновременно вознаграждая своих сподвижников и единомышленников за счёт грабежа завоеванных территорий.

Вскоре армия его уже была более многочисленной, а покорённые земли Аравии, населённые до тех пор разрозненными феодальными племенами, теперь стали единой арабской державой, подчинённой своему арабскому объединителю — Мухаммеду. Религией, объединяющей всё арабское население нового государства, стал ислам.

Концепция построения религии, опирающейся на слова Посланника от Бога и на Божественную Книгу, также вслед за христианами была взята арабами из иудаизма. Поэтому появилась у неграмотного Мухаммеда книга Коран. Но он и не писал её. История её по вере арабов такова. Она диктовалась Мухаммеду лично Аллахом в течение 23-х лет. Мухаммед пересказал её своим сподвижникам, и именно ими после его смерти в 632 г. н.э. Коран был записан точно с его слов.

Впрочем, слово «точно» мне употреблять не следовало. Да, в Коране присутствуют места, свидетельствующие о том, что они записаны с его слов. Так, например, одна из глав, записанных с его слов в Медине, полностью посвящена указанию о том, как делить награбленное. Однако, известно, что после смерти Мухаммеда Коран подвергался многочисленным «уточнениям» и дополнениям, приобретя по мере дальнейших завоеваний более агрессивный характер.

Продолжить завоевания на Север собирался сам Мухаммед, считая, что раз набеги принесли первый успех, то новые набеги и новые добычи должны его упрочить. Иначе не долго существовать успеху. Но успев собрать огромную армию и едва выступив с ней, Мухаммед умер.

Повёл её в бой его старейший соратник Абу Бакр, избранный после смерти Мухаммеда быть его первым «заместителем по религиозной работе» — халифом.

Возглавляемая четырьмя последовательно сменяющими друг друга халифами, начиная с Халифа Бакра и кончая Халифом Али, армия, неожиданно возникавшая из пустыни в уже довольно цивилизованных византийской колонизацией краях, легко покоряла одну область за другой.

И к концу 7-го века огромная территория Персии, Армении, Сирии, Палестины, Египта и Северной Африки, далеко выйдя за пределы Аравийского полуострова уже образовывали Арабский Халифат.

Примечание:

[1] Книгу Феликса Арановича «Однажды в пространстве» можно приобрести в интернет-магазине по ссылке в нашем «Киоске»

(Продолжение следует)

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *