Аркадий Гайсинский: Тризуб — герб Украины.

Loading

Олжас Сулейменов, конечно же, может гордиться такой оценкой своего труда при известном ревностном отношении украинцев к национальному аспекту своей истории и уж коль скоро сообщено, что «тайну трезубца» разгадал казахский учёный, речь, надо понимать, идёт о действительно серьёзных аргументах, позволивших ему снять завесу тайны происхождения национального символа Украины.

Тризуб — герб Украины.

Аркадий Гайсинский

 1

Несколько лет тому назад в украинских средствах массовой информации появилось сообщение о том, что известный казахский поэт, литературовед, лингвист и писатель Олжас Сулейменов презентовал в Киеве свою книгу «Тюрки в доистории. О происхождении древнетюркских языков и письменности», вышедшей в переводе на украинский язык.

 Интерес к упомянутой книге был вызван не только потому, что она продолжает тему книги «Аз и Я», сделавшей автора знаменитым в начале 70-х годов прошлого века, но и потому, что, как отметил Владимир Яворивский (на момент упомянутой презентации председатель Союза писателей Украины) «в книге Сулейменова четвёртая часть посвящена Украине, даже разгадан наш тризуб — это иероглиф, который напоминал дерево, это дерево жизни, которое потом стало символом Украины и стало нашим гербом».

Олжас Сулейменов, конечно же, может гордиться такой оценкой своего труда при известном ревностном отношении украинцев к национальному аспекту своей истории и уж коль скоро сообщено, что «тайну трезубца» разгадал казахский учёный, речь, надо понимать, идёт о действительно серьёзных аргументах, позволивших ему снять завесу тайны происхождения национального символа Украины.

 Вместе с тем, по этому поводу предлагаю другую версию, не выходящую за рамки истории, собственно, Украины как прямого государственного и этнического продолжателя Древней Руси. Эта версия основывается на том, всё более утверждающемся среди историков мнении, что прародина Древней Руси находилась не в Скандинавии, а в Северном Причерноморье, о чём многократно свидетельствуют раннесредневековые восточные исторические источники.

 «Рус-это остров, который лежит в море. И этот остров три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса и земли его имеют много влаги».[1]

 Историки искали «Остров Русов» и возле Новгорода, и возле Киева, и на Балтийском море, и в устье Дуная, но наиболее полно описанию «Острова русов» в исторических источниках отвечал Таманский полуостров.

Главный город страны Русов, распологавшейся на Таманском полуострове, назывался Русия (Росия).

 «Совершенно определённо, что город Росию следует локализовать не в Крыму, а на таманском берегу. Единственное место, где мог располагаться этот город мы считаем район нынешней станицы Голубицкой(Темрюкский район Краснодарского края)».[2]

 Древним русам принадлежали земли большей части нынешнего Таманского полуострова, известном в далёком прошлом как «Остров Русов».

 2

Почему трезубец (Тризуб) является родовым знаком князя Владимира Святославича — существует несколько версий, но в основном они сходятся на том, что трезубец заимствован русами у хазар. К этому же приводится и тот аргумент, что Владимира (и не только его) величали хазарским титулом «каган», чему имеются бесспорные свидетельства. Но данное умозаключение не убедительно даже потому, что ко времени вокняжения Владимира, Хазарского каганата как единого и могучего государства уже, фактически, не было и его атрибуты не могли быть привлекательны для набирающей силу Киевской Руси. К этому же заметим, что демонстрируемые в интернет-сетях фотографии якобы хазарской тамги, от которой Тризуб Владимира действительно почти не отличается — обычная фальсификация, поскольку до сего дня не найдено ни одного (!) артефакта, который был бы признан бесспорно хазарским. Так что Тризуб русского князя вполне самостоятелен. Но что, вообще, известно о тризубе?

 «Трезу́бец — оружие, которое состоит из длинного древка и наконечника, увенчанного тремя зубцами. Как и многие другие колюще-рубящие виды оружия, трезубец произошёл от повседневного мирного инструмента, в данном случае остроги, применяемой для рыбной ловли до наших дней. Изначальным материалом являлись кости. При переформировании трезубца из инструмента охоты в оружие исчезли крючки на концах зубцов, которыми удерживалась рыба. В ближнем бою этот эффект был не востребован. Трезубец использовали как копьё, с его помощью можно было также захватывать оружие противника. Это оружие было распространено во времена Римской империи у гладиаторов (ретиариев»).

 Также трезубец — наиболее известный символ власти над морем и атрибут древнегреческого бога Посейдона (Нептуна).»[3]

 Итак, первоначальное древнейшее предназначение трезубца — орудие для лова крупных рыб ударным способом. Вполне понятно, что вероятность поражения предмета охоты трезубцом была гараздо выше, чем, скажем, копьём, а стреловидное окончание острия (зуба) гарантировали удержание добычи. Поэтому трезебец становился родовым символом тех племён, которые обитали на берегах водоёмов: рек, озёр, морей, океанов.

Древние русы, как было показано выше, проживали на Таманском полуострове (Острове Русов ), берега которого омывали воды двух морей, так что вероятность символа тризуба как их родового знака весьма велика. Но у народа «русь» трезубец имел ещё одно применение, гораздо более важное, чем «орудие лова». Имеется в виду основное занятие русов — напомню:

 «…Они (русы) высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях».[4]

Сохранились сведения о множественных набегах русов на города юго-западного Прикаспия, черноморского побережья Византии и даже Испании.

 Называя вещи своими именами, скажем, что занятиями русов были разбой и пиратство, а также предоставление военных услуг — однако, не следует считать их какими-то исключительными злодеями: в те времена все народы моря занимались тем же.

 Но вернёмся к трезубцу. Уже говорилось о том, что поражающие возможности трезубца превратили его в оружие ближнего боя, подобного топору или сабле. В так называемых абордажных схватках трезубец выполнял и такую важную функцию как удержание и подтягивание атакованного судна. Вот энциклопедическое описание абордажного оружия:

 «Древко с насаженным железным или латунным наконечником, с двумя загнутыми рогами и между ними прямым стержнем с шариком на конце. Служил для подтягивания судна или для отталкивания его, использовался в качестве абордажного оружия».

 Поэтому обратим внимание, что найденная при раскопках[5] печать, определённая как печать Святослава «имела изображение грубого двузубца, направленного высоко вверх, с коротким отрогом книзу».

 И ещё одну возможность давал трезубец (двузубец): он, будучи вонзённым в деревянную обшивку борта, выполнял роль опоры-ступени при необходимости взобраться на корабль более высокий по отношению к нападавшему .

 Несомненная связь двузубца или трезубца с водной стихией имеет прямое отношение к изначальной Таврической Руси: древние русы, как неоднократно отмечалось, были самым настоящим «народом моря».

 3

 Поднепровская (Киевская русь) стала продолжением Таврической Руси, которая и после гибели Святослава представляла собой серьёзную военную силу, способную влиять на положение дел в Киеве. Считаясь с этим, Владимир, заняв киевский стол, восстановил культ и святилища языческих богов росов; он также сохранил княжеский знак отца и не мог не знать о его смысле. Укрепившись на княжеском троне, Владимир после известного «корсуньского похода», в котором продемонстрировал возросшую мощь своего государства, крестил Русь и разрушил языческие капища. Изменять же кардинально княжеский знак Владимир не стал, а превращение двузубца в трезубец утверждало древность русов не уступавшую древности греков. Но в любом случае князь — христианин должен был отличить свой знак от знака князя — язычника: на вершине среднего зуба, не нарушая симметрии, можно было изображать христианские символы, например, крест — и тому есть свидетельства. Специалисты по геральдике отметили более двухсот (!) разновидностей изображений трезубцев в княжеских знаках русских князей.

Кажется, приведено достаточно доказательств надуманности связи Тризуба Владимира с хазарской тамгой и тому, что украинцам незачем привлекать историю какого-либо народа для «разгадывания своего Тризуба».

Примечания:

[1] Цит. По Б.А.Рыбаков.Киевская Русь и русские княжества 12 — 3вв.Наука.М.1982.с.343

[2] В.А.Захаров. «Тмутаракань и «Слово о полку Игореве». В сб.Слово о полку Игореве.Компл.исслед. М.Наука.1988.с.216.

[3] Википедия.Трезубец

[4] Ибн-Русте «ал-А’лак ан — нафиса» («Дорогие ценности»)

[5] По одним источникам-в Киеве,по другим-в Белой Веже (Саркеле)

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Аркадий Гайсинский: Тризуб — герб Украины.

  1. Авраам! 2Ну, раз «согласно Лихачёву»- то это меняет дело. А Вы знакомы с его аргументами?

  2. К сведению автора, родиной варягов (роутси — Руси) был остров Готланд на балтике, согласно Лихачеву.

    1. Авраам: 07.06.2022 в 12:30
      «…остров Готланд на Балтике, согласно Лихачеву».
      =====================

      Авраам: 07.06.2022 в 12:30
      «…остров Готланд на Балтике, согласно Лихачеву».
      =====================
      То-то русские так зарятся на него — исконное, мол.

Добавить комментарий для Аркадий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.