Инна Беленькая: ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ — АТАВИЗМ ИЛИ «БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»?

 3,758 total views (from 2022/01/01),  11 views today

Характерно, что парапсихическими феноменами интересуются и пытаются изучать представители точных наук — физики, математики, инженеры, которые не имеют никакой психологической подготовки. Т.е., происхождение паранормальных явлений рассматривается под углом зрения физических законов. Но такой подход себя не оправдывает.

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ — АТАВИЗМ ИЛИ «БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»?

(по следам комментариев к статье Л.Мадорского «Телепатия — будущее человечества»)

Инна Беленькая

Интерес к паранормальным явлениям (а это не только телепатия, но и телекинез, ясновидение, предсказание и другие формы экстрасенсорного восприятия) в обществе никогда не ослабевал, хотя со стороны науки отношение к этим феноменам, мягко говоря, остается скептическим. Как следствие этого — отсутствие научного подхода и разработки методов исследования подобных феноменов.

Характерно, что парапсихическими феноменами интересуются и пытаются изучать представители точных наук — физики, математики, инженеры, которые не имеют никакой психологической подготовки. Т.е., происхождение паранормальных явлений рассматривается под углом зрения физических законов. Но такой подход себя не оправдывает. Как бы неожиданно это ни прозвучало, очевидно следующее: чтобы понять феномен сверхъестественных способностей, их генезис надо обращаться вглубь веков, в эпоху мифотворчества, исходить из «коллективного бессознательного» (Юнг) как огромного хранилища человеческой памяти.

Понятие сверхъестественного, потустороннего уходит своими корнями в самую глубь человеческой истории и обнаруживает отчетливую связь с эпохой мифотворчества как единственно возможной системой осмысления мира древним человечеством.

Но как приблизиться к разгадке тайн нашей психики, тех сокрытых ее глубин, куда проникнуть с помощью инструментария невозможно? В этом плане ценный материал представляют нарушения психической деятельности, т.к. это позволяет видеть психические феномены, принадлежащие другому ее уровню, согласно принципу «что скрыто в норме, то явно в патологии».

По Юнгу, не случайно, что «именно в психиатрии и психотерапии нередко бывают случаи, для которых характерна продукция архетипической символики». В болезни активизируется то, что составляет содержание коллективного бессознательного. Иначе говоря, то, что в психиатрии принято относить к расстройству психической деятельности, на самом деле в определенные периоды истории человечества считалось совершенно нормальным и приемлемым явлением.

Еще учеными прошлого (Карл Абрахам, Отто Райх и др. ) была высказана мысль, что «безумие душевнобольного напоминает своей конструкцией миф».

Действительно, в бредовых расстройствах при шизофрении нет ничего, чего не было бы в мифологическом сознании. Картина психического заболевания воспроизводит то, что составляло жизнь первобытного человека и заполняло его мифическое сознание. Но мышление первобытных людей в основе своей мистическое.

Представления об окружающем мире у древнего человека, его мироощущение и мировосприятие качественно отличались от таковых у современного человека. Первобытный человек никогда не смотрел на мир как на пассивную или механическую систему. Мир для него был живым, исполненным таинственных сил. В соответствии с этим древний человек каждому своему действию придавал магически-религиозное значение и космологический подтекст.

Для определения характерного свойства первобытного мышления Леви-Брюль вводит понятие «мистической партиципации», или мистической сопричастности как основы отношений между существами и предметами, улавливаемых первобытным сознанием.

В том же ключе надо рассматривать высказывания крупнейшего английского ученого историка и философа К.Г.Доусона (1889 — 1970), который писал, что «элемент трансценденции является изначальным в человеческом опыте и присутствует даже в наиболее грубых и примитивных формах религии…».

У древних народов повсюду существует некие понятия, за которыми скрывается убежденность в существовании мистической силы, циркулирующей между всеми существами и предметами.

В представлении древних людей, в природе, и особенно среди живых существ нет ничего, что не обладало бы этой силой. Боги, духи, люди, животные оказываются наделенными ей.

Говоря о мистическом характере первобытного мышления, Леви Брюль отмечал что первобытные люди по своей природе — метафизики. Они чувствуют себя в непрерывном контакте со сверхъестественными силами, перед которыми испытывают страх. Эта сила воздействует, как на расстоянии, так и непосредственно через соприкосновение.

Таким является понятие МАНЫ. Это слово характерно для меланезийских языков. У народов Сев. Америки эквивалентом ему является слово ОРЕНДА, племена сиу называют эту силу ВАКАН, индонезийцы — словом ВАДИ, африканские пигмеи — МЕГБЕ, жители Антильских островов — ЗЕМИ. Все эти слова выражают то же понятие, что и МАНА.

В представлении древних людей, в природе, и особенно среди живых существ нет ничего, что не обладало бы этой силой. Боги, духи, люди, животные оказываются наделенными этой силой.

С точки зрения науки, понятие маны являет собой одно из «смутных» (Леви-Строс) представлений, поскольку мана как некая мистическая сила не может быть объектом опытного знания. В связи с этим понятие маны было предметом долгих споров и обсуждений среди ученых в плане определения его как явления, т.е. научной дефиниции.

Подробно разрабатывает понятие маны Марсель Мосс (1872-1950), который сближает это явление с мистической партиципацией, или сопричастием, в понимании Леви-Брюля.

Он писал: «Мана — это то, что присуще вещи, но не сама вещь… Она может быть силой материального предмета, но сама эта сила представляет род нематериальной силы, которая действует особым немеханическим образом и способна осуществлять воздействие на расстоянии»[1]. По его мнению, мана — это в некотором роде эфир, невесомый, всепроникающий, распространяющийся сам по себе.

Иначе говоря, слово мана — крайне емкое по своему содержанию и соединяет множество идей, которые можно обозначить такими выражениями, как колдовская сила, магическое свойство вещи, магическая вещь и сверхъестественное существо.

Возможно, ближе всех к разгадке этого понятия подошел Леви-Строс, усматривая определенные закономерности мышления, проявляющиеся в этом явлении.
Как он писал:

«… представления типа маны столь часты и распространены, что впору задуматься, не столкнулись ли мы с универсальной и неизменной формой мышления, которая вовсе не характеризует определенные цивилизации или так называемые архаические и полуархаические «стадии» развития человеческого духа, но систематически зависит от определенного состояния ума в присутствии определенных вещей и проявляется всякий раз, когда возникает подобное состояние?» [2]

Созвучно этому и высказывание Юнга о том, что «метафизические идеи укоренены в качественно определенном состоянии психики». Иными словами, вера в сверхъестественное, трансцендентное является органичным и жизненно необходимым элементом существования человека.

По словам Леви-Строса, мана «зависит от определенного состояния ума…». Он не расшифровывает, что под этим подразумевается. Но, рассматривая ману в качестве «нематериального взаимодействия на расстоянии между объектами, объединенными симпатической связью», нельзя не увидеть в ней сходства с тем феноменом у душевнобольных, который носит название синдрома психического автоматизма или синдрома Кандинского-Клерамбо (по имени авторов, впервые его описавших).

Его структуру составляют идеи психического и физического воздействия на человека. Во все времена эти идеи присутствовали в картине заболеваний у душевнобольных, менялась лишь конкретная фабула, содержание переживаний. Раньше это были демоны, злые духи, нечистая сила. В наше время — идеи гипнотического или телепатического влияния. Больные испытывают тягостное чувство овладения, подчинения чьей-то невидимой силе или чужой воле. Их мыслями и желаниями управляют со стороны, повелевают каждым их действием, внушают им чужие мысли(или они сами читают чужие мысли), двигают их языком, заставляют их думать и говорить не по своей воле. Больные убеждены, что какая-то невидимая сила хочет их уничтожить. А все усилия с их стороны противостоять ей — «никчемное барахтанье».

Корректно ли такое сопоставление? С учетом того, что в переживаниях душевнобольных нет ничего, чего не было бы в мифологическом сознании, как выше говорилось, такое сопоставление вполне возможно.

Вернемся к статье Л.Мадорского и комментариям к ней. Как можно видеть, взгляды комментаторов колеблются в диапазоне от скептически — недоверчивого до полного отрицания фактов. В одном из комментариев к статье прозвучало мнение, что «телепатические умения это удел, дар избранных, как, к примеру, талант сочинительства стихов, музыки, гениальное научное творчество, шахматное мастерство и т.д.»

Но с учетом того, что говорилось выше, нельзя не видеть в этих явлениях признаков атавизма или рудимента архаического мышления и психической деятельности.

Если исходить из этой точки зрения, то становится объяснимым тщетность всех попыток исследовать экспериментально феномен экстрасенсорных способностей. Потому что обнаружение этих сверхъестественных способностей происходит при условии определенного изменения сознания. И в древности это понимали. Недаром в Древней Греции прорицательница Пифия восседала над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, от которых она впадала в экстатическое состояние и произносила речи, которые истолковывались жрецами как прорицания и пророчества.

Мистическое воззрение освещает весь духовный опыт человечества, восточные религии, учения пророков и великих учителей древности. С ними связаны аскетические и медитативные практики, которые направлены на изменение сознания и достижение состояния Озарения и Откровения.

Здесь нужно сказать об уникальных исследованиях Станислава Грофа (Stanislav Grof), изучении им состояний измененного или трансперсонального сознания. Эти состояния возникают у людей, способных выходить за узкие пределы индивидуального сознания. В состояниях трансперсонального сознания, люди получали доступ к далекому прошлому, соединялись с переживаниями далеких предков и приближались к тому глубокому источнику знаний, которым владело человечество с безначальных времен. Благодаря открытию ЛСД и целого ряда других психоделиков как сильнейших катализаторов психических процессов, исследование этих состояний получило экспериментально — научную основу.

Имея в виду паранормальные явления, можно сказать, что психика открывает нам свои тайны или путем изменения человеческого сознания или в результате патологии, нарушения психической деятельности, как в случае бредовых расстройств при шизофрении, которые тоже протекают на фоне измененного или суженного состояния сознания. В этом плане представляют интерес исследования видных российских ученых — проф. психиатрии Т.А. Доброхотовой и доктора мед. наук невропатолога Н.Н. Брагиной (подробно в статье [3]).

Они изучали психические проявления у больных с очаговым поражением головного мозга (эпилепсия, опухоли, посттравматический с-м). Самое интересное, что авторы «никогда не проявляли специального интереса к так называемым парапсихическим явлениям», по их словам. Но в своих наблюдениях они неожиданно обнаружили сходство описываемых в парапсихологической литературе явлений с теми феноменами, с которыми они столкнулись в клинических наблюдениях.

При этом оказалось, что все больные, обнаруживающие эти феномены, являются левшами, и это естественным образом переводит проблему в плоскость современных представлений о функциональной асимметрии головного мозга человека. К особенностям патологии у левшей относятся обманы восприятия или разного рода галлюцинации.
При этом, по словам исследователей, «среди них были такие, что не укладывались в нарушения восприятия с помощью пяти известных анализаторов, будто у этих больных проявлялись дополнительные к ним».

Со времени Чезаре Ломброзо, появления его книги «Гениальность и помешательство» устоялось представление, что гениальность коррелирует с психическими нарушениями и отклонениями в психическом здоровье. Но это не просто корреляция. Часто эти явления — одной природы, в чем убеждает нас феномен Елены Петровны Блаватской (1831-1891). Как можно судить по ее биографии, у нее отмечались психотические эпизоды в жизни. Вместе с тем Елена Петровна Блаватская — одна из самых экстраординарных и загадочных личностей нашего времени.
Ее называли «сфинксом XIX-го столетия», «загадкой эпохи».

Окружающих поражало и удивляла не только ее фантастическая трудоспособность, а сам процесс написания книг.

По ее словам, она записывает «… цитаты из книг так, как если бы они появлялись у нее перед глазами на другом плане объективной реальности», что она ясно видит страницу этой книги, то место, которое ей нужно процитировать, и просто переводит то, что она видит на английский. «…То, что я записываю, мне диктуют, иногда перед моими глазами появляются рукописи, числа и слова, о которых я не имею ни малейшего понятия…» [4]

О работе над книгой «Тайная доктрина» она писала: «… примерно две недели я наблюдаю все, что мне нужно, как бы во сне. Я вижу огромные, длинные рулоны бумаги, на которых все написано, и потом восстанавливаю их по памяти.» [5]

Бертрам Кейтли, редактировавший рукопись «Тайной доктрины», вспоминал: «на проверку точности этих цитат с полными ссылками из книг, которых никогда не было в нашем доме, требовались многие часы поисков, иногда даже в Британском музее, когда нужна была редкая книга, а мне пришлось разыскивать и проверять их целое множество».
И таких свидетельств ее удивительного дара множество. В 1910 г. проф Хирам Корсон рассказывал следующее: «она писала, цитируя по памяти отрывки из десятков книг, относительно которых я абсолютно уверен, что ни одного экземпляра их не было в то время в Америке, свободно переводя с нескольких языков, и иногда обращалась ко мне, к моей эрудиции, чтобы узнать, как перевести какую-нибудь старинную идиому на литературный английский…
Сотни книг, цитаты из которых она приводила, совершенно точно отсутствуют в моей библиотеке, а если она цитировала по памяти, то это еще более впечатляющий подвиг, чем, если б она записывала их из эфира».

По мнению Нандора Фодора, «Тайная доктрина» была написана по большей части в аномальном состоянии сознания автора (in a supernormal condition)[Википедия].

И в конце снова вернемся к статье Льва Мадорского. Есть ли будущее у телепатии? Но, по всей видимости, однозначного ответа на этот вопрос нет. По мнению некоторых ученых, большинство людей используют очень малую часть возможностей сознания. И тем самым ограничивают круг своего бытия. Между тем, «реальное знание об этом глубочайшем уровне сознания не только возможно, но оно является высшей и наиболее подлинной формой знания», писал К.Г. Доусон.

По утверждению Блаватской, эти феномены суть «проявление сил, являющихся совершенно естественными и тем не менее неизвестными, и при этом иногда они принадлежат определенным индивидуумам, достигшим большего и высшего знания Вселенной, чем ученые или теологи. Однако эта сила скрыта в каждом человеке, и может быть, со временем кто-то сможет научиться пользоваться ею, развив это умение». Но эти слова надо воспринимать с поправкой на уникальность и неповторимость опыта Блаватской.

А пока, кажется, рано ставить точку, — я имею в виду название статьи Л. Мадорского. Справедливей будет в конце названия поставить не точку, а знак вопроса.

ЛИТЕРАТУРА

1.Мосс Марсель. Социальные функции священного. — СПб.: Евразия, 2000, с. 197.

  1. Леви-Строс К. Предисловие к трудам Марселя Мосса в кн. Социальные функции священного. — СПб.: Евразия, 2000, с. 429.
  2. Инна Беленькая. «Что скрыто в норме, то явно в патологии — паранормальные явления в свете функциональной асимметрии мозга и очагового поражения ЦНС у левшей». https://blogs.7iskusstv.com/?paged=5&cat=2118
  3. Оккультный мир Блаватской. Сборник. Пер. с англ. https://thelib.info/filosofiya/2043680-okkultnyj-mir-epblavatskoj-blavatskaya-ep/
  4. там же

Print Friendly, PDF & Email

257 комментариев к «Инна Беленькая: ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ — АТАВИЗМ ИЛИ «БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»?»

  1. Олег Татков — 2022-07-03 13:32:39(135)

    … Из публичного пространства общения на портале ухожу в знак протеста — противно сосуществовать в нем с подобными персонажами.
    Всех благ!!!
    Честь имею!!!
    ===========
    По-моему, ошибочное решение, уважаемый коллега!
    У каждого, у Вас, у меня, у всех(!) есть кто-то, с кем не желаете иметь контакт.
    А гиц ин паровоз! Ну и проходите мимо.

  2. уточняю:
    Олег Татков: 03.07.2022 в 09:01
    Похоже это уже не вербальная, а ментальная дизурия.
    И этот персонаж на прошлой неделе имел наглость обгадить стихи талантливого парня в Мастерской.
    Жаль, что портал превращается чёрти во что….
    Мне кажется — или вышеприведенное «стихоиспражнение» всё-таки нарушение нарушение правил общения на портале?
    Приличные люди так себя не ведут — я в этом убежден.
    ————
    03.07.2022 в 21:05
    100%. Слово за Редакцией.

  3. Zvi Ben-Dov:
    03.07.2022 в 00:36

    От мысли «я не мил тебе» сначала я расстроился,
    Но произнёс наоборот и… сразу успокоился…
    🙂
    ————————————————
    Похоже это уже не вербальная, а ментальная дизурия.
    И этот персонаж на прошлой неделе имел наглость обгадить стихи талантливого парня в Мастерской.
    Жаль, что портал превращается чёрти во что….
    Мне кажется — или вышеприведенное «стихоиспражнение» всё-таки нарушение нарушение правил общения на портале?
    Приличные люди так себя не ведут — я в этом убежден.

    1. Олег Татков: 03.07.2022 в 09:01
      _______________________________
      Конечно, Олег, такие слова слух не услаждают. Но куда хуже и выглядит более изуверским и изощренным отклик, который принадлежит человеку, владеющему словом и высоким литературным стилем, писателю, который использует свой дар, мягко говоря, не по назначению. Мне им приписывается, что я как и мне подобные « не случайно выбирают самые тёмные области неточных наук, вроде телепатии, телепортации, левитации или любой мистики, чтобы этим поразить Ваше воображение».
      Не хочет этот человек видеть, что я написала свою статью, как послесловие к статье Л.Мадорского. У меня и в мыслях не было на эту тему говорить.
      Дальше. Оказывается, употребляя « эффектные имена учёных, писателей или других авторитетов», я и мне подобные «пытаются создать себе фальшивый авторитет и ореол мэтров от науки».
      И не приходит этому критику в голову, что если человек пишет об атомистической теории Нильса Бора, например, может ли он писать, не упоминая его имени? А как я могу писать о коллективном бессознательном, не упоминая Юнга, Леви-Брюля и пр. Больше и продолжать не хочется.
      По мне так ненормативная лексика — она честнее, чем такие пассажи, выдаваемые за глубоко интеллектуальную
      критику.

      1. Инна Беленькая:
        03.07.2022 в 10:03
        По мне так ненормативная лексика — она честнее, чем такие пассажи, выдаваемые за глубоко интеллектуальную
        критику.

        Уважаемая Инна!
        Я отслужил достаточно много времени в СА и ненормативная лексика меня совершенно не пугает.
        Дело не в ней.
        Дело в немотивированности действий персонажа.
        Он только за последние пару дней оскорбил здесь абсолютно немотивированно двух человек
        — парня с первой публикацией стихов, качества которых персонажу не достичь никогда — моя твердая уверенность.
        — представителя одной из самых сложных профессий — хирургии (тот кто хоть раз взглянул в глава умирающего от онкоболезни ребёнка, к примеру, меня поймет).
        Немотивированность, хамство и императивность оскорблений в публичном пространстве с демонстративным игнорированием общеупотребительных правил коммуникации на портале — вот в чем я обвиняю персонажа.
        Всё остальное меня не колышет, если честно….
        Жаль что такие персонажи опускают общение на портале до общения урок в сортире.
        Лично я в этом участвовать отказываюсь категорически.
        Если будут вопросы по опубликованному мной — отвечу.
        Из публичного пространства общения на портале ухожу в знак протеста — противно сосуществовать в нем с подобными персонажами.
        Всех благ!!!
        Честь имею!!!

        1. Все, ухожу в монастырь.
          https://www.youtube.com/watch?v=y1Frh6lAdBM

          Господа (и дамы) хорошие, спрячьте (в виртуале) свой снобизм далеко-далеко.
          Объясняю…
          В виртуальных (и не только) перебранках есть такая линия:

          Интеллигент->сноб->хам->хулиган->бандит/убийца

          Некоторые из вас почему-то считают себя интеллигентами, но на самом деле ведут диалог с интеллигентами, как… снобы. Что же вы удивляетесь утончённому хамству.
          Чтобы вам легче запомнилось — даже четверостишие написал:

          Интеллигент проигрывает снобу,
          А тот для хама — лёгкая добыча,
          Но хама хулиган в грязь мордой тычет,
          Убийцу встретив, стушеваться чтобы…

        2. Олег Татков: 03.07.2022 в 10:26
          ________________________
          Уходить с портала — этого еще не хватало. Вы ведь недавно и всем понравились ваши рассказы. Пишете вы отлично. Я даже, по-моему, под вашим первым эссе(о химической атаке) поставила отклик. На меня большое впечатление произвел рассказ.
          Не выдумывайте, это неправильно. Я вон не то еще терплю(и наперсточник и словоблудие — самые мягкие определения)

        3. Очень жаль, что Вы решили уйти. Всё-таки надеюсь, что это не окончательное решение. С другой стороны, я хорошо понимаю, какое досаду могут вызывать подобные комментарии и их одиозные авторы.
          Спасибо за правильные слова о хирургии.
          Заходите на этот сайт, здесь у Вас найдется и немало единомышленников.

      2. Давно исправиться пытаюсь,
        Но тяжелее с каждым днём,
        Я часто матом не ругаюсь,
        А просто говорю на нём…
        🙂

    2. Я рад, что вам понравилось, но…

      Пусть хочется порой повздорить —
      Жаль времени мне с вами спорить…

      🙂

      1. Большинство проблем виртуального общения происходит из-за того, что «персонаж» переоценивает (или неправильно оценивает) значимость своего мнения.
        Столкновение с реальностью в этом случае всегда болезненно — «персонаж» воспринимает любое несогласие, как личное оскорбление и даже унижение «себя любимого».
        Как правило после этого следуют (с переходом на личности) обвинения в хамстве, “агрессии” и даже непорядочности.
        Не верите?
        Зайдите в Гостевую. Я один раз зашёл и больше не туда хожу — там упрёки в непорядочности и слово «говно» в адрес друг друга (вернее враг врага) выглядят весьма органично.
        В особо тяжёлых случаях «персонаж» начинает вести сбя, как король из Золушки и угрожает «уйти в монастырь», надеясь, что его остановят.
        Берите пример с меня — на личности не перехожу в отличие от всяких «кукол» 🙂

    3. Олег Татков: 03.07.2022 в 09:01
      Zvi Ben-Dov:
      03.07.2022 в 00:36

      От мысли «я не мил тебе» сначала я расстроился,
      Но произнёс наоборот и… сразу успокоился…
      🙂
      ————————————————
      Похоже это уже не вербальная, а ментальная дизурия.
      =====================================

      P.S. к моему предыдущему комментарию:

      Уважаемый коллега, мы зачастую просто забываем, что у жлобов свои забавы…

  4. Zvi Ben-Dov: 02.07.2022 в 19:32
    Я бы их рассматривал большинство из них с точки зрения философии — тоже заумь, но всё таки не медицина 🙂
    _______________________________
    А медицина выделилась из философии. В давние времена это была одна наука

      1. Zvi Ben-Dov: 02.07.2022 в 19:32
        Я бы их рассматривал большинство из них с точки зрения философии — тоже заумь, но всё таки не медицина 🙂
        _____________________________
        Ну, какая «заумь»? В чем вы видите «заумь»? А вообще некоторые считают, что эта дискуссия слишком затянулась, пора закругляться. Ну, закругляться, так закругляться, кто бы спорил.

  5. Олег Татков:
    01.07.2022 в 06:29
    Тема Вашего труда очень мало изучена,узко специфична и трудна для понимания неподготовленного читателя — его надо готовить.
    _____________________________
    А между тем этот читатель и рассуждает, и делает выводы об этих «недоступных» ему вещах, а меня оставляет нервно курить в стороне.
    Спасибо вам за понимание.

    1. Некоторые читатели и прочитали, и «доступили», но… просто не «прониклись глубиной» 🙂

      1. Мною видят,
        Мною пьют,
        Ненавидят
        И поют.
        Мною скачут,
        Мной кричат,
        Мною плачут
        И молчат.
        Мною дышат,
        Мной едят,
        Мною слышат
        И… звиздят.
        Не засни —
        И там Они!

      2. Последние несколько недель терпеливо изучал статьи и посты на эту тему, в основном Инны Беленькой, и у меня возникло стойкое впечатление, что на свете из всех медицинских наук осталась только одна ПСИХИАТРИЯ. Все остальные науки в страхе попрятались…«О бедном хирурге замолвите слово»…:)

        1. И правильно попрятались! Какой на… хирург? Если верить Гиппократу (1-слово, 2-травы, 3-нож) резать — это последнее дело.

          1. Нож, любезнейший, только нож. И «резать, не дожидаясь перитонита!»).
            PS Стиль Ваш, однако, становится все более изысканным:»какой на …хирург»… Мысленно проставил недостаюшие три буквы и понял: «Остапа понесло.») А жаль, мне чуть было не начали нравиться Ваши посты…

          2. Не нравится — не еш… в смысле не читайте 🙂

          3. От мысли «я не мил тебе» сначала я расстроился,
            Но произнёс наоборот и… сразу успокоился…
            🙂

        2. Зоил: 01.07.2022 в 17:11
          у меня возникло стойкое впечатление, что на свете из всех медицинских наук осталась только одна ПСИХИАТРИЯ.
          ________________________
          А вы считаете, что психические явления надо рассматривать с позиций других медицинских наук? Каких? Отолярингологии, ортопедии, венерологии? Буду знать

          1. Я бы их рассматривал большинство из них с точки зрения философии — тоже заумь, но всё таки не медицина 🙂

          2. В Вашем вопросе все с точностью «до наоборот». Я писал про медицину и не говорил, что подход к психиатрии должен быть через… Отнюдь. Хотя и допускаю такую вероятность). Просто у прикладников нет столько времени проверять и оттачивать свои приемы в Инете, как у психиатров.. Иногда секунда на месте решает все. С какой бы стороны подход ни был).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *