Леонид Лазарь: ИГРЫ ОЛИМПИЙСКИЕ Часть двадцать вторая  

Loading

Виновников потерь и поражений нашли быстро, ими оказались — социал-демократы и евреи.
В 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты, был принят ряд законов, в соответствии с которыми многие профессии стали для евреев недоступными.
В соответствии с новыми законами, они не могли поступить на госслужбу, не могли быть назначены на офицерские должности, не могли быть редакторами газет и журналов, аукционистами, учителями в государственных школах, не могли служить в адвокатуре.

ИГРЫ ОЛИМПИЙСКИЕ

Часть двадцать вторая  

Леонид Лазарь

                                    Продолжение. Начало

«Все должны испытывать отвращение к варварским действиям немецких солдат, убивших этот великий и славный образец женственности«

Сэр Артур Конан Дойл.

Один из крупнейших океанских лайнеров 20 столетия «Титаник», отправился в свое первое (и последнее) плавание 10 апреля 1912 года.

Об этой катастрофе написано много книг и снято много фильмов.

Первый, уже через 29 дней после катастрофы, сняла и смонтировала одна из спасшихся пассажирок.

Она все снимала сама, и на ней было то же вечернее платье, в котором она была в день трагедии.

Превознося собственный героизм и повествуя о том, как покинула борт последней, она сильно приукрасила действительность.

На самом деле, эта фантазерка села в первую же шлюпку, но вовремя подсуетилась и неплохо заработала.

Десятиминутный немой фильм был показан уже 14 мая 1912 года.

Следующая попытка снять фильм о гибели «Титаника» была предпринята немцами, в том же 1912 году.

Это был фильм о пассажирах Первого класса «Ночь во льдах».

В 1914 году пленка с фильмом бесследно исчезла и случайным образом нашлась только в 1998 году, после премьеры «Титаника» Джеймса Кэмерона.

В начале 19 века, сохраняя свою идентичность и культуру, евреи Германии успешно интегрировались и ассимилировались в немецком обществе.

В Первую мировую войну среди немецких военнослужащих насчитывалось около ста тысяч евреев.

Затяжная война повлекла за собой огромные жертвы не только на фронте, но и в тылу.

Виновников потерь и поражений нашли быстро, ими оказались — социал-демократы и евреи.

В 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты, был принят ряд законов, в соответствии с которыми многие профессии стали для евреев недоступными.

В соответствии с новыми законами, они не могли поступить на госслужбу, не могли быть назначены на офицерские должности, не могли быть редакторами газет и журналов, аукционистами, учителями в государственных школах, не могли служить в адвокатуре.

То, что евреям запрещалось торговать оружием — ещё как-то понять можно, но почему они не могли быть ветеринарами — понять невозможно.

Из немецкой киноиндустрии изгнали еврейских кинорежиссеров, сценаристов и актеров, немецкое кино моментально просело.

Руководство кинематографией взяло на себя Министерство пропаганды.

28 марта 1933 года в отеле «Кайзерхоф» министр просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс выступил перед кинематографистами:

«Я счастлив, что могу говорить как человек, который на протяжении всей своей жизни никогда не чуждался немецкого кино, а, наоборот, всегда был страстным поклонником киноискусства и поэтому намеревается вывести это киноискусство на уровень, соответствующий немецкой силе и немецкому гению. Национальная революция не ограничилась только политикой, она распространилась на области экономики, культуры, внутренней и внешней политики, а также на кино. Кино может обладать высокими художественными достоинствами, но с помощью своих дурных взглядов оказать пагубное воздействие, как, например „Броненосец Потёмкин“. Другие фильмы, как, например, „Нибелунги“, показывают, что воздействие зависит не от темы самой по себе, а от того способа, с помощью которого эта тема раскрывается»

Через несколько месяцев было запрещено 46 фильмов: 14 немецких, 13 советских и 11 американских.

Немецкие фильмы выходили серыми, переполненными нацистской и расовой пропагандой.

Геббельс издал указ о запрете критики немецких фильмов в печати и на радио.

Одним из пассажиров «Титаника» был Джозеф Брюс Исмей, сын Томаса Генри Исмея, владельца и основателя компании «Уайт Стар Лайн», построившей этот корабль.

Он служил председателем и директором-распорядителем отцовской компании и был одним из 712 человек, выживших при крушении судна.

В фильме «Титаник», снятом по поручению Йозефа Геббельса, из Исмея сделали наглого и властолюбивого еврейского бизнесмена.

По сценарию, несмотря на все предупреждения о возможной опасности, он заставил капитана превышать скорость в опасной зоне айсбергов.

Если бы судно побило прежний рекорд скорости, это значительно повысило бы стоимость акций компании.

Это был 1943 год, несмотря на неоднократные заверения Гитлера о Endsieg (скорой, окончательной победе), неся большие потери, германская армия отступала.

Немецкие города подвергались бомбардировкам союзников, население голодало, а фильм имел огромный бюджет — четыре миллиона рейхсмарок, что сегодня эквивалентно почти 200 миллионам долларов.

Режиссером был назначен Герберт Зельпин, на студии «Ufa» он работал монтажером, ассистентом режиссёра, и снял несколько малозаметных фильмов.

В 1934 году Зельпин вступил в НСДАП и дела сразу пошли лучше.

Сценарий фильма — пропагандистско-романтический киноводевиль.

Между помощником капитана, лейтенантом Петерсеном и богатой (то ли русской, то ли шведской) аристократкой Сигрид Олински завязывается бурный роман, в перерывах которого Петерсен умоляет капитана Смита и директора Исмэя (прихватил в плавание любовницу), снизить скорость.

В это время, косметичка миллионерши Олински крутит роман со скрипачом оркестра.

После аварии, офицер Петерсен спасает мерзавца Исмея, но только для того, чтобы заставить его в суде ответить за свои преступления.

Во время судебного процесса, немец Петерсен произносит гневную речь, разоблачающую подлого еврея Исмея и заодно — злодеяния британского капитализма.

Зельпин прожил несколько лет в Лондоне, иногда он забывался и высказывал свои симпатии к англичанам.

Как-то, во время съёмок, в кругу близких людей, он не только сказал что-то положительное об англичанах, но и критически отозвался о вермахте, и о войне.

Его друг, сценарист Вальтер Церлетт-Ольфениус, тут же донёс куда надо и несчастного арестовали.

Спустя день, режиссер Зельпин был обнаружен повешенным на собственных подтяжках в камере полицейского управления на Александерплац.

По официальной версии, причиной смерти стало самоубийство.

По приказу Геббельса фильм доснимал другой режиссер, и в ноябре 1943 года он был готов к прокату.

The Nazi Titanic, 1943:

Сцены с кораблем снимались на борту пассажирского корабля «Кап Аркона» конфискованного немецким военно-морским ведомством.

В годы Второй мировой войны, «Cap Arcona» был переоборудован в плавучую тюрьму, в который разместили около 5 000 узников нацистских концлагерей.

3 мая 1945 года «Cap Arcona» и два других судна, «Тильбек» и «Дойчланд были ошибочно атакованы самолётами британских ВВС.

На «Cap Arcona», уцелело лишь 350 заключённых, 2800 человек погибли на «Тильбеке».

Интересно, что нацистский «Титаник» немецкие зрители так и не увидели.

После премьеры в Париже, Берлин запретил его широкий прокат.

Нацистское руководство решило, что мрачные образы погибающих мирных людей, могут вызвать неприятные ассоциации у немецкой публики, которая уже столкнулась с ужасными последствиями ночных бомбардировок.

А вот советские зрители его посмотрели, стране нужны были деньги, и в 1948 году Политбюро ЦК ВКП(б) приняло «Постановление о выпуске на экран кинофильмов из трофейного фонда».

Министерству кинематографии предписывалось в течение 1948–1949 годов за счёт показа иностранных фильмов на открытых и закрытых показах обеспечить чистый доход государству в размере 750 млн рублей.

В период с 1947 по 1956 год в советский прокат было выпущено более 30 фильмов производства нацистской Германии.

Вместе с «Девушкой моей мечты» и «Индийской гробницей», заодно показали и антибританские пропагандистские фильмы: «Дядюшка Крюгер» (в советском прокате — «Трансвааль в огне», 1948), «Лиса из Гленарвона» («Возмездие», 1949) и «Титаник» («Гибель Титаника», 1949).

***

Знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон, в числе многого прочего, придумал наиболее близкое к будущему кинематографу устройство — кинетоскоп.

Имеющий предпринимательскую жилку, он сразу же захотел на нем заработать.

В 1894 году десять кинетоскопов в два ряда, были установлены на Бродвее.

Опустив в автомат 25 центов, зритель мог наблюдать меняющиеся (30-40 кадров в секунду) кадры.

К 1908 году такое кино стало очень популярным, появились «никелодеоны» — дешевые кинотеатры.

Народ увлекся недорогим развлечением, киностудии несли убытки и разорялись.

Эдисон поражал своей работоспособностью, свой первый патент он получил уже в 21 год, а всего он зарегистрировал права на 1 093 патента в США и 1 239 патентов в других странах.

Некоторые из них относились к технологиям, необходимым для создания кинофильмов.

Изобретатель требовал от кинопроизводителей отчисления за каждое свое изобретение.

Заручившись поддержкой мафии, он создал Кинотрест, который должен был контролировать все процессы кинематографа и взыскивать проценты за использование его патентов.

Связываться с мафией было опасно для жизни, и многие независимые производители кинопродукции, отправились на запад, в Калифорнию.

После окончания Первой Мировой войны Соединенные Штаты испытывали настоящий экономический и культурный подъем.

Бурно развивалась киноиндустрия, и вскоре деревня Голливуд превратилась в дом американского кинематографа со всеми сопутствующими привилегиями и атрибутами ведущей развлекательной индустрии.

Лос-Анджелес привлекал создателей кино ещё и своей отдаленностью от эдисоновских агентов, которые рыскали по стране, выбивая из них плату за патенты.

Другой причиной послужила низкая светочувствительность кинопленки, снимать на которую можно было только при ярком солнечном свете, в Калифорнии его предостаточно круглый год.

Вскоре Голливуд превратится в столицу американской киноиндустрии, где разместились 90% всех американских киностудий.

В 20-е годы там ежегодно производились сотни фильмов, рождались новые актерские и режиссерские таланты, совершенствовалась кинематографическая техника.

Эти несколько десятилетий называют Золотым веком голливудского кинематографа.

Одно из главных достопримечательностей Лос-Анджелеса — Аллея Славы с её более чем 2 500 звездами знаменитостей, сотнями тысяч туристов, и неподдающимися учету толпами бродяг, сумасшедших и бездомных.

В городе проживает почти 4 млн выходцев, из более чем 140 стран мира, и на каждом шагу можно видеть признаки культуры какой-то из них.

На Голливудском бульваре расположились Египетский театр (Egyptian Theatre) и Китайский театр (Chinese Theatre). Построил их, то ли египетский китаец, то ли китайский египтянин, некто по имени Сидни Грауман, родителями которого были: Давид Грауман и Роза Голдсмит. 

Открытый в 1922 году, роскошный Chinese Theatre, стал местом первой голливудской кинопремьеры знаменитого «Титаника» Джеймса Кэмерона.

Сюжет фильма, тоже — не особо затейливый.

Бедный художник и богатая аристократка влюбляются друг в друга, но им не суждено долго быть вместе, так как в суровых водах Атлантического океана корабль ждет роковая встреча с айсбергом.

Пассажиры веселились и строили планы на будущее, не подозревая — какая страшная участь уготовлена многим из них.

Это последний поцелуй главных героев фильма, ради него впечатлительные девушки по несколько раз пересматривали картину:

Зрители с интересом наблюдали за жизнью представителей различных социальных слоёв общества волей случая оказавшихся на борту одного судна, и… буквально тонули в слезах.

Со временем, фантазии американского кинематографа, стали восприниматься как факты.

Одна из наиболее ярких сцен — оркестр, который продолжает играть, даже когда корабль тонет.

Музыканты играли, чтобы морально поддержать пассажиров, последним произведением, которое они исполнили, стал якобы церковный гимн «Ближе, Господь, к Тебе».

Никто из них в катастрофе не уцелел, некоторые из спасшихся пассажиров утверждали, что оркестр играл рэгтайм и популярную музыку.

Самым высокопоставленным лицом из 712 человек выживших (против почти 1500 погибших из 2208 пассажиров), был Джозеф Брюс Исмей, председатель и директор-распорядитель пароходной компании «Уайт Стар Лайн» построившей «Титаник».

Есть множество историй связанных с ним и практически все они сводятся к тому, что в то время, как женщины и дети были в опасности, он трусливо бежал с тонущего корабля.

Газеты писали, что на флаге «Уайт Стар» вместо белой звезды должна быть изображена жёлтая печёнка (от американского жаргонного выражения yellow-livered — «трусливый»).

Англичане, проводившие расследования в 1912 году, пришли к заключению, что Исмей помогал пассажирам лайнера сесть в шлюпки, прежде чем занять место в последней из них.

Не в силах преодолеть травли, через год он покинул компанию и приступил к созданию кадетского корабля «Мерси», предназначенного для подготовки офицеров Британского торгового флота.

Во время Первой мировой войны Исмей пожертвовал £11000 в фонд погибших моряков и £25000 в фонд торгового флота.

Для меня, этот «величайший кинематографический шедевр всех времен и народов» — как его называли газеты, запомнился триумфом канадской певицы Селин Дион с её «My heart will go on».

Фильм неплохой, снять такой могли только в Голливуде, но некоторые сцены явно не соответствуют действительности.

Например — когда пассажиров третьего класса не выпускают на палубу.

Третьим классом, в основном, плыли новые иммигранты.

Американский закон об иммиграции предписывал — перед прибытием в Манхеттен, иммигранты должны находиться отдельно от других пассажиров, чтобы, когда судно остановится на острове Эллис, они смогли быстро и организованно пройти медицинский осмотр и выполнить другие формальности.

Много придуманного, наверное, так и должно быть в кино.

А ведь на корабле были пассажиры, чья реальная судьба сложилась не менее волнующе, чем лихо закрученные эпизоды с героями фильма.

Среди них, например, история Роды Эббот, которая не захотела сесть в шлюпку без своих сыновей-подростков.

Они оставались рядом с матерью до последних минут, пока семья в полном составе оказалась в ледяной воде.

Роде удалось выжить, но двое её сыновей, шестнадцати и тринадцати лет погибли.

Или подлинная история любви пожилой пары пассажиров Первого класса Исидора и Иды Штраус, которая не уступает в драматизме истории любви главных персонажей.

В 1871 году 26-летний Исидор Штраус женился на 22-летней Розалии Иде Блун, и с тех пор супруги всегда были вместе. Если же они ненадолго расставались, то каждый день писали друг другу письма. Они стали родителями 7-х детей, и вместе пережили смерть одного из них.

В картине, Исидор и Ида, прижавшись, встречают смерть в заполняющейся водой каюте. Это было не так, офицер распоряжавшийся эвакуацией, из уважения к преклонному возрасту супругов, предложил пассажиру первого класса Исидору Штраусу занять место в шлюпке, в которую предполагалось посадить его жену. Исидор, желая разделить участь других мужчин, отказался и усадил на свое место женщину с ребенком. Видя это, Ида тоже отказалась от предложенного ей места, сказав: я не оставлю мужа, мы всегда были вместе, вместе и погибнем.

Она подозвала свою молоденькую горничную Элен — та стояла в стороне, прислуга из первого класса пока к эвакуации не допускалась.

 — Возьми дитя мое, ночь холодна, — накинула она на плечи горничной свою шубу.

Та пыталась отказаться, но Ида настояла: бери, я думаю, мне она уже не понадобится.

Элен разрыдалась и упала на колени, но Ида подняла её и подвела к предназначенной для пассажиров Первого класса лодке № 8.

Элен Берд спаслась и прожила еще 40 лет.

Супругов Штраус последний раз видели на одной из палуб тонущего лайнера, взявшись за руки, они прощально махали руками отплывающим лодкам.

Из полицейского протокола осмотра № 96:

 «МУЖЧИНА, ПРИМЕРНЫЙ ВОЗРАСТ — 65 — ПЕРЕДНИЕ ЗУБЫ ЗОЛОТЫЕ (ЧАСТИЧНО) — СЕДЫЕ ВОЛОСЫ И УСЫ.

ОДЕЖДА — Меховое пальто; серые брюки; пиджак и жилет; мягкая полосатая рубашка; коричневые ботинки; чёрные шёлковые носки.

ИМУЩЕСТВО — Бумажник; золотые часы; платиновая и жемчужная цепочки; золотой пенал; серебряная фляга; серебряная бутылка с солями; 40£; 4£ 2s 3d в серебре.

ПЕРВЫЙ КЛАСС, ИМЯ — ИСИДОР ШТРАУС.«

Тело Исидора нашли и опознали около ближайшего населенного пункта от места трагедии, канадского города Галифакса.

Тело Иды так и не было найдено.

На поминальную службу по супругам 12 мая 1912 года, пришли около шести тысяч человек, почти десять тысяч стояли на улице.

История этой любви до сих пор трогает сердца людей, в их честь назван парк с монументом «Память», каждый год 15 апреля, там зажигают свечи в их память.

Исидор покоится в фамильном склепе на историческом кладбище Вудлон, в пригороде Нью-Йорка.

За оградой, можно разглядеть два надгробия, одно из них ожидает Иду.

На памятнике цитата из Песни Песней:

«И большие воды не потушат любовь, и не зальют ее«

С апреля 1894 по март 1895 года Исидор Штраус заседал в Конгрессе США в составе демократической партии.

Когда ему предложили баллотироваться на переизбрание, то он отказался, заявив, что его семейные обязанности отнимают много времени, и он не уверен, что сможет хорошо делать и то, и другое.

Эта красивая мемориальная доска установлена в знаменитом нью-йоркском магазине «Macy’s», 80 лет державшем звание — самый большой универсальный магазин в мире.

Вроде бы, причем тут магазин?

***

Английскую медсестру судил германский военный трибунал, Эдит Кэвелл не считала необходимым скрывать какие-то детали своей деятельности.

Давая правдивые показания, она была уверена, что как сотрудница Красного креста, находится под защитой Женевской и Гаагской конвенций.

Кэвелл призналась, что помогла бежать 60 английским и 15 французским солдатам, а также примерно 100 французам и бельгийцам призывного возраста.

Трибунал признал её виновной по двум пунктам.

Первый: группа «Йорк» вывозила военнослужащих из Бельгии, а значит, усиливала антинемецкие силы, они имели возможность возвращаться на фронт.

Второй: она использовала медицинское учреждение, чтобы действовать во вред Германии.

В этих случаях, утверждали германские военные правоведы, защита Красного креста на медицинских работников не распространяется.

7 октября 1915 года военно-полевой суд приговорил к смертной казни шестерых обвиняемых.

Во избежание волны предполагаемых протестов, по приказу немецкого военного губернатора генерала фон Зауберцвейга, уже через десять часов после вынесения приговора Эдит Кэвелл расстреляли.

Перед смертью, как набожная англиканка, она приняла Святое Причастие от ирландского капеллана, преподобного Стирлинга Гаана, сказав ему:

«Я хочу, чтобы мои друзья знали, что я с покорностью отдаю жизнь за свою страну. Я так часто видела смерть, что она не кажется мне такой страшной.«

Немецкий лютеранский священник Поль Ле Сер был рядом в последние минуты ее жизни, его воспоминания позже были записаны Вильгельмом Беренсом, который в то время руководил брюссельскими тюрьмами:

«Пастор взял мисс Кавелл за руку и произнес небольшую молитву, она пожала ему руку в ответ: попросите преподобного Гаана, чтобы он сказал моим близким — я верю, что моя душа в безопасности, и я рада умереть за свою страну.»

Не все немецкие официальные лица были согласны с таким жестоким приговором, было известно, что английская медсестра помогала и немецким солдатам. Это мало помогло, военные настаивали на полном соответствии приговора с законами военного времени. Приговоренных к тюремному заключению или принудительным работам, через несколько месяцев, проведенных в тюрьме Сен-Жиль, депортировали в Германию.                                                                                                              Казнь Эдит Кэвелл получила широкую огласку в прессе государств-членов Антанты и их союзников, осудили её и в нейтральных странах.

Заместитель министра иностранных дел Германии опубликовал официальный пресс-релиз:

«Ни один военный суд в мире не мог бы вынести иного вердикта, ибо речь шла не об одной эмоциональной поддержке одного человека, а о хорошо продуманном заговоре со многими далеко идущими последствиями, который в течение девяти месяцев выражался в оказании ценных услуг нашим врагам, нанося большой ущерб нашим армиям.«

Германия потеряла право называться цивилизованной нацией, — писали газеты, — граждане многих стран стали верить любым слухам о преступлениях немцев.

Недавно обнаруженные в Национальном архиве в Кью документы, показывают, что усилия британских официальных лиц по освобождению Кэвелл были явно недостаточными. Министерство иностранных дел Великобритании не проявило настойчивости и заявило, что бессильно вмешаться в защиту соотечественницы.

Американцы напротив, ещё не находившиеся в тот момент в состоянии войны с Германией, они всячески попытались оказать на Германию дипломатическое давление. Казнь 49-летней медсестры никому не делает чести — заявили американские дипломаты. В ответ, их коллеги из Берлина выразили сожаление, что не могут расстрелять еще двух-трех пожилых англичанок.

Жестокость немцев потрясла весь мир и повсеместно настроила против них общественное мнение. Не ожидавшее такого возмущения общественности, германское правительство пыталось как-то это событие сгладить. Генерал Зауберцвейг был освобожден от своих обязанностей, при этом военное командование продолжало утверждать, что приговор был совершенно законным. Кайзер Германии Вильгельм II позже сказал, что подумал бы о проявлении милосердия, если бы его вовремя проинформировали о деталях дела.

Одной из узниц, смертный приговор которой был заменён на пожизненное заключение, была — учительница французского языка Луиза Тюльез. Она примкнула к сопротивлению, когда немцами была захвачена ее деревня Сен-Вааст-ла-Валле, расположенная недалеко от границы с Бельгией.

В 1915 года Тюльез переправляла солдат в школу медсестер Эдит Кэвелл. Со временем к ним присоединились местные юноши, которые хотели вырваться из-под немецкого контроля и присоединиться к французской армии. 1 июля 1915 года во время пребывания в брюссельском доме Филиппа Бока, Луиза была арестована и доставлена в тюрьму Сен-Жиль. К концу января 1916 года её переправили в тюрьму в Зигбурге, где прошли почти три года её заключения.

По прибытии, каждого заключенного знакомили с порядком нахождения в этом заведении:

«Теперь ты заключенный. Ваше зарешеченное окно, запертая дверь, цвет вашей одежды — все свидетельствует о том, что вы лишились свободы. Бог не захотел, чтобы вы бросали Ему вызов, греша против Его законов и закона человеческого. Он привел вас сюда, чтобы вы искупили преступления своей жизни.

Итак, склонись под всемогущую руку Божию, склонись под железные законы этого дома. Если вы не будете подчиняться своей воле, ваша воля будет сломлена и согнута. Но если вы смиренно примете наложенное на вас наказание, то плодом вашего подчинения будет смиренное сердце и мирная совесть. Бог так пожелал.«

Обыск в доме беспечного архитектора выявил большое количество улик связанных с работой группы. На заседании суда Тюльез задали вопрос: ради чего, почему она так рисковала?

Она ответила — потому что я француженка.

После вмешательства испанского посла в Брюсселе, который добился просьбы о смягчении приговора от своего короля Альфонса XIII, просьбы Папы Бенедикта XV и косвенно — президента тогда нейтральных Соединенных Штатов Вудро Вильсона, смертной приговор был заменен пожизненным заключением. После окончания войны Луизу Тюльез наградили орденом Почетного легиона и Военным крестом.

Во время Второй мировой войны она вновь примкнула к движению сопротивления, и снова, рискуя жизнью, помогала солдатам союзников бежать из оккупированной Франции. Когда, после окончания войны, ее награждали орденом Британской империи, то вновь спросили — ради чего, почему она так рисковала?                                                                                                                                          Она дала тот же ответ — потому что я француженка.

Британцы, стараясь как можно быстрее втянуть Соединенные Штаты в войну, позаботились о распространении информации о жестокости немцев по всей Америке.

Журналисты разыскали выражение кайзера Вильгельма, который за 15 лет до начала войны (во время «Боксерского восстания в Китае) прозвал восставших «гуннами», теперь гуннами стали называть самих немцев.

Соединенные Штаты вступили в войну только через полтора года, но многие историки до сих пор считают, что информация о казни медсестры Кэвелл подтолкнуло правительство США на вступление в войну.

В Британии её признали — «мученицей, символизировавшей самоотверженность женщин во время войны«.

О её подвиге писали книги и снимали фильмы.

Финальная сцена фильма 1939 года: «Сестра Эдит Кэвелл»

 С 1914 по 1918 год. Никогда больше! Помните! Каждый нанятый немец означает бездействующий британский рабочий. Каждая проданная немецкая вещь означает непроданную британскую вещь. Виньетка с изображением могилы мученицы Эдит Кэвелл и подписью: «1914–1918 гг. Никогда больше! Помни о Лузитании«

Группа бельгийских женщин захоронила тело Эдит Кэвелл рядом с тюрьмой Сен-Жиль. После окончания войны её останки были возвращены в Англию. Её подвигу посвящены возведенные по всему миру мемориалы.

В ее честь названо множество медицинских учреждений, улиц, школ, садов и мостов в Великобритании, и в других странах.

Казнь Эдит Кэвелл оставила несмываемое клеймо на репутации Германии, мировой шок был сравним разве что со взрывом возмущения после гибели «Лузитании».

***

Вильям Моррис (урожденный Залман Мозес), владелец знаменитого нью-йоркского агентства по подбору актеров, представлял самых именитых из них: Чарли Чаплина, Эл Джолсона, братьев Маркс, Мэй Уэст и др. Он заранее забронировал билет на «Лузитанию», но накануне, вдруг отменил поездку.Отказались от неё, по тем или иным причинам, ещё десятка два пассажиров.

Один из них, состоятельный торговец обувью из Бостона Эдвард Б. Боуэн, так объяснял свой поступок:

«Это произошло в последнюю минуту, у меня росло ощущение, что должно что-то случиться. Я обсудил это с миссис Боуэн, и мы решили отменить поездку, хотя в Лондоне у меня была назначена важная встреча«.

Другая пассажирка по имени Альта Пайпер, накануне отплытия, тоже — не находила себе места.

Это была дочь Леоноры Пайпер, самой известной американской транс-медиума, одной из ключевых фигур в спиритуализме конца XIX.

Среди духов-проводников, которые (по её словам) управляли ею, был умерший в 1877 году, богатейший (на тот момент) человек в мире Корнелиус Вандербильт, по прозвищу «Коммодор». Его любимый внук, известный спортсмен и гуляка Альфред Вандербильт, заплатив наличными 1001 доллар и 50 центов (по нынешнему курсу — $22 тысячи), приобрел на этот рейс билеты для себя и для своего камердинера.

 Альта Пайпер, скорее всего, унаследовала от матери ее дар, ибо ей всю ночь, как она говорила позже, постоянно слышался голос:

«Как заберешься к себе в корабельную койку, так уж никогда оттуда и не выберешься».

Целый день, в своем гостиничном номере, она собирала вещи, но не только не взошла на борт судна, но и даже не позаботилась о том, чтобы сдать свой билет.

Не в силах забыть о ночных голосах, она выбрала иной путь, не обращая внимания на часы, много раз собирала и разбирала свои вещи.

И так, до тех пор, пока не услышала отдаленный гудок отправляющейся в путь «Лузитании».

А в соседнем номере, бельгийская медсестра Мари Депаж, довольная тем, что успела закончить все дела, заранее уложила свой багаж и мечтала о скорой встрече с сыновьями.

Зазвонил телефон, портье сообщил, что заказанный по поручению миссис Депаж автомобиль «New York Taxicab Company» прибыл.

***

10 июня 2021 года во время двусторонней встречи в городе Сент-Айвс, президент США Джозеф Байден и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон подписали новую Атлантическую хартию.

В ней говорится о необходимости укрепления международного порядка, который основан на соблюдении принципов суверенитета и территориальной целостности государств.

Страны пообещали прикладывать совместные усилия, чтобы ответить на глобальные вызовы: от глобальной обороны и безопасности до восстановления экономик после коронавируса и борьбы с климатическими изменениями.

По своему духу этот документ похож на Атлантическую хартию от 14 августа 1941 года, подписанную президентом Соединенных Штатов Америки Рузвельтом и представляющим правительство Его Величества в Соединенном Королевстве, премьер-министром Черчиллем во время секретной встречи на борту английского линкора «Принц Уэльский» (Ньюфаундленд).

В этом документе были подробно изложены цели войны с фашистскими государствами, и заложены основы будущего послевоенного мира.

К сожалению, Блеки не смог уберечь свой корабль от беды.

10 декабря 1941 года английскую эскадру заметили японские самолеты.

«Принц Уэльский» был атакован 15-ю торпедоносцами, 10 торпед попали в цель.

Корабль затонул, 840 членов экипажа погибли.

Считается, что кошки приносят морякам удачу.

По морской традиции, корабельный кот (или кошка), проживающий на борту военного или гражданского судна, фактически является членом экипажа.

Получивший ранения на борту английского сторожевого корабля «Аметист» кот Саймон, был награжден медалью, учреждённой в Англии для животных, героически проявивших себя во время боевых действий.

Из наградного листа:

«Вы, невзирая на раны, выполняли свой долг. Ваша храбрость и беззаветное служение королю заслуживают всяческих похвал«.

Вместе с наградой, Саймону было присвоено звание — СТАРШЕГО МАТРОСА.

Лёгкий крейсер Его Величества «Гермиона» участвовал в операции по проводке на Мальту конвоя ME-11 (операция Vigorous).

Ночью, южнее Крита, крейсер был торпедирован немецкой подводной лодкой U-205.

Продержавшись на воде 21 минуту, корабль затонул.

С ним погибло 87 человек и корабельный кот — Конвой.

Свое имя Конвой получил благодаря тому, что многократно участвовал в проводке гражданских и военных судов.

Он числился членом экипажа и имел свой собственный морской гамак.

Кошка Пули (Pooli) во время Второй мировой войны служила на десантном корабле ВМС США и имела полагающуюся всем морякам парадную форму со знаками отличия.

Награждена тремя орденскими планками и четырьмя звёздами — за службу.

Был свой талисман и на «Титанике».

Находящаяся «в положении» кошка Дженни (Jenny) попала туда переводом с лайнера «Олимпик» и за неделю до отплытия родила котят.

Кошачья семья разделила трагическую участь судна и его погибших пассажиров.

***

В день отплытия «Лузитании», на нью-йоркском Челси Пирсе царила суета.

Матросы, уже в который раз, драили палубы «Лузитании», по грузовому трапу сновали грузчики с чемоданами, бочками, ящиками, тюками и коробками. Заполнялись корабельные холодильники и буфеты, это была важная статья дохода компании «Кунард».

На борт подняли 150 ящиков виски «Блэк энд уайт», 50 ящиков канадского виски, 50 ящиков плимутского джина, по 15 ящиков шамбертена, французского красного вина одиннадцатилетней выдержки, шабли и французского белого одиннадцатилетней выдержки, двенадцать бочек портера и десять эля.

Запаслись и табаком: американские сигареты фабрики «Филип Моррис», тридцать тысяч английских сигарет, десять тысяч манильских и гаванских сигар.

Для многочисленных пассажиров, курящих трубку, на борту имелось 560 фунтов рассыпного табака «Кэпстен» флотской нарезки и 200 фунтов табака «Лорд Нельсон флейк», и тот, и другой — в жестянках по четыре унции.

Были пассажиры, никому не доверявшие такое важное дело.

Заядлый курильщик, пассажир Первого класса Майкл Бирн, прислал с посыльным в свою каюту 11 фунтов табака «Олд ровер» и 300 сигар.

То и дело подъезжали доставлявшие пассажиров автомобили.

У трапа остановилось авто знаменитого бродвейского импресарио, 58-летнего Чарльза Фромэна.

Его моментально окружили репортеры, на вопрос — боится ли он подводных лодок, Фромэн отшутился — нет, я боюсь только долговых расписок.

Водитель таксомотора передал грузчикам багаж своей пассажирки и через полчаса, в каюте № E — 61, Мари Депаж уже раскладывала свои вещи.

«Лузитания» должна была отправиться в плавание в десять часов утра, но отплытие задерживалось.

Пассажиры прогуливались по палубам и делились тревожными новостями.

Накануне, во многих газетах появилось сообщение: германский посол в Соединенных штатах Йоган фон Бернсторф информировал американцев, что все суда, несущие флаг Великобритании, и ее союзников, при входе в военную зону, примыкающую к Британским островам, подлежат уничтожению.

Данное предупреждение — заявил посол, — есть акт дружбы по отношению к США, и вызвано заботой о безопасности граждан этой страны.

По пирсу носились мальчишки-газетчики, выкрикивая заголовки газет о возможной атаке подводных лодок.

Фотографы предлагали желающим сфотографироваться на фоне «отправляющегося в последний путь» лайнера.

Пронзительные звуки буксиров возвестили о том, что они готовы приступить к началу буксировки судна от причала, мощный хриплый ответ «Лузитании» выразил ее согласие.

Три громких гудка заглушили судовой оркестр и заставили пассажиров зажать уши.

Огромный лайнер отошел от причала и стал медленно разворачиваться.

Три буксира тянули судно до тех пор, пока оно не встало в нужном направлении.

За день до отплытия, на «Лузитании» случилось чрезвычайное происшествие — сбежал корабельный талисман, четырехлетний черный кот по имени Доуи (Dowie).

Прошлой ночью он вышел на палубу и с тех пор его никто не видел.

 (Продолжение следует)

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Леонид Лазарь: ИГРЫ ОЛИМПИЙСКИЕ Часть двадцать вторая  

  1. Очень интересно и информативно. Перехожу к чтению пропущенных серий. Спасибо автору и успехов.

  2. Как всегда хорошо написано и как всегда прочёл с большим интересом.
    Спасибо

  3. Я в восхищении, Леонид! Читать вас одно удовольствие, казалось бы , вот устрицы(в предыдущей статье), но пишете вы об устрицах с таким смаком и вожделением, что можно сказать, – устрицы в жизни заменяют все. И прощание с жизнью(как в этой статье) предстает у вас в таком ореоле прекрасного и вожделенного, что можно сравнить… нет, не буду сравнивать, лучше воздержусь

Добавить комментарий для Инна Беленькая Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.