Жерар Бёкенкамп: Прогресс обратим

Loading

Сегодня в западном сознании доминирует «прогрессивный» образ истории, «трагический» свойственен разве что упорному меньшинству. Множество людей понятия не имеют, что придерживаются той или другой позиции, но разница между ними громадная, и ею объясняется немало расхождений во мнениях. «Прогрессивным» «трагики» представляются вольными или невольными защитниками несправедливого статус кво, а «трагикам» «прогрессивные» — безответственными мечтателями, ухудшающими своим морализаторством ситуацию, что и без того оставляет желать. 

Прогресс обратим

[Дебют] Жерар Бёкенкамп

Перевод: Элла Грайфер

На Западе, в особенности в Германии и США, в представлениях об истории доминирует идея прогресса, т.е. история понимается как продвижение к определенной цели. Человечество становится все зажиточнее, все просвещеннее, все равноправнее, и в конце концов наступит «Конец истории». В этом идеальном глобальном мире существует только общемировая внутренняя политика, уходят в прошлое различия между народами и религиями также как различия между полами и социальными слоями. В этом мире каждый гражданин Земли имеет равное право на здравоохранение, социальное обеспечение и незагрязненную окружающую среду. Право на стремление к счастью сменяется правом на всеобщее счастье просвещенного коллектива землян.

Противоположностью прогрессивного мировоззрения является трагическая картина мира, связанная с идеей «вечного возвращения». Это означает, что мы, люди 21-го века, в принципе не более умны, просвещенны и проницательны, не менее иррациональны, чем люди 19-го и ранее. Власть, конфликты и неравенство будут также определять будущее, как определяли прошлое. Мы можем лишь частично улучшать ситуацию, решать конкретные проблемы, предотвращать наихудшее. На какое-то время можем создавать отдельные островки свободы и благосостояния, но не более одного поколения отделяет цивилизацию от варварства.

Как это сказывается на представлении о демократии

Сегодня в западном сознании доминирует «прогрессивный» образ истории, «трагический» свойственен разве что упорному меньшинству. Множество людей понятия не имеют, что придерживаются той или другой позиции, но разница между ними громадная, и ею объясняется немало расхождений во мнениях. «Прогрессивным» «трагики» представляются вольными или невольными защитниками несправедливого статус кво, а «трагикам» «прогрессивные» — безответственными мечтателями, ухудшающими своим морализаторством ситуацию, что и без того оставляет желать. Речь идет не просто об абстрактных аксиомах, но о различиях в ментальности и основополагающем психологическом настрое. Почти каждого человека можно отнести к одной из этих двух категорий.

Преобладание «прогрессивного» понимания истории имеет последствия как для истолкования демократии, так и для политики международной. Демократически допустимыми считаются только мнения, не ставящие под сомнение прогресс как таковой. Партии могут спорить между собой о правильном пути в эту глобальную утопию, прогрессисты могут согласиться на компромисс, облегчающий каким-то отдельным группам путь в светлое будущее, но никому не дозволено усомниться в магистральном пути исторического развития. Противником и врагом прогресса будет для них всякий, кто препятствует этому развитию или, хуже того, провоцирует недопустимый возврат к старому.

С «ложным» компромисс недопустим

Сторонники трагической картины мира могут быть прагматиками, поскольку мирятся с его несовершенством. Они, например, исходят из того, что международная политика — что прежде, что теперь — есть не что иное как арена борьбы великих и средних держав за власть и сферы влияния. Цели их ограничены местом и временем, они отстаивают частные интересы, стремятся предотвращать катастрофы и разрешать конкретные проблемы, не претендуя на обретение решений для всех и навсегда.

Это неприемлемо для сторонников картины прогрессивной. Не все спасены — так никто не спасен, или, как сказал Адорно: «Не бывает правильного в ложном». Компромиссы с «ложным» недопустимы.

Шок, вызванный победой Талибана в Афганистане и нападением Путина на Украину, тесно связан с прогрессистской картиной мира, поскольку ни победы фундаменталистской группировки, ни войны великой державы за территорию и сферы влияния на нынешней ступени развития не может быть, потому что быть не должно. Надежды «цивилизованного общества» строятся на том, что мир достиг некоторого уровня прогресса, каковой необратим. Тот же, кто не считает людей и державы 2022 года ни лучшими, ни принципиально иными, чем оные же в 1922, 1822 или 1722 году, ошарашен будет гораздо меньше. Мы научились пользоваться интернетом и мобильником, но это вовсе не обязательно означает, что природа человека стала другой.

Некоторые сумели примириться с несовершенством мира, а некоторые ну никак не могут выдержать его.

Оригинал: https://www.achgut.com/artikel/der_fortschritt_ist_umkehrbar

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Жерар Бёкенкамп: Прогресс обратим

  1. Иногда толпа права —
    Редко, но бывает,
    Так трещат в огне дрова —
    Пар их разрывает…

    Осталось только определиться, какая из двух «толп» права.
    С другой стороны это легко — права та, что победит 🙂

  2. Исходя из концепции множественности цивилизаций Хантингтона внедрение/экспорт западной демократии в такие цивилизации как мусульманская и православная (условно) бессмыслен. Надо просто учитывать их порядки в международных отношениях: мы тут — они там.

  3. Цитата из Виктор Каган: «Пазлы тоталитарной психологии»:

    «… Фашист — совсем не обязательно мерзавец в бытовом понимании этого слова, фашист — это всего лишь простой человек, взявшийся решать политические вопросы непомерной сложности … сапожник, не берущийся решать, каким должен быть мир, человек непростой, профессор же, который обо всём на свете знает «как надо» — тот проще пареной репы. …»

    https://7i.7iskusstv.com/y2022/nomer6/kagan/

  4. “Шок, вызванный победой Талибана в Афганистане и нападением Путина на Украину, тесно связан с прогрессистской картиной мира, поскольку ни победы фундаменталистской группировки, ни войны великой державы за территорию и сферы влияния на нынешней ступени развития не может быть, потому что быть не должно.”

    Чью нынешнюю ступень развития молодой автор имеет ввиду? Талибана в Афганистане и Путинской Россий? Как развивались, то и имеют! А Запад то тут причем?
    ***
    “На Западе, в особенности в Германии и США, в представлениях об истории доминирует идея прогресса, т.е. история понимается как продвижение к определенной цели. Человечество становится все зажиточнее, все просвещеннее, все равноправнее”

    Прекрасно. В этом плане ни Афганистан, ни Россия не могут и не должны быть Западу примером для подражания. Там любой мало мальский прогресс ВСЕГДА ОБРАТИМ, по решению вождя, генералиссимуса, команданте, генерального секретаря партии, султана, шариатского суда и тд. и тп.

    В Израиле обратимость прогресса тоже все время не сходит с повестки дня благодаря обильному присутствию в Кнессете и в социуме поклонников идеи “вечного возвращения” к библейским истокам и древним традициям. Интернетом, мобильником и банкоматом пользоваться научились, но душой они там, очень далеко, в библейском прошлом. Если не ошибаюсь, такое состояние называется “когнитивный диссонанс”. Должен ли противоположный лагерь принять, освоить их концепцию миропорядка и следовать ей? Однозначно нет.

  5. Мало нам «своих» борцов с «прогрессом Человечества» — так ещё и «чужих» переводят. 🙂
    На самом деле мы либо доберёмся до «полного счастья», либо до… «полного несчастья».
    К счастью многие не доживут ни до того, ни до другого 🙂

    P.S. Мы таки тупее наших предков, но живём лучше — какая несправедливость!

Добавить комментарий для Михаил+Поляк Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.