Эдуард Малинский: Переоценка ценностей

 6,422 total views (from 2022/01/01),  5 views today

Нам представляется, что упомянутые действия ушедшего в отставку правительства в отношении ультраортодоксального и арабского секторов в израильском обществе целиком и полностью оправданы, т.к. являются своевременной реакцией на вызов времени и призваны минимизировать угрозы от них государству уже в недалеком будущем. Но очень большие опасения вызывает тот факт, что в условиях раскола израильского общества эти усилия могут оказаться напрасными из-за нежелания блока Ликуда во главе с Нетаниягу заняться, наконец, переоценкой ценностей, и действовать консолидировано, опять-таки в интересах государства.  

Переоценка ценностей

Эдуард Малинский

Чем столетье интересней для историка,

 Тем оно печальнее для современника.

( Н. И. Глазков «Лез всю жизнь в богатыри да в гении ») .

 Итак, знакомый всем до боли лозунг «Все — на выборы!» снова в повестке дня. Иначе говоря, наступило время «собирать камни»: исполнился год с момента формирования правительства Беннета — Лапида.

 Да, «время разбрасывать камни, и время собирать камни».

Эта известная многим фраза взята из третьей главы Книги Екклезиаста — одной из книг Ветхого Завета.

 В наши дни в это выражение вкладывается такой смысл: неминуем час, когда за всё, ранее содеянное, придётся нести ответственность.

 «Коалиция перемен» просуществовала ровно год с небольшим. Много говорилось о противоречиях между партиями: именно эти противоречия запрограммировали крах ещё в самый момент создания коалиции.

 Мы не будем сейчас заниматься анализом причин, приведших к очередным «внеочередным» выборам в кнессет; рассматривать основные проблемы, невозможность решения которых развалила коалицию, и те движущие силы, представители которых способствовали этому разрушительному процессу, хотя «страна должна знать своих героев»; это всё ещё предстоит сделать, когда придёт время для осмысления произошедшего.

 Сейчас же есть необходимость рассмотреть подробнее только небольшую сферу деятельности ушедшего правительства, а именно: как оно работало над решением задач, выдвигаемых самим ходом исторического развития на ближайшие 30 — 40 лет.

 Казалось бы, нелогично даже надеяться, что правительство, простоявшее у власти только год, и которое обязано было решать, в первую очередь, только насущные вопросы сегодняшнего бытия, имело бы возможность работать на такую далёкую перспективу, тем более, что находящееся у рычагов власти более десяти лет прежнее правительство Нетаниягу ровным счётом не только ничего не делало для того, чтобы ответить достойно на этот вызов истории, но своей деятельностью только затрудняло решение этих проблем в будущем.

 Что же я имею в виду?

 Остановимся только на двух аспектах: положение ультраортодоксального сектора в Израиле и палестино-израильский конфликт.

 Казалось бы, привычные и до оскомины приевшиеся всем проблемы.

 Ну что тут нового можно сказать?

 Именно поэтому к этим проблемам и относились как к чему-то неизбежному в нашей повседневной жизни, с которым приходится жить, к которому нужно приспособиться, потому что избавиться от этого зла невозможно, и мы просто обречены на дальнейшее сосуществование. Одним словом, такова жизнь, или как говорят французы — c’est la vie!

 Но давайте на минутку оторвемся от сиюминутных забот, которые просто необходимо решать «здесь и сейчас», а в этом, в действительности, есть жизненная необходимость, и зададимся вопросом:

 «Какую же страну мы оставляем нашим потомкам? Какие задачи, решение которых мы предпочитаем оставлять на потом, и, главное, какую цену они, наши грядущие поколения, будут вынуждены платить за их решение?» 

 А тем из нас, кому доведется дожить до того времени, очень может быть, придется услышать горькие слова осуждения из лермонтовской «Думы» в наш адрес за неминуемое банкротство страны:

 И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
 Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом
.

 О каком же времени и вообще о чем идёт здесь речь?

  1. Опасность превращения Израиля в страну третьего мира. 

 Дело в том, что по данным ЦСБ Израиля в 2040 году доля ультраортодоксов будет составлять 20% от населения страны, а в 2065 году — около 32%! И при этом, по сегодняшней статистике (а сегодня доля харедим в еврейском населении страны составляет свыше 12% ), каждый второй из трудоспособных мужчин—ультраортодоксов не работает!

 И очень мала вероятность, что эта пропорция изменится в будущем в лучшую сторону, при нынешних-то приоритетах в этом секторе. И поэтому 45% жителей ультраортодоксального сектора Израиля пребывает за чертой бедности: они просто не востребованы на современном рынке труда ввиду отсутствия трудовых навыков и должного, отвечающего современным критериям уровня образования: в учебных программах системы образования сектора отсутствует изучение математики, английского и компьютеров.

 В сочетании с грядущими демографический проблемами, согласно прогнозам ЦСБ, это обстоятельство создает очень неприглядную перспективу: её озвучил д-р Чак Фрейлих, экс-замначальника штаба по национальной безопасности; человек, нужно полагать, не обделенный осведомлённостью, в своём репортаже «Послание из 2060-х», напечатанном в газете «Ха-арец». Из этого послания следует, что Израиль утратит своё лидерство в области хайтек и высоких технологий и превратится в страну 3–го мира.

 И это не единичный мрачный прогноз. Приведем мнение Юваля Дискина, экс-главы Шабака, человека, тоже не страдающего от отсутствия информации, хотя бы в силу своего служебного положения.

 В статье «Израиль на грани распада: эти выборы могут быть последними», опубликованной в международном интернет-журнале New Resume.org. от 21.02.21., он, касаясь взаимоотношений государства с общиной харедим в настоящее время, пишет, что ультраортодоксы:

«… недостаточно интегрированы в израильскую экономику и не несут бремя военной или альтернативной повинности, а Государство Израиль утрачивает способность подчинять своим законам именно эту категорию населения».

И что через 30-40 лет:

«… только 1/3 населения страны вынуждена будет нести на своих плечах бремя налогообложения, армейской и резервистской службы, что сделает маловероятным выживание государства в военном и экономическом положении».

Из вышесказанного следует, что современное положение в общине чревато бедственным положением не только для её членов                                                                                                                            (Сделаем небольшое отступление — заметки на полях: Достаточно вспомнить, что, если за чертою бедности, по свидетельству Израильского института демократии на сайте журнала НЭП, в 2005 году находилось 58% населения ультаортодоксального сектора, то в 2020 году этот уровень бедности понизился только до 45%, т.е. всего на 13% за последние 15 лет, то, если экстраполировать такие темпы на будущее, получим, что для достижения нынешнего уровня бедности остальной части еврейского общества — 11% — ещё понадобится больше 30 лет. Вот она, цена эволюционного развития, если пустить всё на самотек. Просто необходимо что-то делать!),                                                                                                                                                  но и губительны для общества, страны, государства, т.к. проблемы общины перерастают в проблемы государственные.

 Вот они, ключевые слова: «Камо грядеши? Куда идёте?»

 И ответ: «В страны третьего мира!»

 И мне бы хотелось объяснить нашим читателям, конечно же, в первую очередь, русскоязычным из ближнего и дальнего зарубежья, обоснованность столь мрачных прогнозов экс-руководителей израильских спецслужб по поводу такого губительного влияния ультраортодоксов на будущее нашей страны.

 А для этого придётся в который раз прибегнуть к уже испытанной системе: поискам виновных «Кто виноват?» и рецептам для исправления недостатков «Что делать?»

 Мы уже неоднократно подчеркивали, что существующий симбиоз между рядовыми членами ультраортодоксальной общины и её партийной верхушкой в лице политических партий ЩАС и «Еврейства Торы», представляет собой форму взаимовыгодного сосуществования различных социальных групп, а именно: многодетные, находящиеся за чертой бедности, — а их сегодня почти половина от численности сектора — семьи харедим, не востребованные по причине отсутствия базового образования и трудовых навыков, на современном рынке труда в Израиле, и занимающиеся исключительно изучением Торы в йешивах и колелях, целиком и полностью зависят от тех социальных льгот, стипендий и прочих финансовых преференций, которые весьма успешно, пользуясь своим влиянием в правящей коалиции и в правительстве, выколачивала из госбюджета для своего электората партийная верхушка харедим.

 Как видите, она неплохо устроилась, эта элита ультраортодоксов, превратив в своих заложников и правительство и правящую коалицию в кнессете: откАжите в дополнительном госфинансировании — развалим институты власти; и свой послушный электорат: не будете за нас голосовать — мы, не будучи у власти, не сможем выбивать для вас же дополнительные субсидии, а без них вы— никуда, образования-то у вас нет.

 С одной стороны — деньги из госбюджета ценою удержания их дающих у власти, с другой стороны — эти же деньги на пропитание своему электорату ценою превращения его в послушные «винтики» в машине голосования.

 И как будто бы ничего личного: как говорится, чисто деловая сделка: ты — мне, я — тебе.

 Просто достойно сожаления, что эта близорукая политика на государственном уровне, угрожающая самому существованию государства в очень недалёком будущем, как фиговым листком уже в течение десятилетий прикрывается безответственной болтовней о либерализме, национальном и демократическом характере государства, эволюционном пути развития отношений внутри общества и т.д. и т.п.

 А когда определённая политическая сила предлагала реальные пути для выхода из такого абсурдного положения, притом вполне реальный инструментарий, который можно было запустить в работу хоть сегодня, лидер этой силы подвергался всеобщему осуждению и огораживанию флажками со всех сторон, как при охоте на волков.

И инструментарий этот был хорошо известен: он содержался в двух пунктах прежней, еще 2019 года предвыборной программы партии НДИ.

Вот эти пункты:

  1. Принятие закона о призыве на армейскую и альтернативную службу учащихся йешив с теми конкретными деталями (квоты на призыв и т. д.), отказ от принятия которых блоком правых привел к сентябрьским выборам 2019 г.
  2. Включение в учебные программы школ, йешив и прочих учебных заведений ультраортодоксов курса математики, английского языка и компьютерного обучения.

 Надо отдать Либерману должное: казалось бы, ну чего ради, в предвыборную программу, которая, по всем канонам, должна соответствовать, в первую очередь, интересам своего электората, он записывает пункты, не имеющие к этому никакого отношения?

 А потому записывает, что мыслит как госуларственник, понимает их значимость для страны в целом, в отличие от своих многочисленных оппонентов весьма широкого политического спектра.

 И случилось так, что лидер партии НДИ, получивший в коалиции пост министра финансов, наконец — то, благодаря этому получил рычаги воздействия на ситуацию.

 Но даже при этом правительстве, проводя мероприятия по реформированию сектора харедим, Либерман неизменно встречал сопротивление не только со стороны оппозиции, но и внутри коалиции: партия Ямина, партия премьер-министра, пользуясь правом вето, записанным в коалиционных соглашениях, часто препятствовала проведению этих реформ.

 Вот красноречивый пример, один из многих, между прочим.

По сообщению сайта < detaly.co.il > от 13.07.21. Авигдора Либермана за решение сократить субсидии на детские сады семьям неработающих студентов-ультраортодоксов, — а уже в сентябре 2021 года этой субсидии могли лишиться 18 тысяч семей, — депутаты ШАС и «Еврейства Торы» не раз публично называли  «злодеем» и антисемитом.

(Заметки на полях: достойно сожаления, что в этой вакханалии осуждения весьма активное участие приняли и представители русскоязычной интеллигенции, так сказать, «игумен Пафнутий руку приложил».                   И не могут уразуметь они, хотя с гордостью носят полученные ещё в стране исхода научные степени и звания, что в Израиле, где евреи составляют титульную нацию — около 75% от численности всего населения — не может быть антисемитизма по определению: дискриминация по национальному признаку в подобных условиях возможна только при оккупационном или диктаторском режиме, как, например, в Сирии, где алавиты, составляющие всего 15% населения страны, представляют все уровни власти.)

 На пресс-конференции 13.07.21, в преддверии принятия госбюджета на 2021-2022 годы, Либерман ответил своим критикам:

«Мы не изобрели колесо», — пояснил вначале министр финансов. Либерман указал, что подобная мера в прошлом вводилась уже дважды. И она оказалась, по словам Либермана, эффективной.

«Уже в последующем году это увеличило занятость в этом сегменте на 70 процентов. Это уже зарекомендовавшие себя меры»,— отметил министр.

 Но, как показал ход дальнейших событий, угрозы развала коалиции сделали свое черное дело. По истечении года «воз и ныне там».

 Как сообщает тот же сайт, но уже от 07.04.22. Либерман (НДИ) и депутат кнессета Нир Орбах («Ямина») договорились отложить отмену субсидий на ясли для детей религиозных студентов йешив и колелей до 2024 года во имя спасения коалиции, которая в итоге, спустя три месяца всё равно развалилась.

 Да, имея таких партнёров по коалиции, не нужны враги из оппозиции…

 А вот ещё один пример. Из сообщения на сайте < vesty.co.il > от 31.05.22. В законе об экономическом урегулировании на 2023 год (как известно, такие законы обычно являются приложением к утверждаемому бюджету, и дата утверждения бюджета на 2023 год уже была озвучена, но роспуск кнессета поломал все планы) предлагалось внести ограничения для ультраортодоксальных учебных заведений. Речь шла об экономии примерно 1 млрд шекелей в год.

Однако сокращения предлагалось проводить при определенных условиях. Сокращения можно было бы предотвратить, если учащиеся этих учебных заведений успешно сдавали бы государственные экзамены по ивриту, английскому языку и математике (при этом ультраортодоксальные лидеры согласились с требованием «минимального изучения основных специальностей» (сокр. на иврите лимудей-ЛИБА) ещё накануне провозглашения Государства Израиль, этот принцип закреплен в знаменитом соглашении от 1947 года о сохранении статуса-кво.

Термин ЛИБА охватывает базисные предметы в государственной системе образования. Но, как и ожидалось, как только были опубликованы основные пункты новой инициативы, ультраортодоксальные политики и СМИ мгновенно отреагировали яростным протестом, назвав начинание «покушением на изучение Торы».

 Реакция руководства харедим на любую попытку реализовать эффективное управление процессом обучения, или критика ультраортодоксальных учреждений за недостатки в этой работе автоматически клеймится ими как ненависть к харедим и антисемитизм.

 А в ответ на намерение сократить финансирование ультраортодоксы сразу же заявляют, что «в подавляющем большинстве независимых учебных заведений, а также в образовательной сети «Мааян Торани» проводится обучение по базисным предметам в полном объеме».

 Но отчет государственного контролера от 2020 года разоблачил эти попытки скрыть истину относительно того, как изучаются базисные предметы, и показал, насколько минпрос не в состоянии обеспечить надлежащий надзор в этом секторе:

 «Что касается школ, связанных с крупными образовательными сетями под эгидой «Агудат-Исраэль» и ШАС , то в этом случае предыдущая коалиция поддалась давлению ультраортодоксальных партий и провела закон о равном финансировании. Таким образом, эти образовательные учреждения получают бюджеты наравне с государственными школами.»

Чтобы не допустить разоблачения блефа, ультраортодоксальные сети просвещения отказываются от участия в госэкзаменах «Мейцав» и тому подобных независимых испытаниях.

Власти долгое время потворствовали этому, соглашаясь на ограниченное участие в экзаменах или на полный отказ. Хотя совершенно очевидно, что требование установить тщательный контроль над изучением базисных предметов не имеет ничего общего с ненавистью к ультраортодоксам, а лишь продиктовано заботой о будущем Государства Израиль и его экономическом благополучии.

И это, согласно сайту  < vesty.co.il > от 04.07.22. подтверждает очень красноречиво Авигдор Либерман:

 «Понимаете, это абсурд — государство финансирует школы, где детям запрещено учить математику, английский, компьютеры. 18-летний человек заканчивает школу, ни дня не изучая иностранный язык и не видя компьютера. Такого человека потом всю жизнь надо подкармливать дотациями и финансировать

 Правда, наиболее дальновидные представители религиозного сообщества, такие, как, например, раввин, адвокат Ури Регев, директор некоммерческой организации «ХАДУШ — за свободу вероисповедания и равноправия», считают, что

«Нет более справедливой, жизненно важной и неотложной инициативы, чем та, что выдвинул министр финансов Авигдор Либерман, о сокращении на 25% финансирования ультраортодоксальных образовательных сетей. Он сокращает наш бюджет не из ненависти, а из страха за будущее Израиля».

 В связи с роспуском кнессета утверждение бюджета на 2023 год как и прилагаемый к нему Закон о хозяйственном регулировании, о котором шла речь выше, отодвинуты на неопределённый срок, и поэтому, чтобы добиться хотя бы чего-нибудь, министр финансов Авигдор Либерман и министр просвещения Ифат Шаша-Битон всё-таки договорились о программе продвижения преподавания базовых предметов в тех школах ультраортодоксального сектора, которые в настоящее время не получают государственное субсидирование в полном объеме. Об этом сообщает сайт < пewsru.co.il > от 27 Июня 2022 г.

 Либерман сказал:

 «Я много лет повторяю, что для интеграции представителей ультрарелигиозного сектора на рынке труда, необходимо преподавание основных дисциплин в школах. Сегодня мы, наконец, начинаем программу, которая поможет ученикам сохранить образ жизни и приобрести навыки, которые помогут им занять свое место на рынке труда. Финансирование поставлено в зависимость от успеваемости и не будет осуществляться бесконтрольно. Программа стала первым шагом по расширению преподавания английского языка и других основных дисциплин в религиозных школах».

 Министр просвещения Ифат Шаша-Битон отметила: «Основные дисциплины служат важным инструментом, который мы хотим дать ученикам, готовя их к взрослой жизни. Программа, разработанная в процессе диалога с ультрарелигиозным сектором, позволит школьникам получить этот инструмент».

 И многие эксперты на протяжении длительного времени предупреждали о разрушительных последствиях отказа ультраортодоксального руководства от обучения базисным предметам в своих учебных заведениях. Об этом неоднократно говорили, в том числе, бывший управляющий Банком Израиля проф. Стэнли Фишер и проф. Дан Бен-Давид, ведущий экономист, изучающий проблему уже много лет.

Но и противники этих перемен отлично понимают ту опасность для себя, которую представляет закон об образовании: по сути, он лишает партии харедим послушного электората, без которого эти партии просто исчезнут с политической арены.

 А потому не удивительно, что раввин Икон Азулай из партии ЩАС, по свидетельству сайта < nep.detaly.co.il > от 29.06.22., прямо заявляет:

 «Мы не допустим реформы, которые вмешиваются в образование наших детей!»

 И становится понятным заголовок сайта < cursorinfo.co.il > от 21 июня 2022: «Ультраортодоксы приветствуют падение правительства Беннета-Лапида».

 «Правительство, которое вредило и пыталось разрушить иудаизм и святость Израиля и причиняло вред слабым, было изгнано. Святой помиловал народ Израиля», сказал раввин, духовный лидер партии ШАС.

Лидеры харедим в СМИ трубили о крахе правительства, называя его нечестивым.

А по свидетельству газеты The Times of Israel ультраортодоксальные лидеры и газеты весьма бурно радовались роспуску Кнессета и правительства. Многие приписывали падение коалиции божественному вмешательству. 

 Подводя итог разделу нашей статьи, посвященному результатам борьбы правительства перемен за будущее Государства Израиль, будем считать вышеупомянутое межминистерское соглашение первой ласточкой на эволюционном пути качественных изменений внутри общины харедим, которые возможны только при условии помощи извне, т.к. своими силами рядовые члены общины не в силах разорвать тот порочный круг взаимных обязательств, в который они вовлечены политикой своих партийных бонз. И путь этот лежит через образование, через приобщение к общественно полезному труду.

 За какое время это произойдет, сказать, по крайней мере, сейчас трудно, но нельзя: «сидеть у моря и ждать погоды», когда… грядёт Апокалипсис.

А дорогу осилит только идущий!

2.Циклопический труд не должен стать сизифовым!

 А теперь наступил черёд анализа второго пункта борьбы коалиции за будущее Израиля — мирное разрешение арабо–израильского конфликта.

 За многие десятилетия, на протяжении которых длится ближневосточный конфликт, отношения между арабскими странами и государством Израиль стали частью международной политики. На протяжении этих десятилетий у каждого народа, принимающего участие в конфликте, выработалась своя манера поведения, своё мировоззрение. У еврейского народа — это защита своего маленького, но такого важного для него государства от арабских стран, желающих стереть Израиль с карты мира.

 И угрозы эти — не пустая риторика. Так заявляют Хизбалла в Ливане, Хамас и его вассалы в секторе Газа. А сегодня этот лозунг взят на вооружение уже не только террористическими группировками, но и государством Исламская Республика Иран — членом ООН, и провозглашает оно свою цель открыто, на международном уровне.

 А международное сообщество «безмолвствует». Видно, сказывается исторический опыт со времен Мюнхенского сговора в отношении Чехословакии, и Холокоста — в отношении евреев.

 Трудно даже коротко перечислить количество резолюций, принятых различными международными организациями, имеющих своей целью разрешение арабо — израильского конфликта. А сколько было проектов и предложений? Нет им числа.

Но сейчас речь пойдёт не об этом, не о международном резонансе этого конфликта, а о попытках сблизить позиции сторон, участвующих в нём, потому что очевидно одно: только устранение противоречий между непосредственными участниками конфликта, между евреями и израильскими арабами может погасить пламя конфликта.

 Евреи в Израиле — это, как уже упоминалось выше, титульная нация, они составляют более 75% от всего населения страны, а арабский сектор — чуть более 20%. В таких вопросах на первый план всегда выходит основное правило международных отношений: правила игры диктует тот, у кого лучше карты. Но это означает также, что и ответственность в большей степени лежит на Израиле как на более сильной стороне. Пойдя на определенные риски, эта сторона смогла проявить больше доброй воли, чтобы посмотреть, приведет ли такой жест к позитивным изменениям или хотя бы к сопоставимому результату с противоположной стороны.

 Возьмём, к примеру, Ословские соглашения 1993 года. С самого начала переговоров надежда на успех была невелика, и люди, которые смотрели по телевизору, как Ясир Арафат и Ицхак Рабин пожимают друг другу руки при подписании этих соглашений, и думали, что завтра наступит мир, и верили в вероятность успеха, как показала жизнь , были просто слишком наивными.

 Правда, тогда, в 1993 году Израиль и Палестина впервые признали взаимное право на существование, а это уже был колоссальный прогресс, но никто, в принципе, искренне не верил в такую реальность. А ведь фактически именно тогда стало возможным говорить о принципе двух государств для двух народов, живущих рядом.

 И хотя у соглашений в Осло был огромный потенциал, но, видимо, чтобы воплотить их в жизнь, требовалось значительно больше сил и работы, чем обе стороны могли себе представить. В какой-то момент люди по обе стороны конфликта потеряли веру в возможность компромисса.

В 1990-х для Израиля главным поводом к тому, чтобы отказаться от дальнейшего продвижения переговоров стала неспособность Арафата помешать радикалам, которые регулярно устраивали теракты на территории Израиля. Израильтяне пытались продолжать переговоры, это было чем-то вроде мантры:

 «Мы будем вести переговоры, как будто терактов нет, и будем бороться с терактами, как будто переговоров нет».

 Но этот незамысловатый алгоритм борьбы по Рабину только подстегивал тех палестинцев, кто считал, что план урегулирования не учитывает их интересы. В итоге терактов становилось только больше, они происходили в центрах израильских городов, и, конечно, это подорвало веру израильтян в то, что с такими партнерами можно вести переговоры.

 Ясно, главный урок этих лет — люди по обе стороны конфликта потеряли веру в возможность компромисса. И сейчас они уже не способны довериться другой стороне, как 25 лет назад.

 Однако, прежде, чем начинать повествование о сегодняшних попытках урегулирования этого застарелого конфликта, совершим небольшой экскурс в прошлое, что стало у нас уже доброй традицией, опять–таки в интересах бОльшей осведомленности наших читателей в зарубежье об истории Израиля.

 Что бросается в глаза при ознакомлении с внешнеполитическими планами, в начале каденции, к примеру, очередной администрации США? Почти всегда лидирующее место занимает очередной вариант решения арабо — израильского конфликта.

 Может быть, у супердержавы нет более важного приоритета во внешней политике? Ведь не зря многие политологи сравнивают регион Ближнего Востока в 20 и 21 веке с Балканами, которые во второй половине 19 века приобрели печальную славу «порохового погреба Европы»: эти регионы, каждый в своё время, стали ареной борьбы за влияние среди мировых держав.

 Нужно сказать, что наличие «особых отношений» между Израилем и США далеко не всегда положительно сказывалось на выражении симпатий к нашей стране в американских планах по урегулированию ближневосточного конфликта. Довольно часто Израиль служил разменной монетой в переговорах великих держав по прекращению «иудейских войн» в 60-80 годах: по требованию американской администрации Израиль вынужден был останавливать военные действия, находясь буквально в шаге от безоговорочной победы.

 И план под названием «Дорожная карта», основанный на речи президента США Джорджа Буша — младшего 24 июня 2002 года не был исключением из уже ставшего правилом ущемления интересов Израиля. Надо воздать должное тогдашнему премьеру Ариэлю Шарону: он пообещал поддержать Дорожную карту только при условии, что палестинское государство будет ограничено 42% территории Западного берега и 70% сектора Газа; и границы — под полным контролем Израиля. Шарон также исключил раздел Иерусалима и право палестинцев на возвращение и вообще потребовал внести более 100 изменений в «дорожную карту».

 Война в Ираке в 2003 году похоронила этот план.

 А теперь о других планах.

 Вот, к примеру, о чём рассказывает сайт < dw.com.ru > от 21.12.17. под заголовком

4 плана мирного урегулирования.

 Конфликт между Израилем и палестинцами длится уже более полувека. Предложения о том, как его можно урегулировать, обсуждаются годами.

В феврале 2016 года в иорданском портовом городе Акаба состоялась знаменательная встреча. В ней приняли участие израильский премьер Биньямин Нетаньягу, король Иордании Абдалла и тогдашний госсекретарь США Джон Керри.

 Речь шла о возможном переселении палестинцев, живущих на территории автономии, на север Синая. Этот план, как сообщал телеканал «Аль-Джазира,» существовал уже давно. Ещё в 2004 году представитель Израиля предложил Египту уступить для этого 60 тысяч квадратных километров на севере Синая.

Летом 2017 года президент США Дональд Трамп и Биньямин Нетаньягу обсуждали новый вариант сделки: согласно ему, Египет стал бы управлять сектором Газа, в то время как Иордания осуществляла бы контроль над частью Западного берега реки Иордан. Остальная часть Западного берега осталась бы под контролем Израиля, а живущие там палестинцы получили бы израильское гражданство.

Из Египта на это предложение поступала противоречивая реакция — особенно в том, что касается требования предоставить землю для проживания палестинцев.

 «Президент ас-Сиси не отдаст ни дюйма египетской земли«, — заявил в октябре 2017 года министр иностранных дел Египта Самех Шукри. Однако еще в апреле в ходе визита в Вашингтон сам ас-Сиси назвал идею переселения «планом века».

План переселения, по крайней мере, официально еще не обсуждавшийся с палестинцами, — это ещё один из целого ряда проектов, нацеленных на разрешение длящегося уже десятилетиями конфликта между Израилем и палестинцами. Наиболее значимые из них — три описанных ниже плана.

(Продолжение следует)

Print Friendly, PDF & Email

20 комментариев к «Эдуард Малинский: Переоценка ценностей»

  1. Не плохо было бы законом запретить поручать формирование правительства тому, кто перед этим дважды подряд, имея мандат на формирование, не справился с этой задачей — подобные ограничения применяются к банкротам, например, и когда дело касается кошелька, то люди строже подходят к оценке претендента на доверие.

  2. Бывшее приготовило для харедим огромный ТИШ с большими бокалами, полными банкнот, чтобы заманить к себе в коалицию какого-нибудь из них… О чем вы говорите???

    1. Emil: «Бывшее приготовило для харедим огромный ТИШ с большими бокалами, полными банкнот …»
      =====
      Левая часть бывшего (я сам сторонник Беннета).

      И это не впервой: в 1999-ом ПМ Эхуд Барак провёл в Кнессете такие огромные пособия для очень-многодетных семей (по-моему где больше 6-и детей), что их потом был вынужден отменить даже ПМ Нетаниягу. Притом отменить в коалиции с харедим!

      Нетаниягу с такой настойчивостью решал ТОЛЬКО проблемы, угрожающие Израилю в самом ближаешем будущем, долгосрочные проблемы он предпочитал вообще не решать. А харедим тогда уступили Нетаниягу потому, что они предпочитают годами «доить корову», а не зарезать и съесть её за одну зиму.

  3. Автор пишет: «И мне бы хотелось объяснить нашим читателям, конечно же, в первую очередь, русскоязычным из ближнего и дальнего зарубежья, обоснованность столь мрачных прогнозов экс-руководителей израильских спецслужб по поводу такого губительного влияния ультраортодоксов на будущее нашей страны.»
    А зачем что-то объяснять этим не живущим в Израиле русскоязычным читателям??? Эта братия очень любит давать советы из своего далека, а на происходящее у нас никак не влияет. Более того, даже русскоязычным израильтянам ничего объяснять не надо-умные сами всё видят, понимают и не могут не согласиться с мрачными прогнозами, которые непременно сбудутся если давно назревшие реформы в сфере взаимоотношения государства и ультрарелигиозного населения так и не будут проведены, а неумные поерничают и продолжат голосовать за нерушимый блок Ликуда и харедим…

  4. «… по свидетельству Израильского института демократии на сайте журнала НЭП, в 2005 году находилось 58% населения ультаортодоксального сектора, то в 2020 году этот уровень бедности понизился только до 45%, т.е. всего на 13% за последние 15 лет, то, если экстраполировать такие темпы на будущее, получим, что для достижения нынешнего уровня бедности остальной части еврейского общества — 11% — ещё понадобится больше 30 лет. Вот она, цена эволюционного развития, если пустить всё на самотек. Просто необходимо что-то делать! …»
    ======
    Так делается же, притом при широчайшем консенсусе: правительства Нетаниягу начали, а правительство Беннета-Лапида продолжило.
    Например Нетаниягу отменил ОГРОМНЫЕ пособия для «очень многодетных» семей (их ввёл ПМ Эхуд Барак, ради политической поддержки харедим), пытался разрешить не служившим в ЦАХАЛе харедим начать ЗАКОННО работать или учиться на профессию с 21 года, а не а 29 лет (правительство Беннета-Лапида окончательно провело это в Кнессете), профессиональные курсы для харедим при поддержке государства и т.д.
    Правительство Беннета-Лапида начало (но, к сожалению, не закончило) очень важные реформы в Главном Раввинате и в некоторых других областях, где было можно создавать сотрудничество в духе Габизон-Медан между вменяемыми светскими и вменяемыми религиозными.

    Но автор явно НЕ хочет путь эволюционного развития, который медленно, но создаёт сотрудничество в условиях Израиля. У автора типичная российская идея «государственника», абсолютно НЕ подходящая для условий Израиля: сверх-мощная центральная власть (в Израиле этого нет) управляет пассивной массой граждан (в Израиле этого тоже нет) и находит для них виноватых. Автор сторонник подхода «[бей жидов] во всём обвиняй харедим, спасай Израиль». В последние годы автор распространил такой подход и на ликудников (это идин из двух государство-образующих секторов Израиля), что уже просто цирк со злыми клоунами.

    1. Никакого Габизон-Медана не будет. Забудьте. Для настоящих, породистых ультраортодоксов это вражеские происки реформистов, «которые хуже атеистов». Все, что нынешнее правительство успело сделать в области государство-религия (зачаточные инициативы Каханы и Либермана) немедленно будет отменено ликудо-харедимной коалицией, если она прийдёт к власти. Пару отдельных метров у Стены Плача для «других» евреев за 12 лет бывшей коалиций никак пробить не могли, Биби все отдал на усмотрение ультраортодоксам, а вы тут про Габизон-Медана …

  5. В статье широко анализируются экономические последствия ультраортодоксальной демографии в Израиле и грядущие тяжёлые результаты для общества от отказа харедимных учебных заведений привести свои учебные программы в соответствии с вызовами современности. В статье совершенно не затрагивается социальный аспект гражданских прав и свобод работающего и служащего в армии светского сектора в свете упомянутой демографии, неизбежной политической смычки ультраордоксальных партии, партии Бен Гвира и Смутрича с антисветским Ликудом, в случае их прихода к власти.

  6. Я вот тут вот, что подумал…
    Наверное, Лапид более-менее порядочный министр иностранных дел и, возможно, окажется порядочным премьером раз он так не нравится Путину и… Рассее.
    А вот Биби, например, Путину и… Рассее очень даже нравился.
    Отношение Путина и… Рассеи, как критерий порядочности? 🙂

    1. Zvi Ben-Dov: … Отношение Путина и… Рассеи, как критерий порядочности? 🙂
      ======
      Клоунада в важнейших вопросах (война и мир снаружи; глубокий раскол общества внутри и т.д.) как критерий НЕ порядочности?
      Без смайлика.

          1. … идите … в сад. … Хотя… Можете не идти
            ====
            И лаконично и демократично 🙂

            P.S.: и без клоунады в вопросах жизни и смерти 🙂 🙂 🙂

          2. Вопросы жизни и смерти у вас (Трамп, Байден, Трюдо, «афроканадцы», изменение климата), а у нас всё очень даже себе распрекрасно — можете повторно совершить алию. 🙂

  7. Замечательно деловая и продуктивная статья. Попытаюсь и в отзыве быть деловым и продуктивным.
    Вот 1-я глава предлагаемой Конституции Израиля, которую (в этом ли — в исправленном ли варианте) необходимо принять и задействовать.

    I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И УПРАВЛЕНИЕ.

    ИЗРАИЛЬ еврейское, надконфессиональное, внепартийное государство свободных и равных граждан, признающих Законы страны и подчиняющихся этим Законам.

    Деятельность государственных учреждений сугубо прагматическая – в интересах всех граждан вне зависимости от их взглядов и убеждений (исключая экстремистские).

    Практика отношений с внешним миром – экономическое сотрудничество при взаимном невмешательстве во внутренние дела (за исключением эксцессов, опасных или вредящих Израилю).

    Границы Израиля – ныне существующие с Ливаном, Сирией, Иорданией, Египтом, Газой.

    Территория Западного Берега – предмет переговоров с правительством в Рамалле при обязательном свободном и тайном волеизъявлении (референдум) палестинцев (евреев, ввиду исторических обстоятельств принявших ислам), постоянно проживающих на этой территории.
    (Прим. Не исключено, что референдум продемонстрирует желание большинства палестинцев признать законы Израиля /письменно/ и стать его гражданами).
    В случае оформления суверенного государства Палестина «Зелёная черта» дожна быть исправлена с учётом стратегической безопасности Израиля: возможное выпрямление периметра, оборудованные военные форпосты на высотах; несколько автономных укреплённых форпостов по правому берегу Иордана.

    Столица государства Израиль – Иерусалим.
    Древний Иерусалим в пределах «турецких стен» — международная зона под юрисдикцией и охраной Израиля.

    Округа в компетенции выборных местных властей: Иерусалим, Тель-Авив с Яффо, Хайфа (каждый — с пригородами), Галилея с Голанами (примерно, по Эмек Изреэль), Самария (до условной линии Иерусалим-Яффо, Иудея (по линию от сев.границы с Газой до Арада), южнее – Негев.
    Эйлат – округ с особым (преимущественным в отношении развития) статусом.

    Избрание органов округов осуществляется путём всеобщих-прямых-тайных выборов населением – с последующим утверждением Парламентом (Кнессетом).

    Однопалатный Парламент в составе 120-ти депутатов с законодательными полномочиями и надзорными функциями за деятельностью правительства.

    Выборы членов Парламента — общенародные-прямые-тайные — осуществляются каждые пять лет с возможностью переизбираться (максимум – две каденции).
    Так же, на тех же условиях избирается Президент Израиля.
    (Для реального осуществления президентских функций выборы Президента проводятся не одновременно с выборами в Парламент, но со сдвигом на три года).

    Выборы по всей вертикали проводятся строго в индивидуальном порядке.

    Выдвижение министров и премьер-министра (исключительно по профессиональным качествам) – прерогатива Президента при утверждении Парламентом каждой кандидатуры.
    Парламенту дано право сменять министров в случае деловой непригодности — при непременном согласии на это Президента Израиля.

    Государственный язык Израиля – иврит.
    (При необходимости правоприменение арабского, английского и русского языков).

    Свободное развитие национальных языков и культур отделено от государства.
    Национальные землячества, их инициативы, финансирование — в статусе общественной деятельности без вмешательства государства.
    Добровольное финансирование этой деятельности исключает государственные дотации, но освобождено от налогообложения.

    Религии отделены от государства.
    Строительство храмов любой конфессии и любого назначения, их обслуживание, религиозное образование — за счёт верующих.
    Храмы и служители веры освобождены от налогообложения.

    Партии, какие бы то ни было, — не политические, но в статусе лишь общественных структур, связанных общей идеологией.
    Никакого присутствия каких бы то ни было партий в государственных структурах, в управлении страной!

    Обязательная с 18 лет служба в армии сроком в один год. В последующем до достижения 55-ти лет ежегодная двухнедельная переподготовка с упором на физическое развитие и владение оружием.
    Непременное прибытие в войсковые части (по приписке) при объявлении общегосударственной тревоги.

    Добровольная возможность стать кадровым военным с оплатой в соответствии с квалификацией и воинским званием.
    Выделение и обустройство военных городков по периметру границ Израиля.

    II. СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО———-

    III. ЭКОНОМИКА———-

    IV. ПРОЧЕЕ——————
    * * *

    1. «ИЗРАИЛЬ — еврейское, надконфессиональное, внепартийное государство…» …. «Не исключено, что референдум продемонстрирует желание большинства палестинцев признать законы Израиля … и стать его гражданами)…»

      Без комментариев. И так всё ясно…

    2. «– Я в восхищении, – монотонно пел Коровьев, – мы в восхищении, королева в восхищении.
      – Королева в восхищении, – гнусил за спиною Азазелло.
      – Я восхищен, – вскрикивал кот.»

      Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита

  8. Либермановцы— пожилые помощники молодых. Они помогают парковать байки, переводят через дорогу бухих, сушат лужи и продувают небо. Либермановцем может стать любой, кому стыдно быть лишь собой. Если надо, либермановец выйдет на демонстрацию в дождь, снег, камни, бомбы и метеоры. И сделает столько добрых дел, сколько осталось на руках пальцев. Либерманцы— это люди, душа которых не помещается в теле. И требует выхода сразу из всех отверстий.

  9. От же, ж какая звэрюга этот Натанияга, просто гидра семибатюшная, дракон, поедатель юных дев и христианских младенцев, ни сигары, ни шимпанское его не берут. О кагда же наконец придёт святой Георгий и отрубит ему усе огнедышащие головы и усё, шо свисает.. Каждый день об этом криком кричит блудомерзотельавидение, тэлявивцы и тэлявивки, прокупердура, усе наши нужд отечества печальники. Та шо там гаварить, даже такую няшку как Либермана и того достало, он с именем этим ложится, он с именем этим встаёт и Ганц и Сар с Лапидом бъються об стенко и кричат и рычат: доколе, о госпади.

  10. Экстраполяция действует только на линейных участках так называемой S-образной кривой. Все эти «статистические выкладки» и
    «информированности» тех или иных весьма информированных «деятелей» верны до… первого перегиба кривой, а за ним «опять проклятая неизвестность».
    Перегиб кривой — это качественный скачок, который не учли (или не захотели учесть) ранее.
    Но за Ликуд я всё равно не проголосую. За Либермана — тоже. 🙂
    За Ликуд из-за Биби и его «лизунов», а за Либермана из-за того, что он меня один раз «надул». Я никогда не голосую дважды за того, кто меня надул — выбираю кого-нибудь нового, кто меня тоже скорей всего надует, но «надежда умирает последней».
    Вот Саар меня таки не надул, что оказалось приятным сюрпризом. 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *