Римма Маркова: Попробуй-ка теперь не о войне

 1,298 total views (from 2022/01/01),  7 views today

Всё не знала, куда девать
одежду новую,
ненадеванную:
с возрастом быстро полнела.
И что делать с книгами, кому отдать?
Выкинуть не умела.

Попробуй-ка теперь не о войне

Римма Маркова

***
Эта юшка нам вовсе не внове,
мы ее нахлебались сполна.
Ходит слух, что войну остановят.
Ходят слухи, что будет война.

Кто историю учит небрежно,
тем своей не осмыслить вины.
Говорят, что война неизбежна.
Говорят, что не будет войны.

Черный смерч над землею гуляет,
поливая убойным дождем.
Пишут здесь, что война наступает.
Пишут там, что еще подождем.

19.04.22

***
Всё не знала, куда девать
одежду новую,
ненадеванную:
с возрастом быстро полнела.
И что делать с книгами, кому отдать?
Выкинуть не умела.
Всё решилось просто и быстро — одна ракета
в дом сотрудников харьковского университета
всё имущество превратила в хлам.
А сама упала в грязь на ступенях ада.
Но два светлых ангела оказались рядом:
— Вы летите с нами, мадам.
10.03.22

***
Не о войне. Я не хочу о ней.
Идёт весна, осталась пара дней.
Проснешься — солнце в окна барабанит.
Заснёшь опять, но сон уже другой:
война идёт, идут солдаты в бой,
один другого то убьёт, то ранит.

Попробуй-ка теперь не о войне.
Играет солнце в выбитом окне.
Бездомные зовут на допомогу.
Идёт война, с ней ужас, боль и стыд.
Ребенок плачет, значит не убит.
Весна идёт, солдат, весне дорогу!
23.03.22

***
Подъезд
Внизу жили Ванька с Танькой, дня без скандала не проходило.
Ванька бил жену и сына дебила.
Был он пьяница и матерщинник.
Ушел добровольцем, как другие мужчины,
хоть был тонконог, как поганый гриб.
Первым погиб.

А Танька его, как пошла в оборону,
научила сынка подавать патроны.
И служит дурень умных не хуже.
Только по батьке тоскует дюже.

В квартире выше жила карга.
Дети шептались: баба Яга.
От одиночества, видать, одичала.
На взрослых ворчала, на детей кричала.
А как спустилась в подвал, стала петь-молить на языке тарабарском,
угощать детишек печеньем татарским,
утешать-убаюкивать, закрывать собой,
едва услышав сирены вой.

Квартиру напротив снимали два странных парнишки:
ходили за ручки, носили книжки.
На них косились со всех сторон.
Ушли по призыву в арт-батальон.

А выше жил музыкант из оркестра,
жена, да сын, да дочка-невеста.
Аркаша-скрипач, маленький, круглый.
Волос с гулькин нос, а глаза как угли.
Музы’кой от страха спасал подвал.
Пошел за водой — навсегда пропал.

Напротив Аркаши жил Богдан,
старый бандеровец и хулиган.
Вечно подначивал: «Жи’дочек, хочешь сала?»
Как он плакал, когда Аркаши не стало!

А ещё там жил дядя наш Яша.
Герой второй мировой, ученый, гордость наша.
Когда каждый свой дом защищает как может,
он бы встал на защиту тоже.
Хорошо, не дожил.
09.04.22

***
Жизнь порвана надвое — до войны и теперь.
Что дальше, не знаем.
Видишь кадры: орки выбили дверь,
расстреляли людей за сараем.

Мы, живущие вне войны,
тоже страх ощущаем кожей.
Потому что нет тяжелей вины,
чем быть прохожим.

Если б крикнуть: Господи, помоги!
Заключи в объятья.
Ты же видел: те, кто сейчас враги,
раньше были братья.

Значит, правда, в мире таков закон,
как описан в басне:
победивший Дракона — теперь Дракон,
всех былых опасней.
20.04.22

***
Ах, духовые роковые!
Не знаю, как в сороковые,
а нынче… Погляди в окно:
при всем народе, при наряде,
они дудят, как на параде,
и всё сливается в одно.

Ах, это медное сиянье!
И флейт высокое звучанье,
и рёв, усиленный вдвойне:
как будто бабы голосили.
Война гуляет не в России,
но по её вине.
24.05.22

***
Вот живем мы как будто при мире:
ходим в театр, убираем в квартире,
что-то пишем, читаем, поем,
прикрывая рукой окоём.

Там война нереально грохочет
и никак завершаться не хочет,
разрушая вперед на года
жизни, судьбы, дома, города.

Мы снаружи живем как обычно.
В телефон погружаясь привычно,
смотрим новости, сидя в метро…
А война разъедает нутро.
03.06.22

***
Войну затянули как шарф, и всё туже и туже.
Но правый и гордый вовеки не сдастся на милость
недопобедителя. Новости сделались суше.
И зрители возле экранов уже утомились.

Ведь сказано было в рекламе: Опасен дракон!
«Дракон никогда не умерит свои аппетиты» —
приписано ниже, и тезис как будто знаком.
Но только в Европе давно не читают петиты.

Европа устала кормить, помогать и жалеть.
Ей хочется тихого отпуска, мягкого лета.
Горит Украина и плавится горькая медь.
А люди в России никак не дождутся балета.
18.06.22

***
Кто вечно горд величием России,
тем горе не беда.
А ты устала плакать от бессилья
и горького стыда.
В постах — ступени, залитые кровью,
стен рваные края…
Опять чужая боль тебя накроет
сильнее, чем своя.
Туннель забили, выхода не видно.
Осколки взрывов сплошь
застлали мир. Лишь нестерпимо стыдно
за родину, в которой не живешь.
25.06.22

Print Friendly, PDF & Email

32 комментария к «Римма Маркова: Попробуй-ка теперь не о войне»

  1. Повторять, что уже написано — излишне. Стихи удивительные. Хочется читать такое и в дальнейшем. Если мой голос имеет вес — обязательно номинировать…

    1. Зоил
      Если мой голос имеет вес — обязательно номинировать…
      —————————————
      Нет, ваш голос веса не имеет без ФИО, а Бродский вас конечно же подержал бы, но сразу же уронил.

  2. Стихи замечательные. Оказывется, после «Освенцима /Холокоста — АЯ/ писать стихи не безнравстенно» (вопреки утверждению Адорно). Но только так и такие. Иначе после 24-го февраля просто невозможно.

  3. Koроче говоря, в Мастерской появился новый Маяк -:)
    Что и следовало ожидать.

  4. Спасибо большое, всем за добрые слова!
    Там в первом стихотворении пропущена строчка:
    Ходит слух, что войну остановят, ходят слухи, что будет война.

    И в «Жизнь порвана …» в последней строчке не «все» а «всех». Надеюсь, поправят.

  5. Предлагаю выдвинуть на конкурс «Автор года 2022» в номинации «Поэзия» Римму Маркову за подборку стихов «Попробуй-ка теперь не о войне».

  6. Я не буду сравнивать. Просто настоящее. Оно отличается, как всегда отличается настоящее от искусственного. Мне легло на сердце и на душу. Душу и сердце рвёт уже давно. Ангел, который наговаривал мне стихи прежде, сидит в зоне видимости, но отвернувшись, и иногда крыльями утирает слёзы. Не пишу. Не могу. Будто отрубило.
    Я видел войны, на одной из них и ко мне прилетело. Но оказалось, что знать даже больнее оттого, что контужен не своей болью.
    Спасибо Римме Марковой, которая поделилась собственной болью и тем разделила мою.

  7. Автору — мой низкий поклон и благодарность за стихи и чувства, их родившие.

  8. Это очень качественные стихи — всем понятные, без отяжеляющих «поэтических красот», которые так обожают графоманы. Очень искренние. Спасибо, Вам, Римма! Берегите и развивайте свой талант.

  9. Спасибо, Римма, за мужество писать эти искренние и страшные стихи, они потрясающие! Это и есть правда о войне. А тот, кто говорит о резонах геополитики — сволочи, сволочи, сволочи…

  10. Автор почти не использует так называемые «слова-паразиты» и не заменяет слова синонимами в угоду сохранения размера стиха — ритм иногда меняется.
    Думаю, что это и делает стихи такими искренними, идущими от души — они напоминают обычную речь, но рифмованную.

  11. Да, совсем новая поэтика, как было у Берггольц. Такой труд души!

    1. И заметьте: никакого «многосмысленного» потока сознания, никакой рифмованной мути — переводчики не нужны.
      Но не Бергольц а… посмотрите на это:
      https://tass.ru/tests/167?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
      «Мелодика» некоторых (не всех) стихов похожа — не правда ли? 🙂

      1. Что ж вы все воюете с тем, что вам не нравится? Промолчите один раз, упустите шанс опубликовать свое единственно верное мнение. Поэзия тем и хороша, что разная.

          1. «многосмысленная муть» — это одобрительно? К той поэзии, которая вам не близка? Не стоит противопоставлять, одобряя.

          2. Цитируйте правильно — я написал «многосмысленный поток сознания» и «рифмованная муть», но это не относилось к поэзии данного автора.

      2. Дорогой Цви, при употреблении понятия мелодика, кавычки не обязательны, поскольку это не насмешка, не метафора, не аллегория и не заимствованный в музыке термин, а абсолютно ЛИГИТМНАЯ часть русского языка, признанная филологами. Существует понятие — МЕЛОДИКА СТИХА. В потребности подменить это довольно точное определение другим общим словом, как, например, «поэтика»- не возникает необходимости ибо уводит от конкретного, первоначального смысла. Поверьте, я очень терпим к всевозможным пунктуациям и большой «нелюбитель» менторских поучений и делаю это крайне редко, но в этом случае я защищаю аутентичность своего текста и отдаю должное таланту автора хороших стихов.

    1. Это совсем другая мелодика. Как мало пафоса и пиетета. Какие честные стихи!

      1. Да, «рэповская», а рэп (как поэзия) вообще очень честен, хоть порой и брутален.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *