Реувен Миллер: Послесловие к Суккот

 518 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Реувен Миллер

Послесловие к Суккот

У праздника Суккот несколько традиций. Упомяну лишь две.

В Суккот каждому еврею Торой предписано совершить одно из трех ежегодных обязательных паломничеств в Иерусалим, к Храму.

А сам праздник Суккот знаменует поворот от жаркого сезона (лета) к прохладному (у нас условно называется зимой).

Еврейский календарь люфтит относительно григорианского примерно на плюс-минус полмесяца. Начало Суккот может выпасть на середину сентября, а может — на середину октября. Но что интересно: за несколько дней до начала Суккот, во время молений и поста Йом Кипур, наступает тяжелая жара, и, как правило, самая мощная за год. Но всего несколько дней спустя, когда мы восседаем за праздничным седером в сукке, легкомысленно прикрытой сверху пальмовыми листьями, ветками или циновками, налетает прохладный, а то — и просто холодный ветер. А с ним — нередко, и дождик, который не видали уже с полгода. А то и гроза!

Так что, скорее, все-таки, григорианский календарь люфтит относительно нашего, а не наоборот, ибо природу не обманешь. Она знает, что конец лета определятся нашим календарем и по нему живет!

Впрочем, я вам не скажу за всю Одессу, даже за весь Израиль. Но в Иерусалиме это точно так! И в этом году абсолютно, можно сказать: и жара Йом Кипура, и холодный сильный ветер в Суккот. Дождик, правда, на несколько часов запоздал, выпал только к утру. Но ведь, евреи правоверные заходят в сукку не менее трех раз в день, а то — и вовсе живут в ней всю праздничную неделю.

А позавчера, одевшись уже потеплее (не по-зимнему еще, но и не по-летнему) я попал в дороге под довольно сильный ливень, который хлестал минут десять!

Зима! Израиль торжествуя, к святыням обновляет путь! Мне кажется, что на восемь дней этого праздника население Иерусалима удваивается. Если не больше.

Многочисленные ортодоксы и ультраордоксы со всеми домашними всех возрастов, от нуля до 120! С колясками, сумками, чемоданами, и, главное, вооруженные наперевес «арбаа миним» — четырьмя видами растений, символизирующими наш народ, съезжаются со всех городов и весей нашей маленькой, но необъятной страны, набивая до отказа самые кошерные гостиницы но, в основном, уплотняя своих родных и знакомых в их тесных многосемейных жилищах. И все идут походкой важной. К Котелю Маарави, Западной Стене, она же, просто — Котель.

Наплыв светских, малыми компаниями и большими экскурсионными группами. Многие за счет госучреждений и предприятий устраивают праздничные корпоративы в столице, переполняя общественный транспорт, и особенно, из любопытства, все еще непривычный для израильтян трамвай. И, естественно, общепит — от примитивных забегаловок-фалафельных до дорогих ресторанов. Часть этого потока ответвляется на какое-то время к тому же Котелю. Прикоснуться к Стене, оставить записочку. Бога, конечно, нет, но мало ли что..? Вдруг просьбу прочтет, и может, исполнит? Кто знает?

Огромное количество интуристов. Погода способствует. Когда они уезжали из своих европ-америк, там уж небо осенью дышало… А у нас, как говорится, «Ган Эден» (райский сад)… На Суккот, в отличие от других праздников, больше евреев из галута, стремящихся прикоснуться к святыням, и множество юдофилов и «сионистов» из христиан. Вчера они прошлись организованным маршем солидарности с еврейским народом и Израилем по центру Иерусалима. Американцы, канадцы, китайцы, японцы, австралийцы, швейцарцы, другие европейцы… Наглядная демонстрация малоубедительного для меня тезиса «правительства — одно, а народы — другое». На мой же взгляд — просто своеобразные игры, но все равно, хорошо, приятно!

Вернемся к нашим святыням. Храмовая гора, как считается с 67-го года, в наших руках! Однако, основные традиционные иудейские церемонии происходят вне ее, внизу, около Котеля.

22 сентября там состоялось суккотнее благословение коэнов (эта церемония бывает также в дни Песаха). Обычно на площади перед Котелем собираются несколько десятков тысяч потомков служителей Храма. В этот раз вместе с ними молились и проповедовали им оба главных равина Израиля: ашкеназийский — Давид Лау и сефардский — Ицхак Йосеф.

Верхняя площадка Храмовой горы, где когда-то стояли Первый и Второй Храмы, после Великой Победы 67-го года по непонятной причине отданная под контроль мохаммеданскому управлению ВАКФ, была, с позволения сказать, открыта на праздник для посещения евреями и другими немусульманами. Туристами, в основном. Ну и, само собой, для мохаммедан… Для сравнения — во время мохаммеданского Рамадана — целый месяц, она была вообще закрыта для посещения любыми немусульманами. Наша полиция — большая сторонница мира и спокойствия. Особенно, для себя, любимой, при исполнении. И за счет евреев, доставляющих ей много хлопот, разумеется. Однако, незадолго до осенних праздников начальник израильской полиции Йоханан Данино, второй человек по власти на полицейскими после министра И.Ароновича от либермановской партии НДИ, был вынужден признать под мощным давлением вице-спикера Кнессета Моше Фейглина, что евреи имеют право молиться на Храмовой горе. Но в специально выделенное время и по неким правилам, считает он.

23 сентября соратник М.Фейглина, рав Михаэль Пуа поднялся на Храмовую гору вместе с сотнями других евреев. Он пронес туда «арбаа миним» и совершил ритуальное суккотнее благословение (натилат лулав). М. Пуа был арестован полицией, «арбаа миним» у него отняли.

24 сентября, на совещании под руководством начальника полиции Иерусалима генерал-майора Йоси Париенте было принято решение о закрытии Храмовой горы для посетителей. Прессе сообщили, что Храмовая гора будет закрыта для туристов и израильтян-евреев, но останется доступной для мусульман. Закрытие объяснялось оперативной информацией о готовящихся арабских беспорядках и заботой о безопасности граждан. Особо подчеркивалось, что в дни праздника Суккот тысячи туристов и сотни израильтян-евреев уже посетили Храмовую гору. (Ну, сколько вам еще надо? Дайте и полиции в праздник хоть немного спокойствия!)

А, между тем, со всей Страны прибыли сотни людей, планировавших подняться на Храмовую гору. В том числе, делегация школьников, чье посещение было запланировано и согласовано заранее.

После проведения необходимых подготовительных ритуалов, в том числе погружения в микву, люди столкнулись с тем, что ворота были закрыты, и полиция не пускала евреев на Храмовую гору.

«Полиция в очередной раз нарушила установленный порядок — Храмовая гора должна быть открыта для евреев в промежуточные дни праздника Суккот», — жаловались паломники. Среди тех, кто не смог подняться на Храмовую гору, оказалась и депутат Кнессета Шули Муалем-Рафаэли («Бейт ха-Иегуди»).

Как сообщается, Авиад Висулай, председатель движения «Храмовая гора» выступил с публичным осуждением произошедшего и призвал к тому, чтобы заменить на Храмовой горе полицейское присутствие на частную охрану.

«Полиция доказала, снова и снова, что она не в состоянии обеспечить евреям свободный доступ к Храмовой горе», — сказал Висулай, — «После того, как полиция закрыла гору для евреев во время Рамадана, она должна была открыть ее исключительно для посещения евреями во время еврейских праздников».

«Бригады мучеников Аль-Аксы», вооруженное крыло ФАТХа — бандитской организации, с которой наше правительство ведет переговоры — заявило, что планирует серию терактов с использованием смертников. В среду «Бригады» издали заявление, в котором говорится, что руководство «дало зеленый свет» на «операции шахидов». Причиной новой волны террора объявлено «вторжение евреев на Храмовую Гору».

Вечером во вторник, 24 сентября, около Шхемских ворот в Иерусалиме полиция задержала 11 арабов, бросавших камни в сотрудников полиции и пограничной службы, а также в автомобили и автобусы. Задержанным предъявлены обвинения в нападении на граждан и сотрудников правоохранительных органов, а также, в сопротивлении полицейским.

В результате каменной атаки пострадали двое евреев — пассажиров рейсового автобуса — мужчина и женщина. Они получили ранения осколками стекла. Женщина — в лицо, мужчина — в ногу.

На мой взгляд, нашим законодателям давно уже пора приравнять булыжник — орудие арабского пролетариата, к другим видам вооружений, чтобы на основе закона карать преступников, его пользующих против абсолютно невооруженных граждан, и не давать прикормленному мохаммеданами пиару распускать розовые сопли о «безоружных арабских юношах», противостоящих «израильской военщине».

В то же время, вечером во вторник, около Шхемских ворот проходила сравнительно «мирная» (крики, флаги) пропалестинская демонстрация, в которой принимали участие около 300 арабов.

В районе Масличной горы в Иерусалиме несколько десятков арабов забросали камнями автомобиль, в котором находились религиозные евреи из США. После того, как в машине были разбиты все стекла, арабы окружили автомобиль и попытались выволочь пассажиров наружу. Американские туристы заехали вглубь Восточного Иерусалима, благодаря показаниям GPS, по дороге из центра в Старый город, к Котелю. Понимая, что им по-другому живыми не выбраться, водитель направил автомобиль прямо на озверелую толпу. Таким образом, туристам удалось вырваться из «окружения» и добраться до ближайшего отделения полиции. В Facebook опубликована фотография, на которой можно увидеть кровь на лице пассажира, сидящего рядом с водителем. Мужчина одной рукой прижимает к себе камень, который, по всей видимости, был брошен нападавшими. Пострадавший прямо из полиции был доставлен в больницу «Адаса Ар а-Цофим».

Это не первый случай, когда израильские автомобили подвергаются атакам камнями в Восточном Иерусалиме, а пассажиры получают травмы.

Хлопот полиции полон рот. И не только с арабами. Во второй половине дня 24 сентября полицейские спецподразделения ЯСАМ вновь «навестили» дом 40-летнего фермера Боаза Альберта, живущего в поселении Ицхар (Самария).

Причина — та же, что и в прошлый раз, когда 15 августа полицейские пришли арестовать фермера за игнорирование постановления, предписывающего ему не появляться на территории Иудеи и Самарии в течение шести месяцев, о чем был им получен административный ордер, подписанный командующим войсками центрального военного округа, генерал-майором Ницаном Алоном. Мотивировкой приказа была жалоба арабов из соседней деревни, которым Боаз запрещал и препятствовал незаконно заниматься хозяйственной деятельностью на территории своей фермы.

Боаз Альберт, которому нужно кормить семью из семи человек, заявил полицейским, что не намерен подчиниться административному приказу, покинуть поселение, и продолжит работать, ибо больше некому вести хозяйство.

Полицейские с особой жестокостью, с применением электрошокера «Тайзер» арестовали тогда поселенца. Арест, запечатленный на видео, вызвал широкий общественный резонанс, массовые акции протеста среди поселенцев и даже привел к запрету использования полицейскими электрошокеров «Тайзер».

А последний, «праздничный» арест, при всей его, полагаю, формальной обеспеченности, был всего лишь местью поселенцу-«рецидивисту».

В целом, можно считать, что череда осенних праздников прошла относительно спокойно и, судя, по увиденным мною толпам гуляющих — весело, как и подобает праздникам, в названии последнего из череды которых стоит слово «симха» — радость. Вот, даже наш начальник генштаба Бени Ганц считает, что происходившие арабские беспорядки, предотвращенные теракты — все это рутина, мелочь. Незначительная, случайная череда событий! Ну, убили арабы за эти праздники пару наших солдат: одного, заманив в «гости» к «палестинцу» в его деревню, а другого — на вахте из снайперской винтовки. Ну, два солдата… Жалко, конечно, ребят. Но ведь, это же не великий Гилад Шалит!

А между тем, 25 числа, в разгар этих беспорядков и связаных с ними скандалов, в Небесной Канцелярии ангелы-пакиды отправили на ответственное хранение Книгу Судеб с окончательно вынесенными в Йом Кипур каждому из нас персональными приговорами на 5774 год. Которые обжалованию уже не подлежат.

Шана това, идн!

Print Friendly, PDF & Email

9 комментариев к «Реувен Миллер: Послесловие к Суккот»

  1. Еврейский календарь люфтит относительно григорианского примерно на плюс-минус полмесяца — бывает и больше

    Спасибо, Реувен.

    С удовольствием прочитал Ваши статьи.

    Тема Храма очень острая. Каждый раз, когда бываю у подножья Храмовой Горы и вижу толпы, устремляющие «очи долу» на камни опорной стены, а не на вершину, где должен стоять Храм, расстраиваюсь заново.

    Но, с другой сторны, есть чёткая корреляция между этапами построения страны и отстающим по фазе строительством Храма.
    Раввины Алкалай и Калишер написали свои мистические книги в начале 19 века, но никто их не услышал или не понял. Герцль позиционировал сугубо религиозную идею в правильных терминах, понятных целевой группе и процесс пошёл. Но занял 60 лет. Четыре группы сопротивления — ассимилянты (не мешайте нам быть немцами моисеева закона), фундаменталисты (вот придёт мешиах…), псевдоэстеты (мы должны сначала произойти, чтобы быть достойны создания государства) и трусы (нам не победить османскую империю) — были против. Когда развеялся пепел Катастрофы, выжившие приняли правоту сионистов.

    То же с Храмом — равин Горен призвал, но не был услышан. Четыре группы, как всегда — хотим ездить в Иерусалим по визе (Амос Оз), карет поднимающимся на Гору (часть харедим), обшество защиты животных не даст кур резать (сначала давайте всё хорошо продумаем, а потом…), куда нам против миллиарда мусульман… Нужен Герцль, который понятно позиционирует идею народу. И тогда через 40-60 лет всё построим. Только, бойсь Катастрофы, ускоряющей процесс нам не избежать.

  2. Идти в Храм — это не традиция, а заповедь.
    Если нет Храма, то нет и заповеди.
    Заповедь прийти в Храм, а не подойти к Храму.

  3. Наплыв светских, малыми компаниями и большими экскурсионными группами. Многие за счет госучреждений и предприятий устраивают праздничные корпоративы в столице, переполняя общественный транспорт, и особенно, из любопытства, все еще непривычный для израильтян трамвай
    —————————————
    Привлёчённый восторженными отзывами стал читать.
    Дойдя до этих строк не понял – вроде и по-русски написано, но что?
    Первое желание – поиронизировать малость, но отставил – не поймут.
    Уважаемые коллеги! Нет в Израиле корпаративов. Есть йом гибуш – день «сплочения» и йом кейф. Что такое йом вы уже знаете, а что такое «кейф» догадаетесь без проблем.
    И не ездят на эти дни в общественном транспорте – хевра, то бишь фирма, заказывает автобусы. Но вообще то принято, что в приличных местах в период суккот, полупраздничные дни, не работают – уходят в коллективный отпуск.
    Г-да Редакция!
    Я знаю, что среди сотрудничающих с вами есть как минимум 2 человека, прекрасно знающих атрибуты израильского быта: Марк и Онтарио. Неужели нельзя было послать им эту статью на отзыв?
    Все остальные потуги автора – без комментариев.

  4. Для меня, новопосвящаемому в глубину и детали традиций иудаизма, каждый репортаж Реувена — школа закостенелого второ(третье и т.д. уже 19)годника и переростка. Уже хуже соображая и с трудом запоминая всё, чему меня учит этот знаток и учитель. Но повторенье – мать и т. д.
    Пронизанное юмором и поэзией в прозе, а также иллюстрации, прекрасных повествований нтересно читать, что я с удовольствием и делаю. И, естественно, приношу ему свою благодарность.
    И в Иерусалим поднимался (правда не пешком, а в машине с внуком) в начале суккота и праздник отмечал в сукке дочери и зятя в Маале Адумиме, в которой нас продувал осенний ветерок, а наутро и капли дождя ощущал уже в Ганей Авиве… Так что всё по правилам, кроме констатации нелепых решений о невозможности евреев когда угодно подниматься на Израильскую Храмовую гору. А также, кроме до сих пор не принятого решения о приравнивании булыжника к от араба к пуле от еврея. А также отсутствие приговора к высшей мере араба, убившего еврея, приглашённого им же в гости, и сознавшегося в этом. Тут ведь судебной ошибки не может быть. Следовательно, за каждого убитого не в бою, а в теракте еврея должна следовать, хотя бы после признания, смертная казнь…
    Смерть за смерть! Иначе их не остановишь, говорю от имени семьи Фогель, вырезанной сознавшимися в этом убийцами…
    Видите, куда меня занесло Ваше мирное поздравление и объяснение ритуала Праздников…Извините, если что не так.

  5. «…съезжаются со всех городов и весей нашей маленькой, но необъятной страны…» — хорошо сказано, лучше только сказанное ранее «евреев очень мало, но везде их очень много».

    А в остальном — грустно, конечно, но это наша жизнь, и другой не хочу.

  6. Интересно и познавательно прочесть о празднике Суккот, о традициях его проведения и о том, как наша израильская полиция и ее высокое начальство оберегает мусульман от посещения Храмовой горы иудеями в иудейский большой праздник и «помогает» своими запретами иерусалимцам его праздновать. Все это изложено отлично и доказательно, на фактах., доводя «политкорректность» до абсурда.
    О. эти «мелкие инциденты» в виде двух убитых в праздник мальчиков-солдат, раненых и едва не линчеванных безоружных мирных граждан! Мирный процесс превыше всего! Любой ценой!
    Спасибо, Рува! Прочла с большим удовольствием и удовлетворением.

  7. Я часто размышляю, чьи произведения наших авторов войдут в Историю литературы, чьи имена останутся в благодарной памяти потомков. Наш Сайт богат такими именами. Их произведения еще ждут серьезного анализа сегодняшних Белинских, Писаревых и Добролюбовых.
    Хочу осмелиться внести в этот список публицистику РЕУВЕНА МИЛЛЕРА. Его работы в этом жанре отличаются научной глубиной, высоким литературным мастерством подачи материала, многообразием тематики — будь то политика, история, национальные традиции еврейского народа, праздники, репортажи о странствиях в другие страны…
    Его эссе «Послесловие к Суккот» дает мне основание сказать, что его произведения несомненно останутся в памяти читающих потомков.
    Такими авторами портал Берковича может гордиться.

  8. Котель является историческим местом. Есть мнение, что именно там наш праотец Авраам сказал Ишмаэлю и Элиэзеру: «Ждите меня здесь с ослом». И до нашего времени собирается там гигианское количество ослов, считающих Котель главной святыней еврейского народа и отрицающих право евреев на Храмовую Гору. На самом деле это даже не стена Храмовой Горы, а стена крепления, построенная Гордусом вокруг Храмовой Горы, чтобы избежать сползание почвы.
    Через день после Шестидневной войны главный харидимный авторитет по алахе рав Ихезкиэль Аврамский послал к тогдашнему министру обороны Моше Даяну члена Кнесета от Агудат Исраэль Поруша с письмом. В письме было резкое и однозначное требование передать Храмовую Гору и место Храма под управление мусульманского ВАКФа, дабы те предотвратили поднятие евреев на Храмовую Гору. Копия письма была послана в ЮНЕСКО. Не надо себе представлять, что Мошэ Даян пылал горячей любовью к Храмовой Горе. Он сразу сказал: «Зачем нам этот Ватикан?!», но боялся сколкновений с религиозными. А тут такой подарок! И через некоторое время вышла письменная резолюция Мошэ Даяна, в котором говорилось, что после глубокого изучения положения на Храмовой Горе, а также бесед с религиозными авторитетами, как еврейскими, так и мусульманскими, он пришел к однозначному выводу, что для евреев Храмовая Гора представляет собой лишь историческую ценность, в то время, как для мусульман — это место молитвы. Поэтому следует передать управление Горой мусульманскому ВАКФу.

    Лет пять назад пало правительство Кадимы и пришло к власти правительство Ликуда-НДИ-харидим. Все ожидали улучшения. Вместо этого пошла небывалая волна репрессий-арестов-закрытий Храмовой Горы-удалений. Дело коснулось не только Храмовой Горы. В Хават Гильад, находящегося недалеко от Ицъара, с одобрения Ароновича, ЯСАМ открал огонь пластиковыми пулями по поселенцам, и попытки полиции штурмовать Ицъар по разным поводам, стали почти каждодневным явлением.
    Не надо обольщаться. Полиция на таком чувствительном месте, как Храмовая Гора, не действует сама по себе, и в Ицъаре тоже. Она действует по личному указу главы правительства Натанияу. Он же, в процессе предвыборной компании всегда заявлял, что главной святыней еврейского народа является Котель.

    После того, котрых как Натанияу, слава Б-гу, лишили поддержки харидимов, котрых заменили Еврейский дом и Лапид, положение стало не таким плохим, как было раньше, но до того, как было при Кадиме не дошло. Я несколько лет знаком с Авиадом Виссоли, но как-то стеснялся спросить, является ли сей беспощадный и последовательный критик полиции членом Ликуда, глава правительства от этой партии и варит нынешнюю кашу. Как говорила старая мадам: «Если не идет клиент, то надо менять не кровати, а девочек»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *