1,326 total views (from 2022/01/01), 2 views today
Ужасная, бессмысленная бойня, развязанная сумасшедшим российским диктатором в Украине, не дает покоя всем нормальным людям. Всех нас не покидает ощущение, что надо что-то делать, как-то реагировать на происходящее. И каждый делает это по-своему. Мой друг скульптор Армен Сарвазян сублимировал свои чувства в отношении войны в Украине создав из дерева и камня композицию «Цавт танем».
Цавт танем
Максим Франк-Каменецкий
Ужасная, бессмысленная бойня, развязанная сумасшедшим российским диктатором в Украине, не дает покоя всем нормальным людям. Всех нас не покидает ощущение, что надо что-то делать, как-то реагировать на происходящее. И каждый делает это по-своему. Мой друг скульптор Армен Сарвазян сублимировал свои чувства в отношении войны в Украине создав из дерева и камня композицию «Цавт танем». В переводе с армянского это название буквально означает «Заберу твою боль», то есть «Сострадание».

Я имел возможность увидеть эту композицию в натуре, когда посетил Армена в его поместье в Нью-Джерси на 4 июля. Она произвела на меня очень сильное впечатление.
Вообще, Армен крупный ученый-биофизик и изобретатель в области медицинской биофизики. Родившись и проведя ранние годы в Армении, он окончил физический факультет Московского университета и много лет работал в Институте биофизики в Пущино, пока в начале 90х не перебрался в Штаты. Проработав недолго в Университете Ратгерса, он основал частную лабораторию по внедрению биофизических подходов в медицинскую практику.
Я дружу с Арменом около 60 лет, и я всегда знал, что Армен обладает ярко выраженным художественным вкусом. Еще в 60е годы он поразил воображение своих коллег замечательно лаконичным шаржем на заведующего кафедрой биофизики МГУ Льва Александровича Блюменфельда (по прозвищу Блюм).

Но настоящим призванием Армена в области искусства оказались не живопись или рисунок, а скульптура. Еще будучи погруженным в свои научные и инженерные проекты, Армен находил время создавать скульптуры, используя различные материалы: дерево, цемент, пластик. После выхода на пенсию он смог уделять этому своему призванию гораздо больше времени. Регулярно навещая Армена по несколько раз в году, я каждый раз восхищаюсь все новыми и новыми работами, которые он создает с неувядающей изобретательностью. При этом он всегда демонстрирует отменный художественный вкус.
К числу наиболее любимых мной работ принадлежит «Венера», созданная Арменом сравнительно недавно. В этой работе меня поражает вот что. Мы давно привыкли к тому, что у античных скульптур отсутствуют руки, а иногда и головы. Это не мешает нам любоваться обнаженной женской натурой, мы не воспринимаем это как уродство понимая, что исходно эти части тела присутствовали, просто они были утеряны. Армен в своей «Венере» сделал следующий шаг. Он лишил обнаженную женскую натуру одного из важнейших вторичных половых признаков — женской груди, то есть того, что, казалось бы, делает такую натуру эротичной. Более того, отсутствие женской груди должно было бы вызвать резко негативную реакцию у зрителя как уродство. А этого не происходит! Каким-то невероятным образом «Венера» Сарвазяна, у которой одна грудь вообще отсутствует, а вторая удалена, оказывается очень даже эротичной и привлекательной.

Армен очень необычный художник. Хотя его скульптуры выставлялись многократно как в Штатах, так и за границей (например, в Лувре), он наотрез отказывается их продавать. Для все возрастающего количества своих скульптур он построил, на территории своей усадьбы, Храм искусств. Совершенно очевидно, что дизайн Храма восходит к церковной армянской архитектуре.


Вот одна из моих самых любимых работ Армена, находящаяся в Храме искусств:

Также в Храме можно увидеть много деревянных медальонов, посвященных разным великим художникам и их музам. По-моему, наиболее удачный медальон посвящен Ван Гогу:
И все же, обдумывая весь корпус работ Армена Сарвазяна в ретроспективе, я больше всего ценю его недавнюю работу «Цавт танем». Меня не оставляет ощущение, что все остальное искусство, созданное Арменом, было лишь подготовкой к его самому главному заявлению: высказанному языком искусства решительному протесту против развязанной Путиным бойни в Украине.
Июль 2022 г. Бостон, США
«Каким-то невероятным образом «Венера» Сарвазяна, у которой одна грудь вообще отсутствует, а вторая удалена, оказывается очень даже эротичной и привлекательной.» Максим, открою великую тайну: бедра широкие. Если и это убрать — эротичность-то куда-то и подевается. То есть методом исключения мы потихоньку понимаем, что в женщине к чему (не до конца, конечно). А вообще-то замечательная заметка о замечательном человеке. Интересные люди там у вас на биофаке были.