Михаил Марголин: ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ

Loading

Режиссер приехал в Израиль снимать фильм о праздновании дня Победы и то, что он увидел и узнал об армии было для него не менее диковинным откровением, чем клубника, которая в этой стране растет сверху вниз. Форма одежды солдат, офицеров и генералов одинаковая, различия только по нашивкам и погонам. Обращение друг к другу, независимо от звания, только по имени и на «ты». У них одна столовая и чести они друг другу не отдают, а жирных и старых генералов у них вообще не бывает.

ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ

Михаил Марголин

 « — Ты коммунист?
 — Нет, я антифашист.
 — С каких пор?
 — С тех пор как понял, что такое фашизм»
 Эрнест Хемингуэй
 « По ком звонит колокол»

 «Фашизм был тенью или уродливым детищем Коммунизма»
 Уинстон Черчилль

 В канун 70–й годовщины Дня Победы, мне довелось стать свидетелем интереснейшего ток-шоу из цикла «Смотрим обсуждаем» на телеканале «Культура». Ведущий программы кинорежиссер Владимир Хотиненко посвятил передачу фильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» — выдающейся документальной кинопублицистике советской эпохи. В этом фильме особо потрясает текст и убедительная интонация авторских размышлений, которые сопровождают весь фильм, повествующий о природе возникновения фашизма в Германии и о том, какую цену пришлось заплатить человечеству за это страшное и позорное явление.

Много лет назад, в конце шестидесятых, мне довелось посмотреть, только что вышедший в прокат фильм Михаила Ромма и я хорошо помню атмосферу напряженной тишины в зрительном зале. На экран было страшно смотреть, невольно осознавая, что фильм, повествующий о трагической истории нацистской Германии, практически один к одному ассоциируется с нашей хваленной советской действительностью. Это, пожалуй, явилось единственной причиной того, что советский кинопрокат никогда не жаловал этот политический шедевр, чтобы, упаси Бог, не навлечь на себя гнев кремлевских опричников.

Судя по реакции участников ток-шоу, тема эта и сегодня не исчерпала своей актуальности. Этому были посвящены достаточно содержательные и откровенные выступления участников ток-шоу, известных кинорежиссеров Марлена Хуциева, Александра Митты, Сергея Соловьева, киноведов Наума Клеймана и Льва Карахана.

Для этих признанных авторитетов российской кинематографии обыкновенный фашизм в фильме Ромма, как когда–то и у меня, ассоциативно вписывался в привычные реалии нашей многолетней жизни в СССР.

Несколько иначе этот фильм восприняла небольшая аудитория молодых людей, участников обсуждения: для многих из них сталинскую эпоху посчастливилось познавать лишь по школьным учебникам и рассказам дедушек и бабушек. Поэтому было занятно наблюдать, с каким неподдельным интересом эти молодые люди слушали духовные откровения об этом уникальном явлении в документальной кинематографии.

Невольно припомнилась «Блокадная книга» чтимых мной авторов, белорусского писателя Алеся Адамовича и питерца Даниила Гранина о 900 — дневной блокаде Ленинграда. По этой книге известный российский режиссер Александр Сокуров снял фильм, размышляя о котором в одном из своих интервью, назвал Россию и Германию родными сестрами: «…и как сестры мы глубоко контрастны. Одна глубоко осознает свою вину, другая — Россия — до сих пор не понимает, какой она была и что с ней происходило, когда был сталинский режим».

Ровно 20 лет назад культовый российский писатель Борис Стругацкий опубликовал в газете «Невское время» статью « Фашизм — это очень просто. Эпидемиологическая памятка». Начинается статья с категоричного утверждения, что в нашем доме ( России — М.М.) чума и лечить её мы не умеем, не можем даже поставить диагноз, а зачастую не способны заметить, что уже и сами необратимо больны.

Мы прекрасно осведомлены о гитлеровском фашизме, но даже не догадываемся о существовании другого фашизма — своего, доморощенного, который, как правило, незримо разрастается в теле страны, словно метастазы злокачественной опухоли.

Не дожидаясь, пока российская Академия наук, выполняя волю президента Путина, сформулируют всеобъемлющее научное определение фашизма, Б. Стругацкий определил понятие фашизма очень простым, доходчивым языком. «Фашизм — диктатура националистов… Фашист — это человек исповедующий (проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом активный поборник «железной руки», «дисциплины — порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма». И вся фашистская атрибутика — тайная полиция, лагеря, костры из книг, война — прорастает из этого ядовитого зерна, как смерть из раковой клетки.

Во Второй мировой войне среди всех воюющих государств самый большой процент политического и военного коллаборационизма был отмечен у советских граждан. По данным советского министерства обороны, только за два последних квартала 1941 года в плен к немцам попало 2 335 483 чел., а по состоянию на 1. 02. 1942 только на территории Третьего рейха числилось 11 168 287 советских военнопленных. Переход к военному коллаборационизму, сотрудничеству, участию в формированиях в составе Вермахта и войск СС и их участие в боях русских, казачьих, мусульманских подразделений было великое множество. Воспитанные на тоталитарном страхе сталинской тирании, эти несчастные люди попадали « из огня, да в полымя» не менее мерзкого тирана, — Адольфа Гитлера.

По окончании войны, в соответствие с Ялтинскими договоренностями союзники выдали на расправу Сталину около 2 млн. человек. Подавляющее большинство этих людей были впоследствии расстреляны или погибли в советском ГУЛАГе. Этот факт радикального тоталитаризма нашел свое подтверждение в телевизионном ток — шоу С. Минаева «Право знать», где тогда главный доверенный выборщик президента Путина, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, кинорежиссер С. Говорухин, жестикулируя своим увесистым кулаком, убеждал участников ток — шоу, многомиллионную аудиторию телезрителей, что во все времена тоталитарную российскую власть отличало присутствие «Железной Руки», которой, конечно же, в достаточной мере наделен и его нынешний безупречный шеф — президент Путин.

Западные политологи уже давно заметили и неоднократно подчеркивали необычайное сходство в путях восхождения к вершинам власти и создании государственного тоталитаризма основоположника фашистской идеологии , диктатора Италии Бенито Муссолини и президента России Владимира Путина. Вождь итальянского фашизма тоже ничем особым по жизни не отличался: родился в семье ремесленника — кузнеца, в молодости был обычным учителем сельской школы. Принимал участие в социалистическом движении, в развернувшейся борьбе с коммунистами и пролетариями руководил созданием фашистских отрядов, за что был активно поддержан всеми слоями реакционной буржуазии, значительной частью интеллигенции, одурманенной лозунгом «великой Италии». Не считаясь, ни с какими парламентскими условностями, Муссолини внедрил избирательный закон, по которому партия, набравшая большинство голосов получает 2/3 всех мест в законодательной палате. Точь — в — точь, как сотворенные по этому образцу и подобию, а потому и, безропотно управляемые власть предержащими, законодатели российской Госдумы.

По мнению Б. Стругацкого, ни в коем случае нельзя путать понятия «национализм» и «патриотизм»: патриотизм — это любовь к своем народу, а национализм — неприязнь к чужому. Важнейший признак фашистской идеологии — деление людей «на наших и не наших». Разница фашизма и сталинизма лишь в том, что первые делят людей на расы, а вторые — на классы.

Вместе с тем, ни для кого не секрет, хотя официальной пропагандой всячески скрывался непреложный факт: обязательной атрибутикой сталинской идеологии было преследование еврейского населения страны, всякий раз квалифицируя это расовое изуверство как борьбу то с «жидомасонами», то с «сионизмом», то с «космополитизмом».

Автор этих заметок отслужил более трех десятков лет в советском военно- морском флоте, где численность евреев среди кадров офицерского состава составляла 14,7%. Однако очередное представление к продвижению по службе в штаб Балтийского флота не состоялось в связи с появлением приказа министра обороны, маршала Гречко, где строго предписывалось: «…офицеров еврейской национальности в штабы флотов и округов, а также командирами соединений не назначать». Случилось это в связи с тотальным разгромом сил стран ближневосточной коалиции — российских сателлитов, развязавших Шестидневную войну с Израилем. Этим приказом было положено начало изгнания евреев из советской армии — офицеров, генералов и адмиралов, посвятивших военной службе лучшие годы своей жизни. Эта явно фашистская акция нанесла непоправимый ущерб боеспособности российской армии, которая с каждым годом, вплоть до полного развала страны, теряла свою боеготовность. Конечно, это был не единственный негативный фактор, обрушивший страну Советов, но боеготовность вооруженных сил всегда была непременным условием безопасности СССР.

Кстати, еще раньше, 12 августа 1952 года мы были потрясены расстрелом выдающихся деятелей культуры, членов Еврейского антифашистского комитета(ЕАК), которые, кстати, в годы войны собрали для вооруженных сил 16 млн. долларов США, 15 млн. в Англии и Канаде, 1 млн. в Мексике и 750 тысяч в Палестине. После смерти «отца народов», все казненные члены ЕАК были реабилитированы Военной коллегией Верховного суда СССР «за отсутствием состава преступления».

В день 75-летнего юбилея Победы с интересом посмотрел парад войск на Красной площади. Как участник парада в Москве 7 ноября 1951 года в честь 34-й годовщины Октября, я очень хорошо знал эту ежедневную, в течение месяца, бесконечную муштру и ночные проверки готовности парадных расчетов на Красной площади. Кстати, и в нынешнем параде батальон моряков состоял из курсантов моей альма-матер — Военно-морского института им. адмирала Ушакова. Хотя прошло более полувека, но практически ничего нового, если не считать демонстративно перекрестившегося перед началом парада министра обороны Шойгу и ни к селу, ни к городу включенных в парадный расчет военнослужащих Индии и Китая. Но более всего удивило последовавшее на другой день заявление российского командования о том, что значительная часть экземпляров боевой техники, принимавших участие в параде, лишь только готовится к серийному производству.

В эти же дни российские СМИ вспомнили и о легендарном грузине, Герое Советского Союза Мелитоне Кантария, воодрузившем Знамя Победы на крыше рейхстага. В 1991 году, во время грузино-абхазского конфликта, развязанного не без участия России, М. Кантария был вынужден вместе со своей семьей уехать в Москву. Для большой семьи героя была выделена небольшая однокомнатная квартира на окраине столицы. Его поставили на льготную очередь, которая подошла только после его смерти 26 декабря 1993 года.

В связи с этим, уместно поделиться впечатлениями известного российского режиссера К. Шахназарова о праздновании дня Победы в Израиле. В 10 часов утра ветераны Второй мировой собрались в назначенном месте, а в 11.00 — грянул духовой оркестр и победители гитлеровского фашизма неторопливо двинулись по неширокой улице. Вместе со всеми в праздничном шествии участвовало руководство страны и солдаты Армии обороны Израиля. И когда, по словам Шахназарова, ему захотелось призвать участников шествия к «порядку»: грудь расправить, ногу тянуть, равнение направо…, его предупредили, что в ЦАХАЛе маршировать не учат, их учат только воевать.

 Режиссер приехал в Израиль снимать фильм о праздновании дня Победы и то, что он увидел и узнал об армии было для него не менее диковинным откровением, чем клубника, которая в этой стране растет сверху вниз. Форма одежды солдат, офицеров и генералов одинаковая, различия только по нашивкам и погонам. Обращение друг к другу, независимо от звания, только по имени и на «ты». У них одна столовая и чести они друг другу не отдают, а жирных и старых генералов у них вообще не бывает. И если в российской армии десантнику достаточно иметь сильные мышцы, что дает ему право, напившись барахтаться в городском фонтане, то в Израиле, чтобы пройти конкурс на эту опасную специальность, нужно иметь, прежде всего, достаточно высокий IQ. Это значит , что пройдет один из десяти претендентов.

Марш Победы длился 400 — 500 метров. Ветеранов рассадили амфитеатром вокруг небольшой сцены, выступили с поздравлениями, а в конце все, кто там был, дружно запели русскую народную песню «Катюша» советского композитора еврейского происхождения Матвея Блантера. Пели со слезами на глазах. Потому что такой это у них праздник.

Кстати, доподлинно известно, что от депортации и практически полного уничтожения евреев страны Советов спасла только внезапная смерть «великого кормчего». По милости Всевышнего это произошло в день еврейского праздника Пурим, а последовавшая затем подковёрная борьба соратников за власть, смертельно напугала партийных боссов, руки которых по локоть замараны кровью миллионов безвинных людей. В этих условиях для советской опричнины продолжить успешно начатое нацистами Третьего рейха «окончательное решение еврейского вопроса» было бы самоубийством.

Очень точная развернутая оценка патриотизма, на котором сегодня зациклилась российская общественность, дана русским классиком Л.Н. Толстым: « Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство».

Исключительно точным и обязательным признаком фашизма является ложь, хотя не всякий, кто лжет, фашист, но всякий фашист непременно — лжец.

Не зря Эрнест Хемингуэй однозначно определил : «Фашизм есть ложь, изрекаемая бандитами», а русский писатель Д. Гранин в своей книге «Причуды моей памяти» однозначно утверждает, что Россия — «страна неубывающей лжи».

Советская пропаганда, в свое время заявив о завершении строительства социализма и создании основ коммунизма, важным элементом своей деятельности считала формирование образа Сталина, стереотипа отношения к вождю. Сталин представал перед советским народом преемником Ленина, мудрым вождем, которому все население страны обязано своими свершениями, считая его главным патриотом, интернационалистом, борцом за мир во всем мире. Запугивание «образом врага» служило средством формирования «советского патриотизма». Нелояльность или даже малейшее подозрение воспринималось властной номенклатурой как враждебная деятельность, а целая армия «преданных» власти патриотов занималась доносительством на тех, кто не соответствовал пониманию идеала патриота.

И нет ничего удивительного в том, что самую высокую оценку сталинизму дал нацист №1 Адольф Гитлер : «Сила русского народа не в его численности или организованности, а в его способности порождать личности масштаба Сталина. Это единственный мировой политик, достойный уважения. Наша задача — раздробить русский народ так, чтобы люди масштаба Сталина не появлялись». Воистину «рыбак рыбака видит издалека».

А вот как звучат, без каких — либо купюр, истинные рассуждения народного артиста России Олега Басилашвили о лживой «совковой власти», которая трансформировалась в нынешнюю не менее лживую систему путинской власти.

«Недаром той системе требовался ГУЛАГ. Сейчас он не нужен. Этот народ любит вождя и без ГУЛАГа. Страшное дело — рабство из — под палки. Страшен совок в ватнике. Но еще страшнее совок на иномарке, в импортных шмотках, отдыхающий в Европе и притом ненавидящий Запад.

Помнится, при совке власть обязывала хозяев личных домов вывешивать по праздникам красный флаг. Не вывесишь — будут неприятности. Сейчас никто никого не принуждает цеплять гвардейскую ленточку на свой личный автомобиль — но цепляют все, сами цепляют, не замечая, как двусмысленно и даже комично этот круглогодичный «символ победы» выглядит на «мерседесе» или «фольксвагене». Этот нынешний добровольный неосталинизм, добровольный отказ от возможности быть свободным — гораздо страшнее атмосферы 30 — х годов. Он знаменует полную деградацию, возможно, уже необратимую. Это вырождение как следствие мощнейшей антиселекции, отрицательной калибровки. В великом русском языке есть слово «люди» и слово «ублюдки». Как видите , они вроде бы созвучны, похожи друг на друга (может показаться, что корень у них один). Однако значение этих слов совсем разное. И корни разные — «люд» и «блуд» соответственно. Между этими двумя словами при всем их некотором созвучии — дистанция огромного размера. Такая же, как между русскими 30 — х годов и нами, нынешними русскими. Там, в 30 — х, были все — таки люди».

Заканчивает Олег Басилашвили свою статью представлением о том, что современная Россия присутствует на спектакле вымышленного Булгаковым в «Мастере и Маргарите» театра — варьете, где Воланд организует сеанс черной магии, сопровождаемый потоками «денежного дождя», что очень смахивает на нынешний российский «Крым наш», инициированный «бл…….» российскими СМИ с трупными пятнами на руках». Но спектакль когда — то закончится, народ встанет и уйдет, а вот Путину , как считает автор, податься будет некуда, т.к. он хозяин этого театра — абсурда «…будет обречен метаться по разрушающемуся зданию, среди разочарованной, озлобленной, взбешенной публики, теряющей человеческие признаки».

Именно от этой изуверской напасти много лет назад предостерегал человечество Эрнест Хемингуэй, в своей статье «Пропаганда в Третьем рейхе — «Пятая колонна»: «Гебельс утверждал, что пропаганда — это искусство, которое тем эффективнее, чем меньше люди догадываются, что их обрабатывают. Гебельс превратил политические митинги и собрания в пышные зрелищные мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами, которые внедряли в сознание людей, что Гитлер — мессия, призванная спасти Германию. Тщеславный министр пропаганды подчинил своей власти все сферы идеологического воздействия на сознание масс — прессу, радиовещание, литературу, музыку, кинематографию, театр, изобразительное искусство, коммерческую деятельность, туризм».

Обо всем этом и рассказывает фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Это, один к одному, напоминает нашу прежнюю жизнь и, конечно же, эти признаки успела обрести и нынешняя путинская Россия.

В апреле нынешнего года, незадолго до празднования юбилея Победы, известный тележурналист Владимир Познер беседовал с очень, на мой взгляд, интересным священнослужителем, митрополитом Волокаламским Илларионом. Познер решил проверить, действительно ли позиция отца л соответствует его заявлению: «Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии, терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером».

Дабы хоть немного отрезвить российских сталинистов митрополит Иларион рекомендует им съездить совсем недалеко — на подмосковный Бутовский полигон, где каждую ночь профессиональные палачи сталинской гвардии расстреливали 200, 300, 400 человек. «Я видел списки этих людей, — рассказывает отец Илларион, — там были 15 — 16 — летние дети… За что их расстреливали? Какой вред может принести государству 15 — летний ребенок, чтобы его надо было расстреливать так, исподтишка, тайно, вычеркивая вообще его имя из истории? И чудом Божьим сейчас восстановили этот мемориал, эти имена».

Разве эти нечеловеческие злодеяния Сталина чем — то отличаются от того, что можно увидеть в детском зале мемориала « Яд ва — Шем» в Иерусалиме? Выдолбленная в скале пещера — памятник полутора миллионам еврейских детей, уничтоженных гитлеровскими палачам и их приспешниками — коллаборационистами в годы Холокоста. Имена детей, возраст и место их рождения звучат под сводами мемориала, сопровождая каждого, кто входит сюда почтить их память…

Четыре года назад, в Томске, в день Победы впервые прошла акция памяти «Бессмертный полк», когда на демонстрацию общественность вышла не с портретами вождей, а с портретами самых близких людей, отдавших свои жизни за победу в той страшной войне. Но уже в этом году, в день Победы, на «помощь» демонстрантам «Бессмертного полка» в Москве пришли российские «общественники административно — партийного» ресурса, после которых, даже страшно вспомнить, по окончании демонстрации на свалках валялись памятные портреты героев войны. По мнению томичан возникла реальная угроза превращения их инициативы в бюрократическую вертикаль. Именно об этом было их открытое письмо президенту Путину, опубликованное на радиостанции «Эхо Москвы» 29 мая 2015 года.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Михаил Марголин: ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ

  1. «Мы прекрасно осведомлены о гитлеровском фашизме». Такой идеологии в Третьем рейхе не существовало. Национал — социализм(нацизм) — это Германия. Фашизм — Италия. Руководство СССР, в котором строили социализм, умышленно назвали идеологию нацистской Германии фашизмом. Нетрудно догадаться почему. Относить фашизм к Германии с исторической точки зрения ошибочно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.