Рапопорт Валерий: Канатоходцы

Loading

Директор, Джиник, Одесситка, кролик и слонёнок прибыли самолётом в Ташкент в начале мая. Была весна и жарко, около 40 градусов, хотя местные жители говорили: «Немножко тепло». В первый день они решили посетить базар «Старый город». Джиник расхваливал колорит восточного базара, но, когда они прибыли туда, все оказалась без восточного колорита.

Канатоходцы

Валерий Рапопорт

Директор, Джиник, Одесситка, кролик и слонёнок прибыли самолётом в Ташкент в начале мая. Была весна и жарко, около 40 градусов, хотя местные жители говорили: «Немножко тепло». В первый день они решили посетить базар «Старый город». Джиник расхваливал колорит восточного базара, но, когда они прибыли туда, все оказалась без восточного колорита.

— Где крики зазывал? Где женщины, гуляющие в новой одежде? Где торговцы, торгующие с земли? Это обычный современный базар — возмущено говорил Джиник — Это не Багдад.

Но когда они пришли на базар сладостей, у всех потекли слюнки. На прилавках лежали: пахлава, рахат-лукум, пишмание, халва, щербет и т.д. Джиник истратил всю свою зарплату на них, заполнил полностью тележку. Одесситка в это время наполняла свою тележку ароматными фруктами.

Вдруг они услышали громкие звуки музыки.

— Это звуки сурная и карная. Ими зазывают на представление или свадьбу. Сурнай и карнай — духовые инструменты в виде трубы от полуметра до 2-3 метров — разъяснил Джиник, и с друзьями отправились на звуки музыки.

На площади были установлены две опоры с одной стороны, одна опора с другой стороны, а между ними натянут канат на высоте пяти метров. По канату ходили канатоходцы, держа в руках длинный лангар (шест) и искусно выполняли различные трюки: бегали вперед и назад, ходили, завязав глаза, надев на голову мешок или казан, прыгали, танцевали на одинарной или двойной лесенке. Один из канатоходцев подошел к ним и сказал:

— Здравствуете, коллеги. Я канатоходец Шухрат, а у Вас в цирке есть канатоходцы?

— Мы больше занимаемся иллюзиями, фокусами и жонглируем — ответил директор.

-О, тогда у Вас в ближайшие десять лет их и не будет. Этому учат с младенчества.

— Да мы за неделю освоим это — похвасталась Одесситка и получила дружеский подзатыльник от слонёнка.

— Если слонёнок пройдет по канату, я съем свою тюбетейку. Мне пора на канат — сказал Шухрат и, взобравшись на верхотуру, спиной пошел по канату, на середине каната даже постоял на одной ноге.

Когда друзья вернулись в гостиницу, их ждало сообщение: «Вся труппа застряла на пароме на Каспии на четырнадцатидневный карантин».

— Я купил сладостей на всех артистов, так и быть, по одной штучке буду выдавать Вам по утрам — сказал жадный на сладости Джиник.

— Ой, мы пропали. Выступления не будет, а билеты все проданы — сказала Одесситка, но, подумав немного, добавила: — Давайте будем выступать на канате, а слонёнок будет так же ходить по нему.

— Я боюсь высоты — ответил он.

— Это отличный выход. Итак, будем учить слонёнка ходить по канату, а на высоте его будут страховать невидимые публике крылышки. Джиник, Одесситка и слонёнок, за работу! — сказал директор.

Через неделю вечером цирк давал представление на стадионе «Пахтакор». Стадион был заполнен полностью 35 тысячами зрителей, а в почетных ложах сидели канатоходцы вместе с Шухратом. Над полем на высоте двадцати метров был натянут толстый канат, который поддерживали два крана по краям.

И вот первым вышел директор и сказал:

— Представление начинается.

Кролик отбил дробь на барабане, и на сцену вышел клоун. Это был переодетый Джиник, который тянул канат. Он уложил его зигзагообразно на поле. Вышел слонёнок с тюбетейкой на голове, бабочкой и шестом в хоботе. Он начал ходить по канату, лежащему на земле, корча рожицы, как будто ему было страшно. Зрители смеялись, и особенно Шухрат. Споткнувшись несколько раз, слонёнок дошел до конца каната, снял тюбетейку, отбросил шест и на лифте поднялся на высоту вместе с Джиником. Прозвучала опять барабанная дробь, и слонёнок, взяв хоботом шест, пошел по канату. Как Вы поняли, его поддерживали крылышки. Затем, дойдя до конца каната, он развернулся и пошел назад, а ему навстречу Джиник, который сказал:

— Пропусти меня, слонёнок.

— Сам пропусти! — был ответ.

Тогда Джиник, отойдя немного назад под барабанную дробь, перепрыгнул через слонёнка и опустился на канат, балансируя руками. Публика охнула от испуга, а затем — овации. Не радовался только Шухрат, предчувствуя, что ему придется съесть тюбетейку. Затем на канате Джиник с Одесситкой танцевали лезгинку, жонглировали и бегали по канату. Потом опять пошел слонёнок, и на него запрыгнули сначала Джиник, а сверху Одесситка. Они танцевали на двигающемся по канату слоненке. А зрители замирали от страха и кричали «Браво», когда артисты доходили до конца каната.

Представление длилось больше часа, и зрители долго аплодировали артистам, стоя.

Потом все зрители, кроме канатоходцев, разошлись. Они подошли к артистам цирка.

— Мы удивлены. Вы потрясающе выступили. Как повторить прыжок Джиника через слонёнка? — спросил Шухрат — И почему он шел только с закрытыми глазами?

— Это невозможно повторить, мы фокусники, а не канатоходцы. А слонёнок боится высоты, поэтому зажмурился. А теперь мы будем есть тюбетейку — сказал директор и увидел ужас в глазах Шухрата.

Директор подошел к столу, где лежала большая тюбетейка слонёнка, поднял её, а там лежал громадный шоколадный торт в форме тюбетейки. Все весело поужинали, а директор подарил большую тюбетейку Шухрату, на котором все оставили автографы.

Фото из свободного доступа в интернете

Когда второй раз цирк приехал в Одессу на гастроли, обезьяна Одесситка позвала слонёнка Два-хвоста, кролика и Джиника полюбоваться памятником Дюку де Ришелье.

— Кто не видел памятник Дюку, тот не был в Одессе, — заявила Одесситка.

Дорога была длинная, и Одесситка, чтобы её друзья не заскучали, рассказала историю:

«Когда Боцмана списали из-за меня на берег, он брался за любую работу, чтобы заработать, а у меня ещё не было имени. Через неделю Боцман привел домой ослика.

— Наши соседи уехали отдыхать и оставили у нас ослика, его зовут Герцог.

— Что, он из знатной семьи? — спросила я.

— Я умею гарцевать, и поэтому меня назвали Герцог, — ответил ослик и важной походкой прошёлся по двору.

На следующий день была суббота, Боцман в этот день не работал и уходил на целый день на пляж. Ко мне подошёл Герцог:

— Давай пойдем в зоопарк, я там никогда не был. У тебя есть деньги на билет?

— Немного есть.

Мы пошли в зоопарк и, купив билеты, подошли к первому вольеру. Там гуляли слоны со слонятами.

— Герцог, смотри, какой забавный слонёнок, — сказала я.

— Кто меня зовёт? — спросил слонёнок.

— Тебя тоже зовут Герцог? — спросила я.

— Меня зовут Дюк, что переводится как герцог. Меня назвали в честь Дюка Ришелье, основателя Одессы.

— А кто это? — спросила я.

— Шо, мы вам имеем сказать за Одессу? Вечером приходите, и я Вам всё расскажу, — сказал слонёнок Дюк.

Весь день Герцог и обезьяна гуляли по зоопарку. Вечером они встретились с Дюком у ворот, и он их повёл к памятнику. Всю дорогу слонёнок Дюк рассказывал о жизни градоначальника Одессы Ришелье в начале девятнадцатого века. Я запомнила не всё. Одесса была до него маленьким городом в степи, почти без деревьев. Ришелье засадил его деревьями и сделал самым зеленым городом империи. Когда разразилась Русско-Турецкая война 1806 года, и боевые действия велись на суше и на море почти шесть лет, он организовал, чтобы в Одессу из Турции мирно приходили корабли, разгружались в порту, загружались необходимыми товарами и плыли назад. Российские и турецкие военные корабли не трогали их. Как ему это удалось, остаётся загадкой до сих пор. Одесский порт стал одним из самых больших в мире.

Когда он умер во Франции, жители Одессы собрали деньги и возвели памятник, к которому мы сейчас подошли.

На площади стоял памятник Дюку де Ришелье, а у его ног начиналась Потёмкинская лестница, сам он смотрел на море.

На следующий вечер слонёнок Дюк пришёл во двор к Боцману, и между ним и осликом возник спор.

— Я настоящий герцог, а ты, слонёнок, иностранный.

— Моё имя от рода кардиналов Ришелье, о котором писал Дюма в «Трёх мушкетёрах», а ты герцог только потому, что умеешь красиво ходить, — ответил слонёнок.

Они начали ругаться, перебрасываясь одесскими выражениями. Я решила подшутить над ними:

— Вы ещё устройте дуэль!

— Великолепно! Пистолет мне, пистолет, и я продырявлю тебя, ослик!

Но в доме Боцмана не было оружия. Тогда ослик предложил бодаться, и кто первый упадёт, тот проиграл. Мы пошли во двор и подошли к калитке, куда в этот момент входил Боцман:

— Вы куда?

— На дуэль! — в восторге ответили мы.

 — Я вам устрою дуэль! Герцог — в сарай, Дюк — домой, тебя продали за двадцать тысяч в цирк, а ты, обезьяна, на кухню готовить ужин.

Дюк опустил голову и со слезами пошёл в зоопарк. На следующее утро мы с осликом думали, как спасти Дюка. Боцман предложил ночью открыть засов вольера и спрятать слонёнка в катакомбах. Ночью я пробралась в зоопарк, но на воротах вольера висел большой замок. Я вернулась, и мы решил на следующую ночь спилить замок. Но когда я подошла к воротам, там стояла охрана. Боцман предложил рассыпать гвозди на пути машины, которая будет вывозить Дюка. Шины проколются, а мы похитим слонёнка. Утром мы ждали, когда начнут вывозить Дюка. Но прилетел вертолет, подцепил клетку и унёс Дюка».

Одесситка закончила рассказ, когда слонёнок Два-хвоста, кролик и Джиник вышли на площадь к памятнику Дюку де Ришелье.

— Ври, да не завирайся, — заявил Джиник.

Одесситка не ответила, а побежала к памятнику, где стоял ослик.

— Это ты, Герцог? — спросила Одесситка.

— Я. Обезьянка, какая же ты стала красавица. А кто это с тобой?

-Это мои друзья, артисты цирка, Джиник, кролик и слонёнок Два-хвоста. А меня зовут Одесситка, и я прима цирка. А где слонёнок Дюк?

— Я о нём ничего не знаю. Мы не смогли его спрятать, потому что Боцман за деньги докладывал директору зоопарка всё о наших планах. Боцман был великий пройдоха. А твои друзья знают, чей этот памятник? — спросил Герцог и тут же, не дожидаясь ответа, начал рассказывать о нём почти всё то же, что до этого говорила Одесситка. Но при этом восхвалял себя. Закончив рассказ, Герцог сказал, что ему пора, и артистам цирка тоже надо было возвращаться к вечернему представлению. По дороге кролик сказал:

— Да, Одесситка, а мы думали, что ты всё выдумала. Какой замечательный был градоначальник! Война, а он думал о людях Одессы и об их благополучии.

 — «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» — задумчиво произнесла Одесситка.

— О, ты знаешь Лермонтова? — удивился кролик — Это стихотворение «Бородино». Да, великий был человек Дюк де Ришелье. Во время войны 1812 года он спасал Одессу от чумы. А при оккупации Одессы в 1918-19 и 1941-44 годах даже враги не стали сносить его памятник. Уважали его. Надеюсь, он будет стоять вечно.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Рапопорт Валерий: Канатоходцы

  1. Хорошо!
    Надо бы только подробнее рассказать читателям об Ташкенте и Одессе. Наверняка, они о них ничего не знают!
    Рисунок хорош!

  2. Дорогой сказочник!
    Как всегда фейерверк неожиданных эмоций, фантазий и впечатлений.
    Детишки немного подросли, и кроме
    «Доброго и вечного» Вы вплетаете в сказку новый для них познавательный элемент. Хороший совет и помощь воспитателям малышей.
    Спасибо Вам. Очень интересно1111

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.