Михаил Ривкин: Афтара Субботы праздника Суккот

 317 total views (from 2022/01/01),  5 views today

Гог, как нам дважды объясняет пророк, это «князь верховный Мэшэха и Туваля» (там 38:2, 39:1), и именно его Всевышний сначала «приведёт на горы Израиля» (там 39:3) а затем выступит в Судьбоносный день против него на поле брани собственной персоной (там 39:3-5). Затем огонь посылается и на Магога. Что или кто это, нам не объясняют подробно, сказано только, «Гог в земле Магог» (там 38:2), а это можно понимать так: Гог это эпоним, название некоего племени по имени собственному одного человека, князя Мэшэха и Туваля, а Магог — земля его обитания.

Афтара Субботы праздника Суккот

Михаил Ривкин

Книга пророка Йехэзкэйла, точнее, та часть, которая написана самим пророком, завершается апокалиптической картиной войны Гога и Магога и разгрома этих двух племён. Это одна из самых известных и, вместе с тем, одна из самых странных и загадочных страниц ТАНАХа. Не прекращаются споры, имеет ли эта величественная картина некую реальную историческую основу, или же перед нами пророческое откровение в самом чистом виде, образы и картины, которые нужно расшифровывать и разгадывать, апокалиптическое провИдение далёкого будущего, когда Всевышний явится в наш мир, чтобы судить все племена и народы, враждебные Израилю. Возможно, что пророк задумывался о неких реальных исторических событиях, но его мысль не задерживалась на том, что случилось некогда. Эти реальные события были для Йехезкэйла не более чем исходной точкой, «триггером» для размышлений о Последнем великом сражении между Добром и Злом, о Дне Суда, когда Всевышний воздаст всем по заслугам.

«Гл. 38, 39 содержат пророчество о великой войне, которая состоится в Стране Израиля «в конце дней», после возвращения Израиля в свою землю»[i]

 

Сначала Всевышний возвещает, что тот день, когда Гог придёт на Землю Израиля «возгорится гнев Мой в ярости Моей» (Йехэзкэйл 38:18). Так, или похожими словами пророки Израиля обозначали День Суда, день окончательного воздаяния преступникам за их преступления. Не только люди, но и вся природа, все формы земного существования будут потрясены и повержены гневом Всевышнего (там 38:19-20). Перечень катастроф и казней, которые обрушаться на грешников отчасти напоминает Казни Египетские, отчасти — Сдом и Амору, отчасти — оригинален (там 38:22).

 

«В этих словах как бы замыкается круг: до сих пор в пророчестве Йехэзкэйла меч, мор и кровь, равно как ливень и град камней, упоминаются как наказание Израилю, теперь эти казни обрушиваются на Гога и его воинство, которые явились, чтобы воевать против Израиля»[ii]

Гог, как нам дважды объясняет пророк, это «князь верховный Мэшэха и Туваля» (там 38:2, 39:1), и именно его Всевышний сначала «приведёт на горы Израиля» (там 39:3) а затем выступит в Судьбоносный день против него на поле брани собственной персоной (там 39:3-5). Затем огонь посылается и на Магога. Что или кто это, нам не объясняют подробно, сказано только, «Гог в земле Магог» (там 38:2), а это можно понимать так: Гог это эпоним, название некоего племени по имени собственному одного человека, князя Мэшэха и Туваля, а Магог — земля его обитания.

«Ощущается драматическая напряженность пророчества, в котором апокалиптическое восприятие и осмысление «последней войны» причудливо, но сознательно и расчетливо сочетается с конкретно-историческими реалиями. В их качестве выступают не только привычные для географической и политической карты Танаха названия стран и государств — Персия, Шева, Таршиш и др., но также относительно редкие этнотопонимы: Гомер, который идентифицируется с киммериийцами, Мешех — территория и народность на северо-востоке Малой Азии, где локализуется также упомянутый пророком Тувал, и др. Если к сказанному добавить, что представляется вполне вероятной идентификация Гога из речения Йехезкеэла с реальным, достоверным Гигесом, который в VII в. до н. э. правил в Лидии на западе Малой Азии, а топоним магог, вероятно, является калькой ассирийского топонима мат гуги, т. е. «страны Гиге-са (Гога)», то конкретно-историческая реальность участников апокалиптического изображения «последней войны» не вызывает сомнения»[iii]

Перед нами картина последней, решающей битвы между Добром и Злом, и в этой битве Добро одержит окончательную победу. Затем сказано, что конечная цель этой битвы — прославить и возвеличить Имя Всевышнего не только среди Избранного народа, но и среди всех народов мира.

«Осмысление «того дня» как дня божественного суда в космически-универсальном и локально-партикуляристском аспектах привычно и традиционно в древнееврейском пророчестве, однако совсем не привычным и не традиционным является представление Йехезкеэла о «последней войне» как о непременном компоненте и атрибуте «того дня». Это представление оказывало огромное воздействие на мессианско-эсхатологические воззрения иудаизма и христианства, от учения кумранитов о войне Сынов Света против Сынов Тьмы (см. ч. IV) до ожидания Армаггедона современными христианскими сектантами .«Последняя война» завершится полным разгромом врага, Гога и его воинства: «На горах Йисраела ляжешь ты (Гог) и все полки твои и народы с тобой, и отдам Я тебя на съедение всякого рода птиц и зверья полевого» (39:4 и сл.), после чего наступит время божественного прощения и спасения»[iv]

Апокалиптический пафос этой грандиозной панорамы Дня Суда, тот пафос, который чутко уловили и стремились вновь пережить, оживить, прочувствовать и иудаизм, и христианство, усилен ещё более декларацией о том, что в этот День Суда Всевышний явится явно и зримо всякой твари, всем обитателям Земли, оставаясь при этом Святым народа Израиля, народа избранного.

И Я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я — Г-сподь.\…\ И узнают народы, что Я, Г-сподь, свят среди Йисраэйля (там 38:23, 39:7)

После этой окончательной победы в «последней Войне» и явления Всевышнего меняются фундаментальные, первичные основы человеческого бытия, оружие становится лишним, на что указывает странное описание, которое можно понять как намёк на то, что оружие исчезнет навек.

И выйдут обитатели городов Йисраэйля, и разведут они огонь, и будут топить оружием: и щитом, и кольчугой, луком и стрелами, дубиной и копьем, и будут зажигать ими огонь семь лет (там 39:9)

Затем наступает время окончательного справедливого расчёта Израиля со всеми его недругами:

И ограбят грабителей своих, и оберут обирателей своих, — слово Г-спода Б-га (там 39:10)

Далее следует подробное описание погребения «Гога и всего множества его» (там 39:11). Погребение это будет продолжаться ни много ни мало семь месяцев, что позволяет понять, какое огромное воинство привёл с собою Гог на последний бой. И место погребения «множества Гога» обретёт особое свойство, станет «преградой для проходящих» (там 39:11). Вероятно, имеется в виду, что кроме специально назначенных для погребения и поиска костей служителей, ни один человек не сможет вступить в эту долину. И только когда будут преданы земле последние останки воинства Гога, завершится процесс очищения Земли Израиля.

Это очищение Земли Израиля, также, как и сожжение оружия, символизирует избавление нашего земного мира от всякой скверны и нечистоты, переход к новому фазису бытия, к новому эону.

Примечаия:

[i] 439עמ’ אמנון בזק יחזקאל הנביא שהיה בן אדם ירושלים 2021

[ii]שם עמ’ 447 אמנון בזק

[iii] И. П. Вейнберг Введение в ТАНАХ Пророки Гешарим Иерусалим 5765 Мосты культуры М 2005 стр. 82-83

[iv] И.П. Вейнберг там стр. 85

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Михаил Ривкин: Афтара Субботы праздника Суккот

  1. «Осмысление «того дня» как дня божественного суда в космически-универсальном и локально-партикуляристском аспектах привычно и традиционно в древнееврейском пророчестве, однако совсем не привычным и не традиционным является представление Йехезкеэла о «последней войне» как о непременном компоненте и атрибуте «того дня». Это представление оказывало огромное воздействие на мессианско-эсхатологические воззрения иудаизма и христианства, от учения кумранитов о войне Сынов Света против Сынов Тьмы до ожидания Армаггедона современными христианскими сектантами .«Последняя война» завершится полным разгромом врага, Гога и его воинства: «На горах Йисраела ляжешь ты (Гог) и все полки твои и народы с тобой, и отдам Я тебя на съедение всякого рода птиц и зверья полевого» , после чего наступит время божественного прощения и спасения»
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Потрясающе. Исчезнут оружие, ленд-лизы и все Гоги и Магоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *