Михаил МАРГОЛИН, Юрий ОКУНЕВ: Введение в толковый словарь  советских терминов и понятий — 03

 579 total views (from 2022/01/01),  2 views today

ГЛУШИЛКА — Придя с работы домой и поужинав, советский человек устраивался на диване с приемником «Спидола», настраивался на волну «Би-би-си» или «Свободы», но вдруг… по его барабанным перепонкам ударял резкий звук, похожий на визг циркулярной пилы или тарахтение тракторного дизеля. Это были помехи, создаваемые советскими «глушилками». Они непрестанно работали на полную мощность 40 лет. Суммарная мощность «глушилок» составляла около 16 тысяч киловатт, вдвое превышая мощность передатчиков, использовавшихся зарубежными радиостанциями «Радио Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», «Голос Израиля», «Би-би-си».

Введение в толковый словарь  советских терминов и понятий — 03

Михаил МАРГОЛИН, Юрий ОКУНЕВ

Продолжение. Начало

Г
ГАГАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — по имени Валентины Гагановой, бригадира прядильщиц фабрики в Вышнем Волочке, инициатора одного из организованных и поддержанных партийным руководством «починов»: оставив свою передовую бригаду, перешла в отстающую, чтобы поднимать ее производительность до уровня передовиков (1958 год). Усиленно насаждавшиеся «гагановские бригады» были частью общей хозяйственной и идеологической показухи и одной из наиболее громких кампаний хрущевского периода. Сама Валентина Гаганова, обласканная властями, стала в 1960-е годы членом ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета. «Гагановский почин» отражен в такой частушке:
Брошу мужа молодого,
Возьму себе старого.
Пусть все люди думают,
Что я и есть Гаганова.

ГАРМОШКА — народный музыкальный инструмент, популярный в частях Красной армии, в деревнях и среди низших слоев населения. В советской пропаганде считалось, что гармошка помогает преодолевать трудности жизни. Гармонист, знавший множество наигрышей и игравший часами для своих слушателей, пользовался особым уважением. Был, как говорится, первым парнем на селе, в цеху или роте. Под гармошку плясали и пели частушки, народные песни. В 1960-е годы гармошку в городах начала вытеснять гитара.

ГЕГЕМОН — основанный на марксистском понятии «гегемония пролетариата» разговорный, обычно иронический синоним рабочего и рабочих как социального слоя в целом. С таким оттенком слово приобрело хождение примерно с 1960-х годов; отражало иронию по отношению к идейному пустословию выродившихся марксистских догм, по которым рабочие являлись руководителями трудящихся масс города и деревни и хозяевами государства, тогда как на самом деле советская действительность оставляла рабочих на низкой ступени социальной лестницы, в роли покорных и бесправных «работяг». Сарказм слова «гегемон» связан также с бескультурьем, пьянством, грубостью, «халтурным» отношением к делу, распространенными в рабочей среде. Поэтому подчас слово «гегемон» употреблялось с презрительным оттенком — например, при виде пьяного: «Во, гегемон валяется». Снисходительно-покровительственный оттенок слово приобретало в выражениях, употреблявшихся бюрократией местных уровней: «надо посоветоваться с гегемоном», «а что скажет гегемон?», «надо наградить одного-двух гегемонов».

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯвыражение из официального партийного лексикона. Относилось к основополагающим политическим и практическим решениям партии, ее тактике на данный период, формально связанный с общей (вневременной) партийной идеологией. Широко употреблялось в партийных речах, постановлениях, в печати. На каждом этапе жизни партии и страны то, что понималось под генеральной линией, могло кардинально изменяться, хотя подразумевалось, что генеральная линия партии есть нечто стабильное, неизменное и направленное прямо в светлое будущее. По–видимому, Сталин предпочитал ограничить употребление понятия генеральная линия, оставляя его для высших партийных сфер, и когда, например, Эйзенштейн в 1927 году хотел назвать свой фильм о деревне «Генеральная линия», Сталин при встрече с ним посоветовал найти другое название, и фильм был назван «Старое и новое». Позже выражение из официального лексикона исчезает, но появляется в неофициальной культуре и приобретает иронический характер. В частности, широкое хождение получает шутка: «Колебался вместе с генеральной линией партии», где завуалировано звучит ответ на вопрос из практики партийных чисток — «колебались ли вы в своих партийных убеждениях? — а также ирония по поводу переменчивости партийной политики.

ГЛУШИЛКА — Придя с работы домой и поужинав, советский человек устраивался на диване с приемником «Спидола», настраивался на волну «Би-би-си» или «Свободы», но вдруг… по его барабанным перепонкам ударял резкий звук, похожий на визг циркулярной пилы или тарахтение тракторного дизеля. Это были помехи, создаваемые советскими «глушилками». Они непрестанно работали на полную мощность 40 лет. Суммарная мощность «глушилок» составляла около 16 тысяч киловатт, вдвое превышая мощность передатчиков, использовавшихся зарубежными радиостанциями «Радио Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», «Голос Израиля», «Би-би-си». Первыми до радиоподавления додумались немцы еще в годы Первой мировой войны. СССР в 1931 году глушил передачи румынского радио, в 1938-м — германского, в 1940 году — радио Ватикана. В годы Отечественной войны советские власти решили проблему кардинально, изъяв у населения все коротковолновые приемники. Уже после войны в 1948 году началось массированное глушение «Голоса Америки» и «Би-би-си». 19 января 1961 года ЦК КПСС издал постановление «О мерах по усилению борьбы с вражеской радиопропагандой», предусматривавшее дальнейшее наращивание числа передатчиков и создание специального «глушильного» управления в министерстве связи СССР. Власти предержащие откровенно игнорировали резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 года, осуждавшую радиоглушение в СССР и в странах-сателлитах. В ноябре 1988 года было принято решение Политбюро о полном прекращении радиоглушения: все «глушилки» были выключены в ночь с 29 на 30 ноября. Об этом официально объявил М.С. Горбачев 8 декабря 1988 года на сессии Генассамблеи ООН.

ГОД ЗА ДВА — широко распространенное в советской лексике понятие, означавшее право на льготное исчисление выслуги лет и преимущества при исчислении срока службы кадрового состава Вооруженных сил СССР. Так, выслуга лет по формуле «год за два» исчислялась для всех участников Великой Отечественной войны и некоторых категорий кадрового состава Военно-Морского Флота, Военно-Воздушных и Воздушно-Десантных Сил. По этой же льготной формуле исчислялась выслуга лет кадровых военнослужащих Советской Армии и Флота, проходивших службу в отдаленных районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Кроме того, существовала формула исчисления за выслугу лет по формуле «год за полтора» для кадрового состава Военно-Морского Флота, принимавшего участие в послевоенном боевом тралении мин. Само понятие «год за два» рождало много шуток: до сих пор живет в народе расхожий анекдот о незадачливом муже, который исчислял свою неудавшуюся супружескую жизнь по формуле «год за два».

ГЕРТРУДА — так сокращенно называли Героев социалистического труда. Иронический и даже слегка презрительный оттенок этого сокращения был вызван тем, что многие деятели, особенно в области искусства, получали звание героя не за высокий уровень своих произведений, а за преданное служение тоталитарному режиму. Этот шуточный термин фактически означал обесценивание звания героя труда во времена застоя и деградации режима перед его коллапсом.

ГОСЕТ — Государственный еврейский театр. Был создан в 1919 году в Петрограде на базе Государственной еврейской театральной студии при Наркомпросе. ГОСЕТ под руководством А.М. Грановского начал свою деятельность со школы, в которой впервые получили возможность учиться еврейские актеры. В школе преподавались актерское мастерство, ритмическая гимнастика и пластика, «слово и голос», музыка. За первый год своего существования театр дал 12 спектаклей в Петрограде и 7 в Витебске. В конце этого же года Грановскому поступило предложение руководителя Московского еврейского театра-студии А. Эфроса об объединении, и 1 апреля 1920 года за подписью А.В. Луначарского было принято постановлении о переводе еврейского театра в Москву. Первым спектаклем, показанным 1 января 1921 года, стал Вечер Шолом-Алейхема, в котором во всем блеске проявились дарования ведущих артистов С.М. Михоэлса и В.Л. Зускина. Тогда в Москве работали два конкурирующих между собой еврейских театра: опекаемая К.С. Станиславским и Е.Б. Вахтанговым «ГАБИМА» и никому доселе не известный новый театр «ГОСЕТ». С огромным успехом в конце 20-х годов шли гастроли ГОСЕТа в Париже. Спектакли ГОСЕТа посещали Б. Брехт, Л. Фейхтвангер и Т. Манн, оставившие восторженные отзывы. Но совершенно иное отношение к театру было в Советском Союзе. В ряде статей появились упреки в «безыдейности» репертуара, в отсутствии пьес, отражающих «советскую действительность», в «бессмысленном левачестве и формализме». Когда Грановский остался за границей, руководство ГОСЕТом перешло к С.М. Михоэлсу. Тогда при театре для молодых актеров была создана студия, вскоре преобразованная в Московское государственное еврейское театральное училище (МГЕТУ), закрытое одновременно с ликвидацией театра. В 1935 году в связи с 15-летним юбилеем театра в газете «Советская культура» появилась статья: «Прекрасный коллектив еврейского театра вступает сейчас в период своей идейной и творческой деятельности…Он овладевает вершинами мировой драматургии. Он должен и сумеет с таким же успехом овладеть многообразной тематикой советской действительности и создавать прекрасные спектакли о делах и людях нашей радостной и изумительной жизни». Это было написано, когда театр поставил «Короля Лира», где главные роли исполняли Михоэлс и Зускин. Уже после войны, в 1947 году, состоялась последняя гастрольная поездка театра ГОСЕТа в Вильнюс и Каунас. В программе были сцены из спектаклей «Тевье-молочник», «Блуждающие звезды», «Колдунья» и «Фрейлахс». Вскоре, 13 января 1948 года, по личному указанию Сталина его опричниками был убит С.М. Михоэлс, художественным руководителем театра был назначен Зускин, который оставался на этом посту до своего ареста 26 декабря 1948 года. Тогда же театру было отказано в государственном финансировании, начались аресты среди еврейской интеллигенции, а в 1949 году театр официально прекратил свое существование. Выступая на похоронах Соломона Михоэлса, Илья Эренбург сказал: «Еврейский народ в войне потерял 6 миллионов человек, Михоэлс — седьмой миллион».

ГУЛАГ — аббревиатура, означающая Главное управление исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР. Начало формированию системы советского рабского труда было положено декретом правительства от 11 апреля 1919 года «О создании лагерей принудительных работ». Согласно этому декрету «все заключенные в лагерях немедленно привлекаются к работам по требованиям советских учреждений», а «бежавшие с работ подлежат самым суровым наказаниям». Спустя 10 лет, в мае 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) по представлению ОГПУ принимает решение о переходе на «систему массового использования труда уголовных арестантов, имеющих приговор не менее трех лет». При этом уголовниками считались и все политические заключенные — с самого зарождения советской цивилизации и вплоть до ее заката власти не признавали существования в стране политических заключенных, и все без исключения арестанты считались уголовными преступниками. Если в 1930 году принудительный труд в лагерях выполняли 140 тыс. человек, то к 1941 году число заключенных в лагерях и колониях ГУЛАГа достигало двух миллионов, а трудопоселенцев, мало чем отличавшихся от заключенных, — 930 тысяч. Подневольный труд узников ГУЛАГа, истощенных голодом, изможденных невыносимыми условиями труда и быта под постоянной угрозой жестоких наказаний, был так же малопродуктивен, как и любой рабский труд. К тому же вооруженность лагерей техникой была в несколько раз ниже, чем в аналогичных предприятиях министерств и ведомств. Основными орудиями производства были лопата, лом, кирка, пила и двуручная тележка-вагонетка для перемещения грузов. Тем не менее, рабский труд, применявшийся беспощадно и в массовом масштабе, дал возможность государству решать крупные народнохозяйственные задачи.
Заключенными ГУЛАГА были построены Беломорско-Балтийский канал, канал Москва-Волга, Байкало-Амурская магистраль, Горно-Шорская железная дорога, железная дорога Усть-Сысольск-Пинюг и тракт Усть-Сысольск-Ухта, Волго-Донской канал, Норильский никелевый завод, Колымская трасса, город Магадан и многие другие объекты советских пятилеток. Миллионы заключенных были заняты в горнодобывающей промышленности, на лесоразработках, на строительстве. Так для добычи золота на Колыме в 1931 году был создан гигантский трест «Дальстрой», который комплектовался в основном заключенными.


По имеющимся оценкам в последние предвоенные годы рабский труд ГУЛАГа производил 10% валовой продукции промышленности. Рабской эксплуатации были подвергнуты тысячи ученых и конструкторов, проводивших исследования в так называемых «шарашках» — тюремных конструкторских бюро. В «шарашках» работали такие известные люди, как Андрей Туполев, Сергей Королев, Валентин Глушко, Борис Стечкин, Николай Желтухин и многие другие создатели оборонной техники. Каторжный труд в тяжелейших природных условиях, полуголодный рацион питания, ужасающие жилищные условия, жестокие наказания за малейшее неповиновение и невыполнение норм, грубые оскорбления и надругательства — все это обусловило преждевременную гибель миллионов заключенных. После смерти Сталина были освобождены сотни тысяч узников лагерей, однако рабский труд в экономике страны полностью не исчезает: власти наводят лишь внешний глянец, пытаясь представить лагеря, как чисто исправительные и воспитательные учреждения. Советский ГУЛАГ не имел аналогов в мировой тюремно-лагерной истории ни по масштабам рабского труда, ни по жестокости обращения с заключенными. ГУЛАГ описан в произведениях Юлия Марголина — «Путешествие в страну зэ-ка», Василия Гроссмана — «Жизнь и судьба», Александра Солженицына — «Архипелаг ГУЛАГ» и «В круге первом», Евгении Гинзбург — «Крутой маршрут», Варлама Шаламова — «Колымские рассказы», Льва Разгона — «Непридуманное» и в публикациях многих других писателей, очевидцев и историков.

Д
ДАЕШЬ — в первые лет двадцать существования советской власти был в ходу громогласный повелительный клич «Даешь!», например: «Даешь Перекоп!» Торжествуя победу после взятия Перекопа, Д. Покрасс и А. Д’Актиль сочинили ставший очень популярным «Марш Буденного» (в песенниках очень скромно именуется «народной песней»), и тут клич «даешь» зовет уже к военному захвату стран Европы с целью распространения мировой революции:
И в битве упоительной,
Лавиною стремительной:
Даешь Варшаву! Дай Берлин!
Уж врезались мы в Крым!
Потом, однако, на смену этим целям мировой пролетарской революции пришли менее романтические, и звучало «Даешь пятилетку!», «Даешь встречный план!», а потом и само «даешь» в таком его повелительном значении исчезло.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ, ДОЛОЙ — эти слова вобрали в себя дух советского идеологического языка, призванного с агрессивной маниакальностью восхвалять и возвеличивать нечто одно и в то же время отрицать и ниспровергать нечто другое. С лозунгами «Да здравствует пролетарская революция!» и «Долой правительство помещиков и капиталистов!» большевики пришли к власти в 1917 году. Позже появились «Да здравствует товарищ Ленин!», «Да здравствует III Интернационал!», «Долой саботажников!» и многое другое, что должно было либо «здравствовать», либо «долой». Следовало провозглашать «здравие» Сталину, партии, миру во всем мире, советской армии и следовало изгонять «долой» профсоюзную оппозицию, троцкистов-бухаринцев, кулаков-захребетников и т.д.

ДВАДЦАТИПЯТИТЫСЯЧНИК — один из двадцати пяти тысяч членов ВКП(б), рабочих и комсомольцев, отправленных в деревню для проведения коллективизации и раскулачивания. Главной целью движения двадцатипятитысячников было обобществление как можно большего количества хозяйств и арест сопротивляющихся кулаков. Замечательное описание деятельности активистов коллективизации было сделано А. Платоновым в повести «Котлован», написанной в 1929-30 годах: «Активист наклонился к своим бумагам, прощупывая своими тщательными глазами все точные тезисы и задания; он с жадностью собственности, без памяти о домашнем счастье строил необходимое будущее, готовя для себя в нем вечность, и потому он сейчас запустел, опух от забот и оброс редкими волосами. Лампа горела перед его подозрительным взглядом, умственно и фактически наблюдающим кулацкую сволочь. Всю ночь сидел активист при непогашенной лампе, слушая, не скачет ли по темной дороге верховой из района, чтобы спустить директиву на село… Редко проходила ночь, чтобы не появлялась директива, и до утра изучал ее активист, накапливая к рассвету энтузиазм несокрушимого действия. Особенно долго активист рассматривал подписи на бумагах… Даже слезы показывались на глазах активиста, когда он любовался четкостью подписей и изображениями земных шаров на штемпелях; ведь весь земной шар, вся его мякоть скоро достанется в четкие, железные руки… И со скупостью обеспеченного счастья активист гладил свою истощенную нагрузками грудь».

ДВОРНИК работник при доме (домах), призванный поддерживать порядок и чистоту; в советских условиях (наследуя в какой-то степени традицию царских времен) очень часто должен был выполнять также функции помощника милиции, органов госбезопасности, властей вообще; дворников вербовали в «стукачи», им поручалась слежка за жильцами, при обысках и арестах их брали на роли понятых. Должность дворника — одна из самых низкооплачиваемых, в дворники больших городов — Москвы, Ленинграда, Киева — часто шли жители деревень и провинции, поскольку тем самым обеспечивалась городская прописка и какое-то жилье. Со временем место дворника — человека, связанного с милицией и местными властями — стало цениться, и его зачастую можно было получить только за взятку. Особым явлением в 1970-е–80-е годы стали устраивавшиеся на должность дворника (как и сторожа или истопника) диссиденты, еврейские отказники, которых увольняли с работы по специальности, а также художники, поэты, музыканты, которым нужен был небольшой заработок, сравнительно свободный распорядок рабочего дня и официальный статус трудоустроенного.

ДЕДОВЩИНА — термин, определявший неуставные взаимоотношения военнослужащих, проходивших срочную службу в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота. Старшие по возрасту и году призыва на военную службу — так называемые «деды» (отсюда и происходит термин «дедовщина») из числа сержантского и старшинского состава безнаказанно издевались над молодым пополнением военнослужащих, полностью подавляя в них человеческое достоинство. Это позорное явление в Советской Армии получило особо широкое распространение в конце 1960-х годов. Оно явилось результатом растущего из года в год нравственного разложения значительной части советского общества, пороки которого не могли не сказаться на советской молодежи. Сама по себе «дедовщина» — это некая разновидность тюремной уголовщины, где все отдано на откуп уголовнику-рецидивисту («пахану»), который руководит всей тюремной жизнью по законам уголовного мира. Армия, в которой активно приживались и произрастали все пороки советского общества, не избежала подобной уголовщины. «Дедовщина» явилась причиной гибели тысяч военнослужащих, а нравственно загубленных судеб просто не счесть. От этой тяжелой болезни общество могло излечиться только после ликвидации всей изуверской советской системы.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ
— это 9 мая 1945 года. В этот день советский народ отмечал победу над фашистской Германией. Очень точно, буквально одним двустишьем песни «День Победы», композитор Давид Тухманов и поэт Владимир Харитонов определили нравственный настрой этого праздника: «Это праздник с сединою на висках. Это радость со слезами на глазах».
В послевоенные годы День Победы никогда не был праздничным днем и, естественно, не сопровождался увеселительными мероприятиями. Это был день памяти и скорби, когда по всей стране проводились памятные митинги в местах братских захоронений советских воинов, павших смертью храбрых в этой ужасной кровопролитной войне.
Памятным историческим событием безусловно является Парад Победы, который состоялся 24 июня 1945 года по приказу №370 Верховного главнокомандующего И. Сталина. Этим грандиозным по масштабам и постановке зрелищем командовал маршал К. Рокоссовский, принимал парад маршал Г. Жуков. После этого День Победы не являлся выходным днем и фактически не праздновался на протяжении 20 лет. Лишь в 1965 году очередной Генсек компартии Л. Брежнев — большой любитель ритуальных церемоний по увековечению своих «героических» подвигов на Малой земле, официально объявил День Победы нерабочим праздничным днем.
Прошло более 70 лет после окончания этой глобальной трагедии всего человечества, но, к сожалению, и в сегодняшней России, не принято говорить о нравственной стороне Победы. А ведь речь идет о миллионах российских солдат, погибших от пуль спецподразделений в голубых фуражках, названных зловещим словом «заградотряды», или о детище сталинских изуверов из того же ведомства — «штрафбатах», солдаты которых были обречены своими телами разминировать минные поля. Не зря летописец прошедшей войны писатель Виктор Астафьев назвал «сталинских полководцев» «браконьерами народа русского», которые «сожгли в огне войны русский народ и Россию». И сегодня неохотно рассказывают всю сермяжную правду о том, как влачат свой век истинные творцы великой Победы, освободители земли российской от фашизма.

ДЕМБЕЛЬ — вульгаризм, несущий смысловое значение слова «демобилизация» и широко распространенный среди солдат и матросов, проходивших воинскую службу в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота. Служба по Конституции СССР была обязанностью каждого гражданина страны, достигшего 18-ти летнего возраста, а сроки ее были достаточно длительными: в армии — 2 года, во флоте — 3 года. Поэтому окончания срока службы солдаты и матросы ждали с большой надеждой, и «дембель» с обязательной приставкой предстоящего года демобилизации означал долгожданный рубеж солдатской жизни и одновременно указывал молодой ли он (солдат, матрос) или старослужащий. Обычно на стенах казармы, охраняемых объектах, солдаты оставляли о себе память, рисуя или вырезая эту долгожданную дату, к примеру, «Петр Иванов — дембель 82».

ДЕПОРТАЦИЯ НАРОДОВ — Практически сразу после начала войны 28 августа 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Автономная республика немцев Поволжья. После 2-х суток, отведенных на сборы, 367 000 немцев были депортированы в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай. В 1942 году началась мобилизация советских немцев в возрасте от 17 лет в рабочие колонны, где они строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках. В 1943–44 г.г. были проведены массовые депортации балкарцев, калмыков, карачаевцев, крымских татар, ингушей, ногайцев, понтийских греков, турок-месхетинцев, чеченцев — их обвиняли в коллаборационизме, и это обвинение распространялось на весь народ. Были ликвидированы (если они существовали) автономии этих народов. Сотни тысяч человек были жесточайшими методами выселены из привычных мест обитания и отправлены в отдаленные места Сибири, в Казахстан, Киргизию… Многие из них погибли в дороге или позднее в непривычных, фактически концлагерных условиях…
Всем депортированным категорически запрещалось покидать районы депортации — в соответствии с Указом 1948 года за нарушение этого правила следовал приговор 20 лет лагерей.


М. Марголин рассказывает: «Я оказался свидетелем одного из эпизодов этого ужасного злодеяния. Ранней весной 1944 года мы всей семьей возвращались домой в Курск из опостылевшей голодной эвакуации. По пути следования на узловой станции Арысь мы обратили внимание на большое скопление товарных составов, каждый вагон которых, переполненный людьми всех возрастов (от грудных младенцев до глубоких стариков) охранялся вооруженным часовым. До нас отчетливо доносились слова: «чеченцы…, ингуши…, крымские татары…», и все пассажиры нашего вагона с любопытством прильнули к окнам. Я выбежал в тамбур и стал невольным свидетелем кровавого эпизода. Из стоящего рядом товарного вагона по самодельной лесенке тяжело спустился очень пожилой человек с пышной седой бородой в грязной порванной фуфайке. В руках он держал медный кувшин с узким высоким горлышком и умолял часового разрешить ему сбегать за водой для больной внучки. Получив категорический отказ и приказ вернуться в вагон, он со злостью выругался на своем языке и быстрым шагом направился к вокзалу, не реагируя на угрожающий крик охранника. В следующее мгновение раздался выстрел, старик выпустил из рук кувшин, как-то неловко присел и упал навзничь на землю. Стоявший рядом со мной в тамбуре немолодой человек положил свою руку на мое плечо, слегка прижал к себе и сказал: «Запомни это, малец, на всю свою жизнь, такое даром не проходит». Этот эпизод «сталинского интернационализма» навсегда остался в моей памяти».

ДЕФИЦИТ — нехватка, недостаток промышленных и продовольственных товаров. Дефицит был постоянной составляющей жизни большинства населения Советского Союза, в дефиците было почти все от сосисок до детской одежды. Москва, Ленинград и столицы Союзных республик снабжались продуктами значительно лучше, чем провинциальные города и деревни, но и там многие продукты оставались в хроническом дефиците.
В 1970-80-е годы в городах Поволжья, Урала и других регионов были закрыты почти все мясные и рыбные магазины — в них нечего было продавать. Дефицитные товары часто продавались, как тогда говорили, из-под прилавка. Они также распространялись предприятиями в продуктовых наборах к праздникам. Имевшие доступ к дефицитным товарам по-существу были особо привилегированным сословием — за дефицит они могли позволить себе все, начиная от билетов в театры и кончая высококлассным медицинским обслуживанием. Дефицитные товары использовались в качестве взятки или перепродавались с большой наценкой. В конце 1980-х власти были вынуждены возродить карточную систему на важнейшие продукты питания, а к началу 1990-х годов дефицит продуктов даже в столичных городах принял угрожающие размеры.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА — марксистская концепция власти во время перехода от капитализма к социализму и строительства коммунизма. Идея диктатуры пролетариата была основой захвата власти большевиками в 1917 году, равно как и большевистского террора по отношению ко всем непролетарским элементам общества. По определению В.И. Ленина диктатура пролетариата — это совершенно новая форма власти, это «самая беззаветная и самая беспощадная война нового класса против буржуазии, сопротивление которой удесятерено ее свержением». Во все периоды большевистской власти Ленин настойчиво повторял одну и ту же мысль: диктатура является орудием партии, советской власти в достижении главной цели революции — построения социалистического общества. Термин «диктатура пролетариата» определял классовый характер социалистической революции и власть меньшинства над большинством населения страны. Предполагалось, что диктаторская власть господствующего класса — пролетариата — понадобится только на время проведения социалистических преобразований в стране. Конституция СССР 1937 года провозгласила победу социализма и отмену «диктатуры пролетариата». Однако руководство партии во главе со Сталиным продолжало говорить от имени рабочего класса, заменив термин «диктатура пролетариата» на положение о «ведущей роли рабочего класса в строительстве коммунизма». Логика социального противоборства, заложенная в идее «диктатуры пролетариата», привела к выдвижению И.В. Сталиным тезиса об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, ставшего обоснованием репрессий в 1930-е годы. После Второй мировой войны с изменением международной обстановки и установлением коммунистических режимов в ряде стран, положение о пролетарской диктатуре было заменено тезисом об общенародном государстве, что потребовало «поправки» тезиса о «диктатуре пролетариата». В действительности, главенствующая роль правящей партии, проводившаяся под лозунгом ведущей роли рабочего класса, продолжалась вплоть до распада страны.
Идея «диктатуры пролетариата» была буквально вбита навечно в головы советских партийных функционеров. Доходило до анекдота… В середине 1980-х годов накануне краха коммунистического режима директриса одной из школ Ленинграда заметила, что учительницу из ее коллектива встречает после работы молодой модно одетый человек. Очень серьезно она спросила: «Скажите, пожалуйста, вы могли бы отдаться человеку, не признающему диктатуру пролетариата?»

ДИССИДЕНТ (от латинского слова, означающего «несогласный») — инакомыслящий человек, чьи взгляды отличаются от официальной доктрины. В 1960-е годы диссидентами стали называть представителей движений, оппозиционных советской власти. Диссиденты требовали от властей исполнения законов, прописанных в Конституции. Они хотели, чтобы в стране, которая называет себя демократической, реально осуществлялись формально провозглашаемые свобода слова, печати, собраний, проходили бы настоящие выборы, могли бы существовать общественные движения и оппозиционные партии. Диссидентов преследовали за их взгляды, сажали в тюрьмы, отправляли в лагеря, принудительно помещали в психиатрические больницы («психушки») и, наконец, лишали гражданства и высылали за границу.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ — этот призывной лозунг впервые в 1917 году применил В.И. Ленин в своей статье «Грозящая катастрофа и как с ней бороться». Он писал: «Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически». Как основной лозунг экономического строительства СССР эти слова прозвучали в 1928 году на XV партконференции ВКП(б), а годом позже В.В. Маяковский в стихотворении «Американцы удивляются» писал: «Вашу быстроногую знаменитую Америку мы и догоним, и перегоним». Этот же лозунг — «догнать и перегнать Америку» в 1960-х годах вновь провозгласил Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев: «В ближайшие 10-12 лет мы превзойдем Соединенные Штаты как по абсолютному объему промышленности, так и по производству на душу населения. А по сельскому хозяйству эта задача будет решена значительно раньше». Хрущев, очевидно, не удосужился прочесть предостережение Ленина, иначе бы он не довел этот лозунг до степени государственной глупости. А ведь классик марксизма предостерегал: «Догнать и перегнать Америку — это означает… подгноить, разложить, разрушить ее экономически и… таким образом раздробить ее силу и волю к сопротивлению. Только после этого мы сможем надеяться практически “догнать и перегнать” Соединенные Штаты и их цивилизацию. Революционер прежде всего должен быть реалистом». После свержения Н. Хрущева в 1964 году лозунг «Догнать и перегнать Америку» был потихоньку снят и забыт. Неспроста в те годы бытовал расхожий анекдот: на обочине шоссе висит плакат с призывом «Догоним и перегоним Америку!», а в сотне метров от него предостережение Госавтоинспекции: «Не уверен — не обгоняй!» На самом деле обещаниям перегнать Америку, верили только наивные простаки или зомбированные совки. Ю. Окунев вспоминает: «В конце 1960-х, мы с моим научным шефом, будучи на приеме у крупного чиновника Министерства связи CCCР, сообщили, что нам в лаборатории удалось разработать систему с лучшими характеристиками, чем у американцев. Он поморщился и сказал: «Перегонять Америку сейчас уже не модно… Когда будете докладывать вопрос министру, не говорите, что ваша аппаратура лучше американской, а то он подумает, что вы врете… Лучше скажите, что получили близкие к американским результаты…»

ДОСТАТЬ — глагол, ставший в годы советской цивилизации одним из самых распространенных понятий, означавших возможность купить или приобрести каким-либо другим путем в личное или в общественное пользование всевозможные изделия, материалы и товары. На протяжении практически всего существования советского государства трудно припомнить хотя бы один день, чтобы советский человек не ощущал перманентного дефицита буквально на всё — в том числе на продовольственные и промышленные товары первой необходимости. Такое существование заставляло советских людей искать всевозможные праведные, а значительно чаще и неправедные пути для приобретения товаров так называемого ширпотреба. Люди искали знакомства с различного рода работниками государственной сферы, торговли, материально-технического снабжения, социального обеспечения, которые могли бы за взятку или взаимную услугу оказать помощь в разрешении повседневных банальных потребностей основной массы советских людей. Выдающийся артист-сатирик советской эпохи Аркадий Райкин всю эту армию деятелей, осуществлявших дележ «государственного пирога» назвал «уважаемыми людьми», что вскоре стало нарицательным для «завмага», «завсклада», «завбазы» и т.п. Та же система действовала и на производственных предприятиях, где имелись многочисленные по составу сотрудников отделы материально-технического снабжения, главной функцией которых было «достать» необходимое оборудование, сырье и материалы для обеспечения потребностей производства. Это стало профессией значительного и постоянно растущего контингента управленческого аппарата предприятий. Наиболее активных работников этой сферы (иначе эти кадры называли «пробивными») руководители предприятий очень ценили и всячески их поощряли. А в народе бытовала расхожая шутка, что вся жизнь советского человека — это перманентные радости: достанешь колбасу — радость, достанешь масло — опять радость, достанешь туалетную бумагу — еще большая радость.

ДОХОДЯГА — так на тюремном языке называли человека, который дошел до предела, до состояния крайнего физического и духовного истощения.
Очевидцы рассказывали, как, превратившись в доходягу, умирал на пересылке великий поэт Осип Мандельштам. В одном из своих рассказов об этой страшной смерти писал Варлам Шаламов: «Он уже не волновался, не высматривал горбушку, не плакал, если горбушка доставалась не ему, не запихивал в рот дрожащими пальцами довесок, и довесок мгновенно таял во рту, ноздри его надувались, и он всем своим существом чувствовал вкус и запах свежего ржаного хлеба. А довеска уже не было во рту, хотя он не успел сделать глотка или пошевелить челюстью. Кусок хлеба растаял, исчез, и это было чудо — одно из многих здешних чудес. Нет, сейчас он не волновался. Но когда ему вложили в руки его суточную пайку, он обхватил ее своими бескровными пальцами и прижал хлеб ко рту. Он кусал хлеб цинготными зубами, десны кровоточили, зубы шатались, но он не чувствовал боли. Изо всех сил он прижимал ко рту, запихивал в рот хлеб, сосал его, рвал и грыз… Его останавливали соседи: “Не ешь все, лучше потом съешь, потом…” И поэт понял. Он широко раскрыл глаза, не выпуская окровавленного хлеба из грязных синеватых пальцев. “Когда потом?” — отчетливо и ясно выговорил он. И закрыл глаза. К вечеру он умер».


ДРУГ ДЕТЕЙ — с детства советские люди знали и любили фотопортрет вождя с черноволосой девочкой на руках. Вождь умиленно улыбается, а девочка восторженно сияет. Это Геля Маркизова. Родители девочки привели ее на прием к Сталину — она подарила вождю цветы и оказалась у него на руках. Из снимка сделали пропагандистский плакат: фотопортрет вождя с Гелей на руках и лозунг: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство» украшали все детские учреждения страны. Большое спасибо! От Гели особенно большое, ибо она вскоре осиротела: ее отца — наркома земледелия Бурят-Монгольской АССР — арестовали, а вслед за ним и мать ушла в лагеря. В 1930-х годах Сталин издал приказ о том, что уголовной ответственности, вплоть до расстрела, подлежат дети, начиная с 12 лет. Тем не менее оболваненные люди в массе своей свято верили, что товарищ Сталин — лучший друг советских детей.

(Продолжение следует)

Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев к «Михаил МАРГОЛИН, Юрий ОКУНЕВ: Введение в толковый словарь  советских терминов и понятий — 03»

  1. Брошу мужа молодого,
    Возьму себе старого.
    Пусть все люди думают,
    Что я и есть Гаганова.

    Я помню эту частушку в слегка другой форме, как мне кажется, более забавной:

    Брошу я хорошего,
    Выйду за поганого,
    Пускай люди говорят,
    Что я как Гаганова.

  2. Песня «День Победы» была создана только в 1975г., через 30 лет после войны.
    Слово «диссиденты» впервые появилось в русском языке в переводе романа Джека Лондона «Мартин Иден», написанном в 1908-1909 гг.
    А «диктатура пролетариата» исчезла из нашей лексики, кажется, в конце 1960 годов, после выступления Пальмиро Тольятти на совещании коммунистических и рабочих партий. Он сказал, что итальянским рабочим ненавистно слово «диктатура», а рабочий класс Италии — не пролетариат. Рабочие путем долголетней профсоюзной борьбы добились справедливой оплаты и условий труда, многие имеют собственные машины и дома, а их дети учатся в университетах.

  3. Поправка в комментарии уважаемого Михаила + Поляк по поводу армейской » дедовщины» не соответствует действительности. Я прослужил в Военно — морском флоте СССР 32 года и в 1977 году в звании капитан 2 ранга и должности командира части был уволен в запас. Очень хорошо помню период коллективной борьбы с этим недопустимым злом.

    1. «Очень хорошо помню период коллективной борьбы с этим недопустимым злом…»

      Смеяться уже можно?

      1. А над чем смеяться?
        Возглавив коллективную борьбу с дедовщиной, победил это недопустимое зло в своей части и со спокойной душой ушёл в запас. 🙂

  4. Поправка: «Дедеовщина» не исчезла с исчезновением советской системы. Она она пришла из Гулага и с тех пор процветает в армии РФ по-прежнему как показатель всеобщей криминализации страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *