Михаил МАРГОЛИН, Юрий ОКУНЕВ: Введение в толковый словарь советских терминов и понятий — 05

 1,461 total views (from 2022/01/01),  4 views today

КАРТОШКА (на картошку) — массовый вывоз тружеников городов, в основном, работников умственного труда — инженеров, преподавателей и т.д., в сельскую местность для помощи колхозам и совхозам в уборке урожая. На картошку отправляли в обязательном порядке студентов. Обычно с картошки начиналась учеба во всех вузах страны. Уборка урожая в колхозах и совхозах превратилась в огромную проблему. Не хватало техники, рабочих рук. Часть урожая оставалась неубранной. Принудительное отправление на сбор урожая горожан не приносило особой пользы. Владимир Высоцкий высмеивал эту «помощь» города селу

Введение в толковый словарь  советских терминов и понятий — 05

Михаил МАРГОЛИН, Юрий ОКУНЕВ

Продолжение. Начало

Марголин
Окунев

К
КАРТОЧКИ — учетный документ, по которому можно было получить продуктовый паек согласно своей социальной категории. Население всей страны было поделено на четыре категории. По первой категории снабжались рабочие оборонных предприятий, занятые тяжелым физическим трудом, и рабочие — транспортники. Беременные и кормящие женщины также относились к первой категории. В 1918 году в Петрограде месячный паек по первой категории составлял 10 кг. хлеба, 200 гр. сахара, 1.5 кг. мяса или рыбы, 200 гр. растительного масла. По четвертой категории полагалось продуктов в три раза меньше. Лишенцам и жителям сельской местности карточки не выдавались.

 В период НЭПа карточки были отменены, а в 1929 году введены вновь. Вначале был нормирован хлеб, а потом и другие дефицитные продукты — сахар, мясо, масло, чай и пр. В 1932-33 г.г. карточки ввели даже на картофель. На незанятое, как тогда говорили, общественно-полезным трудом население карточное снабжение не распространялось. В начале 1932 года карточек были лишены все домохозяйки моложе 56 лет: чтобы получить карточки, они должны были устроиться на работу. Карточная система распределения продуктов существовала практически на протяжении всех 1940-х годов. К ней в СССР были вынуждены возвращаться еще не один раз. В последний раз карточки на некоторые продукты питания были введены в конце 1980-х годов накануне ликвидации СССР.

КАРТОШКА (на картошку) — массовый вывоз тружеников городов, в основном, работников умственного труда — инженеров, преподавателей и т.д., в сельскую местность для помощи колхозам и совхозам в уборке урожая. На картошку отправляли в обязательном порядке студентов. Обычно с картошки начиналась учеба во всех вузах страны. Уборка урожая в колхозах и совхозах превратилась в огромную проблему. Не хватало техники, рабочих рук. Часть урожая оставалась неубранной. Принудительное отправление на сбор урожая горожан не приносило особой пользы. Владимир Высоцкий высмеивал эту «помощь» города селу:
«Товарищи ученые, доценты с кандидатами,
Замучились вы с иксами, запутались в нулях,
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях…»
«Картошка» стала еще одним свидетельством неэффективности социалистического сельского хозяйства. Колхозы, организованные с огромными потерями и человеческими жертвами, хронически не могли обеспечить население СССР сельхозпродукцией.

КЕРОСИНКА, КЕРОГАЗ, ПРИМУС — бытовые приборы, на которых готовили пищу. Они различались мощностью и способом подачи огня. Этих неутомимых тружеников коммунальных кухонь воспел в своей книге «Ленинградский каталог» известный советский писатель Даниил Гранин:
«Примус выручал городскую рабочую жизнь в самый трудный период нашего коммунального быта. На тесных многолюдных кухнях согласно гудели, трудились примусные дружины. Почти два поколения вскормили они; как выручали наших матерей, с утра до позднего вечера безотказно кипятили они, разогревали, варили немудреную еду: борщи, супы, чаи, каши, жарили яичницы, оладьи. Чтобы там не говорилось, синее их шумное пламя не утихало долгие годы по всем городам, поселкам, в студенческих общежитиях, на стройках… А еще были тихие керосинки. Они горели, как керосиновые лампы, но пламя их шло не столько на свет, сколько на подогрев. Керосинки вели себя смиренно. Примус, тот мог взорваться, керосинка только виновато коптила…»

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ — коренная перестройка социальных отношений в сельском хозяйстве СССР, начатая большевиками в 1928 году и по-существу завершившаяся возрождением в огромной крестьянской стране крепостного права. Заключалась в принудительном объединении единоличных крестьянских хозяйств и наделов земли в коллективные хозяйства — колхозы, находившиеся под полным контролем коллективных феодалов — местных партийных органов.

Коллективизация, нацеленная на искоренение частнособственнических отношений и привязанности крестьянина к земле, сопровождалась раскулачиванием. У крепких и богатых хозяев (их называли кулаками) отнимали имущество, их убивали, выселяли из собственных домов и ссылали целыми семьями в отдаленные районы страны. Зачастую раскулачивали и не очень богатых крестьян — так называемых середняков. Так, например, отец известного советского поэта А.Т. Твардовского был раскулачен при наличии всего двух лошадей. Проведя коллективизацию, советское государство получило возможность принудительно изымать произведенную колхозниками сельскохозяйственную продукцию и платить за нее столько, сколько считало необходимым. К 1932 году по всей стране было создано больше двухсот тысяч колхозов. В этом же году в стране началось введение паспортной системы, которая на колхозников не распространялась, что лишало их возможности свободного передвижения и переселения в города. В народе ходила горькая шутка: ВКП(б) — это Всесоюзное Крепостное Право большевиков. Коллективизация привела к массовому голоду сельского населения. По данным последних конференций по «Голодомору» в Украине и «Голоду» в Казахстане там погибло от коллективизации соответственно 3.9 и 0.9 млн. человек. Всего вследствие коллективизации в начале 1930-х годов от голода погибло от 6 до 9 млн. человек.


КОЛОСКИ — так называли оставшиеся на поле после уборки урожая колосья ржи или пшеницы. В 1932 году после выхода в свет указа, нацеленного на борьбу с хищениями государственной собственности и прозванного в народе «указом о трех колосках», их сбор был приравнен к воровству, за которое следовало уголовное наказание. Но дети и взрослые продолжали тайком собирать колоски, ибо голод был страшнее наказания. В 1930-е годы страну поразил страшный голодомор, унесший жизни миллионов людей. Голод был результатом коллективизации и связанным с ней разорением крестьянства, у которого отняли собственность, скот, орудия труда. Членство в колхозе от голода тоже не спасало. Колхозники работали за палочки (в рабочих ведомостях палочками отмечали трудодни, то есть рабочие дни). Оплата трудодней производилась натуральными продуктами, зерном. Каждый колхозник получал за свою работу долю колхозного дохода, соответствовавшего выработанным им трудодням. Частенько эта доля была катастрофически мизерной. Чтобы не умереть с голоду, колхозники должны были сами позаботиться о себе. Кормились за счет огорода, ягод, грибов; если была возможность, держали корову. И, конечно же, нарушали закон о трех колосках, присваивая себе хотя бы малую часть урожая, который были вынуждены сдавать в «закрома Родины».

КОЛХОЗЫ — советская форма организации коллективного сельского хозяйства и закрепощения крестьян. Одна из особенностей колхозов состояла в лишении крестьян возможности получать паспорта — этим фактически был установлен соответствующий феодализму способ отчуждения их продукции, своеобразный оброк в форме обязательных (по существу безвозмездных) поставок государству зерна, картофеля, овощей, продуктов животноводства. Выполнение заданий по поставкам было объявлено «первой заповедью» колхозов. Партийные и советские органы заставляли ежегодно отмечать вывоз хлеба на государственные заготовительные пункты как великий праздник. Играли оркестры. Подводы, а позже — автомашины с зерном украшались красными знаменами и транспарантами, славящими коммунистическую партию, «великого вождя народов и лучшего друга крестьян» товарища Сталина. Оплата труда в подавляющем большинстве колхозов была мизерная: выдавали на «трудодни» часть выращенной сельскохозяйственной продукции. Существовала в принципе и денежная оплата, но у колхозов напрочь отсутствовали источники образования денежных фондов. Основным источником доходов крестьянской семьи было личное подсобное хозяйство, право на которое давал обязательный труд в колхозе. К тому же эти хозяйства облагались огромными налогами. Даже с учетом продукции личных хозяйств доходы крестьянина были почти в 2 раза ниже среднего дохода рабочих и служащих. Вплоть до конца 1950-х годов крестьяне были лишены тех минимальных социальных гарантий, которыми пользовались рабочие и служащие государственных предприятий и учреждений. Колхозники не имели ежегодных оплачиваемых отпусков, не оплачивались отпуска по беременности и родам, они не получали никаких выплат во время болезни. Почти все крестьяне были лишены пенсионного обеспечения. Нет ничего удивительного, что на протяжении десятилетий производительность труда оставалась на уровне 1920-х годов, а по некоторым видам сельскохозяйственной продукции даже ниже этого уровня. Крепостное сельское хозяйство оказалось не в состоянии удовлетворить минимальные потребности страны в продовольствии. Во избежание голода пришлось прибегнуть к импорту зерна и других продуктов. К 1972 году СССР стал ведущей в мире страной по импорту зерна.

КОМБЕДЫ — комитеты бедноты, созданные в 1918 году для борьбы с кулачеством. С самого начала Советское государство рабочих и крестьян опиралось на беднейшие слои населения как в городе, так и в деревне. Социально близкими новой власти оказывались люди, не связанные с устойчивыми семейными и трудовыми традициями. В задачи комбедов входила организация помощи продотрядам в изъятии продовольствия, вербовка добровольцев в Красную Армию и т.д. Члены комбедов, так называемые активисты, занимались перераспределением земли и скота, вели учет и раздачу хлеба, скота и имущества, изъятого у зажиточных крестьян.

КОМИССАР — человек наделенный компартией специальными полномочиями. Распространенным это звание стало после Октябрьской революции, на заре становления советского государства. Правительство Советского Союза в период 1917–1946 годов называлось Совет народных комиссаров (сокращенно — Совнарком, СНК СССР). Соответственно, Народный комиссар — руководитель народного комиссариата (аналог министерства). Комиссары в воинских подразделениях (1918–1942) являлись представителями Коммунистической партии в воинских частях, на кораблях и в соединениях вооруженных сил, наделенными командными полномочиями. Комиссар государственной безопасности — звание высшего командного состава ГПУ, ГУГБ НКВД и НКГБ СССР в 1930–1940-е годы; в разные годы это звание имело от трех до пяти рангов, соответствующих армейским званиям от командира дивизии (генерал-майора) до маршала. Комиссарами также называли комсомольских руководителей Всесоюзных студенческих строительных отрядов (ВССО).

КОММУНАЛКА — многокомнатная (от 2-х комнат и более) квартира для проживания нескольких семей. В 1918 году было отменено право частной собственности на недвижимость в городах. В 1920-х годах бывших собственников не только уплотняли, но и массово выселяли из своих домов. Всей жилой площадью отныне распоряжалось государство. Оно выдавало ордера, по которым в квартиры вселялись партийные работники, руководители всякого ранга, сотрудники органов, рабочие и их семьи. Привилегированные жильцы получали отдельные квартиры или несколько комнат в коммунальных квартирах. Для остальных были установлены нормы проживания — количество квадратных метров на человека. На практике считалось, что одна комната вполне пригодна для проживания в ней семьи из нескольких человек. Жизнь нескольких семей в одной квартире часто приводила к ссорам и конфликтам. Взаимное недовольство возникало, если кто-то из жильцов занимал больше места на кухне или в общем коридоре, больше времени проводил в общем туалете, больше расходовал электроэнергии, чем другие и т.д. Бывали и тихие коммуналки, в которых все жильцы соблюдали правила общежития и даже помогали друг другу, присматривали за детьми, выключали примусы до того, как подгорала готовящаяся соседская каша. Коммуналки — эксклюзивное изобретение советской власти. Они позволяли не только решить проблему жилья без массового жилищного строительства, но и расширить возможности наблюдения и контроля за поведением населения.

КОРРУПЦИЯ — (от лат. сorrumpere — растлевать) термин, обычно обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий, прав и связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным устоям. Официально считалось, что коррупции в СССР не было. Тем не менее первый антикоррупционный правительственный документ был всего на полгода моложе советской власти. Декрет Совета народных комиссаров «О взяточничестве» от 8 мая 1918 года предусматривал не менее 5 лет лишения свободы и привлечение «к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам». Уголовный кодекс 1922 года грозил за взятки расстрелом, но это мало кого останавливало. Во времена НЭПа чиновники брали за разрешение открыть бизнес, во время войны — за освобождение от службы в армии. В 1948-1949 г.г., когда сталинская вертикаль власти была на пике своего могущества, в СССР прошло три закрытых судебных процесса по коррупции. Прокуратура вскрыла «многочисленные факты взяточничества, злоупотреблений, сращивания с преступными элементами и вынесения неправосудных приговоров и решений в судебных органах Москвы, Киева, Краснодара и Уфы». Только по Москве было арестовано 111 человек.
Особого размаха коррупция достигла во времена так называемого «развитого социализма» при генсеке Брежневе — только зарегистрированное взяточничество возросло в 25 раз. В Москве правила торгово-партийно-полицейская мафия, в которую входили директор Мосторга со всей своей клиентурой, горком партии со своим огромным аппаратом и сам все­сильный министр внутренних дел — генерал и член ЦК КПСС. Последний, кроме того, приторговывал антиквариатом, конфискованным у осужденных им более мелких, чем он, спекулянтов. Дочь Генсека вместе с приятелями и мужем, которого добрый папочка произ­вел из простых охранников в генералы КГБ, увлекалась валютой и бриллиантами. Покупались должности и ученые звания, покупались судьи и прокуроры. Гниль коррупции, взяточничества и блата покрыла страну «от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей» — и всё это вместе взятое называлось «развитым социализмом» или еще круче — «реальным социализмом», словно в насмешку над великой утопией.
В конце 1970-х годов раскручивалось знаменитое «икорное дело». Выяснилось, что за границу продавали черную икру в больших банках с маркировкой тихоокеанской сельди. А прикрывал это преступление ближайший друг Брежнева, член ЦК КПСС, первый секретарь Краснодарского обкома КПСС Медунов. В 1983 году он был исключен из партии и лишен всех наград, однако вскоре все это вернули, а после его смерти в 1999 году в Краснодаре в его честь установили мемориальную доску. Коррупция опутала советское общество задолго до признания самого факта ее существования. В 1969 году во время расследования так называемого «азербайджанского дела» стали известны расценки на приобретение госдолжностей. Стать судьей стоило 30 тыс. рублей, 100 тыс. нужно было заплатить за должность секретаря райкома. Начальник одного из отделов ЦК КП Латвии умудрился брать взятки, имитируя игру в преферанс со взяткодателем, который сознательно играл в «поддавки».

КОСМОПОЛИТЫ — в СССР это было ругательное слово, означавшее людей без отечества, пренебрегающих ценностями своей социалистической родины и склонных преклоняться перед всем заграничным; относилось, в основном, к евреям и служило прикрытием государственного антисемитизма.
На приеме в Кремле 24 мая 1945 Сталин он отметил роль русского народа как руководящей силы, назвав его «наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза». Установка Сталина стала стартом советского великодержавного шовинизма. Сразу же последовали партийные разъяснения по этому вопросу: «Партийные организации обязаны широко пропагандировать замечательные традиции великого русского народа как наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав СССР… должны разъяснять, что сталинская оценка… является классическим обобщением того исторического пути, который прошел великий русский народ».
Вслед за тостом Сталина, в июле 1945 года, была опубликована статья Отто Куусинена «О патриотизме», под псевдонимом Н. Балтийский, где был введен в идеологический оборот термин «космополитизм», который по мнению автора органически противопоказан коммунистическому движению и вообще всем трудящимся страны Советов. В 1946-48 г.г. были приняты партийные постановления, резко ужесточавшие политику в области идеологии и культуры. Первым из них 14 августа 1946 года стало постановление «О журналах Звезда и Ленинград», которое обличало напечатанные в них произведения, культивирующие низкопоклонство перед современной буржуазной культурой Запада. Одновременно в Постановлении «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» требовалось запретить постановки пьес буржуазных авторов, а в Постановлениях о кинофильме «Большая жизнь» и опере «Великая дружба» режиссерам вменялась в вину безыдейность их творчества, искажение советской действительности, заискивание перед Западом и отсутствие патриотизма. Тогда же один из высших партийных руководителей СССР А.А. Жданов стал автором новой дефиниции интернационализма: «Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину — означает… потерять свое лицо, стать безродным космополитом».
На этом фоне насаждения «образа врага» евреи и еврейская интеллигенция стали объектами постоянной травли — им приписывали прозападную ориентацию и поддержку государства Израиль в войне с арабами — все это было обозначено как нелояльность «советской родине». В конце осени 1948 года начинаются антиеврейские репрессии: выходит постановление «О еврейском антифашистском комитете» (ЕАК) и проводятся аресты его членов. В результате антисемитизм и «борьба с низкопоклонством» объединились в мощной компании по «борьбе с космополитизмом». Яков Львович Раппопорт, выдающийся советский биолог, писал, что «антиеврейская направленность борьбы была настолько откровенной, что ее было трудно прикрыть фиговым листком советского интернационализма» и приводит популярное двустишие:
Чтоб не прослыть антисемитом,
Зови жида космополитом.

КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ВКП(б) — составленный при личном участии И.В. Сталина, от начала и до конца лживый учебник по истории Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков). Был опубликован в 1938 году и тогда же специальным постановлением ЦК ВКП(б) был объявлен «энциклопедией философских знаний в области марксизма-ленинизма». В этом партийном учебнике излагалось официальное толкование основных вопросов истории партии большевиков и теории марксизма-ленинизма, категорически не дозволявшее произвольных толкований. Учебник первоначально был рекомендован газетой «Правда» как «мощное идейное оружие подлинной научной истории ВКП(б)». Затем его текст был напечатан в журнале «Большевик», а в конце года «Краткий курс» был издан в виде книги тиражом в 1 млн. экземпляров. С 1938 по 1953 год «Краткий курс» издавался 301 раз в количестве более 42 миллионов экземпляров на 67 языках. После смерти «вождя народов и корифея марксизма-ленинизма» книга была незначительно переработана и продолжала издаваться под названием «Краткий курс истории КПСС». Этот партийный учебник настойчиво внедрялся советской пропагандой и подлежал обязательному изучению на занятиях по истории партии — в нем Сталин и его окружение были представлены подлинными марксистами-ленинцами, организаторами всех побед и свершений партии и государства, а репрессированные в конце 1930-х годов партийные деятели — врагами марксизма, вражескими агентами и шпионами. Весь Краткий курс изобиловал непримиримой борьбой положительных и отрицательных персонажей, на чем по-существу и строился главный сюжет книги. Этот популярный в те годы учебник оказывал непосредственное влияние на всю историческую науку, так как его концепция, созданная под руководством Сталина, вышла очень далеко за рамки только истории партии и стала эталоном при изучении всей отечественной истории. Вот что писал о роли Сталина в создании Краткого курса советский ученый академик О.Ю. Шмидт: «Товарищ Сталин — инициатор и главный создатель “Краткого курса истории ВКП(б)”, классического произведения марксизма-ленинизма… Историки должны еще внимательнее и глубже изучать… замечательную главу о “диалектическом и историческом материализме”, написанную товарищем Сталиным».

КРЕМЛЕВСКИЕ ЗВЕЗДЫ — 24 октября 1935 года на Спасской башне Московского Кремля была установлена первая пятиконечная звезда. Этому праздничному событию предшествовало снятие с кремлевских башен главного символа императорской России — двуглавого орла. Таким образом Россия окончательно распрощалась с эпохой царизма и вошла в новую эру социализма.
За разработку эскизов одного из главных символов советской власти взялся академик Ф.Ф. Федоровский. Первые звезды были изготовлены из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В средине каждой звезды уральскими самоцветами был выложен серп и молот, покрытый золотом. Однако первые звезды недолго украшали кремлевские башни, так как очень быстро потускнели под воздействием атмосферных осадков и довольно нелепо смотрелись в общей архитектурной композиции Кремля. Поэтому в мае 1937 года было принято решение установить рубиновые, светящиеся звезды. Тогда же к четырем башням: Спасской, Боровицкой, Троицкой и Никольской, прибавилась еще одна — Водовзводная. Новые звезды зажглись 2 ноября 1937 года. Каждая из них подобно флюгеру может вращаться и имеет каркас в виде многогранной пирамиды. Важная особенность этих пятиконечных символов — двойное остекление: внутренний слой состоит из молочного стекла, а внешний из рубинового. Все звезды, хотя и незначительно, но отличаются друг от друга по размерам: самые большие звезды на Спасской и Никольской башнях — 3.75 метра. Внутри звезд горят специальные автономные лампы, мощностью 3700 ватт на Боровицкой и Водовзводной башнях и мощностью 5000 ватт на Спасской, Никольской и Троицкой.

КУЛАК, СЕРЕДНЯК, БАТРАК — на эти три категории разделила советское крестьянство политика коллективизации сельского хозяйства страны. Кулаками в советской терминологии называли зажиточных крестьян, использующих наемный труд, попросту говоря, сельский буржуа. Практически одновременно с повсеместно развернувшейся коллективизацией была развернута и так называемая компания по раскулачиванию зажиточных крестьянских хозяйств. Руководители партии и государства объявили о полной ликвидации кулаков как класса. Крестьян, принадлежащих по мнению ликвидаторов к классу кулаков, и членов их семей арестовывали, ссылали и расстреливали. Списки крестьян, объявленных кулаками, как правило, готовились по доносам, авторами которых часто были завистливые соседи. Сохранились свидетельства очевидцев о том, как проходило раскулачивание: «Раскулачивающие снимали со своих недавних соседей зимнюю одежду, теплые поддёвки, отбирая в первую очередь обувь. Кулаки оставались в кальсонах… У женщин отбирали одежду… последнюю кочергу или кувшин… Бригады ликвидаторов изымали буквально все, включая маленькие подушечки, которые подкладывают под головы маленьким детям, только приготовленную для них горячую кашу в котелке, вплоть до икон, которые они, предварительно разбив, выбрасывали». Другой класс расслоившегося в годы коллективизации советского крестьянства называли середняками, которых советская инквизиция тоже не очень жаловала, хотя к ним относились крестьяне, не использовавшие в своем хозяйстве наемный труд. В конечном счете был ликвидирован и класс середняков, а в результате завершившейся коллективизации практически все советское крестьянство на долгие годы стало классом батраков.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА — так советская историография назвала явление восхваления и обожествления И.В. Сталина, явления, доведенного компартией до истерического религиозного идолопоклонства. Мировая история изобилует фактами, когда государственные деятели претендовали на некие выдающиеся качества, а императоры, короли, цари и султаны становились воплотителями воли Бога, представляясь своим подданным в качестве некоего «полубога». Именно это и нашло свое дальнейшее развитие в тоталитарных диктатурах ХХ века, когда диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках такие инструменты пропаганды, как радио, кинематограф, прессу, а позже и телевидение. Одним из наиболее впечатляющих по катастрофическим последствиям примеров культа личности был многолетний режим сталинизма в Советском Союзе. Причем никого из советских коммунистов не озадачил тот факт, что основоположники теории коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно в своих трудах выражали неприязнь ко всякого рода культам личности. Это убедительно подтверждает выдержка из сочинений К. Маркса: «…Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами». Но эти наставления классиков коммунизма ничуть не помешали советским пропагандистам превозносить советских вождей как при их жизни, так и посмертно, превращая этих вождей в неких идолов, которым следовало поклоняться.
Стержнем политической системы в СССР была Коммунистическая партия, которая соединяла в себе партийный и государственный аппарат. Партийную иерархию возглавлял Сталин, который в 1922 году занял пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б), что позволило ему постепенно сконцентрировать в своих руках неограниченную власть и одержать победу во внутрипартийной «подковерной» борьбе за власть, которая во всю мощь развернулась после смерти В.И. Ленина между ведущими его соратниками — И. Сталиным, Л. Троцким, Л. Каменевым, Г. Зиновьевым, Н. Бухариным. Все претенденты на лидерство поплатились собственной жизнью за попытку встать на карьерном пути Сталина. Таким образом сформировался обособленный, привилегированный слой партийно-государственной бюрократии — партноменклатура. Становлению и упрочению однопартийной политической системы послужила принятая в 1921 году на Х съезде РКП(б) резолюция «О единстве партии», наложившая категорический запрет на появление любой оппозиции по отношению к генеральной линии ЦК. Важным звеном в политической системе советской власти продолжал оставаться аппарат насилия — ВЧК, переименованная в 1922 году в Главное политическое управление (ГПУ), которому вменялось в обязанность следить за настроением всех слоев общества, выявлять инакомыслящих и отправлять их в тюрьмы и лагеря. Особо жесткими стали действия органов госбезопасности в 1930-е годы после образования Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и убийства руководителя ленинградских коммунистов С.М. Кирова. Сталин использовал это убийство, которое по мнению многих историков он же сам и организовал, для борьбы с оппозиционерами, упрочению собственной власти, насаждению атмосферы доносительства и страха. Именно тогда культ личности Сталина, как вождя советского общества, становится неотъемлемым элементом государственного тоталитаризма, пропаганды и символики. Умело инсценируя образ мудрого вождя, беспощадного к врагам народа, но простого и доступного лидера партии и народа, Сталин перманентно укреплял свою власть и свой культ. Миллионы советских людей, которые были вовлечены в это историческое действие — «стахановцы», «ударники» и т.д. — были активными сторонниками сталинского режима. По всей стране развешивались портреты «вождя народов», деятели культуры, писатели, поэты плодили свои произведения во славу «великого кормчего». Прижизненно по всей стране ему ставились многочисленные статуи и памятники, в его честь переименовывались города, улицы и площади, промышленные, сельскохозяйственные и культурные объекты.
Вместе с тем, в обиходе термин «культ личности Сталина» возник уже после секретного доклада Первого секретаря Президиума ЦК КПСС Н.С. Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда КПСС 25 февраля 1956 года. Своеобразной подготовкой к критике Сталина стала речь на этом же съезде А.И. Микояна, который резко раскритиковал сталинский Краткий курс истории ВКП(б), отрицательно оценил всю литературу по истории Октябрьской революции, Гражданской войны и советского государства. Из представленных в докладе Хрущева выводов комиссии Поспелова следовало, что в 1937-1938 годах было репрессировано более 1.5 миллионов советских и партийных руководителей, из них 680 тысяч расстреляно. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК КПСС было расстреляно 89. Из 1966 делегатов XVII cъезда ВКП(б) было репрессировано 1108 человек, из них расстреляно 848, хотя именно этот съезд был объявлен Сталиным «Съездом победителей», утвердившим победу социализма в СССР. Один из участников ХХ съезда А.Н. Яковлев вспоминал: «В зале стояла глубокая тишина. Не слышно было ни скрипа кресел, ни кашля, ни шепота. Никто не смотрел друг на друга — то ли от неожиданности случившегося, то ли от смятения и страха. Шок был невообразимо глубоким». После окончания выступления Н.С. Хрущева председательствовавший на заседании Н.А. Булганин предложил прений по докладу не открывать и вопросов не задавать.
Именно после ХХ съезда КПСС и разоблачения преступлений Сталина стало широко использоваться в негативном смысле выражение «культ личности». В действительности, разоблачив культ личности Сталина, Н.С. Хрущев сказал всего лишь полуправду, ибо, поведав делегатам съезда о преступлениях Сталина, сознательно умолчал как о своем собственном в них участии, так и участии всей партийной советской верхушки. Акцентация на «культе личнсти Сталина» в определенной мере имела целью замазать чудовищные преступления коммунистического режима перед народами Советского Союза.

КУХНЯ
важная часть жилья, которая, помимо традиционного назначения, использовалась в советских условиях и для многих иных целей. В небольших квартирах, в бараках, в общежитиях, где отсутствовала ванная, в кухне мылись, стирали и сушили белье; жившие в перенаселенных комнатах использовали кухню как место курения, для чтения и занятий в поздние вечерние часы. Особым миром являлась кухня коммунальной квартиры (коммуналки), где одновременно и по очереди хозяйничали несколько женщин, каждая из которых имела свой кухонный стол, свои примусы и керосинки или свою конфорку на газовой плите. Скученность и перенаселенность делали кухню ареной самых невероятных отношений — от тяжелых «кухонных скандалов» до интимно-семейных, когда все знали друг о друге все, и это все выносили на обсуждение во время кухонных бесед и разбирательств. В улучшенных, но все же стесненных условиях городских отдельных квартир кухня становилась любимым местом времяпрепровождения хозяев: здесь не только ели и пили вечерний чай, здесь принимали близких друзей, читали книгу, говорили по телефону. Московские и ленинградские кухни прославились тем, что, начиная с 1960-х годов, стали местом свободного общения и застолий интеллигентских компаний, позже диссидентов, уезжавших в эмиграцию евреев, вообще местом, которое ассоциировалось с жизнью неофициальной, неподконтрольной режиму, где отсутствовали обычный страх и оглядка.

(Продолжение следует)

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария к «Михаил МАРГОЛИН, Юрий ОКУНЕВ: Введение в толковый словарь советских терминов и понятий — 05»

  1. КОМИССАР — человек наделенный компартией специальными
    карточками и кожаной курткой.

    1. качество контроля в Гостевой улучшилось: мой электр. адрес легк проходит контроль в Мастерской, а в Гостевой — ни-ни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *