Михаил Ривкин: Недельный раздел Бо

Loading

Вопрос, который задаёт нечестивый, и тот ответ, который он получает, могут вызвать изрядное удивление. «Что это за служба у вас?» (Шемот 12:26). Какой недостаток нашёл автор Мехильты в этом вопросе? В самом по себе слове «у вас» нет никакого недостатка. Мы читаем в книге Йеошуа «что это за камни у вас?» (4:6). Более того, даже и сам мудрый спрашивает: «Что это за свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г наш?» (Деварим 6:20), т.е. обращается во втором, а не в первом лице.

Недельный раздел Бо

Михаил Ривкин

«И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение [буквально — работа] у вас?», То скажите: «это жертва пэсаха Г-споду, который прошел мимо домов сынов Исраэйлевых в Египте, когда Он поражал Египтян, а наши дома избавил». (Шемот 12:26-27)

 

«И скажи сыну твоему в тот день так: это ради того, что сделал со мною Г-сподь при выходе моем из Египта» (Шемот 13:8)

 

«И вот, когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: «что это?», то скажи ему: «силою руки вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабства» (Шемот 13:14)

 

«Когда спросит тебя сын твой в будущем, говоря: «что это за откровения и уставы и законы, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г ваш?», то скажи сыну твоему: «рабами были мы у Паро в Египте, и вывел нас Г-сподь из Египта рукою крепко» (Деварим 6:20-21)

Смеем полагать, что эти четыре отрывка из Торы знает каждый из наших читателей, в том числе и те, кто не утруждает себя изучением недельной главы с комментариями, и даже те, кто ни разу не прочёл Тору от начала до конца. Каждый, кому довелось несколько раз участвовать в Пасхальном Сэдере, слушать, а тем более — самому читать Пасхальную Аггаду, сразу узнает эти отрывки, а точнее — самые главные, смыслообразующие слова в каждом из них, которые и вошли в Аггаду. Четыре сына присутствуют вот уже полтора тысячелетия на каждом Пасхальном Сэдере, четыре всем известные реплики повторяются из года в год. Вот эти реплики, как они сформулированы в Мехильте де Рабби Ишмаэль, древнейшем раввинистическом источнике времён Танаим, который лёг в основу Пасхальной Аггады, представляющей из себя компиляцию такого рода источников:

«Есть четыре сына: Умный, Нечестивый, Несмышлёный (непорочный) и неспособный задавать вопросы.

 

Мудрый о чем спрашивает? «Что это за свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г наш?». (Деварим 6:20). Объясни ему все пасхальные предписания вплоть до законов конца Седера: что после «афикомана» ничего более не едят.

 

Нечестивый о чем спрашивает? «Что это за служба у вас?». (Шемот 12:26) «У вас», а не у него! Исключая себя из общины Израиля, он отвергает основы веры. Притупи ему зубы (дай ему резкий отпор) и растолкуй: «Это ради того, что Г-сподь совершил для меня при выходе моем из Египта». (там 13:8) «Для меня», но не для него. Будь он там — не был бы вызволен.

 

Несмышленый (непорочный) о чем спрашивает? «Что это?» (Шемот 13:14) Ему ты скажи: «Сильной рукой вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабов». (там)

 

А неспособному задавать вопросы сам объясни, ибо сказано в Торе: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что Г-сподь совершил для меня при выходе моем из Египта» (там 13:8)

Мы видим, что и сами сыновья, и тот, кто им отвечает, цитируют Тору очень умело и к месту. Тот, кто отвечает, дважды цитирует один и тот же пасук (Шемот 13:8), и в ответе нечестивому, и в ответе тому, кто не умеет спрашивать. Но вот каждый из четырёх сыновей безошибочно выбрал именно тот пасук, который наиболее точно выражает его мировоззрение. Понятно, что пасуки идут не в том порядке, как они фигурирует в Торе, в том, который продиктован некоей особой логикой нисходящего движения от высшей точки интеллектуального развития к самой низшей.

«Следует сказать, что хотел [автор Мехильты] перечислить четырёх сыновей в порядке их мудрости. Сначала — мудрый, затем — нечестивый, который тоже мудр, однако по злому умыслу сознательно выбрал путь нечестья, затем — несмышлёный, который не мудр, но у которого есть немного мудрости, чтобы задавать вопросы, и, наконец, тот, который даже вопросы задать не способен, потому что он лишён мудрости начисто» (Абудрахам, комментарий к Мехильте)

Современный комментатор Мехильты, Ицхак Элияу Ланда, совершенно иначе понимает и комментирует этот отрывок в своём известном труде «Брурей А-Мидот» изданном в 1844 г:

«И автор разъясняет, что Тора подразумевала весь народ Израиля, в его совокупности. Народ Израиля включает в себя четыре вида людей. Нечестивый и непорочный [в данном случае именно этот перевод более соответствует контексту] — это два крайних случая. Непорочный, в своей чистоте и невинности исполняет даже те законы Торы, которые выходят за грань рационального понимания, как сказано «все еще тверд ты в непорочности твоей» (Йов 2:9), который не оспаривает Меру Суда, даже она противоречит тому, что требует рассудок.

 

Полная противоположность ему — нечестивый, который бросает позади себя даже те ценности, которые вполне согласуются со здравым смыслом, как сказано: «А нечестивому сказал Б-г: зачем тебе проповедовать законы Мои и носить завет Мой на устах своих? Ты же ненавидишь наставление (Мое) и бросил слова Мои позади себя. Если видел ты вора — знался с ним, и с прелюбодеями доля твоя (ты заодно)» (тхилим 50:16-18). Даже рациональную мораль он отвергаешь, ибо с преступниками он заодно. Это — две крайности в делах и в поступках.

 

А две крайности в мышлении это мудрый и дурачок. Мудрый стремится исследовать суть всех явлений, насколько к тому способен разум. Противоположность ему — дурачок, который не умееет спрашивать и исследовать»

Однако большинство комментаторов Мехильты и Аггады склонны считать непорочного стоящим ниже мудрого по своему разуму, а не превосходящим его по своей вере.

Вопрос, который задаёт нечестивый, и тот ответ, который он получает, могут вызвать изрядное удивление. «Что это за служба у вас?» (Шемот 12:26). Какой недостаток нашёл автор Мехильты в этом вопросе? В самом по себе слове «у вас» нет никакого недостатка. Мы читаем в книге Йеошуа «что это за камни у вас?» (4:6). Более того, даже и сам мудрый спрашивает: «Что это за свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г наш?» (Деварим 6:20), т.е. обращается во втором, а не в первом лице.

Это очень старый вопрос. И на него дано было много разных ответов. Некоторые считают, что между словами мудрого и словами нечестивого существует, в любом случае, огромная разница, которая перекрывает случайное сходство в употреблении второго лица. Мудрый упоминает Имя Небесное, «Г-сподь, Б-г наш», при этом местоимение стоит в первом лице! И поскольку мудрый признаёт Всевышнего, его слова ни в коем случае не могут рассматриваться как ересь или поругание Имени Пресвятого, будь Он благословен. Махзор Витри пытается разрешить эту проблему по-своему, опираясь на Пшат (Простой смысл) Торы:

«И нельзя тут сомневаться, ибо он говорит: Г-сподь, Б-г наш. А почему же «Вам»? потому что он имеет в виду тех, кого Всевышний вывел из Египта, и кому даровал Своё слово (Свои заповеди)»

Более того: задавая вопрос о свидетельствах, уставах и законах, но и говорит самое главное: а именно, что Всевышний их заповедал. Он видит во всех этих уставах и законах Б-жественное повеление, в отличие от нечестивого, который видит только «служение (работу), но не видит за ним Того, кто это служение заповедал.

И сущность греха нечестивого именно в том и состоит, что он не принимал Слово Всевышнего как как обязывающее его, как высший все обязаны выполнять.

Представляется, что и все ассоциации со словом работа (в оригинале — עבודה) в рассказе об Исходе из Египта приводят нас именно такому выводу. Ведь именно этот рассказ — это рассказ об исходе из дома рабства, из дома тяжёлой работы: «И поработили Египтяне сынов Исраэйлевых тяжкой работой» (там 1:13). Нечестивый как будто намекает: там была тяжёлая работа, но и теперь нас пытаются вновь утруждать какой-то новой, невиданной ранее работой, чего же мы добились?

Однако наиболее явным смысл слов нечестивого станет, если рассматривать пасук целиком, не ограничиваясь той его частью, которая фигурирует в Аггаде. Про мудрого сказано: «Когда спросит тебя сын твой в будущем» (Деварим 6:20). Про нечестивого — «И когда скажут вам дети ваши» (шемот 12:26). До тех пор, пока сын спрашивает — как бы не были его вопросы дерзки и провокативны, даже агрессивны, даже если сын сомневается и противоречит вам, это означает, что, в глубине души он надеется получить правильный ответ, который разрешит его сомнения, умиротворит его юношескую дерзость, такой сын не является нечестивым. В то же время нечестивый ничего не спрашивает. Ему уже давно всё ясно и понятно. «И когда скажут вам дети ваши» — это не начало, а завершение диалога, после этих слов нечестивый уже не слушает собеседника, ему просто не интересно. И так сказал про это автор «Акедат Ицхак»:

«Ибо в данном случае Писание имеет в виду не тех, кто задаёт вопросы, исследует и изучает, а тех, кто выносит безапелляционное суждение, а таких очень много»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.