Олег Кац: Почему я не включился в алию

Loading

Но я подумал о том, что приеду в страну, живущую трудно и напряженно, приеду еще одним паразитом, теперь уже точно неспособным приобщиться к труду в новых условиях… брошу все, что мне привычно, налаженный быт, любимые книги и памятные безделушки… инструменты… картины… и буду бродить по темным улицам, заглядывая в освещенные окна, где идет иная, во многом непривычная и недоступная мне жизнь.

Почему я не включился в алию

Олег Кац

Вначале меня удержал мой отец. Когда захрустела и затрещала внутренняя конструкция СССР, я был готов. И вообще, при моей любви к перемене мест, я всегда был готов подняться и улететь в неизвестном направлении.

Но отец удержал меня вовсе не запретом.

Совершенно неожиданно, он, член КПСС, за игрой в шахматы сказал мне – если ты захочешь эмигрировать, я дам тебе разрешение. Он сказал это с тем же выражением, как когда сообщил мне, что я коэн, потомок коэнов  по рождению и должен соответствовать… хотя бы морально.

И тогда я понял, что никогда не позволю себе оставить родителей одних здесь, в стране догоревшего социализма.

И у меня была уже своя семья, работа, которую я понимал и даже любил, с сотрудниками, которых я понимал и которые меня уважали, несмотря на шебутной  мой характер, и даже антикварные книги, расстаться с которыми было трудно, невероятно трудно – не из-за ценности, а из-за того, что в них я ощущал духовную историю, что понимал, как страшно сменить языковую атмосферу,  внезапно потерять возможность шутить и играть словами… для восстановления этого нужно снова прожить 20-30 лет в новой языковой среде, перечитать на ином языке заново все, с чем сталкивается культурный человек… и театр, и о боже, поэзия! а ведь надо будет трудиться и при этом осваивать совершенно новые стандарты, элементную базу, формы документации и все, все,  все…

Я и так осваивал новые формы. Практически создавал вокруг себя новую профессиональную среду… а там, на новом месте я никто и ничто, и звать меня никак…

Потом появились другие причины. Моя дочь, любимая дочь тяжело заболела. Ее диагноз полагалось указывать в иммиграционных анкетах, и он мог стать непреодолимым препятствием для въезда в любую страну. Несколько лет ушло на поиск настоящего врача, Лины Федоровны Акаловской, а потом она стала еще одним фактором сдерживания. Я понимал, что лишившись ее помощи и поддержки, в любой стране Оля будет обречена…

Потом изменилась наша страна. И мне уже не надо было заботиться о профессиональном росте. Он происходил сам собой, мои нехитрые, но не очень распространенные навыки и умения были востребованы. Мир открылся, и я утвердился в том, что надо не бежать, а менять что-то здесь, чтобы все становилось лучше и совершеннее. По крайней мере на это была надежда… проклятый идеалист. Перемены требуют столетий.

Когда дочери не стало, а думать о карьере было не нужно, я сосредоточился на внуке. Создал ему все условия. Готовил для него возможность вырасти в другой среде. Видел его необычайные способности к языкам- уже к 12 годам он бойко трещал на 5 разных языках. И я стал готовиться к алии. Пытался распродать, все что возможно… правда, мои интересы и накопления оказались невостребованными в эпоху перемен, когда еще далеко не укрепился коммерческий интерес к культурным артефактам и не образовался некий цивилизованный рынок. Была (да в общем и есть) просто дикая, тупая и жадная барахолка.

Внук поехал на год учиться в Израиль. Самым сложным был выбор школы, и конечно же, мы ошиблись.

Приехав на каникулы, он категорически отказался вернуться… Правда, приехал почти со свободным ивритом и арабским. Но безнадежно отстал по общеобразовательной программе. И совершенно перестал читать…

Потом проявилась болезнь, унаследованная у дочери, но с каким-то иным знаком… уже не было Лины Федоровны… я не нашел никого, желающего и способного помочь.

Репетиторы, специальный статус в школе, где пошли навстречу, не задавая ненужных вопросов. Дали мне несколько лет надежды. Внук освоил веб-дизайн, закончил школу с неплохим результатом тестирования, поступил в ВУЗ, у меня появилась и крепла надежда… но очередной кризис оборвал его жизнь.

Кажется, все, что меня удерживало, исчезло… и вообще пора… а тут еще эта ненавистная, растущая коррупция, о которой я знал не понаслышке. Последние годы я был техническим экспертом, рассматривал технические предложения на закупки в Энергоатоме. А потом видел результаты торгов (многой нецензурщины не место в приличной литературе). Лично слышал слова одного из высших руководителей, которому отнюдь не наивный предприниматель рассказал, что готов поставлять уникальное отечественное оборудование существенно дешевле закупаемого а России – на что ему прямо было сказано – нам не нужно дешевле, вы понимаете? Видел и виновников и исполнителей. Видел, откуда дует этот грязный ветер. Зерна, которые падали, и почву, в которую они падали.

Но я подумал о том, что приеду в страну, живущую трудно и напряженно, приеду еще одним паразитом, теперь уже точно неспособным приобщиться к труду в новых условиях… брошу все, что мне привычно, налаженный быт, любимые книги и памятные безделушки… инструменты… картины… и буду бродить по темным улицам, заглядывая в освещенные окна, где идет иная, во многом непривычная и недоступная мне жизнь.

И понял, что это не для меня.

Я еще жив. Мыслю, следовательно, существую.

И буду стараться в меру возможностей улучшать все вокруг себя.

Print Friendly, PDF & Email

24 комментария для “Олег Кац: Почему я не включился в алию

  1. Недавно я нашел своих бывших коллег, целая мишпуха из 15 человек, лучшие специалисты института и других организаций. Трудились не покладая рук, поддерживали друг друга. Но полностью потеряли профессию, сейчас как и я, пенсионеры. Сыты, одеты… но из разговора я понял, что не могут сказать удовлетворены. И в этом нет их вины, все было предвидимо и осознано заранее.

  2. Пошел второй год как мы с подачи дочери сдали документы и стоим в очереди на собеседование в консульстве. Внучка уже там по линии Сохнута. И ей нравится! А надо было бы почесаться много раньше, лет на 20 минимум. К сожалению, только в 15м году ко мне пришло осознание полной бесперспективности жизни в России. До этого я имел еще какие-то наивные надежды. Впрочем, и в 15м году было уже поздновато дергаться… А сейчас и подавно, на дворе 23й год, мне 64, и шансов найти работу и заработать сколько-нибудь приличную пенсию — как я понимаю, никаких. Тем не менее, я не исключаю варианта Алии.

  3. Олег Кац написал исповедальную статью, редкой откровенности и честности. Так судьба распорядилась, и не за что себя казнить и даже просто укорять.
    А замечание Сэма («Правда, у нас в любой момент может начаться похожее», как в Киеве) удивляет: бомбить, убивать мирных граждан, быть на шаге от оккупации?

    1. Конечно может, уважаемый Лазарь!
      Когда Вы в последний раз бегали в бомбоубежище или прятались в хедер битахон?
      А остаашиеся 4% иранцев?

      1. Сэм! Дело не в опасностях и бомбоубежиах. Убить в любом месте могут и в благословенной Европе, и в США. Стыдно быть гражданином такой страны, как нынешняя РФ.

  4. «Внук поехал на год учиться в Израиль. Самым сложным был выбор школы, и конечно же, мы ошиблись. Приехав на каникулы, он категорически отказался вернуться… »
    ***
    Похожая ситуация лет двадцать назад была у моего знакомого, только не с внуком, а с молоденьким сыном. Приехал в летний лагерь по сохнутовской программе, провел в стране несколько месяцев, в том числе и у кое каких родственников, успел поконфликтовать с местной публикой, вернулся домой и наотрез отказался даже подумывать о переезде. На вопросы «почему и в чем дело?» ответ был короткий и исчерпывающий — «Лучше на Украине быть евреем, чем в Израиле русским». Всё, в дальнейшем тема алии больше не обсуждалась.

    1. А сейчас русским (даже «рускоговорячим») вообще плохо быть везде — в том числе и «хорошим русским».
      Что делать — Рассея умудрилась «написять в суп» и «накакать в кашу» почти всему миру.

  5. Всего один вопрос к автору-вы хоть раз в Израиль приезжали или решение «не включаться в алию» принято только на основании того, о чем вы рассказали?

    1. О да, конечно был, Владимир. И объездил полстраны. И мне нравилось, то что я видел. Мне не нравилось, как относились к внуку те, кого он посещал в выходные. Не нравились всякие мелочи взаимоотношений. Я его поддерживал постоянно, у него был с собой компьютер и скайп, но доступ в интернет был ограничен — старшие ученики экономили на нем траффик. Надеялся — все устаканится… но увы.

  6. Олег, по-моему Вы правильно сделали, что не приехали. Ломать себя ни в коем случае не надо.
    Но вот как Вам сегодня в Киеве?
    Правда у нас в любой момент может начатся похожее.

    1. Сэм, когда массово уезжали коллеги и друзья, обстановка была иной. Если бы мне не посчастливилось сменить работу, я был бы среди той мишпухи, о которой писал в комменте, и взял бы с собой родителей в любом состоянии. Но с падением союза все стало меняться, прежде всего исчез госантисемитизм, а за ним бытовой начал таять как прошлогодний снег. Мои нынешние соседи — в большинстве выходцы из села, всегда готовы поддержать стариков-евреев. Отношение же к Израилю весьма уважительное (с ноткой зависти, а теперь и сочувствия от понимания, что есть война), что меня радует. Кроме того, хесед помогает в быту. оптимизма у нас быть не может… по понятным причинам, не связанным с обстановкой. Но материальные потребности удовлетворены, а соседи часто приносят праздничную выпечку и овощи-фрукты с дачных угодий. И мы стараемся соответствовать. По мере сил. На фейсбуке имею возможность высказаться откровенно. У меня нет причин скрывать илине дай Б-же скрывть свое еврейство. На двери — мезуза, член общины. Больше номинально, но при каждом удобном случае несу цдаку. Обычай важнее веры.

  7. Почувствовал потребность сказать спасибо Олегу Берковичу. Хороший виртуальный бейт авот он создал, где каждый из нас может и проблемы мироздания порешать, и личной болью поделиться.

    1. Если честно — мы друг с другом вряд ли можем хоть чем-нибудь поделиться. Для этого бы пришлось весь «мусор» из убеждений и «пониманий», собранных за жизнь выбросить, чтобы место освободить, а кто к этому готов? Даже я, который младше большинства «желающих поделиться» на поколение ++ , привых к своему «мусору» и не готов его выбрасывать. Этот «мусор» для меня «сокровище».
      А проблемы Мироздания мы, разумеется, можем порешать, но Мирозданию на это наплевать — оно наши решения «в гробу видело».
      Мы просто проводим время — кто лучше, а кто хуже.

      Разменяв седьмой десяток понял, что мудёр. Решил поделиться «мудростью», но оказалось, что она никому не нужна.
      Какое разочарование!
      Он достиг возраста, когда желание поучать гораздо сильнее желания заниматься сексом.

      Это по поводу тех, кто «лучше», а по поводу техкто «хуже» — ниже:

      Он продолжает гордиться своей бесполезно прожитой жизнью… изо всех сил.

      Шёл к финалу трагедии
      С самого детства,
      Не оставил наследия —
      Только наследство…

      Таким можно только посочувствовать… 🙁

      1. Мы просто проводим время — кто лучше, а кто хуже.
        —————————————————————————————————
        Ну да, та самая «роскошь общения». И все же «кое — где у нас порой» прорывается крик души.

        1. «И все же «кое — где у нас порой» прорывается крик души.»
          ______________________________________________

          Душа кричала, но её никто не слышал — души кричат тихо.
          Но если бы хоть кто-нибудь прислушался — он услышал бы, как она вопит:
          «Ну когда же Я, наконец, стану великим! Тогда многие, высказанные мною банальности станут афоризмами!»
          🙂

    2. «…где каждый из нас может и проблемы мироздания порешать, и личной болью поделиться.»
      ——————————————————
      Хорошо бы открыть рубрику на поднятую тему. Например, «Почему я оказался не в Израиле». Или что-то в этом роде. Каждый желающий мог бы подробно, подобно БГ, написать об обстоятельствах выбора своего места в мире.
      Только не для того, чтобы получать полезные советы от умников о том, как правильно нужно было поступать.

  8. По-моему автор пытается найти причиы вне, а они внутри.
    Не хотел приехать — потому и не приехал.
    Этот «сюжет» чем-то напомнил мне рассказ «Дверь в стене» Герберта Уэллса:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C_%D0%B2_%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B5
    Прочитать рассказ можно тут:
    http://www.lib.ru/RAZNOE/door.txt

  9. Добрый день, Олег! Всё искренне и правдиво, спасибо. Но мы с вами, старики — уходящая натура, а вот судьба вашего внука…
    «Внук поехал на год учиться в Израиль. Самым сложным был выбор школы, и конечно же, мы ошиблись.

    Приехав на каникулы, он категорически отказался вернуться… Правда, приехал почти со свободным ивритом и арабским. Но безнадежно отстал по общеобразовательной программе. И совершенно перестал читать…

    Потом проявилась болезнь, унаследованная у дочери…»
    Дело не в конкретной школе. Обидно, что не нашлось рядом людей, кто мог бы пробудить добрые чувства к стране предков. Если бы он прижился, наша медицина, полагаю, помогла бы лучше российской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.