Лев Мадорский: Он пел сердцем

Loading

Марк Наумович был оптимистом. Его девизом было: «Бывает и хуже». Однако, жизнь постоянно ставила этот довод под сомнение. От рака умер отец, потом сестра, потом жена Паола. После потери близких Бернес начинает жить как будто за троих. Он хочет заглушить горе и, кажется, берет от жизни все, что только возможно. Не жалеет никаких денег на еду, одежду, женщин. Не жизнь, а вечный пир. Но при этом всё чаще у Марка Наумовича появляется боязнь, что смертельная болезнь может настичь и его в любой момент.

Он пел сердцем

 Лев Мадорский

  «Я расскажу вам песню»

 Марк Бернес.

Марк Наумович (Менахем Неухович) Нейман ( Бернес) ( 1911-1969 г.г.), актёр и эстрадный певец, родился 21 сентября 1911 года в небольшом украинском городке Нежине, в бедной еврейской семье. Семья была не просто бедной, а очень бедной. Достаточно сказать, что отец зарабатывал на жизнь собирая утильсырьё (бутылки, банки, проволоку, некоторые другие отходы), которое можно было за очень небольшие деньги сдать с специальные приёмные пункты.

В 1914 году семья переехала в Харьков. Родители хотели, чтобы сын стал бухгалтером, и когда Марку исполнилось 9 лет, определили его в торгово-промышленную школу. Так совпало, что уже в детские годы жизнь Бернеса была косвенно связана с театром, так как, будучи ещё подростком, он подрабатывал расклейкой театральных афиш и «живой афишей», зазывалой.

Но в театр мальчик попал впервые только в 1926 году, в 15 лет, и с тех пор мечтал стать актёром. Марк с детства отличался самостоятельностью и в 16 лет по своей инициативе пришёл к директору Харьковского музыкально— драматического театра с просьбой взять его на работу. Директор предложил мальчику работу статиста, то есть участие в массовых сценах без слов. Позже Бернес стал принимать участие и в эпизодах, произнося несложные реплики, причём не только в драматических спектаклях, но и в оперетте и даже в опере.

Примерно в то же время Марк поступил на Харьковские двухгодичные театральные курсы. Родители были категорически против актёрской карьеры сына, и в 1928 году 17-летний юноша сбежал в Москву. Ночевал на Курском вокзале, а днём ходил по московским театрам и пытался устроиться актёром. В некоторых театрах ему отказывали, но в Малом он понравился главному режиссёру, Судакову Илье Яковлевичу, и Марку, как и в Харьковском театре, поручали небольшие роли. Однако характер у Бернеса был вспыльчивый, он поссорился с коллегами и вынужден был уйти из Малого, а позже некоторое время работает, или как артисты предпочитают говорить, служит в театре «Муссури», где, как и в Малом, играет небольшие роли.

Удача приходит к Марку, когда он сыграл свою первую серьёзную роль, заменив заболевшего артиста, и его похвалил известный в то время режиссёр Н.Н.Синельников. В 1928 году появляется его актёрский псевдоним Бернес. Этот псевдоним Марк придумал сам. Бар по-арамейски сын, нес — чудо. В переводе— сын чуда. Но и в «Муссури» из-за того же неумения ладить с людьми он долго не задержался и с 1930 по 1933 годы служит в Московском драматическом театре, выступая по-прежнему в проходных ролях.

Новый период жизни Марка Наумовича начинается в 1935 году работой в кино. Сначала ему предлагают эпизодические роли: «Заключённые» (1936 г. ), «Шахтёры» (1937г.). Но уже в фильмах «Человек с ружьём», «Истребители», «Большая жизнь», «Ночной патруль» он запоминается большими ролями. Существует легенда, что после исполнения роли вора-медвежатника Павла Обручева по кличке «Огонек» в «Ночном патруле» артиста якобы приговорили к смерти воры в законе. Об этом сообщила Никите Хрущеву в письме певица Нина Русланова.

Известность Марку Наумовичу принесло исполнение песни П. Арманда в фильме «Тучи над городом встали» https://www.youtube.com/watch?v=DKbxzj-wf8w и песни Н.Богословского в фильме «Истребители» — «В далёкий край товарищ улетает». Бернес прославил песни, песни прославили его.

Но по настоящему всенародная популярность приходит к Марку Наумовичу после участия в фильме «Два бойца» (1943 год), где он играет роль одессита Аркадия Дзюбина и исполняет песни Н.Богословского «Тёмная ночь» https://www.youtube.com/watch?v=Q2CPZw995dY и «Шаланды полные кефали» https://www.youtube.com/watch?v=hDSxfoHWCS8. После исполнения «Шаланды…» одесситы стали считать его своим земляком и рассказывали друг другу истории, что выросли с ним в одном дворе.

На роль Дзюбина претендовали 20 (!) актёров, и о мало кому известном Бернесе и речи не было. Но режиссёр картины Леонид Луков, который уже снял до этого замечательный фильм «Большая жизнь», увидел в Марке Наумовиче те качества, которые нужны были для этой роли: простоту, задушевность, искренность.

Тут надо сказать о соперничестве Бернеса с другим певцом, тоже певшим, что называется, сердцем и тоже народным любимцем — Леонидом Утёсовым. Например, Марк был возмущён тем, что песню «Темная ночь», которая изначально была ему обещана, первым, ещё до выхода фильма, спел Утёсов. Рассказывали, что после этого Марк Наумович поссорился с Богословским. Вообще Бернеса за вспыльчивый характер побаивались не только композиторы, но и поэты-песенники. Если певца в песне что-то не устраивало, он не уступал, проявлял исключительное упорство и добивался изменений в музыке или в тексте. Песни были записаны на пластинки и впервые прозвучали по радио в исполнении именно Марка Наумовича.

Бернес нашёл свою особенную манеру исполнения. Он рассказывал песню слушателю, как близкому человеку, доверительно и задушевно. В его манере не было болезненного надрыва, и даже когда он пел трагическую песню «Враги сожгли родную хату», слушатели понимали, что, в конечном итоге всё будет хорошо. Жизнь победит смерть.

После выхода на экраны фильма «Два бойца», где Марк Бернес сыграл роль одессита Аркадия Дзюбина песня «Шаланды полные кефали» приобрела огромную популярность. При этом официально она не рекомендовалась для исполнения и не публиковалась, как идеологически невыдержанная и чуть ли не блатная.

Особенно Марк Наумович прославился военными песнями. В Советском Союзе у войны было два голоса. Официальный — Левитана. И народный — Бернеса.

Марк Наумович был оптимистом. Его девизом было: «Бывает и хуже». Однако, жизнь постоянно ставила этот довод под сомнение. От рака умер отец, потом сестра, потом жена Паола. После потери близких Бернес начинает жить как будто за троих. Он хочет заглушить горе и, кажется, берет от жизни все, что только возможно. Не жалеет никаких денег на еду, одежду, женщин. Не жизнь, а вечный пир. Но при этом всё чаще у Марка Наумовича появляется боязнь, что смертельная болезнь может настичь и его в любой момент.

Страх Марка Наумовича оказался оправданным. Неожиданно выяснилось, что у Бернеса рак. Как у отца, сестры и жены. Сейчас научились бороться со злокачественными опухолями, но в то время рак и смерть были почти синонимами. Врачи сказали, что опухоль неоперабельна и надежды выздороветь нет.

Print Friendly, PDF & Email

30 комментариев для “Лев Мадорский: Он пел сердцем

  1. Пришло по почте от М.Ф. из Израиля
    ——————
    Судьба Марка Бернеса во многом повторяет судьбы других евреев деятелей искусства из России/ СССР. Их путь от еврейского местечка на подмостки сцен огромной страны пришёлся как на период некого возрождения светской еврейской культуры, так и на периоды разгула антисемитизма и только благодаря своему таланту, настойчивости и прочим качествам они смогли пробиться и устоять на сцене.
    Все они , как правило, владели идиш, а некоторые пользовались им не стесняясь.
    Я, например, несколько раз был на концертах Кобзона в шестидесятые-семидесятые годы и имел удовольствие слушать еврейские песни в его исполнении.Позволял себе он это в тех местах, где предполагалась еврейская публика, т.е. там, где было кому оценить это.
    Надо заметить, что это было среднее поколение советских артистов, т.е. людей выросших при Советской власти. Что касается старшего поколения, то они начинали учить грамоту в хедерах, прикрасно владели идиш и, порой, ивритом и, как правило, не скрывали этого.
    Зиновий Гердт вспоминал, что для встречи французских музыкантов, прибывших на дни французской культуры в Москве, мобилизовали его, Бернеса и Н. Богословского. Н.Богословский прекрасно владел французским языком и исполнял несколько функций: переводчика, главы встречающей стороны, представителя Союза композиторов и Союза Франко-Советской дружбы и поговаривают спецпредставителя КГБ.
    Однажды, когда Богословский отучился на непродолжительное время, и общение между французами и советскими прервалось, у Марка Бернеса вырвалось на идиш: «Аз ох энд Вэй» и тут же послендовал вопрос от Франсиса Лемарка: » Ду редст идиш? Ду быст а ид?» Французы оказались евреями. Вернувшийся Богословский пытался вставить пару французских слов, но им было не до него, они наслаждались «мама-лошен»
    М.Ф.

  2. Добавим немного разного:
    Марк Бернес.История. @http://www.youtube.com/watch?v=kyZjMSVF378@
    Поговорить нам необходимо. Творчество Марка Бернеса. Документальный фильм (1971) @http://www.youtube.com/watch?v=pUgZ3LGAjro@
    Марк Бернес и Лилия Бодрова. Больше, чем любовь @http://www.youtube.com/watch?v=qVT5ZhIKBYM@
    Мужской разговор. Марк Бернес. The Best Song Of Mark Bernes @http://www.youtube.com/watch?v=W_VKXGHpFQ8@
    Звезда на «Волге». Как и за что травили Марка Бернеса. @http://politikus.info/articles/84327-zvezda-na-volge-kak-i-za-chto-travili-marka-bernesa.html@
    Марк Бернес. Истинное лицо любимого певца миллионов советских граждан @http://www.youtube.com/watch?v=btwA9UawQP8@

    1. Марк Бернес. Истинное лицо любимого певца миллионов советских граждан @http://www.youtube.com/watch?v=btwA9UawQP8@
      ——————-
      Огромное спасибо, дорогой Цитатель! Многого не видел.

  3. Лев Мадорский: «В песне «Журавли», согласен ( такое бывает не часто) вс ё сошлось : музыка, стихи и исполнитель».
    Всё верно (Френкель, Гамзатов, Бернес), но не полно без переводчика на русский — Наума Исаевича Гребнева.
    Кстати, ниже перевод на иврит (к сожалению, не знаю переводчика. Знающие иврит, попробуйте спеть на мелодию Френкеля, и убедитесь: полное ритмическое и интонационное совпадение. Я убедился и в том, что этот перевод почти дословно совпадает.
    עגורים
    נדמה לי לפעמים שחיילינו
    אשר נותרו שרויים בשדות הקרב
    לא נטמנו אי-אז באדמתנו
    אך עגורים הם במרומים עכשיו

    מהזמנים ההם ועד ימינו
    עפים ומשמיעים קולותיהם
    אולי לכן עם עצב בליבנו
    נשקוט לרגע כשנביט בהם

    ועפה, עפה להקה מותשת
    אל תוך צאתו של יום הערפילי
    ובין הלהקה המשולשת
    אולי שמור מקום גם בשבילי

    יבוא היום בערפילית השטה
    אעופה גם אני עם להקה
    אל אהוביי שנשארו למטה
    קורא בקול ציפור, בזעקה

    נדמה לי לפעמים שחיילינו
    אשר נותרו שרויים בשדות הקרב
    לא נטמנו אי-אז באדמתנו
    אך עגורים הם במרומים עכשיו
    https://lyricstranslate.com/ru/zhuravli-gvrym.html-0

  4. Спасибо за напоминание, Лев. О Бернесе еще многое скажут и напишут не только здесь. Таков его масштаб.
    Одна Ваша фраза меня остановила: «В его манере не было болезненного надрыва, и даже когда он пел трагическую песню «Враги сожгли родную хату», слушатели понимали, что, в конечном итоге всё будет хорошо. Жизнь победит смерть.»
    Приемлемым для меня оказалось только определение «трагическая». Ни у одного советского исполнителя, совпадавшего с установками пропаганды, «болезненного надрыва» не было. Даже, когда «пел солдат, глотая слезы». И как вытекает «все будет хорошо» на могилах самых близких посреди пепелища? По-моему, там «надо продолжать жить вопреки».

    1. И как вытекает «все будет хорошо» на могилах самых близких посреди пепелища? По-моему, там «надо продолжать жить вопреки».
      ——————
      Понимаю, что Вы имеете в виду, Аарон. Выразился неудачно. Имел в виду оптимизм творчества Бернеса.

  5. Прекрасная статья, Лев. Многого не знал. Прекрасны и комментарии, дополнившие статью. Мой Бернес — это песня Журавли- необыкновенно пронзительная и неувядающая.

    1. Мой Бернес — это песня Журавли- необыкновенно пронзительная и неувядающая.
      ——————
      Спасибо, Анатолий С. за оценку. В песне «Журавли», согласен ( такое бывает не часто) вс ё сошлось : музыка, стихи и исполнитель.

  6. В 1949 или 50 году о Марке Бернесе появился фельетон в Вечерней Москве, а м. б. и в других газетах . Я учился в 6 или 7 классе. Бернсайд обвиняли в чем-то автомобильном, то ли он нарушил правила, то ли сбил кого, не помню. Он перестал выступать, ему грозил суд. Было это в разгар борьбы с космополитизмом. Не помню, как это затихло Может кто-то знает больше. Так что его еврейство никуда не делось. А за статью спасибо.

    1. Бернеса обвиняли в чем-то автомобильном, то ли он нарушил правила, то ли сбил кого, не помню. Он перестал выступать, ему грозил суд. Было это в разгар борьбы с космополитизмом
      ———————
      Всё верно, Мирон. Бернес поссорился с Хрущёвым, так как на закрытом партийном концерте нарушил регламент выступления. После этого на него посыпались во всех газетах фельетоны, где певца обвиняли во всех смертных грехах, в основном, необоснованно.

  7. Хочу дополнить рассказ автора о творчестве певца и артиста ещё одной немаловажной, на мой взгляд, деталью: кроме всего о нём сказанного, Марк Наумович был и организатором создания некоторых песен.

    Вообще –то говоря, исследователи творчества Бернеса утверждают, что он является участником создания как минимум половины из сотни записанных им песен: они создавались — т.е. «организовыва- лись» — при его непосредственном участии,
    «Это был единственный из известных мне исполнителей, который работал и с поэтом, и с композитором. Он не писал стихов и музыки, но тем не менее был в высшей степени профессиональным знатоком песни, — вспоминал друг и постоянный соавтор Бернеса, композитор Эдуард Колмановский.
    — Иногда он приходил и говорил: «Это место надо изменить», делал тончайшие замечания по части инструментовки. Воспринимал и чувствовал он очень точно и тонко».
    Бернес придирчиво вымарывал лишние, по его мнению, или неподходящие слова.. Евтушенко вспоминал, как Бернес мог работать над черновиком, не останавливаясь даже на десятой версии текста. Он мог позвонить поэту ночью или изменить одно-два слова уже перед микрофоном в студии.
    Но это все, так сказать , соавторство в организации создания песен.
    Иногда же певец выступал единоличным организатором создания песни.
    Об этом сам Бернес говорил в одном из своих интервью (цитирую по памяти):
    «Я – не поэт, следовательно, я не пишу текст песен; я – не композитор, поэтому я не пишу музыку к песням; но я иногда организую песни.»
    А начиналась его карьера организатора в далеком 1938 году с участия в фильме Сергея Юткевича «Человек с ружьем», в котором изначально не было песен, а образ Кости Жигилева был ничем не примечателен: так, матросик, один из многих.
    Актер понял: роль останется незамеченной. И решил, как говорят в актерской среде, потянуть одеяло на себя, выделиться; ведь в условиях конкуренции, если сам себе не поможешь, другие не догадаются…
    . И в реквизите киностудии Марк отыскал гармошку: песня ведь обязательно выделит того, кто ее исполнит!
    Только вот самой песни не было: Дмитрий Шостакович написал для фильма только патетическую музыку. Но общительный словоохотливый Бернес не унывал.
    А сорежиссером картины был Павел Арманд, родной племянник небезызвестной Инессы Арманд . В детстве он получил хорошее воспитание, брал уроки музыки. Музицировал и в зрелом возрасте. Марк знал об этом и однажды в разговоре услышал от племянника революционерки, что народные песенки — лубок и безделица, и он сам такие километрами может писать. Актер использовал ситуацию и сказал: «Вот не верю, не верю. Докажи, напиши. Вот что, например, мог петь мой персонаж Жигилев?».
    Арманд с легкостью подтвердил свой талант и на следующий же день принес мелодию и стихи на бумаге:
    Тучи над городом встали,
    В воздухе пахнет грозой.
    За далекою Нарвской заставой
    Парень идет молодой.
    . А сам образ боевого флотского парнишки с гармонью Кости Жигулева Бернес подсказал авторам картины буквально накануне съемок.
    Он обесцветил волосы, взбил чуб и принес на площадку будущий шлягер «Тучи над городом встали». (в скобках заметим: при написании этих строчек, в голову вдруг пришла мысль, что этот внешний вид персонажа Бернеса полностью воспроизвел в фильме «Оптимистическая трагедия» спустя 25 лет Вячеслав Тихонов в образе матроса–анархиста Алексея. Положительные примеры тоже, однако, заразительны!)
    И песня прозвучала в кадре. Все думали, что простенькая песенка останется незамеченной. Но ее запела страна. Более того, можно сказать, что она пережила ленту, так как мало кто этот фильм помнит сегодня, а вот песню исполняют даже современные звезды, например Чиж & Co.
    В результате таких уловок после премьеры актер проснулся знаменитым-Роль принесла Бернесу первую награду – орден «Знак Почёта»
    . О процессе организации создания других песен – в нескольких словах.
    Бернес принёс стихотворение поэта Евгения Винокурова, «Москвичи», написанное в 1953г композитору Андрею Эшпаю: так появилась песня « Серёжка с Малой Бронной…» в 1958 году. Впоследствии автор текста рассказывал, как Бернес добивался человечности абстрактных строк о не вернувшихся с войны молодых людях. Он требовал узнавания и конкретики.
    Результатом инициативы и настойчивости певца в другом случае появилась песня « Я люблю тебя, жизнь…», которую создали поэт Константин Ваншенкин и композитор Эдуард Колмановский при живейшем участии Бернеса: он исполнил её в 1958 году.
    В 1961г Бернес явился своего рода крёстным отцом песни «Хотят ли русские войны..?», подсказав Евгению Евтушенко сюжет текста, а после написания текста заставил поэта дописать ещё один куплет. А что касается музыки к песне, то предоставим слово композитору Колмановскому:
    . Я вспоминаю, как появилась песня „Хотят ли русские войны“, первым исполнителем которой стал Марк Бернес.. Я написал музыку и сыграл песню в студии грамзаписи, где она была одобрена. Но Бернес со свойственной ему прямотой музыку забраковал, сказав, что мелодия, по его мнению, неудачна. Бернес вообще в оценке песни не терпел никаких компромиссов и кому угодно говорил только то, что он думал. И вот вера в Бернеса, в его вкус, в его мелодическое чутьё, в музыкальную прозорливость заставила меня написать совершенно новую музыку. А это гораздо труднее, чем писать её в первый раз, потому что приходится отрешаться от созревшей уже однажды мелодии, одобренной к тому же компетентными музыкантами…»

    И, наконец, песня «Журавли» на слова Расула Гамзатова (русский текст Наума Гребнева), музыку написал Ян Френкель. Песня была записана в исполнении уже смертельно больного Марка Наумовича 08.07. 69., а через месяц певец умер.
    Бернес сам отыскал стихи, добился и у переводчика и у поэта согласия на внесение в текст требуемых изменений, и в результате эта песня стала как бы эпитафией на могиле артиста и певца.

    1. Спасибо, Эдуард, за очень интересные и важные дополнения к тексту. Некоторых моментов я не знал

    2. Льет зефир эфир московский,
      С голосом и без.
      Там, где с голосом — Козловский,
      Там, где без Бернес.

      1. Льет зефир эфир московский,
        С голосом и без.
        Там, где с голосом — Козловский,
        Там, где без Бернес.
        ———————
        Спасибо, Флят, за четверостишие. Независимо, Ваше или нет. И хочется увидеть вирши другого израильтянина Цви Бен Дов.

  8. Как Менахем Нейман перестал быть евреем?
    Я о том, что отличало Бернеса от Утёсова и не только:

    Юрий Табак
    «Еврейский русский Бернес
    …Но возникает вечный и, наверное, неразрешимый вопрос для евреев с российскими корнями: что для еврейской памяти значит Марк Бернес — именно для еврейской? Воздавать ли хвалу уроженцу Нежина, еврею Менахему-Ману Неуховичу Нейману или оставить ему только номинальное еврейское происхождение, целиком вынести за пределы еврейского круга, в море российской эстрады, в качестве уже российского певца Марка Бернеса? Этот же вопрос был бы более простым, если бы его точно так же нельзя было задать в отношении множества евреев, внесших гигантский вклад в музыкальное искусство СССР. Насколько их творчество было еврейским? Играло ли в их творчестве роль еврейское происхождение или они целиком принадлежат только стране их гражданства, ее культуре?

    Марк Бернес, вероятно, — наиболее сложный и тем самым наиболее интересный объект для таких размышлений. Если в творчестве Утесова, Дунаевского, братьев Покрасс проглядывали еврейские мотивы, если Иосиф Кобзон пел периодически еврейские песни, то о Бернесе этого не скажешь. Для него писали музыку и тексты выдающиеся евреи, но в этих песнях нет ничего еврейского. Он снимался в знаменитых фильмах, но, кажется, только один раз сыграл небольшую роль еврея в фильме «Чертова дюжина». Был еще Аркадий Дзюбин из «Двух бойцов». Рассказывают, что первый тираж пластинок с песней «Темная ночь» был списан в брак из-за того, что работницы студии звукозаписи плакали, слушая Бернеса, и что их слезы случайно попали на матрицу, с которой печатались диски. Руководство студии, узнав причину брака, не стало, несмотря на суровое военное время, наказывать своих сотрудниц. Может, это и легенда, но в исполнении Дзюбина-Бернеса «Темная ночь» заставляла замирать со слезами на глазах миллионы людей, что и будет, наверное, всегда. В одессите Дзюбине вроде бы нет ничего еврейского — скорее, это типичный «одессит», представитель особого одесского народа. Но немногие все же угадывали в совсем внешне не похожем на еврея Бернесе своего. А кто-то знал, что Дзюбин — это настоящая фамилия одесского еврея и русского поэта Эдуарда Багрицкого».

    Кто-нибудь знает что-нибудь о еврейской ноте в певческой деятельности Бернеса?

    1. А кто-то знал, что Дзюбин — это настоящая фамилия одесского еврея и русского поэта Эдуарда Багрицкого».
      ——————
      Я , Юрий, узнал об этом только тогда, когда решил написать эту заметку и то из Вашей статьи. В творчестве Бернеса было мало еврейского. На мой взгляд, потому что страна советская была страной антисемитской. Если Кобзон спел однажды пару песен на идиш, то это были уже годы Перестройки. Тем более, что программа концертов Марка Наумовича проходила обязательную цензуру . Уверкн, что там всё евоейское вымарывлось. Характерно, что даже выступающим по радио и телевидению евреям с типично еврейскими фамилиями( тому много примеров) предлагали выступать под псевдонимами.

    2. Ошибка. Это комментарий адресован «Любопытному мзраильтянину»

    3. Любопытный израильтянин! Нет ничего удивительного, что в творчестве талантливых евреев, выросших или созревших в иноязычной культуре, мало или нет совсем еврейских мотивов. Выйдя из гетто многие становятся даже более типичными представителями окружающей среды, чем местные. Такое бывает и не только среди евреев, например Окуджава — полностью русский поэт, как и Мандельштам или Пастернак. Тоже и в музыке: еврейские мотивы не звучат у Бизе, Мендельсона, Кальмана, и наоборот есть у Шостаковича. Интересно, что многие ошибочно считают Чаплина евреем, хотя его маму звали Хана. Дело в том, что в ранней молодости он подвизался в английских еврейских труппах и перенял манеры техамошних актеров. Он не опровергал, когда писали, что он еврей, т. к. считал, что это будет проявлением антисмитизма.

      1. Такое бывает и не только среди евреев, например Окуджава — полностью русский поэт, как и Мандельштам или Пастернак.
        —————
        Всё-таки , Михаил, разница есть. Мандельштам и Пастернак ( крещёные или нет) евреи, а у Окуджавы, насколько мне известно, нет еврейских корней.

  9. Да, разносторонний интерес уважаемого автора впечатляет. Его эссе и эмоционально и познавательно значимы. Для многих читателей это и ностальгическая тема.
    Я харьковчанин, и мне хотелось бы увидеть в этом тексте фотографию превосходного памятника Бернесу в харьковском людном парке: он, молодой, сидит на одной из скамеек, там и патефон, и … (посмотрите есть в интернете).
    Мне кажется, что автор излишне драматизировал личную жизнь героя, «обеднив» рассказ о нём радостью семейного счастья.
    Марк Наумович действительно рано овдовел и рано умер, но его последние 10 лет были счастливым временем со второй женой, Лилией Бодровой. История их знакомства, сближения, воспитания сводных детей, совместные выезды на гастроли, путешествия по Европе — светлая романтическая пора.
    Да и конец его жизни заслуживает больших подробностей. 
    «Умирал Бернес мучительно, отказываясь от наркотических обезболивающих. 51 день он пролежал в больнице. Перед смертью он записал свою самую пронзительную песню, стихи к которой написал Расул Гамзатов – «Журавли». Не стало любимого миллионами артиста 16 августа 1969 года. Ему было всего 57 лет. Похоронили Бернеса на Новодевичьем кладбище. По его просьбе не устраивали торжественных речей. Вместо этого звучали песни «Я люблю тебя, жизнь», «Романс Рощина», «Три года ты мне снилась» и «Журавли». https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-mark-bernes.html.
    И ещё одна значимая деталь к его творческой деятельности:
    «При всём уважении к литературному корпусу надо признать, что главным соавтором отца был Марк Бернес. Без него не родились бы две самые значительные песни Колмановского. Именно Бернесу принадлежит идея преобразить в песню стихи Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь!».
    И «Хотят ли русские войны?» тоже заказ Бернеса. Ему же принадлежит и название песни, судьба которой совершенно уникальна» (Колмановский «Семь искусств» №1/152 ) 
    Странно, что главные для Бернеса песни ускользнули от внимания автора.

    1. Создатели стихов и музыки иногда сильно раздражались, выслушивая предложения Бернеса, но потом, когда песня звучала в эфире, всем становилось понятно, что именно благодаря изменениям, придуманным певцом, композиция становилась народным хитом
      ———————
      Именно Бернесу принадлежит идея преобразить в песню стихи Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь!».И «Хотят ли русские войны?» тоже заказ Бернеса. Ему же принадлежит и название песни, судьба которой совершенно уникальна» (Колмановский «Семь искусств» №1/152
      ——————
      С благодарностью принимаю, уважаемый Лазарь оценку, дополнение и критику. Я, действительно, две вышеназванные песни упустил

  10. Интересно, что, когда Бернес был в расцвете своей славы, множество советских авторов изъявили желание сотрудничать с известным исполнителем: все наперебой предлагали ему свои песни. Бернес превратился в своеобразный талисман, стоило ему спеть песню малоизвестных авторов, как они мгновенно оказывались на музыкальном Олимпе.
    Однако не всегда знакомство с Бернесом давалось легко композиторам и поэтам-песенникам, — ходили слухи о том, что певец обладает достаточно сложным характером.
    Так, Марк мог позвонить автору среди ночи или ближе к утру, и потребовать переделать часть стиха. Поэту ничего не оставалось делать, как уступить Бернесу и выполнить все его требования.
    Не меньше поэтов страдали и композиторы. Бернес часто настаивал на изменении некоторых моментов в мелодии, предлагая уже готовый собственный вариант, хотя он никогда не учился музыке профессионально.
    Создатели стихов и музыки иногда сильно раздражались, выслушивая предложения Бернеса, но потом, когда песня звучала в эфире, всем становилось понятно, что именно благодаря изменениям, придуманным певцом, композиция становилась народным хитом, звучавшим во всех уголках необъятной страны.

    1. Создатели стихов и музыки иногда сильно раздражались, выслушивая предложения Бернеса, но потом, когда песня звучала в эфире, всем становилось понятно, что именно благодаря изменениям, придуманным певцом, композиция становилась народным хитом
      ———————
      Любопытно, что ( глянул в сети) по такому пути, если так можно выразиться, соавторства с поэтом-композитором никто не шёл кроме Марка Наумовича.

  11. В детстве мне нравилась песня «С чего начинается Родина» в его исполнении. Он брал не голосом, а душой…
    ————
    Это и объединяло, Ядгар, Бернеса и Утёсова. Оба популярных певца пели сердцем

  12. В детстве мне нравилась песня «С чего начинается Родина» в его исполнении. Он брал не голосом, а душой…

Добавить комментарий для Лев Мадорский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.