Яков Каунатор: Окуджава

Loading

Казённые попытки увековечивания завершились памятником, поставленном на Арбате. Сутулая, низенькая фигура в приспущенных штанах и кривеньком пиджаке. Москвичи уверены, что это абстрактный фольклорный персонаж. Монументальное обобщение мелкой арбатской шпаны, бичей, и местных розничных торговцев сувенирами, в которых некоторые предриимчивые бичи мутировали. Одно время именно продажа сувениров и составляла главную славу здешних мест.

Окуджава

Яков Каунатор

Окончание. Начало

ВЛЮБЛЁННОСТЬ.

Этому чувству он был предан пожизненно. И влюблённость никогда не изменяла ему. Он любил и был любим.
Его влюблённость была целомудренной. Помнится, у литератора Юрия Нагибина была одна циничная страсть: любил он в своих опусах срывать нижнее бельё со своих друзей и со своих самых близких ему людей.
У Окуджавы слово ЖЕНЩИНА было вознесено на вершины.

По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.
Над Смоленской дорогою, как твои глаза, —
две вечерних звезды — голубых моих судьбы.

По Смоленской дороге — метель в лицо, в лицо,
все нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо —
покороче б, наверно, дорога мне легла.

По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
две холодных звезды голубых глядят, глядят.

Странное ощущение возникает во мне, когда я читаю это стихотворение. Первые две строки для меня — это олицетворение бескрайности, бесконечности: «леса, леса, леса, столбы, столбы, столбы…»
И вдруг — «две холодных звезды голубых моих судьбы..» Это — вселенная, господа. Любовь — это вселенная… Так мне кажется воспринимал Окуджава своё состояние влюблённости.
И кажется мне, что это состояние и было единственное, что никогда ему не изменяло

Никто пути пройдённого у нас не отберёт.
Виктор Конецкий.

Что такое зрелость? Это остановка в пути. Привал, когда можно оглядеться вокруг, задуматься, как дошёл я до жизни такой и что я в ней натворил? Иными словами подумать о том, «как мало прожито, как много пережито…» Зрелость — это осмысление пройденного пути. Поэтому и меняется тональность стихов Окуджавы. От мажорной в пору юности, до минорной. От восторженности — до задумчивости.
И вопросы… Во многих стихах новой поры возникают вопросы.

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
и друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Булат Окуджава-Грузинская песня-Виноградная косточка(cover by Саид Газимов) — YouTube

Быстро молодость проходит, дни счастливые крадет.
Что назначено природой -— обязательно случится.
То ли самое прекрасное, ну самое прекрасное в окошко постучится.
То ли самое напрасное, ну самое напрасное в объятья упадет.

Жаль, что молодость пропала, жаль, что старость коротка.
Все теперь уж на ладони, лоб в поту, душа в ушибах.
Но зато уже не будет ни загадок, ни ошибок, только ровная дорога,
только ровная дорога до последнего звонка.

Вопросы, вопросы и мысли о смысле бытия… Извечные вопросы, в которых обретается мудрость.
И в обретении мудрости появляется в словах слово молитва.

Молитва

Пока Земля еще вертится,
пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
чего у него нет:
мудрому дай голову,
трусливому дай коня,
дай счастливому денег…
И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится —
Господи, твоя власть!—
дай рвущемуся к власти
навластвоваться всласть,
дай передышку щедрому,
хоть до исхода дня.
Каину дай раскаяние…
И не забудь про меня.

Я знаю: ты все умеешь,
я верую в мудрость твою,
как верит солдат убитый,
что он проживает в раю,
как верит каждое ухо
тихим речам твоим,
как веруем и мы сами,
не ведая, что творим!

Господи мой Боже,
зеленоглазый мой!
Пока Земля еще вертится,
и это ей странно самой,
пока ей еще хватает
времени и огня,
дай же ты всем понемногу…
И не забудь про меня.

 Исполнителей песен Окуджавы — море, если не океан. Заметил: в России «Молитву» Окуджавы исполняют с концертных площадок. И неожиданно нашёл исполнение этой песни на иностранном языке не с эстрады, а в костёле. В этом исполнении я увидел слияние, гармонию формы и содержания.

Уже и зрелость подступает, всё чаще он задумывается о смысле бытия, всё чаще в его стихах появляются философские ноты. Но… по-прежнему он остаётся верен романтическим идеалам молодости. И прорывается вдруг в нём, пытающемся осознать реальность, ностальгическое из молодости — романтика. Его всю жизнь привлекал век 19-й. Что увидел он в нём? Думаю, одухотворённость, благородство. То, чего так не хватало его веку. Отсюда — «А всё-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем…»
Былое нельзя воротить -— и печалиться не о чем:
у каждой эпохи свои подрастают леса.
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.

Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью:
машины нас ждут и ракеты уносят нас вдаль.
А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
хотя б одного, и не будет отныне, -— а жаль.

Я кланяюсь низко познания морю безбрежному,
разумный свой век, многоопытный век свой любя.
А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему,
и мы иногда все холопами числим себя.

Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
мы все обрели — и надежную пристань, и свет…
А все-таки жаль: иногда над победами нашими
встают пьедесталы, которые выше побед.

Москва, ты не веришь слезам — это время проверило,
железное мужество, твердость и сила во всем.
Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,
ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.

Былое нельзя воротить… Выхожу я на улицу
и вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается…
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдет!

1964

Edmund Fetting — A jednak mi żal + tekst? — YouTube

Странный возраст зрелости… И в душе ещё тлеют остатки идеалов и прежних надежд.

«Absit vos in tempore mutationis vivere»
«Вы, должно быть, живете во времена перемен»
(нет ничего хуже, чем жить во времена перемен…).
Древняя человеческая мудрость…

Кому мне открыться сегодня?
Братья бесчестны,
Друзья охладели.
Кому мне открыться сегодня?
Алчны сердца,
На чужое зарится каждый.
Кому мне открыться сегодня?
Раздолье насильнику.
Вывелись добрые люди.
Кому мне открыться сегодня?
Худу мирволят повсюду,
Благу везде поруганье.
Кому мне открыться сегодня?
Над жертвой глумится наглец,
А людям потеха — и только!
Кому мне открыться сегодня?
У ближнего рады
Последний кусок заграбастать!
Кому мне открыться сегодня?
Злодею — доверие,
Брата — врагом почитают.
Кому мне открыться сегодня?
Не помнит былого никто.
Добра за добро не дождешься.
Кому мне открыться сегодня?
Друзья очерствели,
Ищи у чужих состраданья!
Кому мне открыться сегодня?
Потуплены взоры,
От братьев отвернуты лица.
Кому мне открыться сегодня?
В сердцах воцарилась корысть.
Что толку — искать в них опоры?
Кому мне открыться сегодня?
Нет справедливых,
Земля отдана криводушным.
Кому мне открыться сегодня?
Нет закадычных друзей,
С незнакомцами душу отводят.
Кому мне открыться сегодня?
Нету счастливых,
Нет и того, с кем дружбу водили.
Кому мне открыться сегодня?
Бремя беды на плечах,
И нет задушевного друга.
Кому мне открыться сегодня?
Зло наводнило землю,
Нет ему ни конца, ни края
( Из лирики Древнего Египта в переводах Анны Ахматовой)

ИЗ [СПОРА “РАЗОЧАРОВАННОГО” СО СВОЕЙ ДУШОЙ]: Произведение времени Среднего царства. Начало его отсутствует. (history.institute)

Нет, не от гриппа или умопомрачения,
не на фронте, не от пули палача —
как обидно умереть от огорчения,
раньше времени растаять, как свеча.

Между жизнию и смертью покачаешься,
не успеешь даже родины понять;
пообщаешься с друзьями, поотчаешься,
и пора уже итоги подбивать.

Не поплакаться уже своим родителям —
из задуманного вышла только часть…
Не успеешь нагуляться победителем,
как выходит в побежденные попасть.

1991

Поэтический нерв обострённо чувствителен. Он подобно индикатору воспринимает малейшие колебания общественной атмосферы. И то, что происходило со страной в конце 80 — начале 90 годов прошлого века, наполняло Окуджаву тревожными ощущениями.

Я не пророк и не провидец,
и не ропщу, и не борюсь.
Я просто бедный очевидец
событий, в коих сам варюсь.

Но, не подверженный гордыне
и обращенный к небесам,
я ноги в кровь собью в пустыне
и расскажу, что видел сам.

1993

Диссонансом тому тридцатилетнему восторженному, который в 1956 году вступит в партию, прозвучат стихи, написанные Окуджавой в 1991 году:

Ребята, нас вновь обманули,
опять не туда завели.
Мы только всей грудью вздохнули,
да выдохнуть вновь не смогли.

Мы только всей грудью вздохнули
и по сердцу выбрали путь,
и спины едва разогнули,
да надо их снова согнуть.

Ребята, нас предали снова,
и дело как будто к зиме,
и правды короткое слово
летает, как голубь во тьме.
1991

Диссонанс этот вовсе не был неожиданным. Пришло иное время, время МУДРОСТИ, время, когда человек всё знает…
«Многие знания — к многим печалям», говорили древние мудрецы. В тональности стихов Булата Окуджавы времени мудрости не осталось и следа от романтики, восторженности. РАЗОЧАРОВАНИЕ…

Я живу в ожидании краха,
унижений и новых утрат.
Я, рожденный в империи страха,
даже празднествам светлым не рад.

Все кончается на полуслове
раз, наверное, сорок на дню…
Я, рожденный в империи крови,
и своей-то уже не ценю.

1979

Не было ещё ни первой, ни второй чеченских войн, не было ещё Норд-Оста, не было грузинской войны, не было ни первой, ни второй войн с Украиной…
Но как же провидчески звучат сегодня слова, сказанные Окуджавой в 1993 году…

Вы говорите про Ливан…
Да что уж тот Ливан, ей-Богу!
Не дал бы Бог, чтобы Иван
на танке проторил дорогу.

Когда на танке он придет,
кто знает, что ему приспичит,
куда он дула наведет
и словно сдуру что накличет.

Когда бы странником -— пустяк,
что за вопрос -— когда б с любовью,
пусть за деньгой -— уж лучше так,
а не с буденными и с кровью.

Тем более что в сих местах
с глухих столетий и поныне —
и мирный пламень на крестах,
и звон малиновый в пустыне.

Тем более что на Святой Земле
всегда пребудут с вами
и Мандельштам, и Лев Толстой,
и Александр Сергеич сами.

1993

— Булат Шалвович, что кажется вам самой страшной бедой нашей страны? — спросил у поэта в 1992 году журнал «Столица».
Ответил он так:
— То, что мы строили противоестественное, противоречащее всем законам природы и истории общество, и сами того не понимали. Более того, до сих пор по-настоящему степень этой беды мы не осознали… Мы по-прежнему не умеем уважать человеческую личность, не умеем видеть в ней высшую ценность жизни, и пока всё это не будет у нас в крови, ничего не изменится, психология большевизма будет и дальше губить нас и наших детей. К сожалению, она слишком сильна и разрушительна, и необыкновенно живуча…

Нашему дикому обществу нужен тиран во главе?
Чем соблазнить обывателя? Тайна в его голове,
в этом сосуде, в извилинах, в недрах его вещества.
Скрыт за улыбкой умильною злобный портрет большинства.

К цели заветной и праведной узкая вьется тропа.
Общество, мир, население, публика, масса, толпа,
как они сосредоточенно (оторопь даже берет)
движутся, верят… и все-таки это еще не народ.

Не обольститься б истерикой, не доверять никому,
тем, что клянутся расхристанно в верной любови к нему.
Эта промашка нелепая может возникнуть в толпе.
Видел все это воочию. Знаю про то по себе.

1991

Хрипят призывом к схватке глотки,
могилам братским нет числа,
и вздернутые подбородки,
и меч в руке, и жажда зла.

Победных лозунгов круженье,
самодовольством застлан свет…
А может, надобно крушенье,
что не стошнило от побед?

Нам нужен шок, простой и верный,
удар по темечку лихой.
Иначе — запах ада скверный
плывет над нашей головой.

1991

Мне русские милы из давней прозы
И в пушкинских стихах.
Мне по сердцу их лень, и смех, и слезы,
И горечь на устах.

Когда они сидят на кухне старой
Во власти странных дум,
Их горький рок, подзвученный гитарой,
Насмешлив и угрюм.

Когда толпа внизу кричит и стонет,
Что — гордый ум и честь?
Их мало так, что ничего не стоит
По пальцам перечесть.

Мне по сердцу их вера и терпенье,
Неверие и раж…
Кто знал, что будет страшным пробужденье
И за окном пейзаж?

Что ж, век иной. Развеяны все мифы.
Повержены умы.
Куда ни посмотреть — все «скифы, скифы, скифы…
Их тьмы, и тьмы, и тьмы».

И с грустью озираю землю эту,
Где злоба и пальба,
И кажется, что русских больше нету,
а вместо них — толпа.
1995 г.

«Мы семьдесят лет деградировали, дичали. Знаете, есть замечательный пример из Библии. Когда Моисей уводил евреев из египетского плена, он вёл их сорок лет вместо пяти дней, чтобы вымерло поколение, которое было рабами, и чтобы появились люди, свободные от чувства рабства. А мы — не просто рабы, которые страдают от тягот, мы — профессиональные рабы, которые гордятся своим рабством…»
(Из интервью в Донецке, февраль 1991.)

Ничего, что поздняя поверка.
Все, что заработал, то твое.
Жалко лишь, что родина померкла,
что бы там ни пели про нее.

1996

Вскоре после смерти Булата Окуджавы написаны были мною эти слова:

Политики не умирают.
Политики тихонько доживают
До пенсий, до высоких льгот.
И смачно прожирают гонорары,
Заплаченные им за мемуары,
В которых правды — ни на «иот».
И только лишь одни поэты,
Которых называли совестью планеты,
Уходят сердце надорвав, не досказав,
«Высоких дум стремительных и чистых,
Которыми пытались одарить
лжецов неверующих и речистых».*

* из стихотворения Ольги Берггольц «Сегодня вновь растрачено души…»

В пору мудрости всё чаще приходят воспоминания. И в возрасте уже за 60, в который раз вспомнится война. Только вспоминалась она по иному, чем в далёкие прежние годы.
И в конце стихотворения вновь философские раздумья, мудрость напоминает о себе.
Булат Окуджава. ***

От войны войны не ищут.
У войны слепой расчет:
там чужие пули рыщут,
там родная кровь течет.
Пулька в золотой сорочке
со свинцовым животом…
Нет на свете злей примочки,
да кого спросить о том?
Всем даруется победа,
не взаправду -— так в душе.
Каждый смотрит на соседа,
а соседа нет уже.
Нас ведь создал бог для счастья
каждого в своем краю.
Отчего ж глухие страсти
злобно сводят нас в бою?
Вот и прерван век недолгий,
и летят со всех сторон
письма, словно треуголки
Бонапартовых времен.
1988

Не было ещё ни первой, ни второй чеченских войн, не было ещё Норд-Оста, не было грузинской войны, не было ни первой, ни второй войн с Украиной…
Но как же провидчески звучат сегодня слова, сказанные Окуджавой…

В 21 веке творчество Булата Окуджавы будет переосмыслено «благодарными потомками» в соответствии с веяниями нового времени. И … грязный плевок на могилу Поэта…
.
«Старый Окурок. Начало
Булат Окуджава как религиозное явление времён развитого социализма.

На Подступах К Теме

Прежде всего следует пояснить, хотя бы и лично для себя, зачем я вообще взялся написать об Окуджаве.
После физической смерти Окуджавы его творчество оказалось немедленно заброшено. Поскольку яркой личностью Окуджава никогда не обладал, о нем самом вспоминают с трудом, исключительно по официальному принуждению годовщин. Песен его больше не знают, а прозу, кажется, не знали никогда. Несколько вокальных иллюстраций, сделанных на заказ для кино, может быть, всё ещё на слуху, но они существуют на анонимном положении музыкальной дорожки к видеоклипу, и явно недостаточны чтобы спровоцировать полноценный очерк о творчестве.
Казённые попытки увековечивания завершились памятником, поставленном на Арбате. Сутулая, низенькая фигура в приспущенных штанах и кривеньком пиджаке. Москвичи уверены, что это абстрактный фольклорный персонаж. Монументальное обобщение мелкой арбатской шпаны, бичей и местных розничных торговцев сувенирами, в которых некоторые предриимчивые бичи мутировали. Одно время именно продажа сувениров и составляла главную славу здешних мест.
Словом, на первый взгляд, да и на второй тоже, никаких объективных причин ворошить старое у меня не было.
Окуджава прочно забыт; и так и надо. ВремЯнное явление, исчерпанное прижизненной активностью; больше он никому не нужен.»
Окуджава Булат Шалвович

Print Friendly, PDF & Email

12 комментариев для “Яков Каунатор: Окуджава

  1. Один раз, совершенно случайно, мне довелось видеть Булата Шалвовича в живую. Это было в Болгарии, на Золотых песках, где — то в начале октября 1981 года. Год был особый: роскошные отели черноморского побережья Болгарии пустовали — традиционный туристический контингент из Западной Европы отсутствовал из-за санкций, наложенных на страны Варшавского договора после советского вторжения в Афганистан, преобладали туристы из СССР и, особенно, из Польши (поляки жадно набрасывались на еду — дома у них наступила полная разруха, годы Ярузельского и бунта «Солидарности»). Но, как водится по жизни, нет худа без добра — в обычные годы в разгар бархатного сезона советскую туристическую публику распихивали по захудалым гостиницам — клоповникам, а в этот раз нашей группе подфартило и мы разместились в роскошном отеле «Интернациональ». И там же в эти дни отдыхала группа литературной богемы из Москвы, человек двадцать, все с громкими именами. За давностью времен сегодня лица знаменитостей проступают бледными пятнами, как на не до конца проявленной фотографии. И только одно лицо (и знаменитый кожаный пиджак) вижу резко. Особенно глаза с выражением какой — то трагической подавленности. Не берусь домысливать, но навсегда осталось ощущение, что вся группа реально присутствует то ли в ресторане, то ли в кинотеатре, а Булат Шалвович тоже ка бы физически здесь, но внутренне отсутствует.

  2. Песня старая, а как «про сейчас»…
    Иду себе, играю автоматом, — Как просто быть солдатом, солдатом!
    А если что не так — не наше дело: — Как говорится, родина велела!
    Как славно быть ни в чем не виноватым, — Совсем простым солдатом, солдатом.

    Булат Окуджава — Песенка Веселого Солдата. 1960—1961
    http://www.youtube.com/watch?v=F9C46lVnFIM

  3. P.S.
    https://blogs.7iskusstv.com/?p=57364
    «Победных лозунгов круженье..»
    Б. Ш. Окуджава, из малоизвестного.
    Автор: Александр Б… 30 января 2017 1 858 total views.
    Эта заметка является набором цитат из Б.Окуджавы и интернета.
    Исключений, не существенных для читателя, не много.
    Старался не мешать цитатам поэта и В. Белинского…
    ***
    «Я и раньше знал, что общество наше деградировало, но что до такой степени – не предполагал. Есть отдельные достойные сохранившиеся люди, но что они на громадную толпу?.. Не хочется ни торопиться, ни участвовать в различных процессах, происходящих в обществе. Хочется тихо, молча, смакуя, не озираясь, не надеясь, не рассчитывая…» (Это – из его письма осени 1989 года.)
    ***
    Стихотворение, первая строфа которого появилась в «Вечерней Москве»
    4- го февраля 1991 г.
    ***
    Ребята, нас вновь обманули,
    Опять не туда завели.
    Мы только всей грудью вздохнули,
    Да выдохнуть вновь не смогли…
    ***
    «Булат Шалвович, что кажется вам самой страшной бедой нашей страны?» – спросил у поэта в 1992 году журнал «Столица».
    Ответил он (Б.О.) так:
    – То, что мы строили противоестественное, противоречащее всем законам природы и истории общество и сами того не понимали. Более того, до сих пор по-настоящему степень этой беды мы не осознали…
    Мы по-прежнему не умеем уважать человеческую личность, не умеем видеть в ней высшую ценность жизни, и пока всё это не будет у нас в крови, ничего не изменится, психология большевизма будет и дальше губить нас и наших детей. К сожалению, она слишком сильна и разрушительна, и необыкновенно живуча…
    ***
    Нашему дикому обществу нужен тиран во главе?
    Чем соблазнить обывателя? Тайна в его голове,
    В этом сосуде, в извилинах, в недрах его вещества.
    Скрыт за улыбкой умильною злобный портрет большинства…
    ***
    Хрипят призывом к схватке глотки,
    Могилам братским нет числа,
    И вздёрнутые подбородки,
    И меч в руке, и жажда зла.

    Победных лозунгов круженье,
    Самодовольством застлан свет…
    А может, надобно крушенье
    Что б не стошнило от побед?…
    ———————————
    Один комментарий к “«Победных лозунгов круженье..» Б. Ш. Окуджава, из малоизвестного.” Александр Биргер: 30 января 2017 в 18:29
    «Мы семьдесят лет деградировали, дичали. Знаете, есть замечательный пример из Библии. Когда Моисей уводил евреев из египетского плена, он вёл их сорок лет вместо пяти дней, чтобы вымерло поколение, которое было рабами, и чтобы появились люди, свободные от чувства рабства.
    А мы – не просто рабы, которые страдают от тягот, мы — профессиональные рабы, которые гордятся своим рабством…»
    (Из интервью Б.Ш.Окуджавы в Донецке, февраль 1991.)
    ***
    Ничего, что поздняя поверка.
    Всё, что заработал, то твоё.
    Жалко лишь, что родина померкла,
    Что бы там ни пели про неё.
    ***
    Дойдя до края озверения,
    В минутной вспышке озарения,
    Последний шанс у населения –
    Спастись путём переселения.
    __________
    p.p. s.
    В.Ф. и другим защитникам и полу-защитникам русского языка
    прошу в строфе, начинающейся словами —
    «Не от гриппа или умопомрачения»
    не «исправлять» «НЕ» на хлипковатое «НИ».
    Исправить не удастся, а с Автором стихотворения спорить поздно.
    . . Не глядя и не смотря на заглавие, добавлю несколько строчек другого любимого Автора, которого тоже давно нет:
    Давид Самойлов
    * * *
    О Господи, конечно, все мы грешны,
    Живём, мельчась и мельтеша.
    Но жаль, что, словно косточка в черешне,
    Затвердевает камешком душа…

    1. Сколько же параллелей и меридианов разделяют нас… Но ведь есть то, что нас объединяет.
      Ведь мы одной крови. Мы из одного созвучия. И это радует.

    2. Стихи великих поэтов очень часто оборачиваются этакими пророчествами.
      Дело в том, что они (великие поэты) описывают то, что происходило и/или происходит вокруг них в виде наборов вымышленных образов и связанных с ними эмоций.
      Сразу и не поймёшь — о чём это поэт, но ситуации со временем имеют обыкновение в той или иной степени повторяться и тогда написанное давным-давно выглядит пророчеством, а сам поэт возводится в пророки, как, например, Блок, Высоцкий и Окуджава.

      Это я, как «недопризнанный пророк местного разлива» заявляю 🙂

      Например, «Вселенский опыт говорит…» Булата Окуджавы:

      Вселенский опыт говорит,
      что погибают царства
      не оттого, что тяжек быт
      или страшны мытарства.
      А погибают оттого
      (и тем больней, чем дольше),
      что люди царства своего
      не уважают больше.

      1968

      Я считаю этот стих поистине пророческим.
      Я заметил, что на хорошие стихи мне почти всегда хочется написать пародию или подражание, возможно по принципу «знай моё ослиное копыто» или «куда конь с копытом — туда и рак с клешнёй» — ниже моя пародия/подражание на это стихотворение для современной России:

      Советский опыт говорит:
      Не гибнет Государство
      Из-за того, что Дом горит
      Или врагов коварства,
      А погибает оттого,
      Что жить не в силах дольше
      Тогда, когда Народ его
      Не уважает больше…

      Апрель 2019

    3. Прочитал Ваш блог об Окуджаве и повторюсь: искренне рад, у нас с Вами много точек соприкосновения.
      И ещё: мы с Вами напились из одного источника)))
      О предыстории моего очерка я написал в первой его части. Мне из Израиля прислали «Гениальные пророчества Окуджавы», они и подтолкнули меня к написанию очерка.
      Окуджава объединяет людей, в нём есть одна черта человеческого характера, к которой применимы слова Некрасова:»Но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет…»
      Впору создавать наподобие сообщества одесситов, сообщество друзей Окуджавы. О нескольких из них — в этом видео: https://www.youtube.com/watch?v=aS0VnRJy4I8&t=3s

  4. /Сутулая, низенькая фигура в приспущенных штанах и кривеньком пиджаке./
    =======
    Низенькая, приспущенные, кривенький…
    Какая низенькая? Невысоким был сам Окуджава, а скульптура – почти два с половиной метра высотой. Его знаменитый кожаный пиджак и непонятно, где и на ком автор увидел приспущенные бронзовые штаны?
    Фото здесь
    https://club.berkovich-zametki.com/?p=52508
    В Москве, кстати, Окуджаве установлены два памятника, второй в Тёплом Стане.

    1. Видите ли, дело не в словах, не в буквах…
      Дело в отношении к Окуджаве в 21 веке. Доживи он до сегодняших дней, обязательно оказался бы в «иноагентах»… Почему? Потому что обладал честью, совестью и чувством собственного достоинства.

    2. «Москвичи уверены, что это абстрактный фольклорный персонаж. Монументальное обобщение мелкой арбатской шпаны, бичей и местных розничных торговцев сувенирами, в которых некоторые предриимчивые бичи мутировали. Одно время именно продажа сувениров и составляла главную славу здешних мест.
      Словом, на первый взгляд, да и на второй тоже, никаких объективных причин ворошить старое у меня не было.
      Окуджава прочно забыт; и так и надо. ВремЯнное явление, исчерпанное прижизненной активностью; больше он никому не нужен.»
      ============================================
      — Taк таки НИкому? И даже — Якову К.?
      — Шутить изволите, господин хороший.

  5. Все так. Кроме памятника и отношения с властями. Было зыбкое время, когда Попов и Лужков заигрывали с творческой интеллигенцией, клявшей коммунизм, принимая за нее Церетели и прочих. Тогда и появились памятники Мандельштаму, Бродскому, Окуджаве. Из них своим москвичи признали памятник Булату — он выходит как бы из подворотни, из своего воспетого двора. Я работал в «Совершенно секретно» рядом и было забавно видеть, как туристы — явно не москвичи! — фотографировались с пластиковой коровой у дверей забегаловки, а Булат оставался вне их интересов. Франгулян сделал хороший памятник, Окуджава не нуждается в пьедесталах и полуритуальных позах, он привык разговаривать с веком на равным, с любым веком, с теми его жителями, которые этого достойны. А мне он раньше таким и запомнился в «кулуарах коридоров», на улице я его не встречал. После операции, с черными кругами под глазами, как бы колеблемый ветром неотсюда, он все равно был несокрушимым мудрым поэтом — выглядел самим собой.

  6. Спасибо, Яков, что вспомнили. Для меня гений Окуджавы перекочевал, как и Высоцкий, в 21 век и, уверен, дотянется до 22-го

  7. P.S.
    — Оттуда, из века 20 нам, перешагнувшим в век 21,доносятся его провидческие строки, которые стали так своевременными и современными сегодня:

    Осудите сначала себя самого,
    Научитесь искусству такому,
    А уж после судите врага своего
    И соседа по шару земному.

    Научитесь сначала себе самому
    Не прощать ни единой промашки,
    А уж после кричите врагу своему,
    Что он враг и грехи его тяжки.

    Очень актуальный стих «Ах ты шарик голубой» Булат Окуджава Читает Леонид Юдин — YouTube

    — Оттуда, из века 20 обращается Поэт к тем, кто плюнул на его могилу в век 21:

    Чувство собственного достоинства— вот загадочный инструмент:
    созидается он столетьями, а утрачивается в момент
    под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,
    иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

    Было в Поэте одно качество, возможно, не столь приметное, но иногда это качество прорывалось в его стихах. Сопеживаниe, сопричастность, ответственность за деяния своей страны…

    Под крики толпы угрожающей,
    хрипящей и стонущей вслед,
    последний еврей уезжающий
    погасит на станции свет.

    Потоки проклятий и ругани
    худою рукою стряхнет,
    и медленно профиль испуганный
    за темным стеклом проплывет.

    Как будто из недр человечества
    глядит на минувшее он…
    И катится мимо отечества
    последний зеленый вагон.

    Весь мир, наши судьбы тасующий,
    гудит средь лесов и морей…
    Еврей, о России тоскующий,
    на совести горькой моей.

    1989

    ЭПИЛОГ
    Да, старость. Да, финал. И что винить года?
    Как это всё сошлось, устроилось, совпало!
    Мне повезло, что жизнь померкла лишь тогда,
    когда мое перо усердствовать устало!

    Оно как добрый знак — на краешке стола
    лежит перед листом, разглаженным и новым.
    Не время их свело, а жажда их свела,
    не блажь и не каприз, а восхищенье словом.

    Отгородись на век от праздничных сует,
    лишь букву и мотив приемлют, словно братья…
    Знать, есть особый смысл и вдохновенный свет
    и в высшей их вражде, и в их рукопожатье.

Добавить комментарий для Леонид Лазарь Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.