Ирина Меахатулина: КОРЕНЬ «КМР», — ХОМЕР, КАМЕРА, ХМУРЫЙ

Loading

-«ХОМЕР», — ХОМЕР (и. — материя, вещество, глина), ХАМРАНУТ (и. -материализм), -?-ХАМИР (тадж.-тесто), ХЕМАР (и. -асфальт), ХЭМЭР (и. -вино), ХАМРАН (и. -алюминий), -ХОМЕР, -библ.— «ГОМЕР» (мера объёма ,-около полкубометра), -?— ГОМАРИ (г. -тяжесть, ноша), -?-ГОМЕР (г.-залог), ХАМУР (и. -тяжёлый, плотный , хуже, тяжелее), ХУМРА (и. -строгость), МАХМИР (и.-строгий), — «АХМАРАТ МАЦАВ» (и.мед. — «ухудшение состояния»)

КОРЕНЬ «КМР», — ХОМЕР, КАМЕРА, ХМУРЫЙ

 Ирина Меахатулина

Мрачный и тяжёлый корень, связанный с плотной материей, камнем.

 -?-«ХОМЕР», — ХОМЕР (и. — материя, вещество, глина), ХАМРАНУТ (и. -материализм), -?-ХАМИР (тадж.-тесто), ХЕМАР (и. -асфальт), ХЭМЭР (и. -вино), ХАМРАН (и. -алюминий), -ХОМЕР, -библ.— «ГОМЕР» (мера объёма ,-около полкубометра), -?— ГОМАРИ (г. -тяжесть, ноша), -?-ГОМЕР (г.-залог), ХАМУР (и. -тяжёлый, плотный , хуже, тяжелее), ХУМРА (и. -строгость), МАХМИР (и.-строгий), — «АХМАРАТ МАЦАВ» (и.мед. — «ухудшение состояния»)

-?-КУМРА, КАМАР (др.семит.ар.-и. -жрец), -КОМЕР (и.-священник), -!— КУМИР, — КУМРАН (секта «кумранитов»), -?— ГИМИРИ (осет. -великан),

-?— ХАМОР (и. -осёл, — тупой, глупый), — ХАМОРЕТ (и. -караван ослов), ХИМЕР (и. — погонял осла), ХИМАР (ар. -осёл), ВЭ-ИФТАХ ЭЛОКИМ ЭТ ПИ А-ХАМОР («И разверз Бог пасть ослу», — шутка), ХАММАР («погонщик ослов», -одно из имён Бога в каббале! -через глупость движение вперёд! -Сурово, однако! — У христиан, особенно у Матфея, — боженька добр, -он — «Добрый пастырь овец»),

-?-ХИМЕРА (г.— молодая коза, огнедышащее чудовище -«коза-лев-змея», несбыточная мечта),

 -?-ХАМАР (др.сканд. -камень, скала), — ХЭММЕРИНГ, ХЭММЭРН (а.-н. -стучать, чеканка) -!— ХЭММЕР, ХАММЕР, ХАММАРЕ (а.-н.гол.норв.д.-шв.— молоток), ХАММЕР-ВЕРК-ШТАТТ (н.— кузнечный цех), — ГАМАРНЯ (у.-кузня), —ГАМАРНИК (у. -кузнец) — ТЕМРА (др.н.-камень), — ЦИМБАР, ТИМБЕР (ст.н.-а. -древесина, строевой лес),— ТИММЕР,ТИММЕРМАН (гол.норв.шв.— лес, столяр), — ТОММЕР, ТОМРЕР (д.— доски, плотник), — ЦИММЕР, ЦИММЕРМАН (н.— дерев. домик, комната, столяр),-ЦИММЕРМАДХЕН (н. -горничная)—

 ХЕЙМЕРОЙ (г. -зимний, тёмный), -? —КИММЕРИЯ (г. -Чёрное море), —киммерийцы (др. народ), -?— ХИБЕРНУС (л.-зимний), -(Х)ИВЕР, ИВЬЕР, ИНВЬЕРНО, ИНВЕРНО (ф.валлон.исп.ит. -зима), КАМАР (финикийский город, -«Тёмный»), -?— КЕМЕР (т. -гора, утёс, уголь), —КЕМЕРОВО, КИММЕРИУС (л.— мрачный, тёмный, подземный, мифический народ из страны вечного мрака), КУММЕР (н. -горе, печаль), -КУММЕРЛИХ (н. -жалкий)

— ЧЕМЕР, ЧМУР (р.диал. — тёмный, горечь, обман, самогон), ЧМИР (у.-болото), ЧМЫРЬ (грязный), ЧМОРИТЬ (издеваться), ЧОМОР (фин. -чёрт), —ЧЕМЕРИЦА (ядовитое и лечебное растение), —

 -?— ХМУРА, ХМАРА (п.-у.бел.— туча), — ХМАРОЧОС, «ДРАПАЧ ХМУР» (у.бел.— п.— небоскрёб), ХМУРА (ч.-мрак, уныние), —ХМАРЬ, хмурый, — нахмуриться, ХМЫРЬ (р.— мрачный, неприятный), -?— ГМЫРЯ (р.диал.-ворчун), -ГЕМЕРЯ (р.диал.-сумерки), — СМУРЫЙ, -смурной, -пасмурный,

 -?-ГАМАР (и. -кончил), -?— ЦАМЭРЭТ (и. -верхушка, макушка),

 -?— КАМАР (и. -строил свод из камня, арку), — КАМУР (и. — своды из камня), КАМАР (арм. -арка), КАМАРА, КАМЕРО (г. — арка, свод, комната, — строю свод), КРЕВАТО-КАМАРА (г. — спальня), КАМОРА (др.р.— палата, комната), —КАМОРКА (комнатка), КОМАРЫ-, ЗАКОМАРЫ (др.р. -своды), ВЫКОМАРИВАТЬ (др.р. — строить своды, — р.— вытворять), ЗАКАМАРОК (у.-конура), КОМОРА (п.у.-кладовая), КОМИРКА, КОМОРКА (у.п. -ячейка), КАМАРА, КАМАРОТЕ (исп.-комната,-кабина, каюта), —КАМРАД (исп.ф.гол.н.а.— товарищ по комнате), КАМЕРА (ит.-р. -помещение, ёмкость, оболочка, велосипедная-, фото-, тюремная-), КАМЕР (н.гол. -комната), —КАМЕРДИНЕР (комнатный слуга), КАМЕРГЕР (комнатный дворянин), —КАМЕР-ЮНКЕР («комнатный юный дворянин», -младший придворный чин), КАМЕРМАНН (н. -кинооператор), — КАМЕР-ФРАУ (н.-служанка), КАМЕРТОН (комнатный тон), КАМАРИСТА, КАМЕРИСТКА (исп.-р. — горничная), КАМАРИЛЬЯ (исп. — придворные), КАМАРЕРО, КАМЕРЬЕРЕ (исп. ит. -официант), КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР (небольшой)

«ШМБР-ЧМБР-КАБР», — ШАМБР(Е) (ф. -комната, номер), -«ФАМ ДЁ ШАМБР» (ф. — горничная), ШАМБРЕТТ(Е) (ф. -комнатка), -ШАМБРЕ(Р) (ф. -держать взаперти), ЧЕМБЭ(Р) (а.-комната, камера), —ЧЕМБЕРЛЕН (а.-камердинер), -ЧЕМБЕРПОТ (а.-ночной горшок), -?— КАБАРЕ (небольшой ресторан с эстрадой),

-?-КАМАРОС, КАМАРУС (г.л. — изогнутый, — рак, омар), -ф.-(Х)ОМАР, -р.-ОМАР, КАМАРАО (порт.-рак), —КАМЕРУН (креветки), -? КАМКАРА (бен.-краб), -?-КАМАР (ар.-луна, -изогнутая?), —КАМОРСКИЕ О-ВА («острова луны»), -?-РИКАМАРЕ (ит.-вышивать), -?— РАКАМ, -РИКМА (и. — вышивал, -вышивка), -?-КУМУРА, КУМЫРА (кирг.-каз. — кувшин),

Print Friendly, PDF & Email

10 комментариев для “Ирина Меахатулина: КОРЕНЬ «КМР», — ХОМЕР, КАМЕРА, ХМУРЫЙ

  1. Какая-то нарисовалась гадина — богиня Палес («небо»?, -слово «палатальность»)
    ————————-
    Бог Палес — Небо, Богиня Кибела — Земля. День Палеса, 21 апреля. В этот — праздновался Праздник Города (Рима), день якобы основания Рима. Богиня Кибела тоже имела отношение к городскому строительству, изображалась в короне с башнями и городскими стенами. У обеих или обоих храмы были на Палатинском холме. (Отсюда и “палаты”, как городские строения). Связь с поль (город) определенно просматривается.

  2. Отвечаю Инне. Этот корень очень спорный. Поэтому там всюду стоят знаки вопроса. Но в принципе я уже собрала по корням достаточно слов (до 200.000) чтобы сказать, что шутки тут неуместны. Все индоевропейские слова (в том числе многие слова из иврита) происходят от нескольких сотен корней (у меня их около 800) . Написание и призношение всегда меняется при переходе из языка в язык. А смыслы СЛОВ вообще скачут, как блохи ВСЕГДА. Нет НИ ОДНОГО корня, чтобы этого не было. Например (вот сейчас редактировала, -никаких знаков вопроса вообще там нет совсем). — ПОЛИНОМ, ПОЛИГЛОТ, ПОЛИГОН, ПОЛИМЕРЫ, ПОЛИГРАФИЯ, ПОЛИКРАТ, ПОЛИКСЕНА, ПОЛИКАРП, ПОЛИПЫ, ПОЛИКЛИНИКА, АКРОПОЛЬ, НЕКРОПОЛЬ, ПРОПОЛИС, ПОЛИЦИЯ, ПОЛИТИКА, МЕТРОПОЛИЯ, — МЕТРО, МИТРОПОЛИТ, СТАМБУЛ ( -Истинполи, -Константинополь), ПОЛИНЕЗИЯ, ТРИПОЛИ, НЕАПОЛЬ, «ПОЛ ПОТ» (ПОЛитический ПОТенциал), ПАНИКАДИЛО (поликандилон). Это всё от от одного греческого корня «ПОЛИ» -много.

    1. Ирина Меахатулина:
      27.04.2023 в 21:49
      Например (вот сейчас редактировала, -никаких знаков вопроса вообще там нет совсем). — ПОЛИНОМ, ПОЛИГЛОТ, ПОЛИГОН, ПОЛИМЕРЫ, ПОЛИГРАФИЯ, ПОЛИКРАТ, ПОЛИКСЕНА, ПОЛИКАРП, ПОЛИПЫ, ПОЛИКЛИНИКА, АКРОПОЛЬ, НЕКРОПОЛЬ, ПРОПОЛИС, ПОЛИЦИЯ, ПОЛИТИКА, МЕТРОПОЛИЯ, — МЕТРО, МИТРОПОЛИТ, СТАМБУЛ ( -Истинполи, -Константинополь), ПОЛИНЕЗИЯ, ТРИПОЛИ, НЕАПОЛЬ, «ПОЛ ПОТ» (ПОЛитический ПОТенциал), ПАНИКАДИЛО (поликандилон). Это всё от от одного греческого корня «ПОЛИ» -много.
      ________________________________________
      Спасибо вам , Ирина, за ответ, который, правда, только еще больше прибавил вопросов. Простите меня, но я не поняла, во-первых, почему вы приводите сложные слова(т.е. слова от двух разных корней), а пишете, что все это «от одного греческого корня «ПОЛИ» -много). Неаполь-новый город, Севастополь – освященный город, Акрополь – верхний город. Никак тут поли — в значении «много» не проглядывает.
      Не значит ли это, что поли- и полис – это одинаковые слова. Т.е. полис(город) происходит от слова поли-много. Или наоборот. Но «полис»- от индоевроп. слова, означающего «огороженное место», если верить Вики. В общем, «кто на ком стоял»?
      Как разрешить эти все противоречия?

      1. Шабат шалом, Инна! Вы всегда задаёте очень серьёзные вопросы. Спасибо! Если я, например, напишу, что «столовая» от слова «стул», это будет грубая ошибка. (Хотя, если призадуматься, слова «стол» и «стул» близки.) Но к словам, лежащим тысячи лет в фундаменте множества слов, лучше относиться проще, чтобы дома, в которых мы живём, не рассыпались в прах. Так и делали всегда разумные люди. Много раз писалось прежде, что «полис» -город» и «полис» -«много» — один корень. Так думали всегда и сами греки. Теперь выясняется, что было какое-то слово «тполх» -укрепление, забор. Значит «полис» надо переложить к многочисленным «палкам» («палациум»-дворец). Но там происходит то же самое! Какая-то нарисовалась гадина — богиня Палес («небо»?, -слово «палатальность») и собирается выбросить все «палки, балки, балясы, балюстрады, пилоны, пилоры, пилястры, пропилеи, полюса, палисадники» и т.п. -Если я буду относиться к этому слишком серьёзно, без упрощений, я никогда не смогу сделать удобный и прозрачный, как стёклышко, словарь. А это — самое важное. Если вы будете читать учёных этимологов, вроде Фасмера, у вас никогда в голове порядка не будет. А будет всё очень скучно, грустно и непонятно, как будто роетесь в куче мусора. -Что Вы выбираете? Ирина

        1. Много раз писалось прежде, что «полис» -город» и «полис» -«много» — один корень. Так думали всегда и сами греки. Теперь выясняется, что было какое-то слово «тполх» -укрепление, забор. Значит «полис» надо переложить к многочисленным «палкам» («палациум»-дворец). Но там происходит то же самое! Какая-то нарисовалась гадина — богиня Палес («небо»?, -слово «палатальность») и собирается выбросить все «палки, балки, балясы, балюстрады, пилоны, пилоры, пилястры, пропилеи, полюса, палисадники» и т.п.
          ___________________________________
          Это уже интересней читается. Такие вдруг глубины открываются. По-моему , так и надо писать, уважаемый автор.

  3. Теперь, когда Иосиф Гальперин так складно и просто все объяснил, жить и понимать все вокруг стало гораздо легче! “Не так много сочетаний звуков на кончике» человеческого языка , … они могут без всякой связи повторяться в разных языках, (а могут и не захотеть!) … да и смыслов, способных быть озвученными в корнях языка, тоже мало в неразвитых обществах… — Это и ежу понятно! Сколько там смыслов-то было — на пальцах пересчитать! А дальше уже “гнездовое сознание” взялось за дело…И натюкало нам языков!

  4. А жара в Израиле нарастает, хе-хе. Так что, в июне-июле-августе нам, еще, и не такие корни предъявят!

  5. Уже трудно читать иврит, записанный русскими буквами. Транслитерация (да еще с жестким руским «г») всегда идет вместе с ивритской записью.

  6. Мрачный и тяжёлый корень, связанный с плотной материей, камнем.
    __________________________________
    Да, так и есть, судя по словарному составу. Только странно, что в этот состав попала ГЛИНА(хомер). Ведь во всех мифах всех народов, на всех континентах, в Старом и Новом Свете глина – тот материал, из которого был создан человек, т.е. глина живая. «А ныне, Господи, — отец наш Ты, мы глина, а Ты – гончар наш ,» (Иов, 64, 7). Что же тут «мрачного», «тяжелого»? Правда, тут глина – метафора, но это дела не меняет. Какое у вас мнение, Ирина?

  7. Если поискать, то можно найти статью Максимилиана Волошина о Крыме, кажется 1922-23 годов, где он пишет о корнях КРМ — Крым, Кремль, крыша… И вообще, не так много сочетаний звуков «на кончике» человеческого языка , поэтому они могут без всякой связи повторяться в разных языках, да и смыслов, способных быть озвученными в корнях языка, тоже мало в неразвитых обществах, откуда родом все языки. А дальше, по мере развития, гнездовое сознание разносит эти корни по новым понятиям. Кроме того, произношение этих звуков резко отличается от написания — мы можем знать по близким языкам и их диалектам. Это не значит, что я отрицаю поиск автора, он дает богатые ассоциации для поэзии, например…

Добавить комментарий для Инна Беленькая Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.