Арье Барац: СОВЕРШЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Loading

Отмечая особую приверженность ессейской общины терапевтов числу пятьдесят, Филон Александрийский пишет: «Они собираются каждые семь недель, поклоняясь не только простому числу семь, но и его квадрату, ибо почитают его святым и вечно девственным. Это канун самого большого праздника, который приходится на пятидесятый день — самое святое и наиболее соответствующее природе число. Оно составлено из суммы квадратов сторон прямоугольного треугольника, который служит началом происхождения бытия».

СОВЕРШЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Арье Барац

В недельной главе «Эмор» в ряду прочих законов связанных со священниками, высказывается требование их телесного совершенства:

«И сказал Господь Моше, говоря: Говори Аарону следующее: никто из семени твоего в роды их, у которого будет увечье, не должен подходить, чтобы приносить хлеб Бога своего. Никто, у кого увечье, да не подойдет: ни слепой, ни хромой, ни плосконосый, ни уродливый, ни человек, у которого перелом ноги или перелом руки; Или горбатый, или худой, или с бельмом на глазу, или с коростой, или паршивый, или с поврежденными ятрами. Ни один человек из рода Аарона, священника, у которого увечье, не должен подходить, чтобы приносить жертвы Господни: он увечен, да не подойдет он поднести хлеб Бога своего». (21:16-23)

Еврейский дух, открывший миру личного Бога и стихию истории, принято противопоставлять духу эллинскому, опиравшемуся на безличный разум и космическую гармонию.

Всем известно, какое значение придавалось телесной красоте древними греками, достигшими несравненных высот в искусстве ваяния и славившихся своей приверженностью спорту. Иудаизм же в первую очередь сфокусирован на красоте духовной.

Если греческая эстетика оставляла глаза вне поля своего внимания, то в еврейском образе красоты все сосредоточено именно в глазах, признаваемых образом Бога.

Так, в Гемаре (Нида 23.б) выясняется вопрос, приобретающий в век генной инженерии действительную актуальность: какой человеческий обрубок, какой человеко-звериный гибрид можно засчитывать образом и подобием Бога? В частности утверждается, что целиком человеческое тело, увенчанное козлиной головой, не является человеком, а козлиное тело, увенчанное человеческой головой, следует признать полноценным человеком. В конечном счете достаточным признается верхняя часть лица, — т.е. минимально обрамленные глаза.

В Зоаре слова Торы, запрещающие увечным священникам служить в Храме, ассоциируются в первую очередь не с телесной гармонией, а с духовным совершенством, с радостью, немыслимой без сияющих глаз:

«Первосвященник должен быть прекрасен лицом, должен пребывать с сияющим лицом, радующемся превыше всех. Он не должен выглядеть печальным или сердящемся, но свидетельствующем о верхнем мире, которому он принадлежит, как сказано: Всевышний — Он удел ваш».

И все же, требование не допускать до служения сыновей Аарона с каким-либо увечьем, подразумевает наличие у них стройного пропорционального тела, т.е. подразумевает требование эллинской эстетики, даже если исходно Тора на ней и не фокусируется.

Но там, где заходит речь о совершенстве человеческого тела, неизбежно вспоминается известная пропорция, в следующих словах отмеченная Леонардо да Винчи:

“Если мы человеческую фигуру — самое совершенное творение Вселенной — перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека к длине от пояса до ступней”.

Речь идет о так называемой «золотой» пропорции — 0.382… (от пояса до макушки) к 0.618… (от пояса до ступней), значительное отклонение от которой невольно выглядит уродством.

Представим себе человека, пупок которого расположен строго посредине между макушкой и пятками. Такой «симметричный» человек будет выглядеть столь коротконогим, что увидеть его прислуживающем в Иерусалимском Храме представляется совершенно невозможным.

Разделить предмет на две неравные части, меньшая из которых так относится к большей, как большая к целому — пришло на ум эллинскому гению. Впервые эта пропорция упоминается Пифагором, и подробно рассматривается в «Началах» Эвклида.

Впрочем, еще раньше золотое сечение использовалось в египетской архитектуре, а много позже — начиная с эпохи Возрождения — его все чаще стали обнаруживать не только у человека, но также и в строении многих других живых существ: у лепестков растений, у улиток, ящериц и пр.

Но, как мы видим, идеалы телесного совершенства отнюдь не чужды также и иудаизму.

Причем, одно важное свидетельство такого отношения присутствует в нашем недельном чтении «Эмор».

Его можно усмотреть в последовательности празднования Песаха и Суккота, или точнее их спутников — Шавуота (Ацерет Песах) и Шмини Ацерет:

«Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в назначенное для них время: В первый месяц, в четырнадцатый день месяца, в сумерки, — пэсах Господу. И в пятнадцатый день сего месяца праздник опресноков Господу…. И отсчитайте себе от второго дня празднования, от дня приношения вами омэра возношения, семь недель; полными да будут они; До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и принесите новое хлебное приношение Господу…

В пятнадцатый день седьмого месяца сего — праздник кущей, семь дней Господу. В первый день — священное собрание: никакой работы не делайте. Семь дней приносите огнепалимую жертву Господу; в день восьмой («Шмини ацерет») священное собрание да будет у вас» (23:5-36)

Если измерить периоды времени между указанными в этом отрывке праздничными датами, то мы обнаружим, что они рассекают лунный год… в «золотой» пропорции.

«Головные» праздники делят годовой круг поровну: от первого дня Песаха до первого дня Суккота проходит 177 дней и столько же от первого дня Суккота до первого дня Песаха.

Между тем привязанный к Суккоту — Шмини Ацерет (день возобновления годового круга чтения Торы — Симхот Тора) и, привязанный к Песаху — Шавуот (день дарования Торы) делят год именно в «золотой» пропорции: стандартный (не високосный) еврейский год (в среднем 354 дня) во столько раз больше периода времени от Симхат Торы до Шавуота (219-221), во сколько период времени от Симхат Торы до Шавуота больше времени от Шавуота до Симхат Торы (134).

Нетрудно заметить, что децентрализация сечения годового круга, обеспечивающая в нашем случае «золотую пропорцию», достигается за счет пятидесятницы («отсчитайте себе от второго дня празднования, семь недель; полными да будут они; до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней»).

Между тем, число 50 также занимает не последнее место в ряду математических артефактов, выделяющихся своим «совершенством».

Отмечая особую приверженность ессейской общины терапевтов числу пятьдесят, Филон Александрийский пишет: «Они собираются каждые семь недель, поклоняясь не только простому числу семь, но и его квадрату, ибо почитают его святым и вечно девственным. Это канун самого большого праздника, который приходится на пятидесятый день — самое святое и наиболее соответствующее природе число. Оно составлено из суммы квадратов сторон прямоугольного треугольника, который служит началом происхождения бытия».

Имеется в виду прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4 и 5, сумма квадратов которых (9 + 16 + 25) тождественна сумме квадратов семи и единицы (49 + 1).

Ессеи (или по некоторым мнениям, саддукеи) пользовались в своем роде идеальным солнечным календарем, насчитывающем 364 дня и разбитым на семь пятидесятниц и две недели, отведенные под Песах и Суккот.

Таким образом, в их «совершенном» календаре праздники всегда выпадали на один и тот же (первый) день недели.

Но как мы видим, при этом приверженцы этого солнечного календаря (описанного в книге Юбилеев, книге Ханоха и ряде кумранских рукописей) проглядели совершенство лунного года, продолжительность которого Создатель установил исходя из пятидесятницы, задающей «золотую» пропорцию.

 

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Арье Барац: СОВЕРШЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

  1. Вообще-то у древних греков тоже было не всё так «телесно»…
    1. Тело атлета;
    2. Ум философа;
    3. Душа поэта;
    Хотя… куда им до евреев — ясен пень, что евреи всегда были духовней этих язычников 🙂

Добавить комментарий для Zvi Ben-Dov Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.