Михаил Ривкин: Недельный раздел Бемидбар

Loading

Итак, смысл переписи в том, что, как и каждый выступающий на войну полководец, Моше должен знать точное число солдат в своей армии, чтобы трезво оценить свою военную силу. Такое объяснение можно подкрепить некоторыми доказательствами из самого текста. Во-первых, речь идёт только о мужчинах, достигших двадцати лет, т.е. военнообязанных. Многие комментаторы обратили внимание, что Мудрецы, благословенной памяти, именно этот возраст указали в «Поучениях отцов» как рубежный.

Недельный раздел Бемидбар

Михаил Ривкин

И Г-сподь сказал Моше в пустыне Синайской, в шатре соборном, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря:

Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Исраэйля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно. От двадцати лет и выше, всех, поступающих в войско в Исраэйле, исчислите их по их ополчениям, ты и Аарон. (Бемидбар 1:1-3)

Четвёртая книга Торы, книга Бемидбар, буквально пестрит разными числами, отсюда и её название в Синодальном переводе — книга Чисел. Начинается она с подробного рассказа о том, как Моше и Аарон исчислили точное число евреев в каждом колене. Надо сказать, что это уже не первая перепись народа Израиля. Самая первая имела место сразу после возведения Мишкана и подробно описана в книге Шемот, гл. 30 и 38. Именно из серебряных монет, числом которых измерялось в тот раз число всех евреев, и были изготовлены опорные колонны Мишкана. И вот нам рассказывают про ещё одну перепись, на сей раз — с самыми мельчайшими подробностями. Нам даже указывают точную дату переписи: первого Ияра второго года после Исхода, через месяц после возведения Мишкана. Мы читаем этот сухой перечень четырёхзначных чисел и каждый раз заново недоумеваем: неужели это так важно? Неужели Тора, дарованная Свыше, призванная наставить нас на путь истинный и открыть нам мудрость Всевышнего, не нашла другого, более интересного предмета? Как всегда, есть множество ответов, начнём с самого простого, рационалистического, стремящегося как можно плотнее приблизиться к простому смыслу Торы.

Вот комментарий внука РАШИ, Р. Шмуэля бен Меира (РАШБАМА):

«Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Исраэйля — потому что теперь начинается поход в Страну Израиля, и все, старше двадцати лет должны быть готовы выступить на войну, ибо двадцатого числа второго месяца поднялось облако от Мишкана, как об этом сказано в Бемидбар 10:11, и там же написано: «мы отправляемся в то место, о котором Г-сподь сказал: его отдам вам», поэтому заповедал нам Всевышний в начале этого месяца произвести перепись»

Итак, смысл переписи в том, что, как и каждый выступающий на войну полководец, Моше должен знать точное число солдат в своей армии, чтобы трезво оценить свою военную силу. Такое объяснение можно подкрепить некоторыми доказательствами из самого текста. Во-первых, речь идёт только о мужчинах, достигших двадцати лет, т.е. военнообязанных. Многие комментаторы обратили внимание, что Мудрецы, благословенной памяти, именно этот возраст указали в «Поучениях отцов» как рубежный. Правда, по буквальному смыслу в «Поучениях отцов» речь идёт не о призывном возрасте, а о возрасте, когда человек начинает самостоятельную борьбу за существование: בן עשרים — לרדוף«В двадцать лет — начинает стремиться (буквально — начинает преследовать)». Смысл этого лаконичного высказывания в том, что отныне человек, уже вступивший в брак, лишается поддержки родителей, и должен самостоятельно добывать средства к существованию. Но ведь именно брачный возраст и возраст экономической самостоятельности всегда считался самым уместной нижней возрастной границей и для военного призыва. Во-вторых, перепись, объявленная Моше в первой главе, не включает левитов:

«Только колена Лейви не вноси в перепись и исчисления их не производи среди сынов Исраэйля. А ты назначь Лейвитов над скинией откровения и над всеми принадлежностями ее, и над всем, что при ней; они будут носить скинию и всю утварь ее, и они будут служить при ней, и вокруг скинии» (там 1:49-50)

Поскольку левитам предназначено совершенно особое служение, и выделено особое место в лагере, в непосредственной близости от Мишкана, они не включены в общую перепись всех колен

Однако такие объяснения не до конца убеждают. Если бы речь шла только о необходимости мобилизовать и боеспособную армию, узнать её точную численность, достаточно было бы указать общее число солдат, не было бы необходимости указывать число мужчин в каждом колене.

Вот как объясняет такую детализацию РАМБАН:

«И было всех, вошедших в исчисление, шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят» — после того, как названо число мужчин в каждом колене, Писание сообщает нам общее число. Так было заповедано Моше и Аарону, исчислить число людей в каждом колене, ибо таков обычай царей исчислять свои народы. Смысл этой заповеди был мне не понятен \…\ не понятно, почему важно точное число людей в каждом колене.

Возможно, это нужно, чтобы возвестить милость свою к народу своему, ибо семьдесят душ спустились в Египет, а теперь их много, как песка морского, и это — только старше двадцати лет! И это — после всех моров и эпидемий, как сказано: «от обилия любви к ним перечисляет он их ежечасно» (Бемидбар Раба 4:20)

И в Бемидбар Синай Раба написано так: «по числу имён, по головам их» — повелел, Пресвятой, будь Он благословен, перечислить их с почётом и с любовью к каждому по отдельности. Не заповедал Он сказать главам семей: сколько человек в вашем семействе? Сколько мужчин есть у вас? Но велел Он, чтобы все они прошли перед Моше и Аароном, с уважением и с почётом, чтобы те их сосчитали, и про это сказано: «по числу имен, всех мужчин поголовно»

И возможно также, что это подобно тому, как делают цари, выступая на войну, ибо теперь должны они вступить в Страну, и выйти на войну с царями эморейскими, которые за Иорданом, и со всеми остальными \…\. Моше и вожди должны были знать число военных первопроходцев на войне, и число людей в каждом колене, и кто будет командовать ими в степях Моава, ибо Тора не полагается на чудо, что один будет преследовать тысячу, и в этом смысл слов «и все вышедшие на войну в Израиле», так исчисляют армию, и если бы не Грех разведчиков, то вступили бы в Страну немедленно и немедленно начали бы воевать» (РАМБАН Бемидбар 1:45)

РАМБАН указывает в своём комментарии три причины переписи. Последняя по порядку причина — это соображения военной стратегии, и в этом он согласен с РАШБАМом. При этом он особо подчёркивает общее правило: Тора не полагается на чудо, что один будет преследовать тысячу. Это принципиальное соображение РАМБАН упоминает в своём комментарии неоднократно. В комментарии к истории разведчиков РАМБАН подчёркивает, что сама по себе идея военной разведки не была грехом, более того: «это разумное правило для всех завоевателей земель — ибо сказано, ни в каком важном деле не полагайся на чудо». И это при том, что именно РАМБАН был охвачен порывом истинной веры в великие чудеса, которые свершил Всевышний при Исходе, и кто, как РАМБАМ умел увидеть великие чудеса, скрытые и явные, во всех событиях и случайностях нашей жизни. Именно РАМБАН установил важнейшее правило:

«Нет у человека удела в Торе Моше Учителя нашего, пока не поверит он во все чудеся и знамения в жизни нашей, что эти чудеса не являются природными закономерностями, будь то в жизни общины, будь то в жизни отдельного человека, но всё это — по воле Г-спода» (РАМБАН Шемот 13:16)

Однако тот же РАМБАН пишет:

«то пусть назначают военных начальников» — ибо Тора заповедует и повелевает в соответствии с законами Мира сего, и только так совершает чудеса скрытые с почитающими и боящимися её, и нельзя чтущим её стремиться изменить законы природы» (РАМБАН Деварим 20:9)

РАМБАН вновь и вновь возвращается к теме чуда, к тому, должен ли еврей верить в чудеса, должен ли он полагаться на чудеса в момент принятия важных для него решений. В этом, как и во многих других вопросах, великий мыслитель стремится найти некое сложное, неустойчивое равновесие между двумя крайностями. С одной стороны, отвергается фатализм, пассивность и апатия, в духе «Всё от Б-га», «на Верху виднее», человек должен уметь принять разумное решение самостоятельно. С другой стороны, столь же решительно отвергается самонадеянность, в духе «сила моя и крепость руки моей доставили мне это» (Деварим 8:17). Поэтому и в данном случае тоже РАМБАН не ограничивается военно-стратегическим объяснением переписи колен, но добавляет второе объяснение, в котором разъясняет, что перепись должна быть поголовной.

В разные времена были весьма распространены, под различными религиозными и идейными обличиями, теории, видящие в отдельной личности лишь мелкую деталь, «винтик» огромной машины, лишь клеточку общественного организма, который один имеет самодовлеющую ценность, и ради которого отдельную личность нужно приноситься в жертву. Если сломается один винтик, его заменят другим, отомрёт одна клеточка — на её месте вырастет другая. РАМБАН, в своё время, был свидетелем общественного устройства, целиком построенного на этих принципах. Более того, современная ему организация еврейской общины тоже давала серьёзные поводы для такого рода упрёков. Полемизируя против таких теорий, РАМБАН подчёркивает, что перепись сынов Израиля была «поголовной» в буквальном смысле, что каждый человек учитывался как уникальный индивид, сам по себе важный и ценный, равного которому нет и не будет, которому не может быть замены. Каждый привносит в Общину Израиля свои уникальные свойства, свой лучик света, умножая и украшая общее сияние избранного народа. В этом была явлена особая милость Всевышнего к Израилю, и такому подходу стоит поучиться современным РАМБАНу руководителям еврейских общин, для которых его мнение обладало большим авторитетом.

Однако самой первой по порядку РАМБАН указал ещё одну причину, ту, которую, вероятно считал самой важной. Поголовное исчисление помогает нам почувствовать и понять великое чудо нашего вечного умножения и процветания, невзирая на все невзгоды и все происки наших врагов.

В ночь Пасхального Сэдера мы говорим об этом великом чуде такими словами:

«В семидесяти душах сошли отцы твои в Египет, а ныне сделал тебя Господь, Б-г твой, многочисленным, как звезды небесные» (Деварим 10:22)

РАМБАН ещё более усиливает наше изумление и восхищение таким безмерным умножением числа евреев, сообщая, что оно имело место после «моров и эпидемий» Невзирая все ухищрения египтян истребить наш народ, невзирая на голод и каторжный труд, мы множились и плодились.

Та идея, которую стремится донести до нас первая глава книги Бемидбар строгим и суховатым статистическим перечислением численности всех колен лучше всего сформулирована Рабейну Бахией Пакуда в его известном философском сочинении «Обязанности сердец» (Ховот а-левавот):

«И если захочет человек в наше время [когда нет уже явных чудес] увидеть нечто подобное тем славным деяниям [явным изменениям законов природы, когда чудеса и знамения давали силу нашей вере], пусть посмотрит он незамутнённым взглядом на то, как выстояли мы среди народов мира, со времён Изгнания и до наших дней, и как мы прожили среди них, при том, что отстаивали нашу святую веру и нашу правоту, и не соглашались с ними, как скрытно, так и явно, и народы знали об этом. И об этом было заповедано: «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними ибо Я Г-сподь, Б-г их» (Ваикра 26:44)» («Ховот а-левавот» раздел «размышления» гл.5)

Print Friendly, PDF & Email

8 комментариев для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Бемидбар

  1. Никогда не нравилась эта песня.
    И мызыка и слова всегда казались пошлыми — даже дешёвыми.
    Думаю, что в этакий «хит» её (песню) превратили великие исполнители, которым она, возможно нравилась.
    Что же касается каких-то дополнительных смыслов — их нет, поскольку нет и вкраплений «ламинарного потока сознания», создающего некоторый туман, из которого могут и появиться дополнительные смыслы.
    Ну… на вкус и цвет…

  2. «Если бы речь шла только о необходимости мобилизовать и боеспособную армию, узнать её точную численность, достаточно было бы указать общее число солдат, не было бы необходимости указывать число мужчин в каждом колене.»

    «РАМБАН подчёркивает, что перепись сынов Израиля была «поголовной» в буквальном смысле, что каждый человек учитывался как уникальный индивид, сам по себе важный и ценный, равного которому нет и не будет, которому не может быть замены.»
    ___________________________________________

    Не мне «дополнять» великих, но думаю, что Господь указал на число максимального размера Души еврея, как представителя избранного народа. Он соответствует ~ трём миллионам +/- если пердположить, что семья была пять человек . Далее, после изгнания и рассеяния Он покажет минимальный размер, который соответствует ~ пятнадцати миллионам +/-. Численность евреев всё время «плавает» между этими цифрами.
    По достижении пятнадцати миллионов Бог каким-нибудь способом резко сокращает численность евреев, а до того… постепенно сокращает численность евреев, не давая ей (численности) быстро приблизиться к критической величине.
    В одном можно быть «уверенным» — меньше трёх миллионов нас скорей всего не будет.

    Бог евреев защищает,
    Но иные есть печали —
    Поголовье сокращает,
    Чтобы души не мельчали…

    Кстати, количество евреев приближается к критической цифре. Какой способ сокращения поголовья Бог выберет на этот раз?
    Он с кем-нибудь своими идеями поделился? 🙂

    1. Спасибо за интересный комментарий, Цви!
      Насчёт «максимального\минимального размера души еврея» не очень понятно, вероятно вы на каких-то комментариях основываетесь, интересно – на каких?
      Что касается численности евреев, то разные общины в разных странах пользуются разными критериями и разными методиками для подсчёта числа своих членов, в любом случае все результирующие цифры довольно условны. В Израиле число евреев растёт, и довольно быстро. В диаспоре столь же быстро снижается, по причине низкой рождаемости и ассимиляции.
      Можно ли это снижение считать частью планов Всевышнего?…. не знаю.

      1. Евреев не должно было быть и не будет более ~15 миллионов, а если будет — произойдёт очередная Катастрофа, причём, необяательно в виде геноцида.
        Это связано с так называемым «размером» душ.
        1. Души человечества мельчают с ростом его (человечества) численности — все они часть Души Адама;
        2. Творцом определён «минимальный размер еврейской души» меньше которого она (врейская душа) быть не может.
        3. Как только количество евреев превышает определённый предел, приближающий размеры еврейских душ к минимальному пределу — Творец тем или иным способом сокращает «поголовье» избранного народа.
        Этим иррационально объясняется (духовное) преимущество евреев. Ещё три сотни лет назад такого преимущества и в помине не было, а сейчас души остального человечества измельчали из-за роста численности, а количество евреев Творец сохранял на определённом уровне.
        Кстати, ассимиляция вполне может быть одним из путей сокращения «поголовья» евреев. Думаю нас ожидает её (ассимиляции) лавинообразный рост.

        1. В каждом из нас часть Души Адама. С ростом населения души становятся мельче (меньше). Со времени появления еврейского народа существует этакий минимальный размер души допустимый для еврея. При это размер части Души Адама, «выделенной» евреям остаётся более-менее постоянным. Поэтому, как только количество евреев становится критическим — т.е. размеры душ евреев приближаются к минимуму, Бог резко сокращает количество евреев, чтобы выделенные нам души не мельчали, как у остальных народов.
          Евреев никогда не будет слишком много. Думаю, что ~15 миллионов — это где-то наш предел. Обратная сторона избранности 🙁
          Таким образом даже ассимиляция — это тоже один из инструментов Бога для сохранения минимального размера души еврея.
          И ещё одно… — души представителей других народов продолжают мельчать — т.е. разница в размере души между евреями и остальным миром теоретически должна всё время увеличиваться. Многое проясняет — не так ли?
          Как вам такое объяснение? 🙂

        2. Зайдём с другой стороны…
          Вообще-то тут целая философия, которая базируется на «трёхэтажной душе».
          Душа «пятиэтажная:
          1. Нефеш
          2. Руах
          3. Нешама
          4. Хайя
          5. Йехида
          Нефеш при рождении получаем мы все (все люди), а уровни руах и (тем более) нешама достигаются путём духовного роста мизерным количеством евреев. И это при том, что у евреев (в соответствии с иудаизмом) от рождение есть право на «достройку» двух дополнительных «этажей» души — руах и нешама, о чём и был договор с Творцом.
          Но на «достройку» четырёх «этажей» евреи при рождении разрешение не получили. Четвёртый этаж «достроил» Адам, а пятый вообще можно будет достроить после воскресения мёртвых, но… уже недолго ждать осталось 🙂
          Ещё и поэтому евреев не может быть более ~15+/- миллионов — иначе их «одноэтажные» души с «опцией на достройку ещё двух этажей» недопустимо измельчают и станут «неустойчивыми» и никакой достройки не позволят.
          Всевышний такого не допустит. Если Ему будет нужно — ещё одну Катастрофу устроит. Возможно, на этот раз не физическую, а ассимиляционную.

        3. Да…
          Я — атеист и всё вышеизложенное мне интересно, как этакая философия и не более того.

Добавить комментарий для Zvi Ben-Dov Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.