Борис Гулько: Загадочные евреи

Loading

Разделение израильских евреев на две ипостаси, по вере и только по крови, соответствует разделению их на два конкурирующих политических лагеря. Евреи по вере склоняются к национальному лагерю, выигравшему последние выборы. Победившая коалиция состоит из пяти религиозных партий и большой партии традиционных евреев, к которым принадлежат сефарды, восточные евреи и правые ашкеназы. Эта партия — наследница движения «ревизионистов», основанного на идеях Зеева Жаботинского, идеологии «только одного знамени» — знамени сионизма — еврейского национализма. В программе «Новой сионистской организации», созданной в 1935 году под председательством Жаботинского, планировалось «Учреждение еврейского государства в Палестине на основе разума и справедливости в духе Торы» и «Репатриация в Палестину всех евреев, которые желают этого». Подчёркивалось, что «эти цели стоят выше интересов личностей, групп или классов».

Загадочные евреи

Борис Гулько

18.5.2023

Загадка современности: в нашем мире не поддаётся определению одно из основных для него, для мировых религий, для истории, для политики мировой и современного Израиля понятий — еврей. Есть две версии еврея: это некто, имеющий родителей, или хотя бы мать евреями; или — принадлежащий к ортодоксальному иудаизму и разделяющий его учение.

Эти два определения евреев могут быть широко разведены. Иудей — не обязательно еврей по крови. Создатель раввинистического иудаизма рабби Акива; один из основных авторов центральной части Талмуда — Мишны рабби Меир и переводчик Торы на арамейский язык Онкелос не были евреями по крови, однако стали ключевыми личностями для иудаизма и для еврейской истории.

Нерелигиозный еврей не живёт в пустоте. Если его ценности не иудейские, то они какие-то другие. Со значительной вероятностью они могут быть враждебны иудейским.

Недавно американская конгрессвумен Тлаиб, из палестинских арабов, надумала провести в помещении Конгресса США мероприятие, посвящённое «Дню Накбы», то есть «катастрофе» создания Израиля. Неизобретательные, арабы часто используют для своих нужд понятия и термины, заимствованные у евреев. Их «Накба» — пародия на наш Холокост — Катастрофу.

Спикер Палаты представителей Кевин Маккарти заблокировал организацию такого фарса, организовав вместо него «двухпартийную дискуссию в честь 75-летия американо-израильских отношений». Однако сенатор Берни Сандерс дал возможность конгрессвуменше провести задуманное ей антиизраильское шоу в помещении Сената. А другой еврей по рождению лидер сенатского большинства Чак Шумер не запретил его.

Российские евреи в большинстве сменили веру отцов давно, после прихода к власти большевиков. Ярка история одного из звёзд блестящей одесской плеяды советской культуры Эдуарда Багрицкого (Дзюбина). В красивые песни превратил его романтические стихи «Птицелов», «Контрабандисты», «Арбуз» Сергей Никитин.

В юности Эдуард сменил не только невзрачную фамилию Дзюбин на звучную Багрицкий.

И детство шло.
Его опресноками иссушали.
Его свечой пытались обмануть.
К нему в упор придвинули скрижали —
Врата, которые не распахнуть.

 Багрицкий оставил тот еврейский мир:

Я покидаю старую кровать:

— Уйти?

Уйду!

Тем лучше!

Наплевать!

Отвержение мира религиозной традиции ради прекрасного нового мира воспел поэт в наиболее известной своей поэме «Смерть пионерки», когда-то входившей в советскую школьную программу. В ней девочка умирает от скарлатины, но и в этот момент отказывается смириться с отвергнутой религиозной традицией:

Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

В ответ Багрицкий пишет один из самых ярких гимнов обещанной революцией новой жизни. Впрочем, весьма туманный:

Пусть звучат постылые,
Скудные слова —
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом —
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Через два года после написания поэмы, в 1934 году, 38-летний Багрицкий, как его пионерка, с которой он, очевидно, отождествлял себя, умер от бронхиальной астмы. В 1937 году отправили в ссылку его жену, одну из сестёр Суок, давших своей фамилией имя героине «трёх толстяков» Юрия Олеши. В Караганде она ходила отмечаться в контору НКВД на улицу Багрицкого. В 1942 году погиб на фронте их сын Всеволод. Стало видно, что «юность новая» «из костей» не взойдёт. Многие советские евреи, утратившие в неё веру ещё в поколении Багрицкого, на её месте получили пустоту.

Вторая половина еврейства пережила ХХ век в США. Значительно медленнее и с меньшим драматизмом, чем в СССР, с 80–90% евреев здесь тоже произошёл процесс потери ими традиции иудаизма.

В 30 — 50-е годы ХХ века традиционный марксизм в двух упаковках — как сталинизм и как троцкизм, очаровал и захватил американское еврейство. Маккартизм с одной стороны и крах марксизма в СССР с другой освободили евреев от этой напасти. Но в 21 веке новая ересь настигла американских евреев.

Еврейский религиозный мыслитель Деннис Прегер описал её так: «Наш пост-иудео-христианский мир породил самую иррациональную эпоху в современной западной истории. Общество, почти вся интеллектуальная элита которого верит, что мужчины рожают; что секс людей не является бинарным; что дети должны решать, являются ли они мальчиком, девочкой или «ни тем, ни другим»; что меньшее количество полиции означает меньше преступности; что стремление не обращать внимание на цвет кожи является расизмом, доказывает верность тезиса, (приписываемого Г.К. Честертону) о том, что, когда люди перестают верить в Бога, вера не оставляет их: они просто верят во что угодно.

Это подводит нас к главной причине упадка религии — на смену религиозным идеологиям пришли светские прогрессивные идеологии. Марксизм, социализм, феминизм, защита окружающей среды — это светские религии, и они вызвали моральный и интеллектуальный хаос современной эпохи». Добавлю, что этот «хаос» соответствует учению Франкфуртской школы: неомарксизму.

Подавляющее большинство неортодоксальных американских евреев поддерживают Демпартию США, имеющую ныне неомарксистскую платформу с важной её частью антиизраилизмом. Они содержат левые фонды вроде «J Street», «The New Israel Fund», субсидирующие нынешние попытки израильской оппозиции скинуть правое правительство Израиля.

Разделение израильских евреев на две ипостаси, по вере и только по крови, соответствует разделению их на два конкурирующих политических лагеря. Евреи по вере склоняются к национальному лагерю, выигравшему последние выборы. Победившая коалиция состоит из пяти религиозных партий и большой партии традиционных евреев, к которым принадлежат сефарды, восточные евреи и правые ашкеназы. Эта партия — наследница движения «ревизионистов», основанного на идеях Зеева Жаботинского, идеологии «только одного знамени» — знамени сионизма — еврейского национализма. В программе «Новой сионистской организации», созданной в 1935 году под председательством Жаботинского, планировалось «Учреждение еврейского государства в Палестине на основе разума и справедливости в духе Торы» и «Репатриация в Палестину всех евреев, которые желают этого». Подчёркивалось, что «эти цели стоят выше интересов личностей, групп или классов».

Названный «дух Торы» повелевает евреям создать государство мононациональное: «Если же вы не прогоните жителей той земли от себя, то будут те, которых вы оставите из них, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и стеснят они вас на земле, в которой вы поселились» (Бемидбар 33:53-55). Как точно Тора описала нынешний арабский терроризм! Однако в то же время велено: «Любите пришельца, ибо сами были вы пришельцами в земле Египетской» (Дварим 10:19).

Оппозиционные партии Израиля имеют программы «евреев по происхождению». К этим, в значительной степени неиудейским евреям, принадлежит генералитет, традиционно допускающий в свои ряды только левых офицеров. Так воспитанник коммунистического кибуца бывший премьер-министр и министр обороны Эхуд Барак, которого считают главным организатором нынешних антиправительственных беспорядков, уже более 4-х месяцев сотрясающих Израиль, выступая в Англии 27 марта, изложил свою стратегию по свержению правительства Израиля, которое он без каких-либо оснований определил как «в основном диктатуру». Профессор университета Парижа Dr. Guy Millière замечает: «Для гражданина демократической страны поехать в чужую страну, чтобы сказать, что он хочет свергнуть свое собственное правительство, может считаться актом государственной измены. Барак даже не пытался скрыть, что те, кто следует за ним, составляют ничтожное меньшинство: 3,5% населения, по его словам, достаточно, чтобы свергнуть правительство».

Генерал Боги Яалон, тоже воспитанник кибуца, бывший министр обороны и глава генштаба, немедленно после успеха в 2019 году партии «Бело-голубых», в руководство которой входил, признался, что своей программой партия обманывала избирателей. Она давала взаимоисключающие обещания. Главное, он заявил, выдавить из политики опасного левым Нетаньяху.

Более успешный, поскольку менее говорливый чем Яалон, с таким же военным резюме, генерал Бени Ганц обещал избирателям перед теми выборами 2019 года в случае победы отменить основной закон Израиля, провозглашающий его еврейским государством.

Бывшая правая антирелигиозная «русская партия» выступает за широкую эмиграцию в Израиль людей без реальной связи с еврейством, имеющих одного отдалённого предка еврея — в третьем поколении, и фактическое превращение Израиль в «государство всех народов».

А глава израильской оппозиции, предыдущий премьер-министр Яир Лапид, на встрече в Нью-Йорке с лидерами американских еврейских организаций в апреле этого года, призвал тех к усилиям по свержению демократически избранного национально ориентированного правительства Израиля. «У вас есть голос, и вы имеете право им пользоваться», уговаривал их Лапид. Лидеры некоммерческой еврейской организации «Ам Эхад» ответили: «Это лицемерие с вашей стороны обвинять правительство в подрыве израильской демократии и призывать американских евреев поднять борьбу, чтобы защитить Израиль от его собственного руководства». А глава Сионистской организации Америки Мортон Кляйн сказал, что «предательская поездка Лапида — это позор, который укрепил его статус главы «нелояльной оппозиции». Кляйн обвинил Лапида в том, что тот «сеет анархию и разжигает внешнее иностранное давление, которое попирает волю израильской общественности».

Впрочем, позиция Лапида не удивляет. Его политика в период исполнения им роли главы «лоскутного правительства», правившего Израилем с июня 2021 года по декабрь 2022 года, была в гармонии с левыми американскими евреями, с поддерживаемой ими Демпартией и с администрацией Байдена. И сейчас она соответствует антиизраильской линии Байдена.

Можно заметить, что конкуренция двух обозначенных общностей евреев продолжается всю историю Израиля, начиная с недобрых отношений социалистов Бен-Гуриона к ревизионистам Жаботинского. Она прошла через попытку уничтожить лидера ревизионистов Бегина при расстреле социалистами Альталены 22 июня 1948 года, через национальную истерию после убийства Хаима Арлозорова 16 июня 1933 года. Катастрофа «ословского процесса» склонила израильтян в сторону национального самосознания. Тогда антииудейским евреям удалось сохранить контроль над управлением страной за счёт юридической революции Аарона Барака 1995 года. В нынешний кризис этот контроль, можно ожидать, снизится.

Влияние иудейских евреев в Израиле будет расти, хотя бы за счёт демографии. И левым в борьбе за власть придётся расширять свой опыт союза с арабскими партиями, который они обрели в период «лоскутного правительства».

Но не отпугнёт ли от них это часть поддерживающих их пока светских евреев, и не сблизит ли тем между собой два крыла еврейства?

 Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.

$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com

По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько

Print Friendly, PDF & Email

41 комментарий для “Борис Гулько: Загадочные евреи

  1. VladimirU: 20.05.2023 в 10:56
    \\\\\\\\
    ИМХО это статью, перевод кторой Вы привели вполне можно зачитывать еа всевозможных антиизраильских митинах.
    А у нас потом возмущаться ростом антисемитизма в мире

    1. Сэм, ну Бенни же всем всё объяснил ( https://moshiach.ru/rambam/1007#p4 )-мы должны жить по Галахе, а не по каким-то там демократическим нормам. Мы же не Великобритания. Это там на должность премьер-министра может быть назначен человек пенджабского происхождения и индуистского вероисповедания.
      Хотя я тоже не понимаю почему это еврей по отцу (по Галахе и по раву Ариэлю он, естественно, никакой не еврей) или друз не может быть министром обороны или иностранных дел, а араб не может быть заместителем премьер-министра. И почему это запрещается включать в состав коалиции арабскую партию в том случае, если после её выхода в коалиции будет менее 61 человека? При этом партию ультраортодоксов, значительная часть электората которой отказывается служить в армии и работать включать в коалицию можно. Эйзо медина!

      1. И ведь не надоест…

        Сбежало на зимовку лето —
        Полгода солнце не поймать
        Он тундре (с грустью) крикнул это —
        В ответ (привычно): Мать-мать-мать…

      2. VladimirU, у вас наблюдается явный прогресс в знании основ иудаизма: раньше вы возмущались НЕ Галахой (для верующих это не только Закон, но и мораль + мировоззрения + убеждения), а пародией на Галаху в пересказе НДИ.

        Если так пойдёт, то скоро вы станете как Бен-Гурион (глубоко уважаемый очень многими религиозными сионистами), который НЕ ходил именнно в ортодоксальную синагогу. Такое будет несравнимо лучше нынешней ситуации, поэтому я продолжу ликбез:

        1) «Мишне Тора» РАМБАМа это НЕ Галаха. Это скорее некий взгляд на Идеал.

        2) Галахическое решение любого раввина это тоже НЕ Галаха для всего народа. Это Галаха только для его сторонников. Для остальных это скорее «предложение к обсуждению».

        1. Benny Blus: 21.05.2023 в 16:08
          Если так пойдёт, то скоро вы станете как Бен-Гурион (глубоко уважаемый очень многими религиозными сионистами), который НЕ ходил именнно в ортодоксальную синагогу. Такое будет несравнимо лучше нынешней ситуации, поэтому я продолжу ликбез:
          ——————————————
          Бенни, зарубите себе на носу-я не являюсь поклонником НДИ. И я не против того, чтобы вы продолжили то, что вы называете ликбезом. Вот люблю смешные книжки и давно не читал ничего смешнее «Мишне Тора» РАМБАМа. Это же надо, оказывается «Законы о королях и ведении войн» предписывали КАЖДОМУ еврейскому солдату иметь лопатку для закапывания собственных испражнений 🙂 Кроме того, я теперь знаю что «Ни мясника, ни парикмахера, ни банщика, ни кожевника нельзя назначать королем или первосвященником. Это не из-за врожденного недостатка, а потому, что их профессии менее престижны, и люди всегда будут относиться к ним легкомысленно. Человек, проработавший в одной из этих профессий хотя бы один день, лишается права быть королем или первосвященником»
          © https://moshiach.ru/rambam/1007#p6

          1. VladimirU: Бенни, зарубите себе на носу-я не являюсь поклонником НДИ. …
            ===
            Мне это НЕ важно: все потешающиеся над Талмудом и РАМБАМом израильтяне у меня на одной полочке с «поклонниками НДИ», которых я считаю жалкой пародией на российских черносотенцев.

            Израильские анти-иудейские вроде покойного Лапида-отца и нынешнего Лапида-сына над Талмудом и РАМБАМон НЕ потешаются. Это принципиально-важное различие. Израильские анти-иудейские гораздо ближе к Бен-Гуриону, чем к российским черносотенцам.

    2. Сэм:
      ИМХО это статью, перевод которой Вы привели вполне можно зачитывать на всевозможных антиизраильских митингах.
      ===
      Ну так помогите этим антиизраильским.
      Израиль это выдержит, а израильские правые либералы (в исконном значение слова «либерал») и религиозные сионисты (те, кто НЕ хотят пронуждать светских евреев, но и не считают себя шестёрками БАГАЦа) от этого станут только сильнее.

      VladimirU:
      И почему это запрещается включать в состав коалиции арабскую партию в том случае, если после её выхода в коалиции будет менее 61 человека?
      ===
      Во-первых, АНТИ-СИОНИСТСКУЮ арабскую партию «мягких исламистов». Они мягкие только пока евреи сильные.
      Во-вторых: ну так призывайте включать.
      Израиль это выдержит, а израильские правые либералы (в исконном значение слова «либерал») и религиозные сионисты от этого станут только сильнее.

      1. Benny Blus: 21.05.2023 в 17:31
        Во-первых, АНТИ-СИОНИСТСКУЮ арабскую партию «мягких исламистов». Они мягкие только пока евреи сильные
        ————————
        Бенни, при всем к вам уважении, ни мудрецом, ни даже просто знатоком иудаизма вы не являетесь. Поэтому, во-первых, во-вторых и в-третьих-не стоит вам толковать и извращать то, что сказал раввин Я. Ариэль. А сказал он «Коалиция, которая зависит от голоса меньшинств не должны формироваться». Точка. Так что не петросянствуйте (с)

        1. VladimirU: … не стоит вам толковать и извращать то, что сказал раввин Я. Ариэль. …
          ===
          Анекдот в тему:
          Василий Иванович и Петька сдают экзамен по математике. Час прошел их нет. Анка в школу. Что случилось? Петька весь потный. Да вот велели корень кубический извлечь, весь огород изрыл и нет такого. А с Василием Ивановичем что? Ох, ему велели одночлен на многочлен разделить, сидит саблю точит и слезами умывается!

  2. VladimirU затронул тему, в статье не упоминавшуюся: «Половина человечества успешно живет и развивается без опоры на иудео-христианскую мораль. Кроме упомянутых вами «Силиконовой Долины, MIT и прочего подобного в США и Канаде» существуют Япония, Юж.Корея, Китай, индийские программисты и др., которые вполне способны предложить человечеству много чего кроме «Гарантированного Базисного Дохода для лишних людей».
    Оставив Китай и Индию, о которых я не осведомлён — другие цивилизации, все страны изначально иудео-христианской цивилизации утратили религиозность и демографически вымирают. Израиль — счастливое исключение — и по части религиозности, и по рождаемости.
    За «Гарантированный Базисный Доход» я не выступаю.

    1. «Израиль — счастливое исключение — и по части религиозности, и по рождаемости.» (Б.Гулько)
      ***
      А также злополучное исключение по части “величины” имеющейся в наличий территорий (22 000 кв/км), по процентному количеству коварных инородцев внутри страны (21%), и по части окружающих со всех сторон недоброжелательных соседей.
      Сложив все счастливые (религиозность, рождаемость) и злополучные (территория, инородцы, соседи) исключения вместе, получается общая панорамная картина, отражающая “гармонию бытия” ниже средней.

  3. Два чувства правят миром: любовь и голод. А в переводе с поэтического языка — душа и материальные потребности.
    Человек обладает душой, и вот эти-то потребности морального ориентира: от совести до религии-веры объединяют людей. Потребность общности неизбывна – человек животное стадное. Просто потребность общности теперь выкристаллизовалась в национальную форму (массовость тому причина). В этом вера в Вечного Единого Бога и избранность миссии народа более действенна своей бескомпромиссной направленностью, чем идеология (рожденная потребностями насущного и преходящего). Для Израиля-государства неизменность иудаизма – надежна именно своей однозначной направленностью. Но эта однозначность в буквальном воплощении тяготеет к государству фундаменталистов, исключительному на фоне других. Может быть создано препятствие в межгосударственном общении и материальных из этого последствиях.
    Неизменяемость религии вступает в противоречии с действительностью, толкает к «живым» идеологиям, разным по определению, и этим разобщает народ. Условие единения народа вступает в противоречие с логикой повседневности. Таки проблема!

  4. BORIS: … Радужные мечты иудейских левых прогрессистов о договоре «Габизон-Медан» скорее всего и останутся только мечтами перед глухой железобетонной стеной ортодоксии. …
    ===
    И слава Богу.
    Не только лево-прогрессивные, но даже право-религиозные сторонники «верховной власти БАГАЦа» тотально извращают самое-самое главное в «Габизон-Медан»: идеал стремиться договориться (и это возможно!!!) вместо того, чтобы чтобы стремиться принудить другую сторону — хоть через БАГАЦ, хоть через Кнессет или правительство.

    Борис Гулько: … Договор «Габизон-Медан» рухнул после «размежевания», по крайней мере по мнению Медана. …
    ===
    Харедим, хардаль и многие ликудники очень хотят принуждать через Кнессет и правительство — и поэтому они ищут любой повод, чтобы объявить о конце «Габизон-Медан».
    Я думаю, что нынешний Ликуд рухнет гораздо раньше, чем подход «Габизон-Медан».

    1. P.S.: нынешний «левый прогресс» относится к «прогрессу» примерно как «электрический стул» к «стулу».

  5. «Это подводит нас к главной причине упадка религии — на смену религиозным идеологиям пришли светские прогрессивные идеологии. Марксизм, социализм, феминизм, защита окружающей среды — это светские религии, и они вызвали моральный и интеллектуальный хаос современной эпохи». Добавлю, что этот «хаос» соответствует учению Франкфуртской школы: неомарксизму.
    ———————————————
    Во-первых, да, по поводу упадка религии есть различные мнения, но человек по своей природе животное стадное и ему необходимо держаться в стае, причислять себя к какой-либо группе, а верующие-давно сформировавшиеся группы (причем группы значительно более многочисленные, чем светские) и многие люди, вероятно, для собственного спокойствия причисляют себя к верующим. Хотя, если согласиться с тем, что светские идеологии действительно прогрессивные, то почему бы им не приходить на смену религиозным идеологиям? 😉 Во-вторых, называть марксизм, социализм, феминизм, защиту окружающей среды (а также почему-то «забытые» материализм, капитализм, либерализм, консерватизм, национализм, сионизм и множество других «измов») религиями не есть правильно. В отличие от религии эти понятия не мертвы, они изменяются и развиваются (иногда быстро, иногда медленно). Религии же (в том числе и иудаизм!) похожи на забальзамированные трупы, вокруг которых их приверженцы, особенно неофиты из бывших советских, устраивают танцы с бубнами и песнями типа «Ленин и теперь живее всех живых» (только вместо «Ленин» поют «Тора»). Да, трудно спорить с тем, что именно иудаизм ( а не идущий с ним бок о бок антисемитизм) сохранил еврейский народ. А что дальше? Сохранил-скажем ему спасибо. Но ведь совершенно ясно, что сегодня ни иудаизм, ни какая-либо другая религия не способны каким-либо образом способствовать человечеству в экономическому развитию, в медицине и в других науках, в развитии технологий, в техническом прогрессе. Более того, религии в этом отношении только вредят, а уж иудаизм в Израиле вредит в этом однозначно. Так и почему не религиозные (светские) евреи должны присоединяться к подобным пляскам?
    P.S. Понимаю, что обсуждение подобных вопросов между верующими и светскими есть занятие непродуктивное, но когда в Израиле мне рассказывают о том, что светские должны поддерживать ультраортодоксов и это «может сблизить два крыла еврейства», то не могу воспринимать это спокойно…

    1. VladimirU: … Но ведь совершенно ясно, что сегодня ни иудаизм, ни какая-либо другая религия не способны каким-либо образом способствовать человечеству в экономическому развитию, в медицине и в других науках, в развитии технологий, в техническом прогрессе. Более того, религии в этом отношении только вредят, а уж иудаизм в Израиле вредит в этом однозначно. …
      ====
      Категорически с этим несогласен. Мне ясно другое: без опоры на религию в обществе исчезает иудео-христианская мораль. И тогда самое моральное и самое научно-технологическое, что может предложить Силиконовая Долина, MIT и прочее подобное в США и Канаде — это Гарантированный Базисный Доход для лишних людей, которых обслуживает и контролирует Искусственный Интеллект.
      Это быстро и неизбежно станет как в тоталитарном «1984» — сначала в гуманненькой форме, а потом у слишком многих будет очень много страданий и прольётся очень много крови.

      1. Benny Blus: 20.05.2023 в 01:48
        Категорически с этим несогласен. Мне ясно другое: без опоры на религию в обществе исчезает иудео-христианская мораль.
        ——————————-
        Спорить об этом бесполезно, но если хотите об этом поговорить…Половина человечества успешно живет и развивается без опоры на иудео-христианскую мораль. Кроме упомянутых вами «Силиконовой Долины, MIT и прочего подобного в США и Канаде» существуют Япония, Юж.Корея, Китай, индийские программисты и др., которые вполне способны предложить человечеству много чего кроме «Гарантированного Базисного Дохода для лишних людей».
        Иудео-христианская мораль опирается на 10 моисеевых заповедей, но соблюдали ли их представители иудео-христианской цивилизации хоть когда-нибудь? «Не делай себе кумира …Не поклоняйся им и не служи им»-делали, делают и будут делать, поклонялись, поклоняются и будут поклоняться. И не говорите мне, что в Торе под «кумиром» имелись ввиду не цари, президенты, премьер-министры и прочие политики и не выдающиеся писатели, художники, композиторы, артисты, спортсмены и т.д. Ещё три заповеди-«Не убивай… Не кради…Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.» Кто сидит в наших израильских и ваших канадских тюрьмах? Убийцы и воры и лжесвидетели, которые называют себя верующими. И увидеть среди них высокопоставленных раввинов и прочих священнослужителей- совсем не редкость. Более того, сдается мне, что в религиозных книгах и в комментариях к ним можно найти оправдание всему что захочешь. Например, вместе с заповедью «не убивай» в Талмуде записано «если кто хочет убить тебя, убей его первым». Или как соотносится заповедь «не убивай» со смертной казнью путем побития камнями или сожжения, правила проведения которых подробно описаны в Санхедрине? А если человек украл что-то (хлеб, например) или оговорил кого-то (зная что тот понесет символическое наказание) ради спасения своей или чужой жизни, то как это расценивается с точки зрения иудео-христианской морали? Говорить на эту тему можно до бесконечности. Я же просто напомню вам об общечеловеческих (по другой терминологии-универсальных) ценностях, которые на мой взгляд таки существуют и вполне могут заменить религиозную идеологию, религиозную мораль.

        1. Более того, сдается мне, что в религиозных книгах и в комментариях к ним можно найти оправдание всему что захочешь. Например, вместе с заповедью «не убивай» в Талмуде записано «если кто хочет убить тебя, убей его первым». Или как соотносится заповедь «не убивай» со смертной казнью путем побития камнями или сожжения, правила проведения которых подробно описаны в Санхедрине?
          ——————————-
          Я не знаю иврита, но в английском языке есть два слова kill и murder. Они оба переводятся на русский как убить. Но значения разные. Будучи солдатом или защищаясь вы можете kill, но если вы бандит то это murder. Отсюда идет непонимание завета «не убей».

          1. На иврите тоже есть два слова: ляhарог и лирцоах.
            Значение разное. Заповедь לא תרצח (ло тирцах) сейчас бы «ло» заменили на «аль» — соответствует (приблизительно) «murder»

          2. Наверно не все так просто, но спорить не буду. Да, в иврите тоже есть два различных глагола «убить». В оригинале на иврите сказано: «לא תרצח». Есть пояснение-использованный глагол «רְצָח» (рецах) обозначает безнравственное преднамеренное убийство ср. англ. murder и англ. kill .
            Да есть разница между солдатом или защищающимся и бандитом. Но…Вы считаете, что будучи солдатом захватнической армии, вы совершаете «нравственные» убийства? Или что «если кто-то пришел убить тебя» будет вполне нравственным не вступая ни в какие переговоры убить пришедшего первым?

          3. Вы считаете, что будучи солдатом захватнической армии, вы совершаете «нравственные» убийства? Или что «если кто-то пришел убить тебя» будет вполне нравственным не вступая ни в какие переговоры убить пришедшего первым?
            —————
            Будучи совершено солдатом не делает убийство «нравственным» автоматически. Все зависит от характера войны и действий каждого военнослужащего. Война может быть справедливой, а действия отдельных людей преступными. Насчет убить первым все зависит об обстоятельств. Вы должны быть уверенны, что человек собирается вас убивать. Реальная жизнь не всегда дает вам шанс вести переговоры, а ваша жизнь не менее ценна чем того, кто пришел вас убить.

  6. Борис Гулько: 19.05.2023 в 17:23
    Барух Герман, Вы волнуетесь за бюджет страны? Что «боливар двоих не выдержит?» А 53 млрд на подкуп арабской партии выдержал?
    ———————————————————————————————————
    Да, волнуюсь за бюджет страны, но не только — волнуюсь за будущее своих детей, внуков и правнуков, которым предстоит выплачивать госдолги, латать дыры в бюджете, пробитые подачками паразитическим социальным группам. И здесь, увы, ультраортодоксы с их гиперактивной демографической динамикой стоят рядом и с арабами, и с жирующей госбюрократией.

  7. Елена Бандас: мне нравится Ваш оптимистический подход к бракам соблюдающих еврейский закон и несоблюдающих. Но я не пойму — как светский супруг включит телевизор в Шаббат при религиозном? Или как приготовит некошерную еду?
    BORIS, политика правительства может быть совсем неприемлема для других. Как можно сотрудничать с правительством, приводящим в Израиль Арафата и его банду, и дающим им территорию, деньги и оружие? Договор «Габизон-Медан» рухнул после «размежевания», по крайней мере по мнению Медана.
    «Молиться вместе они не будут», пишете Вы о религиозных и светских. Я думал, что свтские не молятся. Или я был неправ?
    Барух Герман, Вы волнуетесь за бюджет страны? Что «боливар двоих не выдержит?» А 53 млрд на подкуп арабской партии выдержал? А «подарок от Ганца Махмуду Аббасу в пол млрд вынес? (Может быть, это были его личные деньги? Тогда я не возражаю).
    А более 1 млрд на содержание Кнессета на следующий год? А заоблачные зарплаты и пенсии связанным с БАГАЦем и генералам?

    1. «А 53 млрд на подкуп арабской партии выдержал?» (Борис Гулько)
      ***
      В этом плане коалиция Нетаньягу ничем не отличается от других. Подкуп арабского сектора является частым орудием ликудо-религиозного блока. Осуществляется он как путём миллиардными вливаниями в сектор, так и другими способами задабривания. Непонимаю почему автора задевает передача денежных средств арабскому сектору только от оппозиционных Ликуду партии, в то время как партии нынешней коалиции делают то-же самое, а нередко и больше?

      1) »Нетаньяху переведёт арабам 30 миллиардов шекелей

      Премьер-министр передаст миллиарды шекелей арабскому сектору, – хотя ранее критиковал за это Беннета-Лапида»
      (1.1. 2023)

      https://www.7kanal.co.il/news/246654

      2) «В Израиле появился новый арабский город
      Именно сегодня, накануне мощного обстрела ракетами юга и центра страны из Газы, крупная арабская деревня Кафр-Кара поменяла свой статус и отныне будет считаться городом. И именно сегодня кнессет проголосовал за строительство больницы в арабском Сахнине.
      В среду, 10 мая, министр внутренних дел Израиля Моше Арбель подписал указ о преобразование местного совета Кафр-Кара в муниципалитет. Во встрече приняли участие депутаты кнессета Ахмед Тиби и Усама Саади, а также гендиректор министерства внутренних дел Ронен Перец. Кроме того, именно сегодня, в среду, кнессет одобрил в предварительном чтении законопроект о создании больницы в арабском городе Сахнине. Законопроект представили депутаты от арабских партий Иман Хатиб-Ясин, Ахмед Тиби и Айман Уда. 27 депутатов кнессета проголосовали за создание больницы. Против не выступил никто, и теперь изучением вопроса займутся в одной из парламентских комиссий. После внесения уже предложенной рядом депутатов поправки, предусматривающей меры по ускорению строительства больницы, законопроект, как ожидается, будет окончательно утвержден. В преамбуле к законопроекту поясняется: «Для города Сахнина и близлежащих населенных пунктов в последние годы характерен быстрый рост населения. » (10.05.2023)

      https://detaly.co.il/v-izraile-poyavilsya-novyj-arabskij-gorod/

      1. «Непонимаю почему автора задевает передача денежных средств арабскому сектору только от оппозиционных Ликуду партии, в то время как партии нынешней коалиции делают то-же самое, а нередко и больше?»
        _________________________________

        Просто… божья ли роса зависит от того, кто ссыт в глаза 🙂

        1. «Просто… в глаза 🙂»
          ***
          Жестко подмечено😠, но справедливо😟. Обьективность в оценке — прежде всего☝️

      2. «… Непонимаю почему автора задевает передача денежных средств арабскому сектору только от оппозиционных Ликуду партии, в то время как партии нынешней коалиции делают то-же самое, а нередко и больше? …»
        ===
        Дело не в деньгах, а в понимании Израиля как «национального государства еврейского народа».

        Именно на этой МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ основе раввин Яаков Ариэль, один из главных галахических авторитетов религиозного сионизма, принял галахическое решение: арабское и любое не-еврейское меньшинство в Израиле (в том числе и не-сионистское или анти-сионистское) можно включать в правительство и можно делиться с ним властью и тем более деньгами — но нельзя формировать коалицию, которая полностью зависит от такого меньшинства.

        Иврит: https://www.inn.co.il/news/601616

        1. «можно включать в правительство и можно делиться с ним властью и тем более деньгами — но нельзя формировать коалицию, которая полностью зависит от такого меньшинства.» (Benny Blus)
          ***
          Все это актуально, пока арабы составляют “только” 21% от граждан Израиля. Если к ним будут присоеденины т.н. «территориальные» из ИиШ, то процентная составляющая может удвоиться. Она уже могла подняться когда Биби хотел совершить аннексию Иорданской долины, вместе с ≈ 55 000 там проживающих палестинцев. А 55 тыс. это как два дополнительных города (в Израиле статус города присваивается от 25 тыс. жителей). Об этом религиозные ура-патриоты обычно (особенно в последние годы) предпочитают не задумываться, вообще помалкивать, обходить тему стороной, мысленно переадресуя решение проблемы «небесным силам», «божественным чудесам», «машиаху», … и тп.
          С другой стороны, само ваше утверждение о том, что «можно включать в правительство и можно делиться с ним властью и тем более деньгами», знаменует некий радикальный крен, ибо оглядываясь на свой 30-летнии стаж жизни в Израиле я только и помню нескончаемые разговоры национал-религиозников о «трансфере», «добровольной арабской эмиграции, собрав для этого им миллиарды на подьемные», «сплавить всех арабов в Иорданию», … и тд. и тп.
          Так можно включать в правительство и можно делиться с ним властью и тем более деньгами?! Чтож, любопытный поворот, весьма …

        2. Именно на этой МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ основе раввин Яаков Ариэль, один из главных галахических авторитетов религиозного сионизма, принял галахическое решение: арабское и любое не-еврейское меньшинство в Израиле (в том числе и не-сионистское или анти-сионистское) можно включать в правительство и можно делиться с ним властью и тем более деньгами — но нельзя формировать коалицию, которая полностью зависит от такого меньшинства.
          ————————————————————————
          А без раввина Яакова Ариэля это непонятно?

        3. Бенни, вы конечно дали линк, но не могу не отметить, что ваш перевод через чур вольный-никакого упоминания о том, что меньшинство может быть не-сионистское или анти-сионистское в статье нет. Слова «полностью» в вынесенном равом Ариэлем запрете тоже нет.
          Для интересующихся приведу перевод статьи:
          «Один из старейших раввинов религиозного сионизма заявляет, что «правительство не должно зависеть от нееврейских депутатов».
          Раввин Яаков Ариэль, один из старейших раввинов в религиозно-национальном секторе, постановил, что запрещено формировать коалицию, которая зависит от голосов меньшинств в Израиле, и утверждает, что политическая элита, представляющая государство, должна состоять только из израильтян (т.е. евреев).
          В новой и хорошо аргументированной статье, написанной в книге «Домешин» и опубликованной в газете «Исраэль ха-йом», раввин Ариэль указывает, что, поскольку Государство Израиль является «назначенной» структурой, оно не может отрицать свое имя и цель.
          «Общественный образ государства должен оставаться израильским, поскольку оно определяется как государство еврейского народа». По его словам, израильская идентичность должна выражаться в прекращении торговли в Шаббат, в кошерной пище в государственных учреждениях, в Законе о возвращении и многом другом. «Особенно лица на вершине власти — они должны быть израильтянами» (т.е. евреями).
          Раввин не исключает участия неевреев в принятии решений, потому что они платят налоги, как и все граждане, и имеют право быть партнерами в распределении бюджета и учитывать свои нужды. «Они также должны участвовать в принятии решений, по крайней мере, в том, что касается членов их общины. Для этого они должны назначать своих представителей, хорошо знающих членов своей общины. Допустимо и даже уместно назначать из них высших должностных лиц, которые будут входить в состав общего правительства и отвечать за распределение бюджета по своим отраслям. А в смешанном городе, где невозможно разделить потребности меньшинств и потребности израильтян, нет препятствий для того, чтобы один и тот же высокопоставленный чиновник представлял все слои населения, включая израильтян».
          В заключение раввин пишет, что «меньшинства могут быть вовлечены в управление государством, но только в тех областях, которые являются общими для всех граждан страны. В этих областях они могут назначаться на свои руководящие должности. Коалиция, которая зависит от голоса меньшинств не должны формироваться Политическая элита,такие как премьер-министр и его заместитель, президент государства, спикер Кнессета и т. д., представляющая государство, должна состоять только из израильтян. Конечно, нельзя назначать министра обороны, начальника штаба, министра иностранных дел и т. д., из людей которые не являются израильтянами».
          Легко понять, что предыдущую коалицию, в которую входила арабская партия РААМ, раввин Я.Ариэль считает нелегитимной.

          1. VladimirU:
            Бенни, вы конечно дали линк, но не могу не отметить, что ваш перевод через чур вольный …
            ===
            Это не буквальный, а смысловой перевод.
            И в этом вопросе Галаха по-моему идентична светскому право-либеральному мировоззрению.

            А сама Галаха основана на запеведи Торы (Дварим 17:15): «Не сможешь поставить над собой чужака, который не брат твой» и на современной интерпретации РАМБАМа.
            (РАМБАМ коротко объясняет эту заповедь в Мишне Тора / Законы о королях, их войнах и Короле Мошиахе / Глава 1, параграф 4: https://moshiach.ru/rambam/1007#p4 ).

  8. Статья верно выражает приверженность автора концепции Израиль — Еврейское национальное государство. Его утверждение «влияние иудейских евреев в Израиле будет расти, хотя бы за счёт демографии» — меня вполне устраивает. Авторское «и левым в борьбе за власть придётся расширять свой опыт союза с арабскими партиями, который они обрели в период «лоскутного правительства»», мне не кажется единственно возможным и категорически негативным.
    «Но не отпугнёт ли от них это часть поддерживающих их пока светских евреев, и не сблизит ли тем между собой два крыла еврейства?» Дай Бог случиться такому сближению.

    Остаётся вопрос вопросов: как быть с арабами (своими, палестинскими, остальными)?
    Без решения этого вопроса всё остальное, включая государственный статус Израиля без чёткого географического профиля, остаётся в подвешенном состоянии.
    В реальности уважаемого автора арабы как бы не существуют — назойливый мираж.

  9. «Главное… выдавить из политики опасного левым Нетаньяху.»
    ______________________

    А Биби разве правый?
    Отнюдь!
    Он левый премьер с правой риторикой, который пошёл на союз с клоунами от хардалим и харедим только ради того, чтобы не писать мемуары в приготовленной для него VIP камере. В то же время одна из «частей» его личности не хочет того, что поддерживает другая «часть».
    «Будем наблюдать» 🙂

  10. Евг. Сова, спикер партии Либермана, неделю назад в программе ТВ на русском языке
    заявил прямым текстом: «Мы будем торпедировать принятие бюджета, ибо наша цель — свалить это правительство!» Такова истинная диктатура потерпевшего поражение на выборах меньшинства. Судьба Совы при диктаторском режиме нам явлена на примере Кара-Мурзы, осуждённого и не за то на четверть века в России. Дети наших светских репатриантов вступают в браки с людьми религиозными, и счастливы. Мои соседи и сотрудники религиозные во всем готовы мне удружить, помочь и просто сказать доброе слово. Мы- один народ. Не надо шить нам непреодолимые противоречия!

    1. «Евг. Сова, спикер партии Либермана, неделю назад в программе ТВ на русском языке заявил прямым текстом …» (Е.Бандас)
      ***
      У живущих в Израиле не одно десятилетие и интересующихся положением дел в израильской политической реальности, память сохраняет высказывания и действия политиков из самых разных лагерей. Тому примеров много, и то, что в программе ТВ сообщил Евг. Сова, никак не является исключительно отличительной чертой нынешней оппозиции. Отнюдь.

      Год назад на заседании Ликуда, Мири Регев, вместе с Ювалем Штайницом, заявили прямым текстом:

      «Мири Регев: «Нам нет дела до солдат и других несчастных — надо свалить правительство»
      Перед голосованием в Кнессете по закону о стипендиях для демобилизованных солдат Мири Регев обратилась к товарищам по партии с зажигательной речью. Убеждая колеблющихся в необходимости голосовать против закона, она сделала редкое по откровенности заявление. «Мы решили свалить правительство, так нечего волноваться о солдатах, об избиваемых женщинах, об изнасилованиях — у нас есть цель», — заявила бывший министр. «Мы решили в оппозиции, что не будем голосовать ни за один закон. Ни за один, только если война», — напомнила депутат «нестойким» товарищам, у которых бывают порывы поддержать ту или иную законодательную инициативу коалиции. После этого были произнесены ключевые слова о системе приоритетов блока Нетанияху — плевать на всех, главное вернуться к власти. Депутат Юваль Штайниц поддержал призыв Регев не думать ни о чем, кроме возвращения к власти: «А то завтра будут вдовы, сироты, периферия, миллион инвалидов, больные, старики, выжившие в Холокосте и тому подобное», — сказал он.»

      https://news.israelinfo.co.il/103086

    2. Цель «свалить правительство» — это цель любой оппозиции.
      Нынешняя коалиция, когда была оппозицией делала то же самое вернее ещё хуже, не обращая внимания на явный вред стране в результате своих действий.
      Лично я считаю, что и протесты прекращать нельзя. Свалить такое (антиизраильское) правительство — это святое дело.

    3. Елена, а может объективности ради вспомнить поведение предыдущей оппозиции, ставшей правительвом, когда она, оппозиция, голосовала против законопроектов, 100% отвечавших её идеологии, таких,Ю к примеру, как распространение законов Изпаиля на живущих в поселениях на Зап. Берегу?

  11. «Влияние иудейских евреев в Израиле будет расти, хотя бы за счёт демографии.»
    ———————————————————————————————————
    Влияние прежде всего на бюджет страны? А что,если с какого-то момента «боливар двоих не выдержит?»

  12. «Но не отпугнёт ли от них это часть поддерживающих их пока светских евреев, и не сблизит ли тем между собой два крыла еврейства?»
    ***
    Не сблизит. Для сближения нужен хоть какой то консенсус общих ценностей, образа жизни, общих понятии прав и обязанностей перед г-вом. Это признаки присущи только единной нации! О каком консенсусе может идти речь если иудейский еврей (ультраортодокс/хардальник) не зайдет в квартиру светского, не зайдет в кафе или в ресторан светского, они не будут вместе сидеть за общей трапезой, не будут учавствовать на общих мероприятиях, ибо светским не претит женское пение, они его с удовольствием слушают, и в разделительных перегородках чтобы отделить их жен, сестер, бабушек … от себя они не нуждаются?! Женские лица на рекламах и постерах в общественном пространстве и на продукции в супермаркетах им тоже совершенно не мешают! Молиться вместе они не будут. Иудейские евреи не будут выдавать замуж своих дочерей (женить сыновей) за сыновьями (дочерями) светских евреев. Так какое сближение может наступить? (взгляните на фарс дележа денег в новом бюджете страны нынешней коалицией). На основе чего?
    Замечательно что автор наконец (!) осторожненько затронул эту болезненную для израильского еврейского социума тему, но,
    к большому сожалению, иудейские евреи (ультраортодоксы и хардальники) и светские евреи (правые, центристы, левые) в этом плане, как в старом фильме — «моя твоя не понимать!». !ככה זה בישראל
    Радужные мечты иудейских левых прогрессистов о договоре «Габизон-Медан» скорее всего и останутся только мечтами перед глухой железобетонной стеной ортодоксии.
    Вода с нефтью в единное целое не соединяется.

Добавить комментарий для BORIS Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.