Михаил Ривкин: Недельный раздел Насо

Loading

Сфорно делает интересную новацию. Все земные богатства, все блага, которые можно купить за деньги, — это не самоцель. Главной целью существования еврея остаётся изучение Торы, и истинное благословение имеет смысл только тогда, когда он направляет нас к этой цели. Все перечисленные комментаторы рассматривали два действия, выраженные двумя глаголами как вполне самостоятельные. В деяниях земного царя присутствует только первое действие, второго вообще нет, и только в благословении Царя Небесного достигнута между ними полная гармония, но и при этом это как бы два последовательных, один за другим, шага, сначала идёт изобилие, а затем — охрана этого изобилия от всяческого ущерба. 

Недельный раздел Насо

Михаил Ривкин

Да благословит тебя Г-сподь и охранит тебя! (Бемидбар 6:24)

Мы уже писали ранее об общем смысле трёхчастного благословения коэнов. Рассмотрим теперь более внимательно его первую часть. Она включает два глагола: «благословит» и «охранит». По своему общему значению эти глаголы выглядят достаточно схожими. Схожими, но не синонимичными до конца! Само по себе их использование одного за другим ясно указывает, что второй глагол должен, так или иначе, подкрепить, усилить, обогатить первый. Многие толкователи стремились найти в чём же именно эта схожесть, и в чём именно различие между двумя глаголами.

Вот объяснение, которое предлагает Бемибдар Раба, 11:5:

«Вместе с благословением обязательно следует сохранение. У царя из плоти и крови есть раб в Сирии, а сам царь восседает в Риме. Послал царь за рабом своим, и тот явился и предстал пред царём. Даровал ему царь сто фунтов золота. Нагрузил раб поклажу, вышел в путь, напали на него разбойники, отобрали всё, что дал ему царь, и всё собственное имущество раба. И мог ли царь, обитающий в Риме, охранять в пути раба своего?! Для земного царя это невозможно! Поэтому и сказано: «благословит» — богатством и «охранит» — от разбойников» (Бемибдар Раба, 11:5)

Рабби Зеев Вольф Эйнхорн так комментирует этот мидраш:

«Нагрузил раб поклажу — нагрузил то, что дал ему царь на ослов. И когда увидели, что грузит раб поклажу, то позарились разбойники на добычу и ограбили его в дороге. И не только отобрали, что дал ему царь, но и его имущество отобрали. Так что царский дар оказался ему во зло. Однако «Благословение Г-сподне — оно обогащает, а с ним уж не узнает он (благословенный) горя»

Сходное объяснение различия между двумя глаголами приводит РАШИ в своём комментарии:

«Да благословит тебя — благословит имуществом.

Да охранит тебя — чтобы не напали на тебя грабители и не отняли. Тот, кто даёт дар своему рабу не может охранять его повсюду от всех людей. И когда приходят разбойники, и отнимают у него, то что за радости у него в полученном даре? Но пресвятой, будь Он благословен, и жалует даром, и охраняет, есть об этом много мидрашей в Сифрей» (РАШИ там)

В этом же направлении размышляет Авраам ибн Эзра:

«Да благословит тебя — добавлением жизни и богатства.

Да охранит тебя — охранит то добавление, которое Он тебе даровал, чтобы тебя не ограбили»

И также пишет Овадья Сфорно:

«Да благословит тебя — богатством и имуществом, ибо «нет муки — нет Торы» (Отцы 3:17)

Да охранит тебя — от грабителей» (Сфорно, Бемидбар 6:24)

Сфорно делает интересную новацию. Все земные богатства, все блага, которые можно купить за деньги, — это не самоцель. Главной целью существования еврея остаётся изучение Торы, и истинное благословение имеет смысл только тогда, когда он направляет нас к этой цели. Все перечисленные комментаторы рассматривали два действия, выраженные двумя глаголами как вполне самостоятельные. В деяниях земного царя присутствует только первое действие, второго вообще нет, и только в благословении Царя Небесного достигнута между ними полная гармония, но и при этом это как бы два последовательных, один за другим, шага, сначала идёт изобилие, а затем — охрана этого изобилия от всяческого ущерба. НАЦИВ из Воложина, в своём комментарии «Эмек Давар» стремится найти между этими действиями более глубокую, содержательную связь:

«Да благословит тебя — в это понятие включается все те благословения, которых заслуживает человек, чтобы его благословили. Тот, кто занимается Торой — благословен в учении, тот, кто занят торговлей — в торговле. Таким образом, в общей формулировке «да благословит» подразумевается конкретное дополнение, сообразно роду занятий.

Да охранит тебя — в каждом благословении нужна особая защита, иначе это благословение превращается в свою противоположность. Тот, кто занимается Торой нуждается в защите от гордости и от осквернения Имени, и тому подобное. И самое главное, чтобы он своё учение не забывал. Владелец имущества нуждается в защите, чтобы не пошло оно ему во вред, как это случилось с Корахом и с Навотом, и тому подобное. Нуждается в защите от кражи и от пропажи»

Согласно этому комментарию, первое благословение может относиться как к материальной сфере, и выражаться вполне реальными сокровищами, так и к сфере духовной, и в этом случае его довольно трудно точно измерить. Но НАЦИВ из Воложина понимает, что материальные блага во многих случаях могут перейти из разряда благословения в разряд проклятия. Сам он приводит два очень разных примера такого перехода благословения в свою противоположность. В случае с Корахом изменился сам характер богатого человека, богатство его развратило. В случае с Навотом характер человека не пострадал, Навот остался праведником, но внешние обстоятельства его жизни сложились трагически и привели невинного человека к гибели. Сама по себе идея, что чрезмерное изобилие иногда не к добру, так или иначе может быть отслежена в Торе. Глава Воложинской йешивы, перечисляя разные сферы «избыточного» благословения, переходящего во зло, наверняка опирался и на свой богатейший жизненный опыт общения с сильными мира сего, как с людьми богатыми, так и с великими знатоками Торы. По мнению НАЦИВа такой переход благословения в свою противоположность возможен и в духовной сфере, хотя там он не так бросается в глаза и не сразу заметен. Изобилие знания, связанный с ним почёт и поклонение, великое множество учеников не всегда гарантирует, что эти знания пошли на пользу….

И тут на помощь должна прийти вторая часть благословения, которая диалектически сдерживает и уравновешивает первую. Об этом же сказано и в мидраше Бемидбар Раба.

«Благословит тебя — богатством. Охранит тебя — с тем, чтобы ты с помощью этого богатства исполнял заповеди»

В лексиконе мидраша и Иерусалимского Талмуда благотворительность именуется «заповедь». Итак, вторая, компенсирующая часть благословения состоит в том, чтобы ты тратил своё богатство только на добрые дела. Мидраш Бемидбар Раба расставляет акценты несколько иначе, чем НАЦИВ. Если «Эмек Давра» говорит о компенсации, о сдерживании, о некотором ограничении первого благословения, то мидраш видит смысл второй части в том, чтобы направить дарованное благословение в нужное русло, правильно его сориентировать. Ведь если богатство будет использовано в непотребных целях, для услаждения плоти, то какое же это благословение?

Мидраш ничего не пишет о том, как работает вторая часть благословения в духовной сфере, в том случае, если человек благословлён знаниями Торы. Но и в этом случае, надо полагать, смысл второй части в том, чтобы как-то сориентировать, направить в нужное русло первую часть, использовать эти знания не для амбициозных целей, а исключительно на пользу другим.

Об этом стоит помнить всем, изучающим Тору…

Print Friendly, PDF & Email

8 комментариев для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Насо

  1. Модератор: комментарий удален за нарушения пункта 1 правил Портала.

    1. Модератор: комментарий удален за нарушения пункта 1 правил Портала.

  2. Лучше бы наши мудрецы чем-нибудь полезным занялись вместо того, чтобы толковать и без всяких толкований понятное 🙂

    1. Чем написать эту «мудрость», лучше Вы бы занялись чем-нибудь полезным 🙂

    2. Спасибо за ваш комментарий, Цви! я вижу, что модная нынче в Израиле травля харедим нашла своего верного представителя и на нашем замечательном международном портале. Так держать!

      1. Я харедим не травлю — нет возможностей, а появятся — посмотрим, как пойдёт 🙂

    3. Модератор: комментарий удален за нарушения пункта 1 правил Портала.

Добавить комментарий для Нестрогий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.