Михаил Пархомовский: «Нашла для Вас настоящий клад: Лев Исаевич Шейнис»

Loading

Михаил Пархомовский

«Нашла для Вас настоящий клад: Лев Исаевич Шейнис»[1] 

За время подготовки к изданию книг «Евреи в культуре Русского Зарубежья» скопился немалый архив переписки, которую я иногда перечитываю. И интересно, и грустно, и полезно: вспоминаешь и пересматриваешь когда-то задуманное, осуществленные и только названные проекты. Выведенная в заглавие фраза — из письма многолетней сотрудницы «Тургеневки» — русской библиотеки в Париже — Т.А. Осоргиной-Бакуниной. Татьяна Алексеевна безотказно и бескорыстно помогала мне в течение семи лет, последних семи лет своей жизни. «С вопросами и просьбами прошу и впредь обращаться, — писала она в ответ на мои угрызения совести, — буду делать, что в моих силах». А в письме от 21.2.93 содержался совет написать о Л.И. Шейнисе — враче, юристе и экономисте: «Он был председателем правления Тургеневской библиотеки много-много лет».

Совету этому я долго не мог последовать — не находил подходящего автора, да и материала, как выяснилось, было мало. Но настоятельная потребность рассказать о Льве Исаевиче Шейнисе и поклониться Татьяне Алексеевне Осоргиной — инициатору публикации — оставались.

Два обстоятельства поразили меня в Льве Исаевиче: во-первых, он необыкновенно долго занимал общественную должность председателя правления Тургеневской библиотеки — четверть века (с 1900 по 1924 год) и был бы на ней еще дольше, если бы не трагическая смерть — он стал жертвой несчастного случая. Во-вторых, — нечастым сочетанием интенсивного научного творчества с явным отсутствием (судя по доступным мемориальным сведениям) какой-либо ущербности: он был высокий, представительный, красивый, хорошо говорил по-русски и по-французски.

В русской колонии, и в частности в Тургеневской библиотеке, он пользовался большим уважением. Всегда деликатный, тактичный, сдержанный, он никогда никому не сказал неприятного или обидного.

Собрания правления в библиотеке проходили очень дружно и хорошо, и в то же время он умел остановить вовремя, если говоривший уходил в сторону от обсуждаемого вопроса, и вернуть разговор в нужное направление. Недаром его часто просили быть председателем на собраниях, где сталкивались большевики и меньшевики в горячих спорах и разногласиях; на этих собраниях роль председателя была нелегка, нужны были энергия и голос. Шейнис никогда не принадлежал ни к какой партии, и это было тоже очень желательно для председателя правления библиотеки: в ней, как в учреждении культурном и аполитичном, не полагалось говорить о религии и политике.

Лев Исаевич Шейнис

Он отсутствовал только в годы Первой мировой войны: служил в военных госпиталях Альби, Кастре, Монпелье, Майне — где были русские солдаты. Потом он был отправлен с военной пропагандистской миссией в Петроград и оставался там до прихода большевиков. Затем его послали с экономической миссией во Владивосток (поехал через Америку), и он вернулся оттуда через несколько месяцев по окончании войны, объехав всю Азию.

Покидая Париж в связи с военной службой, Лев Исаевич сказал жене: «Об одном прошу тебя, милая, не оставляй библиотеку ни в коем случае, и даже если тебе ничего не будут платить». «Я, конечно, обещала ему. Он завещал мне свое любимое детище, и я этого никогда не забыла бы», — писала в своих воспоминаниях Людмила Владимировна.

Фамилия ее была Чехова, но с Антоном Павловичем она не была в родстве. Во Францию попала совсем юной девушкой еще в конце прошлого столетия. Жила и училась вначале в Монпелье, где и познакомилась с будущим своим мужем. В библиотеке стала бывать с1900 г., вначале как читательница, потом — добровольной помощницей. Война окончательно решила дело: платный библиотекарь ушел волонтером на фронт, и Людмилу Владимировну попросили заняться детским отделом. После революции 1917 года, когда читателей стало больше, ей и М.П. Котляревской предложили место библиотекарей с жалованием 250 фр. в месяц. Стали они и членами правления.

Среди наших подписчиков были такие, к которым мы всегда относились с особой симпатией и вниманием, – вспоминала Людмила Владимировна, — это — дети и молодежь. Нам пришло в голову составить из них отряд помощников для приведения в порядок газет и для других мелких работ в библиотеке. Хотелось приблизить всю эту молодежь к библиотеке, книгам, заставить интересоваться ими, полюбить их. Наш «отряд помощников библиотеки» состоял из 8 человек; приходили они по четвергам попарно. Не скажу, чтобы они оказали нам большую помощь, но атмосфера была приятная. Младшие были активнее старших, последние больше болтали и рассматривали книги. Вспоминается мне Волик Щупак: разбираться в газетах и складывать их ему приходилось на полу в неудобном положении. В особенности для мальчика с плохим зрением. Но его усердие всегда трогало меня, его приходилось уговаривать бросить наконец работу и не утомляться. Очень хорошо и охотно работала всегда Раиса Шапуль. Она оставалась верна библиотеке и позднее. Когда у нее бывало свободное время и если библиотека нуждалась в работнице, Раиса всегда охотно исполняла хотя бы и самую скучную и грязную работу. Она делала это в 1919-ом году и точно так же двадцать лет спустя.

То же желание приблизить подрастающее поколение к библиотеке побудило нас устроить детские четверги.

Ежегодным прибыльным предприятием мы выбрали елку, где дети танцевали, пели, участвовали в спектаклях. Присутствующая на елках публика не могла себе и представить, какое сложное дело представляло собой устройство этих спектаклей и всего этого праздника. Когда дети играли на сцене, мы имели дело еще и с родителями… 

После Второй мировой войны Л.В. Шейнис стала председателем правления, и собрания правления проходили в ее квартире.

Т.А. Осоргина говорила: «От нее самой остается очень светлое впечатление — как о человеке очень большой душевной чистоты, преданности делу и большой скромности». До глубокой старости — Людмила Владимировна умерла в1962 г. — она жила интересами библиотеки, и, со слов Татьяны Алексеевны, «интерес ее к любимому делу угас, только когда угасло сознание».

Но вернемся к Льву Исаевичу. Он родился в1871 г. в Волынской губернии. Медицинский факультет кончал в Монпелье. Тяга к научному творчеству проявилась еще в студенческие годы — во время учебы в университете он опубликовал 9 статей. В1896 г. защитил диссертацию «О роли лихорадки в инфекционных болезнях», за которую, а также за услуги, оказанные госпиталям, получил премию Бюиссона (1000 франков). Переехав в Париж, стал одним из членов редакции «La semaine medicale», в которой поместил ряд работ. При этом не отказывался и от практической работы. «Он расточал свою медицинскую помощь, – пишет профессор Sylvain Levi, — со спокойным бескорыстием и с очаровательной меланхолической улыбкой. Одаренный широким и свободным умом, с интересом откликаясь на все вопросы знания и на попытки их разрешения, он точно так же расточал сокровища своей эрудиции и своих размышлений».

Широту его научных интересов демонстрируют переведенные им (с французского на русский) книги:

Ш. Жид. Основы политической экономии (СПб., 1896);
А. Пру и Ж. Баллэ. Гигиена неврастеника (СПб., 1899);
Э. Гюйар. История мира (СПб., 1900).

Большинство его статей вышли на французском языке — 178. Он публиковался также на русском — эти работы можно найти в периодических изданиях: «Вестник воспитания», «Мир Божий», «Вестник Европы», «Вестник знания», «Русское богатство», «Правда» и др. Несколько работ напечатаны на немецком и испанском языках. С1908 г. и до конца жизни он посылал еженедельно письма в самый крупный американский медицинский журнал — «The Journal of the Association American Medical». А с1922 г. сотрудничал в двух испанских медицинских журналах в Мадриде: «Archivos de Medicina, Cirugia y Especialidades» и «Los progressos dela Clinica».

Кроме того, с1922 г. д-р Шейнис издавал терапевтический ежегодник, вышло пять книг.

Сообщения о его лекционной работе можно найти в нескольких источниках. Так, в1900 г. он читал лекции по уголовной антропологии в Русской высшей школе общественных наук. Всячески способствуя отысканию средств на нужды библиотеки, он выступал с лекциями в ее пользу. Так, в1909 г. он читал о Ломброзо и его учении в области преступности, в 1912 выступил на вечере, посвященном столетию со дня рождения Герцена. Рассказывал также о своих впечатлениях по возвращении из Петербурга. В марте1920 г. в зале Общества ученых он прочел цикл лекций на тему «Художественное творчество и наука»: 13 марта — «Художественное искание и научное исследование», 20-го — «Художественная правда и научная истина», 25-го — «Научная поэзия и поэзия науки».

Лев Исаевич выступал и в Обществе друзей еврейской культуры. Так, 11 мая1923 г. он был одним из докладчиков по теме «О национальном начале в искусстве» (кафе «Версаль»). В сообщениях 17 октября и 26 декабря того же года он назван в числе содокладчиков в вечерах памяти — Бернара Лазара и С. Андриевского (кафе «Вольтер»).

В 1926 г., после смерти Шейниса, старанием друзей в издательстве Зиновия Гржебина была издана книга «Проблемы криминалистики и социальной психологии», составленная из статей Льва Исаевича и прочитанных им лекций в Высшей русской школе общественных наук в Париже (из курса уголовной антропологии и других). В книге содержится список его трудов — на 13 страницах! Шейнис принадлежал к противникам школы Ломброзо — он придавал особое значение социальному фактору в деле возникновения преступлений.

Из напечатанного в книге особое внимание обращают на себя три его оригинальных труда. Это статья «Художественное творчество и наука», где говорится о том, что творческое воображение лежит в основе и художественного искания и научного исследования; обсуждается роль вдохновения и рассудочности, бессознательного и полусознательного в творчестве художника и в научной работе.

Все воспитательные воздействия, включая наказания, в детской психике преломляются через идею равенства, — вокруг этого тезиса построена Львом Исаевичем лекция «Из области детской правовой психики».

Третья работа — статья «Псевдоантропологические основы антисемитизма» — в книге опубликована целиком впервые (в1900 г. она была напечатана в «Русском богатстве», где подверглась значительным цензурным сокращениям). Лев Исаевич анализирует появившиеся прежде «научные труды», доказывающие, что евреи принадлежат к низшей расе, а также работы, объясняющие избранность еврейского народа его принадлежностью к высшей расе. Основываясь на фактическом материале и истории евреев, автор доказывает, что нет одного типа еврея. Особенно разнятся между собой евреи севера России, Польши и Германии от евреев, живущих вокруг Средиземного моря и на Востоке. В числе причин этой разницы — смешение с другими народами и прозелитизм, широко распространенные за полтораста лет до н.э. и в первые века н.э.

Шейнис был одним из авторов Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в которой и о нем есть короткая статья.

И наконец еще одна сторона общественного служения Льва Исаевича: в поисках средств для Тургеневской библиотеки Шейнис вместе с ее сотрудниками участвовал в постановке ряда спектаклей в театре Vieux-Colombier. Так, с большим успехом прошла пьеса Чехова «Дядя Ваня», в которой Лев Исаевич исполнял роль Войницкого.

Именем Льва Исаевича были названы профессиональные курсы ОРТа, о чем нашел два сообщения д-р Владимир Хазан:

«8 января начались в театре “Фемина” спектакли театра “Дер Идишер Шпигель”. Сбор с первого спектакля поступил в пользу трудовых курсов имени покойного д-ра Л.И. Шейниса» / Рассвет (Париж). 1925. № 2 (10 января). С.14/;

«Во вторник 7-го июля состоится открытие профессиональных курсов ОРТ-а, учрежденных в память покойного д-ра Л. Шейниса. <…> Начало в 5 ч. 30. Адрес: 94, rue des Haies, (XX-e)» / Рассвет (Париж). 1925. № 27 (5 июля). С. 12.

Литература 

Еврейская энциклопедия / Под общ. ред. д-ра Л. Каценельсона. Т. XV — СПб.: Изд-во Брокгауза и Ефрона. (1913?). С.949.

Зайцев Б.К. Памяти Л.В. Шейнис // Русская мысль. 1962. 4 окт.

La vie culturelle de l’emigration russe enFrance. Chronique (1920–1930) // Presses universitaires de France. –Paris, 1971.

Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920–1940. Франция. Т. 1. 1920–1929 / Под общ. ред. Л.А. Мнухина в сотрудничестве с Т.Л. Гладковой, Т.И. Дубровиной, В.К. Лосской и Н.А. Струве. — М., 1995.

Шейнис Л.И. Проблемы криминологии и социальной психологии. — Париж: Изд-во З. Гржебина, 1926.

Шейнис-Чехова Л.В. Тургеневская библиотека (Воспоминания) // Русская общественная библиотека им. И.С. Тургенева. Сотрудники–Друзья–Почитатели. С.43–61. — Париж, 1987.


[1] Опубликовано в книге РЕВЗ. Т. 6. С. 400–406.

Print Friendly, PDF & Email