Диана Кан: Еврейская община Болгарии перед лицом суровых реалий экономического кризиса

Loading

Диана Кан

Еврейская община Болгарии перед лицом суровых реалий экономического кризиса

Перевод с английского Игоря Файвушовича, Хадера

Эти истории начали накапливаться ещё в прошлом году. Молодые успешные семьи стали приходить в отчаяние.

В тот период директор болгарской программы Американского объединённого распределительного комитета помощи Юлия Дандалова задействовала проекты социальной помощи наиболее нуждающимся членам еврейской общины: пожилым пенсионерам и детям из бедных семей.

Теперь она получает звонки от людей своего возраста: «тридцать плюс» с хорошо оплачиваемыми рабочими местами, хорошими домами и автомобилями. Люди, о которых прежде у неё не было никакого представления, противятся нынешней ситуации.

Они рассказали ей, что не смогли выплатить платежи по кредиту за свои дома, и банк угрожает забрать их и арендованные автомобили. Это люди, каждый из которых оказался перед пропастью бедности.

Они не привыкли обращаться к еврейскому сообществу с просьбой о помощи», – говорит Дандалова, – «и в тот момент, когда они пришли в общину, было уже слишком поздно, чтобы помочь им».

Ещё три года назад евреи высшего и среднего класса Софии процветали. Это были в основном люди 30-40 лет, содержащие себя, своих детей и своих стареющих родителей.

Когда наступил мировой экономический кризис, на дно скатились не только бедные, но и те, кто, как и многие их коллеги на Западе, жили лучше, чем позволяли их доходы при невыносимых ипотечных ссудах и долгах. Цены на нефть и продовольствие взлетели вместе с ростом безработицы. Реальный рынок недвижимости рухнул. Люди потеряли свои рабочие места, и их жизнь пошла под откос.

Этот контингент «новых бедных» в еврейской общине был поразительным; те самые люди, которые нуждались в помощи, в своём большинстве, признавались в этом с большим трудом. Вместо того чтобы обращаться за помощью, они использовали свои последние сбережения, чтобы сохранить свою претенциозность.

«Обычно люди среднего класса думают: «Хорошо, но есть и более бедные люди, есть люди, которые больше нуждаются, чем мы. Мы всё ещё можем бороться и справляться с трудностями», – рассказывает Дандалова. – «Но правда заключается в том, что они попадают в ситуации, когда они действительно впадают в отчаяние и не могут сами себе помочь».

Экономический кризис ударил по Болгарии так же сильно, как и по Греции, но не привлёк такого внимания всего мира. «Среднемесячный национальный доход равен нулю, деньги и власть находятся в руках немногих предпринимателей с хорошими связями, распространены организованная преступность и мощная коррупция», – считает Максим Бенвенисти, президент болгарской еврейской общинной организации «Шалом».

С 2009 года уровень безработицы в Болгарии увеличился с 6,8 % до более чем 10 % в 2010 – 2011 годах, согласно данным JDC («Всемирная еврейская организация Джойнт» – И.Ф.). Согласно её прогнозам, в этом году ожидается незначительное падение уровня безработицы.

Этот кризис выявил определённую слабость в небольшой общине Болгарии, насчитывающей около 7000 евреев, которая после пятидесяти лет коммунизма вновь появилась после 1990 года при поддержке евреев Израиля и диаспоры. Сегодня здесь существуют яркие общинные структуры, растёт число их членов, но лишь немногие еврейские предприниматели и простые болгарские евреи обладают политическими связями.

Большинство членов еврейской общины являются наёмными работниками, а не работодателями, поэтому эта община такая бедная», говорит Александр Оскар, президент софийского филиала организации «Шалом», которая помогла запустить в болгарской столице программу обучения предпринимателей в еврейской дневной школе. Возрождение еврейской жизни и обучения в нашей общине идёт рука об руку с молодым поколением, которое пытается быть более независимым, предприимчивым и ответственным».

Оскар добавляет, что, благодаря общинной поддержке, «никто не будет умирать с голоду».

«В зимний период все обеспечены отоплением и предметами первой необходимости. Но мы также понимаем, что члены молодых семей в возрасте от 40 до 50 лет не просто хотят выживать. Они хотят содержательной жизни», сказал он.

Лидеры общины быстро поняли, что на карту поставлено не только финансовое благополучие еврейской общины, но и само её существование», поясняет Бенвенисти.

«Если они не получают поддержки со стороны общины, то, на мой взгляд, единственный шанс заключается в том, чтобы покинуть эту страну», сказал он. «Но это бы означало, что, рано или поздно, еврейская община прекратит своё существование». Эта проблема перекликается с наиболее пострадавшими еврейскими семьями. Яна Леви и её муж-бухгалтер заботились в течение многих лет о своих троих детях и слепой матери Яны. В их квартире стоят три кровати и единственный шкаф для пяти человек. Дверцы на кухонных шкафчиках падают с петель.

Леви – оптик, она потеряла работу несколько лет назад и изо всех сил пыталась хоть как-то трудоустроиться. Сейчас она работает на неполную ставку по уходу за пожилой женщиной в рамках организации «Джойнт». Даже с той социальной помощью, которую получает её семья, Леви ежедневно изыскивает всё необходимое для своих детей и борется с «моментами паники», которые ею овладевают.

«Я осознаю, что воспитываю поколение эмигрантов, людей, которые ищут счастья за рубежом», говорит она с грустью. «Я знаю, что хотя я сегодня воспитываю троих детей, наступит день, когда я останусь в одиночестве, потому что здесь для них нет никакого будущего».

Между тем, казне организации «Шалом» нанесён урон из-за сокращения доходов от сдачи в аренду собственности, которую община приобрела в рамках посткоммунистической реституции. Таким образом, на данный момент, многие болгарские евреи полностью зависят от внешней помощи.

По состоянию на конец прошлого года, «Джойнт», работая с организацией «Шалом», внезапно и неожиданно пережил 35-процентный всплеск загруженности своей собственности. В результате «Джойнт» обратился к своим донорам с призывом пополнить его бюджет на 2012-й год в Болгарии дополнительными $330,000.

Программы чрезвычайной помощи оплатят основные расходы на еду, одежду, учебники для детей, счета за бытовые нужды и жизненно необходимую медицинскую помощь. Но многие усилия направлены на обеспечение продолжения жизни еврейской общины. Есть средства для каждого ребёнка, который хочет принять участие в еврейском летнем лагере, а также для членов общины, чтобы поучаствовать в еврейских праздниках и мероприятиях. Существуют даже деньги для участия в конференции «Лимуд» («Учёба»), ежегодном трёхдневном международном еврейском учебном сборе, по приглашению греческой еврейской общины.

Директор европейского филиала «Джойнта» Альберто Сендери сказал агентству JTA, что создаётся программа обучения профессиональным навыкам, включающая в себя реконструкцию зданий и создание компьютерных и телефонных сетей. Это, как он надеется, поможет людям не только выдержать этот экономический кризис, но дать им инструменты, чтобы стать более самодостаточными и сохранить свое достоинство.

«Первый этап заключается в том, чтобы помочь людям признать, что они находятся в беде, но это только начало», говорит Бенвенисти.

Большинство «новых бедных», в особенности, менеджеров в таких сферах, как реклама и связи с общественностью, нуждается в помощи в осознании их новых реалий.

Одна из коллег Дандаловой недавно призналась, что её дочь попала в больницу с диагнозом «психологический кризис» после того, как она и её муж одновременно потеряли высокооплачиваемую работу в телекоммуникационной компании.

Таких людей, по словам Бенвенисти, нужно учить, как жить по-другому.

«Их переучили на неквалифицированных рабочих, и мы стараемся поддержать их и оказать им психологическую помощь в ориентации на современном рынке труда», пояснил он.

Одним из показателей того, насколько ухудшились экономические реалии, является такой: когда стало известно, что «Джойнт» задействовал программу по финансированию ухода за пожилыми людьми, пережившими Холокост, более 700 человек выстроились в очередь для записи.

«Люди с высшим образованием в разных областях заняты работой по уходу за пожилыми и уборке их жилищ», сказала Цвети Фридман, менеджер по финансовым вопросам болгарского филиала «Джойнта». «Они находились в отчаянии».

Леви получила одно из тех мест. Тем не менее, она и её муж с трудом сводят концы с концами и стоят перед трудным выбором. В начале мая Леви записала своих детей на уроки плавания. Это означает, что в конце месяца ей не будет хватать денег на питание семьи, но она сказала, что для её детей слишком опасно ехать в летний лагерь, не умея плавать.

«Меня пугает то, что говорят, что это только начало экономического кризиса», признаётся она. «Я не могу себе представить, что стало бы с нами без помощи еврейской общины».

Диана Кан – бывший репортёр «Associated Press», писала о военных конфликтах в Африке и на Ближнем Востоке, работала на «CNN International».

Print Friendly, PDF & Email