Белла Езерская: «Ктуба, или свидетельство о браке»

Loading

Белла Езерская

«Ктуба, или свидетельство о браке»

Так называется спектакль, которым театры Хаверим и Master Tеather 7 ноября (дата-то какая!) открыли Театральные четверги в театре Миллениум. Все это значится в красиво оформленной программке, на задней страничке которой напечатан словарь терминов, которые могут быть непонятны. Например: обрезание — праздник для всего кибуца; кибуц — еврейский колхоз-миллионер. И так далее в том же духе.

Художник— постановщик Феликс Фильштинский, режиссер Виктор Топаллер, автор — Лауреат госпремии Израиля Эфраим Кешон, художественный руководитель театра Михаил Галкин.

В скобках на программке значится: комедия в двух действиях с одним антрактом без буфета.

— Позвольте, — скажет осведомленный театрал, — как это без буфета?

Классик ошибался: театр начитается не с вешалки, а с буфета. С того самого откуда не вылезал бессмертный Шмага. Впрочем, вешалки в этом театре тоже нет. Что причиняет некоторые неудобства, особенно в зимнее время.

Нет, я вижу, без комментариев не обойтись.

Ну, во-первых, спектакль того… секонд хэнд. В смысле — не новый. Ему уже лет 7 или 8. С тех пор он хуже не стал. Его обновили, почистили и приурочили к знаменательной дате. Вы, надеюсь, не подумали что к годовщине великого октября? Этого еще недоставало! Нет, его приурочили к событию гораздо более скромному: созданию нового театра, который отныне будет, называется не Миллениум, а Master Theatre, и будет соседствовать, и сотрудничать с театром Хаверим. Оба театра обещали устраивать  Театральные четверги (см выше). Значит ли это, что они будут выдавать каждый четверг по премьере?!

Перед началом спектакля перед публикой выступил художественный руководитель театра Михаил Галкин. Смысл его краткой речи сводился к тому, что в Большом Нью-Йорке проживает миллион русскоговорящих людей, которые жить не могут без русского драматического театра (я точно не могу). Поэтому необходимо создать театр, который будет играть классику и современные пьесы на великом и могучем. Не слишком углубляясь в историю, хочу напомнить, что на моей памяти (и при моем посильном участии) такие островки культуры возникали в Нью-Йорке, как минимум, трижды. Первым был репертуарный театр Льва Шехтмана (90-е) в котором американцы и один русский играли пьесы русских авторов. Просуществовал он 10 лет. Замечательный был театр, хоть помещался в глубоком подвале. Театр композитора Александра Журбина продержался пять лет, и распался в связи с возвращением основателя на родину. Двуязычный театр СТЕПС пока жив. Главный режиссер Слава Степнов ставил пьесы на русском и английском языках. Театр остался без крыши, которую он снимал много лет в Гринич Виллидже. Найдет ли он подходящее помещение, Б-г ведает. Был еще театр миниатюр (режиссер Феликс Яблоновский). Главная актриса этого театра Елена Строганова занята в «Ктубе», но очень интересно работает моноспектакли.

Театры прекращали существование, в основном, по причине отсутствия «критической массы зрителя». А также денег, спонсоров, помещений и.т.д. Актеры не получали ничего, кроме творческого удовлетворения. Помню зимой 2007 года на промерзшей насквозь сцене Миллениума была поставлена прелестная оперетта с остроумным сценарием и талантливыми исполнителями, которые сделали бы честь любому профессиональными театру. Владельцы, спасибо им, предоставили артистам сцену, но не обязались отапливать помещение. На примадонну в декольте во всю спину жалко было смотреть. Сначала был прогон. Зал был полон. Зрители топали валенками, чтоб согреться, и снимали рукавицы чтоб похлопать. Потом была генеральная репетиция — при такой же температуре, и с таким же энтузиазмом. Я была уверена, что, спектакль выживет. Я так люблю оперетту! Увы! Генеральной репетицией все и закончилось…

Я это говорю не для того, чтоб вылить ушат воды на головы людей, не потерявших веру в силу прекрасного, а для того, чтоб помочь им реально оценить обстановку. Впрочем, они это знают и без меня.

Итак, поговорим о ктубе. Это очень смешной спектакль, связанной с бюрократией в оформлении бракосочетания в Израиле. Это очень грустный спектакль о современном патриархате и горькой судьбе женщины в счастливом браке. Дочка главных героев (Татьяна Родос) не может выйти замуж потому что у ее родных нет свидетельства о браке. Мамочка жениха не может этого допустить. Да и сам жених с высшим образованием (Давид Варер) стоит перед трудным выбором: а вдруг она незаконнорожденная? Какой ужас! Единственный выход из создавшегося положения — чтоб родные поженились и получили эту чертову ктубу. Таким образом, супружеская пара, прожившая вместе 25 лет возвращается в пору своего жениховства, что таит в себе массу комических и грустных ситуаций. Трогательна Шифра (заслуженная артистка России Светлана Кифа) в своей любви к самодуру-мужу и своем запоздалом бунте; уморительна соседка Яффа влюбленная в Элимелеха Борозовского и нахально добивающаяся его внимания — (Елена Строганова). И, наконец, сам герой — супермен в ранге сантехника, влюбленный в трубы различных диаметров гораздо больше, чем в свою красивую жену; эгоистичный домашний деспот и любящий отец — бесспорная удача Льва Котляра.

В мою задачу не входит рецензирование, просто я убедилась, что можно два раза посмотреть один и тот же спектакль, и при этом получить удовольствие. Буфета и в самом деле не было, но зато был роскошный фуршет, а в фойе играл оркестр. Как в лучших домах. Доживем до четверга…

Print Friendly, PDF & Email