Евгения Кравчик: На крыльях — в историю израильской авиации

Loading

Евгения Кравчик

На крыльях — в историю израильской авиации

27 декабря исполнится 100 лет с момента первой посадки самолета в Эрец-Исраэль.

— Французский аэроклуб инициировал первый в истории всемирного воздухоплавания перелет из Парижа в Каир, — рассказывает Дан Мокеди, основатель Музея истории израильской авиации — авиа-галереи, расположенной в окрестностях Хадеры в заповеднике Хоф ха-Боним. — В соревнованиях участвовали три экипажа. Пилоту, который первым совершит посадку в Каире, был обещан приз размером полмиллиона франков.

Победителем стал 32-летний француз Жюль Ведрин. Свой перелет он совершил ровно через 10 лет и 10 дней после того, как братья Райт впервые в истории человечества преодолели земное притяжение и поднялись в небо.

Жюль Ведрин, однако, совершил вынужденную посадку.

— Согласно изначальному плану, он должен был посадить самолет в районе первой в еврейском ишуве сельскохозяйственной школы «Микве Исраэль», но в декабре быстро темнеет, и пилот сбился с курса, — уточняет Дан Мокеди. — К тому же возникла проблема с одним из колес допотопного шасси — вот и пришлось посадить самолет в пески к северу от Яффо — в том самом месте, где сегодня находится «Тахана»…

В «Микве Исраэль» Ведрина ждали не только взволнованные сотрудники французской дипломатической миссии в Палестине, но и многочисленные еврейские первопоселенцы, однако проказница удача от них отвернулась.

Лишь спустя несколько дней — 31 декабря 1913 года другой французский пилот — Марк Бонье благополучно посадил двухместный самолет Nieuport II-а в районе Американской колонии в Иерусалиме, после чего направил Папе римскому в Ватикан прочувствованную телеграмму.

Сотрудники французского консульства в Палестине устроили пилоту и механику пышный прием, на котором была исполнена «Марсельеза».

Трудно поверить, но в музее на Хоф ха-Боним экспонируется двигатель и винт одного из самолетов, построенных в начале 20-го века!

— Не так давно мы с внуками побывали в Музее Эрец Исраэль на выставке, приуроченной к 100-летию израильской авиации, — замечает министр сельского хозяйства и развития аграрных районов Яир Шамир. — Вел экскурсию один из ветеранов национальной авиакомпании «Эль Аль» — такой же военный пилот, как мы с вами.

В военно-воздушных силах Армии обороны Израиля Мокеди служил пилотом боевых самолетов, сидел за штурвалом F-16, был заместителем командира эскадрильи. Выйдя на гражданку, он решил поведать соотечественникам историю израильской авиации, но сделал это по-своему: объездив полмира в поисках «вещественных доказательств», Мокеди нашел и привез в Израиль небесных «динозавров».

Дан Мокеди (справа) с Яиром Шамиром

— Этот самолет я обнаружил в Сан-Диего, штат Калифорния, — говорит Дан, указывая на один из экспонатов музея.

Доставляют в Израиль архаичные самолеты в контейнерах в разобранном виде: на первый взгляд — ржавые запылившиеся запчасти, не имеющие никакой ценности. Затем в ангаре авиа-галереи начинается работа: реконструировать самолет, поднявшийся в воздух 70-80 лет назад, — всё равно что построить хитроумное сооружение из деталей конструктора Lego.

— К сожалению, сегодня вам не удастся понаблюдать за прыжками парашютистов — членов клуба Air Paradive, расположенного рядом с музеем: темнеет, тренировки завершены, — констатирует Дани Мокеди.

Гиват ха-Море, 1943 год: пионер израильской авиации Дани Шапира проводит инструктаж с Иегудой Ха-Шимшони, который вот-вот поднимется в воздух на 30 секунд

Яир Шамир прослужил в израильских ВВС 25 лет вначале пилотом, а затем командиром и начальником Управления, которое ведает электроникой. В этом году у Шамира тоже юбилей: 50 лет с того волнующего, незабываемого дня, когда он стал рядовым израильских военно-воздушных сил. Подобно многим своим ровесникам, страстно мечтавшим обрести крылья и взмыть в небо над Иерусалимом, Яир еще в школьные годы досконально изучил историю мировой авиации, а кое-какие самолеты, экспонирующиеся в музее на берегу Ха-Боним, он пилотировал.

1960-й год, Франция. Пилот израильских ВВС Дани Шапира готовится совершить полет на французском самолете «Мираж» номер 001

В первые годы службы в ВВС Яир Шамир стал свидетелем зарождения отечественной авиационной промышленности: после блистательной победы ЦАХАЛа в Шестидневной войне Франция бойкотировала «израильских агрессоров» и перестала поставлять Еврейскому Государству самолеты. В те годы молодой пилот Яир Шамир вряд ли мог представить, что пройдет время — и он не только возглавит израильский концерн авиационной промышленности, но и выведет этот гигант на качественно новый уровень. В 2005 году, когда Шамир вступил в должность председателя Совета директоров, чистая прибыль концерна составляла 2 млн. долларов США, в 2006 году достигла 130 млн., а к 2010 году выросла до 94 миллионов! Под руководством Шамира концерн вышел на российский рынок, занял лидирующие позиции в отрасли производства беспилотников и осуществил четыре успешных запуска спутников в космос.

Сейчас Шамир взял курс на такую же тихую революцию в аграрной отрасли. Чтобы разобраться «изнутри», какие проблемы больше всего тревожат фермеров, он каждую неделю совершает рабочую поездку по разным регионам — от Голан на севере до южной оконечности пустыни Арава.

Незаметно для участников спонтанной экскурсии (в музей министр заскочил по окончании рабочей поездки в кибуц Мааган Михаэль и встречи с фермерами) рассказ Дана Мокеди плавно трансформируется в диалог двух бывалых офицеров ВВС, не раз смотревших смерти в глаза.

— Вот самолет, за которым Дову Озу пришлось отправиться в Великобританию, — говорит Дан Мокеди. — Неделю назад мы получили лицензию, позволяющую совершать на нем полеты. В наши дни за штурвал этого музейного экспоната с несказанным удовольствием садятся молоденькие пилоты.
— Знакомая машина, — загадочно улыбается Яир Шамир.

1946 год, Дани Шапира: «Первым делом, первым делом самолеты, ну, а девушки, а девушки потом»

— Евгений, — окликает Дан Мокеди одного из своих сотрудников, — заводи! Этому самолету почти 80 лет. В свое время его возможности считались неограниченными: разведчики проводили с его борта аэросъемку, но в то же время его использовали и для бомбардировок.

Заводится мотор лишь после того, как механик дважды вручную крутанет пропеллер.

— А вот (пройдемте, пожалуйста, в ангар) — самолет, на котором легендарный израильский пилот Дани Шапира налетал первые 17 часов. 31 апреля 1939 года в Эрец-Исраэль завершился первый в истории еврейского ишува летный курс. «Крылышки» выпускникам вручил верховный представитель Великобритании в Палестине. Единственным выпускником этого курса, впоследствии служившим в израильских ВВС, был Биньямин Кахане.

— Замечательный был пилот… — откликается Яир Шамир.

Сотрудники авиа-галереи поставили перед собой цель отремонтировать старые самолеты, чтобы на них можно было летать. Среди прочих, дожидается своего часа сирийский самолет, сбитый бойцами нашей противовоздушной обороны на Синае.

— Ремонтировать его, впрочем, мы не спешим: вначале нужно заново собрать отечественные самолеты, — говорит Дан Мокеди, — чтобы школьники и молодые бойцы ЦАХАЛа получили возможность соприкоснуться с историей израильских ВВС.

Если вы мечтаете совершить уникальное путешествие в прошлое еврейского ишува, лучшая «машина времени», конечно же, — самолет! И даже если не каждый решится взмыть в небо над Хадерой на каком-нибудь музейном экспонате с угрожающе урчащим мотором, дух романтики, героизма и дерзкой мечты еврейских первопроходцев (им насквозь пронизана атмосфера музея!) гарантирует вам мощный заряд энергии.

Прежде, чем отправляться в авиа-галерею на Хоф ха-Боним, позвоните в музей по номеру 1-700-70-20-24 и узнайте, в какие часы он открыт для широкой публики.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Евгения Кравчик: На крыльях — в историю израильской авиации

  1. «31 апреля 1939 года в Эрец-Исраэль завершился первый в истории еврейского ишува летный курс».
    В апреле 30 дней. Уточните, пожалйста, дату. нужно для сайта «Еврейский календарь»

Обсуждение закрыто.