Лев Мадорский: Двойной разведчик

Loading

Когда Виктор подавал заявление о предоставлении израильского гражданства, к нему подошли два израильтянина с предложением пройти в кабинет и поговорить. Там они представились работниками ШАБАК и предложили Виктору вернуться в Варшаву и послужить Израилю, став агентом израильской разведки. Граевский согласился.

Лев Мадорский

ДВОЙНОЙ РАЗВЕДЧИК

Тему предложил израильтянин М.Ф.

Лев МадорскийСреди евреев Польши, живших в ХХ веке, есть целая плеяда замечательных или, если добавить немного совсем не лишнего здесь пафоса, великих (Лазарь Заменгоф, Артур Шик, Януш Корчак) иудеев, которые оставили яркий след в еврейской истории. К ним относится и Виктор Граевский, при рождении Виктор Шильман.

Виктор Абрамович Шильман-Граевский родился 29 июня 1925 года в городе Краков, втором по значению (его называли Столичный Королевский город) и по количеству населения городе в Польше. Начинается Вторая Мировая. Когда в 1939 году нацисты оккупируют Польшу, семья бежит в Москву, где Виктор учится в обычной, советской школе. Неудивительно, что после такого обучения мальчик становится убеждённым сторонником коммунистической идеологии и противником, как писали в газетах того времени, буржуазного мракобесия.

Во время войны отношения поляков и евреев неоднозначные: от враждебных до самых дружественных. Католическая церковь при этом тоже как бы разделилась: рядовые священники с риском для жизни укрывали евреев от нацистов, за что полагалась смертная казнь, но высшая иерархия такие действия осуждала. Один из польских католических священников, который находился в Лондоне, Владислав Рачкевич, написал письмо в Рим папе Пию ХIII, с просьбой о публичной защите от преследований нацистов поляков и евреев. О том, что поляки спасали евреев во время Холокоста говорит и тот факт, что значительное их количество есть в Израиле в аллее Праведников народов Мира.

После окончания войны в 1946 году семья Виктора возвращается в Польшу. В 1949 году, когда Граевскому исполнилось 24 года, родители с детьми эмигрируют (у Виктора были младшие брат и сестра) а, точнее сказать, репатриируются в возрождённый Израиль. Виктор остаётся в Польше и вступает в ряды Польской коммунистической партии (ПКП).

В послевоенной Польше процветал антисемитизм. Не исключено, что именно поэтому Шильман меняет свою фамилию Шильман на Граевский, которая больше похожа на польскую. Он работает журналистом. Сначала внештатным сотрудником в некоторых варшавских газетах, его корреспонденции всегда привлекали внимание читателей, а, начиная с 1948 года, он штатный журналист в РАР, информационном агентстве, что-то вроде польского варианта ТАСС.

В 1955 году тяжело заболевает отец Граевского. Виктор едет в Израиль, чтобы его навестить, и в течение, буквально, нескольких дней происходит удивительная метаморфоза: убеждённый коммунист превращается в не менее убеждённого сиониста, поклонника идей Теодора Герцля. Как и Герцль Виктор начинает верить, что единственное спасение от антисемитизма— это образование своего еврейского государства.

Граевский решает остаться в Израиле, но тут происходит неожиданное. Когда Виктор подавал заявление о предоставлении израильского гражданства, к нему подошли два израильтянина с предложением пройти в кабинет и поговорить. Там они представились работниками ШАБАК и предложили Виктору вернуться в Варшаву и послужить Израилю, став агентом израильской разведки. Граевский согласился. Поездка на историческую родину, повторяю, в корне изменила взгляды Виктора и, хотя он продолжает работу в РАР, но это уже другой человек.

Но и это не всё. Когда Виктор вернулся в Польшу из Израиля, история повторяется, но уже в другом ключе: ему предлагают работать на КГБ (комитет государственной безопасности) СССР. Виктор, опять-таки, соглашается, но сообщает о вербовке в ШАБАК. Таким образом, теперь на ШАБАК работает не только гражданин Польши, но, что особенно ценно, гражданин Польши — агент КГБ, и вся информация, которую получал от Виктора КГБ, это была информация, а чаще всего дезинформация, которую ШАБАК хотел передать для Советского Союза.

В 1956 году Граевский познакомился с Лючией Барановской, польской еврейкой, работавшей секретаршей у первого секретаря ЦК ПОРП, Эдварда Охаба, который через несколько лет становится президентом Польши. Считается, что профессиональные разведчики должны контролировать свои эмоции и не примешивать их к своей работе. Может так и бывает, но не у Виктора с Лючией. У них завязываются искренние, романтические отношения.

Весной 1956 года происходит событие мирового значения. Новый генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв выступает перед делегатами ХХ Съезда КПСС с секретным докладом, в котором разоблачает культ личности Сталина и впервые рассказывает публично о страшных преступлениях «вождя народов» и «друга детей». Текст доклада, со строгим запретом его копировать, также рассылается главам государств и высшим партийным руководителям стран социалистического блока, или, как тогда говорили, Варшавского Договора (Польши, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Румынии).

Секретный доклад Хрущёва искали все разведки мира. США предлагали 1,5 миллиона долларов тому, кто принесёт копию доклада. В интервью через много лет Граевский сказал:

«Когда я прочитал этот доклад, то почувствовал, что у меня в руках что—то вроде атомной бомбы. Это было для меня нечто ужасное. Оказывается Сталин был разбойник и убийца. Для меня в то время это было большое потрясение. Я, воспитанный в советской школе, верил в преимущество социализма перед капитализмом, как верили все, или почти все советские граждане».

Граевскому повезло: секретарша генсека ПОРП Лючия, которой было поручено перепечатать этот доклад, рассказывает о его содержании своему возлюбленному, он просит разрешения прочитать доклад, делает его копию (по другой версии случайно находит доклад на столе у Лючии и делает копию незаметно от неё) и отсылает эту копию в Израиль. Таким образом, текст доклада израильтяне узнали даже раньше, чем он был зачитан депутатам Съезда. Это было важное достижение разведчика Граевского и, не исключено, что именно после этого события стали говорить о могуществе израильской разведки.

Бен-Гурион, бывший тогда премьер-министром Израиля, прочитав доклад сказал пророческие слова: «Если это правда, то через 20 лет произойдёт распад Советского Союза». Он передаёт копию в США. Доклад получает глава ЦРУ Ален Даллес и его брат, министр иностранных дел Фостер Даллес. Копия речи Хрущёва попадает также к президенту США Дуайту Эйзенхауэру, он решает опубликовать доклад в прессе. Эта публикация без сомнения ускорила распад СССР.

Последние годы Граевский работал в Израиле теле- и радио обозревателем. Скончался Виктор Абрамович 21 октября 2007 года и похоронен в Иерусалиме.

15 комментариев для “Лев Мадорский: Двойной разведчик

  1. Более старая и более информативная статья
    «Агент КГБ на службе у мирового сионизма»
    @https://evrejskaja-panorama.de/article.2022-10.agent-kgb-na-sluzhbe-u-mirovogo-sionizma.html@

  2. Уважаемый Лев, Вы, наверное, уже заметили свою описку — фамилия Вашего героя не Шильман, а Шпильман, что означает музыкант в идиш. Он однофамилец знаменитого польского музыканта и композитора Владислава Шпильмана, послужившего прототипом в фильме Романа Полянского « Пианист»

    1. Уважаемый Лев, Вы, наверное, уже заметили свою описку — фамилия Вашего героя не Шильман, а Шпильман
      ——————
      Спасибо, Лаура, за поправку. В сети я нашёл и такой и такой вариант

      1. Уважаемый Лев, польское слово , соответствующее слову “szpilman” на идиш ( музыкант, пианист) — это „grajek”, отсюда и фамилия Grajewski.

    2. Уважаемый Лев, Вы, наверное, уже заметили свою описку — фамилия Вашего героя не Шильман, а Шпильман
      ======
      Большое спасибо уважаемая Лаура

  3. Увлекательную статью о Граевском как двойном агенте можно дополнить известными двойными разведчиками, связанными с СССР..
    Например, Ким Филби, который на протяжении десятилетий был советским шпионом в МИ-6, будучи при этом одним из руководителей британской разведки. При этом, – что очень важно и встречается довольно редко, – он трудился за идею, так как с юности придерживался коммунистических взглядов.
    Другой вариант двойного агента Олег Пеньковский. Этот полковник ГРУ Генерального штаба Вооруженных сил СССР был одним из самых важных шпионов Запада во время холодной войны. По сути, как отмечают исследователи разведки, он предотвратил начало ядерной войны, передав в МИ-6 (Британская разведка) 5500 документов о ядерных силах СССР, в том числе на Кубе, и планах Хрущева. США получили полную информацию о том, какого типа ракеты и сколько ядерных боеголовок есть у СССР, что во многом повлияло на политику президента Кеннеди.
    Интересно, что под подозрение Пеньковский попал в 1961 году. А дальше сведения (как и положено в жизне описаниях про разведчиков) запутаны. По одним источникам он
    был арестован в октябре 1962 года и расстрелян в 1963-м, или его заживо сожгли в печи крематория, а запись казни демонстрировали разведчикам для устрашения и поднятия боевого духа.
    Существует, однако, версия, что Пеньковский действовал в интересах своей родины, передавая выгодную правительству СССР информацию. Такого мнения придерживался ученый Питер Райт, работавший на МИ-5. В этом случае история Олега заканчивается хеппи-эндом: он не был расстрелян или сожжен, а под чужим именем перебрался на Запад.

    1. Спасибо, Анатолий, за интересное развитие темы двойных разведчиков

  4. Zvi Ben-Dov: 17.10.2024 в 07:52
    Почему-то меня не охватило чувство гордости после прочтения истории г-на Граевского.

    Странная реакция. Просто интересный рассказ об одним из героев борьбы того времени. Автор не упоминает «чувство гордости». Но любой шпион в пользу Израиля, Запада, вообще, Десяти заповедей — герой, в обратную сторону — преступник.
    Автор не рассказывает о том, что стало с женой.

    1. Автор не рассказывает о том, что стало с женой.
      —————
      Спасибо за поддержку, дорогой Элиэзер. Это справедливое замечание, но никакой информации о Лючии Барановской я не нашёл.

      1. Я читала в польском интернете , что Виктор Граевский успел вернуть копию доклада Луции (её звали Łucja Baranowska) перед третьим часом дня, когда закрывались все шкафы и сейфы, и служба безопасности никогда об этом не узнала, а они между собой никогда об этом больше не говорили. Граевский уехал в Израиль в 1957 году, а Луция осталась в Польше, много болела и умерла в 1973 году.

        1. Граевский уехал в Израиль в 1957 году, а Луция осталась в Польше, много болела и умерла в 1973 году.
          —————-
          Большое спасибо, дорогая Лаура. Про судьбу Луции я не знал.

    2. По-моему Барановская была Виктору не женой, а любовницей. А вот стало ли известно безопасности, что через нее текст ушел в Израиль и США, это интересно.

  5. Граевский не просто «работал в Израиле теле- и радио обозревателем», а был главой редакции «Голоса Израиля» на русском языке.

    1. Граевский не просто «работал в Израиле теле- и радио обозревателем», а был главой редакции «Голоса Израиля» на русском языке.
      ——————
      Спасибо, Михаил, за важное дополнение

  6. Почему-то меня не охватило чувство гордости после прочтения истории г-на Граевского 🙁

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.