Михаил Ривкин: Недельный раздел Хаей Сара

Loading

Но поймут ли все эти тонкости близкие Ривки, ведь они же привержены магии и гаданию? Им надо рассказать только одно: тот знак, который слуга загадал, осуществился точно и полностью, как он задумал, так и случилось.

Михаил Ривкин

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ХАЕЙ САРА

Михаил Ривкин«И будет: девица, которой скажу: Наклони твой кувшин, и я напьюсь! . . а она скажет: Пей, и также верблюдов твоих напою» (Брейшит 24:14)

«И побежал раб навстречу ей, и сказал он: Дай-ка мне отхлебнуть немного воды из твоего кувшина! И сказала она: Пей, мой господин! И поспешила она и спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. А (когда) напоила его, сказала: Также и для верблюдов твоих буду черпать, пока не перестанут пить» (Брейшит 24:17-19)

«Я еще не кончил говорить про себя, и вот Ривка выходит, и кувшин на ее плече. И спустилась она к источнику и зачерпнула (воды). И сказал я ей: Дай мне испить! И поспешила она и сняла кувшин свой с себя, и сказала она: Пей, и также верблюдов твоих напою. И я пил, и также верблюдов она напоила» (Брейшит 24:45-46)

Мы видим три версии одного и того же события. Сначала нам рассказывают, что загадал и о чём молился слуга Авраама, направляя свои стопы в Арам-Наараим, какому испытанию хотел он подвергнуть тамошних девушек, затем — то что реально произошло, какой именно ответ он получил от Ривки на самом деле, а затем — что и как рассказал слуга Авраама отцу и брату Ривки.

И мы видим, что девица сделала не совсем то, что загадал слуга. Она не ответила ему одной короткой фразой «Пей, и также верблюдов твоих напою». После первого и краткого обращения «Пей, господин мой» она сделала всё, что нужно было для утоления жажды слуги, и только после этого приступила ко второй части своих обязанностей. Возникает вопрос: сделала ли Ривка больше, чем от неё ожидалось, или меньше? Вот различные ответы на этот вопрос:

«Праведница позаботилась о его удобствах. Если бы она сказала: «также верблюдов твоих напою» до того, как он сам выпил, то этим она поторопила бы его, и это исказило бы её намерения, получилось бы, что она, ещё не дав ему напиться, уже заботится о верблюдах. Но она сначала дождалась, когда он напьётся, и только потом сказала, что напоит верблюдов» (Ор А-хаим)

«Она была скрупулёзна в своей речи, и не сказала ему, как это загадал слуга «Пей, и также верблюдов твоих напою», ибо этим она уравнивала бы его и верблюдов, и потому сказала она только «Пей, господин мой», и только потом добавила «Также и для верблюдов твоих буду черпать» (А-ктав вэ А-каббала)

«Она помедлила поить его, ибо надлежит быть осторожным с путником, который пришёл из пустыни, из-под палящего солнца, и не давать ему сразу холодной воды в изобилии. Но чтобы он не подумал, что она не даёт ему много воды, потому что ей жалко, что он всю воду выпьет, она отдельно подчеркнула и сказала «и для верблюдов твоих буду черпать пока не перестанут пить» (А-эмек давар)

Согласно всем трём мнениям, Ривка сделала больше, чем то, о чём молился и что загадал слуга. По мнению Ор А-хаим она позаботилась о его удобствах, постаралась избежать излишней торопливости при питье воды. По мнению А-ктав вэ А-каббала проявила деликатность и чувствительность, подумала о том, чтобы не обидеть слугу, говоря о нём и о его ослах на одном дыхании, как если бы «превосходства человека над скотом нет». По мнению А-эмек давар она позаботилась и о теле, и о душе слуги. С одной стороны, она опасалась, что он будет пить слишком быстро, и это ему повредит в раскалённый солнцем день, с другой стороны она опасалась, что он превратно истолкует её поведение, огорчится, и постаралась избежать такого впечатления. Но если дело обстоит именно так, и поведение девицы превзошло ожидания слуги, почему же он не рассказал всё в точности её отцу и брату, почему опустил в своём рассказе некоторые детали?

Для правильного ответа на этот вопрос следует задуматься над другим вопросом: почему идолопоклонники из Арам Наараим, брат и отец Ривки ссылаются на имя Всевышнего?

«И отвечал Лаван и Бетуэль, в сказали они: От Г-спода исходит это, не можем говорить тебе (вопреки) ни худого, ни доброго. Вот Ривка пред тобою, бери и иди. И будет она женой для сына твоего господина, как говорил Г-сподь» (там 24:50-51)

Слуга не хотел объяснять им, что он провёл сложное испытание характера девицы, что будущая жена Ицхак должна быть достойна дома Авраама, достойна стать матерью народа великого, который будет твёрдо привержен важному качеству своего праотца, гостеприимству и милосердию к ближнему. Ведь про Ицхака сказано: «и соблюдал остережение Мое, Мои заповеди, Мои законы, и Мои Учения» (там 26:5). И РАМБАН поясняет в своём комментарии: «Мои законы» — следовать путями Всевышнего, быть милостивым и милосердным, вершить справедливость и правосудие». И сказано также «человека и скотину избавляет Всевышний», и именно так и ведёт себя Ривка, давая напиться человеку и животному. Но поймут ли все эти тонкости близкие Ривки, ведь они же привержены магии и гаданию? Им надо рассказать только одно: тот знак, который слуга загадал, осуществился точно и полностью, как он задумал, так и случилось. И под влиянием этого рассказа о чудесном совпадении задуманного и случившегося, родные дают свой ответ, и ответ этот они облекают в ту словесную форму, которую уже подсказал им слуга, когда начал свой рассказ, упомянув Имя Г-спода и когда завершил рассказ, вновь упомянув это Имя: «И поклонился я и повергся пред Г-сподом, и благословил я Г-спода, Б-га моего господина Авраам» (там 24:48). И услышав этот рассказ, близкие Ривки сами повторяют:

«От Г-спода исходит это, не можем говорить тебе (вопреки) ни худого, ни доброго. Вот Ривка пред тобою, бери и иди, и будет она женой для сына твоего господина как говорил Г-сподь» (там 24:50)

Разумеется, Лаван не понимал истинного смысла этих слов. Вот интересный мидраш, объясняющий эти слова:

«От Г-спода исходит это» — откуда именно исходит? Рабби Йеошуа: от горы Мория исходит.

Мудрецы сказали:

«будет она женой для сына твоего господина как говорил Г-сподь» (Брейшит Раба 69:12)

На первый взгляд, спрашивать тут не о чем, смысл этих слов очевиден. Ведь уже ясно сказано: От Всевышнего. Мы уже не раз встречали у наших мудрецов похожие вопросы о точном источнике того или иного предложения или слова, хотя Писание и указывает этот источник. Ответ в таких случаях заключается в раскрытии более глубокого смысла, более глубокой и неочевидной причины, которая привела к тем результатам, о которых мы узнаём из Писания. Каким образом вышло это слово от Всевышнего, и как именно узнали об этом идолопоклонники? По мнению Рабби Йеошуа уже на горе Мория, в тот момент, когда Ицхак спускался с горы вместе с отцом было установлено и заповедано всё случившееся со слугой Аврамма. Ибо в этот момент получили Авраам и Ицхак весть о рождении Ривки. И потому согласно этому мнению брат и отец Ривки подобны пророкам, которые изрекают пророчество, сами не понимая его глубокого смысла.

2 комментария для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Хаей Сара

  1. Интересная статья. Хорошо видно, что комментирующие Тору мудрецы иудаизма очень много времени уделяли разбору намерений и желаний персонажей Торы в их поступках. И сортировкой этих намерений и желаний: «хорошо» или «плохо».

    И ещё лучше видно, что цель это НЕ столько «понять факты про персонажей Торы», сколько «воспитать будущие поколения евреев». В «агадических мидрашах» на Тору этот подход доведён до крайности, в которой важны только «уроки», а «фактов» по-сути просто нет.

  2. Смотрю — праведница Ривка, напившая слугу Авраама и его «верблюдей» никого не вдохновила на комменты, а зря.
    Вот оказалась бы она не столь «отзывчивой» — и вся История Человечества пошла бы по-другому. 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.