Когда этот музей открылся в 1960 году, на открытии присутствовали только 3 художника, каждый из которых произнес речь о своем преклонении перед Леже. Это были Марк Шагал, Пабло Пикассо и Жорж Брак.
ПРОГУЛКИ ПО ФРАНЦИИ
Так получилось, что мы целый месяц провели во Франции.
2 недели — Ницца и ее окрестности
И еще две недели — Париж, и все что вокруг.
***
Раньше мы бывали во Франции много раз. Были в разных регионах Франции, ездили на речных кораблях (скорее «ходили») и по Роне, и по Сене, и по Луаре, были и в Биаррице, и в Эльзасе, и в Провансе, в Шампани и Бургундии — почти везде.
Но всегда торопились… Один день в каждом месте, осмотрели, сфотографировались — и дальше.
А тут мы решили осмотреть все, что можно, не торопясь.
Конечно Франция — так же, как Италия или Германия — неисчерпаема.
Да, наверное, все страны Европы полны необыкновенными красотами, и природными, и культурными, сделанными руками человека.
И никакой профессор, археолог или географ, не скажет, что он видел ВСЁ — потому что «всё» увидеть невозможно.
Но мы к этому и не стремились.
Искали то, что мы раньше не видели…
И этого оказалось много.
Кое-что поведаю вам в этих путевых записках.
***
- В НИЦЦЕ ПОСЛЕ НАШЕГО КОНЦЕРТА
Итак, сначала была Ницца.
После нашего концерта — очень успешного и радостного.
У друзей на вилле, высоко в горах.
- С ГРЕБЕНЩИКОВЫМИ
Прекрасный ужин в прекрасном ресторане в дивном городе Ницца… Получили огромное удовольствие от общения с Борисом и Ириной Гребенщиковыми.
Борис — удивительный человек, очень честный, прямой, открытый. Перенес страшный приступ сердечной болезни, фактически пережил свою смерть.
Дай бог Борису здоровья и долгой жизни!
- НИЦЦА
Сегодня — очередной день в прекрасной Ницце…
Сначала мы зашли в Дворец Массена, это музей, посвященный истории Ниццы. Здесь очень много про Наполеона и его родственников, а также есть Джузеппе Гарибальди (который родился в Ницце) и английская королева Виктория — завсегдатай этого города.
Про Наполеона нам много рассказал крупнейший «наполеонолог» России и наш старый друг Евгений Понасенков Eugene Ponasenkov
А потом мы прошлись по Старому городу, где много красивых старинных улочек, здесь проживали немало знаменитостей.
Мы нашли там дом, где жил Паганини, а также дом, где жили в разное время Анри Матисс и Антон Чехов.
В общем, Ницца радует глаз и нежит душу…
- КОРОТКО — О ЛЕЖЕ
Сегодня мы посетили Национальный музей Фернана Леже в городе Бьё… (Почему-то в русских источниках этот город называется БИОТ, что совсем не похоже на французский прононс.)
Привез нас сюда наш старый друг Сергей Никонов, уже давно живущий в этих краях.
Надо сказать, что это огромный и прекрасно сделанный музей…
И наше мнение о Фернане Леже сегодня сильно изменилось.
Конечно, в СССР Леже был очень популярным художником… Копии его картин висели во многих домах советского времени, и все знали, что этот художник дружил с советской властью, был членом Коммунистической партии Франции — и это безусловно снижало его «рейтинг» среди либералов и интеллектуалов (также было с Луи Арагоном, Ромен Ролланом и многими другими).
Однако прошли годы, и когда мы попали в огромный музей Леже и увидели множество его работ, мы вдруг поняли, что ошибались…
А Леже был замечательным художником, имевшим свой абсолютно оригинальный и неповторимый стиль… этот стиль узнается сразу, его ни с кем не спутаешь… На свете немного таких художников, чей стиль и цветовая палитра столь оригинальна и неподражаема…
Музей находится в городке Бьё (Biot) на юге Франции. Это огромное здание, и в нем примерно 20 залов, полностью заполненных работами Леже — скульптурами, картинами, графикой и гигантскими фресками.
Чтобы развеять сомнения почтеннейшей публики в художественном качестве Фернана ЛЕЖЕ — одна маленькая деталь.
Когда этот музей открылся в 1960 году, на открытии присутствовали только 3 художника, каждый из которых произнес речь о своем преклонении перед Леже.
Это были Марк Шагал, Пабло Пикассо и Жорж Брак.
Как говорится, комментарии излишни…
***
А после музея мы погуляли по чудесному старинному Бьё…
(Кстати, один знаток французских диалектов сказал нам, что слово BIOT — слово не французское, а из какого-то диалекта, и поэтому можно произносить его и БИОТ, и БЬЁ.)
Это прелестный городок, очень красивый, со своими музеями, чудесными ресторанами (один из них с Мишленовской звездой) и дивным старинным собором.
Сфотографировали, как смогли.
И получили массу удовольствия.
- НЕФЕСТИВАЛЬНЫЕ КАННЫ
В прекрасный солнечный день прогулялись по любимой Набережной Круазетт.
В Каннах мы были много раз, и трижды на Каннском кинофестивале…
Конечно, на фестивале — это совсем другой город. Всюду звезды, мужчины во фраках, а дамы в платьях до пола, все говорят о кино, и пробиваются на закрытые вечеринки…
Но и без фестиваля этот город хорош. Город — чудо в любое время года.
Здесь вечный праздник!
- ПРОГУЛКА В ГОРАХ
Сегодня провели целый день в двух соседних городах: Ванс и Сан-Поль де Ванс… Оба этих города находятся в горах.
Масса прекрасных впечатлений… Сто раз были на Лазурном берегу, а до этих мест не доезжали…
Все посмотрели, кое-что сфотографировали. На могилу Шагала положили камешки. Будем осмысливать увиденное.
- ГОСТИНИЦА «ОАЗИС»
А жили мы в чудесной гостинице «ОАЗИС»… Ее хозяйка — чудесная дама по имени Александра, она безукоризненно говорит на 4х языках, но родной ее язык — русский.
А гостиница эта известна тем, что в ней Чехов написал «Три сестры», здесь жили такие персоны как В.И. Ленин и М.Е. Салтыков-Щедрин и многие другие, здесь встречались — и до сих пор встречаются — эмигранты разных поколений.
А кормят здесь прекрасной русской едой — борщ, пельмени, вкуснейшие пирожки и расстегаи, фаршированные перцы, и много еще всякой всячины. Мы здесь наслаждались, и даже сделали небольшой концерт для местных жителей.
Ну а потом поехали на поезде в Париж.
- ОПЕРА ДЕ БАСТИЙ
И сразу нырнули в оперу.
Сегодня смотрим оперу «Мадам Баттерфляй» — великую оперу Джакомо Пуччини в потрясающей постановке Роберта Уилсона… Этой постановке более 40 лет, и она обошла все крупные оперные театры мира… Но как всякое настоящее искусство, подобные постановки не устаревают, и к ним возвращаются опять и опять… Мы смотрели эту же постановку в Большом театре…
Посмотрим, как это выглядит в Opera de Bastilha…
***
- ВЕРНИСАЖ ЖАКА ПРЕВЕРА
На следующий день наши близкие друзья Евгений и Патрисиа пригласили нас на вернисаж в Музей Монмартра, посвященный творчеству поэта и художника Жака Превера.
Жак Превер был хорошо известен в России, его переводили лучшие переводчики.
А во Франции он был очень любим, его стихи знали все, от мала до велика, он дружил с Пикассо, Шагалом, Браком и многими другими гигантами кубизма и многих других «Измов».
Выставка, которую мы увидели сегодня, заняла практически весь Музей Монмартра…
И творчество Превера было представлено очень достойно. Фотографии, картины, рукописи стихов и прозы, работы его друзей — Пикассо, Брака, Шагала, Кальдера и многих других. В целом получилось удивительное зрелище.
На выставке присутствовал «весь Париж», директора музеев, кураторы, критики и многие другие «светские персоны»…
Было весело и хорошо.
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ГРУППЫ AES+F
На следующий день мы были на презентации наших друзей Тани Арзамасовой и Льва Евзовича, которые составляют ровно половину знаменитой группы AES+F (всего в группе 4 человека). Таня и Лев очень интересно, на прекрасном английском языке рассказали о своих проектах, прошлых и будущих, и показали несколько фотографий, и несколько фрагментов видео…
Это совершенно особенный стиль, его трудно рассказать словами, но любой кадр, любая живопись или скульптура сделанная этой группой всегда узнаваема, и всегда производит сильное впечатление. Был переполненный зал, презентация прошла «на ура».
А прошла презентация в галерее по адресу Rue de Turren 31, где хозяйкой оказалась наша давняя подруга Сара Виниц… и там оказалось множество знакомых, и наших ровесников, и молодежи, и была атмосфера, наполненная радостью встречи с прекрасными людьми и высоким искусством!
Chapeau!!
***
- МУЗЕЙ ЖАКМАР-АНДРЕ
Сегодня мы провели день в Музее, который называется ЖАКМАР-АНДРЕ. Собирались мы туда года 4 назад, по совету моего друга и советника Олега Лекманова.
Однако обстоятельства были против. Сначала пронесся ковид, а потом музей ушел на генеральный ремонт… и пару лет не работал. И вот, наконец, открылся — буквально месяц назад.
Конечно, мы с Ириной были счастливы туда пойти. Легенды об этом музее давно носились в воздухе.
Но реальность превзошла все ожидания.
***
Но сначала — немного истории. Этот музей открылся за год до Первой Мировой Войны, в 1913 году… Его основатели — супружеская пара Нели Жакмар и Эдуар Андре. Нели была художницей, довольно неплохой, как считали современники, а месье Андре был очень состоятельным банкиром.
Они поженились в 1881 году, Нели перестала заниматься художеством, однако они стали крупнейшими коллекционерами итальянской живописи… Каждый год они ездили в Италию, и покупали там полотна старых итальянских мастеров.
Их скопилось так много, что в их здании на бульваре Осман стихийно образовался музей. Увы, ни мадам Жакмар ни месье Андре не дожили до открытия музея… Однако все документы были оформлены правильно, и вся коллекция перешла под патронаж государственной организации, которая именуется Институт Франции.
И в 1913 году был открыт музей, доступный для широкой публики, который сразу привлек любителей классической живописи со всего мира.
И хотя этот музей сравнительно небольшой по размеру, но количество удивительных полотен художников первого класса дает возможность считать эту коллекцию второй после коллекции Лувра.
***
Сегодня мы были фактически на выставке, а не на просмотре коллекции музея… Называется эта выставка «Шедевры Галлереи Боргезе».
Я не могу с уверенностью сказать, что все работы, выставленные на Бульваре Осман сегодня, на самом деле были раньше выставлены в “Галлерее Боргезе” или на “Вилле Боргезе”. Но это наверное и не так важно… Здесь собраны действительно шедевры, и имена художников в этой частной коллекции просто поражают.
Мы сделали несколько фото, которые я постараюсь прокомментировать.
Надо отметить что в здании музея прекрасно сохранились жилые комнаты, где жили мадам и месье, а также есть классный ресторан. Все это на первом этаже.
На втором этаже — замечательная выставка, очень разумно развешенная, с особой темой в каждом зале.
- ПАРИЖСКАЯ «ЕРУНДА»
Ну и всякая парижская «ерунда»…
Идем по бульвару Осман и видим табличку — здесь жил Марсель Пруст, именно здесь он написал свой великий огромный роман «В поисках утраченного времени».
А потом мы прошли мимо «Оперы Гарнье», это великое здание, где жил (а может и сейчас живет) Призрак Оперы… и здесь мы сделали фото…
а потом мы пошли пообедать в знаменитое Cafe de La Paix…
Что может быть прекрасней?
- ФОНТЕНБЛО
А на следующий день мы поехали в большой город.
Он называется Фонтенбло.
И в этом городе есть знаменитое «Шато Фонтенбло».
Это гигантское здание, в котором жили французские короли…
А потом они переехали в Версаль.
А потом пришел Наполеон Первый, и когда он стал Императором, то перенес все «руководящие органы страны» сюда, в Фонтенбло…
Так что основной «герой» этого музея — это Наполеон Бонапарт, его мама, его жены, его дети и внуки, и его огромный двор, военные, гражданские и прочие подданные.
Размеры здесь потрясают, а количество предметов, картин, скульптур, мебели, посуды и одежды просто зашкаливает, осмотреть это и запомнить просто невозможно…
Немного фотографий мы сняли. Конечно, они не передают весь шик и блеск этого огромного музея.
Кроме всего там была выставка придворного художника Одри (ударение на последнем слоге). Он прославился своими изображениями животных: собак, лошадей, а также людей во время охоты. Несколько залов музея посвящено его творчеству…
В общем этот музей стоит посетить. Но только один раз. Этого хватит надолго.
- ОПЕРА БАСТИЙ
И опять — Опера де Бастий.
Гаэтано Доницетти — «Дочь полка».
Наслаждаемся Парижем. С утра до вечера.
И наоборот.
- «ДИББУК» В ЕВРЕЙСКОМ МУЗЕЕ
Большое впечатление произвел Еврейский музей в Марэ (полное название «Музей искусства и истории иудаизма»).
Конечно, когда я увидел, что в этом музее проходит выставка посвященная истории Диббука, и в литературе, и в театре и в кино, мне, как автору музыкальной драмы «Диббук», сразу захотелось посмотреть эту выставку.
Мой друг Евгений Штейнер свел меня с куратором музея, и мы с Ирой пришли в этот музей.
И были очарованы.
Действительно, выставка о Диббуке потрясающая, сделана с любовью и со знанием дела… Тут и подлинники картин Шагала на эту тему, и декорации Натана Альтмана к спектаклю Вахтангова, и целиком показывают старые и новые фильмы о Диббуке, и десятки, если не сотни книг, на всех языках, посвященные Диббуку.
Но музей оказался интересным и сам по себе… Там есть множество подробностей о еврейской жизни и еврейском искусстве во Франции, в Голландии, в США, в России и других местах.
16. ДОВИЛЬ, ТРУВИЛЬ
«Мужчина и женщина»…
Этот французский берег Атлантики нашим ровесникам навсегда запомнился по названному фильму Клода Лелуша.
Молодые Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян во время сьемок жили в отеле “Le Normandy” и снимались на этом пляже.
Они уже на том свете, но в нашей памяти и в кино они будут жить вечно! Также как и музыка Френсиса Лея…
Эти места — Довиль, Трувиль — уникальные на земле… Чудесный климат, необыкновенная красота, воздух, вода (Атлантический океан), яхты и лодки, устрицы, крабы и рыбы всех сортов — такое сочетание не так уж часто встречается на нашей планете…
17. АББАТСТВО САН-МИШЕЛЬ
И в завершение этого длинного дня мы приехали к одному из самых удивительных и загадочных мест на земле — горе Сан-Мишель и к храму Сан-Мишель ( и все это на острове Сан-Мишель).
Не буду ничего пересказывать. Желающие могут порыться в сети…
Но могу лишь сказать, что это одно из самых величественных и необыкновенных зданий в мире, расположенных на вершине огромной горы на берегу океана…
Говорят, что это — Седьмое Чудо Света.
А может и Восьмое…
18. «СЮРРЕАЛИЗМ»
Мы побывали на выставке «Сюрреализм» в Центре Помпиду. Потом навалились другие события, и как-то это выставка отошла в сторону… и я даже думал оставить эту выставку без всяких комментариев.
Но прошло время, около недели, и вдруг я подумал, что все-таки надо написать что-то об этой выставке.
Безусловно, это огромное событие — гигантская выставка в центре Парижа, посвященная столетию сюрреализма.
О ней много говорят и спорят, написаны сотни статей, и тысячи постов в соцсетях.
Поэтому вложу свои три копейки в эту груду мнений и слов.
**
Мне эта выставка не понравилась.
Да, она огромна. Сотни арт-объектов, картины, скульптуры, книги, рукописи, фото, видео, коллажи, фроттажи, граттажи, даже фумажи — чего там только нет.
Ясно, что кураторы этой выставки проделали гигантскую работу, систематизировали все работы, привлекли к этой выставке сотни музеев, галерей и частных коллекций по всему миру. Выпущены роскошные каталоги, а также персональные альбомы многих художников — участников выставки.
Многие из которых уже забыты сегодня, и это, безусловно, важный и красивый жест со стороны кураторов выставки.
Но тут, на мой взгляд, есть и ошибка. Выставка слишком велика. Безусловно, с точки зрения истории искусства, с точки зрения науки искусствоведения — все сделано безукоризненно.
Но кажется, такая подробная выставка была бы уместна в Академии Наук, или в Институте истории искусств.
А для человека, который не является профессором искусствоведения, и не собирается писать диссертацию о позднем периоде творчества художника Ремедиуса Варо — ему будет скучно осматривать это огромное пространство.
Кураторы придумали разделить все работы сюрреалистов на 14 частей, или секций.
Среди них есть такие экзотические разделы, как “Швейные машины и зонтики», как «Леса» или «Политические Монстры»… все это забавно и экстравагантно, но имеет мало отношения к художеству.
Не буду копаться в разных объектах, и пытаться оценить все имена.
Ясно одно: сюрреализм был группой художников.
Группа — значит много людей. Все они — разные.
Все они собрались под знамена Андре Бретона, сильного и энергичного лидера, эпатажника и скандалиста.
Сам он был посредственным поэтом и писателем, однако написал знаменитый «Манифест Сюрреализма» (рукопись которого находится сейчас в самом центре нынешней выставки).
И дальше начался процесс создания группы. Куда входили всякие люди — буйные и тихие, талантливые и не очень, левые и правые. Сам Бретон долго был членом компартии, что о многом говорит, и лично дружил с Троцким. Да и многие участники группы прошли через коммунистическую левизну.
***
К чему я это все? Да к тому, что в результате многих чисток и многих прошедших лет, сегодня лишь несколько имен так называемых сюрреалистов остались на скрижалях истории. Я бы назвал Дали, Магритта, Макса Эрнста, Джордж де Чирико, Миро… наверное еще можно кого-то вспомнить… но их совсем немного… и их работ совсем не много на этой выставке.
Что безусловно очень жаль!
ЭПИЛОГ
Ну вот и закончилась наша волшебная поездка. Многое увидели и услышали. Однако стало ясно, что Франция — это бездонная чаша. Чем больше ты берешь из нее, тем больше она наполняется.
Будем надеяться, что приедем еще.
Когда?
Кто его знает…
Спасибо, уважаемый Александр, за, как всегда, интересный рассказ. Чтобы поддержать вашу тему о небольших парижских музеях, коротко расскажу о посещении музея Моро.
На второй день пребывания в Париже, мы решили сходить в ближайший к нам музей французского художника Густава Моро (1826-1898). Его считают, в основном, символистом, однако его картины оказали влияние и на другие течения (фовизм, сюрреализм). Картины, рисунки, акварели Моро отражают библейские, мистические, иногда фантастические мотивы. Картины Моро достаточно интересны по сюжетам, однако со временем они начинают темнеть, что затрудняет их восприятие, ведь в этом музее, кажется, не предпринимают таких дорогостоящих, но эффективных мер в отношении сохранения картин, как в Лувре (это мое предположение). В музее Густава Моро представлены такие его известные картины как «Саломея», «Юпитер и Семела», «История человечества» (9 досок), а также другие.