И также Гог и Магог в будущем скажут так: глупы были наши предшественники, которые вынашивали замыслы против Израиля, разве не знали они, что есть у него покровитель на Небесах?
НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОЛДОТ
И возненавидел Эсав Яакова за благословение, которым его благословил его отец; и сказал Эсав в сердце своем: Близятся дни траура по отцу моему, и я убью Яакова, брата моего (Брейшит 27:41)
Когда Эсав понял, что именно сделал с ним его брат Яаков, то возопил он воплем «великим и горьким», заплакал он горючими слезами. Слова утешения, сказанные Ицхаком, не произвели на него никакого впечатления, тем более что Ицхак повторил своё благословение Яакову, уже зная, кто перед ним стоит. И после этого плача и вопля, в минуту гнева, Эсав произносит приведённые выше слова.
Вторую часть этого стиха РАШИ комментирует так:
«Близятся дни траура по отцу моему»: по буквальному смыслу, не хотел он огорчать отца своего, и есть мидраш Агада с различными значениями этих слов»
И это замечание РАШИ звучит странно: если слова следует понимать буквально, зачем это специально оговаривать? Ведь во всех случаях, когда тот или иной стих следует понимать буквально, РАШИ просто оставляет его без комментария, и мы, знакомые с его манерой, сразу это понимаем. Зачем же комментировать именно этот стих, в котором нет ни содержательных, ни языковых, ни синтаксических трудностей, ни трудностей с запасом слов, ни трудностей идейных. И действительно, многие канонические комментаторы оставили этот стих без внимания.
Если РАШИ, всё-таки говорит, что смысл стиха ясен, что его надо понимать по буквальному смыслу, он этим хочет предупредить нас, чтобы мы не исхитрялись, и не искали какие-то необычные смыслы в этом стихе, далёкие от его буквального значения. Особенно это важно в данном случае, когда сам РАШИ предупреждает и предостерегает нас о том, что есть и иные толкования, не по буквальному смыслу, и указывает нам, что эти толкования встречаются в Агаде.
Вот одно из таких толкований, его предлагает нам мидраш Ваикра Раба 27:11:
«Но корову или овцу, ее и детеныша ее не закалывайте в один день» (Ваикра 22:28) Сказал Рабби Берахия от имени Рабби Леви: «Праведный знает нужду скотины своей, но чувства нечестивых жестоки» (Мишлей 12:10) «Праведный знает нужду скотины своей» — Это Всевышний \…\ А «чувства нечестивых жестоки» это Санхерив, про которого написано: «мать с детьми была рассечена» (Ошеа 10:14)
Другое объяснение:
«Праведный знает» — это Всевышний, как сказано в Торе: «Когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то пробудет семь дней под матерью своей» (Ваикра 22:27) «чувства нечестивых жестоки» — это злодей Аман, как сказано: «истребить, убить и погубить всех Йеудеев: от отрока до старца, (и) детей, и женщин — в один день» (Эстер 3:13)
Сказал Рабби Леви:
Горе злодеям, которые вынашивали злые замыслы против Израиля, и каждый из них говорит: мой замысел лучше, чем твой замысел. Эсав сказал: глуп был Каин, который убил своего брата при жизни отца, неужели же он не знал, что отец его принесёт потомство? А я поступлю не так, но я дождусь, пока «Близятся дни траура по отцу моему», и только тогда убью Яакова, брата моего.
Паро сказал:
глуп был Эсав, который сказал: «Близятся дни траура по отцу моему», и не знал, что брат его принесёт потомство при жизни отца. А я не так поступлю, но буду я убивать младенцев, сразу же на родильных камнях, как только появятся они из утробы матери, как сказано: «Принимая у жен иврим, смотрите на родильных камнях: если это сын, умертвите его» (Шемот 1:17)
Аман сказал:
глуп был Паро, который сказал «если это сын, умертвите его», разве не знал он, что дочери выходят замуж и приносят потомство? Но я не так буду поступать, но я прикажу «истребить, убить и погубить всех Йеудеев: от отрока до старца, детей, и женщин — в один день» (Эстер 3:13)
И также Гог и Магог в будущем скажут так: глупы были наши предшественники, которые вынашивали замыслы против Израиля, разве не знали они, что есть у него покровитель на Небесах? А я не так буду поступать, но я с самого начала наброшусь на их покровителя, а потом только на них! И так об этом сказано:
«Встают цари земли— против Г-спода» (Теиллим 2:2) Сказал ему Всевышний: злодей, против кого ты восстаёшь? Против меня ты восстаёшь? Клянусь, что я пойду на тебя войной, и так об этом сказано: «Г-сподь, как исполин, выйдет, как муж браней, возбудит ревностность» (Йешайа 42:13), и сказано «И выйдет Г-сподь и сразится с народами теми» (Зехария 14:3), и что сказано далее? «И будет Б-г владыкой на всей земле» (там 14:9)
Перед нами мидраш, рисующий последовательную деградацию ненавистников Израиля. «прогресс», видоизменение в истории человечества описаны в этом мидраше как усовершенствование методов и средств уничтожения. По мере того, как растёт и набирает силы интеллектуальная мощь, растёт злоба и изощрённость антисемитов из рода в род. И те ограничения, те нравственные сдержки, которые ещё присутствуют в антисемитских проектах воспринимаются каждым последующим поколением как глупость предшественников: «глуп был Каин», «глуп был Эсав», «глуп был Паро», «глупы были все мои предшественники». Каждый предлагает свой более радикальный антисемитский проект. И последний особенно выдаётся на общем фоне, ибо Гог и Магог поняли, что не преуспеет они в телесном уничтожении Израиля, до тех пор, пока не уничтожит еврейскую душу, и только тогда тела неизбежно станут его добычей.
Этот мидраш мы читаем сегодня как пророчество, как предсказание будущего. Почему же РАШИ его не приводит? Ответ на этот вопрос содержится в словах самого РАШИ. В комментарии к Брейшит 3:9 РАШИ раскрывает нам — и это очень редкий случай — одну из своих методологических предпосылок:
«Есть много мидрашей агада, и Мудрецы уже собрали и упорядочили их в Брейшит Раба и в последующих собраниях мидрашей, а моя задача сводится только к тому, чтобы комментировать текст Писания по простому смыслу, и потому я привожу только те мидраши, которые привержены объяснению теста по его буквальному смыслу»
Вот перед нами ключ к пониманию РАШИ: он приводит только буквальные, привязанные к тексту мидраши, те, которые не выходят за эти рамки.
Однако мидраш Брейшит Раба как раз за эти рамки выходит. Мидраш не желает интерпретировать поведение Эсава как стремление избежать огорчений Ицхака, он настаивает на том, что Эсавом руководил злодейский умысел: предупредить возможность появления у Ицхака нового потомства, которое придёт на смену Яакову. Почему же мидраш отстаивает такую точку зрения? В этой агаде Эсав (и Паро, и Гог и Магог) это не конкретные исторические личности, связанные с определённым историческим событием. Они символизируют разные этапы ненависти к Израилю. Первым, кто вынашивает замысел против Израиля, фигурирует Каин, что наглядно иллюстрирует не исторический, а обобщённо-символический характер всех действующих лиц. У символа нет плохих или хороших качеств, символ всегда одномерен и однозначен. В мидраше Эсав это не человек, это символ ненависти, враждебности, в то время как в Торе Эсав это именно живой человек, сын Ицхака и Ривки, и именно поведение и слова этого человека должен комментировать РАШИ. Эсав в Торе, как и любой человек, не сводится к одному качеству, есть в нём и хорошее и плохое. И его хорошее свойство, почтение и уважение к отцу, подчёркнуты в Писании. РАШИ ищет простого смысла, он не творческий толкователь а буквальный комментатор, и потому он не может лишить Эсава всего многообразия его свойств. Даже в тот миг, когда Эсав весь поглощён ненавистью к брату, жаждет его крови, подобно Каину, в тот миг, когда он говорит «убью моего брата Яакова» слова «Близятся дни траура по отцу моему» следует интерпретировать в хорошую, а не в плохую сторону.
По-моему после победы над нацистской Германией, к её символам (Гитлер и идеология национал-социализма) отнеслись по мидрашу про «одномерного символа зла» Эйсава, а к самому немецкому народу Германии — по прямому толкованию про «многомерного живого человека» Эйсава.
«Перед нами мидраш, рисующий последовательную деградацию ненавистников Израиля.»
__________________________
Почему деградацию?
Мы видим эскалацию, говоряа современным языком.
Хотя повышение градуса ненависти можно рассматривать и деградацию проигравших.
За враждой не видишь,
Как слабее стал,
Если ненавидишь —
Значит проиграл…
Ну или:
«Если ты ненавидишь — значит тебя победили»
Конфуций