Эдуард Малинский: Об одной сомнительной статистике…

Loading

Сразу возникают вполне резонные вопросы о причинах таких больших нестыковок в информации противостоящих сторон в количественных оценках потерь. Что касается оценок самих пилотов, тут причины лежат на поверхности: летчик после столкновения видит только уходящего врага, оставляющего за собой дымный след, у него нет возможности проследить эпизод до конца — вышел ли противник из пике или вошёл в необратимый штопор, — другие первоочередные заботы у него…

Эдуард Малинский

ОБ ОДНОЙ СОМНИТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ…

«Ведь если звезды зажигают,
Значит, это кому-нибудь нужно?
Значит, кто-то хочет,
Чтобы они были?»
(В. Маяковский «Послушайте!», 1914 г.)

Эдуард МалинскийУроки истории

Прежде всего, насколько оправдан заголовок статьи? Оказывается, он оправдан дважды:

Во-первых, потому что, как мы выяснили по ходу рассказанного, статистика потерь, по природе своей, не может быть достоверной, т.к. каждая из противоборствующих сторон выдает желаемое за действительное, уменьшая свои и увеличивая чужие потери в каждом из эпизодов,

и во-вторых, итоговые суммарные результаты за всю военную кампанию никак не соответствуют сумме отдельно взятых слагаемых, т.е. нарушается основное правило математики.

Ещё со школьной скамьи нам известны имена этих знаменитых летчиков: трижды Героев Советского Союза Кожедуба И.Н. и Покрышкина А.И, удостоенных такого высокого звания за уничтожение 62 и 59 вражеских самолетов соответственно.

Это были лучшие из лучших асов советских ВВС: лучшими асами в СССР считались пятьдесят дважды Героев Советского Союза, уничтоживших, по сути, целый воздушный флот врага. И народ гордился их ратными подвигами.

Но вдруг мы испытали страшный шок, прочитав в небольшой заметке в одном из номеров газеты «Аргументы и факты» за 1990 год данные о личных счетах немецких летчиков-истребителей в годы Второй мировой войны. Причиной шока были трехзначные числа, обозначавшие количество сбитых самолетов членов антигитлеровской коалиции на Восточном и Западном фронтах ТВД.

И, в действительности, было от чего испытать шок.

Выяснилось, что пилоты немецкой 52-й истребительной эскадры Эрих Хартманн, Герхард Баркхорн и Гюнтер Рахлл за годы войны сбили 352 (348 советских и 4 американских), 301 и 275 самолетов соответственно.

Вы чувствуете разницу по сравнению с советскими асами? Кстати говоря, ас в терминологии западных пилотов — это летчик, сбивший 5 и более самолетов противника. Так вот, в составе немецкой люфтваффе таких асов было более трех тысяч. Только на их счету было, как минимум, более 15 тысяч воздушных побед!

А подробнее список выглядит так.

На счету 13 немецких пилотов — от 200 до 275 побед, у 92 пилотов — от 100 до 200, и у 360 летчиков — от 40 до 100 побед.

А где же лучшие сталинские соколы ? В середине четвертой сотни. Да, не очень впечатляет…

Первая реакция нашего читателя, как две капли воды, была похожа на реакцию чеховского героя из «Письма к ученому соседу»: отставной урядник войска Донского писал доктору Фридриху, касаясь наличия пятен на Солнце: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!»

В отличие от отставного урядника, который явно не утруждал себя поиском аргументов, мы постараемся свою точку зрения аргументировать, по возможности, достоверно.

Но сначала немного истории.

Ещё в годы Первой мировой войны немецкий летчик Манфред фон Рихтгоффен (внимательный читатель, наверняка, вспомнит, что Алексей Мересьев из «Повести о настоящем человеке» был сбит в воздушном бою с летчиками из немецкого авиакорпуса имени этого самого фон Рихтгоффена) уничтожил 80 аэропланов стран Антанты, а в годы Второй войны на Тихоокеанском ТВД японские летчики Тетцуго Ивамато и Хирой-ши Нишизава сбили соответственно 202 и 103 американских самолета.

А вот самый результативный американский ас Ричард Айра Бонг на своем личном счету имеет лишь 40 трофеев! Т.е. почти вдвое меньше, чем Кожедуб и Покрышкин!

А если ещё глубже углубиться в историю, то в конфликте на реке Халхин-Гол с мая по август 1939 года японец Хиромито Синохара претендовал на 58 сбитых самолетов, лучший же советский ас Сергей Грацевец ограничился 12 японскими жертвами. В целом же руководство императорской армии заявило о 1162 советских самолётах, сбитых в воздухе и 98, уничтоженных на земле, но советская сторона признала гибель 207 единиц в бою и 42 — на земле. Что же касается потерь японской стороны, то она была согласна с потерей только 88 своих самолетов, сбитых в бою и 74 частично повреждённых, в то время как руководство РККА настаивало на 588 «японцев», сбитых в бою и 58, уничтоженных на земле.

Утомляет статистика? Согласен! Но ещё немного терпения: это необходимо для полноты картины…

Во время зимней кампании 1939 — 1940-х годов в Финляндии советская сторона озвучила потери финнов в количестве 422 сбитых самолётов, свои же потери оценивала числом 261, сами же финны утверждали, что сбили 521 самолёт противника, а свои потери продекларировали весьма оригинально: в ходе боевых действий они совершили 5693 вылета, потеряв при этом в воздушных боях только 53 машины, а 314 их самолетов были поражены зенитками советской ПВО. Как будто хрен слаще редьки!

Ну, и как вишенка на торте, статистика лета 1941года: воздушные налёты люфтваффе на Москву.

Советская сторона утверждала: в ходе 89 боёв в течение 9 налетов на столицу в июле сбито 59 немецких самолетов, но документально подтверждено только 22, в августе в 81 бою за 16 налетов сбито 30 вражеских единиц, но подтверждено 12.

Причем аргументы советской стороны, скажем прямо, не убеждают: почему — то они базируются на расходах боеприпасов.

Надеюсь, что читатель уже понял, о какой сомнительной статистике идет речь в заголовке статьи.

Сразу возникают вполне резонные вопросы о причинах таких больших нестыковок в информации противостоящих сторон в количественных оценках потерь. Что касается оценок самих пилотов, тут причины лежат на поверхности: летчик после столкновения видит только уходящего врага, оставляющего за собой дымный след, у него нет возможности проследить эпизод до конца — вышел ли противник из пике или вошёл в необратимый штопор, — другие первоочередные заботы у него…

В итоге пилот убежденно рапортует о своей победе. И такой взгляд на ситуацию в воздушных боях в равной степени был присущ обеим противоборствующим сторонам. Даже установка фотопулеметов не достигла желанной цели: аппаратура фиксировала только начало стрельбы по противнику, но не её последствия.

Понятны мотивы самих пилотов выдать желаемое за действительное: ничто человеческое им не чуждо.

Но бросается в глаза, что в искажении статистики весьма деятельно участвовали не только непосредственные участники событий, но даже руководство и люфтваффе и советских ВВС: они предпочитали все сомнительные ситуации трактовать в свою пользу, исходя из вполне понятных соображений компенсировать в какой-то степени собственный ущерб и увеличить нанесенный противнику урон. Отсюда и различные оценки одних тех же событий. Так что можно сказать, что речь шла не только о фальсификации, но и о заурядной лжи на длинных ногах!

Конечно же, в подобной ситуации приходилось ссылаться на, казалось бы, достоверные источники: подтверждения наземных служб. Но эти службы часто только дезинформировали…

С советской стороны, так называемые посты ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь), комплектуемые, как правило, бойцами нестроевой службы, при наблюдении с больших расстояний, часто не могли достоверно определить, чей самолёт упал. Не лучше контроль был и на немецкой стороне.

Например, воздушный бой 19.04.43. в районе Мурманска: пост ВНОС подтвердил информацию о падении 4-х немецких самолетов. И хотя проверка выяснила, что в число упавших самолетов попала и «Аэрокобра» с советской стороны, рапорт никто исправлять не стал, он так и ушел наверх.

При условии, что далеки от соблюдения корректности были обе стороны, всё-таки должны же были быть какие-то реальные причины для столь значительной разницы о потерях противостоящих сторон в информации немцев и членов антигитлеровской коалиции?

Действительно, реальные причины существуют, и, прежде всего, в гораздо более высокой интенсивности использования немецкой стороной своих ВВС — 6 вылетов в день против одного вылета у союзников, и как результат: наличие бОльшего количества целей у последних, т.к. авиация союзников количественно значительно превосходила люфтваффе.

Сравним количество боевых вылетов у асов противоборствующих сторон. У немцев: Эрих Хартманн — 1425, Герхард Баркхорн — 1104, Вальтер Крупински — 1100 вылета, а у Кожедуба всего 330. Вот вам и отгадка. Правда, не только разницей в ежедневном количестве вылетов объясняется это явление: указанные немецкие асы начинали свою лётную карьеру ещё в Испании, а Кожедуб прибыл в Действующую армию только в марте 1943 года.

Но… вырисовывается интересная закономерность: если разделить количество боевых вылетов на число сбитых самолетов, то у каждого из этих пилотов воюющих стран приходится по 4— 6 вылетов на один сбитый самолет.

А общая причина большого количества вылетов у немцев — необходимость охвата огромных фронтовых пространств при ограниченном количестве воздушных «штыков». Эта же причина заставляла немецкую сторону проводить переформирование и пополнение воздушных подразделений непосредственно в фронтовых условиях, не выводя их из боевых порядков. Советские же части удалялись из зоны боев на 1-2 месяца. Впрочем, начиная с 1943 года, и советские ВВС перешли на систему переформирования в полевых условиях.

К числу бытующих причин следует отнести и сложившееся на Западе мнение, что немецким асам легче было отличиться на Восточном фронте, сражаясь с «фанерной» советской истребительной авиацией, ибо эти же немецкие асы чаще погибали на Западе в боях с дюралюминиевыми «Спитфайерами» и «Мустангами».

Причем жупелом сторонников данной теории был немец Ханс Филино — 176 побед на Востоке и 28 на –Западе. Такая же структура итогов воздушных боёв была и у Гюнтера Рахлла — 272 победы на Востоке и всего 3 — на Западе, и у Германа Графа: соответственно — 212 и 10.

Далее… Следует принять во внимание и принципиально разные условия воздушных боев на Восточном и Западном ТВД.

На Востоке — растянутый, например, у немецкой группы армий «Центр» на сотни километров фронт между Брянском и Великими Луками в 1941 году, или Ржевский выступ, где шли непрерывные бои в течение 1942 года, и немецкие пилоты совершали по 6 боевых вылетов в день.

Учтём ещё один фактор: основная цель советских летчиков — штурм наземных войск противника,

о чём в Полевом Уставе Красной Армии (ПУ-39) на стр.23 прямо записано:

«Главная задача авиации — в содействии успеху наземных войск в бою и военных операциях».

Т.е. не уничтожение авиации противника, а содействие успеху наземных войск!

Следовательно, основным критерием при оценке эффективности действий советской авиации являлась поддержка наземных войск, а не личные счета отдельно взятых асов!

Рассмотрим типичный эпизод: в подобном налете на части вермахта принимают участие 8 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 под прикрытием 8 истребителей Як-3, но их атакует эскадрилья в составе 12 немецких самолётов. Вот где идеальные условия для воздушных «джентльменов удачи» 20-го века! Гуляй, Вася!

А на Западе? Например, бомбардировка Берлина 6 марта 1944 года, в которой приняли участие 814 бомбардировщиков под прикрытием 943 истребителей. Армада англо-саксов пересекла границу Германии в 10 часов 20 минут утра, а в 16.45 последний самолет союзников уже вернулся на аэродром вылета: в небе Германии противник находился всего несколько часов, в течение которых пилоты вермахта успели сделать всего по два вылета.

В то же время масса самолетов на ограниченном пространстве… Боевое построение «коробка», ощетинившаяся почти двумя тысячами пушечных и пулеметных стволов!

Далеко не идеальные условия для «охоты» даже для самых удачливых немецких асов!

Далее… Выше уже упоминалось, что строительным материалом для производства советских истребителей служила прессованная древесина — дюралия едва хватало для производства бомбардировщиков. Поэтому машина или не обладала требуемой прочностью или была излишне тяжелой. Да и заправлялись эти самолеты далеко не лучшим авиационным бензином — с октановым числом не 100, а только 78. Всё это снижало летные качества советской авиации, о чем ниже будет сказано более подробно.

…И хотя выше уже было упомянуто, что основная цель советских летчиков — это штурм наземных войск противника, но коль скоро в нашей статье речь идет о статистике по учёту сбитых самолетов противника, нельзя не упомянуть о тех факторах, на которых была построена вся система поощрений успешных действий авиации ВВС РККА, включавшей в себя наградную систему и систему денежных выплат.

Если в начальный период войны системы поощрений как таковой попросту не существовало, то уже к середине 1942 года она была достаточно чётко выработана.

Для лётчиков-истребителей эта система была ориентирована, прежде всего, на уничтожение ударной авиации противника — так, в приказе Народного комиссара обороны И. В. Сталина от 17 июня 1942 года размеры денежных выплат разграничивались в зависимости от типа уничтоженного вражеского самолёта — если за сбитый истребитель автор победы получал 1000 рублей, то за бомбардировщик платили вдвое больше (ранее размер выплат был единым). Также в приказе оговаривалось, что лётчик, сбивший 5 бомбардировщиков противника, представлялся к присвоению звания Герой Советского Союза — истребителей же для получения «Звезды» надо было «настрелять» в 2 раза больше.

По мере того как советские лётчики чувствовали себя в небе всё увереннее, «нормативы» сбитых самолётов на представление к наградам росли и окончательно были закреплены в сентябре 1943 года в процитированном ниже «Положении…», действовавшем до конца войны:

«…Лётчики истребительной авиации представляются к правительственным наградам:
а) За лично уничтоженные самолёты противника в воздушных боях или на аэродромах:
— к первой награде — за 3 лично сбитых бомбардировщика (разведчика), или за 4 лично сбитых самолёта других типов, или за 6 самолётов, уничтоженных на земле;
— к последующим наградам — за каждые следующие 4 лично сбитых самолёта-бомбардировщика (разведчика), или 5 лично сбитых самолётов других типов, или 6 самолётов, уничтоженных на земле;
— к высшей награде — званию Героя Советского Союза — за 10 лично сбитых самолётов-бомбардировщиков (разведчиков) или за 15 лично сбитых самолётов других типов;
— к высшей награде — званию дважды Героя Советского Союза — за 30 лично сбитых самолётов всех типов;
— к высшей награде — званию трижды Героя Советского Союза — за 50 лично сбитых самолётов всех типов».

Конечно же, командование ВВС всячески поддерживало высокую результативность советских лётчиков в воздушных боях. Но оно же проявляло странное равнодушие к процессу учёта сбитых самолётов противника.

Если в других родах войск формы отчетности всё время совершенствовались, даже о состоянии конского поголовья в войсках существовала четкая система учёта, то для пилотов отсутствовали даже простейшие бланки составления отчётов о сбитых самолётах: летчики составляли эти отчёты в свободной форме, полагаясь, в основном, на свои литературные способности.

Что, впрочем, вполне логично вытекает из продекларированной концепции при оценке эффективности действий авиации: примат поддержки наземных войск, а не личные счета отдельно взятых асов!

Следовательно, и критерии развития ВВС должны были отличаться.

По логике апологетов советской концепции, для выполнения главной задачи ВВС необходимо было строительство массового Воздушного Флота, что связано с неизбежным понижением его среднего уровня, т.к. осуществлялось оно не руками опытных профессиональных рабочих — где их взять в достаточном количестве в стране, только десять лет назад начавшей массовую индустриализацию? — а вчерашних выпускников школ ФЗО и ремесленных училищ. Отсюда и снижение среднего уровня качества массового производства самолётов по сравнению с опытными образцами, но эта некоторая потеря качества, по мысли сторонников подобной точки зрения, не очень — то отражалась на основной функции авиации: поддержка наземных войск!

Но настораживает некое несоответствие между этой декларацией признания сознательного снижения качества самолетостроения в угоду их массового производства.

Возникает вопрос: массового, по сравнению с производством самолётов, у кого?

Вот статистика по выпуску самолетов годы войны в следующих странах:

США — 300 тыс., Германия — 100 тыс., СССР — 112,1 тыс., Япония — 85,6 тыс. самолётов.

Приведенные данные отнюдь не свидетельствуют о какой-то особой массовости выпуска советских самолетов, оправдывающей снижение их качества.

Так что не гоже под флагом строительства массовых ВВС для выполнения иных задач, оправдывать халатность и безалаберность.

Конечно, потери в ВВС неизбежны: в мобилизационном плане 1941 года эти потери в авиации были заложены выше потерь в других родах войск. И потому задачей военного руководства является формирование механизма эффективного восполнения этих потерь.

И вообще, массовые ВВС более устойчивы. Поэтому потеря 30 — 40 боевых единиц при наличии воздушного соединения в количестве 300 истребителей для взаимодействия с наземными войсками не так ощутима, как убытие из строя десятка самолетов в элитной эскадре из нескольких десятков машин, занимающейся охотой на своих визави для пополнения личных послужных списков.

И — вниманию читателя — интересная статистика! А интересна она тем, что не очень — то достоверно подтверждает высказанные в статье взгляды апологетов различных точек зрения на критерии оценок действий ВВС противоборствующих сторон на ТВД.

Действительно, логично бы выглядели бОльшие цифры потерь советских ВВС, но Википедия, на данных из которой опирается вся приведенная в статье статистика, приводит следующую информацию:

За годы Второй мировой войны Германия только на Восточном фронте потеряла 59,5 тыс., в т.ч. почти половину — 25 тыс., — в 1944-1945 годах. Советский Союз в воздушных боях потерял 45 тыс. самолётов.

И просто для информации.

США потеряли — 65,16 тыс. на европейском и на тихоокеанском ТВД. Япония потеряла, по различным источникам, от 35 до 50 тыс. самолетов.

Какие же выводы можно сделать из всего вышесказанного?

Прежде всего, насколько оправдан заголовок статьи? Оказывается, он оправдан дважды:

Во — первых, потому что, как мы выяснили по ходу рассказанного, статистика потерь, по природе своей, не может быть достоверной, т.к. каждая из противоборствующих сторон выдает желаемое за действительное, уменьшая свои и увеличивая чужие потери в каждом из эпизодов, и во-вторых, итоговые суммарные результаты за всю военную кампанию никак не соответствуют сумме отдельно взятых слагаемых, т.е. нарушается основное правило математики.

В самом деле, и Полевой Устав РККА провозглашает главной целью авиации взаимодействие с наземными войсками, а не «охоту» за воздушными врагами, а апологеты таких взглядов даже оправдывают этим худшее качество советских самолетов по сравнению с немецкими, а что же в итоге?

На Восточном фронте Германия потеряла на 25% самолётов больше, чем советские ВВС.

И это ещё одна причина недостоверности приведенной в Википедии статистики.

Может быть, у кого-нибудь из читателей есть «более правильный Глобус»?

Буду премного благодарен!

И, наконец, наше толкование эпиграфа.

Кому же нужны звёзды на небосводе?

Не вникая в суть содержания строчек поэта, мы используем в своих целях только форму стихотворения, потому что нас интересуют звёздочки на фюзеляже самолета, свидетельствующие о количество сбитых самолётов противника.

Эти звёздочки, нарисованные после ухода самолета противника в «неизвестность» с непонятным исходом,

придавали пилоту задор и уверенность в своих силах, в то время как необходимость проверки исхода боя приводила к большой задержке времени по выяснению истины, что являлось ударом по психике лётчика.

Потому в ВВС допускался учёт сбитых самолетов по рапортам летчиков: пилот будет увереннее чувствовать себя, не будет бояться вступать в бой — он перешагнёт главную преграду: ощущение неуязвимости противника.

Да, тонкая материя — психология поведения человека, ежеминутно подвергающегося опасности смерти!

27 комментариев для “Эдуард Малинский: Об одной сомнительной статистике…

    1. Сэм: 03.12.2024 в 14:45
      Владимир, я уже вам ответил:
      Cэм: 01.12.2024 в 19:41
      ——————————
      Пардон, Сэм, но я тоже могу проявить принципиальность — это не ответ! Да, в «Еврейском календаре», который составляют Л.Беренсон и Л. Лазарь и который вы просматриваете и даже даете дополнения, встречается кое что о нашей истории. Да, публикации М.Ривкина, которые вы читаете, весьма любопытны. Да, мне тоже публикации А.Бараца мягко говоря «до фонаря». Тем не менее во всем, что пишут эти авторы нет никакой связи с тем, что происходят в Израиле сегодня (война на нескольких фронтах, которая длится более года, до сих пор не освобожденные заложники, бездеятельность Кнессета и правительства там где надо и бурная деятельность там где не надо и т.д., и т.п.). Но вы при этом не позволяете себе прореагировать на эти публикации так высокомерно и издевательски, как прореагировали на статью Э.Малинского: «Очень актуально сегодня, особенно для живущего в Израиле»

      1. Владмир, тоже «пардон», но я не собираюмь оправдываться. Я уже привёл данную мне тут характеристику, и просто оправдываю её.
        При этом позволю себе заметить, что хамство Эдуарда Малинского в мой адрес Вами не замечено.
        Постараюсь уговорить себя, что это по причине того, что Вы судите меня по гамбургскому счёту, а Эдуарда так, как он этого заслуживает.

        1. Сэм:03.12.2024 в 16:03
          ————————
          Сэм, я никого не сужу. Жесткий и весьма неприятный для вас ответ Эдуарда на вашу презрительную реплику по поводу его статьи я заметил. Можете обижаться, но кое что в его ответе, а именно «присвоение, более того, узурпация права считать себя чуть ли не единственным патриотом Израиля», очень похоже на правду. В любом случае обсуждение статьи Э.Малинского превратилось в нашу переписка, а это не есть хорошо. А Л.Беренсон наблюдая за ней на меня даже обиделся.Так что давайте на этом закончим.

          1. C Вашего Владимир, позволения, или без него, но я закончу тогда, когда сочту нужным.
            1. «Единственным патриотом Израиля» я никогда себя не считал и не считаю. Мне вообще не приходилось встречаться с израильтянами, не патриотами Израиля.
            Может мне везло.
            Хотя, возможно, я и пишу чаще, чем надо было бы о своём отношении к Израилю, но для меня это естественная реакция на то, что слишком многие, кто сознательно искажая, кто по незнанию, считают, или пишут, что патриоты, это только т.н. «правые».
            И не моя вина в том, что за продолжающуюся уже 424 дня войны на сайте об этом было только 2 статьи автора этой, причём последняя – полгода назад, и 15 моих, некоторые из которых вызвали некоторый интерес.
            И всё. Хотя с интереом бы прочёл статьи Гроссмейстера, Юрия Дегена или Михаэля Верника.
            И, Вашу, конечно.
            2. Ответ Эдуарда я считаю не «жёстким», а хамским. При этом я никогда не позволял, и не позволю, себе такое «обсуждение» личности моего оппонента, которое регулярно я читаю у них в адрес своей скромной персоны.
            3. Повторял и повторю, что меня раздражает, когда некоторые из них, живущие не в Израиле, как те, кто никогда в нём не бывал, так и приезжавшие туристами или уехавшими из страны, начинают осуждать, именно осуждать, а не оБсуждать у нас происходящее и учить «израильски-примитивски» уму-разуму.

  1. Cэм: 01.12.2024 в 19:41
    ——————————-
    Но вы же не упрекаете ни Ривкина, ни Бараца, ни Беренсона в том, что то что они пишут сегодня не актуально, особенно для живущего в Израиле…

  2. А отвечать я не буду, чтоб не уподобляться.

    Сэм, и сейчас, как всегда, Вы верны своей тактике: при отсутствии аргументов — поскорее прятаться в кусты. Что ж, каждому своё, но…это вызывает только саркастическую улыбку, переходящую в настолько сильный смех, что впору констатировать: царевна Несмеяна от смеха умерла!

    1. Малинский Эдуард: 03.12.2024 в 12:16
      А отвечать я не буду, чтоб не уподобляться.
      Сэм, и сейчас, как всегда, Вы верны своей тактике: при отсутствии аргументов — поскорее прятаться в кусты
      \\\\\\\\
      Мой дорогой Эдуард, каких аргументов вы от меня ждали? Отрицать, что мне «под силу «глядеть» разве что в «наполеончики»» ?
      Не буду.
      Но хотите, я покажу вам, как надо меня характеризовать. Мне это так пришлось по душе, что я даже скопировал в компьютер:
      свои отвратные качества он вынес из несчастного детства. Трусливый хлюпик, он подвергался издевательствам своих одноклассников. Чтобы хоть как-то компенсировать свою неполноценность, был ябедой. За это дополнительно страдал физически. Комплекс неполноценности рос вместе с ним в отрочестве, юности. Малообразованный и недостаточно грамотный… У меня нет достаточно данных, чтобы описать его советские годы перед эмиграцией. Развалилась среда его проживания. Ему хотелось бы стать Сэмом, то есть, дядей Сэмом. Не получилось. Но в Израиле у называемых им левых есть потребность даже в таких Сэмах. Как говорится, на безбабье и кулак шансонетка. Посмотрите на его лживые писания. Какой стиль! Как до тошноты он старается писать красиво! Как сюсюкает! И как всё это выдаёт его низкопоклонство, так угодное, так приемлемое в среде, к которой он пристроился. Патологический лгун,…
      Думая, что лайкнувшим ту вашу мою характеристику эта понравится ещё больше.

      1. Уважаемый Сэм,
        Думая, «что лайкнувшим ту вашу мою характеристику эта понравится ещё больше», Вы как минимум в 33.33% случаев заблуждаетесь. Я согласен с диагнозом (а вовсе не с оскорблением), высказанным Э. Малинским (с которым я далеко не всегда и не во всём согласен), а вот о процитированных Вами словах моего горячо любимого и обожаемого отца я, как Вам известно, написал следующее (https://club.berkovich-zametki.com/?p=62818):
        «Казалось бы, такая характеристика должна была исключить возможность любого общения между мной и этим человеком. Но продолжительная полемика с ним привела меня к заключению, что папа был излишне резок. Конечно, и я, как и папа, являюсь его идеологическим противником. Но терпимость в сочетании с вескими, логически и фактически обоснованными аргументами представляется мне более эффективной, чем обливание грязью».

        1. Прочёл этот ваш комментарий, доктор Деген, уже после того, как отреагировал на комментарий Владимира.
          Добавить мне к нему нечего, продолжать участие в этом профсоюзном собрании по осуждению моей личности не буду.
          Желащие могут ограничиться самоудовлетворкнием.

  3. А не может ли проконсультировать по поводу количества уничтоженных самолётов тов. ИИ?
    И хотя утверждают, что нет наднационального ИИ, всё-таки, если попросить ИИ ответить отдельно на английском/немецком и на русском, то в результате можно будет убедиться, насколько объективны сведения из ВИКИ.
    Сделал бы это сам, да не умею общаться с ИИ.

    1. Общаться с ИИ очень просто. Задайте вопрос на любую тему, как очень информированному человеку тут:
      https://copilot.microsoft.com/
      В вашем случае вопрос мог бы быть таким:
      «Сколько самолютов потеряли разные страны во Второй Мировой войне: СССР? Германия? США? Великобритания? Япония? Франция?»
      Или таким:
      «Сколько самолётов потеряла гитлеровская коалиция, включая Германию, Японию, Италию и т.д. и антигитлеровская коалиция, включая США, СССР, Великобританию и т.д.?»
      Успрхов 🙂

      1. Zvi Ben-Dov: 04.12.2024
        Общаться с ИИ очень просто.
        ——————————————-
        Спасибо!

  4. Сэм! Ваша беда — обратите внимание: я не пишу «вина», потому что Вы иначе просто не способны поступать — это следствие Вашего авторитарного мышления, которое приемлют далеко не все — в том, что Вы меряете всех на свой аршин, который считаете таким же безукоризненным, как эталон метра в Палате мер и весов. К тому же присваиваете, более того, узурпируете право считать себя чуть ли не единственным патриотом Израиля.
    Как же Вы ошибаетесь! Виной тому — чрезмерное самомнение! О подобном социальном явлении поэт еще двести лет назад в своем романе в стихах ( глава 2 ) отметил: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны!» Но истина в том, что Сёме Давидовичу под силу «глядеть» разве что в «наполеончики»
    Что ж, вольному-воля! Гуляй, Вася! Примите мои и т.д ит.п.

    1. Прочёл, самой интересное, что нашлось аж 3 моих поклонника, которым понравились эти оскорбления.
      Может представитесь?
      А отвечать я не буду, чтоб не уподобляться.

  5. Может быть сами цифры потерь и фальсифицированные, но то, что потери у советских больше, чем у немецких асов, объясняется разной тактикой. Советские сбивали в воздушном бою. Дело это хлопотное и опасное. Хартман же сбивал их свободной охоте. Он прятался за облаками или заходил со стороны солнца, пикировал с большой высоты. Сбив противника тут же уходил на базу. Так же действовал и Покрышкин на американском самолете.

  6. Интересная статья. Автор рассказывает каким образом появляются цифры о результатах воздушных побед и убедительно объясняет, что без учета множества обстоятельств весьма некорректно сравнивать данные, которые приводят противники.

    1. Cэм: 01.12.2024 в 11:38
      Очень актуально сегодня, особенно для живущего в Израиле
      —————————
      Сэм, сравните публикуемые ЦАХАЛ цифры об уничтоженных боевиках ХАМАС и Хезболлы с данными об их потерях со слов представителей этих организаций…Это не «сомнительная статистика»?

      1. Владимир, всегда и все стороны в войне занижают свои потери и завышают потери врага.
        И это вполне естественно.
        И наверное это ещё одно проявление своей странности, но мне странно читать написанную израильтяниным сегодня статью на такую тему.
        עо крайней мере ко мне его множественное чBсло относится.

        1. Сэм: 01.12.2024 в 17:58
          —————
          Сэм, во-первых, жизнь продолжается и израильские авторы совсем не обязаны писать исключительно о нашей войне. Вы же не возмущаетесь еженедельными статьями А.Бараца и М.Ривкина или «Еврейским календарем» Л.Беренсона. Во-вторых, ничуть не спорю с тем, что всегда и все стороны в войне занижают свои потери и завышают потери врага. Но речь же не об этом. Автор рассказывает каким именно образом стороны считают потери врага и мне это интересно. Уверен, что и у нас имеются особенности того, каким образом ведутся подсчеты побед и потерь (формируется статистика) и, возможно, кто-нибудь когда-нибудь расскажет об этом.

          1. Ривкина читаю обязательно, Беренсон пишет о НАШЕЙ истории, а значит и о нашем настоящем, а Барац — No comments

    2. Ваше скромное дарование, дорогой Сэм, не дает Вам никаких оснований презирать других авторов, как пишущих, якобы, «неактуальное для живущего в Израиле». В Израиле живет чуть не 10 млн. человек, и все они разные. И у многих куда более разнообразные интересы, чем у Вас.
      Ведь Вам и публикации Бараца из цикла «толкования Торы» — «неактуальное для живущего в Израиле». А я бы добавила — «для такого недалекого человека, живущего в Израиле, как я.»
      А между тем, во всех отношениях блистательные тексты религиозного мыслителя Арье куда актуальней для Израиля, (если их вдумчиво читать), чем Ваши поверхностные, и столь стилистически заурядные, фактически, новостные обзоры. Да, и новости-то — с очевидной левой agenda. В этом вся суть замысла создателя этого Портала, что на нем каждый, способный испытывать надличностные интересы, человек, может найти что-то для себя интересное, утешительное, или радостное. А все это вместе смягчает нравы и украшает жизнь.

      1. Cоня, даже не пытайтесь меня оскорбить, я на вас всё равно не обижаюсь.
        Для меня достаточно, что вы не знаете, кто такой Сохнут.
        И это есть ХОРОШО

  7. Спасибо, уважаемый Эдуард! Достоверно, хотя и по Вики, а не по прямым источникам, поскольку уравновешенно. Спекуляций на эту тему было много, но все однобокие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.