Но такое объяснение, в свою очередь, требует объяснений: что означают слова «Ангел народоводитель Эсава», и вообще, что такое ангел народоводитель?
НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ВАИШЛАХ
«И остался Яаков один. И боролся некто с ним, до восхода зари. И увидел, что не одолевает его, и затронул его бедренный сустав, и сместился бедренный сустав Яакова, когда он боролся с ним. И сказал он: Отпусти меня, ибо взошла заря. И сказал: Не отпущу тебя, пока меня не благословишь. И сказал он ему: Как имя твое? И сказал: Яаков. И сказал он: Не Яаков изрекаться более имени твоему, но Исраэль; ибо ты боролся с Б-жьим (ангелом) и с людьми и преодолел. И спросил Яаков, и сказал он: Поведай же имя твое! И сказал он: Для чего это спрашиваешь о моем имени? И он благословил его там. И нарек Яаков имя месту Пениэль; ибо я видел Б-га лицом к лицу, и спаслась душа моя» (Брейшит 32:25-31)
Перед нами один из самых сложных для понимания эпизодов Торы, рассказ таинственный и загадочный. Многие комментаторы спорят, случилось ли всё это на самом деле или привиделось Яакову во сне. Но независимо от того, был ли «некто» ночным видением, «пророческим сновидением» или же вся история произошла наяву, и «некто» боролся с Яаковом, так же как все люди, главный вопрос остаётся: в чём же смыл этой борьбы, что Тора хочет нам поведать и чему хочет нас научить? И кто же этот «некто»? По мнению всех комментаторов, это не был простой смертный, не был какой-то ночной грабитель, нападающий на мирных путников. Это вполне очевидно из самого рассказа. Кто же это существо, посвящённое в тайны Всевышнего, торжественно провозглашающее весть о смене имени Яакова. И почему Яаков, по завершении тяжелой борьбы, провозглашает:
«ибо я видел Б-га лицом к лицу»?
РАШБАМ предлагает такое, не очень убедительное, объяснение: Яаков хотел убежать от Эсава, а Всевышний послал ему ангела:
«Чтобы не мог он убежать, чтобы узрел он исполнение обещания Всевышнего, что не сможет Эсав ему повредить.
«И увидел, что не одолевает его»: ангел, и хотел Яаков вырваться и уйти от ангела силой, убежать.
«затронул его бедренный сустав»: И захромал Яаков, ибо обещал ему Всевышний обетование, а Яаков хотел убежать. И такое же находим мы у всех тех, кто шёл по пути, не указанному Всевышним, или же отказывался идти по пути указанному: у Моше, у Билама, у Йоны» (РАШБАМ)
РАШБАМ в своём комментарии явно стремится избегать аллегорических толкований. Он хочет оставаться верным буквальному прочтению Торы. Но такая трактовка представляется не очень убедительной. Неужели слова «не одолевает его» нам следует понимать так, что ангел не смог заставить Яакова слушаться гласа Всевышнего и полагаться на Него? Неужели слова «и одолел» следует трактовать так, что победило в нём стремление бежать от Всевышнего, что победила его слабость, что его естественный физический страх одолел его веру в Обетование Свыше? Нельзя принять такое объяснение, не за такое «одоление» получил Яаков своё почётное имя Израиль.
Куда более убедительной представляется толкование Учителей наших в Мидраше:
«Рабби Хама Ханина сказал: Это был ангел народоводитель Эсава, как сказано: «потому, что я видел твое лицо, как лицо (ангела) Б-жьего, и ты явил благоволение ко мне» (там 33:10)» (Брейшит Раба 77:3)
И такую именно трактовку принял РАШИ:
«И пояснили Мудрецы, что это был ангел народоводитель Эсава»
Но такое объяснение, в свою очередь, требует объяснений: что означают слова «Ангел народоводитель Эсава», и вообще, что такое ангел народоводитель?
В мидраше про ангелов, которые восходят и нисходят, мы уже видели, что это ангелы народов мира, и видели как Всевышний ими правит и их ниспровергает. Своего рода перевод с образного языка мидраша на язык строгих абстрактных понятий даёт нам Р. Нахман Крохмаль в своей книге «Учитель заблудших для нашего времени» в главе «Народы и их божества»
«Нет самостоятельного бытия народа, кроме как в его духовной самости. И ни один народ не пропадает и не исчезает до тех пор, пока не исчезает душа народа, которая его живит и поддерживает. И то, что мы называем душа народа, это именно то, что в Торе и в Пророках красочным, осязаемым и образным языком названо «божества народов», а в пророчестве Даниэля и в словах мудрецов — «ангел народоводитель». Душа народа — это высший синтез всех духовных, душевных проявлений, распространённых среди данного народа. И этот высший синтез прозревали наши Пророки и Мудрецы. И подобно тому, как царь народа объединяет его в мире физическом, материальном, точно так же «божество» даёт народу внутреннее, духовное единство. И именно в этом состоит смысл слов Писания «и над всеми божествами (идолами) Мицраима творить буду суды» (Шемот 12:12), «вот, накажу Я Амона из Но, и Паро, и Египет, и богов его» (Ирмийя 46:25) И в этом глубокий смысл изречения Мудрецов: Не взыщет Всевышний с народа до тех пор, пока не взыскал с его божеств» (нахман Крохмаль)
И если такое объяснение верно, если Яаков действительно боролся с «народоводителем Эсава», нам становится понятным, почему он боролся именно в этом месте и именно в это время. До того, как реальный земной человек Яаков встретился с земным человеком Эсавом, его дух боролся с представителем Эсава, с душой этого народа. Встреча между людьми состоялась лишь после того, как народоводитель Эсава признал мощь Яакова и благословил его. Только после этого Яаков, раненный и хромающий, но не побеждённый, отправился на встречу с Эсавом, дабы умилостивить его.
Но если это был народоводитель Эсава, в чём же заключается смысл борьбы, смысл победы Яакова и его ранения в бедренный сустав?
Мудрецы видели в этой схватке Яакова с Эсавом предвестие грядущих дней, символ той схватки, той борьбы за свою духовную самость, которую суждено вести сынам Яакова против народов мира во мраке галута. И на языке Мудрецов про такой резюмирующий рассказ говорится: «деяния праотцев — знамение для детей». И в таком смысле истолковали этот рассказ Мудрецы в мидраше
«И боролся некто с ним, до восхода зари» (Брейшит 32:25) — до тех пор, пока не взойдёт заря над Израилем, пока не придёт избавление Израиля, которое подобно заре, ибо галут подобен ночи. Народы мира и злодейское царство Эдома борются против Израиля, дабы совратить его с пути Всевышнего, как сказано: «Воротись, воротись, Шуламмит; воротись, воротись, и мы наглядимся на тебя» (Песнь Песней 7:1)
«И увидел, что не одолевает его» (Брейшит 32:26) — не может соблазнить Израиль и отвратить его от единства Всевышнего, и «затронул его бедренный сустав» (там) — это обрезание. И когда царство злодейское повелело преследовать народ, был установлен запрет на обрезание.
«и сместился бедренный сустав Яакова» (там) — это о тех, кто осквернился в те дни преследования» (Мидраш Леках Тов)
И ещё более жуткое толкование — вероятно под влиянием событий, которые предшествовали его времени — дал этой схватке РАМБАН:
«И увидел, что не одолевает его» — и дело в том, что этот рассказ — провозвестник на будущие поколения, что придёт такое поколение в роду Яакова, когда Эсав станет одолевать его, и ухватит за мошонку. И было такое поколение во времена Мудрецов Мишны, во времена Р. Йеуды бен Баба и его товарищей, как сказано: «Сказал Рав Хия бар Аба: Если скажет мне человек — отдай жизнь свою за святость Имени Всевышнего, я отдам жизнь, но только если убьют меня сразу, но казней, какие были в поколении тотальных преследований я вынести не смогу»
И что же делали в поколение тотальных преследований? Брали железные шары, калили их до бела, подкладывали их под мошонку, и таким способом убивали человека.
И были ещё поколения, когда применялись такие казни, и ещё более жестокие, и евреи всё это претерпели и выдержали, как сказано: «И пришёл Яаков невредимым» (там 33:18)» (РАМБАН)
Оба толкования подчёркивают, что вышел Яаков «невредимым», т.е. его духовное и физическое бытие осталось неколебимым, что он не сломлен в схватке. Но при этом оба видят и ту высокую цену, которую заплатил Яаков за победу в этой схватке.
Но есть и существенное различие. Автор «Леках Тов» видит в повреждённом бедренном суставе символ того множества евреев, которые ассимилировались среди народов мира, которые не смогли выдержать суровых испытаний. РАМБАН видит в этом повреждении именно тех праведников, которые отдали жизнь свою ради освящения Имени Всевышнего. Мы преклоняемся перед народом, множество сынов которого претерпели страшные муки, но не предали свою веру.
Но Писание не только обещает нам, что выйдем невредимыми, что враги не смогут нас одолеть, нам обещано, что противник благословит Яакова. Нам обещают зарю, суть которой в продолжении нашей жизни, в победе над всеми врагами, но нам обещают и великое благословение. И уже первому праотцу в первом откровении (в том благословении, которое выделило и обособило его от всех народов мира) было сказано: «И благословятся тобой все семейства Земли» (Брейшит 12:3)
РАШИ: «И человек будет говорить сыну своему: будь как Авраама»
Интересно, а что означает отказ (да ещё в виде вопроса) противника Яакова называть своё имя?
Подозрительно еврейская манера отвечать вопросом.
Вполне возможно, что «ангел народоводитель Эсава» он из бывших евреев, которые отрицают еврейство, то есть партикулярную часть («Яаков») божественной миссии Яакова-Исраэля. Но через борьбу с такими бывшими евреями (выкресты-инквизиторы, чекисты евсекции, современными «евреи за Палестину» и т.д.) — из отрицания родился синтез партикулярной и универсальной («Исраэль») частей божественной миссии Яакова-Исраэля. А синтез — это благословение.
«Перед нами один из самых сложных для понимания эпизодов Торы, рассказ таинственный и загадочный. »
_______________________
По-моему те, кого мы считаем по инерции мудрецами до сих пор этого эпизода не поняли.
Обычно у меня получается дать своё толкование — иногда насмешливое, иногда просто нахальное, но не на этот раз.
Может ещё придёт в то место, которым я думаю, что-нибудь… 🙂
Но кое какие ассоциации статья вызвала 🙂
«По счастию проворный Гавриил
Впился ему в то место роковое
(Излишнее почти во всяком бое),
В надменный член, которым бес грешил.
Лукавый пал, пощады запросил
И в темный ад едва нашел дорогу.»
«Наше всё», Гавриилиада
Яаков борется с самим собой. С «Духовным» собой. И его побеа над самим собой весьма сомнительна — это скорее «ничья в пользу Яакова.
А то, что он увидел Лик Бога — это реализация (уж не помню, где прочитал — то ли у РАБАШа, то ли у Бааль Сулама) «По дороге к Творцу встретишь себя»
Даже стишок на эту тему написал — мысль мне показалась глубокой для еврейской философии:
Всю Мира горечь вскинь на плечи!
Коль к Цели хватит сил идти —
Ждёт удивительная встреча
С САМИМ СОБОЮ по пути…
Сначала я написал «Коль к Богу хватит сил идти», потом вспомнил, что я — атеист и Бога заменил Целью 🙂